Полная версия
Пьесы для трех актеров
ИННА. Да не будь ты такой робкой. Ты ведь и красивая, и приятная. Чего тебе стесняться?
МАЙЯ. (Продолжая лежать на полу.) Лариса, ты действительно красивая, но нет в тебе огня, шарма, кокетства. А мужчины это любят. Вот, посмотри на меня: я вся как пламя. Поэтому я их и привлекаю.
ЛАРИСА. Лежи тихо, пламя, сейчас тебе будет больно. (Энергично давит на один из позвонков.)
МАЙЯ. Ой! В самом деле, больно.
ЛАРИСА. Попробуй теперь встать.
МАЙЯ. Не могу.
ЛАРИСА. Встань, говорю!
Майя осторожно поднимается.
МАЙЯ. (Удивленно.) Отпустило. (Делает несколько шагов туда-сюда по комнате, потом пробует танцевать чечетку.) Всё, я снова живу! (Ларисе.) Вставай. (Помогает Ларисе подняться и усаживает ее на стул.)
Инна уносит на кухню чашки. Звонит телефон
ЛАРИСА. (Взволнованно.) Опять звонит!
МАЙЯ. (Хладнокровно.) Мне тоже что-то такое послышалось.
ЛАРИСА. Уже второй раз! Возьми трубку.
МАЙЯ. Спляши, тогда возьму.
Лариса берет костыли и изображает нечто вроде танца.
ЛАРИСА. Перестань! Ведь третий раз он не позвонит!
Майя берет телефон и ставит его рядом с Ларисой. Та испуганно отодвигает его.
Возьми и поговори вместо меня. Ты у нас языкастая.
МАЙЯ. Не трусь. Только постой, я сначала сделаю громкость, чтобы ты тоже слышала. (Включает на аппарате громкость.)
ЛАРИСА. Да возьми же трубку!
МАЙЯ. (Берет трубку.) Алло!..
Инна тем временем возвращается.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Мама?
МАЙЯ. Нет, Наташа, это Майя.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Здравствуйте. А мама дома?
МАЙЯ. Да, конечно. Сейчас подойдет. (Передает Ларисе трубку.)
ЛАРИСА. (Радостно.) Доча, привет!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Как твои дела?
ЛАРИСА. (Бодрым голосом.) Всё хорошо. Каждое утро гуляю, а сегодня на вечер Майя пригласила нас к себе в театр. Что у тебя? Может, забежишь как-нибудь?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Я бы рада, мама, но я жутко занята.
ЛАРИСА. (Чуть угасшим голосом.) Я понимаю.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Мам, я чего звоню: ты не можешь мне подкинуть чуть-чуть деньжат?
ЛАРИСА. Сколько?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Понимаешь, пригласили на банкет, так надо приодеться. Дай, сколько можешь. Ну, хотя бы тысяч десять.
ЛАРИСА. «Хотя бы»? Хорошо, постараюсь наскрести.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Спасибо, мамуля. Я тебе еще позвоню. Целую.
Разговор окончен. Лариса, стараясь не глядеть на подруг, кладет трубку. Долгая пауза.
МАЙЯ. (Кладет руку Ларисе на плечо.) Не расстраивайся, у всех то же самое.
Снова звонит телефон.
ЛАРИСА. Это она (Берет трубку.) Наташа?
ПРИЯТНЫЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС. Добрый день.
ЛАРИСА. (Растерянно.) Добрый день.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Вы Тонкая Рябина?
ЛАРИСА. (Удивленно.) Я?
Инна усиленно кивает Ларисе головой.
Ага. Я рябина.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Наконец-то я слышу ваш голос.
ЛАРИСА. Извините, мне надо надеть очки. (Делает знаки подругам, чтобы кто-нибудь из них продолжил разговор, но те знаками же отказываются.)
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Вы носите очки?
ЛАРИСА. Нет, вообще-то я всегда без очков. Я надеваю их только когда говорю по телефону.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Зачем?
ЛАРИСА. Зачем? Это трудно объяснить. Просто я очень стесняюсь.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. А в очках вы не стесняетесь?
ЛАРИСА. В очках я тоже стесняюсь.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Вы, как обычно, шутите.
ЛАРИСА. Вы не можете позвонить еще раз через две минуты?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Вы заняты? Может быть, я позвонил не вовремя?
ЛАРИСА. Нет-нет, вовремя. Просто у меня подгорает жаркое… То есть фаршированная курица.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Хорошо, я позвоню.
Разговор заканчивается.
ЛАРИСА. (Положив трубку.) Я так растерялась… Должно быть, он принял меня за полную идиотку.
МАЙЯ. И он не очень ошибся.
ИННА. Да не бойся ты. По переписке с ним я поняла, что он еще стеснительнее тебя.
МАЙЯ. Тогда они никогда не договорятся. Лариса, будь смелее! Недаром говорится: мужа стесняться – детей не видать.
ЛАРИСА. Мне себя не переделать.
Звонит телефон. Лариса после некоторых колебаний берет трубку.
Да?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Ну, как ваша курица?
ЛАРИСА. Какая курица? Ах, да… Спасибо, хорошо. То есть… Не сгорела.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Можно прийти ее попробовать?
ЛАРИСА. Нет, не в этот раз. Она все-таки не совсем удалась.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Это по моей вине.
ЛАРИСА. Ну что вы… Это я прозевала.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Мне нравится, что вы и готовить любите, и от жизни не отстаете: владеете компьютером, Интернетом…
ЛАРИСА. (Стараясь быть небрежной.) А кто теперь этим не владеет?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Каким вы браузером пользуетесь?
ЛАРИСА. Чем?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Браузером.
ЛАРИСА. (Мучительно думает, что ответить.) Когда как.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. А от вирусов предохраняетесь?
ЛАРИСА. Если избегать случайных контактов, то вирусы не страшны.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. И все-таки антивирус не помешает.
ЛАРИСА. В такие моменты я надеваю марлевую повязку.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Какая вы остроумная. Я это понял еще по нашей переписке. Давно хотел вас спросить: вы зарегистрированы в Фэйсбуке?
ЛАРИСА. Где?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. В Фэйсбуке.
ЛАРИСА. (Снова попав впросак.) Нет, я ни с кем не зарегистрирована. (Зажимает ладонью трубку и испуганно обращается к Инне.) Я его совершенно не понимаю. Поговори вместо меня.
ИННА. Он говорит о компьютерах, потому что тоже стесняется. Надо его как-то поощрить.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Алло!
ЛАРИСА. Да, я слушаю.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Я хотел бы с вами встретиться.
ЛАРИСА. (Подругам, зажав ладонью трубку.) Интересно, куда он меня зовет – на свидание или на компьютерные курсы?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Алло! Тонкая Рябина, куда вы снова пропали?
ЛАРИСА. Я здесь. Зовите меня просто Рябина. Во-первых, так короче, во-вторых, я не совсем тонкая.
МАЙЯ. (Громко шепчет Ларисе.) Ну куда ты вечно лезешь со своей правдивостью?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Что вы на это скажете?
ЛАРИСА. (Совершенно растерявшись.) На что? (Инне, зажав ладонью трубку.) Умоляю тебя, поговори с ним.
ИННА. (Тоже громким шепотом.) Ты маленькая, что ли? Говори сама!
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Алло! Алло! Связь почему-то все время прерывается. Я наберу еще раз.
Разговор окончен. Лариса кладет трубку.
МАЙЯ. Лариса, ты просто невозможная. Стесняешься, как школьница.
ИННА. Школьницы давно уже не стесняются.
ЛАРИСА. Как он хоть выглядит?
ИННА. Он прислал свою фотографию. Вполне привлекательный мужчина.
ЛАРИСА. Я тоже могу послать фотографию кинозвезды и написать, что это я.
МАЙЯ. Скажи честно, что ты оробела.
ЛАРИСА. Да, я боюсь. И на свидание с ним одна ни за что не пойду. Пойдешь со мной?
МАЙЯ. Может, если ты такая стеснительная, нам обоим и в постель с ним лечь? Я не против. Чего ни сделаешь ради подруги!
ЛАРИСА. Одна я не пойду, хоть убейте.
ИННА. Знаете, что? Идите, действительно, вдвоем. Во-первых, Ларисе будет не так страшно. Во-вторых, если между ними ничего не возникнет, то, может быть, он подойдет Майе?
МАЙЯ. Подойдет. Я уверена.
Звонит телефон. Лариса с надеждой смотрит на Инну. После обмена выразительной мимикой Инна нехотя берет трубку.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Это опять я. Сейчас меня хорошо слышно?
ИННА. Прекрасно. Мне кажется, что мы с вами рядом.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Теперь и я вас хорошо слышу. У вас даже голос стал другой. Кстати, он мне очень нравится.
ИННА. А мне ваш. (С неожиданным кокетством.) Настоящий мужской бархатный баритон.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Вы, наверное, любите музыку?
ИННА. Очень. А вы?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Тоже. Обычно я загружаю любимые мелодии из Интернета, потому что…
ИННА. (Прерывая.) Давайте условимся – не упоминать Интернет. Вы же говорите с женщиной, найдите темы более интересные. (Лариса одобрительно кивает головой.)
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Вы правы. Честно говоря, для меня Интернет – единственное спасение от одиночества, потому я его и вспоминаю к месту и не к месту.
ИННА. Вот и давайте решим, как вместе преодолеть одиночество.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Только продолжим этот разговор при личной встрече где-нибудь в кафе. Вы согласны?
ИННА. Может быть.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. (Обрадованно.) Когда?
ИННА. Примерно через неделю.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Почему так нескоро?
ИННА. Вероятно, я еще не готова. Ведь все это пришло так внезапно… Только не звоните сюда больше. Я вам напишу сама.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Хорошо.
ИННА. И обещайте при встрече не говорить о компьютерах и тому подобных вещах.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Договорились.
ИННА. И еще: вы не будете против, если я приду с подругой?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. С подругой? Зачем?
ИННА. Одна при первой встрече я буду стесняться.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Я вас понимаю. Приходите, с кем хотите. Только как я угадаю, кто из вас двоих будете вы?
ИННА. Вы должны это почувствовать.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Скажите, по крайней мере, ваше имя.
ИННА. Вы же знаете: Тонкая Рябина.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Я имею в виду настоящее имя.
ИННА. Настоящее? Прекрасная Незнакомка.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Очень вам идет. Как вы выглядите?
ИННА. Я выгляжу, как женщина, которая хочет выглядеть на пятьдесят.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Возраст меня устраивает.
ИННА. Надеюсь, сама Незнакомка вас тоже не разочарует. (Кладет трубку.)
МАЙЯ. Ну, ты молодец. Я и не подозревала, как ты ловко обольщаешь мужчин.
ИННА. Для вас стараюсь.
ЛАРИСА. Что дальше?
ИННА. Даем тебе неделю на полную поправку. После этого я сразу договариваюсь с вашим женихом, и мы снова сбежимся здесь за час до встречи в кафе. Я дам вам последние инструкции, и вы устремитесь навстречу своему счастью.
МАЙЯ. Инна, не забудь и мне подобрать кого-нибудь.
ИННА. Я только этим и занимаюсь. Хватит чесать языками, впереди у вас важная встреча. (Поднимается.) Через неделю чтобы были готовы!
Сцена 3Прошло несколько дней. Лариса, нарядно одетая, примеряет по очереди разные украшения и придирчиво рассматривает себя в зеркало. Входит Майя, тоже очень нарядная.
МАЙЯ. Привет!
ЛАРИСА. Привет!
МАЙЯ. Ух, какая ты шикарная! Видно, времени зря не теряла. Хоть сейчас на свадьбу. А ну-ка, повернись! (Восхищенно.) Блеск!
ЛАРИСА. Это ты говоришь, чтобы меня утешить. Сама-то вон как вырядилась. Ясно, что он выберет тебя.
МАЙЯ. Почему меня?
ЛАРИСА. Потому что ты из нас самая красивая.
МАЙЯ. Я не самая красивая. Просто я лучше вас умею пудриться и краситься. Как-никак, актриса. Привыкла гримироваться. Могу быть, какой хочешь: глуповатой блондинкой, роковой брюнеткой… Могу выглядеть наивной, опытной, темпераментной, холодной. Вот только изображать худую мне теперь трудновато.
ЛАРИСА. Как ты считаешь, этот жемчуг мне к лицу?
МАЙЯ. Нет, жемчуг лучше смотрится на темном. К тому же, видно, что он искусственный. У тебя же есть настоящий. Где он?
ЛАРИСА. (Чуть смущенно.) Продала.
МАЙЯ. Тогда надень свою роскошную золотую брошь. Она убьет его наповал.
ЛАРИСА. Я ее тоже продала.
МАЙЯ. Когда ты успела? Я же недавно на тебе ее видела.
ЛАРИСА. Понимаешь, Наташе нужны были деньги…
МАЙЯ. Можешь не продолжать. Ну, хорошо, я дам тебе свое колье, а сама попробую надеть твой так называемый жемчуг.
ЛАРИСА. Ну что ты! Мне неудобно…
МАЙЯ. Не бери в голову. Я же буду сидеть, так сказать, на скамейке запасных. Давай примерим, как это будет выглядеть.
Женщины обмениваются украшениями и смотрятся в зеркало.
ЛАРИСА. Интересно, этот мужчина высокий или низкий?
МАЙЯ. Тебе так важно это знать?
ЛАРИСА. Конечно. Если он низкий, то нельзя надевать туфли на высоком каблуке.
МАЙЯ. Черт, я об этом не подумала. Надела самые нарядные. Они мне жмут до ужаса, зато ноги в них – загляденье. (Любуется своими ногами.)
ЛАРИСА. Я уже лет пять не надевала туфли на каблуках. Ногам тяжело.
МАЙЯ. Терпи, как я. Раз в пять лет можно и пострадать. Как ты считаешь, у меня платье не слишком открытое? Все-таки кожа уже не та.
ЛАРИСА. Я дам тебе шифоновый шарфик. Повяжи вокруг шеи, будет самое оно. Инна мне говорила, что она специально выбрала кафе, где не очень яркий свет.
МАЙЯ. Молодец. Всё предусмотрела.
ЛАРИСА. Сделай мне пока быстренько маникюр.
МАЙЯ. Садись.
Майя начинает делать Ларисе маникюр
ЛАРИСА. Когда я была молодой, то думала – и почему женщины в возрасте так заботятся о своей внешности? И платья, и косметика, и кольца… А теперь думаю, а зачем это молодым девкам? Ведь они и без того красивые, стройные да гладкие.
МАЙЯ. В их годы не понимают, что и они когда-нибудь постареют. А мы – мы уже понимаем. Правда, нам до старости, конечно, еще очень далеко, но все-таки ближе, чем раньше.
ЛАРИСА. Само собой… Что-то Инна задерживается.
МАЙЯ. А она нам, собственно, и не нужна. Место знаем, время тоже.
ЛАРИСА. Но ведь нас надо проинструктировать. Она же с ним долго переписывалась, а мы про него ничего не знаем. И неизвестно, что он знает обо мне.
МАЙЯ. На месте разберемся.
ЛАРИСА. Нет, Инна должна меня научить. Я понятия не имею, о чем с ним беседовать. Я боюсь этих смотрин.
МАЙЯ. Чего тут бояться?
ЛАРИСА. Знаешь, что? Иди без меня.
МАЙЯ. Нет, право первой ночи принадлежит тебе. Отнимать у подруги жениха я не буду. Я стерва, но не до такой степени. К тому же, Инна тогда меня убьет.
ЛАРИСА. Кстати, где же она?
Входит Инна.
ИННА. Я здесь.
ЛАРИСА. Наконец-то! Я уже беспокоилась.
ИННА. Какие вы обе красавицы! А ну-ка, устройте демонстрацию мод!
Лариса и Майя вышагивают и поворачиваются, демонстрируя свои наряды.
Роскошно. Просто великолепно. Он упадет. Лариса, а где твоя знаменитая бабушкина брошь?
МАЙЯ. Там же, где хрусталь и жемчуг.
ИННА. Понятно. (Ларисе.) Ты свою Наташку этим только портишь.
ЛАРИСА. А что делать? Я хочу, чтобы она меня любила.
МАЙЯ. А что будет, когда твои резервы кончатся?
ИННА. Ладно, не будем сейчас об этом. Вы готовы?
ЛАРИСА. Да, почти.
ИННА. Тогда слушайте. Он будет ждать вас прямо за столиком в шесть часов.
ЛАРИСА. А как мы его узнаем?
ИННА. Приметы такие: темно-серый костюм, синий галстук, короткие седые волосы.
МАЙЯ. Седые – это плохо.
ИННА. Хорошо, Майя, я это учту. Для тебя подберу лысого. Да, вот еще: в руке он будет держать книгу в красной обложке, чтобы было заметно.
ЛАРИСА. Книга, наверное, о компьютерах.
ИННА. Нет, это стихи. А вообще-то, он не компьютерщик, а специалист по физике твердого тела.
ЛАРИСА. Еще того слаще.
МАЙЯ. (Распрямляя плечи.) А как он по части мягкого тела?
ИННА. Не говори пошлостей. Учтите, имен ваших он не знает. Тонкая Рябина и ее подруга. Всё. Так что сориентируйтесь на месте.
МАЙЯ. А как он сам назвался?
ИННА. Когда узнал, что с ним переписывается Тонкая Рябина, он назвался Высоким Дубом. Видимо, с намеком, чтоб она к нему перебралась и тонкими ветвями чтоб к нему прижалась.
МАЙЯ. Очень изысканно. Что ж, дуб, так дуб, нам не привыкать.
ЛАРИСА. А музыка в кафе есть?
ИННА. И музыка, и танцы.
ЛАРИСА. Ужас. А вдруг он пригласит? Я не танцевала лет тридцать. А то, что я когда-то умела, теперь уже не танцуют.
МАЙЯ. Не волнуйся, я думаю, и он уже не каждый день прыгает на дискотеках.
ЛАРИСА. Давайте вспомним хотя бы танго.
МАЙЯ. Кто теперь танцует танго?
ЛАРИСА. А что сейчас танцуют?
ИННА. Понятия не имею. Позвони дочери, спроси.
ЛАРИСА. Дочери тоже уже давно не до плясок. Я лучше позвоню внучке.
ИННА. Ну что ж, звони.
ЛАРИСА. (Набирает номер.) Светочка, привет. Как дела?.. А, ты торопишься?.. Скажи только, что сейчас люди танцуют? Я имею в виду, какие танцы?.. Для чего это нужно? Ну… Кроссворд разгадываем. Кажется, шесть букв. Не знаешь? Ну, а если не шесть букв?.. Так…Понятно. (Кладет трубку.)
МАЙЯ. Ну, что?
ЛАРИСА. Она сказала, что ничего никак не называется. Просто танцуют, и всё. Как она выразилась, «кто во что горазд».
МАЙЯ. Ну что ж, тем лучше. Порепетируем? Включи музыку.
ЛАРИСА. (Включая музыку.) Как будем танцевать-то?
МАЙЯ. Вольным стилем. Сказано ведь: кто во что горазд.
Лариса и Майя начинают танцевать.
Инна, присоединяйся!
ЛАРИСА. Тряхнем стариной!
Красавицы танцуют, сначала медленно, потом увлекаются и движутся все темпераментнее и быстрее. Инна поневоле присоединяется к ним. Танец кончается. Женщины без сил падают на диван и в кресла.
ИННА. (Обмахиваясь веером, который взяла у Ларисы.) Ну и танцы теперь пошли… Та же княгиня Меттерних, когда училась в восемьдесят лет танцевать чарльстон, сказала: «В мое время такие телодвижения женщина могла себе позволить лишь в постели».
МАЙЯ. (Тяжело дыша.) Это было прекрасно… Я хочу еще. Лариса, дай мне таблетку валидола, и мы продолжим.
ИННА. Поберегите силы на вечер, там напляшетесь. Пора идти.
ЛАРИСА. Уже? Я боюсь. Скажи, о чем с ним говорить?
ИННА. О чем хочешь.
МАЙЯ. Да ты не бойся. Разговаривать буду я. За мной дело не станет.
ИННА. Майя, только не затмевай на встрече Ларису. Тебя всегда слишком много, и рот у тебя никогда не закрывается. Не забывай: сегодня ты только подруга, вторая скрипка. Вот если он Ларисе не подойдет, а тебе понравится, тогда меняйтесь ролями.
МАЙЯ. Не бойся. Лариса будет первой скрипкой, а я могу быть хоть контрабасом.
ЛАРИСА. (Ею все больше овладевает страх.) Не буду я скрипкой, ни первой, ни второй. Я вообще без Инны там не справлюсь. (Инне.) Ты с ним месяц переписывалась неизвестно о чем, а мне придется там сидеть и хлопать ушами. Он спросит: «Не знаете, почем нынче браузеры?» А я что отвечу? Ты ведь даже не рассказала нам, что и как.
ИННА. Это верно. Но теперь уже не успеть.
ЛАРИСА. Тогда иди с нами.
ИННА. Я? Ты с ума сошла. Идти втроем?
ЛАРИСА. А что такого?
ИННА. Лариса, у него денег не хватит платить за четверых.
ЛАРИСА. Я заплачу.
МАЙЯ. Его кондрашка хватит, когда он увидит всю троицу.
ЛАРИСА. Не пойду без Инны, и всё. И не уговаривайте.
ИННА. Но я даже не одета. Вы вон как расфуфырены, а я как серенькая мышка.
ЛАРИСА. Ты и так хороша.
ИННА. Ты просто от страха ищешь повод увильнуть.
МАЙЯ. Действительно, это нехорошо. Инна для тебя старалась, нашла человека, а ты капризничаешь.
ЛАРИСА. Говорите, что хотите, а без Инны не пойду. (Инне.) Ну что тебе стоит? Посиди с нами хотя бы часик, пока не освоимся.
МАЙЯ. (Инне.) Что с ней делать? Иди вместо меня.
ИННА. Как это вместо тебя? Лариса, не валяй дурака. Майя, дай ей валерьянку, а то она вся трясется.
Майя капает в стакан лекарство и дает Ларисе.
ЛАРИСА. Майя, ты готовилась, одевалась – и не пойдешь? Тогда и я не пойду.
Лариса садится, и по ее виду ясно, что она парализована от страха и не собирается сдвинуться с места.
ИННА. Черт с вами, пошли все втроем. Посижу с вами полчаса, а потом уйду домой.
ЛАРИСА. (Горячо.) Спасибо.
ИННА. Знала бы, не стала бы с вами связываться.
МАЙЯ. Лариса, а я вернусь с тобой и у тебя переночую, хорошо? Если, конечно, ты его к себе не пригласишь.
ИННА. Пошли скорее, мы и так опаздываем.
Женщины собираются и идут к выходу. Вдруг Лариса останавливается.
МАЙЯ. Стойте! Последний взгляд в зеркало.
Все выстраиваются перед зеркалом.
ИННА. Ну, ни пуха!
Женщины уходят.
Сцена 4Комната Ларисы вечером того же дня. Входят Лариса и Майя. Они вернулись из кафе, вид у них раздраженный и недовольный.
МАЙЯ. Ну, слава богу, доплелись. (Бросает сумочку и, прихрамывая, ковыляет к дивану.) Первым делом надо снять эти чертовы туфли. (Садится на диван, стаскивает не без труда туфли, швыряет их в сторону, с облегчением вздыхает и расправляет пальцы на ногах.) Наконец-то!
ЛАРИСА. Болит?
МАЙЯ. А как ты думаешь? Самое обидное, что он на мои ноги даже ни разу не взглянул. Можно было надеть галоши.
ЛАРИСА. На мое платье он тоже не обратил внимания. Во всяком случае, ничего про него не сказал. А я пояс так затянула, что дышать не могла. (Распускает пояс.)
МАЙЯ. Нет, я в нем разочаровалась. Разве это мужчина?
ЛАРИСА. Ну, почему? Он симпатичный, вежливый… И ужин заказал красивый… (Вздыхает.) Жаль.
МАЙЯ. Ты очень переживаешь?
ЛАРИСА. По правде говоря, да.
МАЙЯ. Так уж он тебе понравился?
ЛАРИСА. Не в этом дело. Просто, когда надеешься, готовишься, а потом остаешься ни с чем… (Печально.) «Знать, судьба такая – век одной качаться».
МАЙЯ. Ты тоже виновата. Когда он в самом начале спросил: ««Кто же из вас Рябина?», надо было сразу четко и ясно сказать. «Я!» А ты мямлишь: «Кто из нас троих вам больше понравится, та и будет Рябиной».
ЛАРИСА. А он так вежливо отвечает «Вы все мне нравитесь».
МАЙЯ. А тут Инна вступает: «Вы очень галантны. Но все три вам не достанутся».
ЛАРИСА. А он отвечает еще вежливей: «Это становится похожим на суд Париса: вы вынуждаете меня выбирать между тремя богинями».
МАЙЯ. Да, начало было красивое. Зато потом…
ЛАРИСА. Да уж… Вечер сюрпризов.
МАЙЯ. После такой встречи надо расслабиться. Найдется у тебя что-нибудь такое? Ставь на стол, выпьем теперь уже как следует. Тут на нас никто не смотрит.
Лариса ставит на стол бокалы и наполняет их.
ЛАРИСА. Ну что, выпьем и все забудем?
МАЙЯ. Нет, я этого забывать не собираюсь.
Женщины пьют.
Но какова наша Инна!
ЛАРИСА. Не говори.
МАЙЯ. Вот и полагайся на подруг.
ЛАРИСА. Кто бы мог подумать? Не знаю, как теперь себя с ней держать.
МАЙЯ. А ты ее просто к себе не пускай, и всё. Я, например, видеть ее не хочу.
Входит Инна. Она все в том же скромном платье, но при этом как-то преобразилась. Походка стала легче, голос мягче, на губах блуждает улыбка. В руках у нее букет цветов.
ИННА. (Жизнерадостно.) Привет!
Лариса и Майя не отвечают.
Я немного задержалась… Вы забыли цветы. Куда их поставить?
Лариса и Майя продолжают хранить молчание. Инна встревожена. Улыбка на ее губах гаснет.
Что вы молчите?
МАЙЯ. (Демонстративно не замечая Инну. Ларисе.) Давай выпьем. За порядочных женщин. За хороших подруг, готовых прийти на помощь, за скромных, серьезных, за тех, кто не бегает за мужчинами, а сидит за компьютером или читает книжки, одобренные педагогическим советом.
ЛАРИСА. А ты знаешь таких женщин? Я лично таких не встречала.
МАЙЯ. Тогда выпьем за нас с тобой. Мы, правда, у компьютеров не сидим и в Интернете не очень разбираемся, зато никого не обманываем и не предаем. За нас с тобой, подруга!
Лариса и Майя чокаются и пьют.
ИННА. Девочки, я не понимаю, вы что – обиделись?
МАЙЯ. Лариса, сюда, кажется, кто-то вошел.
ЛАРИСА. Мне тоже так показалось.
МАЙЯ. Ты кого-нибудь ждала?
ЛАРИСА. Никого.
МАЙЯ. Надо было запереть дверь. Ты знаешь эту особу?
ЛАРИСА. Первый раз вижу.
МАЙЯ. И, надеюсь, последний.
ИННА. Кончайте валять дурака. Чем вы недовольны?
ЛАРИСА. И ты еще спрашиваешь? Устроила смотрины будто бы для меня, а он с первой минуты прилип к тебе, как пригоревший омлет к сковородке, и не отрывался весь вечер.
ИННА. Но я же не виновата, что так получилось.
МАЙЯ. А кто виноват?
ИННА. Что я – заигрывала с ним? Кокетничала? Разоделась в пух и прах, как вы? Да я вообще идти не хотела, вы сами меня с собой потащили.
ЛАРИСА. И, тем не менее, говорила с ним без умолку.
ИННА. Да, говорила. Но о чем? Все время расхваливала вас.
МАЙЯ. И за это получила от него комплимент: «За что вы мне нравитесь, так это за вашу скромность».
ЛАРИСА. Нет, не так. «За что вы мне ЕЩЕ БОЛЬШЕ нравитесь, так это за вашу скромность».
МАЙЯ. Правильно. «Еще больше».
ИННА. Пока я не вижу, в чем состоит мое преступление. В том, что я ему понравилась?
МАЙЯ. И в этом тоже. Ты не должна была этого допускать.
ИННА. (Смешавшись.) Пожалуй, ты права.
ЛАРИСА. (Помолчав.) Скажи честно, а тебе он тоже понравился?