bannerbanner
Пьесы для четырех актеров
Пьесы для четырех актеров

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

ДРУГ. Что так мало?

ЖЕНА. А дольше мы будем потом, когда останемся одни. Ешьте, пейте, что вы остановились?

Звяканье ножей и вилок возобновляется.

МУЖ. (Другу, тихо.) Слушай, а может, мне тихонько встать, выйти незаметно из комнаты и смыться на край света?

ДРУГ. Сиди.

МУЖ. Разве у тебя не бывает такого настроения, что хочется бросить все к чертовой матери и уйти куда глаза глядят?

ДРУГ. Бывает. Все бывает. Сиди, куда ты денешься?

ЖЕНА. (Подруге.) Почему у тебя пустая тарелка? (Мужу.) Что же ты не ухаживаешь за гостями?

МУЖ. Вам положить салату? Или, может быть, курицу в майонезе?

ЖЕНА. (Мужу.) Что это ты все «вы» да «вы»?

МУЖ. (Скромно.) Мы ведь на брудершафт еще не пили.

ЖЕНА. Так кто мешает?

ПОДРУГА. (Скромно.) Мы еще не настолько знакомы…

ЖЕНА. Пустяки.

МУЖ. (Наполняя рюмки.) Итак, на брудершафт?

Муж и Подруга пьют и целуются.

ЖЕНА. Давно бы так.

МУЖ. Идея! (Другу.) Выпей и ты с ней на брудершафт. Мы здесь все свои, а вы как-то казенно друг с другом держитесь.

ЖЕНА. Правильно. (Другу.) Выпей. И я хочу, чтобы вы подружились.

ДРУГ. Мм…

МУЖ. В общем, на брудершафт!

Подруга и Друг пьют и целуются.

ЖЕНА. Почему вы держитесь, как деревянные?

ПОДРУГА. Тебе кажется. Нормально держимся.

Все молча едят.

МУЖ. Что это мы замолчали?

ЖЕНА. О чем говорить?

МУЖ. Может, потанцуем? А то что-то скучновато становится.

ПОДРУГА. Мне и так не скучно.

МУЖ. Надо было больше народу назвать, я же говорил.

ЖЕНА. Помню, в день свадьбы тебе все гости лишними казались.

ДРУГ. Ты хочешь, чтобы мы и теперь казались лишними?

ЖЕНА. Теперь я ничего не хочу.

ДРУГ. Может, в самом деле потанцуем?

ЖЕНА. (Пожав плечами, Мужу.) Поставь что-нибудь.

Звучит медленное танго. Муж хочет пригласить Подругу.

ПОДРУГА. Первый танец по традиции невеста дарит жениху.

Муж нехотя приглашает Жену и танцует с ней. Друг и Подруга остаются сидеть.

ЖЕНА. А вы чего?

ПОДРУГА. Не приглашают.

ДРУГ. Я еще не разошелся.

МУЖ. (Другу.) Давай, давай, нечего стесняться.

Все четверо танцуют.

ПОДРУГА. (Другу.) Послушай, а ведь это наше танго! Узнаешь?

ДРУГ. Да. Смешно немножко.

ПОДРУГА. У тебя седина появилась.

ДРУГ. А ты не меняешься.

ПОДРУГА. Спасибо. Как тебе живется-то?

ДРУГ. Если честно, то не слишком весело. А как ты?

ПОДРУГА. Тебе не кажется иногда, что мы совершили глупость?

ДРУГ. Даже две. Первую – что поженились, вторую – что разошлись.

ПОДРУГА. Интересно, что бы получилось, сойдись мы снова.

ДРУГ. Это была бы третья глупость.

Музыка умолкает.

ЖЕНА. (Мужу.) Поставь что-нибудь повеселее, чтоб не так тошно было.

Звучит музыка в быстром темпе, с резким изломанным ритмом. Все четверо танцуют в отчаянном самозабвении.

ПОДРУГА. (Споткнувшись.) Ой!

МУЖ. Что случилось?

ПОДРУГА. Каблук сломался.

ЖЕНА. Не беда. (Мужу.) Сможешь починить?

МУЖ. (Вертя в руках туфлю.) Попробую. (Идет за инструментом.)

ЖЕНА. Пойдем, наденешь пока что-нибудь мое.

Жена и Подруга уходят в спальню. Жена достает из шкафа туфли, Подруга их примеряет. Муж возвращается с инструментом.

МУЖ. Держи.

Друг держит туфлю, Муж начинает прибивать каблук.

МУЖ. Надо бы сейчас все-таки поговорить с женой.

ДРУГ. Почему «надо»?

МУЖ. Слово дал.

ДРУГ. Кому?

МУЖ. (Оглянувшись на дверь спальни.) Себе.

ДРУГ. Все-таки решил с ней расстаться?

В спальне.

ПОДРУГА. А почему бы вам с ним не расстаться?

ЖЕНА. Ты думаешь, я об этом не думаю?

ПОДРУГА. Я думаю, ты об этом думаешь.

ЖЕНА. Скажу тебе больше – я только об этом и думаю.

ПОДРУГА. А может, тебе перестать, наконец, об этом думать и сделать решительный шаг?

ЖЕНА. И остаться одинокой?

ПОДРУГА. Сама же говоришь, что он тебе не нужен.

ЖЕНА. Мне-то он не нужен…(Протягивает другие туфли.) Вот, попробуй эти.

ПОДРУГА. Спасибо.

ЖЕНА. Понимаешь, в глазах людей женщина без мужа – это…

ПОДРУГА. Чушь.

ЖЕНА. Согласна. Но сколько ты меня ни убеждай, у одинокой женщины всегда комплекс неполноценности.

ПОДРУГА. У моей бабушки и то не такие допотопные взгляды.

ЖЕНА. Может, когда я стану бабушкой, и я буду посовременнее. А в нашем возрасте, согласись, быть замужней как-то вернее. (Кивая на туфли.) Жмут, что ли?

ПОДРУГА. (У зеркала.) Немножко.

ЖЕНА. Может, наденешь эти, что на мне?

ПОДРУГА. Давай.

ЖЕНА. Честно говоря, и его немножко жаль. Совершенно неприспособленный. Куда он денется?

ПОДРУГА. Не бойся, без твоего печенья он не зачахнет.

ЖЕНА. Я все думаю, не пора ли ставить чай?

ПОДРУГА. Оставь. А насчет моей неполноценности я тебе вот что скажу: полноценная женщина – это свободная женщина, а не та, которая, чтобы выглядеть в глазах людей, нанимается в бесплатные кухарки. (Тычет пальцем в сторону столовой и кухни.)

ЖЕНА. Ты вообще против брака, что ли?

ПОДРУГА. Смотря какого. Может, брак – это пережиток.

ЖЕНА. Взамен пока ничего лучшего не придумали.

В столовой Муж орудует молотком.

ДРУГ. Ловко у тебя получается.

МУЖ. Каук ы пакаакуу око, а ы ыака ыаа ыау.

ДРУГ. Чего ты там бормочешь?

МУЖ. Мым-мым-мо.

ДРУГ. Чего?

МУЖ. (Выплюнув зажатые в губах гвозди.) Видишь ведь, что рот полон гвоздей, а лезешь с разговорами.

ДРУГ. Что ты бормотал?

МУЖ. Что каблук я приколачиваю ловко, а из-под каблука выбраться не могу. Тебе-то хорошо, ты свободный.

ДРУГ. Ну и что? Думаешь, сладко?

МУЖ. Все лучше, чем мне.

ДРУГ. Кое-какие плюсы, конечно, есть…

МУЖ. Еще бы! Что хочешь, делай. Куда хочешь, иди. Ни перед кем не отчитываешься, от чужого настроения не зависишь, никто на шее не висит и в душу не лезет.

ДРУГ. Ты просто не замечаешь удобств семейной жизни. Одному и топиться идти скучно. Я уж сколько времени не ел по-человечески. Не то что у тебя: вон, весь стол заставлен.

МУЖ. Не ради же щей люди женятся.

ДРУГ. Красота приглядится, а щи не прихлебаются. Холостяцкая жизнь – это что? Кабак. Изредка, конечно, приятно, а все время – тошно. Нужен какой-то якорь, пристань нужна, гавань, что ли.

МУЖ. Послушай меня, не торопись с женитьбой. Держись!

ДРУГ. Я держусь. Но когда-то ведь все равно надо определиться. Не вить же гнездышко в шестьдесят лет.

МУЖ. Ну, до шестидесяти тебе, положим, не близко.

ДРУГ. И от восемнадцати, скажем, далековато. Веришь ли, вечерами страшно в пустую квартиру заходить.

МУЖ. Тогда женись.

ДРУГ. Связать себя с женщиной, которая полгода будет казаться лучше всех, а остальную жизнь – хуже всех?

МУЖ. Тогда не женись.

ДРУГ. И так сохнуть, пока не превратишься в старый пень?

МУЖ. Чего же ты хочешь?

ДРУГ. Если бы я знал…

В спальне.

ЖЕНА. Кто-нибудь знает, что вы встречаетесь?

ПОДРУГА. Пока нет.

ЖЕНА. Но мне-то ты его покажешь?

ПОДРУГА. (Уклончиво.) Ну конечно.

ЖЕНА. Интересный?

ПОДРУГА. Увидишь.

ЖЕНА. Разводиться собирается?

ПОДРУГА. Трудно понять.

ЖЕНА. Что говорит?

ПОДРУГА. Как все. Спекулирует на жене и ребенке.

ЖЕНА. А эта курица?

ПОДРУГА. Какая курица?

ЖЕНА. Ну, жена. Она его любит?

ПОДРУГА. Конечно нет.

ЖЕНА. (Надевая туфли.) Знаю я таких. Любой ценой держатся за мужа, лишь бы быть замужем. (С удовольствием смотрится в зеркало.) Смотреть на них противно.

ПОДРУГА. (Тоже стоя у зеркала.) Туфли отличные, но на мне как-то не смотрятся.

ЖЕНА. А ты в них походи, привыкни.

ПОДРУГА. Платье, что ли, не то? Он, в сущности, хороший парень, но она его так затюкала…

ЖЕНА. А что из себя представляет эта выдра?

ПОДРУГА. Какая выдра? Жена?

ЖЕНА. Ну да. Неприятная особа?

ПОДРУГА. Дело не в том, какая она. Я вообще ненавижу жен.

ЖЕНА. А сама хочешь замуж. Правда?

ПОДРУГА. Ну и что? Она его не любит, не заботится, изменяет – и все равно она на первом плане, у нее все права. И хотя он отдает мне душу и тело, а ей – грязное белье и зарплату, все равно она на коне, а я – пешка. (Очень серьезно.) Иногда мне бывает так тоскливо…

ЖЕНА. Я понимаю.

ПОДРУГА. Нет, ты не понимаешь. Вот, представь, что ты всегда одна. Дома, на улице, в гостях. Все при ком-то, а ты одна. Ни опоры, ни будущего. И детей нет. Страшнее не придумать.

ЖЕНА. Жалеешь, что развелась?

ПОДРУГА. Мы так друга измучили, что выхода другого не было.

Муж, кончив чинить туфлю, стучится в дверь спальни и заходит к женщинам.

МУЖ. (Протягивая туфлю Подруге.) До дома дотянет, но танцевать в ней не стоит.

ПОДРУГА. Спасибо.

ЖЕНА. Ну ладно, иди.

МУЖ. Что значит «иди»? Мы так и просидим весь вечер одни?

ЖЕНА. Иди, иди, у нас свои дела.

Муж нехотя возвращается в столовую.

Ты права: платье с этими туфлями не смотрится. Давай я к ним что-нибудь подберу. (Вынимает из шкафа гору одежды. Подруга с удовольствием примеряет одно платье за другим.)

В столовой.

МУЖ. Если тебе так тошно, почему ты ни с кем не встречаешься?

ДРУГ. А кто сказал, что не встречаюсь?

МУЖ. Что ж ты до сих пор молчал!

ДРУГ. О некоторых вещах не болтают.

МУЖ. Замужняя, что ли?

ДРУГ. В этом все дело.

МУЖ. Но мне-то можно было довериться!

ДРУГ. Тебе? Можно.

МУЖ. Симпатичная?

ДРУГ. Ничего.

МУЖ. А темперамент?

ДРУГ. Очень.

МУЖ. (Завистливо.) Счастливец. Муж не догадывается?

ДРУГ. Вроде нет.

МУЖ. Должно быть, лопух порядочный. (Смеется.)

ДРУГ. Он добрый парень. Меня даже совесть иногда мучает.

МУЖ. Нашел, из-за чего страдать. Может, он ее и не любит.

ДРУГ. Мужья ревнуют, даже если не любят.

МУЖ. Какой смысл?

ДРУГ. Вот ты, например, ревновал бы, если бы узнал, что жена тебе изменяет?

МУЖ. Она – изменяет? Не смеши. Она на это не способна.

ДРУГ. Все мужья так думают. А по статистике, более 40% жен хоть раз да изменяют мужу.

МУЖ Но не моя. Она же холодна, как снежная баба.

ДРУГ. А ты все-таки предположи…

МУЖ. А тут и предполагать нечего. Ей мужчина вообще не нужен, можешь мне поверить. Ты лучше вот что скажи…

ДРУГ. (Стараясь уйти от разговора.) Что там женщины делают?

МУЖ. По-моему, тряпки примеряют.

ДРУГ. Эй, девочки! Вы скоро?

ЖЕНА. (Из спальни.) Сейчас!

В спальне Подруга перед зеркалом прикладывает по очереди к плечам платья Жены.

ПОДРУГА. Очень миленький костюмчик. А говоришь, носить нечего. Так, значит, ты и дальше намерена тянуть лямку?

ЖЕНА. Трудно уйти в пустоту, ни к кому.

ПОДРУГА. Но тебе же есть, к кому. Это я, дура, с семейным связалась.

ЖЕНА. Ты просто своего счастья не понимаешь. Он всегда будет хранить тебе верность.

ПОДРУГА. А жена?

ЖЕНА. Жена не в счет. Это просто вид службы.

ПОДРУГА. На моем месте ты бы иначе заговорила. Нет ничего более жалкого, чем чужой муж. Вечно он какой-то пришибленный, замороженный и несчастный. Даже в постели смотрит только на часы. И при этом так торопится, как будто хочет досрочно выполнить задание начальства.

ЖЕНА. В какой-то мере я его понимаю.

ПОДРУГА. Я не смею вылезать из подполья. Для его друзей и родственников я вообще не существую.

ЖЕНА. К чему тебе его родственники?

ПОДРУГА. Ни к чему, а все равно обидно. Сделаешь ему подарок, так он его домой забрать боится. Подержи, говорит, пока у себя, а я его потом возьму. Вот и собрала целую коллекцию.

ЖЕНА. А он тебе что-нибудь дарит?

ПОДРУГА. Может, и рад бы, да перед женой надо отчитываться, куда деньги делись. Купил мне недавно комбинацию, вот и все.

В столовой.

МУЖ. Больше всего они любят выяснять отношения.

ДРУГ. Это точно. Все отношения сводятся к их выяснению.

МУЖ. И еще они любят вздыхать про неизбежность конца и что все равно нет будущего. Каждое свидание превращают в трагедию.

ДРУГ. Это они умеют.

В спальне.

ПОДРУГА. Нерешительность – главная черта мужчин. Они ждут, что все образуется само собой. Жена растворится, дети растают, сложности исчезнут. А в ожидании этого царствия небесного и заикаться не смей, как его ускорить.

ЖЕНА. И ты его этим попрекаешь?

ПОДРУГА. Бывает. Знаю, что нельзя, но не могу удержаться.

ЖЕНА. Вот и зря. Во всех случаях ты должна его только хвалить. Слышишь – только хвалить! И повторять, что ты его понимаешь. Именно ты именно его понимаешь. А главное – никогда не ругай эту корову.

ПОДРУГА. Его жену?

ЖЕНА. Ну да.

ПОДРУГА. По-твоему, я должна ее хвалить?

ЖЕНА. Внушай ему, что у вас все будет не так, как с ней.

В столовой.

ДРУГ. Не успеешь познакомиться, а она уже рвется тебе белье стирать. Неверный шаг – и ты в капкане.

МУЖ. Вот, кстати… На тему капкана…

ДРУГ. Ну.

МУЖ. Как тебе нравится подруга?

ДРУГ. По-моему, идеала не бывает.

МУЖ. Так я тебе скажу – она идеал. Почти идеал. У нее только один недостаток.

ДРУГ. Ага, все же есть.

МУЖ. Очень маленький. Она хочет, чтобы после развода я сразу на ней женился.

ДРУГ. А ты?

МУЖ. Я готов ради нее застрелиться, броситься в огонь, пойти в филармонию даже… Но ей нужно только жениться. Сегодня поставила вопрос ребром.

ДРУГ. А ты?

МУЖ. Я в принципе не против. Но не сразу. Сразу нельзя.

ДРУГ. Правильно.

МУЖ. Нужен антрактик, отпускочек такой небольшой. Мне в себя надо прийти. Видишь, во что я превратился.

ДРУГ. Еще бы не видеть.

МУЖ. А каким я был, помнишь? Песни пел, танцевал лучше всех на курсе. (Затягивает было песню и пускается в пляс, но, махнув рукой, садится.) Беда в том, что я очень женат. Если бы я был женат хоть чуть-чуть поменьше… Но я женат каждый день, понимаешь? Вот Ермишкин, например – тот как-то не очень женат. Ему жена дает выходной. Каждый понедельник – его день. Делай, что хочешь. Никаких расспросов. Ей однажды стукнули, что видели мужа с какой-то кисой. А она отвечает: если в понедельник, это меня не касается. Вот какие жены бывают.

В спальне.

ПОДРУГА. Ты знаешь, больше всего мне нравится платье, которое на тебе.

ЖЕНА. А мне нравится твое.

ПОДРУГА. Может, поменяемся?

ЖЕНА. Давай.

Женщины снимают платья.

ПОДРУГА. Гляди – у нас одинаковые комбинации!

ЖЕНА. Действительно… Где ты ее купила?

ПОДРУГА. Мне ее подарил… ну… он. Я же тебе говорила.

ЖЕНА. А мне – муж.

ПОДРУГА. Да?

ЖЕНА. Наверное, они в одном магазине покупали. Смешно, правда?

ПОДРУГА. Очень. Хочешь, я тебе ее отдам? (Хочет снять комбинацию.)

ЖЕНА. Не надо. Зачем мне две одинаковых?

ПОДРУГА. Пусть будут.

ЖЕНА. Не надо. Терпеть не могу этот цвет.

ПОДРУГА. Я тоже. Да и вообще, кто теперь носит комбинации?

Женщины, все еще в комбинациях, рассматривают себя в зеркале.

ЖЕНА. Гляди, мы друг на друга похожи. И размеры одни и те же.

ПОДРУГА. Действительно.

ЖЕНА. Когда мы одинаково одеты, это особенно заметно. Вот если тебе еще прическу чуть изменить… (Подправляет Подруге прическу.) Видишь? Как от одной мамы.

ПОДРУГА. Вот уж никогда бы не подумала.

Жена надевает платье Подруги, Подруга – платье жены.

ЖЕНА. Тебе жутко идет. Так и останемся, ладно?

ПОДРУГА. Давай. Всё какое-то разнообразие.

ЖЕНА. Пойдем, а то они там без нас киснут. Честно говоря, идти–то к ним не хочется. С тобой так тепло… Кстати, как тебе мой друг? Нравится?

ПОДРУГА. Еще не пригляделась.

ЖЕНА. Сказать тебе правду? Только с ним я женщиной себя и чувствую.

ПОДРУГА. Неужели тебе с ним хорошо?

ЖЕНА. Конечно. Не то, что с мужем.

ПОДРУГА. Постой… А ты разве с мужем… Ну…

ЖЕНА. (Разводит руками.) Супруг. Четверть часа в неделю приходится терпеть. Иначе начнутся обиды, подозрения… А сложностей у нас и так хоть отбавляй.

Женщины переходят в кухню. Слегка захмелевшие мужчины продолжают задушевный разговор в столовой.

МУЖ. Вот говорят – женщины, женщины… Где они, эти женщины? Как подумаю, сколько их на свете, таких разных-разных: ласковых, бойких, застенчивых, естественных, кокетливых, стройных, огневых, бывалых, невинных, интеллектуальных, непосредственных… И все они не для меня. Для меня только одна жена, а своя жена разве женщина?

ДРУГ. А кто же?

МУЖ. Льдина, манекен, крокодил – кто угодно, только не женщина. Скажу тебе, как мужчина мужчине: хуже, чем с ней, не бывает. Белое безмолвие. Это в-восьмых. Теперь в-девятых…

ДРУГ. Постой-постой. А разве вы с ней…

МУЖ. Куда ж от этого денешься, старик?

ДРУГ. Кто же тебя неволит?

МУЖ. А что делать? Начни я манкировать, она сразу смекнет, что у меня кто-то есть. И тогда начнется. А я терять ее не хочу.

ДРУГ. Кого? Жену?

МУЖ. Да нет… Подругу.

ДРУГ. (Оторопело.) Понятно. (Машинально берет с тарелки косточку и начинает глодать.)

МУЖ. Отдай. (Отнимает у удивленного Друга кость и бережно заворачивает ее в бумажку.)

ДРУГ. Зачем тебе кость?

МУЖ. У меня собака во дворе есть.

ДРУГ. У тебя?

МУЖ. Соседская. Такая славная дворняга. С глазами. Хозяин ее голодом морит, а я к ней привязался, понимаешь? Глажу ее, ласкаю, слова всякие говорю…

ДРУГ. А она?

МУЖ. И она меня любит. Но все же не так, как хозяина. Нет справедливости.

ДРУГ. Ты бы свою завел.

МУЖ. Не дают. А жаль. Представляешь, прихожу домой, а она бросается ко мне навстречу, такая радостная… (Вздыхает.)

ДРУГ. А я в земле копаться люблю. Хотел садик завести, цветы выращивать. Только для кого?

В кухне.

ПОДРУГА. (Смотрит, как Жена укладывает на блюдо печенье.) Я бы тоже хотела готовить… Только для кого?

ЖЕНА. Может, поставить сразу греть чайник?

МУЖ. (В столовой.) Значит, остывает чайник?

ДРУГ. Какой чайник?

МУЖ. В смысле чувств. На тему термодинамики.

ДРУГ. А… Остывает.

МУЖ. А если чайник присоединить к розетке и включить?

ДРУГ. Если затрачивать энергию, он, ясное дело, будет нагреваться.

МУЖ. Выходит, неправ твой ученый. Конечно, если двоих замкнуть друг на друга, они быстро друг другу осточертеют. Но ведь кругом-то жизнь кипит – может, это и есть подвод тепла? И ведь в совместной жизни мы не только теряем, но и приобретаем что-то?

ДРУГ. Пожалуй.

МУЖ. Значит, вовсе не обязательно брак должен остывать. Отношения все время строить надо. Затрачивать на это энергию. Тогда все будет хорошо. Вот тебе и вся термодинамика.

ДРУГ. К чему ты ведешь?

МУЖ. Скажу тебе правду. Я устал. Часто сам не понимаю причины наших ссор. Иногда хочется просто обнять ее и сказать: «Чего мы все делим? Зачем друг друга мучаем? Неужели нельзя начать все заново?»

ДРУГ. Чудес не бывает. Вот ты перечислял свои «во-первых», «во-вторых», и все время «она», «она»… А ты кто? Красавец? Миллионер? Гений?

Муж молчит.

Средний мужчина, каких, ты меня извини, много, а требуешь к себе необыкновенного, идеального отношения.

МУЖ. А что, по-твоему, я должен требовать?

ДРУГ. Может, надо не требовать, а давать? Может, надо себя менять, а не жен?

МУЖ. Гляди, как заговорил.

ДРУГ. После пятой рюмки.

Входят Жена и Подруга. Друзья ошалело смотрят на них.

ДРУГ. Вас и не узнать. Не поймешь, кто есть кто.

ЖЕНА. Кто из нас больше похорошел?

ДРУГ. Обе. Честное слово.

ЖЕНА. Что вы тут делаете?

ДРУГ. Сидим без вас и скучаем.

ЖЕНА. Сейчас мы вас расшевелим. Ставь музыку.

ДРУГ. (Включив проигрыватель.) Приглашают дамы!

Жена приглашает Друга, Подруга – Мужа.

ПОДРУГА. (Тихо.) Поговорил?

МУЖ. Когда же я мог? Вы ведь не выходили из спальни.

ПОДРУГА. Комбинации дарить так время находишь.

МУЖ. При чем тут комбинации?

ЖЕНА. (Другу.) Ну, ты решил?

Друг молча продолжает танцевать.

ПОДРУГА. (Мужу.) Если б ты знал, как я от всего этого устала.

МУЖ. Я с ней поговорю, вот увидишь.

ПОДРУГА. Когда? Через год?

МУЖ. Прямо сейчас. Вот посидим еще минут пять…

ЖЕНА. (Другу.) Так что ты мне скажешь?

Музыка кончается.

ДРУГ. Пожалуй, по домам пора.

ПОДРУГА. Да, мы вам, наверное, уже надоели.

МУЖ. (Поспешно, удерживая Друга.) Не говорите ерунды, никуда мы вас не отпустим.

ЖЕНА. (Поспешно, удерживая Подругу.) Конечно, не отпустим. Ведь мы еще даже чаю не пили. Садитесь. (Мужу.) Налей всем вина.

Жена подает чай, печенье. Все молчаливо едят. Муж пытается завязать разговор.

МУЖ. Что нового?

ЖЕНА. (После паузы.) Это ты меня спрашиваешь?

МУЖ. Вообще.

ЖЕНА. Если меня, то ничего. Разве что Ермишкина недавно встретила…

МУЖ. Ну и как он?

ЖЕНА. Хорошо. С женой развелся.

МУЖ. Ермишкин?! Не может быть!

ЖЕНА. Уже и суд был.

МУЖ. Но это же… Это… (Не найдя слов, умолкает.)

ДРУГ. Не горюй. Выпей лучше.

МУЖ. (Трагически.) Не хочу.

ЖЕНА. Можно подумать, наступил конец света.

ПОДРУГА. (Мужу.) Разве ты не понимаешь, что иногда развод – лучший выход?

МУЖ. Понимаю. Еще как понимаю Но Ермишкины… Нет, не верю! У них был брак по любви.

ЖЕНА. Подумаешь, любовь! Девятнадцатилетняя идиотка влюбляется в парня, к примеру, только потому, что он танцует лучше всех на курсе.

ПОДРУГА. А главным образом, потому, что возраст такой – влюбляться.

МУЖ. Но не все же такие дураки и дуры!

ПОДРУГА. Что мы понимаем в молодости?

МУЖ. Надо запретить вступать в брак до двадцати пяти лет.

ПОДРУГА. (Иронически.) До тридцати.

ЖЕНА. До сорока трех.

ДРУГ. Надо вообще запретить вступать в брак. По крайней мере, мужчинам. Женщины – те пускай выходят замуж сколько угодно, но мужчинам – запретить!

ПОДРУГА. Какой ты, однако, решительный.

ЖЕНА. (Едко.) Он вообще у нас пессимист. Больше всего на свете боится семейной жизни.

ПОДРУГА. Это не пессимизм, это – трусость.

МУЖ. Все дело в том, что ему в жизни не повезло. Женила его на себе одна стерва. Парень он хороший, преданный, вот и подловила его какая-то су…

ДРУГ. (Прерывая.) Давай лучше выпьем и все забудем.

ПОДРУГА. Нет, пусть доскажет. (Мужу.) Откуда ты знаешь, что она стерва? Ты с ней знаком?

МУЖ. Нет, но он мне все о ней рассказал. Это было страшнее, чем страшный сон. Она…

ДРУГ. Остановись. Мою биографию я опубликую сам, когда придет время.

МУЖ. (Другу.) Да ты не волнуйся. Она знает, что такое неудачный брак, и тебя поймет. (Подруге.) С тех пор, как он так обжегся, всё один и мается.

ПОДРУГА. Бедный.

МУЖ. Бедный, но не совсем. Между нами, девочками, есть у него одна сочувствующая.

ЖЕНА. (С ревнивым интересом.) Вот как?

ДРУГ. Ты перестанешь наконец чесать языком?

ЖЕНА. (Ревниво, Другу.) Сочувствующая, говоришь? Что ж ты ее сюда не привел? Познакомились бы.

МУЖ. Не мог. Не мог он ее привести.

ЖЕНА. Почему?

МУЖ. Весь фокус в том, что она замужем. Мужа она, правда, не любит…

ЖЕНА. (Другу.) А муж ее?

МУЖ. Тоже нет.

ЖЕНА. (Другу.) Что же их тогда связывает?

МУЖ. Их-то? (Озадаченно, Другу.) Слушай, а чего они, действительно, не разводятся?

ДРУГ. (Мрачно.) Я у них спрошу.

МУЖ. (Жене.) Вот видишь, он тоже не знает. Но, понимаешь, брак – чертовски устойчивая штука. Все вроде бы уже развалилось, а он одним своим названием держится, причем крепко держится.

ЖЕНА. (Другу, начиная понимать, о ком идет речь.) А почему бы тебе не забрать ее к себе?

МУЖ. А зачем? Ему и так хорошо. Все, что от нее нужно, он имеет, нечего на себя хомут вешать.

ЖЕНА. (Холодно.) Разумно.

МУЖ. А она спит и видит, как бы его заполучить. Липнет к нему, как липучка, проходу не дает…

ДРУГ. (В отчаянии.) Слушай, ну что ты все плетешь?

МУЖ. Ты расскажи, как она поставила ультиматум, чтобы ты на ней женился. Пусть люди посмеются.

На страницу:
3 из 5