bannerbannerbanner
Пьесы для четырех актеров
Пьесы для четырех актеров

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

ЖЕНА. Нет.

МУЖ. Может, закроем?

ЖЕНА. А гости?

МУЖ. Подождут.

ЖЕНА. Неудобно.

МУЖ. Плевать.

ЖЕНА. Ты хотел со мной поговорить.

МУЖ. Потом.

ЖЕНА. А то поговорим?

МУЖ. Не сейчас.

ЖЕНА. Стучат.

МУЖ. Послышалось.

ЖЕНА. Идут.

МУЖ. Показалось.

Входит Друг.

ДРУГ. Э-э… Я не помешал?

ЖЕНА. (Спокойно приводя себя в порядок.) Нисколько.

МУЖ. Ты же свой человек.

ЖЕНА. Я через пять минут буду готова. (Мужу.) Не забудь про водку. (Выходит в спальню и одевается, внимательно глядя на себя в зеркало. Муж надевает перчатки и, избегая глядеть на Друга, начинает боксировать, нанося в воздухе удары воображаемому противнику).

ДРУГ. Ну?

Муж продолжает боксировать.

ДРУГ. Ну как?

МУЖ. Ты о чем?

ДРУГ. Поговорил?

МУЖ. Не успел.

ДРУГ. Струсил?

МУЖ. Я струсил?! Плохо ты меня знаешь. Просто она хитрая, как змея.

ДРУГ. Что она тебе сказала?

МУЖ. Ничего.

ДРУГ. А ты ей?

МУЖ. Тоже ничего. Да и зачем? И так все ясно. Лучше сразу все бросить и уйти. (Скидывает тапочки и надевает туфли.)

ДРУГ. (Обеспокоенно.) Ты что, всерьез?

МУЖ. (Натягивая плащ.) А ты думал, я шутки шучу? (Берет чемоданчик.)

ДРУГ. Ты куда?!

МУЖ. За водкой. Она просила. Скоро вернусь. (Уходит.)

Из спальни в столовую возвращается Жена. Пауза.

ЖЕНА. Ну?

ДРУГ. (Неуверенно.) Что «ну»?

ЖЕНА. О чем вы говорили перед моим приходом?

ДРУГ. (Уклончиво.) О разном.

ЖЕНА. Не виляй. Я же знаю, он опять распространялся о разводе.

ДРУГ. А раз знаешь, так зачем спрашивать?

ЖЕНА. О чем болтал он, мне совершенно неинтересно. Но очень любопытно, что отвечал ему ты.

Друг молчит.

Разумеется, отговаривал. Так?

Друг делает неопределенный жест.

Я тебя спрашиваю – так?

ДРУГ. В общем, да чертах.

ЖЕНА. Попробуй после этого сказать, что у тебя есть совесть.

ДРУГ. Послушай…

ЖЕНА. (Молча достает скатерть.) Помоги.

ДРУГ. (Помогая накрыть скатертью стол.) А что мне оставалось делать? Ты же знаешь, как он заводится.

ЖЕНА. Вот и надо было уговорить его развестись. Сам по себе он никогда не решится.

ДРУГ. Не мог же я…

ЖЕНА. (Сует ему в руки фужеры.) Расставляй.

ДРУГ. Сколько нас будет?

ЖЕНА. Четверо.

ДРУГ. Почему так мало?

ЖЕНА. Годовщина некруглая, да и денег нет. Придвинь стулья.

ДРУГ. Кактус будет мешать. Может, унести его?

ЖЕНА. Пусть стоит, где стоит. (Заботливо смахивает щеткой с кактуса пыль.)

ДРУГ. (Расставляя фужеры.) Кто будет четвертым?

ЖЕНА. Подруга.

ДРУГ. Я с ней знаком?

ЖЕНА. Нет. Но она тебе понравится. Можешь поухаживать.

ДРУГ. Разрешаешь?

ЖЕНА. Это лучше, чем давать моему мужу идиотские советы.

ДРУГ. Почему «идиотские»?

ЖЕНА. В этой истории ты ведешь себя подло и низко.

ДРУГ. Ты все-таки давай полегче.

ЖЕНА. Что, задело?

ДРУГ. Нисколько.

ЖЕНА. Неправда. Я попала в самое яблочко, вот ты и взвился.

ДРУГ. Имею же я право желать ему добра.

ЖЕНА. А мне?

ДРУГ. Тебе тоже. Но с ним я учился в одном классе.

ЖЕНА. А со мной?

ДРУГ. С тобой тоже. Но он все-таки мне друг.

ЖЕНА. А я? Кто я тебе?

ДРУГ. Ты?… Как бы тебе сказать… Сама знаешь.

ЖЕНА. Ну, а все-таки? Говори, не стесняйся. Это слово не ругательное.

ДРУГ. Ну… Подруга.

ЖЕНА. Ах, как деликатно.

ДРУГ. Послушай… (Хочет ее обнять.)

ЖЕНА. (Сует ему в руки тарелки.) Держи.

ДРУГ. Зачем?

ЖЕНА. Чтобы держать.

ДРУГ. По-твоему, когда он крыл тебя почем зря, я должен был соглашаться?

ЖЕНА. При наших с тобой отношениях ты должен хотя бы притворяться, что хочешь видеть меня свободной. А ты пуще всего боишься, что я вдруг стану незамужней.

ДРУГ. (Вяло возражая.) Нет, почему же…

ЖЕНА. (Жестко.) А потому, что замужняя «подруга» удобнее. Она не мешает, не пристает, не отнимает времени, не лишает покоя, не лезет в ваши дела и не посягает на вашу драгоценную свободу. Она просто делает, что требуется, и исчезает до следующего свидания. Удобно, не правда ли? А главное…

ДРУГ. Успокойся.

ЖЕНА. …А главное, можно делать вид, что ты бы с ней навеки вместе, да вот, к несчастью, она несвободна.

ДРУГ. Перестань.

ЖЕНА. Ведь я знаю, что больше всего на свете ты боишься жениться.

ДРУГ. У меня горький опыт.

ЖЕНА. Отговорка.

ДРУГ. Ты не знаешь, сколько я хлебнул с бывшей женой.

ЖЕНА. Слова. Тебе нельзя верить.

ДРУГ. А тебе можно? Я же видел, чем вы тут с ним занимались.

ЖЕНА. Боже мой, какое преступление! Меня застали с собственным мужем!

ДРУГ. А уверяла, что у вас с ним ничего нет.

ЖЕНА. Ты, кажется, делаешь вид, что ревнуешь?

ДРУГ. Я не делаю вид, я в самом деле ревную.

ЖЕНА. Правда?

ДРУГ. Правда.

ЖЕНА. Хочешь, я уйду от него по первому твоему слову?

ДРУГ. (Неуверенно.) М-м… Понимаешь…

ЖЕНА. Испугался?

ДРУГ. Ты не думай, что я отказываюсь. Просто надо немного подождать.

ЖЕНА. Чего ждать-то?

ДРУГ. Все это должно как-то устояться, созреть… А там, глядишь, само собой и образуется.

ЖЕНА. Ну что ж, давай так и договоримся. Если у тебя сегодня ничего не устоится и не образуется, считай, что между нами все кончено. Ты меня понял? Сегодня.

МУЖ. (Входя.) Что «сегодня»?

ДРУГ. Годовщина. (Сует Мужу тарелки.) Держи.

МУЖ. Зачем?

ДРУГ. Чтобы держать. (Выходит, доставая сигареты.)

МУЖ. Что с ним?

ЖЕНА. (Раздраженно.) Где водка?

МУЖ. (Виновато.) Нету.

ЖЕНА. Не купил, что ли?

МУЖ. Наш магазин почему-то закрыт, а в дальний уже не успеть.

ЖЕНА. Даже этого сделать не можешь. (Презрительно.) Мужчина…

МУЖ молча расставляет тарелки.

Хоть бы галстук надел… Как-никак – дата.

МУЖ. Зачем? Гостей-то почти не будет.

ЖЕНА. (Раздраженно.) Да не ради гостей. Ради меня.

Недовольное молчание. Входит ДРУГ.

ДРУГ. (Чувствуя, что произошла размолвка.) Я, собственно, хочу вручить вам к вашей дате нечто большое и светлое. (Достает из портфеля бутыль.)

МУЖ. (Обрадованно.) Никак водка?

ЖЕНА. Что вовремя, то вовремя. (Мужу.) Бери пример.

МУЖ. (С чувством.) Спасибо, старик, выручил. Как ты догадался ее принести?

ДРУГ. А у меня это всегда с собой. На всякий случай.

ЖЕНА. Ну ладно. Пойду займусь печеньем.

МУЖ. Тебе помочь?

ЖЕНА. (Смерив его взглядом.) Не надо. Откройте лучше бутылки. (Уходит на кухню и начинает заниматься приготовлением печенья. По ее резким движениям легко угадать дурное настроение.)

ДРУГ. Опять поцапались?

МУЖ. Что ни день, то заруба.

ДРУГ. (Осторожно.) О разводе речь не заводил?

МУЖ. Пока нет. (Достает галстук.)

ДРУГ. (Убежденно.) И не стоит.

МУЖ. (Горячо.) А если я хочу глотнуть хотя бы немножко свободы?

ДРУГ. Давай лучше глотнем водки.

МУЖ. Не хочу.

ДРУГ. Немножко.

МУЖ. Ты же знаешь, я не любитель.

ДРУГ. Чуть-чуть.

МУЖ. Нет. Мне не до того. Хоть в петлю лезь. (Затягивает галстук.)

ДРУГ. Никуда ты не вырвешься. Просто из одной камеры попадешь в другую. Все мечтают уйти на свободу, а уходят к другой женщине.

МУЖ. По-твоему, вариантов нет?

ДРУГ. Увы! Можно избавиться от того или иного партнера, но от самого брака – никогда. А вся беда не в партнере, а в самом браке.

МУЖ. Ты думаешь?

ДРУГ. Точно знаю. Один ученый с помощью термодинамики доказал, что нормальный исход брака – конфликт и развод. Вот ты мучишься, переживаешь, считаешь, что именно тебе не повезло, а на самом деле это закон. Тут уж ничего не поделаешь.

МУЖ. Какое отношение женитьба имеет к термодинамике?

ДРУГ. Представь, что на столе стоит чайник. Может ли он сам по себе нагреваться?

МУЖ. Нет, конечно.

ДРУГ. Так вот, брак – это тот же чайник. Он может только остывать. Закон природы. Вопрос времени. Тот ученый и цифры привел: больше половины браков кончается разводом. А из оставшихся счастлива только треть. Пока счастлива.

МУЖ. Не может быть!

ДРУГ. Статистика. А тебе казалось, один ты такой мученик?

МУЖ. Зачем же тогда люди женятся?

ДРУГ. Каждый считает себя исключением. (Помолчав.) Музыка-то будет?

МУЖ. Сейчас поставлю что-нибудь. (Подбирает диск и включает проигрыватель. Звучит тихая музыка.)

Знаешь, независимо от твоего ученого мне те же мысли в голову лезли. Увижу, бывает, на улице женщину – юную, солнечную, красивую – смотрю на нее, таю, конечно, от восхищения, а сам думаю: неужели и она кому-то надоела?

ДРУГ. Закон природы. Вопрос времени.

МУЖ. Сколько народу, наверное, вот так незаметно мается у себя по домам. Миллионы… А ведь это так важно – счастье под каждой крышей!

ДРУГ. Уж кто-кто, а я давно это понял.

МУЖ. Тебе самому не страшно было разводиться?

ДРУГ. Конечно, страшно.

МУЖ. Как же ты решился?

ДРУГ. Жена допекла.

МУЖ. Неужели была хуже моей?

ДРУГ. Сравнил тоже. Таких, как твоя, надо еще поискать. Просто у вас то, что называется несовместимость.

МУЖ. «Несовместимость»… Ерунда. Вот Ермишкин, тот и слова-то такого не знает. А почему? Потому что жена у него – королева. Ради него мотоцикл водить научилась.

ДРУГ. А твоя чем плоха?

МУЖ. Возможно, она и не плоха. Во всяком случае, пока я на ней не женился, она мне даже нравилась. Быть может, она и сейчас кому-то нравится.

ДРУГ. Так всегда. Вот, к примеру, ты купил новую машину. Сначала ты от нее оторваться не можешь, влезаешь в нее по всякому поводу, приятно за руль взяться. Но проходит год, и она становится просто машиной, которую надо содержать и ремонтировать, которая стоит тебе уйму денег и забот… И начинаешь замечать, что у людей есть машины получше, и уже хочется новую…

МУЖ. Это правда.

ДРУГ. Жена- как луна. Она всегда повернута к тебе одним боком. С другого бока она, быть может, и привлекательна, но ты его не видишь.

МУЖ Что верно, то верно.

ДРУГ. Когда самый мелкий недостаток повторяется десять тысяч раз, он становится невыносимым. Я сам в свое время клюнул на пестренькую блузку – до сих пор в глазах рябит.

МУЖ. Характер хоть у нее был ничего?

ДРУГ. Не приведи бог.

МУЖ. А темперамент?

ДРУГ. Как у мороженой трески.

МУЖ. Чего же ты на ней женился?

ДРУГ. С чего все женятся – по глупости.

МУЖ. Не все по глупости. Некоторые (вздыхает) по необходимости.

ДРУГ. Это тоже глупость. И вообще, не я на ней женился, а она на мне.

МУЖ. Инициативу-то, положим, мужчины проявляют.

ДРУГ. Когда нужно подцепить на вечерок – на два, тогда, конечно, предприимчивее мужчины, а на всю жизнь – безусловно, женщины.

МУЖ. Жаль, что ты жену в другом городе завел. Я так с ней и не познакомился.

ДРУГ. Ничего не потерял.

МУЖ. Значит, с тех пор ты женоненавистник.

ДРУГ. Жен я не люблю, но против женщин ничего не имею.

МУЖ. Присмотрел, небось, какую-нибудь одинокую красотку?

ДРУГ. Почему именно одинокую?

МУЖ. Разве не ясно? Всегда свободна, всегда для тебя, никаких комплексов…

ДРУГ. Одинокие, брат, замуж хотят. Вот и будет «всегда для тебя».

МУЖ. (Помрачнев.) Это верно. Уж очень эти свободные любят упрекать да жаловаться. Почему, дескать, ты с ней ни в театр, ни в гости… И что тебе от нее будто только одно и надо…

ДРУГ. (Подхватывая.) …И что не нужно ей ворованного, и надоели огрызки, остатки и украдки… И что она хочет, как все…

МУЖ. Все верно, слово в слово. Я тебе говорил, что ли?

ДРУГ. О чем?

МУЖ. (Смутившись.) Ну… вообще.

ДРУГ. Постой-постой. Ты с кем-нибудь встречаешься, что ли?

МУЖ. Ни с кем, с чего ты взял.

ДРУГ. Давно?

МУЖ. (Смущенно.) Не очень.

ДРУГ. Так вот почему ты зашевелился с разводом… Говоришь, она незамужняя?

МУЖ. В основном, да.

ДРУГ. И ты, конечно, в нее по уши?

МУЖ. По уши – не по уши, но в какой-то мере… И, в общем, отчасти даже довольно сильно.

ДРУГ. И, конечно, собираешься на ней жениться?

МУЖ. Что я, с ума сошел? (Виновато.) А, в общем, собираюсь.

ДРУГ. Ну и дурак. Одного ярма тебе мало?

МУЖ. Но ты же ее совсем не знаешь! Хочешь, познакомлю?

ДРУГ. Зачем? Благословения не дам, не надейся.

МУЖ. Все равно ты ее сейчас увидишь.

ДРУГ. Где?

МУЖ. Здесь.

ДРУГ. Здесь? Но ведь твоя жена сказала, что никого не ждет, кроме подруги.

МУЖ. Так она и есть ее подруга.

ДРУГ. (Оторопев.) Понятно.

МУЖ. Да, брат, такие дела… Она переехала к нам в город недавно. Работает вместе с женой.

ДРУГ. Понятно.

Входит молодая женщина.

МУЖ. (Радостно.) Вот и она!

Муж берет ее под руку и подводит к Другу. Тот медленно поднимается ей навстречу. Молча они смотрят друг на друга долгим взглядом.

Это мой друг…

ПОДРУГА. (Перебивая.) Можете не продолжать. (Протягивая Другу руку.) Очень рада. Я слышала о вас столько хорошего…

ДРУГ. (Пожимая руку, принужденно.) Очень приятно.

ПОДРУГА. Я почему-то представляла вас другим.

ДРУГ. Вы разочарованы?

ПОДРУГА. Приятно удивлена.

МУЖ. Пойду скажу жене, что все собрались.

Муж выходит в кухню и сообщает Жене о приходе Подруги. Жена наскоро приводит себя в порядок. В столовой царит долгая пауза.

ДРУГ. (Неприязненно.) Ты откуда взялась?

ПОДРУГА. Переехала.

ДРУГ. Я спрашиваю, откуда ты взялась в этом доме?

ПОДРУГА. А что, нельзя?

ДРУГ. Оставь парня в покое. Он заслуживает лучшей доли.

ПОДРУГА. Его доля тебя не касается.

ДРУГ. Ничего, я раскрою ему глаза.

ПОДРУГА. Я тоже.

ДРУГ. Ты на что намекаешь?

ПОДРУГА. Его жена кое-чем со мной делилась. Только я не знала, что это ты. (Насмешливо.) «Друг семьи»…

ДРУГ. Ты еще и шантажистка.

Пауза.

ПОДРУГА. Итак, мы встретились в первый раз. Ты ничего не знаешь, я ничего не знаю. Договорились?

В столовую входят Муж и Жена.

ЖЕНА. (Целуясь с Подругой.) Ну, наконец-то!

ПОДРУГА. Какое на тебе чудное платье… Невеста, да и только.

ЖЕНА. Ничего особенного. Прошу сразу к столу.

ПОДРУГА. Покажи хотя бы сначала квартиру. Я ведь у вас еще не была.

ЖЕНА. Чего тут смотреть… Мы ведь тут недавно, еще не обжились.

ПОДРУГА. Тем более интересно. Этот стеллаж покупной или по заказу?

ЖЕНА. Муж сам сделал проект. (Снисходительно.) Он у меня хозяйственный.

ПОДРУГА.(Кисло улбывшись.) Покажи мне спальню.

МУЖ. Не надо. Что там смотреть?

ЖЕНА. Нет, почему же. Покажу все. Начнем с детской. Осторожно, не задень кактус. (Уводит Подругу.)

МУЖ. Ну, как она тебе?

Друг делает неопределенный жест.

Правда, мила?

ДРУГ. Угу.

МУЖ. Я так и знал, что вы подружитесь. Она не может не понравиться, правда?

ДРУГ. Угу.

МУЖ. Характер – чудо. И ко всему – красавица. Жена ей в подметки не годится, правда?

ДРУГ. Угу.

МУЖ. И, в отличие от жены, всегда весела, всегда жизнерадостна. А между тем, ей пришлось испытать такое…

ДРУГ. А что же такое ей пришлось испытать?

МУЖ. Замужество.

ДРУГ. Ну, эта беда приключается со многими женщинами.

МУЖ. Но не всем достается такой муж, какой был у нее.

ДРУГ. (Протягивая руку к бутылке.) Ты извини, но я все же выпью рюмочку.

МУЖ. Давай-давай. Теперь можно.

ДРУГ. (Наполняя рюмку.) Так что у нее был за муж?

МУЖ. Подонок, законченный дурак, эгоист… К тому же, неизлечимый алкоголик.

Друг, который поднес было рюмку к губам, ставит ее на место.

ДРУГ. Можно подумать, ты его видел.

МУЖ. Нет, бог избавил. Но представляю этого хама так ясно, что если встречу его на улице, тут же узнаю.

ДРУГ. А может, он с горя пил, с тоски.

МУЖ. Все алкаши так говорят. Чего ты рюмку-то поставил?

Жена и Подруга возвращаются из детской.

ЖЕНА. Теперь пройдем в спальню. Осторожно, кактус!

Уходят в спальню и продолжают там разговор.

ПОДРУГА. (Мрачно оглядывая комнату.) Очень уютно. Кровать – так прямо роскошная.

ЖЕНА. Муж сам в магазине выбирал.

ПОДРУГА. (Раскрывая шкаф.) Этот шкаф купили готовый?

ЖЕНА. Нет, муж начертил и заказал под размер комнаты.

ПОДРУГА. (Вздохнув.) Мне бы тоже такой хотелось.

ЖЕНА. Пойдем, посмотришь кухню.

Женщины переходят в кухню.

Нравится?

ПОДРУГА. (Завистливо.) Блеск.

ЖЕНА. Муж тут сделал кучу приспособлений… Полочки, крючочки…

ПОДРУГА. Он у тебя мастер на все руки, а ты недовольна.

ЖЕНА. Пилить да сверлить он умеет… Но разве в этом счастье?

ПОДРУГА. В ваших отношениях все без перемен?

ЖЕНА. Только к худшему.

ПОДРУГА. Что-нибудь предпринимаешь в смысле развода?

ЖЕНА. Кое-что.

ПОДРУГА. А он?

ЖЕНА. (Желчно.) По-прежнему дергается. Делает много движений, которые ничего не дают. Единственный, кто что-то получает от его конвульсий – это он сам.

ПОДРУГА. Что именно?

ЖЕНА. Сознание, что он что-то делает. Не разрешает себе стоять на месте.

ПОДРУГА. (Взглянув на плиту.) Вкусным пахнет.

ЖЕНА. Печенье пеку. Ой, извини, я же должна еще доделать салат. (Надевает фартук.)

ПОДРУГА. Тебе помочь?

ЖЕНА. Если нетрудно, нарежь овощи.

ПОДРУГА. Тебе хорошо, он по крайней мере не пьет.

ЖЕНА. Может и рад выпить, да не на что. Ведь зарабатывает столько, что в микроскоп не разглядишь. И честолюбия нет ни на грош.

ПОДРУГА. Честолюбие людей только портит.

ЖЕНА. Не скажи. Мужчина должен уметь делать карьеру. А моего на какую зарплату взяли, с тем и на пенсию проводят.

ПОДРУГА. А может, ему больше и не надо.

ЖЕНА. Ему-то точно не надо, не он же хозяйство ведет. Но ведь у него семья. Я бьюсь, как рыба об лед, а ему хоть бы что.

ПОДРУГА. Не в деньгах счастье.

ЖЕНА. Да, конечно. Когда они есть. А если их нет? Ты же знаешь, я к деньгам равнодушна, но есть же, в конце концов, какой-то предел. Я и так хожу буквально босая и раздетая. А тут еще его родня. Не квартира, а постоялый двор.

ПОДРУГА. Все слушаю и не могу понять – чем он тебя так раздражает?

ЖЕНА. Тем, что он чужой. Неужели непонятно? Ведь он глухой и слепой. Смотрит на меня в упор – и не видит. Слушает – и не слышит. Сидит как будто рядом – а сам бесконечно далеко. Говорит мне что-то – но сам немой, потому что все разговоры наши пустые.

ПОДРУГА. Как же вы до этого дошли?

ЖЕНА. Сама не понимаю. Ведь были же мы когда-то совсем молоды, бродили, счастливые, ночи напролет и твердо знали, просто совершенно были уверены, что у нас будет все не так, как у других, все будет чище, красивее, а главное – навсегда. А кончилось тем, что мы живем, как все, даже хуже, чем все. Просто плакать хочется. Ведь жизнь-то идет, а у меня уже ничего – ни любви, ни надежды. То ли наши чувства были ненастоящие, то ли мы не сумели их сберечь – теперь это уже не имеет значения… Ладно, хватит плакаться, пора за стол садиться, а то мужчины заждались…

Вытирает заплаканные глаза и подкрашивает ресницы. Подруга берет блюдо с салатом и направляется в столовую.

ПОДРУГА. (Мужчинам.) Не помешаю?

МУЖ. Нисколько. Мы как раз беседуем о тебе. Ты ему очень понравилась. (Другу.) Правда?

ДРУГ. Угу.

ПОДРУГА. (Ослепительно улыбаясь.) Я очень рада. (Другу.) Вы мне тоже очень понравились.

ДРУГ. Спасибо. (Пауза.) Пойду покурю. (Выходит.)

МУЖ. Отличный парень, правда?

ПОДРУГА. (Сухо.) Вероятно. Нам с тобой надо поговорить.


КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ


Часть вторая

Действие продолжается без перерыва. Муж и Подруга стоят друг против друга.

ПОДРУГА. Нам с тобой надо поговорить.

МУЖ. Сюда каждую минуту могут войти.

ПОДРУГА. Мне нужно задать тебе всего один вопрос.

МУЖ. (Уходя от темы.) О чем вы с женой-то беседовали?

ПОДРУГА. Ни о чем. Показала мне ваше гнездышко. Теперь я хоть знаю, как ты живешь. Очень уютно, ничего не скажешь.

МУЖ. (Неуверенно.) Я очень рад.

ПОДРУГА. Я тоже. Особенно мне понравилось, как в вашей спаленке красуется сделанная тобою пуховая кроватка, а на ней рядышком две подушечки.

МУЖ. (Смущенно.) Ты напрасно ревнуешь. Я же сто раз объяснял: мы с ней не живем.

ПОДРУГА. Только спите.

МУЖ. А что же, мне на полу спать, что ли?

Подруга молчит.

Я готов дать тебе тысячу честных слов …

ПОДРУГА. Оставь их при себе. Мне говоришь, что собираешься уходить, а сам увешал всю квартиру полочками да крючочками.

МУЖ. Это я от тоски мастерю, как ты не понимаешь? Заполняю пустоту в отношениях.

ПОДРУГА. Не будем терять времени. Скажи, чем закончилось ваше объяснение?

Муж молчит.

Ну? Что она сказала?

МУЖ. (Упавшим голосом.) Кто?

ПОДРУГА. (Нетерпеливо.) Твоя жена.

МУЖ. О чем?

ПОДРУГА. Разве вы еще не объяснились?

МУЖ. Понимаешь, как-то не получилось. Надо было срочно слетать за водкой.

ПОДРУГА. Боже мой, ну при чем тут водка?

МУЖ. Абсолютно ни при чем. Но, понимаешь, я не смог. Такой день, понимаешь? Хоть не круглая, но все же дата.

ПОДРУГА. (Вспылив.) Да какое мне дело до ваших дат! (Взяв себя в руки.) Извини, но я на пределе. И сама извелась, и тебя жалко.

МУЖ. Я поговорю.

ПОДРУГА. Как на прошлой неделе?

МУЖ. На этот раз железно.

ПОДРУГА. Ты при ней боишься рот открыть.

МУЖ. Кстати, она просила открыть бутылки. (Роется в ящике в поисках штопора.)

ПОДРУГА. Ты надо мной издеваешься, что ли?

МУЖ. Чего ты вдруг?

ПОДРУГА. А того! Надоело по углам встречаться.

МУЖ. Думаешь, мне легче? Ты хоть живешь сама по себе, а мне все время нужно в притворяшки играть.

ПОДРУГА. Возьми да перестань.

МУЖ. И перестану. Сегодня же поговорю.

ПОДРУГА. Сегодня?

МУЖ. Сегодня. Честное слово.

ПОДРУГА. Учти, я на пределе.

Входит Жена с дымящимся блюдом в руках.

МУЖ. (Светским тоном.) Я с вами согласен. Актеры всегда должны играть на пределе своих возможностей.

ПОДРУГА. (Едко.) Особенно мне не нравятся в этом спектакле мужские роли.

ЖЕНА. О чем вы беседуете?

ПОДРУГА. О пьесе Красногорова «Сегодня или никогда».

ЖЕНА. Нашла с кем говорить о театре. Из всех видов искусства он любит только футбол.

МУЖ. Дался тебе этот футбол. Я и смотрю-то его раз в год. Дадут ли нам когда-нибудь поесть?

ДРУГ. (Появляясь.) И выпить.

ЖЕНА. Все готово.

МУЖ. С ума сойти, как долго.

ЖЕНА. (Не удостаивая Мужа ответом.) Садитесь за стол, все стынет.

Все усаживаются, кладут себе закуску и т.д.

МУЖ. (Другу.) За тобой тост.

ДРУГ. Почему именно за мной?

ПОДРУГА. (Сладким голосом.) Ведь вы же, кажется, старый друг дома.

ДРУГ. (Поднимаясь с рюмкой в руках.) Ну что ж, друзья. Время бежит. Давно ли я гулял у вас на свадьбе, и вот… Хоть дата и не круглая, но, как говорится… Одним словом, любовь вам да совет, живите так же дружно, как до сих пор… то есть будьте для всех примером.

ЖЕНА и МУЖ. Спасибо.

Все чокаются, пьют, закусывают.

ПОДРУГА. Позвольте и мне сказать. (Жене.) Я хочу выпить отдельно за тебя.

МУЖ. Почему это ей такая привилегия?

ПОДРУГА. (Стоя, с бокалом.) Во-первых, потому, что она моя подруга. Во-вторых, потому, что женщина – центр семьи. Организовывать семейную жизнь, регулировать ее, приносить, если надо, для этого в жертву свои интересы – вот женское дело. А если ты этого не можешь, какая ты, к черту, жена?.. Что-то я не то говорю… В общем, за тебя! (Целует Жену.)

ДРУГ. Охотно присоединяюсь. За эту чудесную пару!

ЖЕНА. Спасибо. (Другу.) Я не удивлюсь, если ты закричишь «горько!»

ПОДРУГА. А действительно, что же это мы забыли? Горько!

ДРУГ. Горько!

ПОДРУГА. Горько!

Муж и Жена обмениваются коротким поцелуем. Друг и Подруга следят за ними, опустив вилки.

На страницу:
2 из 5