Полная версия
Цифровая фотография – на пути к пейзажу
Не приобретайте бюджетную оптику. Если планируете заняться пейзажной съемкой, стоит приобрести дорогие «стекла». Это позволит «спасти» большое число удачных кадров. Приобретение дорогой оптики не самоцель. Среди бюджетной оптики тоже есть достойные объективы, позволяющие снимать прекрасные кадры. Важно изучить, как следует выбранный объектив перед покупкой, получить о нем полное представление – его «конек», т.е. те виды съемки, где он раскрывает себя максимально.
Каждый фотограф в итоге приходит к своему любимому комплекту, выбирая, пробуя, меняя оптику. На это уходят годы. Параллельно человек совершенствует свое мастерство, ставит перед собой новые задачи. Никто не даст готовых рецептов, так как творческий путь индивидуален.
Светофильтры
Светофильтры предназначены для того, чтобы изменить яркость объекта, скорректировать цвет и получить определенный эффект.
Для фотографа-пейзажиста есть светофильтры, которые нельзя заменить графическим редактором. Их полезно приобрести с самого начала. Наиболее распространены фильтры, ввинчиваемые в объектив. Диаметр зависит от конкретного объектива. Приобретать набор однотипных фильтров разных диаметров неоправданно.
Основные функции светофильтров в съемке пейзажа – избавиться от отражений и бликов, усилить интенсивность цвета, повысить насыщенность и контрастность. Результат будет заметен, к примеру, когда вы будете снимать безоблачное чистое небо;
Еще одна важная сторона это использование длинных выдержек – нейтральные фильтры уменьшают количество света, попадающего на объектив, а значит, способствуют увеличению времени выдержки, в итоге на снимке будут сюрреалистические облака, вода, напоминающая молоко и другие впечатляющие результаты.
Если используете пару-тройку разных по диаметру объективов, приобретите фильтр на максимальный по диаметру резьбы объектив. На оптику, меньшую по диаметру, установите фильтр через переходное кольцо.
Ставить фильтр меньшего размера на больший по диаметру объектив не стоит. Для широкоугольных и сверхширокоугольных объективов приобретайте тонкие фильтры. При использовании обыкновенных фильтров с широкоугольными объективами по краям кадра наблюдается затемнение.
Не экономьте на фильтрах. У недорогих быстрее образуются царапины на стекле, они вносят больше оптических изменений.
Есть фильтры, которые вставляются в специальный держатель (компендиум), устанавливаемый на объектив.
Недостаток фильтров, сделанных из пластика в том, что они царапаются и пачкаются.
Некоторые широкоугольные объективы (а также супертелеобъективы) не имеют резьбы для крепления светофильтров, они предусматривают использование желатиновых фильтров, устанавливаемых за задней линзой объектива.
Ультрафиолетовый защитный фильтр
Ультрафиолетовый фильтр востребован при съемке на море, в горах. Уменьшает эффект от воздушной дымки. Защищает переднюю линзу от пыли, царапин, сколов, грязи, влаги, отпечатков пальцев. Проще сменить фильтр, чем объектив. В пейзажной фотографии защитный фильтр особенно необходим. Приобретайте качественный, соответственно недешевый фильтр. Не обязательно приобретать защитный фильтр, если вы снимаете в «идеальных» условиях и на все сто процентов уверены, что с вашим объективом ничего не произойдет. Например, в летний день в ботаническом саду, снимая из окна и т.д.
Поляризационный фильтр
Наиболее сложный в использовании по сравнению с остальными, но одновременно полезный аксессуар. Применяется для уменьшения отражения, для получения более насыщенных цветов, для выявления формы облаков, поможет затемнить небо. Поляризационный фильтр также частично устраняет свет, идущий от листвы, воды – в том числе и от капелек воды, придающих небу голубой цвет.
Поляризационный фильтр усилит цветовую насыщенность листвы и в пасмурный день.
Результат зависит от угла, под которым объектив расположен к солнцу. Также необходимо выставить ориентацию поляризационного фильтра.
Поляризационный фильтр состоит из двух частей. Неподвижная прикручивается к оправе объектива, подвижную часть вы можете вращать. Поляризующее покрытие нанесено в виде пленки или покрытия на внутренних поверхностях стекол.
Существуют два типа поляризационных фильтров – линейные PL (Linear polarizer) и циркулярные (кольцевые) С-PL (Circular polarizer). Стоит приобрести циркулярный фильтр, с круговой поляризацией, автоматика цифровых фотокамер правильно работает только с ним.
С линейным фильтром система экспозаметра ошибается. Удобнее циркулярный поляризационный фильтр.
Поляризационный фильтр стоит недешево, купите самый качественный. Дешёвые поляризационные фильтры часто придают снимку неприятный фиолетовый оттенок.
Не обязательно всегда использовать поляризационный фильтр в полную меру, нередко частичный эффект позволит придать пейзажу лучший вид. Эффект от фильтра вы можете наблюдать через видоискатель зеркальной камеры.
Градиентный фильтр
При съемке пейзажа часто разница в освещенности настолько велика, что матрица не в состоянии передать сцену. Небо обычно нуждается в меньшей экспозиции, чем земля. Из-за узкого динамического диапазона матрицы цифровой камеры получается так, что в кадре точно проэкспонировано либо небо, либо нижняя часть кадра. Чтобы избежать «пересвеченного» неба и недоэкспонированной, темной части кадра внизу используют градиентный фильтр (нейтрально оттененный фильтр). Он окрашен наполовину, т.е. с одного края в серый цвет, плавно светлеющий к другому краю. При съемке верхняя часть кадра немного притемняется. Кадр получается проэкспонированным оптимально.
Квадратный фильтр монтируется на объектив при помощи держателя, что позволяет двигать его вверх-вниз или из стороны в сторону. Обычно его настраивают так, чтобы затенение начиналось выше горизонта, небо имеет плавный переход.
Фильтр можно перевернуть, притемняя передний план. Можно поставить на бок, создав дисбаланс степеней яркости на одной из сторон изображения. Используя фильтр для баланса между ярким небом и темным передним планом, экспозицию менять не нужно, но когда он применяется, чтобы сделать небо темнее, экспозиция измеряется перед установкой фильтра.
Распространены фильтры с оптической плотностью 0,3, 0,6 и 0,9, ослабляющие интенсивность светового потока в их верхней части на одну, две и три ступени.
Фильтры Cokin маркируются – ND2, ND4 и ND8, соответственно ослабляющие на ступень, две и три.
Нейтральный фильтр
Нейтральный светофильтр уменьшает количество света, падающее на матрицу, не меняя цветопередачи. Характеристики фильтров определяются числами, соответствующими логарифмической шкале. Шаг приращения 0,3 соответствует ступени экспозиции. На некоторых фильтрах указывается маркировка – 2Х, 4Х или 8Х. Соответственно указывается – 2, 4 или 8 ступеней экспозиции.
Не рекомендуется использовать два и более фильтров одновременно.
Специально для цифровых камер разработаны высококачественные защитные фильтры DHG (Digital High Grade).
Почему нужно приобретать дорогие и качественные фильтры?
Высококачественные фильтры имеют прочное покрытие на базе новых технологий, нанесено антистатичное влагоотталкивающее покрытие. Фильтры уменьшают тепловое излучение, которое не лучшим образом воздействует на матрицу. На тыльную поверхность фильтра наносится просветление, избавляющее от бликов. Покрытие дает возможность переотраженным лучам выйти из оптической системы. Фильтр зачернен по окраине стекла, что способствует уменьшению появления бликов. Изнутри оправа покрыта крошечными микропризмами, на них и нанесено чернение, поглощающее до 95 % падающего света. Профиль резьбы самозаклинивающийся, он не пропускает пыль. Так стоит ли экономить, приобретая некачественные дешевые изделия?
Фотовспышка
Так ли нужна вспышка для съемки на открытом воздухе? В некоторых случаях да. Так, например, в пасмурный день вспышка сделает элементы переднего плана «светящимися». Пригодится иногда и в ночной съемке. В яркий солнечный день свет вспышки поможет избавиться от глубоких теней не только в портретной съемке.
Использовать встроенную вспышку нежелательно. Она не обеспечивает достаточно мощное и равномерное освещение, с другой быстрее разряжает аккумулятор камеры. Встроенная вспышка делает картинку «плоской», практически «выжигая» детали. Также остаются явно выраженные тени.
Использование внешних вспышек дает более равномерное освещение, которым фотограф управляет гибко, проще получить мягкий рассеянный свет. Для внешних вспышек вы можете использовать широкий ассортимент рассеивателей.
Вспышки верхнего уровня мощнее, функциональные возможности у них максимальные. Больше разных настроек, режимов работы, голова с регулируемым углом наклона, ее можно направить в разные стороны, получив мягкий отраженный свет. Есть встроенный рассеиватель. Многие вспышки высшего уровня имеют пылевлагозащиту. Стоимость сравнительно высокая. Стоит приобрести, если вы ее будете использовать часто.
Не лишней окажется стойка для внешней вспышки. Вспышку можно установить на подставку, входящую в комплект, лучше приобрести специальную стойку. Разнесенная с камерой вспышка позволяет экспериментировать с освещением, добиться выразительного освещения.
Для соединения вспышки с камерой используются синхрокабель, оптическая или радиосинхронизация.
Стоит ли покупать вспышку стороннего производителя? Да, если вы ею будете пользоваться редко. Вспышки сторонних производителей как раз подходят для съемки пейзажа – когда используется нечасто, для редких вечерних, ночных кадров или для подсветки в пасмурную погоду. Нагрузка будет невысокой, поэтому при доступной стоимости она себя оправдывает.
Для получения более мощного освещения, для гибкого управления вполне могут использоваться и студийные вспышки – моноблоки. Для питания таких устройств используются специальные источники (генераторы), представляющие собой емкие электрические аккумуляторы. Разумеется, такой комплект можно взять на природу лишь при наличии автомобиля.
Аккумуляторы
Если «заглохнет» аккумулятор, съемка прекращается. Вариантов здесь быть не может. Зарядить в походе аккумулятор негде. Фотографу-пейзажисту в первую очередь стоит запастись дополнительным. Как минимум один заряженный комплект должен находиться в запасе. Чем ниже температура окружающей среды, тем быстрее он разряжается.
Несмотря на строгие рекомендации в инструкциях фотокамер использовать лишь от производителя, совершенно спокойно приобретайте аккумуляторы от сторонних производителей. Они достаточно надежные и неплохо зарекомендовали себя в самых сложных съемочных условиях. Поддерживают все функции наблюдения за питанием.
Разница в цене существенная, по эксплуатационным характеристикам они практически не уступают.
Любые новые аккумуляторы, перед тем, как отправиться в поход нужно «тренировать». Т.е. провести несколько циклов полной разрядки-зарядки.
Не оставляйте аккумуляторы надолго без зарядки. Глубоко разряженные аккумуляторы быстрее выходят из строя.
Карта памяти
Будет обидно, когда у вас не останется места на карточке памяти, а перед глазами неописуемая красота. Рассчитайте объем так, чтобы проблем из-за нехватки места не возникало. Умножьте средний объем файла изображения на примерное число снимков, сколько вы обычно фотографируете за день. Увеличьте это число на 1,5. Соответственно помножьте на число съемочных дней. Пусть лучше останется некоторый запас. Не используйте одну карту большого объема. Если она выйдет из строя, рискуете расстаться с фотографиями. Перед съемкой проверьте карту памяти. Запишите на нее максимальный объем информации. Перепишите обратно в ПК. Тем самым определите – действительно ли объем соответствует заявленному. Нередки случаи подделки, иногда встречается брак. Приобретайте карты памяти известных производителей.
Бленда для объектива
Обязательно приобретите бленду. Простая на первый взгляд принадлежность дает на самом деле многое.
Бленда обеспечивает защиту от бликов, паразитной засветки, делает изображение более контрастным. Защищает переднюю линзу объектива от влаги, царапин, пятен, отпечатков пальцев, пыли и т.д.
Бленда для пейзажиста имеет первостепенное значение. Представьте, что вы ею не обзавелись. На съемке временами идет дождь, не сильный. Вы не обращая внимание,
продолжаете работу. На снимках размытые пятна от капель, которые вы, увлекшись съемкой, не заметили. Будь у вас бленда, этого бы не случилось.
Снимая в горах, на скалах, обидно будет поцарапать объектив. Такое случалось у многих фотографов. Это уже брак объектива, его не исправить. Будь на месте бленда, этого бы не произошло. Правило номер один – приобретая оптику, не забудьте про бленду.
Существуют бленды разных конструкций – как от производителя объектива, так и от стороннего. Желательно, чтобы бленда была глубокой и имела внутри черную матовую поверхность.
Перед тем как купить бленду, возьмите с собой камеру в магазин, сделайте несколько пробных снимков. Убедитесь, что от нее не возникает виньетирования.
Перед съемкой всегда проверяйте, правильно ли она установлена, не свинтилась ли случайно. Обидно, когда вы отснимите множество хороших кадров и на компьютере увидите затемнение по краям изображения от неправильной установки бленды.
Бленда для ЖК-экрана
При съемке в яркий солнечный день изображение на ЖК-экране читается с трудом. В таком случае на помощь фотографу придет бленда для экрана – специальная пластмассовая насадка, затеняющая экран.
Средства для ухода за фототехникой
Из-за грязной матрицы и объектива результат потребует дополнительной работы в графическом редакторе.
Не только матрица и объектив, корпус камеры также требует ухода. Поверхность протирается салфеткой. Труднодоступные места очищаются зубочисткой, сложенным вчетверо уголком бумаги. Для чистки от пыли, песка используйте грушу, мягкую кисть.
Грязная, пыльная оптика ухудшает изображение, делает его менее резким, мутным. При сильном загрязнении объектива затрудняется фокусировка.
Для чистки оптики используется специальная салфетка с чистящей жидкостью. Встречается много подделок, некачественных изделий, предварительно испытайте на стекле или объективе, который уже не используется.
Для чистки оптики используется специальный карандаш. Не стоит чистить линзу обычной тканью, одеждой, так как в результате вы получите риски, повредите поверхность.
Не стоит длительное время снимать грязной матрицей. Со временем пылинки сильнее прилипают, притягивается новая грязь.
Грязь на матрице самое худшее наказание для фотографа. Т.к. при съемке пейзажа диафрагма устанавливается в среднем от f/8 до f/16, все пятна на снимках проступают отчетливо. Особенно заметно, когда они попадают на область неба или светлой однотонной поверхности. Исправлять каждый снимок утомительно, главное это потеря времени.
Для чистки существуют разные приспособления. В первую очередь используется груша. Существует специальная фотогруша для продувания матрицы. Старайтесь приобретать грушу большего объема, так как объем выдуваемого воздуха больше. Груша в большинстве случаев позволяет продуть пылинки с матрицы.
Есть специальный карандаш для чистки матрицы, на конце мягкий кружок.
Удобнее чистить таким карандашом, воспользовавшись дополнительно увеличительным приспособлением. Оно позволяет увидеть все соринки как на ладони.
Существуют также специальные швабры для влажной уборки. Это дает лучший эффект, когда грушей очистить матрицу не удается.
Штатив
Главный помощник фотографа-пейзажиста это штатив. В пейзажной съемке он крайне редко окажется лишним.
Штатив позволяет добиться значительно более высокой резкости, избежать «шевеленки». Когда фотограф работает со штативом, он не спешит, компонует кадр дольше. При этом чаще удается скомпоновать кадр интереснее, определить границы кадра более точно и удачно, увидеть кадр «по-новому».
Штатив должен быть устойчивым и в меру тяжелым. Каждая нога желательно, чтобы раскладывалась отдельно.
Максимальная высота, на которую может подниматься камера, желательно, чтобы доходила до уровня – на голову выше вас. Чем длиннее штатив, тем выше цена.
Дешевый штатив имеет больше недостатков, чем преимуществ: люфт, неудобство в работе, невысокая надежность, неустойчивость, при удлинении такие штативы становятся неустойчивыми и т.д.
Возможно, понадобится не один штатив – для разных съемочных условий.
Тяжелые штативы наиболее устойчивы. Работать с короткими неудобно, часто придется нагибаться.
Таскать на себе тяжелый штатив вряд ли комфортно, особенно по таким местам, как горы, пещеры и т.д. Поэтому тяжелый штатив можно порекомендовать, когда съемка кратковременна, есть возможность доехать до места съемки на машине.
При выборе штатива, вы можете обратить внимание на изделия из углеродных сплавов. У них есть определенные преимущества. Их вес намного меньше, по своим функциональным возможностям они ничуть не уступают металлическим. Вдобавок они
не резонируют, намного лучше поглощают вибрации. Теперь о недостатках. Стоимость их заметно выше.
Желательно перед тем, как приобрести штатив, испытать его. Посетите несколько магазинов, посмотрите разные модели штативов, попросите продавцов разрешить вам немного поработать с вашей камерой. Штатив должен стоять надежно, устойчиво, работа с ним не должна вызывать сложностей.
Постарайтесь выбрать такой штатив, чтобы в работе не появилась «тихая ненависть» к нему, когда каждый шаг приносит неудобства, вы прищемили пальцы и т.д. Правильно выбранный, удобный именно для вас штатив может служить вам всю жизнь.
Дополнительно полезно приобрести пузырьковый уровень, который вставляется в горячий башмак фотокамеры. Это позволит избавиться от утомительного выравнивания горизонта в графическом редакторе.
Штативная головка
Более серьезные штативы рассчитаны на использование со штативными головками
Качественная штативная головка не может стоить дешево. Штативная головка должна быть устойчивой. Раскачиваний не допускается, движения должны быть плавными, фиксация надежной.
Существует два типа штативных головок – шаровая и 3D (панорамная).
Панорамная головка позволяет контролировать положение камеры по заданной оси. С каждым наклоном, поворотом справляется одна из трех ручек.
Шаровые головки позволяют контролировать направление с помощью одного элемента.
Конструкция предусматривает металлический шар, вращающийся в стакане. Большой диаметр шара позволяет выдерживать большую нагрузку и обеспечить мягкость движения.
Регулятор натяжения шара позволяет головке одинаково ровно работать как с тяжелой техникой, так и с легкой. Он может быть выполнен в одном блоке с фиксатором шара, небольшой винт может располагаться в ручке натяжения-фиксации (затягивается/ослабляется одним пальцем)
Есть конструкции, в которых асферический шар самозатягивается, что предохраняет массивный объектив от «клевков». Может использоваться совмещенный регулировочный узел с использованием принципов гидравлики. В других головках за натяжение и фиксацию шара отвечают разные поворотные ручки и рычаги.
Важно, чтобы головка была устойчива к сложным погодным условиям, пыли и грязи. Хорошо, когда подвижные элементы защищены, например, гибким резиновым чехлом.
Головки оберегайте от пыли, грязи, ударов и падений. При переноске их лучше упаковать в специальный чехол (подобный тем, в которых переносят объективы).
Удобны съемные конструкции, когда камеру можно сразу снять и вернуть на место. Обратите внимание на возможность вертикальной съемки. Возможность повернуть камеру на 90° удобна. Не все штативные головки предусматривают такую возможность.
Более дорогие головки позволяют фотографу точнее контролировать положение камеры, т.е. у них выше степень точности.
Глава 3
Подготовка к съемке
Самая большая ошибка фотографа – когда он не уделяет хотя бы элементарного внимания подготовке. Чем она обстоятельнее, тем легче «в бою». Представьте такую ситуацию. Вы собрались в поездку, взяли камеру, зарядили аккумулятор, прихватили запасной, карту памяти случайно забыли. Представляете, обнаружили уже в лесу или в горах, что с собой нет ни одной карты памяти. Это послужит убедительным примером.
Подготовка фотоаппаратуры
Приучите себя всегда перед съемкой внимательно проверять настройки камеры. На месте, когда приступите к съемке, вы можете не заметить, что фотографируете с неверно выставленными параметрами. Например, вместо RAW снимаете в JPG, да еще и со сжатием, которое вы установили, когда снимали для неответственной работы. Будет поздно, когда вы отснимите редкие по красоте пейзажи с сильным сжатием или малого размера, подходящего для печати лишь на отпечаток 10х15 см.
Убедитесь, что установлена необходимая светочувствительность. Представьте себе, что в камере установлено 800 или 1600 ед. ISO, что выставили во время съемки вечеринки. На высокой чувствительности сделали много захватывающих кадров. Все-таки зернистость в съемке пейзажа, потеря детализации и шумы на изображении не желательны.
Проверьте остальные настройки.
Отключите возможность съемки без установленной карты памяти. Ни в коем случае не оставляйте возможность впечатывания даты съемки в кадр. Многие начинающие любят впечатывать дату в кадр, это выглядит некрасиво.
Посмотрите, как настроена цветопередача, верните исходные настройки. Возможно, вам не нужны для данной съемки усиленная резкость, повышенный контраст.
Проверьте комплект техники, зарядите аккумуляторы. Дополнительный никогда лишним не окажется. Перепишите старые снимки с карт памяти в ПК. Представьте, что вы находитесь в путешествии, а карточка заполнена. Удалять предыдущие снимки всегда жалко.
Уложите в рюкзак или сумку все необходимые «мелочи». Чтобы они не рассыпались в момент, когда сумка или рюкзак случайно откроются, поместите их в соответствующие отсеки, либо сложите в небольшой пакет, маленькую, застегивающуюся на молнию сумочку.
Перед тем как отправиться на съемку почистите сенсор, если требуется. Оптика должна находиться в чистоте. Не только передняя линза, с обратной стороны все должно быть почищено. Никаких пылинок не должно оставаться, ведь все это вдобавок оседает на матрицу.
Не забудьте взять с собой бленды для ваших объективов, средства для ухода за фототехникой.
Во что упаковать, в рюкзак или сумку?
Это должны решить для себя только вы сами. Все зависит от условий, места съемки, вашего комплекта.
Сумка удобна тем, что всегда все под боком. Ее легко сбросить на пол, положить на что-то перед собой. Также если техника не занимает много места – любительская камера с одним объективом, удобнее переносить в небольшой фотосумке. Покупая сумку или рюкзак, выбирайте модели с защитой от влаги. Попадете под хороший ливень, тогда убедитесь в этом. Техника стоит дорого, рисковать не стоит.
Не приобретайте сумку по объему больше, чем необходимо для вашей аппаратуры. Также стоит приобретать сумку из легких материалов и с широким ремнем. Учтите, что большие сумки, кофры, рюкзаки привлекают излишнее внимание.
Рюкзак удобнее тем, что нагрузка распределяется на спину равномерно. Особенно если вес существенный, к тому же руки остаются свободными. Сумка в лесу может зацепиться за ветки. В горах, если случайно соскользнет, ее не вернуть.
Удобно, когда в сумке или рюкзаке имеется большой накладной карман, в него вы можете положить документы, карту, блокнот, билеты.
Когда сумка набита техникой, она становится тяжелой, долго с такой ношей не погуляешь, рюкзак в этом плане удобнее. В отношении оперативности рюкзак сумкам уступает.
В походах и поездках не обязательно таскать на себе всю аппаратуру. Часть техники, которая на данный день съемки вам точно не понадобится, лучше оставить дома, на базе, в палатке или в номере гостиницы.
Выбирайте надежные и прочные изделия.
По цвету не выбирайте яркие и броские. Яркие цвета стоит присмотреть в тех случаях, когда вы не уверены, что все обойдется хорошо. Так, при восхождении, при путешествии по заснеженным местам, полезнее яркая одежда, вещи, чтобы вас лучше было видно. В случае непогоды, спасательных операций это поможет.
GPS-навигация
GPS-навигация надежный помощник путешествующего фотографа. Нет ничего удобнее и проще подробной карты местности в навигационном устройстве.
Этим вы сэкономите время и силы. Зарядите аккумулятор GPS-устройства перед отправкой. Загрузите нужные карты местности. Проверьте все заранее, убедитесь, что все работает. Просмотрите заранее карту, маршрут. Если карта неполная, устаревшая, загрузите более свежий вариант. Возьмите влагозащитный чехол для устройства. Стопроцентно полагаться на навигацию не стоит. В наше время всякое может случиться. Да и сигнал может отсутствовать, аккумулятор также теряет заряд со временем. Не надейтесь полностью на электронику. Захватите с собой еще и бумажную карту. Места она много не займет, зато пользы от нее много.