bannerbanner
Цифровая фотография – на пути к пейзажу
Цифровая фотография – на пути к пейзажу

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

В первую очередь ориентируйтесь на зеркальную камеру. На сегодняшний день это наиболее оптимальный выбор во всех отношениях.

Желательно, чтобы минимальный размер матрицы был формата APS-C, предпочтителен полноразмерный сенсор. Опять-таки, если не хватает средств и нет возможности взять б/у камеру в хорошем состоянии, не стоит «замыкаться» на полноразмерной матрице.

Практически вся «кропнутая» оптика не имеет пылевлагозащиты.

Теперь о производителях техники. Это вопрос немаловажный. Выбирая производителя, вы привязываетесь к нему прочно и надолго. Объективы, вспышки, аккумуляторы и т.д., все это не подходит для камер другого производителя.

Чтобы выбрать марку лучше всего взять в руки камеры разных производителей, поснимайте некоторое время. Субъективное ощущение немаловажно. Тем более что отличия в картинке постепенно стираются с развитием техники. Часто с выходом следующей модели качество фотокамеры улучшается основательно.

Более важен другой вопрос – наличие сервисных центров, возможность ремонта, замены по гарантии, наличие в магазинах нужной вам оптики и аксессуаров.

Ориентируйтесь на самых известных производителей, так как проблем с ремонтом и выбором дополнительных принадлежностей будет меньше. Качество во всех отношениях выше.

Не стоит гнаться за числом мегапикселов. На сегодняшний день это менее значимый параметр. Разрешение современных камер хватает с избытком, если, вы не собираетесь работать в коммерции, где выдвигаются определенные требования к разрешению

Зайдите в магазин, попросите продавца дать вам камеры, чтобы поснимать. Сохраните снимки на вашу карту памяти. Либо возьмите камеру у знакомых. В больших городах существуют прокаты фототехники.

На фотофорумах, где вы сможете поснимать камерами практически всех моделей и получить представление о том, что именно вам нужно.

Главное, чтобы камера приносила радость, в первую очередь вам должна нравиться картинка.

Старайтесь не замыкаться на фототехнике. Сравнение, выбор, купля-продажа ни к чему хорошему не приводит, это сильнейшая психологическая и финансовая зависимость от гонки технологий. Это гарантия того, что фотограф вместо того, чтобы фотографировать и совершенствоваться в фотомастерстве, будет увлекаться коллекционированием фототехники, просиживать время в форумах и т.д.

Нет идеальной фототехники, есть подходящая именно вам модель для решения определенного круга задач. На некоторые мелкие недостатки закройте глаза.

Запомните одно правило хорошей фотографии – техника всегда вторична! Главное творчество и радость, которую оно приносит. Все остальное зависит только от рук фотографа.

Выбор объектива

Теперь мы подошли к самому главному вопросу фототехники. В случае с компактами все ясно – объектив в них встроен, здесь и думать нечего. Хотя можно приобрести насадки – широкоугольную, теле, но это вряд ли можно считать оправданным шагом.

Насадки, расширяя угол охвата или увеличивая максимальное фокусное расстояние, ухудшают качество фотографии – особенно если использовать низкокачественные изделия. Падает светосила, резкость, особенно по краям, добавляется виньетирование, также может появиться дисторсия и хроматические аберрации. Тем не менее, все же вы получаете дополнительные фокусные расстояния.

Разумнее приобрести самую недорогую «зеркалку» с подходящей оптикой. Сейчас б/у камеры – «зеркалки» пятилетней давности стоят недорого. Зато выбор оптики к ним внушительный. Результат с ультрасовременными компактами и сравнивать не стоит.

Кит-объектив

Зеркальные камеры, особенно начального уровня продаются с китовым (kit) объективом.

Фокусное расстояние, наиболее востребованное в быту, в том числе и для съемки пейзажа 18-55 мм (Canon, Nikon), у камер с соотношением сторон кадра 4:3 – Olympus, Panasonic – 14-50 мм. Отличный универсальный вариант для начала. Стоимость такого объектива при покупке с камерой весьма условная. За эти деньги вы получаете рабочий объектив, приобретайте самую последнюю версию.

Он позволяет снимать прекрасные пейзажи, а также определиться в дальнейшем – что вам потребуется. Покупая первую зеркальную камеру, не отказывайтесь от китового объектива. Выбирайте объектив со стабилизацией, если сенсор камеры без нее. При съемке с рук, стабилизатор позволяет снизить «микрошевеленку», увеличивая резкость снимка.

Такие производители, как Olympus, Panasonic часто предлагают «Дабл-кит». Это комплект из двух объективов – универсальный и телеобъектив. Прекрасный выбор для начала.

Недостатки кит-объектива при его стоимости можно не принимать во внимание. Но они есть – невысокий ресурс работы, небольшая механическая прочность, малый диаметр передней линзы объектива. Не спешите приобретать светофильтры для китового объектива. Из-за малого диаметра вряд ли в дальнейшем понадобятся. Придется продавать и покупать новые – на больший диаметр следующего объектива. «Поиграйте» с фильтрами в графическом редакторе. Если вы точно определили, какой приобретете в дальнейшем объектив, возьмите фильтр и под него переходник, чтобы установить на китовый объектив. Но если вы в ближайшем обозримом будущем

не собираетесь приобретать другую оптику, некоторые фильтры все же желательны.

Объективы для камер с «кропнутой» матрицей

Или «цифровые» объективы. «Цифровые» объективы используются только на камерах с не полноразмерным сенсором. При покупке камеры с полноразмерной матрицей, необходимо приобретать традиционную оптику, подходящую для пленочных камер. Если не собираетесь в дальнейшем переходить на камеру с полноразмерной матрицей, цифровые объективы вполне подходящий выбор. Их преимущества – небольшие габариты, меньший вес и сравнительно низкая цена.

Как правило, это оптика любительского класса, ресурс соответственно ниже. У многих объективов равномерность изображения по полю кадра меняется – ухудшения по краям заметны в большей степени по сравнению с профессиональной оптикой для полноразмерных матриц.

В этом отношении использование полноразмерной оптики на матрице с кроп-фактором дает некоторые преимущества. Все «плохие» края кадра остаются за пределами матрицы. Стоит учитывать кроп-фактор – матрица захватывает лишь часть изображения, проецируемого объективом.

Объективы от производителя камеры и оптика стороннего производителя

«Неродные» объективы особенно популярны у начинающих. Они подкупают невысокой ценой, заявленными производителем характеристиками. Не торопитесь приобретать «неродную» оптику. С ней вы еще намучаетесь и поймете всю их «прелесть». Разброс оптических параметров существенно больше, чем у «родных». Из трех-четырех, а то и пяти экземпляров стоит выбрать лучший. Здесь и бэк- и фронт-фокус, ухудшение изображения в одном из углов, либо на одной стороне кадра, возможны проблемы с фокусировкой, да явный и брак встречается чаще. И у «родных» объективов такое иногда имеет место, но намного реже. Оптика от производителя камеры качественнее во многих отношениях, лучше согласовывается с камерой, меньше сообщений камеры об ошибке.

Еще одна существенная проблема – цветопередача. Большая часть «неродной» оптики в какой-то степени искажает цвета. На глаз это хорошо заметно, если сравнить снимки одного и того же объекта, полученные родной и неродной оптикой. Такие снимки получаются с желтым (коричневым или сероватым) налетом. Могут возразить – а для чего графический редактор? Во-первых, далеко не всегда удается исправить цветопередачу, сделать ее естественной, чистой, насыщенной. Во-вторых, понадобится слишком много времени, чтобы привести в соответствие большое число фотографий. И все равно результат будет хуже, чем, если использовать оптику от производителя камеры.

Оптика стороннего производителя менее надежна. Частота отказов выше, а сервис менее развитый. С ремонтом, заменой техники, юстировкой могут возникнуть проблемы. Техника менее долговечна, быстрее теряет рабочие параметры – чаще возникают проблемы с фокусировкой, механика разбалтывается, ломается шлейф и т.д.

Разумеется, и среди оптики стороннего производителя есть достойные, и выдающиеся объективы. Если и покупать, то в первую очередь из «золотой» серии, прекрасно зарекомендовавшей себя.

Оптика стороннего производителя это не всегда выброшенные на ветер деньги. Так, один из лучших производителей оптики в мире это Carl Zeiss. Не будет ошибкой, если вы приобретете для съемки пейзажа один из таких объективов, как Distagon с фокусным расстоянием 21, 28 или 50 мм. Тот факт, что в них нет автофокуса для фотографа-пейзажиста не самое существенное. Вы получите высочайшее качество изображения. Снимки точно порадуют.

Гиперзум

Самый удивительный объектив в том отношении, что вызывает у людей весьма разные эмоции. У начинающих полный восторг, при этом, чем больше новичков отговаривают от гиперзума, тем больше их к нему тянет. У тех, кто знает толк в фотографии, на лице сразу делается «кисло».

Это объективы с фокусными расстояниями 18-200, 18-250, 18-270 мм. Для полноразмерной матрицы – 28-200, 28-300 мм.

Снимать можно, удобно, особенно в отпуске, на пляже. Качество картинки будет немного выше, чем у компактной камеры. Всех преимуществ «зеркалки» такой объектив не раскроет. Купив суперзум, в нем сразу разочаруетесь – бочкообразные искажения на широком углу, «мыльность» по краям кадра, невысокая детализация, неуверенная фокусировка, неравномерность качества по всему диапазону фокусных расстояний, да и в целом качество изображения недалеко ушло от компактов. Вдобавок такая оптика чаще ломается, особенно после года интенсивной эксплуатации. Как правило, до этого дело не доходит. Фотограф, купив объектив, старается как можно быстрее от него избавиться. Если сильно хочется и гиперзум прочно «засел в голову», отговорите себя от покупки. Вам он точно не нужен – заявляю со всей ответственностью. Никакие доводы в пользу того, что он позволяет не менять оптику, мгновенно снять разные сюжеты, неубедительны. Ведь вы не газетный репортер, а фотохудожник.

Возьмите у знакомых, в магазине, в прокате. Немного поснимав им, вы быстро разберетесь в его «достоинствах» и с благодарностью вернете. Не забудьте угостить тортиком – ведь вы сэкономили не только деньги и нервы, вы спасли ваши будущие снимки от низкого качества.

Если собираетесь заняться пейзажной съемкой, забудьте про него раз и навсегда и больше никогда не вспоминайте. Возьмите на первое время кит-объектив и сосредоточьтесь на творчестве, параллельно накапливая средства для более подходящей оптики.

Если вы после этого все еще хотите приобрести такой объектив, поработайте им пол года, затем сравните ваши снимки и снимки, сделанные более качественной оптикой.

Универсальный зум

Такие объективы (штатники) с фокусными расстояниями 24-70, 28-75, для полноразмерного кадра наиболее оптимальный выбор. Менее светосильные зумы (ф.р. 24-85, 28-105 мм) – не слишком дорогие, но зато универсальные и достаточно качественные объективы. В целом разумный компромисс – цена/качество. В качестве единственного объектива подходящее решение. Если их использовать на камере с сенсором APS-C, вы теряете широкий угол. Для пейзажа это не лучшее решение.

Для матрицы с кроп-фактором желательно выбрать соответствующий вариант, с ф.р. – 16-85 мм, а еще лучше светосильный объектив 17-55 f/2.8. В случае с полноразмерной матрицей на роль универсала предпочтительнее объектив с ф.р. – 24-70 mm f/2.8.

Самое «слабое звено» у оптики данного класса широкий угол. На 24 мм изображение хуже, чем в остальном диапазоне.

Для камер с матрицей APS-C выпускается оптика с ф.р. 18-135 мм. Она удобна своей универсальностью, но не оптическими характеристиками. К тому же по статистике чаще наблюдается брак и выход из строя. Если есть возможность обойтись без покупки объектива с ф.р. 18-135 мм (18-105, 18-140), то лучше прибрести с меньшей кратностью. Такие объективы недалеко ушли от гиперзумов по качеству изображения.

Сверхширокоугольный объектив

Фокусное расстояние обычно в диапазоне – 13-20 мм, угол обзора составляет – 94-118°.

Сверхширокоугольный объектив позволяет охватить больше пространства, «поиграть» с перспективой, придать кадру драматизм. Подходящих сюжетов для сверхширокоугольного объектива встречается больше в съемке интерьера, чем пейзажа. По многим причинам это не объектив первой необходимости. Скорее хорошее дополнение к стандартному или широкоугольному.

Для полноразмерного сенсора оптимальным выбором будет объектив с ф.р. 12-14 мм. Такая оптика прекрасно подойдет и для камер с кроп-фактором. К числу недорогих широкоугольных можно отнести объективы сторонних производителей с ф.р. 12-24 мм или 14 мм. Вполне подойдет для работы, стоимость на рынке б/у объективов невысока.

Для камер же с кроп-фактором обратите внимание на оптику с ф.р. 8-16, 10-20, 10-22, 11-16 мм.

Широкоугольный объектив

Наиболее востребованные фокусные расстояния от 24 до 35 мм, угол обзора 53-84°.

Самые подходящие фокусные расстояния для съемки пейзажа. Широкоугольный объектив позволяет захватить достаточное пространство в кадре. При этом он обеспечит максимально резкое изображение по всему полю кадра при закрытой диафрагме.

Телеобъектив

Фокусное расстояние 70-300 мм. Разумеется, это наиболее распространенный вариант, кому-то может показаться более интересным вариант 100 – 400 мм, большее фокусное расстояние подходит для фотоохоты и репортажа.

Если считать, что для съемки пейзажа нужен исключительно широкоугольный объектив, это не совсем так. Телеобъектив позволит снять прекрасные кадры, выделить главный объект, усилить акцент, уплотнить пространство. Для начала стоит приобрести универсальный 3-х кратный зум.

Для камер с полноразмерным сенсором подойдут объективы с ф.р. 70-200, 80-200 мм. Это наиболее качественная оптика из телезумов, к тому же светосильная. Вес светосильной оптики немалый – 1,3 кг и более. Соответственно если светосильная оптика дорогая и тяжелая, вы можете приобрести менее светосильный аналог. Например, вместо 70-200 f/2,8 приобрести 70-200 f/4.

Для камер с кроп-фактором также подходят вышеперечисленные объективы, картинка заметно срезается. Если вы не собираетесь привлекать внимание вашим «большим белым» телеобъективом, приобретите специальный защитный чехол для оптики. Либо подберите аналог с темным корпусом.

Вместо оптики с ф.р. 70-200 мм как более дешевая альтернатива может использоваться менее светосильный объектив с ф.р. 70-300 мм. Желательно «родной». Аналоги с ф.р. 70-300 мм не совсем удачные по оптическим свойствам, их вряд ли стоит рассматривать.

Для камер с кроп-фактором прекрасно подойдут «цифровые» объективы с ф.р. 50-135, 50-150 мм.

Для камер с «кропнутой» матрицей выбор большой среди недорогих телеобъективов с ф.р. 55-200 (55-250) мм. По скромной цене они позволят примериться к телеоптике. Поснимав некоторое время, вы точно будут знать, какой именно приобрести следующий объектив. Оптика сторонних производителей для кроп-камер с ф.р. 50-200 на редкость удачна при более чем скромной цене.

Для пейзажа стоит ограничиться более качественным 70-200 мм, 70-300 менее предпочтителен.

Супертелеобъектив

Фокусное расстояние более 400 мм. Иногда востребован, но значительно реже. Супетелеобъективы стоят недешево, имеют большой вес и внушительные габариты. С рук обычно таким объективом снимать не представляется возможным – штатив или монопод обязательны. Стоит использовать супертелеобъектив, если хорошо себе представлять, для каких именно кадров он пригодится. Супертелеобъектив больше подходит для съемки птиц, животных в естественной среде обитания, также для спорта и скрытой съемки издалека. Для съемки пейзажа практически невостребован.

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, так называемые фиксы, не позволяют приближать или удалять объекты. Фотографу придется передвигаться самому.

Преимущество этой оптики – высокое качество изображения, равномерность картинки по всему полю кадра, светосила. Также можно отметить меньшие габариты и вес у недорогих моделей.

В объективах с постоянным фокусным расстоянием меньше элементов, чем в зумах, соответственно они пропускают больше света. При слабом освещении это имеет большое значение.

Недостатки в том, что вы ограничиваете себя в возможности приближать и удалять объекты, точно кадрировать, там, где не представляется возможным. Например, стоя на мосту или находясь на вершине горы, стоя спиной к стене, на корабле, с вертолета и т.д.

Частая смена оптики не всегда возможна или удобна, появляется пыль на матрице, да и надежность самой техники в итоге снижается. Слишком частая смена в неблагоприятных условиях объектива сокращает срок службы.

Ниже рассмотрим различные классы объективов с фиксированным фокусным расстоянием.

Фишай

Объективы типа «рыбий глаз» имеют фокусное расстояние 6-16 мм, угол обзора – 170-220°. Этот объектив нельзя перепутать ни с чем другим. Фишай позволяет добиться оригинального эффекта – ярко выраженные бочкообразные искажения. Изображение получается будто «надутым». Объектив обычно имеет несъемную бленду, защищающую от боковой засветки кадра.

Для съемки пейзажа используется не часто. В некоторых сюжетах придаст фотографии оригинальный вид. Увлекательный вид съемки, особенно, если на мир смотреть немного «другими глазами». Дополнит широкоугольный объектив, но не заменит. Без него обойтись несложно. Это не объектив первой необходимости, хотя если есть желание, то неплохо попробовать, вдруг вы себе не представляете жизнь без такого объектива.

Для камер с полноразмерной матрицей фокусное расстояние – 15 мм, для камер с кроп-фактором – 8, 10 мм, также существует единственный фишай-зум объектив Tokina с ф.р. 10-17 мм. По оптическим параметрам он уступает объективам с фиксированным фокусным расстоянием.

Существуют также неавтофокусные объективы. Например, Samyang с ф.р. 8 мм – отличается приятной цветопередачей и отличной детализацией. Прекрасный выбор за сравнительно невысокую плату.

Из старой советской техники – используются Пеленг и Зенитар. По оптическим свойствам они уступают современным объективам.

Перед тем, как купить такой объектив, возьмите на время для знакомства.

Сверхширокоугольный объектив

Применим для съемки с короткого расстояния для охвата большего пространства, подходит для съемки в городе с узкими улочками, съемки габаритных объектов с близкого расстояния.

Практически все широкоугольные объективы вносят искажения. При правильной ориентации нетрудно избежать искажений.

Широкоугольный объектив

Наиболее востребованный объектив для съемки пейзажа. Камере с полноразмерной матрицей подойдет комплект из двух объективов. Например, объектив с ф.р. 35 мм или 28 мм. Для съемки в условиях тесных улочек соответственно понадобится объектив с ф.р. 24 мм.

Если рассматривать в качестве единственного универсального широкоугольного объектива с фиксированным фокусным расстоянием, то наиболее удобным и востребованным будет объектив с ф.р. 28 мм в 35 мм экв., для камеры с кроп-фактором – 18 мм. Объектив с ф.р. 28 мм хорошо передает перспективу, охватывая достаточно большой угол, в то же время не искажает геометрию объектов как сверхширокоугольный объектив.

Тилт-шифт объектив

Предназначен для коррекции перспективных искажений, при съемке с близкого расстояния. Прелесть данного класса объективов в том, что большая часть искажений исправляется при съемке. Тилт-шифт объективы не имеют автофокуса, предназначены для вдумчивой неторопливой работы. Качество изображения великолепное. Прекрасный выбор, как для съемки архитектуры, так и для пейзажа.

Стандартный объектив

Стандартным считается объектив с ф. р. 50 мм в 35 мм эквиваленте. К стандартным можно отнести оптику с фокусными расстояниями 45-55 мм, т.е. с углом обзора – 42-46°.

Объектив передает объекты так, как люди их привыкли видеть в жизни. Они универсальны и подходят для самых разных задач. Объектив со средним ф.р. не укрупняет и не уменьшает изображение.

Стандартный объектив или «полтинник» прекрасно используется в пейзажной фотографии. Преимущества в том, что он практически не вносит искажений, обеспечивая высокое качество при малых затратах на оптику и ее небольших габаритах и весе. Используя объектив с ф.р. 50 мм можно снимать великолепные панорамы.

У каждого производителя есть два-три вида «полтинников», с разной светосилой.

Недорогой 50 f/1,8 обеспечит прекрасное изображение в сравнении с зумами. Из недостатков – дешевая пластмассовая и непрочная конструкция, недолговечность, часто встречается неравномерность изображения в углах, иногда трудности с фокусировкой. За его стоимость это прекрасный выбор.

Стоит приобрести, чтобы убедиться – нужен или нет вам «полтинник».

Телеобъектив

Телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием идеальный творческий инструмент. Сжимая перспективу, на снимке сближает дальний план с передним. Создается оптический эффект уменьшения расстояния. Позволяет расфокусировать дальний план.

Зачем нужен телеобъектив?

Не всегда удается подходить достаточно близко, чтобы снять объект. Часто мешают лишние детали – заборы, ограждения и т.д. Можно сфотографировать с запасом. Но после обрезки изображения теряется качество.

Разница между снимками, сделанными на зум и фикс огромна. Немало фотографов поснимав фиксом, продают. Причина в невостребованности фокусного расстояния. На самом деле это нежелание подстраиваться под заданное ф.р., нежелание искать сюжеты и т.д. Вне всяких сомнений удобнее снимать зумами, здесь все индивидуально.

Стоит хорошая оптика недешево. Поэтому желательно перед съемкой немного поснимать, чтобы получить собственное представление.

Для объективов с камерой APS-C – аналогом 135 мм будет объектив с ф.р. 85 мм. Снимать макрообъективом в качестве телевика можно, но не стоит. Каждый объектив разработан для конкретных задач.

Чтобы определиться с ф.р. в теледиапазоне вначале приобретите зум 70-200 (70-300) и выясните для себя наиболее востребованное фокусное расстояние. У каждого фотографа есть самые любимые фокусные расстояния. В дальнейшем каждый фотограф останавливается на паре-тройке фиксов. В качестве телеобъектива стоит рассматривать именно с ф.р. 135 мм.

Для начала, если у вас есть сомнения, желателен зум. Полезно поснимать некоторое время именно им. Все будет зависеть от того, что вы будете фотографировать – лесные пейзажи, горные или городской пейзаж и как вы будете фотографировать. Исходя из вида съемки, ваших личных предпочтений, вашего видения конечного результат определитесь с выбором фокусного расстояния.

О выборе оптики

Наиболее значимый вопрос. Не так существенно, какую «зеркалку» вы выберете, гораздо важнее какой оптикой будете снимать.

Если требуется максимальное качество, то это однозначно дорогие фиксы, причем желательно «родные» за редким исключением.

Если рассматривать зумы, то крайне желательно покупать с минимальной кратностью оптического увеличения – не более чем 3-х кратное оптическое приближение.

Нет ошибки в том, что вы используете б/у объектив. Выбирайте лучшие модели – по оптическим характеристикам.

Удобно снимать двумя камерами. К примеру, на одной широкоугольный объектив с ф.р. 16-35 мм, на второй 70-200 мм. Либо на одной 24 (35) мм, на второй 135 мм или на одной камере стандартный объектив – с ф.р. 50 мм, на второй сверхширокоугольный – 10-20 мм. Все это дело вкуса, особенностей съемки и т.д. Вторая камера выручит в длительных путешествиях, если первая выйдет из строя.

Часто хорошие универсальные зумы слишком дороги. Подумайте, так ли оправданна его покупка. За стоимость дорогого зум-объектива вы сможете приобрести пару-тройку фиксов или специализированных зумов – новых или б/у.

Существуют телеконвертеры – экстендеры (удлинительное кольцо), позволяющие увеличить фокусное расстояние объектива – 1,4х и 2х. Не все объективы совместимы с телеконверторами. На некоторых значениях диафрагмы может не работать автофокус.

Для съемки пейзажа их вряд ли стоит использовать. Телеконвертер ухудшает качество изображения и ослабляет световой поток. Конвертер 1,4х «забирает» одну ступень экспозиции, 2х – две. Будет потеряна автофокусировка.

Попробуйте некоторое время поснимать все подряд лишь одним объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Такая полезная практика, даст вам многое. Вы сможете выхватить самые интересные объекты, обычно ускользающие от внимания, наиболее яркие краски, интересные формы, сделать фантастические пейзажи, более осознанно подойти к выбору следующего объектива.

На страницу:
3 из 5