Полная версия
Цифровая фотография – на пути к пейзажу
Снимки желательно печатать
Многие пытаются перенести частичку природы к себе домой, вешая на стенку пейзаж – картины, фотографии.
Печатайте ваши лучшие работы, дарите людям радость. Вы можете отдать на печать в лабораторию или же приобрести цветной струйный принтер. Современные струйные фотопринтеры обеспечивают прекрасное качество печати, включая печать на холсте. Если оригинальные расходные материалы дороги, приобретите комплект заправляемых картриджей и чернила.
В целом фотопечать обойдется намного дешевле.
Правильный выбор фотобумаги обеспечит вашим работам соответствующий вид – глянцевые ярче, сочные и насыщенные. Текстурная бумага больше напоминает живописные полотна.
Фотографию можно оформить в готовую покупную рамку, либо наклеить на картон, пенокартон, фанеру заподлицо.
Ваши произведения должны находить зрителей не только на домашних отпечатках, представляйте их на конкурсы, предлагайте ваши работы в различные издательства, СМИ, каталоги.
Когда закачиваются идеи
Такое случается часто, и не только у вас. Многие художники, фотографы, люди других творческих профессий нередко испытывают недостаток идей. Не стоит впадать в уныние. На время переключитесь на что-то другое. Займитесь текущими неотложными делами, придумайте себе небольшое новое увлечение, сходите в театр, на концерт и т.д. Часто уход от фотографии возвращается в итоге новым видением, оригинальными снимками. Человек с новыми силами, со свежим взглядом берется за дело.
Чаще ходите пешком. Это развивает наблюдательность, даст массу интересных сюжетов, новых идей на будущее. Ходьба делает человека энергичным, бодрым, не оставляя места лени, депрессии, стрессам. Если нет возможности или лень таскать с собой постоянно большую зеркальную камеру, носите с собой компакт, чтобы сделать фотозарисовки, позже вы вернетесь к этим сюжетам более подготовленным, зная, что и как снимать.
Не упускайте возможность реализовать все ваши творческие замыслы. Периодически отправляйтесь на экскурсии.
Пусть вы уедете недалеко, зато это будет новым для вас местом. Поневоле захочется фотографировать.
Полезно изучайте биографии, статьи, книги, посвященные талантливым фотографам-пейзажистам, художникам. Вы найдете, что для себя почерпнуть, откроете множество «секретов», загоритесь желанием много снимать.
Чаще смотрите фотографии. В Интернете, в книгах и альбомах, в календарях. Выделите места, интересующие вас. Обратите внимание на то, в какое время суток они сделаны, в какое время года. Всегда обращайте внимание на время года, погоду, освещение, как это снято, какие фильтры использовались, на компьютерную обработку.
Выставки
Мощный творческий заряд дает посещение интересных фотовыставок. Любоваться фотографиями можно и в Интернете и на страницах журналов. Совсем другое дело – выставочные работы. Здесь человек воспринимает все иначе, ближе к сердцу. Работы качественно отпечатаны на большой формат, хорошее грамотно подобранное освещение, удачный фон, ничто не отвлекает от длительного вдумчивого созерцания. Вы можете обсудить работу с другими посетителями, организаторами выставки. После просмотра удачной выставки всегда хочется взять в руки камеру и снимать, снимать, снимать…
Посещайте выставки не только фото, но и художественные – выставки картин (живопись, акварель, графика). Выбирайте темы, которые вам наиболее интересны.
Берите на вооружение приемы, техники того или иного фотографа, художника, творчески дорабатывайте идею, добавляйте что-то свое. Вполне возможно, что творчество другого фотографа натолкнет вас на что-то новое.
Берите у других только самое лучшее, учитесь мастерству.
Немало фотографов, чтобы заполнить объем, чем-то выделиться снимают откровенно слабые сюжеты, «берут» зрителя на удивление, выставляя не только непонятные, но и негативные работы. Это не ваш путь. Не подражайте моде, она быстро проходит и забывается. Время фильтрует, отсеивая все непривлекательное, лишенное смысла, красоты. Чем выше уровень духовного развития автора, тем выше уровень его работ.
Фототуры
Фототуры хороши тем, что вы отправляетесь с единственной целью – фотографировать. В отличие от экскурсий, где все едва успевают за «скачущим» гидом, который вечно всех торопит, вы имеете возможность спокойно и неторопливо снимать.
Организаторы фототуров понимают, для чего человек соглашается на поездку. Они делают все, чтобы вы не потеряли желание отправиться в поездку еще раз. Выберите тур, который вам наиболее интересен, который подходит вам больше.
Не стоит сразу отправляться по экзотическим местам, выбирать экстремальные путешествия.
Вначале посетите пару туров в более благоприятных условиях. Вы будете представлять, что следует брать с собой, как одеваться, как распланировать съемку.
Часто несколько фотографов, в том числе совершенно незнакомых, объединяются – через Интернет. Отправляются по тем местам, которые выбирают вместе.
Здесь стоит заранее четко определить маршрут, забронировать место для жилья и не превращать фотосъемку в отдых и пьянку. Так легко лишиться камеры, денег.
Глава 2
Фототехника для съемки
Выбор камеры
Не стоит впадать в две крайности, каждая из которых ограничивает творческую составляющую.
Когда мысли сфокусированы исключительно на технике – как выбрать самую лучшую в мире камеру, самый высококачественный объектив, творчеству практически не остается времени. Вместо того чтобы совершенствоваться в съемке, путешествовать, с радостью фотографировать, человек начинает все время покупать и продавать фотоаппаратуру, тратить время на форумы, чтение отзывов, тестовое сравнение снимков, сопоставление характеристик и т.д. Упускается время, оригинальные сюжеты, заглушается творческая фантазия, развивается повышенная утомляемость. Вырабатывается стойкая привычка фотографировать мало и непродуктивно. Тем самым, человек, сам того не замечая, впадает в сильнейшую зависимость от техники, фанатично следит за новинками, постоянно изучает и обсуждает объективы, камеры. Так фотограф становится рабом навязчивых мыслей «о лучшей технике». Поверьте, это прямая дорога в «никуда». Лучшей техники не существует. Есть бесконечная трата средств людей, «подсевших» на пожизненную зависимость от новинок.
Если вы сможете побороть в себе избыточный интерес к самой фототехнике, вы добьетесь замечательных результатов.
Другая крайность – совершенно не думать о том, чем снимать. В таком случае вы получите невысокое качество, упустите возможность добиться наилучшего результата.
В конце концов, может пропасть желание снимать из-за постоянных неудач, невысокого качества. В итоге человек либо совсем забрасывает съемку, либо сутками просиживает в форумах, ведь подсознательно душа так и тянется к фотоделу.
Для начала нужна цифровая фотокамера. Выбор огромен, но важно иметь твердую уверенность в том, что на самом деле необходимо.
Определившись с фотозадачей, исходите из финансовых возможностей. Не влезайте в долги и тем более в кредиты. Это в какой-то степени может быть оправданно, когда вы планируете зарабатывать фотосъемкой, когда получены реальные заказы. Но и здесь масса подводных камней. Долги и кредиты всегда обходите стороной. При желании «выкрутиться» без них нетрудно.
Вначале возьмите то, что вам по карману. Пусть у знакомого с новейшей камерой это вызовет улыбку, ничего страшного – мастерство фотографа заключается не в этом.
Многие великие мастера снимали и снимают выдающиеся работы далеко не самой дорогостоящей и современно техникой.
Выбор фотооборудования широк, существует огромный рынок б/у камер и объективов.
Исходить стоит из задач, которые вы ставите перед собой – попробовать, научиться или получать самые высококачественные снимки и т.д.
Определитесь, на какой период планируется эксплуатация камеры, как часто вы будете в дальнейшем менять технику, как скоро это произойдет и для чего.
Исходя из творческих задач, возможностей, образа жизни, подберите класс камеры. После выбирайте модель в данном классе, не соблазняясь – а вдруг где-то там есть что-то лучше. Да, есть, но вместе с ними есть и пока невидимые вами стороны дела.
Вам эти сомнительные улучшения ни к чему. Отвлекающих факторов и соблазнов в нашем противоречивом мире предостаточно. Будьте целеустремленным и «не разменивайтесь по мелочам». В пейзажной фотографии это ценнейшее качество.
Та или иная камера может быть замечательным техническим изделием, красивой, с совершенной электроникой. Не стоит полагаться на хитрые рекламные трюки, хвалебные отзывы начинающих пользователей и советы продавцов. Демонстрационные снимки в рекламных брошюрах и то, что данная модель выдает на практике не всегда одно и то же. Рекламную съемку проводят мастера, которые знают, как и в каких условиях «выжать» максимум из рекламируемой модели. Как показать нужную модель исключительно с самой лучшей стороны, оставляя в тени все ее недостатки.
Ультракомпактная камера
Тонкие стильные «красавцы». По качеству изображения не сильно отличаются от мобильных телефонов. Стоп! Топовые смартфоны снимают намного лучше. Ультракомпакт приятно дарить и получать в подарок. Больше подходят для съемки типа «здесь был Вася», фотозарисовок и т.д. Сказать, что ими нельзя снять пейзаж – неправда. При определенном мастерстве и желании, удачных световых условиях получится интересный результат. Но это скорее исключение. Для начала, если у вас уже имеется ультракомпакт, и нет возможности приобрести серьезную технику, сгодится. Это лучше, чем старый мобильный телефон. На высокое качество фотографий рассчитывать наивно. Да и сама съемка такой камерой не доставит удовольствие. Из всей фототехники крайне неудачный вариант, вдобавок оптика крайне слабая. Единственное преимущество в том, что ультракомпакт всегда при себе, к тому же он практически не заметен со стороны. Но мы ведь не собираемся за кем-то шпионить.
Компактная камера начального и среднего уровня
Более крупные изделия, их удобнее держать в руке. В ультракомпактах многие функции спрятаны в меню, здесь же небольшая часть вынесена в виде маленьких кнопочек. Чуть лучше оптика. Привлекает минимальная цена, легкость и компактность. Для начала, в качестве фотоблокнота, если бюджет крайне ограничен, подойдет. Для первых шагов в фотографии. Если вы еще не решили, что будете снимать, и вообще будете ли заниматься фотографией, это самый недорогой вариант. Если вы знаете и уверены, какая вам нужна техника, но она планируется в дальнейшем. Чем тратиться на дорогой и не самый оптимальный промежуточный вариант, лучше временно обойтись недорогой техникой. Нет никакого смысла покупать компакт чуть лучше, но значительно дороже. В дальнейшем вы подарите знакомым, близким, либо оставите как фотоблокнот для съемки расписаний, объявлений и т.д.
Главный недостаток – малые размеры матрицы, отсюда шумы, невысокая детализация, не совсем естественная цветопередача, отсутствие ручных режимов и т.д. Но все же это уже фотоаппарат и к тому же самый дешевый.
У начинающих любителей популярны ультразумы – компакты с огромным диапазоном фокусных расстояний (диапазон варьируется в фантастических пределах 24-850 мм в 35 мм экв.).
По качеству картинки практически идентичны компактам начального уровня. Покупка ультразума совершенно не оправданна для пейзажной фотографии. Компактность большинства ультразумов условна, по габаритам не сильно уступает «зеркалкам» начального уровня. Разница в возможностях отличается на порядок.
Существуют влагозащищенные компактные камеры.
Их прелесть в том, что в непогоду, когда зеркалку использовать рискованно вы смело можете использовать компакт, не нуждающийся в аквабоксе. Если и покупать компакт, то скорее стоит обратить внимание на такие защищенные от непогоды камеры. Хотя стоят они недешево, качество картинки все же слабовато. Здесь стоит, как следует все взвесить – за эти деньги вы приобретете б/у «зеркалку».
Компактная камера высшего уровня
Это уже «настоящий фотик», при виде которого у многих «загораются» глаза. Действительно красивые изделия, приятно держать в руках, удобны в работе. Цена заставляет не спешить с покупкой. Часто стоимость на равных или выше, чем у зеркальной камеры начального уровня. С б/у «зеркалками» и сравнивать нечего.
Качество изображения заметно выше, чем у камер всех предыдущих классов. Площадь сенсора больше. К примеру, сенсор 1/1,7” против 1/2,5” у компакта начального уровня. Функциональность максимальная, есть возможность сохранения снимков в «сыром формате» – RAW.
Объектив с минимальным фокусным расстоянием (ф.р.) 28 или 24 мм в 35 мм экв. Все это практично и удобно. Но разница в цене не соответствует разнице в качестве изображения с камерами следующих классов. Картинка от камер низших классов отличается, но не так сильно, как разнится их стоимость. Динамический диапазон все-таки узкий, шумы есть и от них никуда не уйти. «Выбитое» небо, «плоские» облака, «акварельные» ветки, «кашеобразная» трава и другие «прелести» вы получите в обмен на компактность. Современные компакты позволят «растянуть» снимок на большой формат.
Разница с более высококачественными камерами очевидна. Попробуйте загрузить полноразмерные снимки, особенно если они сделанные на высокой светочувствительности, например, 400 ед. ISO и отпечатать на А3 или лучше А2, желательно с одним и тем же сюжетом. Отличия увидите сразу.
Главное ограничение, какой бы камера ни была функциональной, качественной во всех других отношениях – это маленькая площадь матрицы. Представьте, что вы смотрите фильм в кинотеатре. Согласитесь, разница между 16-мм и 35мм пленкой будет заметна.
Так и в цифровых камерах, размер матрицы накладывает существенное техническое ограничение на конечный результат и никуда от этого не деться. Никакие ухищрения (улучшения алгоритмов обработки, хорошая оптика) существенно положение дел не меняют. Покупка камеры данного класса именно для съемки пейзажа нежелательна.
В эту сумму укладывается фотокамера, обеспечивающая результат на голову выше.
Компактная камера с большой матрицей
Более серьезная техника, вполне подходящий вариант. Преимущества используемой в них матрицы – APS-C существенны. Высокая детализация, более правдивая цветопередача, шире динамический диапазон. В итоге фотография выглядит заметно лучше, более естественно и объемно. Такой снимок хочется разглядывать долго.
Если камера имеет объектив с фиксированным фокусным расстоянием это, плюс в плане качества, минус в отношении удобства съемки. Для пейзажа детализация, высокая разрешающая способность оптики с фиксированным фокусным расстоянием важное преимущество.
Стоит обратить внимание, если вы цените легкость, компактные размеры, по каким-либо соображениям незаметность фототехники со стороны. Послужит неплохим дополнением к «зеркалке». Удобно, например, когда на одной камере телеобъектив, на второй (компакт) широкоугольный или стандартный.
Несмотря на достойные результаты, недостатков хватает – несменная оптика, малые габариты, низкая емкость аккумулятора, их труднодоступность, неудобство в работе, в том числе с внешней вспышкой и др. Держать в руках маленькую камеру сложно. Из-за малого веса повышается вероятность получить «смазанный» кадр при длительных выдержках. Все же фототехника должна быть достаточно тяжелой, ухватистой, ее не должно сдувать ветром вместе со штативом.
Компактная камера со сменной оптикой
В незеркальных камерах со сменной оптикой используется матрица как у камер предыдущего класса и у зеркальных камер – APS-C или формата 4/3. Огромное преимущество наряду с возможностью менять объективы. В сравнении с компактами с маленькой матрицей данный класс прекрасный выбор. Сравнивать изображение не стоит, компакты всех классов с малой матрицей уступают по качеству картинки безоговорочно.
Наличие поворотного экрана востребованное преимущество.
Недостатков и тут хватает. Выбор оптики ограничен. В паре с большой оптикой (если камера крошечная) конструкция получается неуравновешенной. Многие модели выглядят как «заглушка» к объективу. Держать такую конструкцию трудно, особенно продолжительное время. Да и органы управления сильно ограничивают фотографа, можно случайно нажать не ту кнопку. Многие функции спрятаны в меню.
Качество снимков приближается к зеркальным камерам, но явно не дотягивает. Это и «шумы», это и не совсем правдивая цветопередача у большинства моделей, узкий ДД, заметные ухудшения изображения по краям кадра, малое время работы аккумулятора, открытым остается надежность и ресурс работы, скорость, а также оптические недостатки объективов.
По удобству в работе, функциональности это не самый лучший выбор. Подойдет для путешествия налегке тем фотографам, которые пока еще боятся «зеркалок», привыкли снимать компактами, визировать по ЖК-экрану, фотографируют мало и не так часто.
Если сомневаетесь, нужна ли именно такая модель, чем тратиться на подобные «игрушки», сразу возьмите удобную рабочую зеркальную камеру. Сенсор зеркальной камеры обеспечивает гораздо более высокое качество снимков в сравнении с любыми компактами.
У зеркальных камер более широкий динамический диапазон, малый уровень шумов, правдивая цветопередача, отличная детализация. Разрыв по качеству изображения с компактами отличается в разы.
С приходом компактов с большой матрицей «зеркалки» не уступили своих позиций, они не скоро еще уйдут в прошлое. Эргономика, надежность, функциональность, высокий ресурс работы от аккумулятора, наличие большого числа дополнительных принадлежностей. На сегодняшний день это самый удобный фотографический инструмент, позволяющий решать большинство быстро и качественно.
Зеркальная камера начального уровня
Стоимость «зеркалок» начального уровня нередко ниже, чем у «продвинутых» компактов и камер двух предыдущих классов. Качество изображения, удобство в работе при этом и сравнивать не стоит. Возможность использовать широкий ассортимент сменной оптики трудно переоценить. Подходит старая оптика, в том числе и советская – через переходник. Еще один плюс – аккумулятор, при съемке в условиях отсутствия электричества у зеркальных камер преимуществ гораздо больше. Аккумуляторы более емкие, да и запасной купить проще.
По цветопередаче, динамическому диапазону, шумам, функциональности зеркальная камера также однозначно вне конкуренции.
Если бюджет ограничен, стоит начать именно с данного класса камер, а не с компактов.
Подходящая техника для начала, позволяющая добиться достойных результатов. Такой камерой удобнее работать, чем «крошечными» компактами, пусть и со сменной оптикой и с большой матрицей.
По сравнению с камерами всех предыдущих классов шумов намного меньше, особенно при повышении светочувствительности – 800, 1600 и более ед. ISO. Скорость съемки вполне достаточная для различных городских сцен.
Достаточно приемлемый и удобный минимум для съемки пейзажа.
Немного сэкономив на самой камере, вы сможете приобрести нужную вам оптику. В дальнейшем докупите более качественную камеру. При наличии желания и умения снимки вас порадуют.
Недостатки – «урезанный» функционал, для пейзажа не столь важен, пластиковый байонет, ограниченный ресурс по сравнению с профессиональными «зеркалками», опять-таки за стоимость данной камеры все это можно ей «простить».
Самый главный недостаток, это относительно узкий ДД по сравнению с «зеркалками» более высокого класса. И это самое основное, что может оградить вас от покупки. Ведь «пересветы» и «провалы» не украшают пейзаж.
Зеркальная камера любительского уровня
Внешне и по весу не сильно отличается от «зеркалки» начального уровня. На вид почти одно и то же.
Функциональность ощутимо выше, шире динамический диапазон сенсора, что для пейзажа немаловажно. Несколько лучше цветопередача. В целом более удобная и надежная камера. Выше скорость работы. Прекрасный выбор для начала, оптимальное соотношение цена/качество. Наиболее подходящий вариант для поездок и путешествий, да и вообще как камера на все случаи жизни для увлеченного любителя. Недостатки – отсутствие пылевлагозащиты, пластиковый корпус, камера слишком легкая и маленькая, особенно для мужских рук, некоторые функции спрятаны в меню, отсутствует второй дисплей (информационный).
Зеркальная камера полупрофессионального уровня
Такую камеру приятно держать в руках – хваткий корпус из магниевого сплава. Прекрасная эргономика, дополнительные функции, больший ресурс работы, высокая надежность. Некоторые (более дорогие) модели данного класса имеют пылевлагозащиту.
Скорость работы удовлетворит спортивного фоторепортера, умеющего грамотно снимать, а не «стреляющего сериями». По качеству изображения отличия от камер предыдущего класса есть, но они не столь существенные. Зато работать заметно удобнее, особенно в комплекте с большой и тяжелой оптикой. Более емкий аккумулятор. Имеется второй дисплей, что весьма удобно при съемке. Вы контролируете рабочие съемочные параметры, глядя на камеру сверху и экономите заряд аккумулятора – при выключенном ЖК-экране.
Практически единственный недостаток это неполноразмерная матрица.
Зеркальная камера полупрофессионального уровня с полноразмерной матрицей
Сенсор камеры по площади соответствует размеру 35-мм пленочного кадра, стороны кадра малоформатной пленки – 24х36 мм. Вся оптика разрабатывалась именно для проецирования изображения на эту площадь. Для удешевления производства в цифровых камерах чаще используется матрица заметно меньшего размера – 24х16 мм, что соответствует пленочному формату APS. Площадь светочувствительного материала меньше, угол зрения сужается. Соответственно происходит мнимое увеличение ф.р., так называемый кроп-фактор. – 1,5х, 1,6х и двукратное (у разных производителей камер).
Поэтому приходится пересчитывать в эквиваленте фокусное расстояние.
Наиболее подходящая для съемки пейзажа это камера с сенсором соответствующем полному кадру. Преимущества огромны – более широкий динамический диапазон, точная цветопередача, отличная детализация и использование оптики, предназначенной для 35 мм камер. Именно камеры данного класса обеспечивают самое высокое качество, естественность передачи видов природы среди всех вышеперечисленных выше классов.
Разумеется, стоят они ощутимо дороже. Это наилучший выбор (цифровую фототехнику среднего формата не рассматриваем, так как она доступна далеко не каждому фотолюбителю). Нет ничего плохого в том, чтобы приобрести бывшую в употреблении камеру с полноразмерным сенсором, чем новую с матрицей APS-C. Стоит исходить из состояния техники, степени изношенности, цены, ваших съемочных задач, оптики, наличия рядом сервисного центра и т.д.
Зеркальная камера профессионального уровня
Безупречная фототехника во всех отношениях, кроме одного – цены. Камеры данного класса обладают пылевлагозащитой, высокой точностью в работе, гибкостью, возможности впечатляют. Изображение обеспечивают превосходное. Камеры могут быть, как с «кропнутой» матрицей, так и полноразмерной. Для съемки пейзажа больше подойдет полупрофессиональная камера с полноразмерной матрицей, чем профессиональная камера с «кропнутой» матрицей. Опять-таки многое зависит от задач, съемочных условий, личных предпочтений.
Прежде чем приобрести такую камеру, стоит определиться – будут ли востребованы ее преимущества. Часто ли вы будет снимать в экстремальных условиях. Вес у них солидный, как и габариты. Незаметным с такой техникой вы вряд ли останетесь. Зато приобретаете качество, надежность, удобство, вероятность «шевеленки» при съемке с рук заметно снижается.
В первую очередь необходимо приобрести подходящую для конкретного вида съемки оптику, а потом уже подобрать класс зеркальной камеры. Ориентироваться желательно на камеру с полноразмерной матрицей.
Некоторые рекомендации по выбору камеры
Не увлекайтесь новомодными функциями, всевозможными «украшательствами» и характеристиками, не имеющими отношения к самой фотографии. Для каждой задачи есть свой наиболее подходящий инструмент.
Главное – матрица, ее динамический диапазон, разрешающая способность, шумы. Все остальное зависит уже не от камеры. Светочувствительность, выдержку и диафрагму определит фотограф, надеяться на «умную» автоматику, которая будет думать за вас не стоит.
Оптику также подбирает фотограф, а вот вместо «слабой» матрицы подставить нужную пленку не удастся. Поэтому, если камера удобна и функциональна, но матрица откровенно «слабовата» толку от нее мало. Это просто красивая «коробка».