Полная версия
Практическое христианство для мирян, или Письма из иной реальности
Стремиться к смерти христианин, конечно, не должен, но думать о ней мы должны без страха и с упованием на волю Господа. Только такой подход дает решимость в нашей невидимой брани – борьбе со страстями – и смирение.
В письме № 3 мы говорили, что человеческий ЭГО-ум не совсем правильно трактует само понятие существования. Дополним, что существование есть чередование жизни и смерти, а сама по себе смерть не является злом, ибо не принадлежит миру лжи. Наоборот, она разрушает ложь человеческого ЭГО-ума и всю жизнь ему противостоит. Этим мысли о смерти и неудобны нашему сознанию, ведь они несовместимы с мышиной возней. Таким образом, можно сказать, что любая жизнь – это путь к смерти, а любая смерть – это начало нового этапа существования. Жизнь и смерть – два слагаемых, а существование – их сумма. От перестановки слагаемых местами сумма не меняется, а лишь течет по реке времени.
Отвлекитесь на минуту от чтения. Осознайте, что рано или поздно придет момент, когда нужно будет умереть и идти дальше. Осознайте и примите эту мысль со смирением и упованием на Бога. И если вы сделаете это правильно, то хотя бы на миг у вас получится полностью выйти из вашего ЭГО-ума.
…….
Законы посмертного пребывания и движения человеческих душ до конца могут быть понятны только их Создателю, т. е. Богу. Равно как и воплощение самой человеческой души является для нас тайной, намного превосходящей наше понимание и способность выражать мысли, т. к. человеческое мышление формировалось на основе законов логики и тех констант физической реальности, в которых мы существуем (понятия времени, пространства, притяжения, трения, ускорения свободного падения, строения материи, разницы между субъектом и объектом или ложью и истиной и пр.). В этой связи, чтобы хоть немного приблизиться к пониманию Божьих законов, относящихся к другим измерениям и мирам, а также их взаимодействию, нужно иметь опыт существования в этих мирах и их константах, а для земного человечества это невозможно. Наш житейский ум просто не умеет мыслить на языке горнего мира.
Тем не менее людям дано получить некое представление об их собственном посмертии. Это представление является Божьим произволением и дается нам от Него для подготовки и трезвения, а не для праздного любопытства и пустословия.
Одним словом, «бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих; ибо любопытствующие плывут в корабле гордости. Впрочем, ради немощи многих надобно кое-что сказать» (Лествица, 26:129).
Излагаемая на этих страницах точка зрения на бытие человеческой души в некоторых существенных моментах расходится с позицией православной церкви и частью похожа на точку зрения Платона или Оригена, чьи учения были давно отвергнуты церковью как еретические. Вместе с тем необходимо осознавать, что прежде, чем обсуждать посмертие души, мы должны дать себе ее четкое определение. Но проблема состоит в том, что никто из людей не может точно сказать, что есть душа. Ибо это знание, как и сам процесс сотворения души, находится за пределами человеческого понимания, принадлежит только Богу и может быть полностью понятно только Ему. БОГ есть ВЕЛИКОЕ НЕ-ЗНАНИЕ или НАД-ЗНАНИЕ, ведь Его знание, в отличие от нашего, не принадлежит уму. А значит, любое человеческое толкование посмертия, будь то каноническое или неканоническое, обладает определенной долей условности и при этом не обладает стопроцентной истинностью, как и любая теория, описывающая вещи, выходящие за рамки человеческого понимания. Ни одну систему невозможно сформулировать в терминах ее самой. Что в действительности есть человек, знает только Тот, кто его сотворил и сам человеком не является.
Я сколько угодно могу каяться в своей ереси, но не могу убить в себе внутреннее знание о том, что сущность моя имеет сознание и бытие, выходящие за рамки этого мира. Что она в этом мире не родилась, а скорее в него пришла. И с таким видением самого себя ничего поделать уже не смогу. Ведь оно не является чем-то, что я где-то прочитал или от кого-то услышал. Все знание о себе я получаю исключительно ПРАКТИЧЕСКИМ духовным путем и не виновен в том, что оно не вписывается в решения Вселенских соборов VI века нашей эры.
Каждый человек несет в себе тот опыт, который он получил при жизни, ту наследственность, которую передали ему родители, и то духовное предначертание, с которым воплотилась в этот мир его душа. Как только вы научитесь видеть в себе эти три составляющие, вы сразу поймете, о чем я говорю.
В конечном итоге что важнее для человека – познать Бога или не быть формально инакомыслящим? В нашей стране сейчас миллионы канонически мыслящих христиан. Сколько из них смогло хоть раз выйти за пределы своего ЭГО-ума?..
Вера не должна ограничивать процесс духовного познания, не должна вызывать в нас страх перед движением в неизвестное, иначе она превращается в препятствие, тогда как должна служить подспорьем.
Нисходящие миры
Продолжим. Души, покидающие этот мир с Телом Страстей, увлекаются своими страстями туда, где страсти эти берут свое начало и где они властвуют безраздельно. Эти нисходящие миры мы и называем АДОМ.
Таким образом, ад – это не место, где Бог карает человека! «Человек по своей воле, где любит, там и пребывает», – сказал святой Марк Подвижник, имея в виду, конечно же, не физическое пребывание, а пребывание умом. Какой смысл приговаривать в качестве наказания к тюремному сроку того, кто сам мечтает попасть в тюрьму? Ведь такое осуждение будет для самого осужденного лишь наградой. Ад – это место, куда люди увлекаются сами через свои устремления. Это место, где их настигает БОЖЬЯ КАР(М)А.
Симеон Архиепископ Солунский так описал этот закон нашей свободы: «Всеблагий Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хощет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властию и управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных».
В такой формулировке ада и кроется ответ на вопрос, волнующий многих: почему Господь наказывает людей, но не карает самого главного грешника во Вселенной – Автора ЭГО-реальности? Да потому, что как такового наказания, понимаемого в человеческом смысле этого слова, просто не существует! Существует следование Божьим законам, один из которых управляет бытием тех, кто сознательно отрицает Бога и борется с Ним, тех, кто живет во лжи.
Тем, кто сражается с Богом, во Вселенной уготовано самое страшное наказание: для них духовно исчезает сам Бог. Бог ОСТАВЛЯЕТ тех, кто творит беззаконие и ложь, – от таких Он отворачивается. С точки зрения БОГА-реальности для существ, живущих в ней, нет большей кары, большего наказания, чем лишиться Божьей Благодати. Низвержение Автора ЭГО-мира было не физическим перемещением его с верха Вселенной в ее низ, ибо у нее нет ни верха, ни низа. Низвержение означало его исторжение из Бога и Божьей Благодати. Жизнь на земле без Благодати и есть главная причина человеческого страдания, а закон КАР(М)Ы по сути своей – это закон страдания всех богоотступников. Но люди настолько привыкли грешить и жить без Святого Духа в своих сердцах, что, читая эти строки, многие думают: «Ну и что, если Бог отвернулся от меня, – проживу и без Бога…»
Ад и есть та самая жизнь без Бога. Тот, кто отвернулся от Бога, повернулся тем самым к Его врагу и уготовил себе жизнь по закону КАР(М)Ы.
Таким образом, человеку нужно сосредоточиться не на жестокости Божьего закона, а на его НЕОБРАТИМОСТИ и НЕОТВРАТИМОСТИ. Божий суд страшен не потому, что Бог кровожаден, а потому, что Его закон абсолютно нелицеприятен, беспристрастен и правдив. Суд страшен тем, что, когда жизнь закончена, поправить в ней уже ничего нельзя. Коварство ЭГО-ума заключается в том, что он нам постоянно внушает, будто все еще можно исправить и начать сначала. И так до самой смерти. А когда смерть случается, выясняется, что уже ПОЗДНО.
Отвлекитесь опять на минутку. Осознайте сейчас, что в вашей жизни придет момент, когда поправить будет ничего нельзя. Нельзя будет обнять близких, нельзя будет попросить прощения, нельзя будет сказать кому-то, что вы его любите, нельзя будет позаботиться о ком-то, нельзя будет исправить то зло, которое вы причинили. Нельзя, потому что уже поздно. Если сможете осознать это по-настоящему, то весь следующий день вы будете бегать по городу и исправлять сделанные вами ошибки, просить у всех прощения и ни на минуту не отходить от своих близких. Вот это и будет жизнь за пределами ЭГО-ума…
Страх Божий возникает в душах не из-за жестокости Божественной силы, а из-за осознания нами, с одной стороны, своей ничтожности и греховности, а с другой – действительного величия и могущества Бога. Такое осознание есть результат практического богопознания. Оно не может быть понято теоретически и не может быть достоверно описано словами.
Вряд ли кто-то из нас назовет закон земного притяжения жестоким, если по своей вине упадет на землю с третьего этажа и сломает себе шею. Законы духовного мира так же неумолимы. Ведь неумолимость есть главная черта любого закона.
В Новом Завете встречается ряд мест, где Христос в достаточно жесткой форме предрекает людям погибель и попадание в геенну огненную. Многие мои современники делают на этом основании вывод о жестокости, а следовательно, неистинности Христа и его учения. К сожалению, такой образ нашего Учителя был специально создан в Евангелиях в силу того, что основным духовным мотиватором в древние времена был страх. С помощью религии людьми пытались манипулировать, поэтому многие слова Иисуса были неправильно переведены или вовсе искажены в поздние эпохи.
Все, кто знаком с историей христианства, знают, что Святые Отцы Церкви, будучи образцами кротости и терпимости, были очень далеки от жестокости и гнева, а следовательно, не мог быть жестоким и гневливым и Тот, кому они подражали и к кому стремились всю свою жизнь. Реальной причиной страха для нас должно являться совсем другое.
Большинство людей не занимаются самопознанием и поэтому даже не подозревают, какую существенную долю лжи носят в своих ЭГО-умах. Когда же после кончины предстоят они перед Отцом Правды, то эту самую правду о себе просто не могут вытерпеть. Им становится страшно в ее присутствии. Разрушение лживого ума, если оно происходит после смерти, доставляет его носителю дикую духовную боль. Это как сдирать кожу с живого тела. Ведь ложь за долгие годы прирастает к уму и становится его плотью.
При этом пророки называли адские муки страшными не потому, что Господь вознамерился нанести нам максимальный ущерб и доставить своими законами максимальное страдание. Говорится так потому, что каждый из нас воспринимает окружающий мир относительно самого себя и своего собственного состояния. Христианские подвижники, пребывая душой в Благодати, при одном соприкосновении с адом даже в уме переживали примерно то же самое, что чувствовал бы человек, которого переместили в долю секунды из теплого и солнечного летнего утра в лютый сорокаградусный мороз заполярной ночи. Иными словами, они ужасались контрасту. Вместе с тем многие люди уже при жизни живут душой в полном аду и весьма привыкли к нему. Их совсем не пугает мысль жить в постоянной лжи, блуде, злоязычии, пьянстве, сквернословии, праздности, казнокрадстве и пр. В их понимании такое существование вовсе не является адом. Они даже научаются получать от всего этого удовольствие, заглушив голос совести, как получает удовольствие свинья, валяющаяся в грязи и не понимающая, почему люди смотрят на нее с удивлением.
Таким образом, каждый из нас создает внутри себя свой собственный мир, а после нашей смерти мир этот лишь воссоединяется с себе подобными мирами. Подобное притягивается подобным. Как сказал об этом процессе когда-то святой Макарий Великий, душа «поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое место».
Так, любящий выпить увлекается своей страстью туда, где, как он думает, он сможет наслаждаться ею бесконечно. А привязанный к блуду стремится туда, где блудить можно постоянно и без всякого общественного порицания.
Абсолютная свобода воли, данная нам Богом, должна существовать как до, так и после смерти, а следовательно, Бог не судит тех, кто попадает в ад, – Он просто оставляет им свободу проявлять свои страсти и стремиться к ним так же, как и при жизни. Но при жизни страсти сдерживаются физическим миром и человеческими законами, и поэтому Тело Страстей не может себя полностью реализовать, а вот после смерти ему ничто уже не может помешать, т. к. стыд остается на земле.
Вектор страсти, выпущенный из сердца человека, будет вечно двигаться к предмету своей страсти, как только потеряет сдерживающее трение физического мира.
Представьте себе, например, стрелу, выпущенную из лука и летящую в вакууме, где нет сопротивления воздуха. Такая стрела будет лететь бесконечно долго.
Или представьте еще, что вы порабощены, скажем, страстью чревоугодия. Вы хотели бы есть и получать удовольствие бесконечно, но желудок не может вместить столько еды. А теперь представьте, что ваш желудок размером со Вселенную. Что тогда остановит вас от постоянного чревонасыщения сверх меры?
Ненасытность страсти, невозможность ее удовлетворения и вызывает огромное страдание души в посмертном ее состоянии. Люди просто не понимают, что страсть – это то, что невозможно удовлетворить по определению. Страсть – дырявый сосуд, в который можно вечно вливать свою энергию, до тех пор, пока удовольствие не превратится в дикую и неостановимую муку.
Наверняка у каждого из вас есть любимый продукт. Представьте, что вам придется есть только его! Есть ежедневно, три раза в день… и при этом вечно… Как быстро такая пища из источника наслаждения превратится для вас в источник диких мучений?
Отдавшие свое сердце во власть страстям через них идут в услужение к Властелину ЭГО-мира навечно. Страсти словно большие магниты, которые он заряжает своей энергией и таким образом из века в век притягивает к себе падшие души.
Потому Господь и назвал адские муки вечными, что при жизни властвующие над человеком страсти ограничиваются не его личной волей, как многие, заблуждаясь, думают в гордости своей, а самой физической природой человеческого тела и общественным порицанием, т. е. стыдом ЭГО-ума. После смерти же физического тела полного удовлетворения страстей достичь невозможно, и это приносит душе огромную, нескончаемую боль. Ведь удовольствие в физическом мире наступает тогда, когда страсть удовлетворена. Если же страсть есть, а полностью удовлетворить ее невозможно, то такое состояние и есть вечное страдание и вечная мука. Адские сковородки – это то, на чем люди поджаривают сами себя.
Частично ослабить это мучение может только молитва к Богу кого-то, находящегося вовне, поэтому так важно молиться за усопших неправедников – ведь каждый из нас может оказаться на их месте.
Помимо неутолимых страстей, душе, находящейся в адских мирах, огромное страдание доставляют их обитатели, которым она полностью становится подконтрольна и подчинена. Во время земного существования они скрываются за помыслами, которые мы принимаем, но в тонких мирах становятся видны как есть. Я не хочу сеять ужас в неподготовленных умах читателей, но обитатели эти кошмарны, и прежде всего не внешним видом, а своей духовной сутью. Простое нахождение рядом с ними вызывает в душе такой страх, тоску и омерзение, что вытерпеть это в течение долгого времени без страданий просто невозможно. Души людей, имеющих Тела Страстей, в посмертии становятся рабами этих существ, ведь в земной жизни они выполняли их указания без тени колебаний, т. е. ассоциировали их приказы со своими собственными желаниями. А именно это и есть духовное рабство.
Чистилище-мытарства
Тело же Благодати увлекает его обладателя в восходящие миры, называемые нами РАЕМ или Царствием Небесным. Там можно молиться, вдыхать Благодать и духовно лицезреть Божественное начало, не отвлекаясь на мышиную возню человеческого мира.
Там нет лжи, а есть любовь, неземное ликование и тотальное со-доверие душ. РАЙ – это выход на новую ступень персональной эволюции, которая, впрочем, не останавливается и после нашей физической смерти. В отличие от земли, где существует сопротивление нашему духовному росту, в восходящих мирах Высшие Силы помогают нам развиваться и идти вперед, оставаясь при этом соработниками Благодати.
Любые словесные описания рая в терминах земного существования будут ничтожны, поэтому не станем отвлекаться на это и развивать в себе духовное корыстолюбие.
Лучше подытожим сказанное: рай и ад – те места, куда суммарный вектор наших наклонностей увлек бы нас при отсутствии физических и моральных ограничений, свойственных нашему земному существованию. Рай и ад – это миры, где живут наши ИСТИННЫЕ привязанности.
Когда люди говорят, что ада нет, они в чем-то правы – ведь каждая душа после смерти устремляется в тот мир, который именно она и считает для себя раем. Рай блудника очень отличается от рая праведника. Правда, первый из этих миров на поверку оказывается совсем не тем, чем казался при жизни…
Каждый из миров (как и Мир Мышиной Возни) обладает своей сильной духовной гравитацией, поэтому чем больше мы в своих душевных устремлениях движемся в одном, другом или третьем направлении, тем сложнее бывает повернуть назад и вернуться в нейтральное положение, ведь притяжение по мере движения только усиливается.
Из физики мы знаем, что если расстояние между объектами увеличивается в арифметической прогрессии, то их притяжение уменьшается в прогрессии геометрической. Так же и в мире духовном: мы, казалось бы, совершаем один небольшой грех, а Святые Отцы называли такой грех падением. Делали они это потому, что кажущаяся незначительность одного этого греха может приводить к значительному духовному удалению от добра. И если мы этот грех раз за разом повторяем, то добродетель настолько теряет в нас свое влияние (в той же геометрической прогрессии), что вернуться к ней бывает уже не под силу.
Физический мир является в каком-то смысле обузой для чистых душ, т. к. он не дает им слишком высоко подняться, и в то же время физический мир является последней опорой для низких душ, т. к. не дает им слишком низко пасть.
Посмертное чистилище – это то место-процесс, где для душ, не имеющих на момент смерти ни Тела Страстей, ни Тела Благодати, ни Тела Мышиной Возни, создается (определяется) суммарный духовный вектор дальнейшего их движения. Правильнее называть это место-процесс чистилище-мытарства, где чистилище – место, мытарства – процесс. Создание суммарного вектора движения души – величайшее Божье таинство, до конца недоступное нашему пониманию. Я чувствую в своем уме четкую границу, за которую не должен выходить в своих рассуждениях о посмертном суде над человеком, ибо право судить и способность понимать сам процесс небесного судопроизводства принадлежит только Богу и Его ангелам. Мы не должны слишком любопытствовать об этом. Наша задача – лишь склоняться перед Его волей, потому что, склоняясь, мы смиряемся, а смиряясь – познаём. Без смирения можно познать лишь идею о Боге, но не Его самого.
…….
Вместе с тем давайте немного поразмыслим. Если чистилище-мытарства – это Божий суд, то кто из смертных может его пройти? Мы все грешим до самой смерти. Думать иначе, т. е. думать, что в рай мы попадаем по нашим заслугам, – значит ввергать себя в большую гордость. Если же предположить, что чистилище – это Божья амнистия, то кто может ее НЕ пройти? Разве милостивый Бог может быть избирательно милостив? И тем не менее адские миры существуют и регулярно пополняются. Чем же различаются двое помилованных? Почему один из них попадает в рай, а другой в ад?
Разница как раз и заключается в том, что один под влиянием своего вектора души хочет в рай, а второй туда просто не хочет! При этом есть и такие, которые не знают точно, куда хотят, у них есть самоосознание, но нет цели.
В свете вышесказанного становится понятно, что главная задача нашей жизни – сформировать в себе искреннее и постоянное стремление к Богу и к Его постижению. Это стремление и будет вычищать из души греховность. Если же мы будем думать, что у нас впереди школьный экзамен и его нужно сдать, то потеряем главное, а именно – понимание того, что все решает исключительно милость Божья. Полагаться на милость Божью – это и означает уверовать в Бога. Мы должны свято верить, что, положившись на Него, всё от Него получим, а не просто заработаем баллы небесного ЕГЭ. Упование на милость Божью – важнейший акт внутреннего богопознания, который каждый христианин должен практически пережить.
Вот что сказал когда-то по этому поводу святой Антоний Великий: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако ж, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
…….
Происходящее в чистилище-мытарствах, конечно же, не является математическим алгоритмом в человеческом понимании этого слова. Наш духовный разум еще совсем неразвит, а понимание Вселенной слишком примитивно для его усвоения. Все, что мы можем сказать об этом месте-процессе, это то, что на его исход после смерти мы повлиять уже не можем. Поздно.
В чистилище-мытарствах все поступки, мысли и намерения человека за всю его жизнь, будучи как бы очищенными от ЭГО- и физической реальности, приводятся к единому знаменателю в соответствии с законами БОГА-реальности.
Попадая в иное измерение, то, что было скрыто в мире физическом (в том числе и от самого человека в его подсознании), становится явным и однозначным в мире духовном. Фотопленка души словно проявляется, и человек, находясь в состоянии свободы от физического мира и путешествуя по иным сферам, определяет, каких устремлений у него больше: страстных, благодатных или мышиных, ибо сила трения о физический мир, который сдерживал движение при жизни, отсутствует.
Далее в известные сроки происходит переход души в миры Страстей, миры Благодати или в миры Мышиной Возни.
Души людей, не имеющие в себе определенного вектора на момент попадания в чистилище и сформировавшие в себе Тела Мышиной Возни, падают, а вернее, притягиваются назад в такие же миры и проходят их до тех пор, пока в их душах не проявляется какой-либо из двух векторов, способный увлечь за пределы миров Мышиной Возни: либо в миры Страстей, либо в миры Благодати.
Происходит это потому, что для таких людей физический мир и мышиная возня в нем и есть главный смысл их бытия и главная привязанность их ума, с которой они раз за разом воссоединяются.
При этом после смерти они полностью утрачивают свой физический и интеллектуальный опыт, оставаясь только с опытом духовным, который, впрочем, скрыт от обыденного житейского сознания.
В этой связи можно сказать, что для таких людей смерть действительно существует, ведь их «я» ассоциирует себя только с физической оболочкой, которую они, безусловно, как и все, после смерти теряют.
Но Господь из любви и сострадания дает им шанс на спасение, ибо при жизни многие из них не слышали проповедь слова Божьего и всю жизнь свою провели умом в мороке, так и не проснувшись для добродетелей. Жизнь таких людей, по сути, мало чем отличается от жизни развитых видов животных, которые с утра до вечера заняты лишь добыванием пищи и заботой о потомстве. «Где нет закона, нет и преступления», – сказал апостол Павел именно о таких.
Если спросить любого человека на улице, хочет ли он после смерти попасть в рай, то он ответит: «Конечно хочу». На самом деле большинство людей, живущих на земле, в восходящие миры не хотят. Просто они об этом не подозревают. Рай – это не место, где можно есть черную икру половниками и наслаждаться своей праведностью. Райские миры – это местопребывание душ, идущих вперед, тех, чья жизнь имеет СМЫСЛ прежде всего для них самих, и он, этот смысл, простирается далеко за пределы ЭГО-ума. Миры Благодати притягивают тех, кто способен подняться над собой уже здесь, в этой жизни. Ведь праведность – это в первую очередь переход в осмысленное, осознанное существование через преодоление самого себя и своей природы. Она есть процесс формирования цели и стремления к ней. Бог – это не только сама любовь, но и самосознание или, точнее, самоосознание. Большинство же людей вперед идти не хотят, не хотят жить в самоосознании и себя преодолевать. Они хотят стоять на месте, а вернее, крутить колесо мышиной возни.