bannerbanner
Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье
Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье

Полная версия

Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
23 из 28

Взаимные распри врагов дали Абд ал-Мелику передышку, но он не мог ей воспользоваться из-за нехватки средств (четверть всех налоговых поступлений шла на уплату дани Византии). К тому же Сирия была сильно опустошена чумой и голодом. В 688 г. халиф возобновил войну с византийцами, которая на этот раз была успешной для арабов. В том же году они вернули Антиохию. Византийский император Юстиниан II, который вел в это время в Европе тяжелую борьбу с болгарами, не имел возможности помешать наступлению мусульман. В начале 689 г. он согласился на заключение нового мирного договора, гораздо более выгодного для Абд ал-Малика, нежели прежний. Летом халиф двинулся на Нисибин и склонил его защитников перейти на свою сторону. В следующем году он также без сопротивления занял Мосул. В октябре 691 г. у Маскина были разбиты басрийцы, после чего халиф без боя вошел в Куфу, а затем и в Басру. В 692-693 гг. были разбиты хариджиты Восточной Аравии. После всех этих побед в руках мекканского халифа Ибн аз-Зубайра остался только Неджд. В марте 692 г. верные Абд ал-Малику войска приступили к новой осаде Мекки. Вскоре здесь начался голод. Постепенно Ибн аз-Зубайра покинули почти все сторонники. С оставшейся горсткой соратников он 5 ноября попытался пробиться из города и пал в бою. Арабское единство после этого было восстановлено. Но иранские провинции были отбиты у хариджитов только к 695 г.


3) Завоевание Северной Африки

В последние десять лет своего правления Абд ал-Малик смог провести некоторые очень важные преобразования. При нем впервые началась чеканка новых дирхемов с мусульманской символикой (до этого в Халифате имели хождение византийские и иранские монеты). Большое значение имела проведенная им налоговая реформа, в результате которой значительно возросли государственные доходы. Возобновились внешние завоевания, прерванные десятилетней гражданской войной. Особенно успешной была война в Северной Африке, которую вел талантливый полководец Хассан ибн Науман. В 696 г. был окончательно завоеван Карфаген. Хассан велел разрушить этот древний город и срыть его стены. (После чего Карфаген уже больше никогда не возродился). Однако, разбив византийцев, арабы столкнулись в этом районе с многочисленными племенами берберов. Сначала Хассан потерпел от них поражение и должен был отступить обратно к Кайруану. В 703 г. он начал новый поход и нанес берберам тяжелое поражение у горы Аурас. Побежденным пришлось признать над собой власть халифа и принять ислам.


4) Ал-Валид I. Завоевание Средней Азии

В 705 г. Абд ал-Малику наследовал сын ал-Валид I (705-715). Это был энергичный и деятельный властелин. Подобно Умару I он умел твердой рукой сдерживать своих полководцев и наместников, даже тогда, когда они находились на расстоянии тысяч миль от столицы. Десять лет правления ал-Валида прошли в непрерывных войнах со всеми соседями Халифата. В 705 г. правитель Хорасана Кутейба ибн Муслим приступил к окончательному завоеванию тюркских княжеств Средней Азии. В 706 г. был взят Пейкенд, в 709 г. – Бухара, в 710 г. – Кеш, в 712 г. – Самарканд и Хива. В 713 г. арабы переправились через Сырдарью, проникли в Фергану и Шаш (Ташкент). Другая арабская армия, возглавляемая Мухаммадом ибн Касимом, наступая вдоль побережья Индийского океана, раздвинула юго-восточные границы Халифата вплоть до устья Инда, где после продолжительной осады был взят индийский город Дейбул. После этого Мухаммад двинулся вверх по Инду через Синд и Южный Пенджаб и взял в 711 г. большой город Мультан.


5) Завоевание Испании. Падение Вестготского королевства

Но наиболее грандиозные завоевания при ал-Валиде были осуществлены на западе, где действовал другой знаменитый полководец той поры Муса ибн Нусайра. Усилив свою армию принявшими ислам берберами, он в 706-709 гг. завоевал остатки еще сохранившей независимость Северной Африки и вышел к берегам Атлантического океана. Только Сеута оказала арабам ожесточенное сопротивление и надолго задержала их продвижение. В конце концов правивший здесь византийский наместник Юлиан перешел на сторону Мусы и оказал ему важные услуги во время войны в Испании. Один из полководцев Мусы, Абу Зура Тариф, в 710 г. переправился через Гибралтарский пролив на кораблях, предоставленных ему Юлианом, опустошил окрестности Алхесираса и вернулся с большой добычей. В следующем году другой полководец Мусы, Тарик ибн Зийад, повторил вторжение. Король испанских вестготов Родерик двинулся ему навстречу. 19 июля у речки Вади Бекка началось историческое сражение между христианами и мусульманами. Оно продолжалось восемь дней и закончилось полным разгромом вестготов. Спустя некоторое время они были окончательно побеждены в сражении при Эсихе Кордова и столица королевства Толедо сдались без сопротивления. В 712 г. в Испанию переправился сам Муса. После непродолжительной осады он взял Севилью. У Мериды завоеватели понесли чувствительные потери. Тем не менее к концу 713 г. весь северо-запад полуострова от Сарагосы до Пиренеев уже был в их власти. Через год покорился и юго-восток.

В годы правления ал-Валида арабы достигли пика своего могущества. После его смерти начинается постепенное ослабление Халифата, вызванное внутренними смутами. Еще с домусульманской поры в Аравии существовала вражда между южными и северными аравийскими племенами. Обобщенное наименование первых было кальбиты, вторых – кайситы. Пока во главе государства стояли даровитые правители, удавалось в какой-то мере гасить эту вражду. Так при Абд ал-Малике и ал-Валиде восточные провинции Халифата были вверены кайситу Хаджжаджу, который на все важные посты поставил своих соплеменников. Кальбиты в качестве компенсации получили свободу действий на западе, где всеми делами заправлял йеменец Муса Тарик.


6) Сулайман. Осада Константинополя

Это слабое равновесие было нарушено после смерти ал-Валида I, которому в 715 г. наследовал его брат Сулайман (715-717). Новый халиф очень любил женщин и веселые пиршества и не умел жертвовать своими личными побуждениями во благо государству. Он не обладал ни хладнокровием, ни мудростью своих предшественников и из всех качеств своей семьи унаследовал только надменность. При нем кальбиты получили явный перевес над кайситами. Наместником Ирака был назначен кальбит Йазид ибн Муххалаба, старый враг умершего в 714 г. Хаджжаджа. Он сразу начал гонения на самых заслуженных и уважаемых лиц, принадлежавшей к еще недавно господствовавшей партии северян. Замечательный полководец предыдущего царствования Мухаммад ибн Касим был лишен всех своих постов и казнен. Это вызвало сильное ожесточение со стороны кайситов. Впрочем, кратковременность халифата Сулаймана не позволила довести это противостояние до взрывоопасных размеров.

Главным событием этого периода следует назвать осаду мусульманами византийской столицы. В 717 г. Сулайман двинул к Константинополю огромный флот и сильную армию. В августе арабы переправились на фракийский берег и со всех сторон обложили город. Однако осада с самого начала сопровождалась огромными трудностями. Осаждающим с большим трудом удавалось собирать провиант, так как местное население относилось к ним очень враждебно. К тому же сильные бури и огненосные греческие корабли наносили большой урон их флоту. В довершении всех бед из-за сильной скученности в арабском лагере началась опустошительная эпидемия. В августе 718 г. осада была прекращена. Это случилось уже после смерти Сулаймана, которого осенью 717 г. разбил паралич. Перед смертью, по совету придворного богослова Раджа ибн Хайвы, он назначил своим приемником двоюродного брата Умара II (717-720).


7) Умар II

Короткий халифат Умара II занимает особенное место в вековой истории правления Омейядов. Как известно, в мусульманской исторической традиции сохранилось в большинстве своем негативное отношение к этому роду. Однако для Умара было сделано исключение, и для многих последующих поколений он служил не просто образцом того, каким следует быть настоящему халифу, но и сделался идеалом благочестивого мусульманского государя вообще. По некоторым известиям будущий халиф родился в Египте, где его отец Абд ал-Азиз в течении многих лет был наместником своего брата халифа Абд ал-Малика. После смерти отца, последовавшей в 704 или 705 году, Умар переехал в Дамаск. Хотя Абд ал-Малик не любил младшего брата, к племяннику он отнесся очень хорошо и даже выдал за него свою дочь Фатиму. Есть известия, что место Умара за столом находилось выше, чем места родных сыновей Абд ал-Малика, и только один наследник сидел выше него. Еще более высокое положение занял Умар в царствование ал-Валида I. В 706 г. он был назначен наместником Медины. Местных жителей он поразил своим роскошным образом жизни. Пишут, что никто из горожан не тратил тогда так много денег на духи, одежду и лошадей, как Умар. Один плащ его стоил будто бы тысячу динаров. Впрочем, роскошь не мешал ему быть деятельным администратором. Из всех мероприятий Умара в святом городе самое известное связано со строительством новой мечети. Старая, основанная еще пророком, была разобрана, а на ее месте воздвигнуто пышное просторное здание. (При этом Умар велел разрушить находившиеся поблизости хижины жен Мухаммада, за что его многие осуждали). В 712 г. по требованию всесильного временщика Хаджжаджа Умара отозвали из Медины. В том же году он принял участие в набеге на византийские владения. После смерти ал-Валида Умар продолжал играть видную роль при его брате Сулаймане.

Едва приняв власть, Умар совершенно переменил свой образ жизни. Роскошь была оставлена навсегда. Он отказался пользоваться халифскими лошадьми и ездил как простой поселянин на муле. Он не пожелал переселяться в роскошный дворец Сулаймана, но жил в шатре, словно был обычным бедуином. Этими и другими поступками в том же роде, Умар дал понять, что будет жить и править иначе, чем его предшественники. И в дальнейшем, вплоть до самой смерти, халиф никогда не жил во дворце Омейядов и вообще редко бывал в Дамаске. Его любимым местопребыванием стал укрепленный городок Хунасира в Северной Сирии, в двух днях пути от Халеба. Во всем: в пище, одежде, удовольствиях, – он соблюдал исключительную умеренность. Он так похудел и побледнел от постов и воздержания, что люди, знавшие Умара в Медине или при дворе Сулаймана, с трудом узнавали его теперь, когда он стал халифом и полновластным правителем величайшей в мире империи.

Но конечно не только этими внешними проявлениями благочестия завоевал он всеобщее уважение. Во всем и всегда Умар стремился поступать справедливо и разбирал каждое дело с такой тщательностью, словно речь шла о спасении его души. Причем многие его мнения и поступки не вязались с общепринятыми взглядами. Он, к примеру, был противником идеи джихада и находил, что мусульмане должны довольствоваться теми владениями, которые получили от Бога, не предпринимая никаких новых завоеваний. Не сочувствуя священной войне, Умар старался распространять ислам путем мирного миссионерства. (Одним из первых его предприятий стало окончание несчастной войны с Византией – в августе 718 г. осада с Константинополя была снята). Справедливость Умара в равной степени распространялась на всех его подданных – как на мусульман, так и на иноверцев. Подлинно народную любовь халиф завоевал тем, что отменил все незаконно взимаемые подати (а таковыми считались все, не установленные пророком). Налоговое бремя при нем значительно уменьшилось (правда и государственные доходы стали гораздо меньше).

Благочестие сделалось в эти годы нормой жизни. Если при ал-Валиде разговоры придворных вращались вокруг построек, при Сулаймане – вокруг наложниц, то при Умаре они шли о изучении Корана, о молитвах и постах. Наместникам было предписано заботиться о чистоте нравов мусульман в духе предписаний ислама. Халиф запретил употребление вина, велел сломать и уничтожить лавки, где оно продавалось. Женщинам было запрещено посещать общественные бани, а мужчины должны были надевать в них мизар (нечто вроде купального костюма).

Своим правлением Умар поднял авторитет халифа на небывалую высоту. Его прославляли все без исключения восточные авторы, как мусульманские, так и христианские. За свою святость и справедливость он получил у потомков прозвание "пятого праведного халифа", то есть был поставлен в один ряд с Абу Бакром, Умаром I, Усманом и Али. Такого отличия из Омейядов и Аббасидов не удостоился больше никто.


8) Хишам. Мятежи против Омейядов и их подавление

Умару наследовал в 720 г. третий сын Абд ал-Малика, Йазид II (720-724). То был легкомысленный, беспечный человек (Ибн Тиктак называет его "распутнийшим из Омейядов"). Он правил беспорядочно и успел за четыре года растратить на свои прихоти всю казну. О государственных делах Йазид особенно не заботился и ревностно занимался только поэзией, музыкой и своими наложницами. При нем кайситы опять стали у кормила правления, что вызвало сильное возмущение во всех восточных провинциях. Мятежники двинулись в Ирак, но были разбиты на берегах Евфрата неподалеку от Куфы.

В 724 г. престол перешел к брату Йазида, Хишаму (724-743), человеку умному, кроткому и целомудренному. При этом халифе в делах правления установился некоторый порядок, ибо из всех сыновей Абд ал-Малика, правивших после ал-Валида I, он, несомненно, был самый даровитый. Его репутации вредило лишь одно – неумеренная скупость. Хишам повсеместно поднял налоги и ввел новые подати. Это мера вызвала сильное возмущение в провинциях и мятежи. Впрочем, центробежные тенденции проявились только в конце халифата Хишама. А поначалу он даже пытался вести завоевания. Еще в 718 г. арабы из Испании проникли за Пиренеи. В 720 г. они взяли Нарбону, которая стала их опорным пунктом в войне с франками, а в 732 г. продвинулись почти до самой Луары. Однако в 732 г. мусульмане были разбиты Карлом Мартелом у Пуатье. В пору великих завоеваний подобное поражение едва ли могло надолго задержать продвижение их победоносной армии, но теперь ее поступательный импульс иссяк. Империю захлестывают смуты. В 725 г. разгораются восстания в Средней Азии. Все провинции за Амударьей, а также Балх и Герат отпали от Халифата. Только в 738 г. талантливый полководец Наср ибн Сеййар сумел вновь покорить их. Еще более грандиозный размах приняло освободительное движение в Северной Африке. Берберские племена были возмущены тем, что их поставили на положение язычников. При Хишаме они не только должны были платить налоги наравне с иудеями и христианами, но и несли еще одну унизительную повинность – поставляли своих дочерей в гарем халифа. Это вызывало у них гнев и чувство горечи. В 740 г. восстали племена, обитавшие на территории нынешнего Марокко. Огромное сирийское войско, отправленное на подавление этого мятежа, было разгромлено ими на реке Себу. В 741 г. к восставшим присоединились испанские берберы. Но уже в следующем году новый наместник Кайруана Ханзала ибн Сафван разбил непокорных у деревни Аснам неподалеку от Кайруана и сумел на короткое время утвердить власть халифа во всей Северной Африке и Испании. В 743 г., незадолго до смерти Хишама, империя в последний раз была восстановлена в прежних границах.


9) Новые мятежи. Марван II. Падение Омейядов

Но едва престол перешел к племяннику Хишама, ал-Валиду II (743-744), смуты и мятежи вспыхнули с новой силой. Новый халиф был человек храбрый щедрый и волевой, но при этом ограниченный и деспотичный. Вместе с тем он чрезмерно предавался вину, певицам и удовольствиям, отличался сладострастием и жестокостью. Недруги обвиняли его в том, что он даже по внешности перестал быть мусульманином. Едва приняв власть, ал-Валид казнил самым бесчеловечным образом заслуженного наместника, кальбита Халида ибн Абдаллаха. Единоплеменники последнего восстали в 744 г. и провозгласили халифом сына ал-Валида I, Йазида. Покинутому всеми ал-Валиду II оставалось уповать только на милосердие своих врагов. По примеру одного из своих предшественников, халифа Усмана, он встретил убийц с Кораном в руках, но не смог смягчить их сердца и, умирая, обагрил своей кровью страницы священной книги. Ибн Тиктак пишет, что после него осталось много хороших стихов.

Однако и поставленный кальбитами Йазид III (744) почти нигде не был признан. Кайситы Химса тут же восстали и двинулись на Дамаск. Тогда же выступил с претензиями на власть наместник Армении Марван ибн Мухаммад (внук Марвана I). Но прежде, чем успела разгореться война, Йазид III осенью 744 г. скончался, передав перед смертью престол своему брату Ибрахиму (744). Ни Марван, ни кайситы не признали нового халифа.

18 ноября произошло большое сражение у Айн ал-Джарр (между Ливаном и Антиливаном), в котором 80 тыс. сторонников Марвана наголову разгромили 120 тыс. армию Ибрахима. Последний отрекся от престола, и после сдачи Дамаска Марван II (744-750) был провозглашен халифом.

Новый правитель не блистал особыми талантами, но был храбрый воин и хороший администратор. Однако будь на его месте даже очень талантливый человек, он едва ли смог бы предотвратить падение династии.

В 745 г. восстали кайситы Северной Африки, во главе которых встал Абд ал-Рахман. Он захватил Кайруан, а затем овладел всеми провинциями к западу от Триполи. Тогда же от Халифата окончательно отпала Испания. В том же году Марвану пришлось вести войну с нубийцами, которые в 745 г. вторглись в Египет и заняли Фустат. Затем он двинулся в Ирак, где подняли восстание хариджиты. И все эти события были только легкой прелюдией к тому, что ждало халифа впереди. В 747 г. в районе Мерва в Средней Азии вспыхнуло мощное восстание, подготовленное старыми противниками Омейядов – братьями Ибрахимом, Абу-л-Аббасом и Абу Джафаром из рода Аббасидов. К ним сейчас же пристали арабы-кальбиты и многочисленные персидские шииты. Несколько повстанческих армий двинулись на запад и в течении трех лет завоевали весь Иран и Ирак. К началу 750 г. военные действия переместились к Мосулу, где Марван успел собрать большую армию. Сил для борьбы у него было достаточно, но в решительный момент, когда развернулось сражение у Большого Заба, часть находившихся под его знаменами арабов-кальбитов перешла на сторону Аббасидов. Марван потерпел поражение и бежал. В апреле победителям сдался Дамаск. Марван отступил в Египет и был еще раз разбит при Бушре. Выслеженный благодаря измене, он был выдан врагам и 5 августа 750 г. умерщвлен. После этого победители начали настоящую охоту на представителей династии Омейядов. Все, кто принадлежал к этому роду, подлежали немедленному уничтожению. Лишь немногим удалось скрыться. Так внук Хишама, Абд ар-Рахман ибн Муавийа, сумел ускользнуть в Испанию, где сделался родоначальником испанских Омейядов. На остальной территории Халифата началось правление Аббасидов.


8. Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме

С вершиной горы Мориа, где в 687-691 гг. была возведена мечеть, связаны события Лейлят ал-Мирадж – «Ночи Вознесения», одного из важнейших событий в жизни пророка Мухаммада. В 619 г. Мухаммад был внезапно разбужен явившимся к нему ангелом Джибраилом и перенесен на волшебном животном в Иерусалим, на скалу Мориа. Здесь над пророком разверзлись небеса, и открылся путь, приведший Мухаммада к трону Аллаха. Строительством мечети стремились отметить место, с которого Мухаммад вступил на небо. Внутри нее желающие могут лицезреть отпечаток ноги пророка.

Уже вскоре после возведения Куббат ас-Сахра стала традиционным местом паломничества мусульман, третьим по значению после Мекки и Медины. На сегодняшний день – это самая древняя из сохранившихся мусульманских построек в мире.

Мечеть Скалы выделяется в ансамбле площади своими размерами, ясностью, величием и спокойствием архитектурных пропорций. Большой, плавный по силуэту, слегка ребристый, полусферический купол четко выделяется на безоблачном бирюзово-голубом небе. Купол отделен барабаном от нижнего, широкого (50 м в диаметре) несколько приземистого восьмигранного массива здания. Во внешнем облике мечети царит гармония, достигнутая строгой симметрией простых архитектурных форм. Множество одинаковых стрельчатых арок с окнами, забранными узорными каменными решетками, вносит орнаментальный ритм в оформление стен мечети и этим подчеркивает монолитность купола, как бы парящего над всем сооружением.

Внутри мечеть разделена двумя рядами арок и сказочно великолепна. Слабый свет падает через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла – желтые, голубые, розовые – создают в интерьере мечети удивительный эффект мягких тонов. Стены приблизительно до половины высоты облицованы мрамором, а выше как будто покрыты старинной парчовой тканью – золотом и перламутром по зеленому фону. Эти великолепные мозаики, выполненные под влиянием византийского искусства, сделаны из миллионов кусочков мрамора, перламутра и золота всевозможных оттенков. Содержание мозаик – растительный и геометрический орнамент, многочисленные надписи, выполненные арабской вязью.

Мечеть перекрывает громадный золотой купол. Его диаметр – 20 м, высота – 34 м. Купол опирается на два ряда идущих по окружности колонн с золочеными капителями. Колонны сделаны из красного порфира, зеленого и бордово-фиолетового мрамора с белыми прожилками. В центре здания находится двойная ограда, окружающая черную, неправильной формы скалу – вершину горы Мориа, на которую некогда ступил ангел Джибраил.


9. Хариджиты


1) Хариджизм

Влиятельным течением ислама на протяжении всей его истории оставался хариджизм. Последователи этой секты глубоко восприняли провозглашенный в Коране принцип, согласно которому главным критерием, определяющим место человека в обществе, является не его социальный статус, а благочестие. Вначале это означало лишь то, что курайшитам отказывалось в исключительном праве занимать пост халифа. Хариджиты провозгласили, что происхождение главы религиозной общины не имеет значения, и при необходимости имамом может стать даже раб! Но при этом необходимо, чтобы имам следовал в своей деятельности Корану и сунне, справедливо обходился с людьми и был способен с оружием в руках выступить против тирании. Каждая община могла избирать и смещать своего имама-халифа. Таким образом, суверенная власть, по учению хариджитов, принадлежала мусульманской общине, а имам-халиф был только ее уполномоченным, ее исполнительным органом. Позже хариджиты провозгласили моральное и юридическое равенство арабов и неарабов в исламе; они оказались самыми страстными поборниками равенства среди последователей пророка. Не случайно их идеи находили широкую поддержку среди угнетенных и потерявших надежду людей.

Все хариджиты являлись сторонниками «чистого» ислама и отличались строгим до радикализма исполнением религиозных предписаний, однако считали, что одна только вера в догматы ислама не приводит верующих к спасению и не дает им права надеяться на райское блаженство, если она не подтверждается поступками. Правоверие каждого мусульманина проверяется непрестанной борьбой за осуществление его идеалов, те же, кто совершил «тяжкий грех», делаются вероотступниками, и с ними следует вести «священную войну» как с «неверующими». Многие хариджиты считали, убийство религиозных противников не только допустимым, но и богоугодным делом. В течении долгого времени сторонники хариджизма вели ожесточенную войну как с суннитами, так и с последователями Али. Очень скоро к ней добавилась внутренняя борьба между различными сектами. Раскол возник прежде всего из-за спора о том, кого считать «неверующими» и как следует к ним относиться.


2) Азракиты

Уже во второй половине VII в. в среде хариджитов выделилось три основных группировки: азракиты, суфриты и ибадиты. Азракитами называли последователей Нафиа ибн ал-Азрака. Это была самая крайняя и непримиримая из хариджитских общин. Зарождение ее относится к 80-м гг. VII в., когда Нафиа ибн ал-Азрак возглавил мощное восстание хариджитов в Ираке, направленное как против Омейядского халифа, так и против шиитов. К восставшим присоединились хариджиты Омана и Йемена. Нафиа ибн ал-Азрак был провозглашен эмиром верующих. С 20-тысячным войском он овладел ал-Ахвазом, Фарсом, Керманом. В ходе этого восстания халифские войска не раз терпели поражения от храбрых и самоотверженных воинов-азракитов. Освобождая рабов и выступая защитниками угнетенных, азракиты находили поддержку среди сельского населения, особенно персов. Однако фанатичная нетерпимость азракитов к тем мусульманам, которые не разделяли полностью их воззрений, оттолкнула от них многих союзников. После гибели в 685 г. Нафиа, его армия распалась на отдельные отряды, что сильно ослабило азракитов. Тем не менее, война с ними правительственных войск продолжалась 15 лет. Последний отряд во главе с Катари ибн ал-Фуджа был в 699 г. почти полностью истреблен в Табаристане. Впрочем, и после этого азракиты оставались реальной силой. В Иране центром азракитизма долгое время считался Систан, где на протяжении VIII века не раз вспыхивали хариджитские восстания.

Учение азракитов отличалось крайней нетерпимостью, а их действия – жестокостью. «Неверующими» они считали всех, кто не принял участия в хариджитских восстаниях и не переселился в их лагерь. Территорию своих противников азракиты объявляли «землей неверия», ее население подлежало истреблению. Их морали не противоречило даже убийство женщин и детей, если они были женами и детьми «неверующих». Оправдывалось это тем соображением, что больное дерево не может принести здоровых плодов. Сам Нафиа ибн ал-Азрак требовал неукоснительного соблюдения принципа «религиозного убийства» и решительно применял его не только к своим врагам, но и к тем хариджитам, которые «отсиживаются дома» во время хариджитских восстаний. Всех переселившихся к ним азракиты испытывали тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, они убивали сами как «лицемера» и «многобожника». В конечном счете, оттолкнув от себя всех союзников, азракиты сами прекратили существование.

На страницу:
23 из 28