Полная версия
Семейные отношения от Я до Мы
Семейные отношения от Я до Мы
Румия Рашидовна Калинина
© Румия Рашидовна Калинина, 2021
ISBN 978-5-0053-2068-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Читателям
Я убеждена, что семья, супружеские отношения являются важными составляющими жизни человека. Именно те эмоции и переживания, которые нам дарят самые близкие люди, те события и впечатления, которые мы проживаем с близкими людьми, те задачи и трудности, которые мы решаем совместно с ними, делают нашу жизнь наполненной, осмысленной и счастливой.
Конечно, все эти слова относятся не к любой семье и не ко всяким супружеским отношениям. За 20 лет моего общения с разными людьми в качестве семейного психолога и семейного психотерапевта, я нередко сталкиваюсь со скептическим отношением к понятию «счастливая семейная жизнь». Обычно такие скептики уверены, что семейная жизнь – это много "надо" и "должен", это набор обязанностей и жертв, и поэтому к семейной жизни больше подходят понятия «привычка», «стабильность», «обыденность»… И они живут в своих семьях, не-счастливые, мечтают «отдохнуть от семьи», считая своей заслугой сдерживаемое раздражение на партнера…
А потом оказывается, что самый отчаянный скептик мечтает о теплых, поддерживающих отношениях в семье, полных любви и доверия, мечтает проживать свою жизнь в тем, кто будет ценить его, с кем интересно что-то обсуждать, с кем не страшно в период трудностей, с кем тепло просто быть… и этот вопрос: «А так бывает?» и мой уверенный ответ: «Да!»
Это не просто, это требует от каждого партнера душевных усилий, осознанности и много-много разговоров друг с другом. И моя книга в помощь тем, кто хочет построить свою счастливую семью с самым близким, любимым и родным супругом.
Румия Калинина, семейный психотерапевтГлава 1 Семья и ее законы
Семья – это совокупность людей, связанных разными отношениями (родства, порождения, свойства), формирующимися в совместной деятельности. Отношения в семье отражают состояние общества (уровень его развития, его культурные особенности и т.д.). Семья формирует такую личность (и ребенка, и взрослого), которая удовлетворяла бы нормам и ценностям данного общества. Основное предназначение семьи – духовное взаимообогащение членов семьи и предотвращение дезинтеграции их личности.
То, что в семье отражаются изменения, происходящие в обществе, хорошо иллюстрирует типология семьи по исторической динамике. Данная типология, с одной стороны, показывает этапы развития семьи по мере развития общественных отношений, а с другой – отражает различные возможные типы семей на современном этапе.
Типы семей
1. Патриархальная или традиционная семья – существовала как единственно возможная в Европе (в том числе и России) вплоть до 20 века. Имеет следующие характерные особенности:
– экономические ресурсы и принятие основных решений сосредоточены в руках мужа; внутрисемейные роли жестко закреплены (женщина – «хранительница домашнего очага», муж – «добытчик», «кормилец»);
– родительская власть абсолютна (родители решают судьбу детей, родители знают, как для них лучше, самая серьезная провинность – ослушание родителей);
– жесткая поло-возрастная субординация; отсутствие индивидуальной избирательности на всех стадиях семейного цикла (выбор брачного партнера осуществляют родители жениха и невесты между собой на основе выгоды для семьи, личные отношения, привязанность и симпатии не важны; выгода для семьи, а не личные интересы определяют и профессиональную деятельность взрослых детей);
– главенствующее место занимают отношения родства; все остальные отношения (супружеские, отношение к детям и т.д.) определяются интересами расширенной семьи.
2. Детоцентрическая или современная семья – появляется в 20 веке, получает широкое распространение со второй половины 20 века. Характеризуется:
– снижением родительского влияния на взрослых детей;
– выбор супруга становится индивидуализированным и определяется межличностными отношениями любви;
– возвышается роль частой жизни, чувственной стороны брака и интимности;
– сексуальность осознается как самостоятельная ценность, а не только как способ деторождения;
– отношения между мужем и женой становятся более или менее равноправными;
– как следствие, появляется необходимость планировать количество детей и время их рождения, что приводит к сокращению репродуктивного периода до 5 – 10 лет и рождению 1 – 2 детей; желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности, его интересы и желания встают в центр семейных отношений;
– главенствующее место занимают отношения родительства; все остальные отношения (супружеские, отношение к родителям и т.д.) определяются интересами детей.
3. Супружеская или постсовременная семья – появилась в последние лет 40, в настоящее время продолжает формироваться как ведущий тип семьи. Характеризуется:
– равноправием и симметричностью нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов; что открывает уникальные возможности для возникновения разнообразных и богатых отношений между членами семьи;
– каждый супруг воспринимает себя не только как родителя, подчиняющего собственные интересы интересам детей, но и как личность, стремящуюся к духовному взаимодействию с близким человеком и реализующуюся через это взаимодействие;
– главенствующее место занимают отношения супружества; все остальные отношения (отношение к детям, родителям и т.д.) определяются удовлетворенностью супружескими отношениями, личностными интересами супругов.
Как относительное новообразование, супружеская семья наименее стереотипизирована, а значит имеет множество индивидуальных форм, различных типов взаимоотношений между супругами, обеспечивающих удовлетворение личностных потребностей конкретной супружеской пары.
Ни один из данных типов семьи не является ни лучше, ни хуже остальных. Здесь важно, чтобы оба супруга принимали тот или иной уклад своей семьи. Кстати, психологические исследования показывают, что в стабильные, спокойные периоды жизни удовлетворенность супругов своими отношениями выше в «супружеских семьях», а вот в кризисные, трудные периоды выше удовлетворенность в «традиционных семьях». Это связано с тем, что традиционная семья имеет четкие правила, кто из супругов за что отвечает, а супружеская —ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей. Последнее очень хорошо, для размеренной спокойной жизни, а первое позволяет выживать в трудные времена.
Функции семьи
Если говорить о функциях семьи, то необходимо ответить на две группы вопросов:
1) Для чего семья обществу? Почему государство заинтересовано в семье как социальном институте? Что общество ожидает от семьи?
2) Для чего семья конкретному человеку? Для чего люди вступают в брак? Какие свои потребности удовлетворяют, которые невозможно удовлетворить вне нее?
Ответ на первую группу вопросов даст нам понятие о социальных функциях семьи, а ответ на вторую группу вопросов – понятие о психологических функциях семьи.
К социальным функциям относят:
– Функцию репродукции как поддержание биологической непрерывности общества. Семья является единственной общностью людей, увеличение членов которой происходит не за счет внешнего притока, извне, а, условно говоря, изнутри – за счет рождения детей. Для поддержания биологической непрерывности общества, необходимо, чтобы каждый член общества имел себе замену, т.е. каждая супружеская пара должна иметь минимум 2—3 детей (число детей должно несколько превышать число родителей, т.к. не все взрослые люди создают семью и не все по разным причинам могут родить ребенка). Следовательно, задача общества, государства – стимулировать выполнение этой функции семьей.
– Функцию воспитания (социализации) как поддержание культурной непрерывности общества. Обычно под этой функцией подразумевается первичная социализация ребенка как передача подрастающему поколению в общих чертах культурного наследия общества. Семья незаменима в выполнении этой функции, особенно в первые 5 – 7 лет жизни ребенка: она прививает ребенку основы мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Однако общество заинтересовано не только в первичной социализации ребенка, но и в социализации взрослых членов общества, т.е. в соответствии их поведения нормам и ценностям общества (иногда исследователи выделяю функцию социального контроля).
Перечень психологических функций, более разнообразен, при чем разные авторы выделяют разные функции, выделяя их по разным основаниям. Если же отвечать на заданные вопросы, то представляется обоснованным взять за основу систему психологических (в противовес физиологическим) потребностей человека, предложенную психологом-гуманистом А. Маслоу. В результате мы получим следующие психологические функции семьи, которые важны как взрослым (супругам), так и детям:
– Функция восстановления как средство удовлетворения потребности в психологическом комфорте, чувстве безопасности и защищенности. Это возможность получить моральную, эмоциональную поддержку, психологическую помощь друг от друга, возможность снять напряжение, полученное вне семьи, где человек (и взрослый, и ребенок) может переживать критику, давление, неудачи и т.п.).
– Функция интимности как средство удовлетворения потребности во взаимной любви эмоциональной близости и привязанности, которую относят к базовым психологическим потребностям человека, и неудовлетворенность которой приводит к ухудшению соматического и психического здоровья человека. Близкое общение успокаивает, снижает уровень тревоги и стресса, улучшает настроение, продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, состоящие в продолжительных теплых семейных отношениях, живут дольше, их здоровье лучше, а психоэмоциональный фон стабильнее, чем у одиночек.
– Функция признания как средство удовлетворения потребности в уважении, признании, возможность переживать ощущение ценности и значимости своего «я», своих способностей и особенностей, чувство значимости и необходимости для другого.
– Функция самоактуализации как средство удовлетворения потребности в развитии, когда каждому члену семьи предоставляется возможность наиболее полного выявления и развития своего личностного потенциала, своих способностей, в личностном росте, в самовыражении. При этом для взрослых возможность воспитывать и помогать в личностном развитии своим детям нередко проявляется как возможность и потребность в самореализации.
– Функция кооперации как сотрудничество и взаимопомощь членов семьи, поддержка друг друга в каких-то начинаниях, делах, решении тех или иных проблем, с которыми сталкивается каждый член семьи на протяжении жизни. Ведь известно: «Что одному трудно, то сообща легко» (русская поговорка). Реализация данной функции подразумевает организацию упорядоченного быта, экономическую поддержку, распределение обязанностей между членами семьи и т. д.
Говоря о психологических функциях семьи, необходимо отметить, что все эти функции по отдельности могут быть так или иначе реализованы и вне семьи. Например, функция кооперации – через друзей, функция восстановления – на сеансах с психологом или также в дружеском общении, функция признания – в профессиональной деятельности, а самореализации – в хобби или также в профессиональной деятельности… Однако лишь полноценные отношения внутри семьи способны удовлетворять все эти потребности в комплексе, систематически (а не от случая к случаю) и наиболее адекватно, что способствует повышению уровня удовлетворенности жизнью в целом всех членов семьи. С другой стороны, именно эта полифункциональность семьи, ожидания выполнения ею различных функций требует всестороннего включения личности в семейные отношения, предъявляет высокие требования к избирательности партнера, придает семейным отношениям исключительную глубину и интимность.
Каждый человек по-своему рассматривает функции семьи, они имеют для него разную важность и ценность, и от степени их представленности в браке, в конкретных отношениях человек переживает удовлетворенность или неудовлетворенность своей семейной жизнью. И чем полнее психологические функции реализуются в семье, тем более счастливым чувствует себя человек. Отечественный психолог В. И. Зацепин даже выделил отдельную функцию семьи – фелицитологическую («фелиците» – с лат. «счастье»), которая, по мнению автора, означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Мне кажется, эта функция является результатом реализации всех остальных функций и подчеркивает, что по-настоящему, всесторонне счастливым человек может быть только в семье.
В зависимости от того, как реализицются функции семьи, выделяют:
– нормально функционирующие (гармоничные) семьи, которые выполняя все свои функции, удовлетворяеют потребности в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена;
– дисфункциональные семьи, в которых выполнение функций нарушено, цели членов семьи достигаются, что препятствует их личностному росту, блокирует потребность в самоактуализации.
Семья как система
Одним из наиболее продуктивных подходов при изучении семьи можно считать системный подход, который в последние десятилетия завоевал большую популярность, что отразилось на его распространении в различных областях науки и практики. В рамках системного подхода семья – это система, элементами которой являются члены семьи, образующие целостное единство со своей структурой, благодаря устойчивым связям и отношениям.
Семейные системы бывают очень разными по своему составу:
– нуклеарная (отдельная, простая) семья – супруги без детей или с детьми, живущие отдельно от других родственников,
– неполная семья – один родитель (чаще мать) и ребенок (дети),
– расширенная (сложная) семья – состоит из представителей нескольких поколений; может быть представлена как объединение нуклеарной семьи и родственников (бабушки, внуки, сестры и т.д.),
– смешанная семья – перестроенная семья, образовавшаяся вследствие брака разведенных людей; включает в себя неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую семью.
В дальнейшем мы в основном будем рассматривать нуклеарную семью как базовый (основной) тип семьи.
Структура семьи
Структура семьи определяется следующими основными параметрами.
1. Семейные подгруппы или подструктуры – это устойчивые объединения нескольких членов семьи, выполняющих определенные функции. Можно выделить основные подструктуры, существующие в каждой семье, имеющей детей:
– супруги, чья функция заключается во взаимном удовлетворении индивидуальных психологических потребностей;
– родители, чья функция – передача культурного опыта подрастающему поколению, социализация и воспитание детей;
– дети, чья функция, на мой взгляд, – апробирование полученных от взрослых знаний и информации на опыте реального взаимодействия между собой (например, что значит добиться своего, когда тебя не слушаются); при этом необходимо учитывать, что когда речь идет о полученной информации, имеется в виду не только (и не столько!), что родители говорят, а что они делают.
Семейные подструктуры могут быть как временными, так и постоянными. Временные подструктуры могут образовываться для осуществления определенной деятельности, например, объединение членов семьи по половому признаку для выполнения «мужской» или «женской» работы. А примером постоянной подструктуры является создание «мужской» и «женской» коалиции при возникновении конфликтов – мама с дочерью объединяются против отца с сыном, которые вынуждены «обороняться».
Объединение в подструктуры может происходить не только по половому признаку, но и на основании общих интересов (в семье может быть подструктура меломанов и подструктура книгочеев), выполнения семейных функций (подструктура, обеспечивающая материальное благополучие семьи, подструктура, отвечающая за организацию досуга семьи и т.д.), возраста (подструктура пожилых членов семьи, требующих особого внимания и терпения со стороны других членов семьи) и т. д.
Даже небольшой перечень возможных семейных подструктур позволяет выделить следующие их особенности:
– Каждый член семьи входит в несколько подструктур. Например, женщина входит как в супружескую, так и в родительскую подструктуру, а также может входить в женскую и организационно-досуговую подструктуры. При этом Э. Г. Эйдемиллер считает, что одновременное функционирование в нескольких подструктурах обычно малоэффективно: если мать ругает сына за плохие отметки (родительская функция) и при этом в качестве причины неуспеваемости называет отсутствие в своем супруге мужских качеств (супружеская функция), то ни сын, ни муж не воспринимают критику в свой адрес.
– Эффективность функционирования семьи обеспечивается за счет большего количества подструктур, как постоянных, так и временных. Небольшое количество жестко зафиксированных подструктур не позволяет семейной системе гибко реагировать на различные стрессовые факторы, которые она испытывает в течение своей жизнедеятельности. Именно за счет временных подструктур, в которые включены члены семьи из различных постоянных подструктур (объединение увлечением музыкой отца – родительская и мужская подструктура, с дочерью – детская и женская подструктура) формируются, сохраняются и развиваются теплые, поддерживающие отношения между членами семьи, взаимопонимание между ними.
– Члены семьи могут быть включены в несвойственные им подструктуры. Например, муж-алкоголик может быть включен в детскую подструктуру как требующий постоянного контроля и заботы, а сын-подросток, устроившийся на работу, – в подструктуру, обеспечивающую материальное благополучие семьи, а также в супружескую подструктуру (оказание эмоциональной поддержки и помощь матери). Необходимо отметить, что включение членов семьи в несвойственные им подструктуры характерно для дисфункциональных, проблемных семей.
2. Семейная иерархия – это своего рода вертикальная структура семьи, обеспечивающая распределение власти и ответственности в семье. Под властью в семье будем понимать возможность воздействовать на поведение других членов семьи.
В функциональных семьях взрослые (родители) обладают большей властью и ответственностью, чем дети. Однако нередко можно наблюдать семьи, в которых наверху семейной иерархии находится ребенок, который управляет остальными членами семьи – удовлетворению именно его потребностей, его желаний посвящены все усилия, все поведение членов семьи. В психолого-педагогической литературе можно встретить понятие «кумир семьи» или «маленький тиран» – это как раз про такую «перевернутую» иерархию.
Между супругами также существуют отношения власти. Власть в супружеских отношениях имеет свои особенности (в отличие от власти в других социальных институтах):
– власть носит неформальный характер, т.е. регулируется самими участниками, держится на принципах добровольности, равноправия и свободы;
– власть включает в себя ответственность, руководство (планирование, распределение ресурсов и т.д.) и, зачастую (но не всегда), исполнение;
– выделяют власть общую – глава семьи, и власть парциальную – ответственность в той или иной сфере семейной жизни, обозначается как супружеские роли.
Говоря о способах распределения власти в семье обычно выделяют:
– патриархальную (традиционную) семью, где, как уже упоминалось выше, главой семьи является мужчина, в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений; внутрисемейные роли жестко закреплены в связи с полом: для женщины – рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, при этом мужчина не указывает, что надо делать жене, а просто контролирует сам факт выполнения ею ее обязанностей; для мужчины – экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, эмоциональная благодарность женщине, преданность матери своих детей, поддержание контактов с внешним миром;
– эгалитарную семью (в нашей типологии это супружеская семья), где супруги равноправны, власть реализуется совместно; оба супруга одинаково включены в реализацию семейных ролей и обязанностей, имеют равные функции: экономический вклад в семью в соответствии с заработком, общая ответственность за детей, совместное участие в домашней работе, равное принятие решений; при этом каждый отвечает в основном за то, что больше соответствует его вкусам и возможностям;
– антитрадиционное распределение ролей в семье – мало распространенная, где мужчины и женщины как бы меняются ролями. В России, например, с начала 90-х годов, в период экономического кризиса, в период массовой безработицы, женщины быстрее находили способы зарабатывать деньги для семьи: «челночники», продажа домашней выпечки, шитье одежды на заказ и пр., в то время как мужчины оставались дома и вели хозяйство, присматривали за детьми и т. д. В современной России, как и во всем цивилизованном мире, доля таких семей не более 3—5%.
В реальности же существует множество вариантов распределения власти между супругами. В самом общем виде это:
– власть в семье полностью принадлежит одному супругу, он принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности семьи, решает на что тратить деньги, в какие кружки определять детей, где проводить отпуск и т.д., второй супруг может высказывать свои пожелания, но окончательное решение за главой семьи;
– власть в семье распределена между супругами в разных сферах семейной жизни, и каждый в «своей» сфере является исполнителем (например, муж отвечает за экономическую безопасность семьи, сам определяет пути и способы зарабатывания денег, а жена отвечает за домашнее хозяйство и ведет его самостоятельно, решая когда убираться, что готовить и т.д.);
– каждый супруг, как и в предыдущем варианте, отвечает за свою сферу, но в качестве исполнителей может привлекать других членов семьи (например, жена, отвечает за домашнее хозяйство, при этом в обязанности мужа входит совершать повседневные покупки, согласно списку, составленному женой);
– власть в семье распределена между обоими супругами, супруги принимают совместные решения, предварительно обсуждая их и находя те варианты, которые удовлетворяют обоих.
Эти варианты могут сочетаться в одной семье (например, по каким-то вопросам принимает решение один супруг, а по каким-то принимается совместное решение), при этом распределение власти в супружеской паре зачастую складывается спонтанно, без конкретных договоренностей между супругами, и может изменяться на разных этапах жизненного цикла семьи или под воздействием других обстоятельств (например, потеря работы «кормильцем»).
Согласно результатам опроса ВЦИОМ в 2018 г. в современных российских семьях преобладает равноправное распределение ролей. Супружеские роли распределяются следующим образом (как ни удивительно, но ответы мужчин и женщин, а также супругов разного возраста принципиально не различаются между собой):
– роль «кормильца» в 36% семей принадлежит мужчине, и в 61% семей – обоим супругам;
– роль хозяина/хозяйки в 53% семей принадлежит женщине, и в 44% семей – обоим супругам;
– роль воспитателя в 22% семей принадлежит женщине, и в 59% семей – обоим супругам;
– организатора досуга в 75% семей принадлежит обоим супругам;
– а на вопрос «Кто в вашей семье является главой семьи?» 72% супругов ответили, что власть распределяется между ними.
3. Особенности общения и взаимодействия в семье – это качественная характеристика структуры семьи. Сюда относятся правила и стереотипы взаимодействия. Правила взаимодействия задают способы поведения членов семьи в различных ситуациях. Например: «Семья ужинает, когда соберутся все члены семьи» или «Если не хочешь общаться – уйди в другую комнату и закрой дверь». Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье, если их не нарушают.
Семейные правила имеют несколько источников:
– Они могут задаваться культурой – например, родители не должны при детях заниматься сексом.
– Правила могут привноситься супругами из родительских семей. При этом необходимо учитывать, что они могут противоречить друг другу. Рассмотрим такой пример: в семье жены было принято часто ласкать детей (обнимать, гладить, целовать), называть ласковыми именами и прозвищами («зайчонок», «солнышко» и т.д.), жалеть. А в семье мужа такие проявления считались «телячьими нежностями», а потому недопустимыми, и любовь проявлялась через похлопывания, подтрунивания, иронию («ты у нас, конечно, самый находчивый»), а детские слезы либо игнорировались, либо осуждались. Когда у этих супругов рождаются дети, между ними постоянно возникают конфликты: жена упрекает мужа, что он недостаточно любит детей (т.к. он, с ее точки зрения, не проявляет ее никак), а муж упрекает жену, что она их излишне балует своими «телячьими нежностями». И тут супруги встают перед необходимостью выработки правила проявления любви в своей семье. И это еще один источник правил.