bannerbanner
Христианская гармония духа. В 2-х кн. Кн. 2
Христианская гармония духа. В 2-х кн. Кн. 2

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 14

История постепенного воспитания человечества и слова жизни, исшедшие из уст Божиих, начертаны на святых страницах святой Библии. Раскроем же книгу жизни и удостоверимся: одни – сознательна ли наша вера, другие – сознательно ли наше неверие; одни – живем ли мы по вере, другие – известен ли нам идеал жизни более высокий, более достойный разумного существа. Тогда только мы решим сознательно вопрос о том, христиане ли мы или нет и чем хотим быть – христианами или антихристами. Может быть, не один из нас признает себя не тем, чем считал себя, не зная Христа и Его учения, не зная духа животворящего книги жизни; может быть, не один из нас с радостью удостоверится, что он христианин, чего он не подозревал; может быть, многие другие поймут, что они не христиане.

Тогда вспомним грозные слова Моисея: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь[36], вспомним и кроткие слова Спасителя мира: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего[37]. Тогда отнесемся сознательно к этим словам; сознательно падем ниц, принимая жизнь и благословение, с любовью исповедуя Бога и Христа Его, или сознательно ответим хохотом и на грозные обещания смерти и проклятия, и на кроткие слова любви и убеждения.

Да рассеется туман лжи и станут одни сознательными христианами, другие – сознательными антихристами. Да будет Фома не неверующим, но верующим, да будет Иуда сознательным предателем, понимающим истинное значение своего лобзания, и да постигнут дьяволы, что не разум, а злоба мешает им верить и любить.

Что мы знаем о Библии?

Мне случилось прочесть в книге, изданной в конце XIX века христианином в христианском государстве, следующие очень замечательные слова: Известно, что сам Христос не ответил на вопрос о том, что есть истина?

Такое развязное невежество совсем не редкость; это вполне нормальное явление в жизни современной интеллигенции. Сказать о Спасителе мира, который говорил о себе: Я свет мира, Я – путь, истина и жизнь, Я пришел в мир свидетельствовать об истине[38], развязно сказать о Нем известно, что Он не ответил на вопрос о том, что есть истина, когда вся Его жизнь и каждое слово, исходившее из уст Его, были пространным ответом на этот вопрос, которым подавляющее большинство человечества никогда искренно не задавалось, сказать это значит открыто объявить, что Христос не знал, чему учил и христиане не знают, во что веруют.

И это грубое кощунство никого не возмущает; одни наивно верят на слово развязному литератору, другие считают это за обмолвку и не признают ее важною. Эта типичная фраза может дать миру пример изумительного невежества современных интеллигентных европейцев в вопросах религии.

Если сам Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, для них так мало известен, что они, призывая имя Его всуе, могут впадать в такие грубые ошибки, не удивительно, что они ни о посланиях апостольских, ни о книгах ветхозаветных пророков не имеют ни малейшего понятия.

В деле религиозного невежества многие из верующих в наш просвещенный век могут подать руку неверующим. Встретить человека, основательно знакомого с Библиею, изучившего ее с любовью и сердцем уразумевшего животворящий дух, до того трудно, что даже в среде духовенства и профессиональных богословов очень многие ограничиваются задалбливанием буквы мертвящей; они писали писания глазами, машина мозга хранит груды слов, но сердце не проснулось, огрубелый дух ничего не уразумел, и веет холодом могилы от каждого слова холодной, мертвой речи. И они развязные невежды, для которых мертвящая буква текста важнее животворящего духа всего Откровения.

Они знают тексты, но не знают, как думали и чувствовали Моисей, Иов, Иеремия, Иоанн, Петр, Павел и сам Господь наш Иисус Христос; они могут научить текстам, но не могут научить ни думать, ни чувствовать по-христиански.

Говоря о том, что мы знаем о Библии, мы не будем говорить ни о тех, кто изучил ее с любовью и сердцем уразумел животворящий дух Откровения, ни о тех, которые по ненависти или легкомыслию никогда не заглядывали в книгу жизни и не обманывают себя, вполне сознавая, что содержания Библии не знают. Посмотрим, что знает о Библии подавляющее большинство тех из наших современников, которые думают, что содержание Библии знают, оставаясь неверующими или, не воспрянув духом до живой веры, продолжая считать возможным верить и не жить по вере.

Очень редко изучают Библию самостоятельно. Обыкновенно знакомятся с ее содержанием со слов авторитетов того умственного лагеря, которому наиболее сочувствуют, верующие – со слов ученых богословов, неверующие – со слов авторитетов отрицательной критики. Посмотрим, на что обращают преимущественное внимание те и другие, насколько удовлетворительны их руководство и наши познания как результат ознакомления с содержанием Библии со слов этих авторитетов.

В нашей духовной литературе нет популярных сочинений, в которых можно было бы найти стройное изложение христианского мировоззрения. По-видимому, подразумевается, что это мировоззрение должно быть усвоено всяким образованным христианином еще на школьной скамье.

Насколько удовлетворительно в этом отношении преподавание Закона Божиего не только в низших школах, но и в средних и в высших учебных заведениях, я говорил в главе «Ответ школы». Знание отдельных фактов из жизни ветхозаветной и новозаветной церкви не может дать понимания стройного мировоззрения; без ясного понимания христианского мировоззрения во всей его стройности самые многознаменательные факты священной истории теряют свой непреходящий жизненный смысл.

Именно непонимание общего христианского мировоззрения и невозможность при этом связать в одно целое свои религиозные знания и порождает одно из наиболее прискорбных явлений в жизни современных христианских народов. Живая вера, которая не может быть без дел, не может не сопровождаться жизнью по вере, подменена для миллионов людей мертвою верою в отдельные факты священной истории без малейшего понимания внутреннего смысла этого факта, его непреходящего жизненного значения для личной жизни верующего. Не удивительно, что при таких обстоятельствах, когда человек понимает религию как слепую веру в отдельные факты священной истории, между верою в эти факты и жизнью зияет пропасть, и надо много живой веры и доброй воли, чтобы через эту пропасть перекинуть мост.

Действительно, если, не понимая христианского мировоззрения, я не знаю истинного смысла земной жизни человека, не знаю истинного значения для человечества Божественного Откровения, не понимаю мирового значения воплощения Сына Божиего, какое непреходящее жизненное значение будет иметь для меня вера в отдельные факты, каковы потоп, казни египетские, преступления царя Давида, рождение Спасителя мира от Девы Марии, чудеса, воскресение и вознесение на небо Господа нашего Иисуса Христа.

Только ясное понимание домостроительства Божиего, смысла земной жизни человека и значения Божественного Откровения для человечества может дать мне истинное, непреходящее значение всех этих фактов, может дать мне возможность разумно отнестись к добру и злу в себе и других, сознательно согласовать жизнь с верою в эти факты.

Именно ясного понимания христианского мировоззрения во всей его стройности и не дают ни христианская школа, ни популярные сочинения духовной литературы; причем верующие, лишенные руководства в систематическом ознакомлении с содержанием Библии, находятся в необходимости выбирать между самостоятельным изучением Библии и пребыванием среди хаоса отрывочных знаний.

Самостоятельно изучают Библию очень немногие; большинство остается при отрывочных знаниях, увеличивая число этих знаний, но не приводя их в систему, читая без пользы для жизни и духовного настроения такие сочинения, в которых на каждом слове лежит печать христианского вдохновения и вечной истины.

Все произведения духовной литературы, за исключением ученых трудов по богословию, которые читают так же мало, как Библию, содержат в себе нравоучительные размышления по поводу отдельных фактов священной истории и отдельных текстов священного писания или исторические исследования. И те и другие бывают иногда полны высокого интереса, проникнуты истинно христианскими чувствами веры и любви.

Действительно полезно чтение даже лучших из этих произведений может быть, однако, только для того, кто имеет совершенно определенное понятие о христианском мировоззрении; такой человек отнесется вполне сознательно к тому, что читает; каждую новую мысль сумеет по достоинству оценить и поставить на подобающее ей место в стройном плане общего мировоззрения.

Для человека, который вовсе не понимает общего христианского мировоззрения или не имеет о нем достаточно определенного понятия, чтение даже лучших произведений духовной литературы представляет некоторую опасность. Самый глубокий ум не может, говоря о каком-либо определенном вопросе, догматическом или этическом, не выдвинуть его на первый план, оставляя в тени все прочее; это не значит, что духовный писатель, поступая таким образом, не сознавал бы истинного места вопроса в общем плане мировоззрения; он может относиться к интересующему его отдельному вопросу вполне беспристрастно, в его сознании может существовать полная гармония вполне стройного мировоззрения, но, выражая свою мысль на словах, он не может избегнуть односторонности, если не хочет обратить отдельное рассуждение или исследование в пространное изложение общего мировоззрения.

Человек, не обладающий пониманием общего мировоззрения, будет непременно в опасности составить себе ложное, преувеличенное понятие о значении того вопроса, с которым он случайно ознакомился, редко сумеет привести его в гармоническое единство с массою других вопросов, которых место и значение для него совсем непонятны. Чем больше он будет читать отдельных рассуждений, тем более будет загромождаться его ум беспорядочными грудами богословских знаний, совершенно между собою не согласованных.

Кто из нас не встречал подобных людей: они очень много знают, могут без конца говорить, и, однако, во всем, что они говорят, нет никакой стройности; каждую отдельную мысль они, говоря о ней, преувеличивают до абсурда, придавая ей самодовлеющее значение; в голове у них хаос знаний по богословию, а слова их – педантическая риторика по поводу буквы мертвящей.

Такой человек при первом столкновении с представителем самого нелепого мировоззрения, основанного на самой нелепой из всех нелепых научных сказочек или даже в первую минуту сознательного отношения к самому себе легко может поколебаться в своих верованиях, если не хватит мужества смиренно сознаваться в своем позорном невежестве в деле понимания христианского мировоззрения, несмотря на огромные груды знаний по отдельным вопросам богословия. Они есть, эти гордые ренегаты; они воображают, что сознательно отказались от веры; в действительности они предпочли усомниться в существовании стройного библейского мировоззрения, лишь бы не усомниться в доброкачественности своих знаний.

Не меньшую, а может быть и большую опасность представляет для таких людей чтение исторических исследований по вопросам библейской истории или отдельных частей самой Библии. Исторические события имеют сами по себе второстепенное значение для христианского мировоззрения, всего важнее и в них внутренний, непреходящий смысл, который могут только затемнить выдвигаемые на первый план исторические подробности.

Большая часть этих исторических исследований способна удовлетворить не разумную потребность сознания, а скорее бесцельное любопытство. Для огромного большинства читателей положительно вредно узнать, при каких обстоятельствах или по какому поводу был составлен такой-то псалом, изречено такое-то пророчество или написано такое-то послание. Легкомысленные увертки так свойственны злой воле грешного человечества, что всякая новая историческая подробность дает повод превращать чудо благодати Божией в заурядное явление повседневной жизни и сокровища Божественного Откровения в никому не нужные исторические справки.

Необходимо, чтобы ясно понимали, что книга жизни есть слово Божие, имеющее значение не местное и не временное, а общечеловеческое и вечное; что это общечеловеческое, вечное значение присуще всякому лицу, о котором говорит Библия, и всякому слову Откровения. Именно понимание этого внутреннего смысла Библии и невозможно без понимания общего библейского мировоззрения, именно понимание этого внутреннего смысла Библии и затемняется для многих историческими подробностями, отвлекающими внимание от вечного к временному, преходящему.

Вот почему и возможно всем нам знакомое прискорбное явление, что люди, обладающие обширными познаниями в области богословия и истории церкви, могут не уметь ни думать, ни чувствовать по-христиански, в их душе не живет сознание вечной истины правды Божией на степени живой реальности, Спаситель мира, Господь наш и Бог наш, великий Свет от Света Небесного, животворящее солнце душ наших, свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мире, Богочеловек Христос Иисус для них не определенный идеал, которого сознал разумный дух и разумело сердце, а туманный образ, в котором, подобно млечному пути, отдельные звезды сливаются в светлое облако. Отрывочные сведения, догматические и исторические, сколько бы их ни накоплялось, только новые звезды, которые ум распознал в светлом облаке млечного пути, которые он видит до тех пор, пока напрягает свое внимание, чтобы не утерять их в ровном свете общей облачности.

Звезды мыслей тьмы за тьмамиВсходят, всходят без числа,

а светлое облако остается все-таки светлым облаком, которое ни осветить, ни согреть не может, пока светлое облако не обратится в яркое солнце и звезды мыслей не сольются в определенное стройное мировоззрение с определенным ясно сознательным идеалом.

Не на всех стадиях умственного развития для человека верующего существует потребность в одинаковой степени сознательного отношения к религии. Пока сознание не играет первенствующей роли в жизни христианина, пока он склонен слепо подчиняться водительству представителей церкви, он может, не имея вполне ясного представления о христианском мировоззрении и идеале, верить и жить по вере настолько, насколько уясняют ему религию его духовные руководители.

Я не говорю, что такое отношение к религии желательно: я думаю, что каждый христианин должен был бы иметь право сказать вместе с апостолом Павлом: Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день[39], во всяком случае, можно искренно верить и желать жить по вере, заменяя сознательное отношение к религии безусловным доверием к авторитету представителей церкви или безусловным доверием к правде установившегося строя жизни. Так в братских общинах первых веков для многих доверие к внутренней правде установившегося строя братской жизни и к авторитету духовных руководителей братства могло заменить собою самостоятельное понимание христианского мировоззрения и идеала.

В настоящее время многие с сочувствием говорят о подобной же простой вере русского народа. Если это действительно так, поразительная разница между жизнью по вере членов братских общин времен апостольских и жизнью по той же вере нашего современного русского простолюдина для нас очень многозначительна. Одно из двух: или доверия к руководителям в настоящее время нет, или руководство недостаточно.

Отказываясь подчиняться руководству представителей церкви, необходимо творить свою жизнь самостоятельно, и жизнь по вере делается невозможною без веры сознательной. С другой стороны, если возможно жить по вере, ограничиваясь верою простою, то только при смиренном подчинении своей личности руководству того, кто, наравне с апостолом Павлом, определенно знает, в кого верует.

Чтобы жить по вере, необходимо или верить сознательно, или быть руководимым людьми, сознательно верующими; единственное исключение из этого правила составляли бы люди святые, как свят Господь Бог наш; для них святая гармония духа заменяла бы собою инстинкт святости, который опять-таки не мог бы не привести их к вере сознательной; но святые души не воплощаются, они стыдятся пред Богом своей духовной наготы и не просят у Него, как милости, сокрыть свой стыд в кожаную одежду тела. Греховное человечество, утеряв гармонию духа, не может иметь и инстинкта святости; чтобы жить по вере, оно должно верить сознательно или добровольно подчиняться руководству тех, которые верят сознательно; творить волю Отца Небесного люди могут настолько, насколько определенно и ясно сознают волю Отца Небесного они или их руководители.

Чем большее значение приобретает сознание в жизни человечества, тем большая степень сознательности необходима и в вопросах веры. Чем более, развиваясь путем эволюции, осложняется жизнь, тем более затруднительно жить по вере, тем более необходимо ясное понимание воли Божией в применении к пестроте многообразия этой осложненной жизни. Чем более человек дорожит своею самостоятельностью, чем менее он склонен слепо подчинять себя и свою жизнь руководству представителей церкви, тем более неизбежна для него насущная необходимость понимать самостоятельно вечную истину правды Божией во всей ее стройности.

Единственный источник для самостоятельного изучения христианского мировоззрения, идеала и нравственности – первоисточник веры, святая Библия. Знаем ли мы содержание книги жизни настолько, чтобы мы могли сознательно жить по вере при современной усложненности жизни по обычаю мира сего, при современной шаткости мысли под властью обоготворенного разума, при нашем ревнивом свободолюбии и стремлении к самостоятельности.

Мне кажется, что всякий, искренно желающий жить по вере, а не извинять свою жизнь по обычаю мира сего, сознательно признает, что содержание книги жизни, как одно стройное целое, ему неизвестно, и что его отрывочные познания по богословию и истории церкви не сливаются в одно определенное мировоззрение с определенным идеалом и стройною системою нравственности, сознается с прискорбием и в том, что нет такого представителя церкви и писателя-богослова, к которым он относится в этом деле, при своем ревнивом свободолюбии, с безусловным, слепым доверием, следовательно, ему остается один путь – самостоятельно изучить книгу жизни, если хочет самостоятельно жить по вере.

Посмотрим, что знают о Библии те, которые ознакомились с ее содержанием со слов авторитетов отрицательной критики, и воображают, что вместе со Штраусом, Шлейермахером и Ренаном сознательно осудили слово Божие и сдали книгу жизни в исторический музей.

Для всех тех, кто не признает Библию за слово Божие, она – результат деятельности человеческого разума, философское мировоззрение, официально признанное всеми культурными народами. Я не могу допустить, чтобы разумный человек, отвергая боговдохновенность Библии, мог признавать за Божественное Откровение какую-либо другую книгу.

С той минуты, как человек не допускает возможность Божественного Откровения вообще или только не признает за таковое ни Библию и никакую другую книгу, он не может ограничиться тем, что докажет себе и другим земное, естественное происхождение Библии. Какую бы гипотезу он ни клал в основу своего неверия: считает ли он Библию за собрание мифов, за легенду или за результат человеческой мысли, постепенно развивавшейся историко-генетическим путем, Библия остается для него книгою, официально признанною за основу жизни, только как таковая она и имеет значение для него.

Если для верующего всякая историческая подробность, касающаяся Библии, полна живого интереса, для неверующего она не может иметь никакого значения.

Не признавая Божественного Откровения, неверующий не может устранять Библию во имя абсолютной истины. Признавая человеческий разум за высший критерий, неверующий не может не признавать Библию за произведение человеческого разума наравне со всяким другим философским мировоззрением. Если Библия, как официально признанная основа жизни, ему не нравится, он должен основательно изучить мировоззрение, идеал и этику Библии, чтобы сознательно предпочесть и другим доказать предпочтительность мировоззрения, идеала и этики какого-либо другого мировоззрения.

Отвергать Библию как основу жизни, не предлагая человечеству новую, лучшую основу жизни, которую можно было бы сознательно предпочесть старой, – ребяческое недомыслие, позорное для интеллигентных, культурных людей, гордых сознанием своей разумности. Отвергать Библию как основу жизни, не удостоверившись в том, происходит ли зло от того, что за основу жизни принята Библия, или, напротив, от того, что жизнь не достаточно сообразована с книгою жизни, – ребяческая непрактичность, позорное легкомыслие со стороны трезвого утилитариста-практика.

Что же ценного в этом отношении может вынести неверующий из трудов авторитетов отрицательной критики. У Шлейермахера он научится тому, как забавно можно, мудрствуя лукаво, низводить чудеса на уровень заурядных явлений повседневной жизни. У Бруно Бауера он научится тому, как неистово может отрицать один человеческий разум исторические факты, которые благоговейно признавали в течение XIX столетий миллионы людей, тоже обладавших разумом человеческим. У Штрауса и Ренана он научится тому, как можно, употребляя безграничную свободу воли во зло, обратить жизнь Спасителя мира в миф или легендарный роман, по желанию. У Люцельбергера, Швейцера, Ф.-X. Бауера, Швеглера и Целлера он может научиться тому, с какою необычайною самоуверенностью можно утверждать, что через XVIII веков лучше знаешь обстоятельства жизни, взаимные отношения и историю трудов апостолов, чем знали то их непосредственные преемники первых веков.

Ну, и что же в конце концов? Если даже читатель убедился их доводами, поверил бы даже и тому, что ни Христос, ни апостолы никогда не существовали, и что вся Библия – сплошной миф, собрание измышлений грешной толпы, заурядных пошлых игрушечного дела людишек. Ведь поверил бы он этому, доверяя своему разуму, тому же разуму, который ему скажет, что Библия, кем бы и когда бы ни была написана, все же официально признана за книгу жизни всем культурным человечеством. Все же для него необходимо основательно изучить не историю происхождения Библии, а ее внутреннее содержание хотя бы для того, чтобы разумно доказать, что миллионы разумных существ в течение XIX столетий неразумно признают за основу жизни то, что ею быть не может, хотя бы для того, чтобы доказать человечеству, что Библия не заключает в себе никакого стройного мировоззрения, никакого определенного идеала, никакой разумной нравственности и что ему с его наукою известно мировоззрение более стройное, идеал более высокий, нравственность более совершенная, одним словом, – основа жизни более разумная.

Так как ни один из авторитетов отрицательной критики не дает ему такого систематического разбора внутреннего содержания Библии, то и он, если хочет сознательно отказаться от нее, должен наравне с верующим, который пожелал бы сознательно верить, самостоятельно изучить книгу жизни.

Итак, самостоятельно изучить внутреннее содержание Библии есть безусловная необходимость для всякого, будто верующий или неверующий, кто, живя в христианском государстве, хочет жить самостоятельно и разумно.

Один из укоренившихся предрассудков состоит в том, что прочесть всю Библию от начала до конца и утомительно, и бесполезно. Под влиянием этого предрассудка и я до 35 лет, прочтя множество книг, читать которые было действительно и утомительно, и бесполезно, не решался приступить к изучению книги жизни. Теперь, когда я ее прочел, я убежденно говорю, что читать Библию не утомительно и в высокой степени полезно, что незнание внутреннего содержания книги жизни есть позорное невежество для интеллигентных людей христианских народов, и что именно в ней заключены и самое стройное мировоззрение, и самый высший идеал, и самая совершенная нравственность, доступные человеческому разуму.

Вся Библия составляет для меня одно стройное целое, и эта Божественная гармония животворящего духа книги жизни – высшее чудо, которое я осязал, как некогда Фома, и сознаю любовью, и разумом, и силою ощущений. Вот это единство божественной гармонии вечной истины правды Божией для меня так убедительно, что я чувствую себя застрахованным от искушения поддаться влиянию всех тех, кто, подобно Штраусу, Шлейермахеру, Фолькмару или графу Толстому, под разными предлогами самовольно нарушают гармоническую цельность Божественного Откровения.

Поделиться моим пониманием вечной истины правды Божией, представшей передо мною во всей ослепительной убедительности Божественной гармонии, я считаю своею священною обязанностью. Не только я далек от гордого притязания на то, чтобы слово мое было для кого-либо авторитетно, напротив, я считаю мое сочинение особенно ценным потому, что я не профессиональный богослов, а рядовой интеллигентный христианин, и что мой труд легко может проверить всякий, кто по моему примеру захочет изучить Библию самостоятельно.

На страницу:
9 из 14