
Полная версия
Философия Русской избы. Монография

Высокая землянка
До XII—XIII вв. изба представляла собой бревенчатое строение, до трети уходящее в землю, а один, или три-четыре толстых венца сруба возвышались над землёй, образуя полуземлянку. Дверь заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 м на 1,0 м, прикрываемое парой связанных бревенчатых половинок и пологом. В глубине древней избы располагался сложенный из каменьев очаг. Дым сохранялся как можно дольше в помещении, и затем рассеивался через полог.
Никто не скажет, когда сложилась первая печь Руси, когда первобытный костёр в центре дома превратился в «каменку», каменную печь без дымохода «по-черному», где дым уходил безо всякой трубы.
Каменка складывалась из обтесанных камней и сложить их надо так, чтобы камни свода и стенок держались друг за друга, не валились со временем. Печной свод черной печи не замазывался глиной, дым уходил в эти щели, прямо в крестьянскую избу.

Примерно так выглядела печь – каменка.
Дым уходил в открытую дверь, и, протопив каменку, ее закрывали, а раскаленные камни раздавали тепло часами. Каменки до сих пор сохранились в виде старинных бань, топящихся «по-черному».
Почему на Руси не строили замки?
В каждой стране существует своя архитектура, которую никогда не спутаешь ни с какой другой. Но иногда можно поинтересоваться, почему же, например, европейские замки и оборонительные сооружения не строились в Рязани?
В России камень редок. Поэтому памятники архитектуры воздвигались преимущественно из дуба и сосны. Иногда из кирпича; из дерева строились древние церкви, царские палаты, укрепления старинных городов; из дерева же стоят и ныне дома горожан и избы крестьян.

Замок
В России из камня и кирпича стали массово строить в XVIII в. В Европе же строительство каменных строений началось на сотни лет раньше. Но деревянных домов тоже было много, особенно в германских землях.
Камень в России добывался исключительно в горах, откуда его транспортировали очень небольшими партиями. Поэтому, постройка даже простых крестьянских домов могла по своей стоимости превышать барский дворец.
По вышеперечисленным причинам, Новгородский кремль в том виде, в котором мы его видим, то есть каменным, был достроен лишь в пятнадцатом веке, а в Москве, как в столице, строительство такого же объекта было завершено на век раньше. Для сравнения, постройки из камня в Западной Европе возводились ещё в девятом веке.
Определенную роль сыграл доступ к большому количеству леса, который до определенного периода, а в частности до развития огнестрельного оружия, прекрасно выполнял свои функции. Например, стена из дубовых бревен в несколько накатов может защищать от стрел не хуже каменной стены, а строить ее проще и дешевле.
К тому же замки в Польше и Чехии – это непосредственное проявление феодального уклада Западной и Центральной Европы. Если территория государства делилась на отдельные феоды, владельцы этих земель должны были их контролировать и защищать. Поэтому каждый феодал строил свой замок для защиты себя и своих приближенных, как от других феодалов, так и от феодально зависимых крестьян. Ведь крепостное право в Европе существовало издавна, с средних веков.
Русский климат более суровый нежели относительно мягкий в Германии и Чехии. Готические соборы, да и замки тоже, не для русской зимы. И ещё в Московской Руси сложилась система сильной выборной княжеской власти, и отдельно – самоуправляющиеся крестьянские общины, где поместья или вотчины не нуждались в подобной защите. Центром жизни являлись города, которые обносились стенами и башнями, из этого следует такое обилие кремлей на территории Руси.
Русский мир и русский этнос
С восемнадцатого века содружество колониальных держав централизуется, становится глобализированным. Ещё продолжались «отжатия» колоний и даже захваты или покупки суверенных территорий и ослабевших государств, но чаще всего монархи покупали желаемое или достигали целей путём договоров.
Россия тут не была исключением. Например, на исходе века прекратила существование Речь Посполитая, её территорию поделили Австро-Венгрия, Пруссия и Россия. Последней державе Польша с некоторых пор доставляла наибольшее беспокойство, считая территорию Западной Руси, вплоть до Москвы, своей. С шестнадцатого века в этом убеждении её стала поддерживать Англия. А их обеих очень хорошо понимали в папском Риме.
Это был пример ещё одного способа колонизации – сговор держав.
Л. Н. Гумилев рассматривает историю славян с II в. до н.э. по начало XIII в., а с конца XIII в. изучает историю русов, поскольку народы – разные, хотя, славяне тоже наши предки, и земли те же, и города4… Он изучает Россию в историко-культурном аспекте, а не историю народа, государства – в этногенезе. Славяне сейчас группа совершенно различных народов, говорящих на славянских языках и принадлежащих к разным культурам – к западной или к восточнохристианской. Славяне первого тысячелетия христианской эры, согласно летописному материалу, были единым народом, предком всех нынешних славянских народов. А если мы прочтём описание того, как поляки оккупировали Москву в смуте начала XVII в., то там отношение будет уже совершенно другим. Это – чужие, враги! Их надлежит изгонять, или разбить.
Русы явились прямыми преемниками, наследниками культуры Древней Руси. И, кроме того, история культур шире политической истории, и политическую историю можно рассматривать как составную часть истории культуры. А наоборот не получится, не вместится.
Славяне впервые упомянуты в начале II века нашей эры в работе виднейшего римского историка Корнелия Тацита «Германия».
Исследование топонимики, особенно гидронимики, показывает, что преподобный Нестор летописец, автор «Повести временных лет», был совершенно прав, утверждая, что прародина славян – это приблизительно регион Карпат: Прикарпатье, Подкарпатская Русь (Закарпатье). На запад славяне расселялись не так широко и свободно: там было более плотное население. Граница их распространения на западе Дунай. Неслучайно старейшие былины русского народа – это былины о Дунае-богатыре. И неслучайно, что в северном фольклоре, в песенках, частушках и прочем Дунай попадается постоянно. А ведь какие-нибудь обитатели Пинеги или Мезени с трудом представляли себе, где находится этот Дунай, они там никогда не бывали. А вот память держала.
Второй предок славян устанавливается тоже точно. Это кельты. Они же «галлы». Следы их культуры уверенно наблюдаются в Польше. От слова «галл» происходят такие названия, как «Галиция» («Галичина»), город «Галич».
Вот такой в общих чертах этногенез славян. Но кроме славян были еще «русы», которые оставили нам имя Русь. А вот кто, интересно знать, были русы? По этому поводу существует много разных версий. Пытались искать топонимы. Есть три речки с именем «Рось». Есть город Старая Русса в Новгородской области. Откуда-то он же взялся. Пытались здесь сделать некоторую привязку. Пытались утверждать, что это название одного из племен, скорее всего, полян из Киевского региона, что одно время отстаивал историк Рыбаков, но это сделать не удалось. Непонятно, почему народ носит два прозвища. Считали, что это вообще скандинавы.
Аполлон Кузьмин и Гумилев решительно эту версию опровергают. У них были – тут нам помогают арабы – совершенно разные обычаи. А бытовые обычаи, поведение в быту, лучше всего выражают этнические особенности. Например, славяне носили бороды, а русы носили только усы, брили голову и носили прядь волос. Так по русской моде в отличие от славянской моды описывается князь Святослав Игоревич. У славян не было воинских поселков. Русы были исключительно воинственны, и у них были воинские, чисто мужские поселки. Рус какую-то часть жизни проводил в тренировках в мужском обществе. Славяне поливали себе воду на руки, а русы полоскали руки в лохани, как, кстати, делали еще немцы в XIX веке.
Но мы не знаем всё равно, кто они были, ничего не знаем об их этногенезе. Скорее всего, русы были старше славян, потому что они полностью исчезают из источников к концу XI века. Аполлон Кузьмин предположил, что русы были иллиро-фракийцами. Иллирия на юге Югославии, а Фракия сейчас часть Турции. Если это так, то они были очень близки славянам, ближе, чем другие народы. Именно это могло обеспечить содружество двух народов в деле создания Древней Руси. А куда они исчезли? Поглотились более молодыми и более многочисленными славянами. Зато русы оставили нам слово «Русь». Мы и сейчас так называемся. В восточной Европе, не только на нынешних русских землях, этот народ звали «русы»; в западной Европе их звали «руги». Оттуда у берегов восточной Германии остров Рюген («русский остров»).
Весьма возможно, что они взяли Рим. То есть, во взятии Рима в 476 году руги участвовали, но вождь объединенной варварской армии Одоакр по одним сведениям был «руг», а по другим – «скир». Нам всё равно неизвестно, кто он был, но у славян долго жила легенда о вожде Одонакоре, который взял Рим. У малороссов она жила до Богдана Хмельницкого.
Теперь еще один существенный вопрос, о концепции норманизма. Норманизм появляется в третьей четверти XVIII столетия. Первыми норманистами были немецкие историки, работавшие в Санкт-Петербургской академии наук. Не надо полагать, что они были, так сказать, «русоедами» и назло нам лишали нас нашей истории. Нет, просто они были немцы, у них было немецкое сердце. Потому они на нашу начальную летопись смотрели холодными глазами. Ну, написано, что призвали братьев варягов в 862 году, значит призвали. Ну, написано, что варяги – а варяги, конечно же, скандинавы, – значит, государство начинается со скандинавов, и здесь была иноземная династия. И дальше это переходило из книжки в книжку.
Были умеренные норманисты, были и радикальные норманисты. И в X—XI веках вся Европа знала, что у нас династия Рюриковичей. Думаю, им тогда виднее было, чем нам сейчас через тысячу лет, был Рюрик или его не было. Рюрик, видимо, был. Правда, было и более справедливое утверждение: «Как так? Русь ведь была более культурной, чем скандинавские земли!».
Погибшая Иоакимовская летопись, о которой мы знаем по объемистой цитате, с которой работал Татищев, в отличие от привычной версии «Повести временных лет» указывала, что Рюрик – славянин, но только с запада, что он – «ободрит». Ободриты были одним из славянских племен с территории нынешней Польши. Впоследствии, они влились в польский народ, когда он родился. Если это так, то просто призвали князя из соседнего княжества.
Имя «Рюрик» – неизвестного происхождения. Оно хоть и редкое, но встречается в наши дни: у норвежцев в форме «Рерик» и у поляков в форме «Рэк». Потому вполне возможно, что это и славянское имя. И скандинавы могли позаимствовать славянское имя, как и наоборот. Просто славяне и германцы очень долго, со времени Великого переселения народов, жили чересполосно. И какая-то часть германцев, видимо, была ассимилирована славянами. А то, что германцы ассимилировали довольно много славян, вообще бесспорно. Вот пример. Кто-нибудь из вас помнит, как в девичестве звали императрицу Екатерину Вторую, бесспорно немку? София Августа Фредерика принцесса Ангальтская и Цербстская. Последнее слово ровным счетом ничего не означает в немецком языке. Но если вы его напишите по-латыни, а прочтете по-славянски, как в польском языке, то поймете, что она Ангальт-Сербская. Это онемеченный славянский княжеский род, так что у нас всё-таки была славянская императрица.
Предположим, что Рюрик был скандинавом. Но это тоже ничего не означает, ни того, что они основали у нас государственность, ни того, что мы были «оккупированы». Есть и такая версия норманистов. Есть буквальная версия: «Пригласили, мол. Порядка, знаете, тут нету. Приходите и володейте». А еще есть версия, что это, конечно, написали для красоты, а на самом деле нас просто оккупировали. Дело в том, что практика приглашения иноземного князя, правителя, монарха не так редко встречается в истории. Например, Мухаммеда пригласили в Медину в 622 году христианской эры за десять лет до его кончины, именно пригласили. Почему? А потому что чужой не имеет партийных привязанностей. А Медина была разделена на очень враждебные кланы. В знаменитых средневековых итальянских городах, таких как Флоренция, Пиза, Гаэта, на должность главы городского управления, который назывался по-разному («капитан», «гонфалоньер» и проч.), всегда приглашали немца, возможно, итальянца, но из другого города, и по той же причине. Не будет иметь партийных привязанностей, будет служить всему обществу. Это не редкость.
И вообще, если наличие иноземной династии есть признак иноземного порабощения, то тогда в настоящий момент Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии порабощено Федеративной Республикой Германия. Извините, у них Ганноверская династия. А у англичан вообще со времен Вильгельма Завоевателя, то есть с XI века не было ни одной английской династии. Все иностранцы. Но англичане во все времена умели вести себя правильно… У них кто бы ни был король, он все равно действовал в интересах Англии. И он знал, что в противном случае он вылетит с острова на континент, или произойдет что-нибудь ещё хуже, как с королём Эдуардом II5.
Пласт восточных свидетельств
«Я не видел никого, более совершенного телом, чем они (русы). Они стройны, белокуры, светлолицы и крепки станом», – писал арабский дипломат и путешественник ибн-Фадлан, в 922 году посетивший Волжскую Булгарию и оставивший книгу «Записки» в 922 г.
Арабские и персидские источники составляют обширный пласт свидетельств о древней Руси. Многого историки в них ещё не разобрали. Не всегда можно понять, какие страны, реки и города в них упоминаются под непривычными нам названиями.
Наибольший интерес представляют для нас арабские источники, говорящие о только-только появившейся на карте мира Руси. Это записи 9—10 веков. Более поздние свидетельства – 11—12 веков – повторяли во многом сложившуюся традицию и уже не соответствовали новым реалиям. С течением веков арабы стали меньше ездить по другим странам и интересоваться обычаями «неверных».
Русы – из славян. Шокирующие языческие обычаи
«Русские купцы – из славян. Они доставляют меха и мечи от разных славянских племён в Византию. Византийский император берёт с них пошлину – 10% стоимости товаров. Если же русы сплавляются вниз по Дону, то проходят через Хазарию, властитель которой берёт с них такую же пошлину. Оттуда русы достигают Каспийского моря и приезжают в Гиркан. Иногда они везут свои товары из Гиркана в Багдад на верблюдах». Такое свидетельство, не оставляющее сомнения, что древние русы были славянским племенем, поведал о них ибн-Хордадбех в середине 9 века.
Ибн-Фадлан оставил описание погребения знатного руса, умершего в Булгаре во время торговой экспедиции русов в этот город. У руса было много жён. Одна из них пожелала быть похороненной вместе с любимым мужем, чтобы войти с ним в рай. В назначенный день были убиты и положены в погребальную ладью несколько рабов руса, его собаки и конь. Затем старуха-колдунья опоила прекрасную вдову зельем и с помощью нескольких мужчин бросилась душить её верёвкой. Задушенную тоже бросили в ладью, после чего ладью сожгли под громкие крики товарищей скончавшегося руса, отмечавших похороны обильным возлиянием.
Ал-Масуди, писавший около 940 года, различал русов и славян, живших в хазарской столице Итиль. Ничего удивительного – и «Русская Правда» в начале XI века тоже знала отдельно «русина» и «словенина». Ал-Масуди писал, что их обычаи очень сходны между собой. В частности, у тех и других жёны по смерти мужа предаются огню живьём, чтобы оказаться в раю. В Индии аналогичный обычай – самосожжение вдов (сати) – широко практиковался до конца XIX в.

Русы в 7 веке?
Русы были известны древним арабам не только своей внешней красотой, купечеством и шокирующими обычаями, но и воинственностью. Ат-Табари в 914 году приводил письмо правителя Дербента арабскому халифу, в котором говорилось:
«Я нахожусь между двумя врагами. Одни это хазары, а другие – русы. Русы суть враги всему миру, в особенности же арабам, а воевать с ними не умеет в целом свете никто».

Историки обычно говорят, что автор перенёс знакомое ему название русов на какой-то древний народ, имени которого он не знал. Но почему бы этой записи не быть свидетельством о существовании Руси ещё в середине 7 века?
Свидетельства собрала Людмила Гордеева, автор книг и статей на тему истории Руси, о чём она и говорит на своём сайте6.
Почему необходимо знать своих предков до седьмого колена
В традициях многих культур планеты признается громадное влияние предков на судьбу потомков. Это легко объясняется современной генетикой, но религиозные трактаты уточняют, что от предков зависит не только цвет глаз, форма ушей и тембр голоса человека, но и то, будет ли он счастлив в жизни и какую энергетику передаст своим детям. В связи с этим аспектом очень часто встречаются упоминания о семи коленах (поколениях).
Мудрецы древности считали, что именно семь поколений предков играют решающую роль в судьбе. Много веков и даже тысячелетий назад желающий сделать врагу наибольшее зло проклинал его до седьмого колена. Это было самое страшное проклятие всех времен, причем, у многих народов. В мифологии древних греков описан случай проклятия потомков Тантала до седьмого колена. Такова была кара за детоубийство.
Учение Зороастра
Обоснование глубинного значения связи семи поколений рода изложено в «Книге предков» великого основателя мировой религии зороастризма. Персидский пророк Спитама Заратустра (или Зороастр) описал так называемое родовое древо Фаравахар (в другом прочтении Фравахар). Само это понятие является центральным символом зороастризма как религии. Фравахар изображался в виде диска с крыльями, который символизировал Ангела-хранителя или окрыленное Солнце.
Родовое древо тоже изображалось в виде круга, в центре которого располагался сам человек, то есть живущий в данный момент на земле потомок рода. Из этой точки в разные стороны расходились ветви родового древа – предки данного человека. Всего получалось 7 ярусов, включая центральную точку, или первое поколение. Персидские мудрецы считали, что человек обязан знать всех своих предков вплоть до седьмого колена. Это определяет многие моменты жизни, характера человека и дает возможность предсказать его будущее.
Родовое древо Фравахар
Представить и описать 7 колен древа Фравахар довольно просто. Выглядят они следующим образом:
1. Первое поколение – я сам, живущий ныне.
2. Второе поколение – мои родители в количестве 2-х человек.
3. Третье – мои бабушки и дедушки (четверо).
4. Четвертое – прабабушки и прадедушки (8).
5. Пятое – прапрадедушки, прапрабабушки (16).
6. Шестое – деды прадедов (32).
7. Седьмое – прадеды прадедов (64 персоны).
Конечно, сейчас мало кто знает всех своих предков до седьмого колена. Но для людей в древности это знание имело колоссальное значение. Недаром на Руси в Средние века и более поздние времена люди из аристократических кругов так много времени и сил отдавали подтверждению своей родословной. Это позволяло подтвердить чистоту крови, а также доказать правомочность претензий на родовое богатство.
В Древней Персии составление родового дерева Фравахар имело более глубокое, мистическое и даже религиозное значение. Каждое поколение рода было связано с определенной стихией и ее энергетикой. Так, первое колено (я) напрямую взаимодействует с энергией Солнца. Второе (родители) – с энергией Луны, которая влияет на наше здоровье, ближайшее окружение и эмоции. Третье колено – бабушки-дедушки – передают нам интеллектуальный потенциал, таланты и коммуникабельность. Четвертое формирует в нашей жизни любовный сценарий и материальное благосостояние. Пятое колено снабжает нас волей и напористостью. Если по этой линии был перегиб, то эти черты характера могут превратиться в агрессивность. Шестое колено влияет на положение в обществе, социальное возвышение. Самую, пожалуй, важную роль играет то самое седьмое колено, к которому относятся многочисленные прадеды прадедов. Они определяют то, что называется фатумом, или Судьбой. Вот поэтому и важно знать своих предков именно до 7-го колена: на нем, как на скрижалях, написано наше настоящее и будущее.
Существует любопытное исследование итальянского криминалиста, врача-психиатра Чезаре Ломброзо, в котором ученый попытался воссоздать родовые древа известных маньяков-убийц. Он обнаружил, что у каждого такого индивидуума в роду было много преступников и людей с высоким уровнем агрессии. К счастью, по наследству передаются не только плохие качества, но и таланты. Это можно наблюдать на примерах многих артистических семейств.
Во время сватовства старики с обеих сторон проверяют свои линии до седьмого колена, чтобы не было родственных пересечений. За семь поколений кровь у людей становится полностью чужой (разной), поэтому браки между такими людьми допускаются. Т.е., когда нет пересечений «по крови» в течение семи поколений, сводятся к минимуму генетические болезни у рождаемых в этом браке детей. А в действительности многие фамилии знают своих предков и гораздо дальше, чем до седьмого колена. Просто семь – это обязательно, а больше – сколько хочешь.
Какова роль домов, топившихся «по-чёрному»
Но вернёмся к нашим избам. На этом дагерротипе, например, не видно труб. Значит, во-первых, фото сделано не ранее 30-х годов XIX в., а во-вторых, деревня эта сохранила старую манеру отопления – вся изба курилась дымом.

Фото до середины XIX в. из открытого источника.
Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный «конек» на крыше. Изба, она же дом, она же произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.
Но стоит печалится изба, стоит выстуженная и опустевшая… не нужна более. Стала изба застывшим памятником, образцом деревянного зодчества. А избе нужна жизнь: чтобы печка была натоплена, детишки под лавками копошились, каши варились и пироги стряпались…
«Я жил, живал, на босу ногу топор надевал, топором подпоясывался»
Наши деды и прадеды не строили, но рубили: «срубить избу» значит построить дом. Опытному плотнику только топор в руки дать – он и сложит избу от «подклета» до крыши.
Ни пилы, ни гвоздей, ни молотка – один-одинёшенек топор. Им валили деревья, им очищали их от сучьев, им обтесывали, им доски «выглаживали» будто по шнурку. Да и зачем пила? Распилишь бревно, будут концы махриться, а значит быстро впитывать влагу и гнить. А при обработке топором, наоборот, деревянные волокна уплотняются и становятся водоустойчивыми. Да и гвозди ни к чему были: мало того, что железную поковку всегда отличала дороговизна, так у опытного мастера и без нее ни одно бревнышко не сдвинется, прилаженное крепко-накрепко. И гнить не будет! При перемене температуры воздуха дерево конденсирует влагу. Вокруг гвоздя или нагеля загниёт.
«Углы в простую чашу рублены»
Деревянная изба не всегда нуждалась в фундаменте – бывало, проживёт семья сезон, а там разобрали сруб, да дальше поехали… Тогда сруб клали прямо на землю, иногда только подтыкали под углы дома большие камни или пни крупных деревьев. Но не обходилась русская изба без «подклета» – подпола, в котором и скот держали, и птицу, и съестные припасы хранили.
Не избяной сруб, а загляденье! Одно бревно, словно через другое пропущено, переплетено! Как же это? Отступив от конца бревна, мастера делали вырубку до середины, округлую, подобно чаше. В эту вырубку укладывали поперечное бревно. Четыре бревна, скрепленные в квадрат таким способом, образовывали венец.
На первый венец клали второй, третий и так до самой крыши. Во избежание щелей плотник прилаживал бревна друг к другу как можно плотнее, вытесывая в каждом верхнем бревне продольный желоб, паз, плотно прилегавший к нижнему. А для теплоизоляции укладывали между бревнами мох – все здесь просто и, казалось бы, грубо, шероховато, но все же прочно и надежно.
И главное: такую избу плотники умельцы могли сложить всего-навсего за один световой день, а при необходимости разобрать и перевезти на новое место, чтобы вновь отстроить. Но самое время приниматься за крышу!