bannerbanner
Гармонические рассказы
Гармонические рассказы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

И тут мне в голову пришла забавная мысль. И я сказал маме утвердительно:

– Значит, моя гармошка – гармоническая композиция! Соразмерная.

– У тебя один из самых лучших в мире инструментов, – сказал папа и выразительно посмотрел на маму.

Мама отвела глаза в сторону и вздохнула – она всё ещё мечтала о кларнете.

– А рояль, кларнет, скрипка? – удивился я.

– Они тоже одни из лучших, – улыбнулся папа. – Иди помоги сестре гармоничный дом построить.

– Мама, ты у нас лучший композитор по кексам! – крикнул я, схватил две творожные розочки и побежал в комнату.

Анька успела собрать только крышу и пристраивала туда кошку. Я подошёл, протянул ей кекс и спросил:

– Аня, ты знаешь, что ты композитор?

– Не-е, – ответила сестра уверенно, – я алхитектол!

И когда только она это слово выучила?

Повелитель огня

Когда папа произносит фразу «настоящий мужчина должен уметь всё», это означает, что он сделает что-то необычное. Один раз он сам разобрал и собрал нашу стиральную машину- автомат. Папа по порядку снимал и веером раскладывал детали, заменил сломанную деталь, а потом в обратном порядке всё собрал. Подходить мне было нельзя, чтобы детали случайно не передвинуть, а мне так хотелось всё потрогать. Но я очень внимательно смотрел и запоминал. Мама потом целый день на папу поглядывала восхищённо и всё-всё перестирала от радости.

Но в этот раз папа посмотрел на меня очень внимательно и сказал:

– Пора тебе становиться волшебником. Нарекаю тебя Повелителем огня. Будешь учиться огнём управлять.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Баян был создан в 1907 году в старинном русском городе Туле, славящемся ремёслами и мастерами. Появился он в многочисленной семье гармоник. Гармонь стали усовершенствовать по заказу артиста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко, который выступал, играя на гармошках и один, и с сыном. Одарённый музыкант великолепно исполнял русские народные песни, но мечтал сыграть на гармони произведения великих композиторов, да так, чтобы прозвучали ещё лучше и выразительнее, чем на других инструментах. Мастер по гармоникам Пётр Егорович Стерлигов занялся таким усовершенствованием и создал четырёхрядную гармонику. Яков Фёдорович был в восторге и дал этому инструменту имя Баян в честь древнерусского певца-сказителя. А через пять лет Стерлигов создал первый в мире пятирядный баян! Новый инструмент получился таким звучным, что вскоре о нём узнала вся Россия, а потом и весь мир. Имя его – БАЯН. Внимание: имя былинного певца пишется двояко – Боян и Баян, а название инструмента всегда пишется через «а» – баян, что созвучно словам баюкать, баять. И правда, музыкальные инструменты не просто играют, а как бы разговаривают с нами.

2

Бабушка была не совсем права. Кларнет – один из самых востребованных инструментов в джазе. Это виртуозный инструмент с очень гибким и благородным звуком.

В симфонической сказке «Петя и Волк» композитор С.С. Прокофьев отвёл ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое, словно мягкие лапки животного, звучание.

Однако мама, мечтая о кларнете, недооценила возможности гармони. В первые годы советской власти в СССР был создан «Симфонический оркестр многотембровых гармоник», состоящий из уникальных гармоник, одна из которых звучала как валторна, другая как гобой, третья как флейта… Была в этом оркестре гармоника, звучавшая как кларнет. Такая гармоника-кларнет представлена в Музее русской гармоники Альфреда Мирека в Москве. Позже начали делать многотембровые гармони, которые при переключении регистров звучат в диапазоне от флейты пикколо до органа.

3

У стандартной гармони на правой и на левой клавиатуре расположено по 25 кнопок, но для уменьшения веса и размера выпускались гармони с 12-ю кнопками на левой клавиатуре и 19-23-мя кнопками на правой. Особенно хорошо звучат небольшие двухголосные Шуйские гармошки, на которых удобно начинать учиться игре маленьким детям.

4

Первое, с чего начинают дети, когда осваивают музыкальный инструмент, это пытаются подобрать простенькую мелодию «Чижика-пыжика». Песенка эта достаточно древняя. О ней упоминал А.И. Соболевский— крупный специалист в области славянской филологии и палеографии. В рукописях (IV № 93) есть текст, интересный тем, что в нём отразилось звучание слов конца XVIII века (это видно по языку):

…Чижик-пыжик иде был?За рякою вотку пил.Выпял рюмку, выпял дьве,Зашумела у галаве.Выпял рюмычкю другуя,Узял девычкю кривуя…

Так пели в Мещовском уезде Калужской губернии. Песня эта записана примерно в то же время и в Пермской губернии в следующем виде:

Барич, барич, где ты был?У девицы кофе пил,Был у Саши, был у Маши,У почтенныя Дуняши»…

Эта же народная мелодия использована в Секстете фа мажор знаменитого итальянского маэстро Доменико Чимарозы, приехавшего работать в Санкт-Петербург в конце того же XVIII века (с 1787 по 1791 год) по приглашению императрицы Екатерины II. Песенка звучала повсюду.

5

Знаменитый старинный мотивчик «Чижика» необычайно популярен на всей территории России, и часто текст на эту мелодию придумывался как дразнилка. Пародия на поездку Гнедича подлечиться на минеральных водах есть в письме баснописца А.Е Измайлова, написанном 16 ноября 1825 г.: «Гнедич, Гнедич! Где ты был? На Кавказе Друг Пушкина, В. Кюхельбекер, в своём письме 1825 г. из Москвы написал пародию: «Равич, Равич, где ты был?..»

Мелодия «Чижика-пыжика» легла в основу множества музыкальных фантазий и импровизаций, а после открытия памятника Чижику-пыжику в Санкт-Петербурге 19 ноября 1994 года на реке Фонтанке породила немало словесных легенд. С лёгкой руки писателя Валентина Пикуля считается, что этой песенкой дразнили студентов Императорского училища правоведения, открытого в 1835 году. Выпускниками этого закрытого училища были композиторы Пётр Чайковский, Александр Серов, знаменитый чемпион мира по шахматам Александр Алехин (фамилия произносится через «е»), поэты Алексей Апухтин, Алексей Жемчужников…

Памятник Чижику-пыжику оригинален, уникален, забавен и над ним часто склоняются молодожёны, пытаясь осуществить ещё одну из питерских примет: если перед свадьбой жениху удастся чокнуться рюмкой с клювиком птички, то у него будут рождаться замечательные дети.

Незатейливая мелодия волновала умы многих композиторов. Популярный мотив цитировался в академической музыке. Наиболее известным примером является ария царя Додона в опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Обширные вариации на тему «Чижика» сочинили С.С. Прокофьев и И.О. Дунаевский.

Взрослые и серьёзные люди и сейчас продолжают шутить и озорничать, используя этот мотивчик. В комедии режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» управдом Бунша, выпутываясь из колокольных верёвок, неожиданно названивает в колокола мелодию «Чижика-пыжика». Вариации на эту музыкальную тему написаны композиторами Н.П. Раковым, М.Я. Товпеко, А.Н. Шефером, И.С. Корольковой. Пермский композитор Дмитрий Батин представил, как бы выглядела тема «Чижика-пыжика» в трактовках Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Сергея Прокофьева и других всемирно известных композиторов. В замечательном исполнении пермского камерного оркестра «Орфей» эта композиция напоминает музыкальное путешествие по эпохам и стилям.

«Чижика» часто используют и в джазовых композициях, и в шуточных пьесках для детей, и всегда это вызывает у слушателей радость и веселье. Этого озорства в ютубе выложено предостаточно.

6

Голоса баянов настраивают в унисон, а настройка голосов в розлив обязательна именно для многоголосых гармошек. Второй голос звучит той же нотой, что и первый, только отличается от первого обычно на две- четыре единицы частоты. Поэтому звук у гармошки получается живой и объёмный.

7

Уличная песенка «Цыплёнок жареный» – ещё одна из питерских легенд – была очень популярна в годы Гражданской войны и поётся до сих пор. Эта народная песенка частично цитировалась писателями Петром Красновым, Ильёй Эренбургом, Григорием Белых и Леонидом Пантелеевым, Алексеем Толстым и поэтом Владимиром Маяковским в поэме «Хорошо!». Использовалась она и в фильмах «Выборгская сторона», «Александр Пархоменко», «Свадьба в Малиновке». Дмитрий Шостакович в задорном финале Первого концерта для фортепиано с оркестром (ор. 35) вместе с цитатой из ре мажорной сонаты Йозефа Гайдна (Hob. XVL37) весело и органично сочетал мотивы песенок про «Цыплёнка жареного» и «Отличные галоши». Мелодия этой песенки была использована им и в оперетте «Москва, Черёмушки».

Известно около десяти версий текста песенки про цыплёнка.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2