Полная версия
Код бессознательного
Егор и Вера встречались чуть больше полугода и, когда наступила весна, Егор решил сделать Вере подарок. Они условились о встрече в аэропорту, чтобы провести вместе длинные майские выходные, при этом, Егор не сказал Вере, куда они летят, потому что хотел сделать ей сюрприз.
Следующим же вечером, ровно на том пляже, где они и познакомились, Егор встал перед Верой на колено, протянул ей кольцо с бриллиантом и сделал предложение руки и сердца. Деваться было некуда и Вера ответила «да». Они провели вместе незабываемые выходные: катались на яхте, ездили на восхитительные экскурсии, ужинали в прекрасных ресторанах, но по приезду в Москву всё изменилось.
Чем больше Вера думала о браке, тем холоднее становились её чувства к Егору. В голове у Веры постоянно крутились мысли о предстоящем замужестве, совместной жизни и о том, что ей придётся укротить свой нрав и, возможно, где-то уступить, а в чём-то даже подчиниться воле мужа. Ведь Егор был совсем не паинька, а мужчина с характером и его трудно было назвать подкаблучником.
Когда же Вера начинала задумываться о том, что при рождении ребёнка она и вовсе на какое-то время окажется в полной зависимости от Егора, то эти мысли расстраивали её совершенно. Конечно, Вера справлялась со своим гневом, пыталась не думать о том, что для неё было неприятно, и загоняла свои сомнения и тревоги в глубокие слои бессознательного. Но толку от этого было мало. В голове у Веры чётко сформировались две разнонаправленные модели реальности. В одной из них – она замужем за Егором и вполне себе счастлива, но за это ей приходится расплачиваться уступками и обузданием своего нрава. А во второй – Веру больше устраивали те отношения, которые были у них с Егором до момента предложения руки и сердца, то есть, они как бы вместе, но только тогда, когда ей это удобно. И в этой второй модели реальности у Веры было гораздо больше возможностей контролировать ситуацию и делать то, что ей хочется, хотя у этого варианта также была своя цена – отсутствие статуса замужней женщины, к которому Вера стремилась.
И чем ближе был день свадьбы, тем больше нарастало волнение Веры и, вскоре, Вера начала отчебучивать разного рода нелепые поступки. То она позволила себе выпить лишнего за ужином во время знакомства с родителями Егора, то опоздала на концерт, то не пришла в театр. И всему этому Вера находила какие-то нелепые объяснения. На фоне общего похолодания в отношениях поведение Веры стало казаться Егору странным.
В итоге, через месяц Егор объявил о расторжении помолвки под предлогом того, что он видит, что Вере, очевидно, ещё требуется время подумать. Это стало очередным ударом для Веры, после которого она и оказалась на приёме у психолога.
Итак, мозг Веры сформировал две разные модели реальности, в которых содержались некоторые нестыковки: быть замужем за преуспевающим молодым человеком и, наравне с этим, обуздать свой непростой характер или оставаться с этим человеком в отношениях и при этом не быть в браке. И проблема не в том, что Вера в своих размышлениях находилась то в одной, то в другой модели реальности, а том, что она не замечала в них очевидных противоречий.
Мозг Веры выстраивал для неё вероятностные модели развития событий её жизни в зависимости от неудовлетворённости тех или иных потребностей. Хочешь замуж – вот тебе одна модель, хочешь быть в отношениях и оставаться свободной – вот тебе другая модель. Но сконструированные мозгом Веры модели реальности существовали как бы отдельно друг от друга, при этом одна из моделей планомерно вытеснялась Верой в область бессознательного, что ещё больше усложняло задачу по вскрытию и устранению созданных противоречий и выработке альтернативной жизненной стратегии.
В итоге, вытесненная в бессознательное модель реальности стала жить своей жизнью и оказывать своё тайное влияние на поведение Веры. В мозгу Веры сформировались как бы два отдельных интеллектуальных центра, руководящих её поведением. Один центр говорил – я хочу идти с Егором в театр и формировал соответствующее намерение и план действий, а второй центр вставлял палки в колёса и делал всё возможное, чтобы Вера забыла сумочку, опоздала на автобус, или свалилась на диван с внезапным приступом головной боли.
И если бы Вера в достаточной мере владела инструментами психологической самодиагностики, о которых мы будем говорить в этой книге, то она бы с лёгкостью обнаружила в своём бессознательном эти два центра интеллектуальной активности, выявила существующие противоречия и выработала альтернативную стратегию поведения, но это уже совсем другая история.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Антон, 34 года, женат, есть дочь, работает юристом в частной юридической фирме в Новосибирске.
В детстве Антон был самым обычным ребёнком. Когда он учился в школе родители не замечали в Антоне каких-либо талантов или особенного дарования, хотя в юности Антон очень увлёкся кино и даже пробовал писать сценарии.
Когда Антону было 16 лет он один, без компании и без девушки частенько ходил в кинотеатры и наслаждался фильмами, смысл и сюжет которых мог оценить далеко не каждый взрослый.
Свой первый сценарий Антон написал в последнем классе школы, но он так и остался лежать в глубине ящика его письменного стола. У Антона не хватило смелости, чтобы показать свой труд кому-либо из продюсеров или просто выслать его по почте.
Нельзя было сказать, что за увлечением Антона кинематографом стоял какой-то определённый жизненный план, который бы вызрел в конкретную стратегию действий. Антону просто нравилось кино, он знал фамилии всех известных режиссёров, сценаристов и, затаив дыхание, смотрел вручение премии Оскар, которая для него была одним из важнейших событий года.
Быть может, Антон бы и связал свою судьбу с кино, но в его городе не было учебных заведений, выпускавших режиссёров или сценаристов. Для этого надо было ехать учиться в Москву, а его семья в то время вряд ли могла потянуть такие расходы.
Короче говоря, когда перед Антоном встал выбор его будущей профессии он, посоветовавшись с родителями, решил поступить в юридический институт. В то время это было модно и весьма престижно, да и работы для юристов было хоть отбавляй.
Годы учёбы пролетели незаметно и вскоре Антон получил свою первую работу – юрисконсульта на заводе медицинских препаратов. Но, через какое-то время, то ли занятие юриспруденцией, то ли сама обстановочка на заводе стали нагонять на Антона невыносимую скуку. Его мозг начал продуцировать массу всевозможного контента и фантазий на тему – а не плохо было бы… Мысли Антона уносили его в другую реальность, в которой он, если бы всё же получил профессию режиссёра или сценариста, колесил бы сейчас по стране и миру со съёмочной группой милейших, талантливых людей.
Из-за этой скуки Антон начал часто менять работу за работой, в поисках того, чего он и сам не знал и в какой-то момент, пройдя конкурс на место юриста в престижной юридической фирме, Антон успокоился и променял свой так и не раскрывшийся талант сценариста на деньги. Но не проходило и дня, когда бы Антон не сожалел о том, что в юности ему не хватило силы воли и аргументов убедить родителей изыскать возможность поступить во ВГИК хотя бы на заочное отделение.
Вскоре на одной из вечеринок, устроенных клиентом фирмы, в которой теперь работал Антон, он встретил замечательную девушку, по имени Лиза. У них завязался бурный роман и, через какое-то время они решили пожениться. А через год у Антона и Лизы родилась прекрасная дочь – Маша.
Жизнь Антона потекла своим чередом: работа – дом – пелёнки – распашонки и, как водится, наступил тот самый день, когда лодку семейного счастья забросило на рифы скучнейшего быта. Отношения между супругами становились всё более напряжёнными. Антон и Лиза начали часто ругаться и всё менее охотно шли друг другу на уступки. Ссора между ними могла разгореться из-за любой мелочи, но, несмотря на это, мысли о разводе Антона не посещали, разве что иногда, в порыве гнева. Что бы там ни было Антон продолжал любить Лизу, а Лиза любила его.
Но однажды одноклассники пригласили Антона на вечер выпускников. Надо сказать, что Антон никогда не посещал подобные мероприятия, потому как не очень-то хотел видеть своих школьных товарищей. После окончания школы отношения ни с кем из них Антон не поддерживал. Но сейчас, то ли по причине того, что была пятница, то ли по причине нарастающей сентиментальности, Антон всё же решился увидеть своих одноклассников.
Встреча проходила в уютном и вполне себе милом кафе. Антону все были рады, и его сомнения относительно целесообразности присутствия на этом мероприятии быстро улетучились. И более остальных встрече с Антоном обрадовалась Катя Ефимова – школьная подруга Антона, за которой он пытался ухаживать, но тогда она казалась для него недоступной, поскольку предпочитала мальчиков постарше. Не то чтобы Антон был в неё влюблён, но точно неравнодушен, хотя после окончания школы быстро забыл об увлечении Катей и редко вспоминал о ней.
Но сегодня, едва глаза Кати и Антона встретились, как между ними определённо пробежала искра. Из юной и прелестной школьницы Катя превратилась в стройную, красивую и обаятельную женщину и в какой-то момент в сознании Антона даже промелькнула мысль о том, что он совершил большую ошибку, не разыскав Катю сразу после окончания учёбы в институте. Быть может тогда его жизнь сложилась бы иначе.
Спиртное полилось рекой, ведь считается, чтобы снять нерешительность перед общением с людьми которых ты давно не видел, требуется изрядная доза алкоголя. Все наконец-то расслабились, разговорились и разбились на мелкие компании, рассказывая друг другу о своей жизни, достижениях и планах. Вот только Антон ни на шаг не отходил от Кати, а Катя от Антона. Они сидели за столом рядом друг с другом и разговаривали, разговаривали, разговаривали без умолку. Оказалось, что Катя уже давно замужем и у неё также, как и у Антона, есть ребёнок. Их отношения с мужем можно было назвать ровными, хотя было понятно, что былая страсть приугасла.
Когда же в девять вечера в кафе наконец заиграла приятная живая музыка вся честная компания ринулась танцевать. Вечер обрёл новую силу и безудержное веселье накрыло молодящихся одноклассников. Но кроме шальных, энергичных танцев, как водится, кавер-бэнд иногда исполнял медленные романтические композиции, во время которых Антон и Катя ни разу не упустили возможности побыть ближе друг к другу.
Вся веселуха закончилась около полуночи. Думаю, не стоит упоминать о том, что Антон не хотел расставаться с Катей и предложил проводить её до дома. Катя согласилась. Они брели по заснеженному городу, держась за руки, продолжая рассказывать друг другу о своей жизни, вспоминать школу и обсуждать сегодняшний вечер. Когда же они сели в такси и машина уже подъезжала к дому Кати, необычайная тоска вдруг захлестнула сердце Антона – он никак не хотел расставаться с Катей. Антон поймал себя на мысли, что сам не понимая как, оказался в каком-то волшебном сне и не желал просыпаться.
Когда же машина остановилась, прежде, чем попрощаться, Катя сама нежно и страстно поцеловала Антона, будто берегла этот поцелуй специально для него все эти годы.
– Прощай, – сказала Катя, выходя из машины, – думаю, мы больше не увидимся. Это был замечательный вечер, спасибо тебе!
Когда Катя ушла и такси уже мчалось по дороге к дому Антона, он вдруг понял, что во всей этой суматохе даже не узнал номера её телефона. Следующие три дня Антон несколько раз порывался разыскать Катю, но мысли о жене, дочери и семье Кати его останавливали. А что дальше? А что дальше? – спрашивал он себя всякий раз и не находил ответа. Развод, раздел имущества, новая жизнь непонятно где, и перспектива быть воскресным папой Антона, мягко говоря, не радовала.
Около месяца Антон был сам не свой. Его мозг не давал ему покоя и постоянно прокручивал фантазии на тему «А что было бы, если бы они с Катей…». Особенно трудно теперь Антону было заснуть и, как только он закрывал глаза, в его голове будто кто-то запускал фильм с альтернативным сценарием его жизни и Антон ничего не мог с этим поделать.
Через какое-то время Антон всё же успокоился и снова обрёл семейное счастье со своей женой и дочерью, но после этого случая всякий раз, когда Антон и Лиза ссорились, какой-то прописавшийся в голове Антона киномеханик снова и снова запускал перед ним тот навязчивый фильм по сценарию «А что было бы, если бы…».
Мозг Антона сформировал доминантный центр интеллектуальной активности, который время от времени давал о себе знать, продуцируя для Антона альтернативные варианты его жизни. Но в отличие от Веры, чьи сценарии были вытеснены в бессознательное, Антон прекрасно понимал, что грезит и отдавал себе отчёт в том, где объективная реальность, а где фильм.
Неразрешённым остался лишь вопрос о том, насколько осознанно Антон мог управлять ситуацией, хотя бы в случае с Катей, и предотвратить развитие в своём бессознательном этого устойчивого очага интеллектуальной активности. Хотя лично я думаю, что от Антона мало что зависело.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ №1.
КТО ЖЕ ЭТОТ КИНОМЕХАНИК?
Когда в 1997 году американский нейрофизиолог Гордон Шульман проводил исследования, направленные на выявление отделов головного мозга, ответственных за целенаправленное мышление, то результаты этих исследований повергли Шульмана и коллег в полнейшее замешательство.
Испытуемым вводили в кровь контрастную жидкость, помещали в аппарат фМРТ и давали решать задачи различной сложности. Задумка Шульмана была проста и гениальна – обнаружить во время напряжённой интеллектуальной работы мозга отделы, отвечающие за осознанное мышление.
Но каково же было удивление учёных, когда они обнаружили, что в момент концентрации внимания мозг разных людей демонстрировал совершенно разные зоны активности. Были проведены сотни тестов, но учёным так и не удалось выявить какую-либо синхронность в работе мозга испытуемых во время сосредоточенности их внимания на решении интеллектуальных задач. Поиски нейрофизиологических коррелятов нашего сознания зашли в тупик. Этот результат оказался более чем неожиданным и странным.
Но нет худа без добра. Когда Шульман снова и снова перепроверял протоколы своих опытов ему бросилась в глаза одна интереснейшая закономерность. Он обнаружил, что во время описанных экспериментов возникали вынужденные паузы, обусловленные тем, что экспериментаторам требовалось подобрать и вывести на экран следующую партию задачек. То есть существовал момент, когда мозг испытуемых не был сосредоточен на решении каких-то конкретных задач и мог делать то, что ему вздумается. И именно во время этих технических пауз мозг подопечных Шульмана демонстрировал поразительную синхронность. Таким образом выяснилось, когда мозг не отвлекается на решение каких-то сознательных задач в нём активизируется ряд одних и тех же зон, которые позже были названы структурой «пассивного мышления».
Гордон Шульман толком и не заметил, как совершил одно из фундаментальных открытий, проливающих свет на тайны мышления, интеллекта и рассудочной деятельности нашего мозга. Тем не менее, результаты своего исследования Шульман отважился опубликовать в научном журнале, после чего лучшие умы в области нейрофизиологии сочли его работу антинаучной ересью.
К счастью, мы живём в быстроменяющемся мире и, в отличие от доктора Земмельвайса, который умер в забвении в лечебнице для душевнобольных и чьи работы так и не были признаны при его жизни, Гордон Шульман ждал своего звёздного часа недолго.
Уже в 2001 году выдающийся невролог Маркус Рейчел с высокой трибуны объявил исследования Шульмана фундаментальным прорывом в понимании человеческого сознания и положил эксперименты Шульмана в основу своей теории «пассивного мышления». Впоследствии, участки мозга, отвечающие за пассивное мышление, были названы «дефолт-системой мозга» (ДСМ), которая по сути и является нашим бессознательным.
Дальше – больше! Тысячи проведённых исследований доказали, что около 46% времени, в течение которого мы бодрствуем, наш мозг находится в состоянии так называемого «блуждания», когда мы не ставим мозгу каких-то определённых задач и ни о чём конкретном (как нам это кажется) не думаем. Но наш мозг постоянно о чём-то размышляет и всегда блуждает в дебрях собственной Вселенной. Причём часть времени в состоянии блуждания мы тратим на то, что прокручиваем недавние события, другую часть блуждания мы неосознанно посвящаем пережёвыванию и просчёту вариантов наших отношений со значимыми для нас людьми, и ещё часть времени состояния блуждания мозг затрачивает на конструирование моделей нашего вероятного будущего. Это те самые мысли из разряда «а неплохо было бы», или «а что было бы, если бы», которые мы так любим часами прокручивать в своей голове, иногда сами не понимая, зачем это делаем.
Но не это главное! Суть в том, что в то время, когда, как нам кажется, мы не совершаем никакой интеллектуальной работы, дефолт-система нашего мозга обрабатывает огромное количество данных. Рассудочная деятельность внутри нас не утихает никогда, но эта деятельность не имеет ничего общего с привычным нам осознанным мышлением и ведётся в обход самого сознания. До нашего сознания доходят лишь отдельные образы, обрывки мыслей или готовые решения как продукты интеллектуальной работы ДСМ, но сама эта работа является скрытой от сознания и совершенно им не воспринимается.
Представьте себе оркестр, в котором играет миллион музыкантов и есть один на всех дирижёр. Так вот, сознание и бессознательное соотносятся друг с другом не более чем один из скрипачей этого оркестра с дирижёром, причём управляет всем этим оркестром никак не дирижёр, хотя сам он уверен в обратном.
Итак, львиная доля наших мыслительных процессов протекает именно бессознательно. Но здесь есть один значимый момент, без понимания которого мы не сможем продолжить наше исследование. Да, мы мыслим не сознанием, а мозгом, 99,99% работы мозга никак не воспринимается нашим сознанием, и большинство решений, которые, как нам кажется, мы принимаем осознанно, на самом деле порождаются мозгом без участия сознания. Но насколько синхронно, эффективно и точно работает вся эта невидимая для нас фабрика интеллекта и не возникает ли в её работе сбоев и противоречий?
Вот здесь дела обстоят как раз не так гладко и главное, что нам очень важно понять о собственном бессознательном, что в его работе может и не быть той строгой синхронности, которую мы ожидаем от разумной интеллектуальной системы. Более того, в недрах нашего бессознательного, как угли в золе, могут тлеть многие доминантные очаги интеллектуальной активности, влияющие на конструирование мозгом противоречащих друг другу моделей реальности.
Так, если в делах Антона что-то не ладилось, дефолт-система его мозга прокручивала перед его сознанием прелестный фильм, в основе которого лежала иная модель реальности, где Антон был вовсе не юристом, а киношником, колесившим по стране в душевной компании известных актёров. А если Антон ссорился со своей женой Лизой, то к просмотру предлагался уже другой фильм, в котором Антон живёт вместе с неожиданно объявившейся одноклассницей Катей и всё-то у них хорошо и даже замечательно, будто в сказке.
Оба эти фильма для сознания Антона – просто мечты, фантазии, сладкие грёзы, но для его бессознательного это вполне конкретные концепты – альтернативные модели реальности и при определённом стечении обстоятельств бессознательное Антона может отдать приказ о начале воплощения этих моделей в жизнь, невзирая на наличие в них очевидных противоречий и сложностей.
Итак, в нашем бессознательном могут быть скрыты устойчивые доминантные очаги интеллектуальной активности и формируются эти очаги без малейшего участия нашей воли, желаний, либо сознания. Иногда эти очаги могут представлять из себя просто воспоминание о каком-либо событии и сопряжёнными с этим событием эмоциями. Иногда эти очаги выглядят как более сложная и развёрнутая в пространстве и времени цепь воспоминаний, из которой следуют определённые выводы, а иногда они являют собой сложноподчинённую структуру отношений и взаимосвязей большого количества элементов и за самим фактом возникновения в нашем бессознательном этой структуры следует дальнейшая автоматическая работа мозга по построению модели альтернативной реальности и прогнозированию будущего, в основе которого лежит сценарий этого неутихающего очага интеллектуальной деятельности.
* * * * *
Уверен, что истории Веры и Антона знакомы каждому. Мы часто фантазируем о том, как сложилась бы наша жизнь, если бы мы поступили так-то и сделали бы то-то, но дело не в этом. Дело в том, что мы живём в иллюзии, что все эти фантазии являются плодом нашего сознания и как-раз в этом-то и состоит наша фундаментальная ошибка. Наш мозг – есть универсальный инструмент по созданию моделей реальности – это его основная задача. Поэтому фантазии есть вполне конкретный продукт деятельности нашего мозга и рождаются они как-раз-таки без ведома сознания. Мозг не умеет фантазировать, зато он умеет строить различные модели реальности в основе которых лежит удовлетворение наших базовых инстинктов.
Прокручивая эти модели, мозг оценивает вероятность их реализации в зависимости от имеющихся в нашем распоряжении ресурсов, хотя оценивает он эти ресурсы не всегда адекватно. Мозг может выбрать для реализации одну, две либо сразу несколько сконструированных им моделей реальности и не замечать в них очевидных противоречий. Так, некоторые люди способны долгое время жить на две семьи, как бы, проживая таким образом жизнь двух разных людей, либо иметь хобби никоим образом не сочетающееся с профессиональной деятельностью, либо иметь работу, связанную с истязанием людей, а дома играть роль хорошего мужа, отца, надёжного друга и добропорядочного семьянина. Примеров можно привести массу.
Главное, что нам стоит понять о нас самих и о собственном мозге, так это то, что:
а) мозг постоянно создаёт для нас различные модели реальности, которые сосуществуют независимо друг от друга;
b) мозг может не замечать в созданных им моделях реальности противоречий;
c) многие, созданные мозгом модели реальности, могут нами не осознаваться, и при этом влиять на наше мировоззрение и поведение.
Глава 3. Внутренняя карта
«Пока человек не даст себе ответа на вопрос,
что такое разум, мышление и интеллект -
все попытки объяснить наше поведение
будут лишь теорией».
Авторский афоризм.
Итак, в предыдущей главе мы приблизились к пониманию очень важного факта о собственном мышлении: наша интеллектуальная целостность – это миф. В любом человеке могут уживаться самые разнонаправленные желания, противоречивые стремления, и взаимоисключающие модели поведения. Мы можем говорить одно, делать совершенно другое, а подразумевать третье. Любить одного человека, а спать с другим, хотеть завести семью – и сохранить личную свободу, работать бухгалтером – и грезить о театральной сцене.
Иногда это просто существующие в нашей голове отдельные мысли и идеи, но бывает и так, что эти идеи укладываются в чёткую последовательность, на основе которой мозг самопроизвольно начинает строить вполне конкретную поведенческую стратегию.
Собственно говоря, эта противоречивость устройства нашего интеллекта, во многом и делает нас людьми, добавляя разнообразия в наши отношения. Однако, исходя из сугубо практических целей, я бы предложил выявлять существующие в нас противоречивые информационные доминанты. Только поняв свои желания, обнаружив лежащие в их основе потребности и сопоставив их с реально имеющимися в нашем распоряжении ресурсами, мы сможем смоделировать успешную жизненную стратегию, которая уменьшит наши потери и избавит нас от разочарований.
В этой главе я приглашаю вас в невероятное и увлекательное путешествие в наш внутренний мир, на разных этажах которого могут спокойно квартироваться полицейские и воры, учёные и музыканты, ангелы и демоны. Но согласитесь, что для любого мало-мальски серьёзного путешествия требуется карта. Вдумайтесь: у врача есть атлас по анатомии, у лётчика навигационная система, у музыканта клавир. А что есть у психолога?
Я предлагаю вам совершить дерзкую попытку картирования нашего интеллекта и эта работа автоматически прольёт свет на многие закономерности функционирования человеческой психики. А начать я предлагаю с физики.
Когда в IV век до н.э. древнегреческий философ Демокрит предсказал существование атомов, у науки не было решительно никаких средств, чтобы подтвердить либо опровергнуть его гипотезу. Именно по этой причине ничто не мешает мне изложить в этой книге свой взгляд на устройство интеллекта и описать вполне конкретную технологию усовершенствования его работы.