bannerbannerbanner
Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали»
Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали»

Полная версия

Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали»

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Таким образом, Иван Грозный санкционировал создание купцами Строгановыми своей частной армии, для колонизации новых земель. Разгадка была проста: хан Кучум отказался платить ясак (натуральную подать) царю. Впрочем, Строгановым приходилось воевать в новых землях часто ещё и по другой причине. Местечковая ханская элита и военная аристократия нарушали хрупкий мир, желая обогатиться в набегах на поселения русских соседей.

Приход к власти Кучума Строгановы использовали как повод для своей экспансии. Они распространили слух о том, что Кучум завладел ханством незаконно, что он при поддержке бухарского эмира, начал конфронтацию с русским государством, что увеличилось количество набегов его подданных на новые поселения по реке Чусовой. Историки долго спорили о том, насколько эти слухи соответствовали действительности. Пришли к выводу, что нападения всё же совершались. Правда, часть их них была как бы ответом на действия самих Строгановых. Как бы там ни было, купцы решили увеличить охрану своих владений и пригласили волжского атамана Ермака Тимофеевича, для того чтобы усилить его казаками гарнизоны своих городков. Так началось присоединение Сибири к Московскому царству, что предопределило судьбу нашей страны на века.


*Руслан Скрынников (1931-2009) – советский и российский историк России XVI – XVII веков. Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Автор более 50 монографий и книг, свыше сотни статей по русской истории в ведущих научных, общественно-политических и литературных журналах, многие из которых были переведены на языки народов мира. Однако в его сочинениях есть и немало спорных утверждений.


*Кучум, (? -1601) – сибирский хан, потомок Чингисхана из династии Шибанидов, внук Ибака – хана Тюмени и Большой Орды. Отцом Кучума был Муртаза.

Опираясь на поддержку своего родственника – бухарского хана, Абдуллы II, – Кучум вёл длительную и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером. Решительную победу он одержал в 1563 году, убив Едигера и его брата Бекбулата. Это убйство Кучум объяснял местью. Едигер тоже был не без греха. По словам Кучума, Едигер убил его деда. Но дед Кучума по отцовскойлинии, Ибак, был убит предположительно в 1495 году. Может быть, Кучум имел в виду деда со стороны матери?

Непонятна и сама вражда Кучума и Едигера. Оба были чингизидами. И такая ненависть. Едигеру и Бекбулату сломали позвоночники и бросили в яму с волками.

Кучум стал влиятельным правителем. Будучи правоверным мусульманином, многое сделал для распространения ислама в Сибири. Те, кто не хотел добровольно подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Несмотря на эти меры, многие народы ханства оставались язычниками.

1 (11) октября 1581 года Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой (правобережный береговой обрыв реки Иртыш, в трёх километрах от устья реки Тобол, высотой до 70 метров. Под этой горой ныне находится предместье города Тобольска, Подчувашье). Однако 26 октября (5 ноября) его лагерь Кучума был разбит казаками; основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и Ермак беспрепятственно вступил в Кашлык (Искер), столицу Сибири.

Относительно лёгкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни. Помимо этого, многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а, следовательно, Московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских и, казахских отрядов. А главное – у Кучума не было войска, имевшего боевой опыт: его воины и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику. Им было сложно противостоять искушённым в военном искусстве казакам и иностранным наёмникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми по тому времени приёмами и техникой боя.

Кучум, бежав в Ишимские степи, готовился е реваншу. 6 (16) августа 1585 года коварный Кучум напал на Ермака врасплох и разбил его отряд. Ермак погиб.

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл Данила Чулков. В это время силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы, что повлияло на дальнейшие события.

Русские даже вначале подыграли Кучуму. Сейдяк (Сеид-хан), его соперник, был пленён Данилой Чулковым. Но это было и провокацией. Кучум подумал, что ему теперь всё позволено. В 1590 году он совершил набег на деревни вблизи Тобольска, потом разорил Каурдакскую и Салымскую волости. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским.

8 (18) июля 1591 года воевода князь Владимир Кольцов-Мосальский был послан Москвой для того, чтобы обезвредить Кучума, 1 (11) августа он настиг хана на реке Ишим, у озера Чиликула. После короткого сражения охранники сибирского царька были перебиты, однако Кучуму снова удалось бежать.

В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе довольно большого войска по Иртышу до устья Тары. Но и ему не повезло. Кучум просочился куда-то, как вода в песок. Не пленили хана и воеводы Андрей Воейков и Иван Кольцов-Мосальский (сын Владимира Кольцова-Мосальского). Казалось, что хан неуловим.

Кучум кочевал около озера Зайсан на востоке современного Казахстана (неподалеку от границы с Китаем). Затем он решил вернуться в Ишимские степи, где надеялся найти свою разбросанную по разным местам семью и своих улусных людей. Это, может быть, ему удалось, если бы он не вооружил против себя калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей, необходимых ему для продолжения пути. Этот поступок шёл настолько вразрез с долгом беглеца, принятого дружелюбно чужим народом, что оскорблённая сторона считала себя вправе отомстить ему. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина. Там были перебиты все его люди, но Кучум в который уже раз спасся бегством.

Некоторые летописи сообщают, что Кучум отправился в Казахскую орду, другиее указывают, что к ногайцам. Считается, что погиб он насильственной смертью в 1601 году. Подробности неизвестны.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума – царевичи Аблайкерим и Кирей – продолжали воевать с русскими. Однако изменить ситуацию уже не могли.


*Василий Сукин (? -1612) – сибирский воевода, основатель Тюмени. В1583 году служил в Орешке (древней русской крепости в истоке реки Невы).

В начале 1586 года вместе с Иваном Мясным возглвлял отправленный в Сибирь отряд из 300 стрельцов и казаков.

В июне 1599 года был назначен Борисом Годуновым послом в Швеции, однако до Швеции не добрался. В 1610 году входил в состав посольства в Польше.


*Иван Мясной (годы жизни неизвестны) был городским головой в Орле и Воронеже. В 1586 году по указу царя Федора Ивановича начал строительство Тюменского острога. Для этого был выбран мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, а с восточной стороны – крутым берегом Туры. Здесь стрельцами и казаками была сооружена острожная стена, состоявшая из вертикально вкопанных в землю, плотно пригнанных друг к другу заостренных бревен. За ней поставили небольшую церковь Рождества Богородицы, воеводскую канцелярию, жилые дома и амбары. В то же лето с южной стороны были выкопан ров и насыпан земляной вал. С первых лет Тюмень стала важным опорным пунктом освоения русскими необъятных пространств Сибири. Здесь сложился первый за Уралом земледельческий район. Город играл роль пограничного форпоста, прикрывавшего русские владения от набегов степных кочевников.


*Даниил (Данила) Чулков (годы жизни неизвестны) – первый воевода Тобольска. Ранее принимал участие в покорении Астрахани. Должность тобольского воеводы Чулков занимал до 1589 года.


*Владимир Кольцов-Мосальский (? -1610) – князь, воевода и боярин в царствование Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского. Был воеводой в Ржеве, Орле и Пронске (ныне – посёлок городского типа в Рязанской области.

Воевода в Тобольске в 1590—1591 годах. Взял в плен двух жён Кучума и его сына Абдул-Хайра.

Убит под Москвой разбойником Сальковым.


*Сальков (имя и годы жизни неизвестны) – атаман разбойников в царствование Василия IV Шуйского. Его шайка активизировалась в 1610 году. Сальков нанёс поражение отряду Владимира Кольцова-Мосальского, но был разбит князем Дмитрием Пожарским. Явился к царю с повинной. Что было дальше – об этом сведений нет.


*Князь Андрей Елецкий (годы жизни неизвестны) начал службу в Твери. Воевал в Ливонии, был воеводой в Чернигове. Послан царём Фёдором Иоанновичем в Сибирь со специальным заданием: изловить Кучума. Но хитрый хан в очередной раз скрылся…


*Андрей Воейков (годы жизни неизвестны) – боярин, воевода и думный дворянин. Ему тоже не удалось пленить Кучума.


*Князь Иван Кольцов-Мосальский был воеводой в Тобольске и на Таре.


*Едигер (? -1563) – правитель Сибирского ханства в 1552—1563 годах. Он решил пойти на соглашение с Русским государством, обещал исправно платить дань. Вот из-за этой дани и разгорелся его конфликт с Кучумом. Тот не хотел никакой зависимости. Едигер полагал, что русский царь поможет ему в борьбе с его противниками. Однако Сибирское ханство было удалено от Русского царства, а Иван Грозный был заинтересован лишь в своевременном поступлении дани. Тем временем войска Кучума вторглись в ханство, дань царю поступать перестала. В гибели Едигера и затяжной войне с Кучумом целиком и полностью виноват Иван Грозный. Надо было своевременно принимать превентивные меры. Платил Едигер золотом и пушниной. Когда к власти пришёл Кучум, выплата дани вообще прекратилась.


*Мухаммед-Кули (Маметкул;? -1618) – сибирский царевич, полковой воевода, племянник хана Кучума. С Ермаком впервые столкнулся в июле 1582 года. Битва с казаками закончилась поражением и бегством Магметкула с остатками отряда. Казаки потом взяли его в плен. В 1585 году привезли в Москву. И Маметкул. стал «насквозь» своим. Участвовал в русско-шведской войне 1590—1595 годов и даже в походе против тюрков – крымских татар. Это случилось в 1598 году.

Было ли нападение Маметкула на владения Строгановых? Чёткого ответа на этот вопрос нет


.*Шибан (годы жизни неизвестны) – внук Чингисхана, четвёртый сын Джучи, младший брат Батыя.

В 1237 году Шибан участвовал в походе на Волжскую Булгарию и мордву, зимой 1237—1238 годов – в первом походе на Русь. В конце 1239 года вторгся в Крым. В 1241году отметился кровью и пожарами в Венгрии, разорял земли Словакии и Чехии.

Шибан основал династию, правившую в северо-восточной части улуса Джучи. В Мавераннахре (Бухарском ханстве) Шибаниды правили на протяжении XVI века, а в Хорезме (Хивинском ханстве) – до середины XVIII века.


*Джучи (годы жизни неизвестны) – старший сын Чингисхана. Командовал самостоятельным отрядом в низовьях Сырдарьи. Основатель Золотой Орды.

В 1207 году Чингисхан отправил Джучи во главе войска на земли, расположенные к западу от Байкала, чтобы он покорил племена, живущие в тех местах. Не вступив в бой, они признали господство монгольского хана. Джучи подчинились также енисейские киргизы. Потом были поход в Китай, завоевание Средней Азии.

Последние годы жизни Джучи отличались ухудшением его отношений с отцом. Причиной могли служить как его конфликты со своим братом Чагатаем, так и отказ выполнить приказ отца о покорении кипчаков, русских и черкесов. По одной из версий, Джучи был отравлен в возрасте 40 лет. Похоронен на территории современной Карагандинской области Казахстана.

В 1946 году советские археологи извлекли останки Джучи из саркофага. Каково же было их удивление, когда они увидели скелет без правой кисти с надрубленным черепом. Генетические экспертизы тогда не проводились. Вывод был сделан такой: или вместо Джучи был похоронен кто-то другой, или старшего сына убили по приказу Чингисхана.


*Чагатай (1185-1242) – второй сын Чингисхана.. Как и его братья, Чагатай принимал участие в походах своего отца против китайской империи Цзинь и Хорезма.

Чагатай получил в наследство все земли от страны уйгуров на востоке до Бухары и Самарканда на западе, однако это не было единым государством. Вместе с тем за нарушение мусульманских законов Чагатай карал беспощадно. Это делало его имя ненавистным. Согласно легенде, сообщаемой Марко Поло, он даже сам будто бы принял христианское крещение. Но, скорее всего, это просто придумка.


*Марко Поло (1254—1324) – венецианский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Она служит ценным источником знаний по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV—XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию.

Справедливости ради, сомнений в реальности совершённого путешествия более чем достаточно. В качестве одной из причин недоверия называется нежелание принять нарисованную им картину хорошо организованной и гостеприимной Монгольской империи. Это противоречило традиционному западному представлению о варварах. Есть мнения, что путешествия Марко Поло вообще не было, а просто он использовал известные ему описания путешествий персидских купцов. Например, в своей книге Марко Поло писал, что помогал монголам при осаде их базы в Санъяне (в Китае), однако осада этой базы закончилась в 1273 году, то есть, за два года до его прибытия в Китай. Удивительно, но ни про иероглифы, ни про книгопечатание, ни про чайную церемонию китайцев, ни про Великую китайскую стену Марко Поло даже не упоминает. Не совсем понятен и почёт, оказанный молодому Марко Поло, назначение его губернатором Янчжоу. Никаких документов на этот счёт нет.


.…А звали его Василий

Почему Ермак? Может быть, это производное от Ермолая или Ерёмы? Нет, звали Ермака Василием. Считается, что родился он в 1532 году, а погиб 6 (16) августа 1585 года. Современники описывали его так: коренастый, имел тёмные и курчавые волосы, чёрную бороду, глаза, быстро схватывающие всё окружающее, был осторожен и прозорлив, вместе с тем храбр. По их словам, это был человек выдающегося ума и характера; это признавали и его единомышленники, и его противники.

Согласно одному из преданий, Ермак родился на Южном Урале. Благодаря знаниям фарватеров местных рек, ходил по Каме, Чусовой и Тагилу. По другой версии, являлся уроженцем станицы Качалинской на Дону. По третьей был родом из Суздаля. Но существуют и четвёртая, и пятая, весьма спорные версии. О них чуть позже

Фамилия Ермака достоверно не установлена. Впрочем, в летописях называются два варианта: Алёнин и Повольский. Есть и второй вариант его имени Герман. Так русских не называли. Но и европейского происхождения Ермака тоже не прослеживается.

В то время на Руси имели фамилии только люди из высшего сословия или иноземцы. Русичи именовались в основном по отцу: сын такого-то. Или по прозвищу, по виду деятельности, отчего так много Кузнецовых и Ковалёвых. Нашего героя величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Это прозвище атамана известно из документов Посольского приказа, использованных составителем Погодинской летописи (ПСРЛ Полное собрание русских летописей. Москва, 1987. т.36).

Слово «токмак» с тюркских языков переводится как «пить». Русичи так порой называли пьяниц. И тут сразу два вопроса. Первый – был ли Ермак мусульманином? И второй – забулдыгой? К слову сказать, «Ермак» – это тоже кличка. Она означает «мельничный жёрнов» или «артельный котёл».

На том, что Ермак был мусульманином, настаивают исламисты. Некоторые из них считают Ермака ногайцем или даже сибирским татарином – выходцем из семьи местных князей, которых разорил хан Кучум. Мусульманские устные легенды говорят о том, сибирский богач Елычай хотел отдать замуж за Ермака дочь, и что хоронили Ермака как магометянина. Между прочим, замуж за иноверца дочь мусульманин в то время никогда бы не выдал. Межнациональные браки не приветствовались, хотя и случались. Второй женой Ивана Грозного стала кабардинка Кученей (Мария Темрюковна). Правда, перед свадьбой она приняла православие (кабардинцы исповедовали ислам). Но русской царицей побыла она недолго. Заболела и умерла. Сам царь считал, что её отравили.

Ермак участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина в 1581 году у Могилёва нанёс поражение литовцам. Осенью того же года, как свидетельствовали современники, Ермак многое сделал для снятия осады Пскова.

В 1581 году дружина казаков (больше 540 человек), собравшаяся под начальством атаманов Ермака, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми якобы для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, а на самом деле – для завоевания новых земель. Впрочем, нападения на владения солепромышленников всё же были, хотя и эпизодические.

1 (11) сентября 1581 года (по другой версии в январе 1582 года) дружина Ермака выступила в поход. Автор второй версии – Р. Г. Скрынников. Он мотивирует это тем, что в сентябре 1581 года война с Речью Посполитой ещё не закончилась, а Ермак в ней участвовал. С другой стороны, как могла передвигаться по Каме и Чусовой казачья дружина, если сибирские реки в январе скованы льдом? Есть свидетельства, что казаки построили себе лодки на 20 человек каждая (точно такие же использовали гораздо раньше ушкуйники). Это напрочь опровергает версию Скрынникова. Как и свидетельства о том, что осенью Ермак участвовал в боях под Псковом.

Инициатива похода по Каме и Чусовой, согласно Есиповской летописи, принадлежала самому Ермаку. Участие Строгановых ограничилось снабжением казаков припасами и оружием (Летопись Сибирская, содержащая повествование о взятии Сибирския земли русскими, при царе Иоанне Васильевиче Грозном; с кратким изложением предшествовавших оному событий. Издана с рукописи XVII века. Санкт-Петербург, типография Департамента народного просвещения, 1821).

Оружия, кстати, было навалом: 3 пушки, 300 пищалей, несколько сотен испанских аркебуз, стреляющих дробью ружей, арбалетов, луков, несколько тысяч единиц холодного оружия – сабли, копья, алебарды, топоры, кинжалы (Литературные памятники Тобольского архирейского дома XVII века, Новосибирск, издательство «Сибирский хронограф», 2009).

По другой версии, Строгановы, «спровадили» банду Ермака за Урал, так как тот, укротив «местных татар», начал бесчинствовать и разорять сибирские народы (Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком в сочинениях европейцев XVII—XVIII веков в российских публикациях. Вестник Новосибирского государственного университета, 2018, №5).

В распоряжении хана Кучума, находились силы, в десять раз превосходившие дружину Ермака, но вооружённые значительно хуже. Согласно документам Посольского приказа, всего хан располагал примерно 10-тысячной армией. (РГАДА).

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной (Серебрянки), где остановились на зимовку.

Это путешествие потребовало напряжения всех сил. В среднем течении долина Чусовой сужается, склоны часто носят каньонообразный характер. Река пересекает целый ряд горных хребтов, возвышающихся отвесными скалами. Много камней и в воде, в том числе крупные валуны, есть перекаты, которые здесь называют переборами.

Лишь весной 1582 года казаки добрались до Туры. Они трижды разбили сибирских татар: на Туре, в устье Тавды и на Тоболе. Окончательное поражение Кучуму было нанесено на Чувашевом мысу (местность у Алфейской горы на берегу Иртыша вблизи Тобольска). Хан бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября (5 ноября) 1582 года Ермак вступил в столицу ханства, Кашлык. Татары его покинули, но атаман распорядился сжечь город дотла. Через четыре дня после этого ханты привезли в дар казакам пушнину и съестные припасы, За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак пообещал защищать их от врагов, в первую очередь, от Кучума. Они теперь рассматривались как подданные русского царя.

Но были и непокорные. В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул истребил казачий отряд на Абалацком озере, но вскоре сам попал в плен. Его отправили Москву. С другими Ермак поступал более сурово. Взяв штурмом крепость в Аремзяме, перебил всех, кого застал с оружием в руках, а военачальников «повесил за ногу.

Несмотря на то, что Ермак сражался с Кучумом под знаменами царя, грабил он вполне по-бандитски, и отнюдь не всё отправлял в Москву.

Летом 1583 года он покорял татарские городки и улусы по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление. После взятия остяцкого города Назыма отправил гонцов к Строгановым и в Москву  к царю Ивану Грозному в надежде, что государь отправит в Сибирь крупный военный отряд. Дружина Ермака остро нуждалась в пополнении.

Царь принял гонцов радушно, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил в Сибирь князя Семёна Болховского и Ивана Глухова с 300 ратниками. Среди царских подарков непосредственно Ермаку предназначались сразу две кольчуги.

Между тем 300 стрельцов погоду не сделали. Ермаку нужна была более существенная помошь. Ряды казаков редели. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова.

6 (16) августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он плыл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай, Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша около деревни Епанчина татарин Яныш Бегишев. Посмотреть на мёртвого атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней глумились над телом и пировали. Позже, поделив имущество покойного, в частности, взяв две кольчуги, подаренные русским царём, его похоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Вместе с тем существует версия, что захоронение Ермака находится в Республике Башкортостан.

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, его мужество, предводительский талант, железную силу воли. По мнению Р. Г. Скрынникова, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории» (Скрынников Р. Г. Ермак. Москва, издательство «Просвещение», 1992).

Но так считают далеко не все. Лично в моём понимании Ермак был, прежде всего, бандитом, хотя и не совсем обычным, а Строгановы в поисках своего дальнейшего обогащения создали то, что сейчас называют частной военной компанией. Что касается Ивана Грозного, то он использовал казаков втёмную – как завоевателей.

Культ Ермака среди коренных сибирских народов возник сразу же после его гибели. Ханты, манси и сибирские татары, не принявшие ислам, сложили о Ермаке предание, где русский казак предстаёт буквально «подателем хлеба», подарив местному населению плуг с бороной и научив сеять рожь. То есть, он был как бы богом для язычников.

Иван Грозный присвоил Ермаку титул «князь Сибирский», наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку. Но он погиб. Царь не больно-то горевал – не так, как по Малюте Скуратову. Мавр сделал своё дело. Сибирь вошла в состав Русского государства. Уже через год новые отряды русских воинов отправились по следам Ермака. Воевода Иван Мансуров основал в устье Иртыша Обский городок. И русские год за годом продвигались всё дальше и дальше. Сначала туда отправляли ссыльных, но постепенно, узнавая о богатстве новых земель, в Сибирь устремились казаки, земледельцы, строители.

На страницу:
6 из 8