Полная версия
Финансовое богословие. Личные финансы
Что касается другого фрагмента в конце послания Иакова, то он оставляет несравненно более глубокие впечатления у читателей:
«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам»80.
Безусловно, здесь текст говорит об обличении части церкви, которая обладала излишком имущества и в то же время примером своей жизни отрицала благочестие. Здесь богатство не служит виной, а лишь фоном, где проявляются такие грехи, как задержка в выплате зарплаты работникам. Убийство праведника, своего брата по вере, говорит о том, что богатые ненавидели своих братьев, может быть даже фактически обрекая их на смерть тем, что лишали их законного заработка. Иаков напрямую отсылает читателей к тексту нагорной проповеди Христа81, где Спаситель предупреждает об опасности ненависти ведущей к убийству с точки зрения Бога. Далее Иаков говорит о тщетности сохранить свое богатство такими нечестивыми способами, как удержание заработной платы. Он напрямую описывает все то, что Христос говорил в форме предупреждения о будущих последствия, когда человек лишится земной жизни: сгнившее богатство, изъеденное молью и тлей82. Иаков фактически констатирует факт, что такое поведение богатых членов церкви приводит к их отказу от Царства в пользу своего земного «сокровища». Носит ли это предупреждение общий характер и говорит о том, что богатство порочно и недопустимо в жизни христианина? Конечно, нет. Этот текст подтверждает нейтральность материального с моральной точки зрения, с одной стороны, и его реальную опасность, с другой. Когда человеческая порочность выступает лишь на фоне отношения к материальному, тогда богатство служит катализатором внутренних процессов – склонности к обману и порокам. И да, это своего рода опасность, которая сокрыта не в самом богатстве, а в человеке, который носит в себе нераскаянный грех любостяжания – готовности к любым моральным компромиссам ради сохранения или приумножения собственных средств.
И конечно же, нельзя обойти фрагмент Писания из 1-го Послания апостола Павла своему ученику Тимофею, часто цитируемый в контексте духовного развития вообще и отношения верующего к материальной стороне жизни в частности:
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»83.
И да, текст, конечно же, говорит, что любовь к деньгам, а не сами деньги – зло. Однако для того, чтобы точнее понять смысл написанного, обратимся к тому, что следует до слова «ибо» в указанном фрагменте, что поможет раскрыть предысторию рассматриваемого вопроса. Возьмем весь отрывок для максимального сохранения смысла:
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»84.
Павел учит об истинном благочестии и употребляет финансовый термин «доход», по-разному интерпретированный в тексте. Предостерегая Тимофея от людей, которые думают получить выгоду из благочестия, Павел употребляет слово «прибыток», а указывая на истинную прибыль, говорит о «приобретении». В оригинале Павел использует одно и то же слово – греческое порисмос, что означает «доход», в совокупности с греческим мэгас, что означает «великий», что говорит об огромной или более значительной прибыли. Эта прибыль, по мнению Павла, заключена в том, чтобы быть «благочестивым» (чтущим Бога) и довольны. Причем «довольство» (или удовлетворение) довольно просто достигается по словам Павла покрытием основных, или базовых, нужд и потребностей человека, а именно, потребности в еде и одежде. Такое определение позволяет лучше понять, о чем говорит Павел далее, произнося знаменитую фразу о желании обогащаться. Контраст довольству представляется как желание иметь нечто большее, чем тот достаток, который позволяет обеспечить себя базовым и необходимым и в то же время быть довольными или удовлетворенными в таком положении. Термин «богатство» (в тексте – «желание обогащаться») в этом контексте не выглядит огромным имуществом или чрезмерным финансовым обеспечением. По сути, попытки повысить свой уровень благосостояния, покрывающий базовые потребности, названы Павлом искушением, готовым поглотить человека и ввергнуть его в неразумные и вредные желания. Не чрезмерный достаток, не богатство в современном значении, а просто желание повысить свой уровень достатка выше, чем восполнение базовых потребностей, названо Павлом большой опасностью. Почему? И здесь Павел отвечает с использованием известной фразы: потому, что корнем (или причиной) всех описанных в тексте бед выступает стремление к повышению достатка. Причем Павел подтверждает это печальным опытом, как сказано, «некоторых
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Основано на материале Free Spirits by Dave Ramsey. Адаптировано и сокращено.
2
Экзегеза – богословская дисциплина истолкования библейских текстов.
3
Здесь и далее тексты Библии приведены в Синодальном переводе, если не указано иное.
4
Евангелие от Иоанна 5:39.
5
Послание к Евреям 10:1.
6
Евангелие от Матфея 22:37—40.
7
Послание к Римлянам 8:5—14.
8
Такое положение вещей находит множественное подтверждение в текстах Ветхого Завета и в отношении Авраама и патриархов (например: Книга Бытия 26:5), и в отношении всего иудаизма начиная со времени Закона (например: Книга Левит 25:18)
9
Также, находит множественные подтверждения в текстах Нового Завета, так например: Евангелие от Матфея 28:19
10
Процедура и набор обрядов для обращения нееврея в иудаизм
11
Ярким примером такой зависимости, среди прочего, выступает текст Писания из Второзакония 28 главы
12
Божье откровение в этом контексте включает в себя информацию о Боге Писания и хорошие новости (греч. Евангелие) о возможности вступить с Ним в отношения всех людей, а не только исключительно евреев, причем в массовом порядке
13
Книга Бытия 12:1.
14
Книга Бытия 17:10, 11.
15
Книга Бытия 14:17—21.
16
Книга Бытия 28:22.
17
«Библейская энциклопедия Брокгауза», статья «Десятина».
18
Использованы материалы курса А. Демко, «Основы веры», Урок 11, публичная ссылка на ресурс: https://yadi.sk/d/78T3gsPG33aeRA
19
Книга Левит 27:30—33; Книга Чисел 18:20—21; Второзаконие 12:17—18, 14:22.
20
Подробно описана в Книге Левит 27:30—32 и Книге Чисел 18:21—32.
21
Книга Чисел 18:26—29.
22
Второзаконие 18:1—2.
23
Книга Чисел 35:7; Книга Иисуса Навина 21:9.
24
Книга Левит 13; Числа 35:6; 2-я Паралипоменон 17:8—9, 19:8.
25
Подробно описана во Второзаконии 12:5—26, 14:22—23.
26
Книга Исход 23:14—17.
27
Подробно описана во Второзаконии 12:27—29, 14:28—29.
28
Прибыток можно описать, как выручку от хозяйственной
или коммерческой деятельности, а не чистую прибыль за вычетом затрат и налогов
29
Книга Левит 27:27—31.
30
А. Прокопенко, статья «Десятина в Ветхом Завете», от 21 января 2010, ресурс: https://alex-pro-1.livejournal.com/149413.html
31
По аналогии с описанным в 1-м послании к Коринфянам 9:14 и Послание к Галатам 6:6.
32
Второзаконие 14:26.
33
Послание к Галатам 6:10.
34
Второзаконие 15:7—11; Книга Левит 25:35.
35
Книга притчей 14:20—21.
36
Книга Исход 22:25—27; Второзаконие 24:6—18; Книга притчей 20:16.
37
Второзаконие 15:7—8.
38
Книга Исход 22:25—27; Второзаконие 15:6, 10, 28:12; Книга Левит 25:35—37; Второзаконие 23:19—20; Псалтырь 14:5; Книга пророка Иеремии 15:10.
39
Второзаконие 28:43—44; Псалтырь 36:21; Второзаконие 15:8—9.
40
Второзаконие 28:44; Книга притчей 22:7; Второзаконие 15:1—3.
41
Евангелие от Луки 3:9—14.
42
Мытарь – старый термин означавший представителя фискальных органов по сбору налогов и пошлин
43
Покаяние в христианстве – изменение жизни человека, выраженное в изменение мышления и модели поведения, после принятия решения в пользу подчинения своей жизни повелениям Бога в отношении человека и полной ориентации на цели и задачи оставленные Богом для христиан
44
Евангелие от Луки 19:8—10.
45
Книга Чисел 5:6—7.
46
Евангелие от Луки 3:8.
47
Дэвид Лоуренс Рэмси – американский христианин и публицист, популяризатор разумного управления личными финансами.
48
Публикации Дэйва Рэмси можно найти на сайте: https://www.daveramsey.com/
49
Евангелия от Матфея 19:16—29, от Марка 10:17—30,
от Луки 18:18—27.
50
Евангелие от Луки 14:26.
51
Евангелие от Луки 12:32—36.
52
Евангелие от Матфея 19:22.
53
Здесь и далее значение слов древнегреческого языка оригинала текстов Священного Писания – согласно Симфонии Стронга.
54
Согласно Греческому лексикону Стронга.
55
The Galilean Economy in the Time of Jesus. Edited by David A. Fiensy and Ralph K. Hawkins. Early Christianity and Its Literature, 11. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 2013.
56
Евангелие от Луки 18:18.
57
Евангелие от Луки 18:23.
58
Евангелие от Луки 19:2.
59
Евангелие от Луки 18:20—21.
60
Евангелие от Луки 19:2.
61
Евангелие от Луки 5:29.
62
Евангелие от Луки 5:30.
63
Евангелие от Луки 18:24.
64
Евангелие от Луки 18:27.
65
Евангелие от Луки 19:8.
66
The Social Structure of the Rabbinic Movement in Roman Palestine. Catherine Hezser. Mohr Siebeck, 1997.
67
Евангелие от Марка 6:3.
68
Евангелие от Матфея 13:55.
69
Евангелие от Марка 1:16—17; Евангелие от Матфея 4:18—20.
70
Евангелие от Матфея 4:21—22; Евангелие от Луки 5: 3—11.
71
Middle Groups in Jewish Roman Galilee and Jesus and his Disciples’ Social Location: New Insights. By Ben-Zion Rosenfeld. Department of Jewish History. Bar-Ilan University. By Haim Perlmutter. Jewish Studies. Bar Ilan University, june 2020.
72
Описание Левия можно встретить в текстах Евангелия от Марка 2:13; Евангелия от Луки 5:27—28; в Евангелии от Матфея 9:9 Левий назван Матфеем.
73
Евангелие от Матфея 27:57.
74
Евангелие от Луки 23:50—53.
75
Книга пророка Исаии 53:9.
76
Евангелие от Матфея 13:22.
77
Евангелие от Матфея 13:23.
78
Послание Иакова 1:9, 10.
79
Послание Иакова 1:3—4.
80
Послание Иакова 5:1—6.
81
Евангелие от Матфея 6:19.
82
Евангелие от Матфея 6:19—20
83
1-е Послание к Тимофею 6:10.
84
1-е Послание к Тимофею 6:3—10.