Полная версия
Финансовое богословие. Личные финансы
По сути, Христос задает мотивацию любому действию в жизни человека. Все, что христианин делает, он преломляет через вопрос «а как это будет выгодно Богу?» или «а как это будет выгодно человеку, который находится рядом со мной?» Христос упростил и в то же время открыл новую глубину заповедей, выведя мотивацию поступков на первый план.
Также Новый Завет указывает общий принцип жизни в новозаветных отношениях с Творцом, а именно противопоставление эгоистически мотивированных поступков тем, которые хочет от человека Бог7.
Практика толкования текстов Ветхого Завета
Необходимо учитывать парадигму существования ветхозаветного общества, как нацеленную на сохранение Божьего откровения,8 как теперь уже известно, до времени наступления Нового Завета. Вся религиозная деятельность времен патриархов и Закона была направлена на внутреннее развитие представителей иудаизма, в то время, как Новый Завет направлен на распространение Божьего откровения для всех народов и людей их составляющих9. Трудно себе представить миссиионерскую деятельность времен древнего Израиля. Если язычники и обращались в иудаизм, то это было скорее вынужденным исключением со сложной процедурой гиюра10. Для исполнения целей сохранения общества Ветхого Завета со стороны Всемогущего Бога были выбраны такие инструменты, как общая защита Израиля в политическом и военном смысле, а также введение санитарных, социальных и экономических норм для исполнения самими евреями. При этом прослеживалась четкая зависимость между сохранением (соблюдением) правил и заповедей со стороны евреев и благословением со стороны Бога, которое выражалось, в частности в физическом и материальном аспектах11. В этом отношении, Новый Завет, нацеленный по отношению к своим приверженцам на распространение Божьего откровения12, допускает в жизни верующих различные состояния, направленные на достижение ими сверх цели – распространение Евангелия.
В этой связи необходимо толковать тексты Ветхого Завета, в том числе и прежде всего в отношении вопросов материального благополучия, учитывая общую концепцию двух Заветов.
Практика финансовых отношений Ветхого Завета
Под экономическими отношениями необходимо понимать особую сферу человеческого взаимодействия и общения, связанную с изготовлением, производством (выращиванием) и куплей-продажей того, что считается товаром (любой материальный и нематериальный продукт или услуга). Прежде чем продать товар, человеку необходимо вступить в хозяйственные отношения, связанные с изготовлением или приобретением того, что станет товаром. Таким образом, хозяйственные отношения порождают экономические и должны рассматриваться в неразрывной связке с ними. В дальнейшем будем использовать понятие «экономические отношения» как единый термин для сферы хозяйствования и экономики.
Нужно отметить, что в Ветхом Завете общая хозяйственная концепция Израиля сводилась к установлению обязательных пожертвований на богослужения, на содержание Храма, священства и левитов, а также к правилам экономических взаимоотношений между людьми.
При этом в части учения о материальном в Ветхом Завете прежде всего встают две темы – пожертвования и долги. Именно о них больше всего текстов, и именно эти две темы наиболее актуальны для приверженцев Нового Завета как с богословской точки зрения, так и с практической.
Пожертвования в Ветхом Завете
Тема пожертвований важна для новозаветных верующих, так как из всех экономических аспектов встречается чаще всего как в самом тексте Ветхого Завета, так и в дискуссиях на религиозную тему. Более того, отношение к пожертвованиям формирует характер верующего, помогая в духовном развитии и формируя у христиан финансовую дисциплину. И конечно же, говоря о пожертвованиях Ветхого Завета, прежде всего стоит упомянуть о десятине как ключевом термине, отражающем весь спектр финансовых отношений в этой области.
Десятина в Ветхом Завете
Необходимо признать, что до Закона Моисея десятина не была установлена как заповедь, о чем свидетельствует повествование книги Бытие.
Прямой заповеди отдавать десятину с чего бы то ни было (с какого-либо дохода или имущества) патриархи не имели. В отличие, например, от прямого повеления Аврааму выйти из Ура Халдейского13 или заповеди обрезания14. В Библии есть упоминание о десятине, которую отдал Авраам единожды15, и это приношение не было регулярным. Авраам добровольно взял на себя обязательство отдать 1/10 часть своего имущества. Однако упоминание этого случая в контексте захвата Авраамом добычи не дает с уверенностью говорить о том, что десятина была уплачена Авраамом со всего имущества, а не только с добытого войной.
Еще один случай, связанный с десятиной, описанный в Ветхом Завете до Закона Моисея, – это пример десятины Иакова. Это хороший ориентир размера пожертвования, когда Иаков обещал отдавать Богу 10% от своего дохода (из всего, что даст ему Бог16).
Нужно еще отметить, что десятина была известна и за пределами Израиля, например у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян17, что может свидетельствовать о распространенной практике отделять 1/10 в качестве нормы в случаях, когда такая необходимость возникала.
На основании перечисленного можно сделать вывод о том, что десятина до Закона была актом доброй воли и практиковалась у патриархов как элемент поклонения Богу. Более того, интересным становится тот факт, что несмотря на то что не было нормативной регламентации размера пожертвований, именно 1/10 часть (10%) была выбрана в качестве приемлемой величины отчислений.
Что говорит Закон Моисея о десятине?18
Заключая Ветхий Завет, Бог из евреев, некогда рабов, формирует новый народ со своим государственным строем, со своими религиозными правилами, со своей финансовой, юридической, медицинской и образовательной системами. В Своей мудрости Бог заповедует израильскому народу в том числе и то, как он должен распоряжаться своим имуществом.
С пришествием Закона порядок выплаты пожертвований был четко прописан и регламентирован. При этом десятин было несколько19:
Десятина левитам20 – 10% от урожая и приплода скота. Известная также как первая десятина (10% в годовом выражении), она предназначалась для поддержки левитов (служителей). Бог предписал на уровне закона платить десятую часть от прибытков Божьим служителям, чтобы они не были обременены добыванием пищи.
Левиты, в свою очередь, от того, что они получали от народа, отдавали десятую часть священникам21. У священников и левитов не было своей земли22, но Бог дал левитам 48 городов, из которых 13 были отданы священникам23, чтобы они жили рассредоточенно среди всего народа и могли (помимо служения в храме) заниматься медицинской, судебной и образовательной деятельностью24. Левиты и священники представляли собой основу государственности в теократическом обществе.
Десятина на праздничное поклонение25 – 10% от ежегодного дохода, каждые два года семилетнего цикла. Известная также как вторая десятина (приблизительно 6,6% в годовом выражении), она предназначалась для себя и своей семьи, чтобы была возможность посещать Иерусалим на время трех основных религиозных праздников26.
Десятина для пожертвования нуждающимся27, совершаемая раз в три года, отдаваемая левитам, сиротам, вдовам и беднякам (10% от дохода раз в три года семилетия). Известная также как третья десятина (приблизительно 3,4% в годовом выражении), она предназначалась для бедных.
Бог не создавал в израильском обществе отдельной структуры, занимающейся социальным служением. Бог повелел каждому принимать участие в восполнении нужд нуждающихся. Бог на уровне закона предписал откладывать часть от своего прибытка28, чтобы иметь возможность помочь ближнему в его нужде. Эта десятина не добавлялась ко второй, а занимала ее место в третий и шестой годы семигодичного цикла.
Каждый седьмой год был юбилейным и частично выпадал из десятинного цикла, так как в этот год нельзя было сеять и жать. Поэтому в течение семигодичного цикла израильтянин четыре раза отделял 10% в год на вторую десятину и два раза отделял 10% в год на третью десятину, что в итоге и дает 6,4 и 3,6% от суммарного прибытка на вторую и третью десятины соответственно.
Иногда к привычным 10% в десятинах добавлялись дополнительные проценты на конвертацию в случае, если необходимо было доставить приношение в Иерусалим издалека. Дело в том, что при выплате в денежном выражении, а не натуральном, к 10% нужно было приложить еще 1/5 часть от десятины (20% от стоимости десятины или 2% от общей стоимости имущества, облагаемого десятиной), и тогда в денежном эквиваленте десятина равнялась 12%29. Скорее всего, это применялось не ко всем десятинам, так как есть свидетельства о возможности приносить отчисляемое непосредственно в городе проживания, и в этом случае необходимость в такой конвертации отпадала30.
Кроме этого была еще «десятина от десятины», которую платили левиты с причитавшейся им десятины, а также существовали и приветствовались добровольные приношения (например, приношение первых плодов и дополнительная помощь нуждающимся) – без регламента их объемов.
Для наглядности можно разбить все десятины в семигодичном цикле (принятом у древних евреев) работы на земле:
первый год – отдавались первая и вторая десятины;
второй год – отдавались первая и вторая десятины, так же как и в первый год;
третий год – отдавались первая десятина и десятина бедного;
четвертый год – все как в первый год;
пятый год – все как во второй год;
шестой год – все как в третий год;
седьмой год – «субботний год», год отдыха земли.
Получается, что в разные годы был разный объем приношений, который выражался в разной стоимости десятин для жертвователя. Но всегда отправной точкой для всех расчетов была 1/10 полученного прибытка. Таким образом, очевидно, что десятина – это, по сути, единица измерения приношения, которое исчислялось в зависимости от периода времени и целого ряда других условий.
Кроме того, были еще жертвы, первенцы животных, начатки плодов (первые плоды) и мирные жертвы (особые жертвы, выражающие радость примирения с Богом, благодарность и готовность Ему служить). Но все это больше относится не к вопросу распоряжения своим имуществом, а к вопросу искупления, которое в Новом Завете всецело совершено Иисусом Христом, и к вопросу добровольных периодических обещаний и выражения благодарности Богу. К тому же в некоторых случаях часть жертвенного животного съедалась тем, кто его приносил (например, в случае мирной жертвы).
Аналогия трех десятин в Новом Завете
Безусловно, как было заключено ранее, Ветхий Завет несет в себе огромную ценность для христиан. Но в то же время он не обязывает выполнять предписания Закона, в том числе и в отношении каких-либо пожертвований.
Однако можно предположить, что некая аналогия распределения объема пожертвований, описанного в Ветхом Завете, может быть использована новозаветными верующими. Прежде всего, и здесь нужно повториться, это не заповедь для новозаветных верующих. Можно использовать эту аналогию как пример, который направит мысли в верном направлении в деле распределения финансовых пожертвований.
В этой аналогии будет идти речь о том, как можно было бы применить распределение пожертвований, описанных в Ветхом Завете, в реалиях Нового Завета и церковной жизни.
Первая «десятина» может быть направлена на содержание служителей и финансирование служений церкви31.
В данный момент функции левитов и священников частично взяло на себя государство (образование, медицина, судебная система), и для осуществления этих функций каждый гражданин платит налоги. Но духовным наставлением все-таки занимаются поместные церкви. Однако в некоторых государствах и содержание поместных церквей осуществляется за счет налогов граждан, в чем есть свой минус – отрешенность (слабая вовлеченность) члена церкви от нужд церкви и большое влияние государства на деятельность церкви. К тому же содержание поместной общины – это вопрос порядка и справедливости. Если группа людей договаривается собираться в определенном помещении, то плата за его содержание или аренда становится их общей ответственностью.
Вторая «десятина» – сбережение части своих доходов для оплаты проезда в церковь и питания в церкви; для посещения христианских конференций; для празднования христианских праздников и покупки духовной литературы. Можно посмотреть на эту десятину немного шире. Она предназначалась для того, чтобы трижды в год весь как минимум мужской пол ездил в столицу на совместное поклонение – своего рода путешествие, смена обстановки для всей семьи.
Бог дал заповедь, чтобы такой человек не дошел до истощения физических сил и мог чувствовать себя частью большого народа. Три раза в год простые люди ездили в Иерусалим, где посещали храм и служение. Получали ободрение, вдохновение. Это помогало поддерживать дух израильского народа. Причем поездка была полезна не только в духовном плане. В Иерусалиме народ отдыхал и веселился32. И для этого тоже нужно было откладывать деньги. Проецируя на современные условия, это можно сравнить не только с посещением конференций, но и просто с отпуском, когда всей семьей удается выйти из привычного хода жизни, сменить обстановку, увидеть, как живет остальной мир, и насладиться его красотами. Детям для развития особенно необходимы впечатления и переживания, которые они могут получить от совместных семейных поездок. Все это, естественно, должно сопровождаться благодарением, поклонением и благоговением перед Богом. Общий принцип можно сформулировать так: откладывать деньги на отдых и развитие личности (в том числе духовное). В данном случае речь не идет о материальном служении другим. Такое использование материальных средств относится к духовному созиданию своей личности (и своей семьи) для более эффективного служения другим.
Альтернативой или дополнением в этой аналогии может служить вторая «десятина» как накопления на отпуск. Бог в Своей мудрости оставил наставление всему человечеству через Адама – отдыхать. Отдых вообще и отпуск в частности – это важная составляющая жизни любого человека, а тем более верующего. Это то, от чего зависят его работоспособность, эффективность в служении, а зачастую и семейное благополучие. Отдых должен быть, а средства на отдых должны формироваться систематически. В этом случае использование аналогии второй десятины Ветхого Завета как средств, отложенных на отпуск, будет хорошим применением. Это пожертвование на дело будущего служения верующего, инвестиция в свой драгоценный ресурс, данный человеку Богом – здоровье, физические и эмоциональные силы, которые необходимо восстанавливать и беречь.
Таким образом, вторая десятина Ветхого Завета может быть применена новозаветным верующим как отдельная статья расходов, связанных с церковными конференциями, затратами на время, проведенное в общении с верующими, и (или) семейным отпуском.
Третья «десятина» – помощь нуждающимся, особенно братьям и сестрам по вере33.
В какой-то степени эту функцию тоже взяло на себя государство (социальная поддержка населения), что, конечно же, не исключает необходимости и участия в помощи другим людям. Совершенно разумным будет откладывать часть своего дохода, чтобы, когда Бог поставит верующего перед лицом какой-либо нужды другого человека, у него была возможность ее восполнить.
Аналогия добровольных жертв Ветхого Завета
Добровольные (мирные) жертвы времен Ветхого Завета также являются хорошим примером для новозаветных верующих: вполне нормальным будет сверх перечисленных выше «десятин» периодически жертвовать без формального повода, выражая свою особую благодарность Богу или давая Ему обещания. Сегодня это может быть сверхжертвенность помимо тех норм, которые христианин устанавливает себе сам, заранее лимитируя объем собственных регулярных пожертвований.
Долговые отношения в Ветхом Завете
Долговые обязательства всегда являлись результатом социального и экономического расслоения общества, порождением усиливающегося в нем социально-экономического неравенства. Этим процессам человечество подвержено с древних времен, что находит свое отражение в ветхозаветных текстах.
Безусловно, при упоминании долгового обременения в Ветхом Завете слышна негативная коннотация. Для современных людей долговые обязательства также не являются чем-то желанным, однако они представляют собой неотъемлемый элемент экономических отношений в обществе. Другими словами, долг – это норма экономико-социальной практики как сегодня, так и во времена Ветхого Завета. Но прежде чем приступить к изучению вопроса долговых отношений, следует определить понятия, необходимые для будущего рассмотрения этого вопроса.
Долг – это передача денег на определенное время и на определенных условиях. В отличие от безвозмездной передачи средств, долг подразумевает возврат. Иногда применимы условия возврата, скажем, процент или иные условия возмещения потерь кредитору, либо компенсация потери денег и времени (компенсация инфляционных издержек). Зачастую в качестве синонима слову долг употребляют термин кредит, лишь изредка конкретизируя разницу между словами, оставляя за последним условия возмездного использования средств (проценты и комиссии). Однако в дальнейшем использование обоих терминов в тексте будет эквивалентным.
Практика долговых отношений Ветхого Завета
Ветхий Завет регламентирует, в частности, экономические отношения между людьми и оставляет четкие ориентиры о порядке заимствований. При изучении темы кредитов (долгов) в Ветхом Завете необходимо понимать, что библейские правила в отношении кредитования были задуманы более узко. Библейские законы одобряли кредиты родственникам, друзьям и соседям. Они не были инвестициями, но формой помощи бедным людям, попавшим в беду. Так, Писание четко регламентирует все аспекты, связанные с кредитованием, особенно для слабых социальных групп.
Кому Закон обязывал давать в долг?
Прежде всего Закон уточняет, что передача средств в долг допустима по отношению к братьям (своим по вере): нуждающимся34, а также и бедным (нищим)35.
На каких условиях были доступны кредиты?
Кредиторы могли брать залог, который бы выполнял обеспечительную функцию и гарантировал добросовестность заемщика в части возврата. При этом существовали ограничения на применение залога для определенных категорий заемщиков36.
Какой объем займов был допустим?
Долг должен был покрыть базовую нужду кредитора. Буквально в тексте «по нужде» и «в чем нуждается» заемщик37.
Каковы были ограничения в условиях кредита?
Запрет на возмездное кредитование (наложение процентов) распространялся только на займы в адрес нуждающихся. Ни о каких ограничениях в отношении других категорий заемщиков закон не упоминает38.
Что для еврея означало дать в долг (быть кредитором)?
Писание говорит, что способность давать в долг – это признак благословения и признак праведника, показывающего свою милость39.
Какова ответственность сторон при заимствовании?
Ответственность стороны заимствования – отдавать долг, а стороны кредитора – прощать, но по истечении определенного Законом срока40.
Почему Писание поощряло кредитование?
Возникает резонный вопрос: почему Закон обязывал давать в долг, а не просто благотворить и безвозмездно (без условия возврата) передавать средства нуждающимся? Ответ на этот вопрос можно сформулировать в нескольких тезисах. Первое – это то, что долг в отличие от безвозвратной субсидии служит хорошей мотивацией к честному труду, когда человек получал вместе с займом ответственность по его возврату и вынужден был работать для возврата средств. Второе – это педагогический аспект, когда, желая добра ближнему и не желая его развратить, евреи давали нуждающемуся именно в долг. И, наконец, третье – это сохранение человеческого достоинства, когда человеку не подавали милостыню, а относились к нему как к способному, но оказавшемуся во временных трудностях человеку.
Глава 3. Важность финансовой темы
Изменение отношения к финансам как индикация духовного состояния человека
Для того чтобы понять важность финансовой темы в жизни человека, необходимо обратиться к текстам Нового Завета, повествующим о важных духовных истинах. Так, Евангелие от Луки содержит две истории, которые ярко показывают важность финансовой тематики в жизни человека с точки зрения индикации духовного состояния человека на основании его отношения к материальному вообще и к финансам в частности.
Изменение отношение к финансам как плод покаяния
В Евангелии от Луки41 можно найти следующие слова:
«Сотворите же достойные плоды покаяния… И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
В ответ на слова Иоанна Крестителя о «плоде покаяния» слушатели спрашивали: «Что же нам делать?» Для присутствующих сам термин «плод покаяния» требовал пояснения. Нужно было объяснить, в каких поступках со стороны человека выражались изменения в его жизни. Иоанн, отвечая, приводит три примера из жизни людей того времени.
Первый – пример обывателя. Для такой категории слушателей показателем измененной жизни служила щедрость, с которой они делились одеждой и едой с нуждающимися: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».
Второй – пример с мытарями42. Для них следствием измененной жизни было изменение подхода к профессии: не брать денег больше, чем требовали закон и справедливость – «ничего не требуйте более определенного вам».
Третий – пример воинов. В их случае признаком измененной жизни было «довольство жалованьем» (законным доходом). При том что воины, обладая властью и будучи представителями закона, могли злоупотреблять этим для собственного обогащения.
Все три примера содержат в себе элементы измененного отношения человека к материальному после покаяния43. Имущество, операции с финансами и личный доход – те проявления материальной сферы жизни, где человек на практике может показать измененное покаянием сердце.
О чем говорит этот текст? Отношение к материальной стороне жизни и финансам – это хороший индикатор духовного состояния человека. Если покаяние произошло в жизни человека, как это видно из измененного отношения к материальному и финансам? Как это видно из его жертвенности, честности в финансовых вопросах и довольства собственным достатком?
Плод покаяния Закхея как изменение отношения к финансам
«Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»44.
Сборщик налогов по имени Закхей проявил яркую реакцию на визит Иисуса Христа в свой дом и выразил это в утверждениях, связанных с финансовой стороной своей жизни. Почему Христос заявил о спасении Закхея? Как Закхей проявил свою веру, что дало повод к утверждению о его спасении и признанию в нем сына Авраама?