Полная версия
Финансовое богословие. Личные финансы
Евангелие от Луки делает акцент на служении Христа всем людям, описывает Бога как Спасителя не только для евреев, но и для всех наций. В том числе вне зависимости от их достатка и социального положения – для бедных и для богатых. В начале 19-й главы своего труда Лука описывает в виде наглядного примера, что Христос готов спасти тех, кто погибает в своих грехах.
Что же происходит с одним из таких грешников по имени Закхей?
Первое: Закхей благотворит. Закхей принимает решение раздать половину своего имущества в пользу нуждающихся. То, что Закхей был богат, говорит о его возможностях благотворить больше, чем люди с меньшим достатком. Это говорит о том, что у него был излишек и готовность делиться им – под влиянием Христа. Но прежде всего это говорит о проявлении измененного мышления в финансовой сфере.
Второе: Закхей компенсирует. Закхей готов компенсировать причиненные убытки тем, кто был им обманут. При этом если закон Моисея требовал возвратить ущерб и приложить к этому 1/5 в виде компенсации45, то Закхей заявляет о четырехкратном увеличении своего долга. По сути, он не просто раскаивается в своих поступках, но видимым образом показывает изменения в своей жизни.
Христос заключает, что Закхей приобрел спасение, говоря: «Теперь пришло спасение дому твоему». И добавляет, что он действительно «сын Авраама». Что скрывается за этими словами? Для того времени один из маркеров принадлежности к особой группе людей – к народу Бога – выражался в словосочетании «сын Авраама». Это выражение означало многое для иудея. Сын Авраама – значит, потомок Авраама, верующий в Единого Бога и боящийся Его. По сути, образное выражение «сын Авраама» означало истинно верующего человека. Однако спекуляция этим термином заставляла Иоанна Крестителя и Христа неоднократно возвращать Cвоих слушателей к подлинному, корневому смыслу этих слов. Так, Иоанн Креститель говорит о признаках истинно верующего, или сына Авраамова. Таким признаком выступали «плоды покаяния». Эти плоды выражались на практике и в материальной сфере. Здесь стоит отметить только, что быть сыном Авраама – это не просто словесное заявление. Статус сына Авраама проявляется в делах, о чем и говорит Иоанн Креститель в своем объяснении плодов покаяния и их связи с отношением верующего к материальному:
«Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»46.
Какие выводы можно сделать с помощью этих двух отрывков из Евангелия из Луки?
Христос приходит к человеку с уникальным предложением, обещая прощение грехов в обмен на посвященную человеческую жизнь. Христос отдал Свою жизнь верующему в Него человеку – физически и практически, а христианин отдает Ему свою жизнь и начинает жить для Него. Христианская вера при этом выражается в достаточно практических вещах: проводить время и тратить деньги исходя из того, как это выгодно Христу и Его Царству. Подтверждением изменения мышления жизни Закхея было измененное отношение к тому, чем он владел. Это пример готовности, направления мыслей, а не прямое указание к тому, чтобы раздать все имущество. Ведь не каждый из читателей Евангелия богат с точки зрения излишка, также как и Закхей. Но готовность благотворить, поиск для этого возможностей и практическое применение этого в финансовой сфере – все это подтверждение жизни в угоду Христа. Чего хочет Он и как человеку следует поступить со своим достатком? Как это выгодно с точки зрения Его Царства и как это может расширить пределы Его Царства?
Базируясь на исследовании двух приведенных выше отрывков, с уверенностью можно сказать о том, что отношение человека к материальному и финансам служит отражением происходящих внутри него процессов, отражением его образа мышления, модели поведения и закладывает основу будущих действий в финансовой сфере жизни. Это важно, так как все это создает фундамент материального будущего христианина. Так, известный американский публицист и популяризатор разумного отношения к личным финансам Дэйв Рэмси47 пишет:
«Деньги позволяют реализовать тебе то, что у тебя внутри. Если ты плохой человек, большие деньги позволят тебе в большей степени проявить это. Если ты добрый человек, большие деньги позволят тебе проявить твою доброту. Проблема не в деньгах или их количестве, проблема в твоем сердце. Позволяй Богу работать с твоим сердцем, и ты обезопасишь себя в отношении денег»48.
Что не так с богатым юношей?
Ярким примером отношения к материальным ценностям и владению материальными активами, к которым можно отнести как финансовые накопления, так и имущество в общем, является случай, описанный в трех Евангелиях, – разговор Иисуса Христа с персонажем, названным в тексте богатым юношей.
Итак, в трех синоптических Евангелиях49 Христос призывает богатого юношу к выбору: с одной стороны, его (юноши) имение (имущество и накопления), с другой – сокровище (то, что обладает абсолютной ценностью – Царство Небес). Другими словами, перед юношей вырисовывается следующий выбор:
• получить сокровище – великую драгоценность, Царство, обладающее объективной ценностью по меркам Бога и вселенной;
• отдать имение – имущество, представляющее ценность только для собственника и (иногда) для окружающих его людей.
Ситуация с юношей – это не заповедь к исполнению: «раздать», а вопрос выбора приоритетов и готовность к их практической реализации. Так, Христос говорит в Евангелии следующие слова:
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»50.
Здесь перед читателями также предстает проблема выбора приоритетов. Конечно, Христос не призывает отказаться от связи с близкими или, более того, напрямую начать их ненавидеть вместе со всей своей жизнью. Здесь указывается на приоритет. Так, в сравнении с ценностью Царства Бога, Самого Христа и жизни в Нем все остальное меркнет. И даже такие эмоционально существенные связи, как родственные, имеют по-прежнему важный, но второй приоритет по отношению к первому – приоритет в виде Бога и того, что связано с Ним. И в этом контексте даже сама жизнь не находит такой ценности, как Бог.
В ситуации с выбором юноши складывается похожая картина. Если бы он действительно хотел наследовать жизнь вечную, то в его системе ценностей это должно было находиться в виде первого приоритета. Поскольку Сам Бог определяет механизм наследования жизни вечной через Христа и Его Царство, то, что названо Небом, – это, безусловно, жизнь вечная. Именно поэтому Христос здесь говорит о «сокровище на небесах» как абсолютной ценности. Другими словами, жизнь вечная должна была стать его, юноши, сокровищем. В тот самый момент, когда перед человеком гипотетически или практически встает выбор – физическая жизнь или Небо, имущество или Царство, богатства или Бог, то подтверждением приверженности Богу, Его Царству и подтверждением желания вечной жизни будет выбор в пользу того, что Бог называет сокровищем. Вопрос лишь в том, что называет человек сокровищем и как это проявляется в его практической жизни.
Еще один текст священного Писания, говорящий о том же:
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство»51.
Христос говорит: не переживайте, у вас уже есть самое важное, о чем Отец уже позаботился, – это Царство. Христос снова предоставляет выбор: с одной стороны, имущество, с другой, Царство – конфликт временного и вечного, субъективно ценное против объективно ценного. В случае если возникает такая дилемма, то выбор очевиден, и выбор в пользу большего – ценности Царства. Дела милосердия при этом играют роль хранилищ Царства, куда можно инвестировать напрямую, которые точно обеспечат вас в будущем. Эти хранилища находятся на небесах – там инвестиции точно дождутся своих бенефициаров и послужат им.
В примере с богатым юношей происходит вызов или открывается проблема, связанная с материальным, – человеку предлагается следующий обмен:
человек отдает временное, не столь ценное по меркам вечности имущество, находящееся во владении. Человеку предоставляется возможность обладать (быть гражданином) великой драгоценности – Царства Небесного (Божьего);
человек отдает свое имение или имущество, представляющее ценность только для него и людей, его окружающих. В обмен человек получает сокровище, обладающее объективной ценностью по меркам Бога и вечности;
человек может лишиться того, что истлеет, испортится, может вас не дождаться, не столь ценно порой (объективно) даже по меркам этого мира. Человек может обладать тем, что гарантированно сохранится, будет востребовано, что бесконечно и ценно.
Контраст богатого юноши и Закхея
Еще одной важной составляющей, которая призвана обогатить рассуждение над ситуацией с богатым юношей, будет контраст с примером мытаря Закхея, который можно наблюдать, читая продолжение истории.
Юноша в Евангелии от Матфея назван обладателем «большого имения»52, что подчеркивает его незаурядность по отношению к остальным, кто претендовал на звание «богатого» и упомянут в Писании. Дело в том, что Писание не содержит строгой градации социально-экономических классов общества и такие термины, как «элита» или «средний класс», в нем отсутствуют. Однако на помощь могут прийти исторические документы того времени. Так, труды раввинов оставляют большое поле для анализа экономических факторов, влияющих на поведение обывателей того времени. Подобно Писанию, в раввинистической литературе нет термина «средний класс». Однако такое требование пожертвований и обилие экономических законов характеризует читателей древних текстов как людей, в массе своей способных оплатить свои расходы, а также отдать на «дело Божье» достаточно средств.
Для точности последующих размышлений ниже приведены определения основных терминов, встречающихся в исследуемых текстах Писания53.
Богатство – это греческое плутос. Может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова.
Бедный – это греческое птохос. Глубоко обездоленный, совершенно лишенный ресурсов (земного богатства), то есть беспомощный как нищий. Это слово относилось, как правило, к «бедняку, а не простому крестьянину, крайней противоположности богатого»54.
Нищета – это греческое птохэйа. Означало крайнюю бедность или нищету.
Согласно таким определениям, как богатство и бедность наряду с нищетой, большинство людей должно находиться где-то между двумя крайностями. Изучение раввинской литературы показывает, что она обычно адресована широкой группе, от которой ожидается, что она будет нести различные финансовые расходы, связанные с религиозными пожертвованиями, помощью нуждающимся, и всякого рода дополнительные расходы на нужды общины. Впечатление, которое складывается из раввинских источников, усиливается результатами археологических раскопок жилых районов населенных пунктов, где проживала еврейская диаспора в рассеянии, а также исконные места обитания евреев в Палестине. Такие исследования определили, что существует много разных типов домов – от очень скромных до больших роскошных особняков в каждом городе или селении, в том числе множество построек, которые попали между двумя крайностями. В деревнях большинство жилищ были похожи друг на друга, но построены прочно, с толстыми стенами. Это подтвердило предположение о том, что еврейское общество в то время находилось в континууме от очень богатых до очень бедных, с большой долей населения посередине55.
При исследовании раввинистической литературы становится ясным, что, хотя источники использовали только термины «богатый» и «бедный» и ничего между ними, слово «богатый» часто просто означало «не бедный» и, в современном выражении, указывало на средний класс. Также в некоторых контекстах термин «богатый» означает относительный достаток по сравнению с другими. Вместо того чтобы использовать термин для определения средних групп в целом, упоминание профессии или призвания человека указывает на его социальный статус. Помимо этого, у раввинов были особые термины, когда они хотели относиться к высшему классу. Так, они использовали такие термины, как «богатые из богатых» или «сыновья правителей». В Писании находятся подобные примеры, когда человек не просто был назван богатым, но и имел дополнительные характеристики, указывающие на его исключительное социально-экономические положение. Так, в тексте евангелиста Луки это два прилагательных, описывающих человека, – «богатый» и «начальник». Именно этими критериями обладали два героя исследуемого повествования – богатый юноша и Закхей. Так, в Евангелии от Луки56 указано, что юноша был «начальствующим», и далее в тексте, что он был «очень богат»57. Совсем скоро, в начале 19-й главы Евангелия от Луки58, встречается Закхей, который назван одновременно «начальником мытарей» и «человеком богатым».
Что роднит двух героев повествования и что в них разного?
Богатый юноша праведен. Он сохранил «от юности» те заповеди, о которых упоминает в диалоге с ним Христос59. Закхей же порочен. Одно то, что последний принадлежит к классу мытарей (сборщиков податей)60, предателей и коллаборационистов, грешников – людей, использующих свое должностное положение для собственного обогащения, чему можно найти множество примеров в Писании. Так, Когда Иисус призвал в апостолы одного из мытарей, а именно Левия Матфея, тот, как сказано, устроил
«в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними»61.
Кто такие эти «другие», сразу же проясняется следующей строкой, ставя мытарей в один ряд с другими грешниками:
«Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?»62
Юноша преисполнен духовного оптимизма, но его бравада не выдерживает испытания, предложенного Христом: он при выборе сокровища склоняется к своему имуществу. Однако слова Христа «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»63 тут же находят свое применение через трактовку фразы «невозможное человекам возможно Богу»64, наглядной иллюстрацией чего служит Закхей. Он, богач и начальник, принадлежавший к элитарному слою общества, отказывается совершенно добровольно от лишь части имущества65. По роду своей профессии Закхей умеет хорошо считать и понимает, что той части, что он оставляет себе, вполне хватит на обеспечение его жизни, и делает щедрое заявление о благотворительности и справедливости. Все это еще раз служит подтверждением, что имущество и богатство являются преодолимым препятствием на пути человека к Царству Христа. Все дело лишь в том, что человек выбирая называет своим сокровищем.
Вспомним, что, называя юношу богатым, Писание причисляло его к немногочисленному слою привилегированных людей того времени. Довольно трудно в этом случае проводить параллели с богатым человеком сегодня, тем более сравнивая его с представителем среднего класса, к которому можно отнести многих современников. Тем более, что комбинация материального положения юноши и его статуса как начальника делала его и вовсе исключительной фигурой. Однако его пример назидателен тем, что показывает, насколько важен выбор выбор того, что человек называет своим сокровищем – наивысшей ценностью в жизни человека. И как легко истинную Он принимал людей, у ценность заменить на временное, пусть и огромное, материальное состояние.
Насколько были богаты герои евангельских повествований?
Упомянутые пункты – это помощь в том, чтобы разглядеть древнее общество глазами современников без включения современных стандартов и определений. Социальное положение человека в древнем мире находилось в прямой зависимости от его экономического статуса. Сегодня современный человек будет считать среднего древнего человека бедным из-за небольшой площади его жилища и низкого дохода. Однако древний человек считал себя респектабельным, потому что по сравнению с бедняками своего времени он был способен материально позаботиться о себе. У него была еда и крыша над головой. Таким образом можно поступать и христианам, относя себя к тому или иному уровню достатка в зависимости от того, с кем придется себя сравнивать.
Так, сформированное благодаря приведенным исследованиям66 представление о достатке семьи Иисуса Христа поможет лучше понять контекст его высказываний в отношении имущества в целом и приведенных случаев в частности. Библиистам известно о Нем как о выходце из бедного населения Римской Палестины. Однако зарабатывающие на жизнь галилеяне и иудеи, современники Христа, считали себя полноценными членами общества с экономической точки зрения. Иисус происходил из семьи, в которой сам Он был плотником67, или, согласно другой версии, глава святого семейства – Иосиф – был плотником68. У плотника была профессия, и он часто работал дома, поэтому его положение было экономически выгоднее, чем положение наемного работника. У человека с подобной профессией были инструменты своего дела, и он мог зарабатывать дополнительные деньги, нанимая молодых людей себе в ученики. Семья Иисуса была достаточно экономически обеспечена, чтобы научить его читать и писать и научить его знанию библейских Писаний. В рассматриваемый период бедные не давали своим детям достаточного образования, чтобы читать и писать, цитировать отрывки Писания и иметь способность сочинять притчи. Тем не менее некоторые представители рабочего «профессионального класса» могли позволить себе отправлять своих детей учиться чтению и письму и считали это выгодным вложением средств, помогающим найти работу в будущем.
Многое из перечисленного применимо к некоторым последовавшим за Христом ученикам. Часть из них тоже вышла из экономически здорового слоя. Петр и его брат были рыбаками69, что можно сказать и о братьях Зеведеевых70. У рыбаков были лодки и оборудование, а также постоянный источник дохода. Они могли не быть исключительно богатыми, но и точно не бедствовали. Оставить свои корабли и имущество и присоединиться к Иисусу было определенной жертвой с их стороны, которая стала результатом большой мотивации, а не ситуации настолько отчаянной, что им нечего было терять71.
Из учеников Иисуса Христа известен сборщик налогов по имени Левий72. Он, несомненно, тоже не был бедным, поскольку сбор налогов был положением, которое гарантировало сборщику стабильный доход и часто распределялось властями людям, у которых уже к моменту их назначения на должность были достаточные средства для существования.
Внимательное чтение высказываний и притч Иисуса, цитируемых синоптическими Евангелиями, показывает, что хотя Иисус говорил о щедрости и приоритетах, которые должны отражаться на финансовой сфере жизни Его учеников, Он принимал людей, у которых был материальный достаток, в более широкий круг Cвоих последователей.
Можно ли быть богатым и служить Христу?
Тема совмещения финансового достатка со служением Христу заслуживает обсуждения по нескольким причинам. Первая – это упоминание в Новом Завете богатства как зоны риска для людей, желающих иметь отношение к учению Иисуса Христа. Вторая – распространенное мнение о необходимости противопоставления богатства и христианства как религии, требующей от своих последователей материального аскетизма или как минимум потребительской скромности. Если в вопросе потребления много культурных и относительных моментов, которые подлежат рассмотрению детальнее чуть позже, то здесь необходимо поговорить о текстах, призывающих быть осторожными в материальной сфере, а также упомянуть примеры, которые расскажут о служении Христу при высоком уровне материального обеспечения и богатства.
Начиная с последнего, находим в Писании пример, когда богатый человек не только был оправдан по своей вере, подтвердив слова делами финансовой щедрости, как это сделал Закхей, но и практически служил Христу. Иосиф из Аримафеи назван не только богатым, как это говорит Матфей в своем Евангелии73, но и начальником в Евангелии от Луки:
«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен»74.
Иосиф был привилегирован и помимо членства в совете (Синедрионе) мог обращаться к Пилату, римскому наместнику, лично. Его поступок послужил не только хорошим примером служения богатого, а также исполнением пророческих слов Исаии о Христе:
«Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого»75.
Что же касается текстов, предупреждающих о рисках связанных со стремлением к обогащению, то стоит признать, что их трактовка заслуживает максимального буквализма. Так, говоря об одной из опасностей на пути ко Христу – «обольщении богатством», Писание недвусмысленно предостерегает от чрезмерного увлечения богатством, которое несет в себе обман. Причем обман (в тексте «обольщение») может заключаться как раз таки в бесконечной погоне за финансовым благополучием, которое открывает текст. Так, Христос говорит об этом:
«Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно»76.
Буквально «обман богатства» попросту отвлекает человека от рассуждения над Словом, как видно далее из текста Евангелия:
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»77.
Именно «разумеющий» слова Писания будет причислен к человеку способному быть «плодоносной» почвой для истин Иисуса Христа.
На ум приходят еще несколько отрывков из Писания, где упомянуты богатые, два из которых находится в Послании Иакова. Первый отрывок вызывает множество трактовок и из-за экзегетической сложности Послания Иакова и из-за речевого оборота, который использовал автор в этом фрагменте. Безусловно, должно учитывать все приведенные факторы и вспомнить о цели и причинах написания послания. Иаков говорит об этом с самых первых строк: он обеспокоен тем, что иерусалимская церковь, находящаяся в рассеянии, обременена неверным отношением к событиям, происходящим в жизни верующих, – испытаниям, посланным для их блага Самим Богом. Так, переходя к необходимому фрагменту, Иаков пишет в своем Послании:
«Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих»78.
Согласно общему контексту, Иаков говорит о том, что испытания, о которых он повествует, не избежит ни богатый, ни бедный. Богатство не послужит защитой от того, что Бог предназначил случиться с Его последователями для их духовного формирования (то, что в начале главы Иаков называет «терпением, ведущим к совершенству»79). Таким образом, испытания уравнивают человека пред Богом вне зависимости от его финансового благополучия. Как бедный может хвалиться своей высотой во Христе, так и богатый, в свою очередь, может хвалиться тем, что он такой же, как и бедный, – и его могут постигнуть искушения и испытания его веры. Ведь все, чем он владеет, «как цвет на траве». Вот была трава зеленой, но пришли внешние обстоятельства в виде палящего солнца, и трава увяла, потеряв свою ценность как сок, так и цвет. Иаков показывает пример материально богатого, но духовно равного последователя Христа. Здесь нет призыва к аскетизму. Разве что лишь предупреждение о тщетности надежд на финансовое состояние в деле духовного формирования или попыток избежать тяжестей на этом пути.