Полная версия
Китеж-грайнд. Книга 1
– Голованова Ольга: Главная окружная библиотека, помощник заведующего…
«Ну, тут всё понятно, мама пристроила поближе к себе», – продолжал делать про себя отметки Тёма.
Оля нисколько не удивилась подобному распределению и даже головы не подняла от тетради, где рисовала какие-то неведомые завитушки. Учительница продолжала монотонно зачитывать список, но теперь Тёма сосредоточился только на своих ближайших друзьях, стараясь никого не упустить.
– …Драгунская Анастасия: фонд «Помощь ветеранам», волонтёр…
«Неужели и в выпускном классе осталось это добровольно-принудительное волонтёрство? Хотя Насе идёт помогать людям, думаю, ей понравится работа».
– …Зотов Марк: школа Западного Округа, уборщик…
В классе раздался взрыв злобного хохота, заглушивший голос учительницы, и все посмотрели на Марка. Кто-то кинул в него шариком из бумаги и крикнул «Подбери!», после чего все засмеялись ещё громче.
«Господи, бедный пацан, у него аж губы трясутся. Что ж над ним все издеваются», – Тёме стало до боли в сердце жалко этого побледневшего парня, готового разреветься на месте или провалиться сквозь землю.
– Тишина в классе! – рявкнула учительница и, как только все окончательно угомонились, продолжила зачитывать список. – Зотова Наталья: химзавод «Новый элемент», аппаратчик химического производства… Иваненко Александр: полицейский участок Западного округа, младший помощник отдела документации…
«Ах, вот какую карьеру решил сколотить наш Саня! Хитрец», – Артём посмотрел на своего приятеля и показал ему кулак с поднятым вверх большим пальцем. В классе уже началось лёгкое шушуканье между теми, кто узнал свою судьбу. Те же, кто только ожидали своего часа, на них раздражённо цыкали.
– Киселёв Андрей: завод пластмассы, кладовщик… Пантелеев Артём: завод легких металлических конструкций, помощник инженера по технадзору…
Услышав своё имя и поняв, что они с Доцентом теперь будут впервые в жизни разъединены, Тёма расстроился. Они до последнего надеялись, что будут работать на одном заводе, а потом вместе пойдут в вечерку, получать более фундаментальные знания. А судьба распорядилась иначе, и теперь друзья оказались не только в разных частях округа, но и в разных сферах деятельности. Они сочувственно переглянулись, и у Тёмы сжалось сердце.
Новенькому досталась работа в городской службе поддержки сети ФЧИ, то есть теперь ему нужно будет следить за глушилками, чтобы те работали без перебоев. Видимо, он действительно очень хорошо учился в своей старой школе, раз на него прислали такую разнарядку.
– После этого урока все спускаетесь к секретарю на первый этаж, и вам дают папки с инструкциями, понятно? – старалась перекричать бурлящий эмоциями класс Леонидовна.
Наконец, все угомонились, и начался урок литературы. На каникулы был дан длиннющий список разнообразных книг, который нормальный человек прочитать не в состоянии, даже если будет лежать дома на диване и не выпускать из рук книжку. Такое чувство, что учителя не знают, что на каникулах все старшеклассники в обязательном порядке проходят практику: кто помогает на заводах – работают в столовой, убираются, моют склянки, кто сталкерит, кто собирает макулатуру… В общем, все действительно заняты. И времени на заседания в библиотеке и прочтение «Войны и мира», «Робинзона Крузо» и всего Чехова у простого смертного нет! Ну, как этого можно не понять. Тем более Тёма уже точно давно решил – он будет инженером и сталкером, на кой чёрт ему сдался Толстой с его лирическими персонажами, эпохами и миллионом непонятных слов? Ну, сам Толстой ещё ладно. Но вот, что пишут про него учебники и говорят учителя! Они же найдут тайный смысл в любом предложении и расскажут нам, что именно хотел сказать автор! Хотя сам автор, Тёма готов был поспорить, даже не догадывался обо всех этих тайных смыслах и каких-то там лейтмотивах.
Тёме больше нравилась фантастика, где главные герои – сильные здоровые мужики в камуфле – борются с зомби, инопланетянами или другими злодеями. Ему доставляли огромное удовольствие сцены баталий, описания огнестрельного и холодного оружия, а также моменты, где храбрый герой рискует жизнью и спасает беззащитную красотку. Можно даже сказать, он жил этими книгами, представлял, что скоро начнётся очередная война, ему выдадут огромный чёрный автомат, и он будет безжалостно башить захватчиков. А ему Чехова предлагают, безумцы.
Учительница достала журнал и, поднеся его к самому носу, начала искать жертву для первого вопроса. Такое чувство, что она специально так долго тянула, чтобы ученики лишились последних нервов от ожидания.
– Тааак… Пожалуй, стоит дать шанс Зотову. Давай, реабилитируйся! – наконец, сделала свой выбор Леонидовна. – Расскажи-ка нам, какая эпоха описывается в первой главе «Войны и мира».
Марк, ещё не отошедший от шокирующей новости, что он теперь школьный уборщик, сидел с потерянным видом и молчал, уставившись в тетрадь. В классе повисла звенящая тишина. Тёме очень захотелось помочь этому бедняге, но он, к сожалению, сам не читал романа.
– Ладно, Зотов, что с тебя взять, – сдалась учительница через пару минут, – Пускай Пантелеев блеснёт знаниями. Я вижу, ему не терпится ответить.
– Вот, чёрт, – шёпотом выругался Тёма и стал медленно вставать из-за парты, услужливо улыбаясь.
Весь класс зашипел, зашуршал, кто-то начал писать ответ на бумажке, кто-то показывал гротескные пантомимы. Но ни одной вменяемой подсказки Тёме вычленить из всеобщего шороха не удалось. В конце концов, растягивая слова и поправляя невидимые очки на носу, он дал ответ:
– Я полагаю, ммм, что автор хотел показать нам в деталях тууу эпооху, когда закончился мир, и началась война.
Класс захихикал, а учительница устало проговорила:
– Гениально, Пантелеев. Но помимо логических домыслов, хорошо бы иногда заглядывать в первоисточник.
Наталья Леонидовна спросила ещё двоих раздолбаев и даже старосту, но вразумительного ответа никто не дал.
И тут, как всегда, всех спасла Гера. С видом знатока, как будто её спрашивают полную элементарщину, она выдала красивый и правильный ответ. На похвалу учителя Гера создала на своём сером гладком лице некое подобие улыбки, как будто говоря «Да, вот такие все тут тупые, кроме меня». Но в такие моменты Гере всё прощалось: и надменность, и зазнайство, и ботанство. Лишь бы больше никого не спросили.
Поиздевавшись над классом, учительница стала рассказывать биографию Толстого, который, оказывается, был не единственным Толстым в истории литературы, в молодости вёл разгульную жизнь, а под старость ударился в аскетизм. Тёме Толстой представился стариком с кучей партаков и дырками от пирсинга. Такие обычно сидели во двориках у подъездов и хаяли молодёжь.
***
Учебный день шёл своим чередом. На переменах ребята, как и всегда, играли в сокс, прикалывались, обсуждали свои новые должности. Тёма тоже старался активно принимать участие в социальной жизни, но его мысли постоянно возвращались к Насе. Теперь ему уже не казалось смешной шутка с поправлением невидимых очков, и он корил себя за то, что сам себя выставил перед ней идиотом. Мало того, что не ответил на вопрос учительницы, так ещё и начал паясничать. Теперь она точно не будет воспринимать его всерьёз.
Началась очередная перемена. Еще один урок – и можно двигать домой, отдыхать перед первым рабочим днём на заводе. Тёма уже просмотрел свою папку с должностными инструкциями и штрафами за несоблюдение норм, и теперь до него постепенно начинало доходить, что он вступает в настоящую взрослую жизнь. Теперь, наконец-то, действительно начнётся работа, а не мытьё склянок. Тёма должен будет помогать инженеру по технадзору следить за регулярностью и правильностью профилактических работ на заводе, отслеживать ремонтные работы и гарантировать правильную эксплуатацию двигателей. Но, скорее всего, ему ещё мелкой работы припаяют, как это всегда происходит с новичками.
Он стоял во дворе школы, рядом увлечённо болтали Доцент с Даней, вокруг царила привычная школьная кутерьма, а он чувствовал, как ему на плечи ложится тяжёлая ответственность, на которую так часто жалуются взрослые. «Здравствуй, взрослая жизнь, вот мы и встретились», – патетично проговорил про себя Артём.
Мимо него прогуливались Гера и Нася. Погода была относительно солнечной, и по обыкновению душной, и Нася пришла в школу в маленьких чёрных шортах и облегающей светло-розовой кофте. И, по ходу, без лифчика… Тёма в момент разомлел, в ушах зашумело. Он провожал Насю осоловевшими глазами, а когда она повернулась к нему, и они встретились взглядом – улыбнулся ей и закивал головой.
«Чёрт-чёрт-чёрт! Опять я выгляжу по-кретински. Что это, вообще, сейчас с тобой было? Соберись, тряпка! – мысленно ругался на себя Тёма, – Успокойся. Остынь. Думай о голой Леонидовне… Голая старая Леонидовна».
Откуда-то вдруг появилась Оля и встала прям у него перед носом.
– Приветик! Как дела? Поздравляю с инженером, – у Оли передний зуб был сколот, и Тёма ловил себя на мысли, что постоянно из-за этого смотрит ей в рот, когда она что-то говорит. – Я тут у мамы в библиотеке сидела и нашла кое-чего. Тебе должно понравиться!
Оля протянула правой рукой, на которой красовалась красная татуировка змеи, небольшую стопку книг, перевязанных замусоленной ленточкой.
– Спасибо! Надеюсь, найду время прочитать, – с усталой улыбкой ответил Артём и взглянул на книги, развязывая стопку.
Обложки и впрямь были многообещающими: на тёмном фоне нарисованы неведомые древние города, тянущие вверх железные шпили и завораживающие своим печальным величием, из стен росли чудовищные глаза и клыки, а на фоне умирающего заката летали гигантские жилистые чудища. Мрачные сюрреалистические картины, на которых переплетались человеческие тела, корни деревьев и морды чудовищ, уже предсказывали интересное чтиво.
– Гэ Фэ Лавкрафт…– прочитал имя автора Тёма, – про такого я ещё ничего не слышал. Думаю, мне понравится. Спасибо, Оль!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.