bannerbanner
О культуре в Барнауле. Том №1. 2005 г.
О культуре в Барнауле. Том №1. 2005 г.

Полная версия

О культуре в Барнауле. Том №1. 2005 г.

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Он Юрий Абрамович Башмет великий музыкант, кто бы сомневался.

Он, наверное, также велик как Спиваков и 2 концерта таких великих в один сезон это что то значит. Может Барнаул изменился, но с чего бы.

При всей скромности Спивакова, пафоса вокруг его выступления было слишком много, то с этим концертом все было скромно. Высокое краевое руководство не посетили концерт, не до этого им в столь трудный день политической биографии, это можно понять. Зато городской глава с супругой были, были и крупные бизнесмены и творческая интеллигенция, как и следовало ожидать, многих поклонников и знатоков классической музыки отпугнула цена билета, но по этому поводу пусть рассуждают в деловых газетах.

Кстати Юрий Абрамович провел человек 20 – 30 студентов, больше их у входа и не было.

Что же концерт? Трудно пересказать словами все нюансы исполнительского мастерства такого мастера, может, подойдет слово изыскано.

И вот итог. Частые концерты столь великих музыкантов, надо надеяться, подвигнут публику на посещение концертов барнаульского симфонического оркестра, и общий интерес к академической музыки возрастет, и как следствие поднимется культурный уровень.

А для полной коллекции великих исполнителей, Барнаулу пока не хватает выступления Гергиева и Ростроповича. Кто знает что будет?


Гергиева мы дождались через несколько лет. И это было здорово. Я вспомнил что спонсором концерта Башмета был коньячный завод. А концерт проходил в ДК Моторщиков, и как то все это интересно совместилось. Помню братались после концерта с музыкантами на крыльце ДК. И Башмет был очень добрый и радостный.

03.12.05

Чем мы занимаемся? Стараемся каждую неделю рассказывать о искусстве. Некоторые считают, что в городе искусства нет, так они ошибаются. Искусство есть, а чтобы граждане не заблуждались, творческий коллектив программы «Афиша» работает в меру своих способностей.

Джаз

Все говорят, что джаза в Барнауле нет, а что же они играли 3 с лишним часа. Джаз есть, есть интересные коллективы, есть молодые, и есть те, кто уже монстры джаз, например Арт бенд, и другие коллективы, кто играл джаз еще тогда, когда гремели фестивали по три дня к ряду.

Помимо того, что происходит на сцене, джазовые фестивали это особая атмосфера; разговоры, буфет, непринужденная интеллигентная тусовка.

Это не рок концерт, и не концерт симфонического оркестра, здесь такой дух свободы, который приносит только джазовая музыка.

Почему же так часто можно слышать, что джаза в Барнауле нет, может от того, что кроме привычных двух сборных концертов в год послушать джаз негде. Не устраивают сольных концертов молодые ансамбли, ни официальные такие как веселый бенд МЧС, ни даже джаз Арт бенд Манакова, при этом только их усилиям устраиваются традиционные фестивали в драм театре.

Нет в Барнауле джаз кафе, нет джаз клуба. А публика есть, вот парадокс все есть, а говорят, нет. Следующей джазовый фестиваль, наверное, теперь будет только весной. Пропустил осенний концерт и полгода жди.

Так есть ли джаз в Барнауле.


Прошло столько лет Виктор Манаков стал старым, Александра Рагозина уже нет, и с джазом все стало хуже. Все же их джазовые фестивали это было весело.

Книжный мир

Наверное, это была реклама.


Начнем говорить о литературе с главного, и это не писатели, начнем с книжной полки с книжного магазина. Самый большой в магазин в городе находиться на Социалистическом проспекте и называется глобально «Книжный мир». Два этажа книг, есть, где разгуляться, здесь много разной литературы, на любой вкус.

Программу «Афиша» интересует искусство в целом и наша цель пропаганда местного искусства. Местные литераторы за последний год хорошо выступили, появилось ощущение прорыва, кажется, завершился этап забвения местной литературы. На самом видном месте, в самом крупном книжном магазине столицы края, произведения местных авторов, Кирилина, Свинцова, Коробейщикова, Елены Рябовой в одном ряду с Данцовой, Макаревичем, Мураками, Пелевиным и классиками.

Сегодня мы, показываем стенд новинки, не акцентируя внимание, на каком ни будь одном сочинении, нас заинтересовало само явлении. А пока самая свежая новость от магазина Книжный мир. «Гари Поттер» – миллионные тиражи по всему миру, и это не карманное чтиво для взрослых.

Если Вы озадачены, что ваш ребенок не читает, купите ему «Гари Поттера», и многое может измениться.


Читаю и удивляюсь, тогда местным литераторам удавалось договариваться с книжными магазинами. Это одна из моих любимых тем. Думаю, что она еще всплывет. И на рекламу удавалось уговорить «Книжный мир».

Книжная графика

Короткие комментарии. Такой выставки не было много лет, книжная графика «Художник и книга. Вчера сегодня завтра».

Прошлое у книжной графики достойное, большие мастера, большие тиражи, миллионы экземпляров. Это было вчера.

Сегодня заказов ничтожно мало. Тираж мизерный, заказчик скуп. Местный рынок крошечный. Но при этом графики находят, куда приложить умение и талант.

Сегодня на выставки работы уважаемых мастеров; Борис Лупачев и Владимимр Александрович Раменский, Кабанов, Туманов, Емельянов, Курдюмов, Бурков, Ашкенази, Никитина и другие товарищи. Но это не все практикующие книжные графики, нет, например, на выставки работ Саши Карпова, он не член союза художников, но за последние годы оформил не один десяток книг. Так выглядит сегодняшний день книжной графики.

А что завтра? На завтра только надежды, что появятся местные книжные издания, будут заказы, придет новое поколение художников, которое не забудет, как держать карандаш, и люди будет чтить мастеров и книгу. Ведь книга с картинками намного интереснее.


Как я, должно быть, веселился, перечисляя художников графиков в жанре Советской информации. Зайков, Слюньков, Воратников и другие товарищи. А теперь, я могу перечислить почти весь этот список в общем некрологе. Ну и местной литературы стало выходить еще меньше.

Архитектор

Мне не хватает выставочных площадок в городе. Я, конечно, радуюсь каждой новой стеночки, куда можно повесить произведение изобразительного искусства. На прошлой недели в городе появилось сразу два культурных объекта, два в одном.

Во первых открыли архитектурную мастерскую «Архисидек» и здесь же выставку живописи директора этой мастерской Татьяны Рамазановой. Пейзаж, но не типичная женская лирика. Здесь больше строгости, четкости и резкости. Нет, на мой взгляд, размаха, зато есть чувственная наивность и доверчивость. Такая живопись, но архитектура другая. Здесь Татьяна далеко не лирик, она прагматик, хотя есть один пока не реализованный проект, такой голландский или французский сказочный домик, но его пока не дают построить. А как бы он украсил город.

Архитектурная мастерская «Архисидек» не спрятана где-то в недрах проектного института, а находится в центре города, с почти публичной галереей, правда маленькой. Это большой знак продвижения к новому пониманию всего художественного пространства, которое как раз формирует архитектурная среда.

ГМИЦ

В ГМИЦе новая выставка «Осколки зеркала». Это не первая персональная выставка живописи Сергея Пашкова. Но в городе его не очень хорошо знают, и не только публика, он загадка и для искусствоведов.

После окончания Новоалтайского художественного училища, главной школы изобразительного искусства Алтая, Сергей уехал учиться во Владивосток, в институт искусств, много выпускников НХУ побывали там.

Он вел там активную творческую жизнь, выставлялся, был членом творческой группы «Тринадцать». А потом вернулся в Алтайку, педагогом в родное училище, затем перебрался и в Барнаул, преподавать на кафедру дизайна и архитектуры АатГТУ.

Так что Пашков, художник уже не молодой, но не устоявшийся, он все еще в поиске стиля и манеры. Может это и есть творчество, когда нет определенного почерка, однообразия формы и художник меняется, что бы полнее раскрыть образ. Хотя в творчестве Пашкова я не увидел эксперимента, скорее метание и не уверенность. Пейзажи невнятные, нет интересной темы, где бы четко просматривалось авторская идея. И выходит средняя стабильность, а искусство это не спорт, где стабильность тоже результат. Здесь цель эмоция и страсть.

Наверное, выставка не плохая, я придираюсь.


Долго думал, что такое ГМИЦ. Решил что городской информационный центр, может так называлась бывшая юношеская библиотека, где появился павильон современного искусства «Открытое небо».

Мастерская Емельянов

Мастерская, тайный мир художника, у режиссера, литератора, актера нет этой закрытой территорий творчества. А художнику просто необходимо это пространство, где он остается один. Некоторые художники легко пускают в мастерскую посторонних, будь то искусствовед, журналист или даже покупатель. У других, мастерская клуб друзей и коллег. Как у художника А. Емельянова не знаю, но нас пустил, и мы легко, непринужденно говорили о его творчестве, и о жизни в местном искусстве.

Нужно обязательно сказать, что помимо живописи Емельянов известный книжный график, мы совершенно не затронули эту тему, почти не поговорили о художественном вымысле в искусстве Емельянова. А он большой выдумщик. Он вдумчивый и чуткий художник, за кажущимся стебом, граничащим с цинизмом, есть настоящие переживания.

Художник А. Емельянов раскрывает свое представление о мире в своих произведениях.


А. Емельянов.


Теперь Александр Евгеньевич Емельянов уже Заслуженный художник России и очень этим горд. И я изменился, мне все смешнее смотреть на распирающую художника гордость от официального звания. Но есть такие люди, которым это важно. Саша из таких. но он хороший, и это звание никому не мешает.

05.11.05

Поговорим про искусство, почти после каждой программы зрители звонят, высказывают свои суждение, и порой жаль, что наша программа не ток шоу, зато радостно, что вопросы культуры волнуют граждан. И значит, мы делаем полезное дело, пропагандируя искусство. Программа Афиша не новость культуры города Барнаула, и я рассказываю не обо всех прошедших мероприятиях, а говорю только о тех, что заинтересовали меня, как автора программы, и поэтому «Афиша» программы субъективная, что называется авторская.

СХ.

Краевая выставка, такое привычное мероприятие в художественной жизни города, но не эта. Так как эта выставка юбилейная и посвящена 65 летию Краевой организации Союза художников. То, что выставка юбилейная еще не значит, что наполнение ее другое, почти все по-прежнему с небольшими нюансами.

Во-первых, наконец то побольше работ и развеска поплотней, но это скорее не идея, а необходимость. Членов союза с каждым годом становиться больше, а выставочных площадей осталось столько же. Надо сказать не все члены союза приняли участие в этой выставки, причины мне не известны, но предположения есть. Работ больше и значит есть, что посмотреть. Как всегда немного декоративно прикладного искусства и много традиционных пейзажиков. Куда без них, это наше все в изобразительном искусстве и, казалось, нет радости нового, а вот нет. Есть, кое что меня удивило. И тут не надо говорить о чем-то совсем новом в искусстве. Я говорю про отдельных авторов. Сначала Мая Дмитриевна Ковешникова. Вдруг я увидел плакатную, социально резкую работу, и это после многих лет инертного отношения к политике. При этом Ковешникова осталась в своей теме, ее хлеба навсегда.

Удивил Кабанов появилась новая тема, Юрий Борисович известный технарь, большой мастер в графике и вдруг просто рисунок, интересно.

Но более всего поразили мое воображение даже не мои любимые авангардисты Пастушкова, Андрусенко, Скурихин. Он как всегда молодцы. И даже не Емельянов, хотя он постарался, были традиционные намеки на обнаженную натуру, у него обычно все невнятно, только намеки. Не удивил Леопольд Романович Цесюлевич. Наверное, я привык к его насыщенным полотнам. Наконец ему дали две премии сразу, от администрации края и от галереи Щетининых.

Удивили другие. Совершенно по другому открылись художники Владимир Максименко и Андрей Арестов. Максименко после многолетних цветочков, букетов и маковых полей, вдруг показал такую неореалистическую мощь в портрете, и в постановке, назову эту мощь, глубиной.

Арестов после длительного увлечения пленэрным пейзажем выдает две совершенно модерновые работы, и размер, наконец, не чемоданный.

Вывод, в любое время художник может раскрыться совершено с необыкновенной стороны, но может быть и по-другому. На протяжении многих лет художник активно выставляется, его признают, он старейшина, но никто не скажит, что он великий колорист, последователь всего импрессионизма. Правда числится тихим соцреалистом, в далекой Сибири, я про Федора Андреевича Филонова. Только ради его работ стоит прийти на эту торжественную выставку.


У меня многие годы были сложные отношения с краевой организацией Союза художников. Я одновременно хвалю и поливаю критикой. Есть за что и они сами это знают. Но есть скрытый мотив, может быть я не до конца им простил, что меня грубо уволили в 1992 году, а я был хорошим директором выставочного зала.

Драма

Круто, круто взялся режиссер за произведение Михаила Афанасьевича. Аж, сердце кровью обливается. Много, много будет разговоров по поводу постановки «Собачьего сердца» на сцене краевого театра драмы. Не просто после столь культового фильма, попробовать его переиграть. Не переигрывать поактерске, Евстигнеева не переиграть, а решиться поставить спектакль, понимая, что все будут сравнивать его с фильмом.

Вот если бы «Собачье сердце» было столько же раз экранизировано как «Гамлет», а то пока один раз и как.

Смел наш режиссер и актеры его под стать ему. Ох проснется Саша Хряков – Шариков по утру знаменитым, после премьеры. Трудно предсказать переиграет он, когда ни будь, своего Клима Чугункина тире Шарика или запомниться зритель одним местом.

Мы снимали сюжет на последней репетиции, без зрителя и я не могу представить реакцию публики. Только премьера покажет, готов ли театр и зритель к такому волшебству, к такому превращению.

Волшебное слово уже произнесено «абырвалг».


А. Хряков.


Интересно сколько лет продержался в репертуаре этот спектакль. Сколько лет говорили что Шариков голый, сколько директоров пытались надеть на Шарикова трусы. Это был выдающийся спектакль поставил его Золотарь. Как то там все хорошо свилось. Хряков, Обухов, Тимошенко и другие артисты. Это был хороший спектакль. Хряков не проснулся знаменитым, до своей Золотой маски он пришел с другим спектаклем.

Мезенцев

Пока нет в городе музыканта популярнее Степана Мезенцева. В свете последних идей губернатора, Степан часть бренда Алтай и его надо продвигать.

Раз в год Степан играет сольный концерт в родном городе этот приурочили к выходу нового альбома. В программе были самые популярные мелодии. Степан играет разную музыку, от классики, до популярных мелодий из кинофильмов. Играет свои сочинения, что мне, кажется, самым интересным.

Публика, как всегда непредсказуема, одним подавай популярные эстрадные мелодии, другие хотят Баха в модерновом исполнении. Я люблю джаз, заводную импровизацию, когда в глазах Степы появляется хитринка. Когда между музыкантами, будь это Олег Степанович Мезенцев или басист Андрей Скляров или Петр Каменных возникает не искорка, а вспыхивает костер. Дуэт с Каменных это особое состояние экстаза.

Животворящее искусство рождается на глазах, и зритель чувствует это, может, не понимает, но проникается искренностью и необыкновенностью момента. За это искусство и любят Степана Мезенцева не только на Родене, он собирает тысячные залы от Урала до Забайкалья, разве теперь Степа не составляющая бренда Алтай.


С. Мезенцев, П. Каменных.


Сейчас напишу уже привычную фразу, что Степа мне друг. И Петя мне друг и папа степы Олег Степанович мне друг. Могу даже признаться в большем, моя жена до знакомства со мной дружила со Степой, а потом с Петей, но замуж вышла за меня. Понимаете, какие мы друзья? Мы хорошие друзья.

Брасс квинтет

В то время когда Мезенцев играл в театре музыкальной комедии, на сцене концертного зала академии культуры выступал новосибирский Брас квинтет.

Профессионально проставленное шоу, разнообразный репертуар от средневековых фуг, до советских эстрадных номеров.

Классные музыканты из лучших, по крайней мере, из самых известных оркестров Новосибирска. Двое из симфонического оркестра, остальные из оркестра театра оперы и балета. Есть среди них и заслуженные артисты, есть наш земляк, но уж давно живущий в Новосибирске.

Приятный концерт, только публики мало, один из администраторов филармонии сказал, что половина зала это хорошие сборы. Не знаю, кажется, гостям было не очень приятно выступать перед полупустым залом, они же артисты.

Скажу, не стесняясь у филармонии большие проблемы с распространением информации. У них есть сайт, и это хорошо, но в нашем городе работают другие виды рекламы. Не надо быть очень умным, что бы понять, что нужно делать. И тогда сборы будут другими и люди потянуться в концертный зал.


Как смело я учил администраторов работать. К тому времени у меня был серьезный опыт, и я мог себе такое позволить даже в трезвом уме.

Танцы

Если говорить о рекламе, то очень правильно работают в театре музыкальной комедии. Они легко раскрутили государственный академический ансамбль танца имени Годенко из Красноярска.

Администраторы постарались, и все билеты были проданы. Согласитесь жанр – «народные танцы» уже далеко не на пике популярности.

Прошли времена, когда по первому каналу ходили бесконечные хороводы. Но оказывается остался такой искусственный псевдонародный жанр, эстрадного танца, только с него сошел государственный лоск и стал он самостоятельным.

Когда то кадры в такие коллективы готовились повсеместно, в каждом областном городе были культ просвет училище, институт культуры с обязательной кафедрой хореографии, существовала масса танцевальных кружков при каждом ДК или доме пионеров. Но теперь времена другой эстрады. И при этом поклонники кокошников и сарафанов остались.

Красноярский ансамбль вписался в современную ситуацию, они гастролирует, и как говорят, не только по своему краю, но и соседним областям. К нам они приехали полным составом и со своим оркестром. Не буду говорить про хореографию, там много тонкостей, пусть специалисты разбираются, но судя по публике в зале, а было много профессионалов, выглядело все на высшем уровне. На четвертом номере публика зашлась в настоящих овациях, это были не бурные аплодисменты, это были овации.

Вот она оценка искусства.


В театре музыкальной комедии много лет главным администратором или директором по зрителю работает непревзойденная в мастерстве Татьяна Ивановна Полетаева. Это гений продаж. Это что то волшебное. Однажды ее переманивали в театр драмы, но это было давно и не долго. Не вспомню кто был директором, это было до эпохи Мордвинова. Почему я хорошо помню этот эпизод, потому что со мной тоже вели переговоры занять должность директора по зрителю в драме, но в сравнение с Полетаевой я много проигрывал. Наверное тогда моя судьба сделала очередной поворот. Повторю. Полетаева гений продаж, только попробуйте продавать билеты в барнаульскую музкомедию и вы все поймете.

Клип Степа

Сюрприз. Известный Барнаульский режиссер Александр Быков автор всех приличных видео клипов местных музыкантов, например «16 тон», группы «Восвояси», «Полные тюбики» и др. Третьего дня закончил новую работу. Клип скрипача импровизатора Степана Мезенцева. Клип получился интересный. Сначала скажу спасибо строителям и архитектору недостроеннй высотки на Красноармейском проспекте и семье доктора Усынина за участие. Премьера друзья.


Я придумал обыграть в Степином клипе самую известную фразу про скрипача. «Скрипач на крыше». Мы загнали Степу на крышу самого высокого дома. Удивляюсь, как смело Степа танцевал на краю. Клип просто найти, да он немного устарел, но смотрится живо.

05.02.05

Культурное пространство соткано из отдельных событий, выставок изобразительного искусства, разнообразных концертов, спектаклей и вообще из деятельности многочисленных творческих коллективов.

Много людей создают культурное пространство сотрудники музеев, библиотек о них не надо забывать и даже чиновники от культуры. В программе Афиша стараюсь отслеживать некоторые интересные мероприятия, и рассуждать.

Выставка АГС

Многие СМИ обратили внимания на эту выставку. Говорили много слов о ее необычности, эксклюзивности и т. д. Действительно эта выставка во многом знаковая, начну с авторов, их два Владимир Чукуев и Евгений Кузнецов. Первый мало знаком барнаульцам, так как живет в Горно-Алтайске, там этот художник большая величина. Он один кто закончил академию художеств в Санкт-Петербурге. Живопись его, по настоящему, традиционна и тема привычна – любимый горный пейзаж. Его живопись в рамках привычного. Изысков почти нет, только в нескольких полотнах есть изюминка, то вода необыкновенно фиолетовая, то воздух прозрачно голубой, а не серый как всегда.

Второй автор – Евгений Кузнецов – Шишкин наших дней. Это тоже пейзаж и опять горы, но другая манера, иной стиль. Много в его искусстве от классиков середины позапрошлого века. Столько работ Кузнецова еще не выставлялись, поэтому можно считать, что это его первая персональная выставка. Не стану рассуждать про особенности его искусства, скажу что это качественный подход к традиционной русской пейзажной живописи. А как часто говорит профессор Степанская: «Русский характер в изобразительном искусстве олицетворяет пейзаж». Хотя я так не думаю.

Теперь про своеобразие этой экспозиции как явления в арт процессе. Выставка разместилась в академии государственной службы, это учебное заведение, в котором готовят чиновников и для них пытаются в учебный процесс внести понимание искусства. Все представленные произведения из частной коллекции известного предпринимателя С. Г. Хачатуряна, надо оговориться, не лично его, а группы бизнесменов, он пока их резидент.

Наконец крупный предприниматель, давно собирающий произведения искусств, решился показать, что обладает крупным собранием. Это прецедент, который, надеюсь, подвигнет публику, приобретающую живопись не стесняться своего увлечения. Странно, но дворцов, дорогих автомобилей, частных самолетов они не стесняются, но скромно умалчивают, что обладают коллекцией картин. Парадокс.

И самое отрадное С. Хачатурян сказал, что в скором времени в городе появиться еще одна галерея, любопытно.


Свое слово Сергей Грантович сдержал и открыл галерею «Кармин». Интересный был человек, мне удалось встречаться с ним, не только в официальной обстановки.

ГМИЦ

Редкий случай – гастрольная выставка. Но у ГМИЦ это хорошо получается, и привозят они в Барнаул необычных художников. Сейчас в павильоне «Открытое небо» представлена экспозиция – «Про радость». Приятное название. Авторы проекта два московских художника – Константин Сутягин и Александр Шевченко. Дуэт часто называют дружественным известной санкт петербургской арт группе «Митьки». Вроде как их художественное кредо, без жизненного принятия идеи существования митьковского бытия, в чем то схоже. Может быть, может быть.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3