Полная версия
О культуре в Барнауле. Том №1. 2005 г.
Другие 20 работ представление в экспозиции выполнены учениками Маиляна, Анастасией Старковой и Татьяной Зяблицевой. Про их искусства промолчу, главный герой проекта Маилян и его деяние. Мормок со слов автора это состояние души человека, который творит.
Арам Маилян родом из Армении и оттуда корни его художественного стиля, со всем присущем очарованием их древней культуры. И конечно, стиль сразу угадывается и в пластических работах и в графике. Помимо вполне традиционных этнографических работ с народным орнаментам. Есть в творчестве художника место и для размышлений. Автор обращается к философским вопросам, к человеческим проблемам, пытается через искусство познать тайну миросуществования. Это свойственно всем художникам терзаемыми вопросами, что есть творчества.
Открытие этой выставки было приурочено к важному событию в творчестве Маиляна. Арам поэт, и вышла его книжка. Она интересно оформлена с цветными и черно-белыми иллюстрациями. Есть даже факсимильные страницы – рукописный текст на армянском языке. Тексты это попытка углубиться в пространство, где языковое поле становиться художественной формой.
Коротко и загадочно, как слово Мармок – Деяния Арама.
С Мишей мы знакомы миллион лет. Михаил Гундарин прекрасный друг. Он душка. Умник и крупный специалист. Михаил Вячеславович – доцент, кандидат наук и поэт. Мы много работали вместе, он удивительный журналист. Я часто приглашал его в программу рассказать, что нибудь о местной литературе.
Гундарин
Просто говорить с Михаилом Гундариным он в нашем жанре профессионал, а еще он известный поэт писатель с активной творческой позицией. Встретились мы в известном месте «Рок-н-ролл кафе», почему будет понятно далее.
Конечно, я не помню, о чем говорил Гундарин. Наверное, вышла его новая книга. Например, повесть «ЛМ» Вы можите найти ее и прочитать. Тут важно отметить другое. Мы встречались в «Рок-н-ролл кафе» было в свое время это было уникальное место в городе. Открыли кафе Аркадий Кац и Мхаил Рапопорт. Надо как нибудь отдельно написать про это заведенье. Я там ел и пил, мы всей компанией справляли там Новый год. Это было оазис.
После Гундарина
Еще немного об издательских новинках. Сначала о музыки. На днях мне принесли новую пластинку, изданную в Барнауле, группа «Лица». Пластиночка оформлена скромно, придраться, поэтому не к чему. А содержание – традиционный для конца 80 ых и первой половины 90 ых годов арт-этно-фолк рок. Гитара, скрипица, флейточка и привычно окрашенный, для такой эстетики вокал. Тексты в некотором смысле – поэтическая заумь, аля экологическая мистика и поэтическое фэнтози. Мне такая музыка нравиться, это не примитивно и не пошло, с точки зрения звукозаписи нечего не могу сказать. Нормально.
Люблю я возвращаться к сказанному. В прошлой программе кто знал, что после реплики о патриотизме дизайнера А. Целовальникова и фотографа Моисеенко с их гуляющим по городу медведем, мне сразу попадется календарь, изданный СибСоцБанком полностью посвященный Барнаулу. Здесь соответственно двенадцать замечательных работ очень известных художников Барнаула.
Календарь хорошо сделан, попали в цвет, что главное в печати живописи. Некоторые из этих работ еще осенью были выставлены в арт галереи Щетининых, выставка посвящалась дню города, а часть работ из собрания Государственного художественного музея. СибСоц Банк известен не только своей деловой репутацией, но и активной поддержкой гуманитарных проектов, они не первый раз решили издать такой календарь, я бы даже сказал альбом и это их скромный и с достоинством патриотизм.
Надо признаться, что этот банк на протяжении многих лет был спонсором программы «Афиша». Жили мы дружно, сосватала меня к ним супруга моего давнего друга Раиса Абабкова. Но однажды почти без объявления причины банк отказался быть спонсором Афиши. Как потом оказалось из за участия в программе Михаила Гундарина который тогда был главным редактором местной телекомпании и находился в жесткой аппозиции к власти. Потом высинилось, что директору банка Андрею Корчагину позвонил Борис Трофимов, тогда крупный политический деятель и приказал денег больше не давать. Так я потерял один банк, но нашел другой. Раиса Абабкова перешла работать в Альфа банк и они стали спонсором передачи на несколько лет.
Текиладжаз
Честно говоря, ни каких слов не хотелось говорить. Если вы небыли на концерте, вам это не интересно, потому что такое не пропускают. А если вам побоку русский рок и творчество группы Текиладжаз я не удивлю вас своим рассказами. Мы разговаривали пили воду с Евгением Федровым там же рок кафе. А где еще встречаются звезды. И все же не могу промолчать, этот шикарный концерт состоялся, благодаря дню рожденья нашего товарища Бориса Заякина. Любит он хорошую музыку, вот и устроил праздник. Спасибо ему.
В этом отрывке почти ничего интересного нет. Прошел концерт, я записал интервью с лидером группы Текиладжаз Федровым. Но короткая фраза про Бориса Заякина это смело. Борис не любит публичности. А я сказал, он не обиделся, потому что мы хорошие друзья. Да такой степени хорошие, что в 2012 году Борис сделает мне такой подарок в жизни, от которого не отказываются. Заякн подарил мне галерею «Республика ИЗО». Которую я открыл в 2012 году О галерее я еще напишу. Думаю, что это единственное упоминание Бориса Заякина в программе «Афиша».
Смотрю и думаю как много у меня друзей. Разве это плохо. Я очень давно дружу, примерно с 1985 года, с очень известным драматургом Александром Строгановым.
Строганов
Так много говорилось о спектакле А. Строганова «Якутия», что мне показалось, уместным в последней программе уходящего года поставить в передачу финал спектакля. На мой взгляд, он очень позитивный.
Дальше понятно шел отрывок из спектакля «Якутия», в котором в главных ролях заняты Народный артист России Георгий Тихонович Обухов и Ольга Леонидовна Кириченко. Георгий Тихонович прекрасный артист и замечательный человек. Я очень люблю когда он звонит и мы по долгу говорим о театре.
01.10.05
Сложен мир искусства, тонкие отношения, высокие творческие цели на фоне обыкновенного бытового процесса существования в социуме. Об этом я пытаюсб говорить в программе «Афиша», о художественном пространстве нашего города и о людях искусства.
Сказка
С первых походов в детский театр начинается понимание большого театра. В нашем случае с кукольного театра «Сказка». Алтайский государственный театр кукол может гордиться своей не долгой, но яркой историей. Были взлеты, победы, спектакли шедевры. Каждый год театр готовит несколько премьер. Последняя постановка сказка – фантазия по мотивам повести Пройслера «Маленький водяной».
Поставил спектакль главный режиссер театра Заслуженный деятель искусств РФ и Хакасии Людвиг Устинов и художник Андрей Кулаков.
Художник в кукольном театре фигура равноценная с режиссерам, и только в соавторстве рождается интересный красочный спектакль.
«Маленький водяной» интересная, занимательная история понятная детям и не утомляющая взрослых. Не забывайте про театр. с которого начинается знакомство с искусством, и дети вам, наверное, будут благодарны.
Детский зритель он такой сложный и одновременно искренний.
Драмтеатр
«Чайка» одна из самых загадочных театральных историй, там настолько все просто, с точки зрения любовной интрижки замешанной на отношениях в артистической среде, как говорили тогда в богеме, как говорят сейчас в тусовке, что все понятно, это шоу бизнес.
Почему же эту пьесу ставят и ставят. Упражняются режиссеры, художники, актеры. Из множества уже сыгранных Аркадьиных, Трепливых, Тригориных, Заречных изыскивают новый оттенок в образах этих уже канонизированных персонажей русской сцены.
А потому может, что нет ни чего интереснее, как ковырять болячку на глазах изумленной публики и получать от этого удовольствие. Доктор Чехов сразу наталкивает нас на эту циничную мысль, называя пьесу «Чайка» комедией.
Не смешно у Чехова умирает Треплив, не веселая получилось жизнь у Заречной, доктор Дорн уже кашляет с кровью, и все это комедия. Своеобразный был юмор у Антона Павловича.
Театральная жизнь – судьба. Муки творчества, как много, порой, отдается на алтарь искусства.
А театр продолжается и продолжается
«Чайка»
Это был спектакль Владимира Золоторя и Олега Головко. Прекрасный спектакль. В театре драмы была эпоха Золотаря которая началась спектаклем «Сторож» и завершилась «Войцек». Еще будет повод написать о театре, о Золотаре и о директоре тетра Мордвинове, вот был дружище человек. Мне кажется что после «Чайки» совершил самоубийство актер Дмитрий Мальцев. Был звездой.
ГМИЛКИА
В мир театральной куклы можно проникнуть, его приоткроют в Государственном музее истории литературы культуры искусства Алтая.
Этот мир создает известный художник Борис Щербаков. Он единственный, из местных кукольников, кто учился у самого Образцова. Да, у того самого великого.
Борис Андреевич Щербаков художник деятельный. Эта выставка посвящена его 70 – летию, за долгую творческую жизнь художник выпустил более 50 спектаклей. Например, сказка «Жили – были» идет на сцене театра кукол еже 26 лет, не одно поколение посмотрело этот спектакль. Это рекорд.
Пишут, что Щербаков личность творчески универсальная; живописец, график, скульптор, конструктор, изобретатель и архитектор. От себя добавлю – активная творческая личность. Он весь в работе, у него всегда новые постановки. Он сотрудничает с детской театральной студией, с известным режиссером и педагогом Сергеем Куцем, и с нашим дорогим драматургом Александром Строгоновым. Щербаков все время в творческом движении.
Что показывают на таких музейных выставках? Показывают эскизы кукол, декораций, макеты, фотографии, афиши, самих кукол.
На выставке в музее свои правила – руками не трогать. Но в этой экспозиции, некоторые куклы можно трогать. А сотрудники музея подробно расскажут о творчестве Бориса Щербакова. Знаете какой он обаятельный.
Интересный был дядька. Разговорчивый, дружелюбный, восхитительный. Скончался в почтенном возрасте. Думаю что в музее хронят большой фонд про Бориса Андреевича Щербакова.
Симфонический Оркестр
Краевая филармония это не только симфонический оркестр, это центр музыкальной культуры города и перед началом нового сезона администрация филармонии старается рассказать, познакомить публику с планами.
А планы серьезные, традиционный детский абонемент, первый концерт состоится уже в октября. Гастроли российских и мировых звезд, например приедет скрипач Олег Крыса – музыкант мирового уровня. И. конечно, будет юбилейная программа 50 летие симфонического оркестра, а потом и 105 летие «Народного дома». Это, то здание на улице Ползунова, где родной дом филармонии. Но главное серьезная музыка.
В. Рылов – главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра на встрече с журналистами говорил не только о предстоящем сезоне, он шире смотрит на проблему пропаганды музыкальной культуры.
И дирекция старается найти новые подходы к зрителю, открыли сайт филармонии, кстати очень информационный и доступный, узнать новость и заказать билеты можно через Интернет и адрес простой филармония пишется через Ph.
Что касается здания филармонии, там обычная проблема – деньги где-то есть, но их не выделяют, хотя новая администрация края в курсе происходящего. «Народный дом», по прежнему, в процессе реконструкции. Оркестр пока будет выступать в зале АГАИК пр. Ленина 66
Сезон открыт, публика в ожидании новых программ, и следующий концерт, можно сказать по заявкам, это специальная программа для слушателей «Академии экономики и права», интересная форма работы со зрителем.
Следите за рекламой, нас ждет большой концертный сезон.
В Барнауле была долгая эпоха реставрации. Здание краевой филармонии ремонтировали очень долго, потом сменили директора. Рылов давно не худрук. А филармония работает. И все еще фундамент академической музыки в городе.
Октябрь это начало художественного сезона. Премьеры, концерты, выставки. презентации книг. Например, новая писатель Надежда Панченко в клубе чаплин весело и шумно презентовала свою первую книгу, а в ГМИЛКИА тихо и с достоинством прошли Мерзликинские чтения.
Вдруг успеете 2 октября в клубе «Чаплин», там предлагают новый вид досуга «Камеди клаб» по образу и подобию телепрограммы, но с нашими местными героями. Наверное, будет весело.
А 14 в драмтеатре, метры жанра, шоу театр «Калейдоскоп» с новой программой «Сочинение на свободную тему».
В КРК Мир и в кинотеатре «Родина» фильм Федора Бондарчука «9 рота»
Событий культуры становиться с каждым днем все больше и больше, и это радует.
Реклама галерея «Кармин»
Я оставил финал этой программы, что бы рассказать несколько важным моментов культурного процесса. Надежда Панченко была милой журналисткой, а теперь представляется очень серьезным специалистам в области современной рекламы. Давно живет в Москве и книг не пишет. Клуб «Чаплин» был самым интересным клубом своего времени и находился он на втором этаже кинотеатра «Мир». Он был оригинально оформлен и все самые интересные концерты проходили там. У нас были свои столики. Кацы и Степурко сидели справа от входа. Я любил стоять у пульта звукорежесера. Арт директором клуба был Костя Семенов. Костя уже в то время был крутой шоумен. Наверное, это он пробовал организовать местный «Камеди клаб», помню, что затея провалилась. А вот «Калейдоскоп» живет уже сто лет под руководством Саши Полетаева. Из «Калейдоскопа» получилась команда КВН «Дети лейтенанта Шмидта». И они спокойно собирали театра драмы, очень большую площадку.
И кино. Что тут важного? Это первая русская патриотическая премьера. Это первый фильм, с которого начался большой Бондарчук. Только я не помню, кинотеатр «Родина» уже был Кацовский или еще старый, до реконструкции.
01.01.05
Обратите внимание на дату, и станет все понятно.
Сегодня первого января, если вы смотрите программу в субботу, то не уместны, мне кажется серьезный разговор, и вся эта арт критика.
Будем поздравлять знакомых товарищей, друзей и конечно публику, для которой все это искусство и делается. Поздравлять будем музыкой и это почти всегда рок – н – ролл. Музыки в городе достаточно, есть и народники и классика и популярная эстрада, но их клипов у меня нет, а эти есть.
Программа «Афиша» в первую очередь старается пропагандировать местных деятелей культуры, а это наши клипы и сделаны они нашим человеком, режиссером Александром Быковым.
Начнем. В первую очередь хочется поздравить всех теле и просто зрителей, публику без которой не может быть искусства, для вас играет дует «Хрустальная гармония». Обратите внимание на стаканах можно музицировать, а не только выпивать из них шампанское и другие напитки, что были у вас вчера на столах.
Вокруг народного напитка пива, который не только помогает некоторым после праздничного вечера, но и способен погубить культуру нации, в этом году было много разногласий. А поздравить хочется администрацию города Барнаула, которая начала борьбу с распитием пива на проспекте и пожелать им не останавливаться. В подарок я поставлю песню в исполнении известной барнаульской группы «The 9», которая всегда призывает к культурному распитию пива.
В конце года 2004 в литературных кругах произошло несколько заметных событий, но и в течении года, конечно, кое что случалось, например выход в свет амбициозного проекта «Сказки замороженных строек» Алексея Резника. Наша местная литература последние год стала прибавлять не профессионалами, то есть не членами писательских союзов. И главный герой этого прорыва Андрей Карабейщиков с его романом «Итутай, темный ветер с зеленых холмов». Для него и других самозабвенных литераторов звучит песня группы «Восвояси» «Ель».
Барнаул – столица мира и этот лозунг барнаульских патриотов никто у них не отнимает, а те кто не верит, уезжают в столицу покрупнее, и как могут, не забывают о малой Родене. Некоторые даже приезжают погостить, для тех кто мечтает покорить столицу и в первую очередь для деятелей культуры, песня в подарок опять группы «Восвояси» – «Столичная штучка».
Много людей занимается искусством, но есть среди них одна радикальная часть, которая всегда на грани и в поле эксперимента. Их искусство принято называть андеграунд, их искусство провокация, но она необходима для развития культуры. Для нашего андеграунда песня от идеолога независимого искусства Барнаула Андрона и группы «Полные тюбики».
Последнее поздравление от нашей программы. Странно получается, но в искусстве так часто случается ревность и незначительная нелюбовь. Люди искусства бывает надолго ругаться, хочу сказать: «Ребята живите дружно», например, как самые известные рокеры нашего города, которые однажды записали веселую песню и тогда мир вокруг станет добрее. Звучит песня «16 тонн».
Я могу рассказать о каждом клипе, все их снял режиссер Александр Быков, я был продюсером этих проектов. Это интересные музыкальные работы, от легкой, в чем то мистической музыки «Хрустальной гармонии» до жуткого панка в исполнении Андрона. Однажды мою программу закрыли на пол года, с охранением мне оклада, как раз за то что я поставил в эфир клип Андрона. Однажды у телекомпании АТН появился инвестор, со временем они захватил власть, но тогда директором еще оставался основатель компании Михаил Гусев. Но семье Марьиных клип не понравился. Они были сильно ограниченными, мало образованными и типичными бизнесменами тех времен. Гусев отстоял меня и отправил в оплачиваемый отпуск на полгода.
Клип группы «The 9» мы сняли на деньги пивзавода и вставили его в корпоративный фильм, то есть это был коммерческий заказ, в который мы всунули клип. В этом клипе Сергей Лазорин, Карл Маркс барнаульской рок музыки, не отрываясь, выпивает бутылку пива из горлышка.
Две песни «Восвояси» тоже не просто так. Это наша любимая группа. Денис Воробьев и Николай Коротков очень близкие друзья. Первый их клип мы снимали в квартире у Быкова, а второй в павильоне АТН. Клип «16 тонн», уникальная штука. Мы собрали самых интересных, на тот момент, музыкантов города, и сняли клип в «Рок – н – ролл кафе». Самое активное участие в записи принял Михаил Рапопорт. Сегодня в этом клипе очень много интересных людей. Мы снимали клип почти всю ночь, а потом пили пиво и были счастливы. Про режиссера всех клипов Александра Быкова мне пока лучше не рассказывать, потому что получится, что я пишу только про друзей. А уж ближе его у меня друга нет.
Повторю, что никакого соблюдения хронологии кроме отдельно взятого года как большой главы в тексте не будет. Поэтому сразу апрель.
02.04.05
Баянный фестиваль
Второй баянный фестиваль «Сибирские встречи» прошел в Барнауле в концертном зале государственного великорусского оркестра «Сибирь» при его непосредственном участии и поддержки краевого комитета по культуре.
Этот музыкальный форум собрал разных исполнителей, от учащихся музыкальной школы до Народных артистов.
И музыка была разной, Русская народная и народная других национальностей, классическая, от Россини, до Дунаевского. Музыки было много, и она была востребована.
Баянный фестиваль, уникален в своем формате, это теперь любимое слово музыкальных редакторов и продюсеров, потому что идея Баянного фестиваля намного шире любого формата. Наверное, от того, что география этого инструмента достаточно большая и он повсеместно вписался в современную музыкальную культуру.
Баян пока не устаревает, это очевидно. В недавнем прошлом, в советской России, этот инструмент был, чуть ли неглавным в музыкальном образовании, но в новой музыкальной истории, он начинает замещаться другими инструментами. Его все меньше в школах и домах культуры, его давно нет в бытовой культуре.
Так что такой фестиваль это и уже сохранение и пропаганда баяна. Фестиваль получился не грандиозный по масштабам, все же зал оркестра «Сибирь» не драмтеатр, но идейно важным, главное что бы не прервалась традиция.
Руснари
Тридцать лет творческой деятельности художественного руководителя ансамбля «Руснари» Юрия Крамаря. Юбилейный концерт прошел в концертном зале академии искусств и культуры. И не убавишь, не добавишь.
«Руснари»
Капустник
Понедельник в театре выходной и в свой законный выходной, в канун всемирного дня театра, один раз в год, театральные деятели устраивают корпоративную вечеринку, как это модно теперь называть, а вообще то, это традиционный капустник.
Капустник праздник для себя, публики, как правило, на этом мероприятии нет, только свои. Поэтому своеобразные.
Но при всей легкости и беззаботности вначале есть официальная часть, так как капустник организован Союзом театральных деятелей его председатель Народный артист Дементий Гаврилович Поротиков говорит несколько приветственных слов.
Далее начинается театрализованное действие, оно по-настоящему смешное не КВН и при этом злободневное. Из артистов льется бурлящим потоком самокритика и сатира.
Помимо актеров 4 профессиональных театров и студии «Подвал», в капустники обязательно принимают участие студенты Академии искусств и культуры. В этот раз они были политически активными. Правильно если не молодые – то кто.
Самая веселая шутка, на мой взгляд, от студентов была такой: «После реформы будет один молодежный драматически музыкальный кукольный театр». Весело, не правда ли?
После студентов выступили артисты драмы имени Василия Макаровича, ТЮЗ, простите, МТА, хотя то же три буквы. Театр кукол в этом году как-то отстранился от общего праздника, а музкомедия, на чьей сцене все и куролесили, выступил масштабно и очень музыкально.
Мне было весело. Хорошо, что публика этого не видела, должен ведь быть свой праздник и у театральных деятелей.
За то, что мне позволили немного об этом рассказать, большое им человеческое спасибо.
Строганов
Строганов, Строганов, Строганов театр его мудр. Он же это скрывает, за сложностью постановки.
Строганов, Строганов, Строганов. Врачи бывшими не бывают. Доктор Чехов, доктор Булгаков, доктор Строганов. Новый метод в психиатрии, его искусство.
Строганов, Строганов, Строганов, Строганов. «Музыка дождя» и музыка чужая. И. С. Бах и другой Ф. А. Бах, Людвиг Ван, Вольфган Амадей, А. А Корчагин, не Леонид Десятников, Сорокин не Строганов.
Строганов. Текст, история, Женщина и у нее для нас раздвоение. Еще женщина. Дочь. Мужчины. Ротвейлеры 2 штуки, охранники. Ларкин – богатый любовник. Ласкин – молодой любовник. Бывший муж – доктор в финале трагически погибает. Пеликан – благородный стариц, предлагает жениться. Ах, Строганов.
Строганов, Строганов. Дождь не может идти вечно, иначе это потоп, море слез, океан страстей. На дне бутылки.
Строганов, 5.20 «Пшеничная» 4 с чем-то «Андроповка», Портвейшок три семерки, юность, советское прошлое, хамство, конечно, врачи спиваются. Коньячокс.
Строганов. Сам драматург и себе режиссер, студия имени себя, палата Строганова режима, не мая шутка.
Строгановские вопросы одиночества в любовно бытовой лирики в рамках психологического неорусского театра.
Строганов. Поразительная условность пространства.
Строганов как Строганов. А Рембо как Рембо. Ерофеев как Ерофеев. Опять Строганов. И Строганов как Строганов.
С разными баянами, и Руснорями все ясно, даже что такое Капустник понятно. Но кто такой Александр Евгеньевич Строганов. Каждому интеллигентному жителю Барнаула эта фамилия должна быть знакома. Он главный современный драматург, поэт и романист. Как драматург, он успешен и широко известен в крайне узких профессиональных кругах. Но в Барнауле его должен знать любой интеллигентный человек. Я писал, что мы дружим давно. Я с удовольствием читаю его пьесы и романы. Почему то режиссеры считают, что он труден для зрителя. Я никогда не мог этого понять. Если ли режиссеру пьеса Строганова понятна, то почему он считает, что публика ее не поймет. Режиссеры, я скажу вам, за редким исключением, очень заносчивые ребята.
Башмет