bannerbanner
Трутовики. Эффективное лечение онкологии, гепатита, туберкулеза…
Трутовики. Эффективное лечение онкологии, гепатита, туберкулеза…

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Гриб действительно известный во всем мире и – парадокс – практически не известный западному потребителю.

А объясняется очень просто: исследования, которые проводились достаточно широко в 1950-х годах в Советском Союзе и в 1960-х в Польше, совсем неизвестны на Западе. По одной простой причине – не было перевода на английский язык. И в западную печать просочились только отрывки, фрагменты (причем очень сомнительные) некогда масштабных исследований. Кстати, плодом этих исследований явился очень известный советский грибной лекарственный препарат «Бефунгин» («березовый фунгин»). Абсурд, но сейчас по-новому выстроенная «демократическая» фармацевтика позволяет регистрировать аналог этого препарата только как «биодобавку», то есть не лекарственный препарат, и принимать его… во время еды! Да, наломали дров всеобщей перестройкой…

Остальные порядковые номера в почетном ряду занимают опять российские трутовики. К счастью, их осталось у нас много и самых разных видов. Смешно сказать, но западные страны погубили свое видовое разнообразие трутовиков не преступным небрежением, а, наоборот… неумеренной рачительностью и бережным отношением к лесу.

Ведь что такое трутовики? Это жестокие паразиты и санитары леса. Они селятся на стволах ослабленных деревьев и «утилизируют» его – сначала медленно высасывают все соки, расщепляя несъедобную целлюлозу, и превращают его в кучу трухлявых щепок – питание для бактерий и грибков – микромицетов. Есть среди трутовиков и активные паразиты, набрасывающиеся на живые здоровые стволы деревьев и являющиеся серьезной угрозой любому молодому лесу. Но трутовики (а их множество видов) – хищники для деревьев, для людей же и для зверей они – благо.

Трутовики для древних славян были самым первым лекарством. И по одной простой причине – они были всесезонные. И летом и зимой можно было отыскать на стволах деревьев и чагу, и бетулину (березовый трутовик), и траметес, и ложный трут. И использовать их как горючий материал для костра, как перевязочное средство, как горячую еду (молодой березовый лепех) и как лекарство.

Не случайно у древнего человека, известного по археологическим раскопкам в северных широтах, нашли в его примитивных вещах – трутовики! Ложный трут, чагу, копытень… Для чего ему нужны были трутовики?

Все авторы взахлеб пишут о традициях шаманства и о мухоморах, но совершенно забывают упомянуть об умении северных народов России использовать грибы как лекарства. Шульту (чагу) для лечения опухолей и болезней желудка, паргу (олений трюфель) как природный стимулятор, восстанавливающий силы и энергию, своеобразный «северный афродизиак», березовый лепех как средство от кожных раков, заболеваний крови и лимфы. Именно трутовики поддерживали северные народы в долгую зиму микроэлементами, витаминами, целебными веществами, восстанавливали им силы, помогали справиться с болезнями.

Чага

(скошенный трутовик, березовый гриб, шульта)

Inonotus obliquus (Pers.: Fr.) Pilat, Polyporus obliquus (Pers.: Fr.), Boletus obliquus (Pers).

Краткое описание. Целебный гриб чага известен достаточно широкому кругу людей, но все равно чагу постоянно путают то с березовым грибом, то с обычным трутовиком-копытнем. Во всем мире чагу называют русским грибом и о ней знают достаточно мало.

В России чага известна под названиями – черный березовый гриб, березовый гриб, сибиряки называют ее – шульта.

Немцы именуют почему-то «кривым шиллеровским грибом» или просто «пильц». Самое заковыристое название русской чаги у японцев – кофукисаруно-коши-таке.

Относится чага к семейству полипоровых базидиальных грибов. Базидиомы однолетние, широко распростертые, развивающиеся под корой, до 3–4 м в длину и 40–50 см в ширину, в свежем состоянии мягко кожистые, позднее волокнистые и растрескивающиеся, в сухом состоянии твердые и ломкие. Поверхность гименофора желтовато-буроватая, затем бурая (см. вклейку).

Гифальная система мономитическая. Споры эллипсоидные, гиалиновые, с возрастом желтые, часто с каплей липидов 7-10×5–7 мкм.

Развитию базидиомы на стволе живого дерева обычно предшествует образование стерильных наростов до 40–50 см в диаметре, желвакообразной формы, деревянистой консистенции, на разрезе коричнево-бурой или желтовато-коричнево-бурой окраски с белыми вкраплениями. Поверхность наростов неровная, растрескивающаяся, черная.


Распространение. Западная Европа, Азия, Северная Америка, Австралия.


Экология. На живых и мертвых стволах лиственных пород. Вызывает белую гниль. Бесплодная форма – на живых стволах березы и ольхи.


Лечебные свойства, химический состав. Бесплодная форма (склероции) имеет народное название «чага», известна в народной медицине как тонизирующее и профилактическое средство против рака. Экстракт чаги «бефунгин» принят Госфармакопеей СССР как неспецифическое средство при лечении хронических гастритов, дискинезии желудочно-кишечного тракта, как общеукрепляющее средство при опухолях. Содержит высокополимерную гуминоподобную чаговую кислоту, эргостерол, инотодиол (С30Н50О2), ланостерол (С30Н50О), тритерпенолы (С30Н52О3, С30Н50О4) (2). Полисахариды, выделенные из склероциев, рр-глюкан, гетероглюкан и их комплексы с протеинами ингибировали активность регуляторных ферментов клеточного цикла сdс2/циклин ββ киназу и cdc25 фосфатазу (антиопухолевый тест). Полисахариды из мицелия в этом тесте были неактивны. Все испытанные вещества проявляли гипогликемический эффект в опытах на мышах. Получены коммерческие препараты с противовоспалительной, иммуномодулирующей, гепатопротективной, противоопухолевой активностью.

История применения

Очень интересны наблюдения немецкого лекаря XVIII века, который оставил следующую запись о своем путешествии в Западную Сибирь:


В Западной Сибири ханты традиционно готовят чагу и используют отвар для лечения туберкулеза, при боли в желудке, при заболеваниях желудка и как внутренний чистящий агент. В форме «супа» женщины применяют этот фанг для мытья наружных половых органов после или во время менструаций, для мытья новорожденных, для «ритуальных омовений» и для мытья рук, ног и всего тела. Для приготовления такого «супа» чагу обжигают до красного цвета, потом кладут в горячую воду и размешивают, пока он не разломается, а вода не станет черной (Саар, 1782).


Крестьяне в березовом краю чагу использовали очень активно – и как напиток, и как лекарство при большей крепости, и как купание (в чаге купали золотушных детей), промывали настоем чаги глаза, гнойные язвы. Перебродивший «чажный квас» пили при запорах и геморроидальных коликах.

Велик был и профилактический эффект – земский врач Сергей Никитич Масленников из старинного русского города Александрова неоднократно отмечал: у местных крестьян практически не бывает заболеваний раком, и именно потому, что они с малолетства приучены пить вместо чая и компотов – напиток из чаги. Это он писал перед Великой Отечественной войной, но наблюдения и лекарей и земских врачей фиксировали и раньше – в XVIII–XIX веках – этот же факт.

На северо-западе России, в Олонце например, в XVII–XIX веках существовали искусные знахари, которые лечили любые формы рака и славились своим «врачевательным» делом. Специальным указом Петра I была им оказана помощь в производстве «…знатных снадобий, коими пользовашися не токмо местный люд, но и инородцы и иноверцы». А следующим указом Петр позаботился и о создании первого курорта там же, в тех же северных широтах, – на шунгитовых месторождениях. И именно тогда чагу и шунгит отправляли через Архангельск в Западную Европу тысячами пудов. Как утверждает американский фунготерапевт Кеннет Джонс, чага пользовалась огромным уважением среди западных лекарей всех мастей, ею пользовали от всех болезней. Но даже в наши времена готового природного препарата (не ферментированного) из чаги нет нигде, кроме России. Вероятно, потому, что чаги в таком количестве нет нигде, кроме России.

Из медицинской литературы известно несколько относящихся к XIX веку попыток клиницистов и практических врачей выяснить терапевтическое действие черного березового гриба на больных раком. Так, в 1857–1858 годах Ф. И. Иноземцев испытывал это народное средство на больных, находившихся в клинике Московского медицинского института.

Он отмечал улучшение общего состояния, но так и не получил желаемого результата – чага не снимала болевые синдромы при последних стадиях рака.

В 1862 году в Санкт-Петербурге врач А. Фурхт описал случай излечения больного раком нижней губы, причем в раковый процесс уже была вовлечена подчелюстная железа. При этом густой отвар гриба применяли внутрь и в виде компресса 3 раза в день в течение нескольких месяцев. Лечение закончилось полным исчезновением раковой опухоли и раковой язвы.

Губка лиственничная

(трутовик лиственничный, агарик, хинная голова)

Fomitopsis officinalis

Краткое описание. Носит еще следующие названия: агарик-корень, белый агарик, пургинг агарик. Базидиомы многолетние, сидячие, одиночные, копытообразные или вытянутые вверх, почти цилиндрические, толстые, плотные и твердые, с возрастом ломкие, 3-10×5-20×4-40 см. Поверхность базидиомы шероховатая, концентрически-бороздчатая, с бледными, беловатыми, желтыми и коричнево-бурыми зонами, иногда шишковатая, с тонкой, сильно растрескивающейся коркой. Край тупой, закругленный, одного цвета с верхней поверхностью. Ткань мягковатая в свежем состоянии, позднее твердеющая, крошащаяся и рыхлая, легкая, белая, желтоватая, очень горькая, с мучнистым запахом. Поверхность гименофора от белой до буроватой. Поры округлые до угловатых, 3–5×1 мм (см. вклейку).


Распространение. Азия, Европа, Северная Америка.


Экология. На живых деревьях хвойных пород у основания стволов. Вызывает бурую гниль.


Лечебные свойства, химический состав. Лиственничная губка содержит агариковую кислоту, агарикиниковую кислоту, являющуюся гексадецилцитровой кислотой сесквидиграта, рицинолиновую кислоту, эбуриколиновую кислоту, дегидроэбуриколиновую кислоту, агарикол, фитостерин, глюкозу, оксалик, малоник, суккинеовую кислоту, малеиновую кислоту, полиацетилен, эфир дегидроматрикария, дикарбониевую кислоту, воск и углеводы (Меркк, 1983). Агариковая кислота еще совсем недавно официально существовала в фармацевтических справочниках Австрии и Португалии (Рейнольде, 1982). Граф и Винкельманн (1960) сообщали о ранних химических анализах Ф. Офф и о возможности выделить стеролы для синтеза стероидов для человека.

В народной медицине широко использовался как противоопухолевое, кровоостанавливающее, седативное средство, при лечении легочных и желудочных заболеваний. Получены препараты, включающие комплекс полисахаридов и других углеводов, пептидов и эргостерола, которые используются при лечении неврастений, хронических бронхитов и сердечно-сосудистых заболеваний.

До середины XX века рекомендовали как очищающий, горький тонизатор, при бронхиальной астме, ночной испарине из-за туберкулеза (Лист и Херхаммер, 1977). Порошок мясистого тела и позже агариковая кислота используются как ангидротик (агент, снижающий потоотделение) (Виндхольц и др., 1976). Сам гриб официально существовал в Швейцарском фармакологическом справочнике в 1967 году (Тодд, 1967), агариковая кислота – в справочниках Австрии и Португалии в 1982 году (Рейнольдс, 1982).

История применения

Древние называли его Agaricus albus, то есть белый, очищающий, хининный или лиственный агарик. Принято считать, что слово «агарик» происходит от «Агария», район на юго-западе России, или «Агарус» – древний город на берегу Дона, в котором расцветала древняя грибная культура лечения (получается, что не фунготерапия, а агарикотерапия!). Диоскорид – самый известный травник древности – использовал название «агарикон» в своей оказавшей огромное влияние даже на современную натуральную медицину «Материа Медика» для описания гриба, который сейчас называется Fomitopsis officinalis, то есть губка лиственничная. Возможно, это произошло потому, что эти грибы получали именно из Агарии.

Древние греки и римляне верили абсолютно в его универсальные свойства. Агарик был очень дорог и очень популярен.

Примером может послужить рецепт Митридата, содержащий основным компонентом агарик, который в этом снадобье предохранял человека от уже принятого яда. Легенда гласит, что царь Митридат все время принимал данное средство, чтобы обезопасить себя от отравления. Позже, проиграв важнейшую битву, он впал в сильную депрессию и попытался отравиться, выпив страшный яд. Но – увы – тот не подействовал. Агарик и здесь сработал великолепно!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Юный техник. Вып. 6. 1983. С. 60.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора