Полная версия
История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты
В период правления халифа Умара была принята единая для всех мусульман точка отсчета исторического времени от хиджры Мухаммеда. С этого момента и берет свое начало мусульманская историография как особая отрасль знаний в системе средневековой арабской культуры. Не прошло и ста лет, как появились первые хроники, излагающие историю Халифата во временнóй последовательности событий. Мусульманская эра началась 16 июля 622 года. По предложению мухаджира Ади ибн Хатима к титулу халифа был добавлен титул Амир ал-муминин («Повелитель правоверных»).
При халифе Умаре окончательно сложилась система сбора налогов и контроля за расходованием средств. Для этого был произведен обмер земель. Налог мал Аллах – пятая часть военного трофея предназначался Пророку. Далее следовал налог садакат, или закят; он взимался в размере 2,5% от стоимости неиспользуемого имущества, в том числе дохода налогоплательщика, в случае, если он превосходил нисаб – уровень зажиточности. Стали четко различаться территории, полученные мусульманами мирным путем – сулхан и завоеванные силой оружия – анватан. Жители первых сохраняли имущество и вносили коллективную подать, которая не могла быть произвольно увеличена. Население вторых теряло права на собственность, но оставалось на своих землях в обмен на уплату налога. Крестьян на завоеванных землях не рассматривали как военную добычу. В плен брали тех, кто сопротивлялся с оружием в руках, или тех, кто присоединялся к армии врага. Земля поступала в собственность уммы, а крестьяне оставались на ней наследственными арендаторами. Рабской зависимости не было – крестьяне оставались собственниками своего имущества и урожая.
В 638 году, совершив малое паломничество, Умар ибн ал-Хаттаб взялся за ремонт Каабы, пострадавшей после двух паводков. Снесенный селем «Макам Ибрахим» был установлен на новом месте, пространство вокруг Каабы обнесено стеной, часть близлежащих домов разобрана. Хозяева получили компенсацию – сколько попросили. Была сооружена дамба, защитившая мечеть от ливневых потоков, обновлены пограничные камни харама. Благоустроена дорога, по которой паломники шли от Медины до Мекки, построены стоянки для караванов с подведенной к ним водой и другие улучшения.
Третьего ноября 644 года халиф Умар ибн ал-Хаттаб был смертельно ранен персидским зиммием при выходе из мечети. Перед смертью Умар успел создать избирательный совет (аш-шура) из шести самых авторитетных представителей племени курейш с целью выборов из их числа нового халифа.
Умар ибн ал-Хаттаб был зятем Пророка. При нем Халифат достиг своего полного могущества. Его называли Фарух Мени – «Великий Прозорливец». Справедливость и прямота халифа Умара проявилась в его ответе шахиншаху Ирана, когда Йездигерд III отправил посла к повелителю правоверных сказать, что «…во всем мире нет двора более многолюдного, чем наш двор, нет казнохранилища более благоустроенного, чем наше казнохранилище, нет войска более отважного, чем наше войско, никто не имеет столько людей и снаряжения, сколько находится у нас». Халиф Умар ответил: «Да, двор ваш – многолюден, но жалобщиками, ваше казнохранилище благоустроено, но неправильными налогами, ваше войско отважно, но непослушливо. Когда уходит державность, не приносит пользы снаряжение и многолюдство. И это является доказательством вашей бездержавности. От вашего упадка спасение в том, чтобы ваш султан самолично творил справедливость, чтобы все стали справедливыми и чтобы никто не питал вожделения к недозволенному».
Сражение при Кадисии
Военные действия арабов против Византии и Персии начались почти одновременно. Палестина, Сирия, Верхняя Месопотамия и Египет были завоеваны между 634 и 642 годами. Начатое в 640 году завоевание стран Закавказья завершилось к началу VIII века. В Малую Азию арабы вторгались не раз, но прочно удержаться не смогли. В начале VIII века граница между Византийской империей и арабским Халифатом стабилизировалась. Она пролегала по горам Тавра и в верховьях Евфрата. В целом, арабам отошло примерно две трети владений Византии.
Когда в 634 году войско Халида ибн ал-Валида ушло в Сирию, персы перешли к активным действиям. В ноябре 634 года знаменитый полководец Рустам, могущественный сипахбед Хорасана, позволив арабскому отряду переправиться через Евфрат, окружил его и нанес тяжелое поражение при Кусе ан-Натифе, в «Битве у моста», на дороге из Хиры в Ктесифон. Благодаря присутствию духа и энергии Мусанны ибн Хариса арабы вырвались из окружения и спаслись, снова переправившись через Евфрат. Но уже в следующем году они взяли реванш в битве у Бувейба близ Хиры, где был уничтожен большой отряд персов под командованием полководца Михрана.
Правительство Йездигерда III убедилось, что до сих пор недооценивало опасность, тем более что пришла весть о победе арабов над главной византийской армией у Ярмука, притока реки Иордан, 20 августа 636 года. Сипахбед Рустам собрал ополчение из всех областей Ирана. Осенью 636 года огромное персидское войско расположилось лагерем у местечка Кадисия близ Хиры, а неподалеку лагерем встали арабы. Главнокомандующим арабского войска халиф Умар назначил мухаджира Саада ибн Абу Ваккаса. Ему противостояла великолепная, хорошо вооруженная иранская конница, сопровождаемая слонами с укрепленными на них башнями, в которых сидели лучники.
Битва при Кадисии продолжалась четыре дня. Сражение было очень упорным. На стороне персов бились ополченцы из всех провинций Ирана. В течение этих дней к арабам подошло подкрепление из Сирии. В последний день ветер погнал тучи песка в лицо иранцам, что было расценено арабами как прямая помощь Аллаха, и победа осталась за ними. Полководец Рустам пал в бою, его войско бежало. В этом сражении отличился один из арабских командиров – ал-Ахнаф ибн Кайс, будущий завоеватель Хорасана. Получив известие о катастрофе при Кадисии, двор Йездигерда III оставил столицу Ктесифон на реке Тигр и остановился в Хульване в горах Загроса. Вскоре покинутая шахиншахом столица встречала армию халифа. Общая стоимость военной добычи арабов составила девятьсот миллионов дирхемов. В конце 637 года, разбив еще раз персов при Джалуле к востоку от Тигра, арабы включили в состав Халифата Двуречье – территорию Ирака между Евфратом и Тигром. Так завершилась миссия Мухаммеда для арабов – подданных Византийской и Персидской империй.
Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас
В 639 году один из командующих войсками халифа – Амр ибн ал-Ас пересек египетскую границу. По мере продвижения в глубь страны штурмом был взят укрепленный город Билбейс, затем последовал захват Умм Дунайн и других крепостей дельты Нила. В июле 640 года византийцы потерпели поражение у Вавилона, но сама крепость устояла. Осада Александрии продолжалась четырнадцать месяцев, прежде чем ее гарнизон сдался в декабре 641 года. В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, по которому Александрию, ключевой пункт Византии в Египте, могли бы спокойно покинуть те из ее жителей, которых не устраивали арабские порядки. Византийцы, как правило, покидали территории, завоеванные мусульманами, а персы оставались на месте. 22 сентября 642 года Амр ибн ал-Ас вступил в город. Легенда о том, что знаменитая Александрийская библиотека, насчитывающая 428 тысяч томов, была сожжена арабами при завоевании Египта, не соответствует действительности. Библиотеку разгромили фанатики-христиане гораздо раньше. Под предводительством патриарха Феофила, объявившего ее рассадницей ереси, поскольку в ней сосредоточилась вся эллинская книжная мудрость, они полностью уничтожили эту сокровищницу человеческого знания. В 389 году здание библиотеки было передано христианскому храму.
Амр ибн ал-Ас сначала был одним из злейших врагов Мухаммеда и его сподвижников, но затем принял ислам. Имя этого выдающегося полководца Халифата неразрывно связано с историей первых лет мусульманского государства. В 634 году при халифе Абу Бекре Амр ибн ал-Ас завоевал Сирию. При халифе Умаре – Египет и пограничные с ним территории до Триполи. Во всех покоренных странах он с большим искусством организовывал управление провинциями, приводил в порядок правительственные учреждения, чем немало способствовал процветанию жителей. Но слишком большие полномочия испортили характер Амра. В дальнейшем, после того как был убит третий халиф – Усман ибн Аффан, Амр перешел на сторону Муавийи, сирийского наместника, который выступал против законного халифа Али. Когда в 661 году Муавийя стал халифом, он сразу же назначил Амра наместником Египта, кем тот и оставался до своей смерти в 664 году.
Завоевание Египта открывало арабам путь на запад, вдоль побережья Средиземного моря, но на этом пути оказалось много преград в виде укрепленных гарнизонов Византии. Много хлопот причиняли и местные племена. Амр ибн ал-Ас послал своего военачальника на завоевание берберов, обитателей Центральной Сахары. В 643 году Амр дошел до Триполи. После длительной осады крепость была взята со стороны моря – по единственному пути, открывавшемуся во время отлива. Неприступная со стороны суши, крепость была почти не укреплена со стороны моря. Вскоре после этой победы блестящим броском была захвачена крепость Сабрат. Лукавство Амра ибн ал-Аса уже тогда проявилось в том, что он увеличил сумму налога с египтян, объявив Египет завоеванным силой оружия. В случае мирного договора такое было невозможно. Даже при проведении экстраординарных поборов налогоплательщику выдавалась государственная расписка, удостоверявшая, что внесенные сверх налога деньги считаются уплатой его вперед. Амр собирал с египтян по два динара, оправдывая произвол плодородием дельты Нила и богатством населения. Но вскоре он получил предупреждение от халифа Умара: «Я послал тебя в Египет не для того, чтобы он стал кормушкой тебе и твоему роду!» В конце концов, чтобы остановить Амра, халиф назначил в Верхний Египет второго наместника – Файюма Абдаллаха ибн Саада, который должен был наблюдать за соблюдением законов в Египте.
Основание Басры, Куфы и Фустата
После победы при Кадисии под властью арабов оказалась Бактрия – персидская провинция, расположенная к северу от Гиндукуша и по среднему течению Амударьи. Заняв Хульван, арабы двинулись в глубь Иранского нагорья. Судьбоносное сражение 642 года при Нехавенде, что к югу от Хамадана, принесло арабам вторую решающую победу. Персидский полководец Фирузан пал в бою. После этого окончательное завоевание Ирана было лишь вопросом времени. Арабы переселялись в Иран племенами, и поэтому в городах многие кварталы стали называться по имени того или иного живущего в нем племени. Крупные города управлялись наместниками халифа. Почти везде арабы не отделялись от местных жителей, которые также не проявляли к ним враждебности.
Необходимость иметь постоянные базы для армии, все более и более удалявшейся от Медины в своих завоевательных походах, привела к закладке новых городов. Так, в Ираке в 635—636 годах была построена Басра – при впадении реки Шатт ал-Араб в Персидский залив. Основателем города считается военачальник Утба ибн Газван. Басра стала форпостом Халифата. Отсюда арабы отправлялись на завоевание Азербайджана, Армении и Северо-Восточного Кавказа до Дербента в 642—643 годах. Таким же городом стала и построенная в 638 году Куфа – военная база южнее Хиры. Город основал Саад ибн Абу Ваккас. Басра застраивалась хаотично, без плана. Строительство же Куфы осуществлялось по плану халифа Умара. Главные улицы закладывались шириной в сорок локтей, второстепенные – в тридцать и двадцать, участки под строительство домов нарезались по три тысячи шестьсот квадратных локтей каждый. Такие нормы градостроительства были обычными для того времени. Через несколько лет после Куфы арабы заложили еще один военный город на севере Ирака, который стал базой для завоевания Армении и Азербайджана, – Мосул. Он расположился на правом берегу Тигра, напротив древней ассирийской столицы Ниневии.
В 642 году в завоеванном Египте был заложен город Фустат («Лагерь»), в котором участки были поделены между арабскими племенами. В Фустате построили резиденцию для халифа, но Умар, презирая роскошь, приказал превратить ее в базар, о чем свидетельствует египетский историк Ибн Абдалхакам. Выполнить это распоряжение было несложно, поскольку первые дворцы и административные здания представляли собой квадратные постройки с внутренним двором, куда выходили все помещения здания. Глухой внешний фасад, похожий на крепость, прорезал один монументальный проезд.
В Фустате были построены и другие дворцы, а также торговые ряды, жилые кварталы, бани. Первые мечети этих военных городов были, по существу, большими площадями в центре города. В 642 году Амр ибн ал-Ас построил в Фустате знаменитую пятничную мечеть. Лишь в 665 году наместник восточной части Халифата построил в Басре мечеть, ставшую образцом для последующих. Через пять лет такую же мечеть построили в Куфе. Это были квадратные в плане здания с квадратным же внутренним двором, окруженным со всех сторон галереями на колоннах. С южной стороны галерея была глубиной в пять рядов колонн. Мечеть являлась центральным зданием города или квартала и служила местом сбора для пятничной молитвы всех взрослых мусульман. Имамами выбирались те, кто лучше всех знал Коран и молитвы. Обычно эту обязанность выполняли наместники или начальники гарнизонов. Сакрального значения должности имама не придавалось. Мечеть одновременно служила и школой. В Дамаске в середине XII века было более двухсот сорока мечетей, а в его пригородах – сто сорок восемь. Главные мечети городов стали называться ал-масджид ал-джами.
Рядом с главной мечетью обычно находилась резиденция наместника. Дальше начинались базары – торговые ряды, расположение которых было строго регламентировано. Сначала шли лавки ювелиров, торговцев тканями, пряностями, другими ценными товарами, а затем остальные. За базарами наступала очередь жилых кварталов и ближе к окраинам – ремесленных мастерских, у дверей которых выставлялся на продажу произведенный товар.
Халифат Усмана ибн Аффана
В назначенный халифом Умаром избирательный комитет вошли: Абд ар-Рахман ибн Ауф, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, аз-Зубайр – родной брат Хадиджи по отцу и двоюродный брат Мухаммеда по матери, Тальха и Саад ибн Абу Ваккас – внук Абу Суфьяна по матери и, следовательно, троюродный племянник Усмана ибн Аффана. Сын убитого халифа Умара ибн ал-Хаттаба – Абдаллах, отказавшийся от претензий на халифат, был включен в комитет с правом совещательного голоса, то есть без права участвовать в голосовании и быть избранным. Задачей комитета было избрание из своего состава нового халифа. В решающий момент совещания, когда остались две главные кандидатуры – Али и Усмана, им был задан вопрос: «Клянетесь ли вы следовать Корану Аллаха, и обычаю Пророка, и деяниям Абу Бекра и Умара?» Али ответил: «О Аллах! Клянусь стараться делать это в меру сил». Усман ответил: «Да», – и был избран халифом.
Халиф Умар завещал не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Это были: в Мекке – Халид ибн ал-Ас ал-Махсуми, в Таифе – Суфьян ибн Абдаллах ас-Сакафи, в Йемене – Йала ибн Мунйа, в ал-Джанаде – Абдаллах ибн Абу Рабиа, в Куфе – Мугира ибн Шууба, в Басре – Абу Муса ал-Ашари, в Египте – Амр ибн ал-Ас, в Химсе – Умайр ибн Абу ал-Ас. При халифе Усмане завоевания продолжались: в 646 году верховную власть Медины признала Армения, в 647 году – Киренаика, в 649 году был завоеван Кипр. В 654 году мусульманский флот, построенный в Египте, разбил византийскую эскадру у южного побережья Малой Азии. В состав Халифата вошли территории Хорасана. Династия могущественных Сасанидов прекратила свое существование.
Усман ибн Аффан происходил из рода Омейи, к которому принадлежали самые непримиримые лидеры мекканских язычников, выступавших против Пророка. Усман, будучи благочестивым мусульманином, не стремился к личному обогащению, но не сумел найти разумного компромисса в отстаивании государственных интересов, с одной стороны, и интересов своих родственников – с другой. А среди них были и такие, которые не имели достаточного религиозного авторитета у мусульман. Назначая их на важные посты, Усман не задумывался о том, что тем самым обесценивает понятие высшей власти, освященной авторитетом Мухаммеда: правитель, не имеющий заслуг перед исламом, не может стоять во главе мусульман. К тому же Усман позволил себе изменить и молитвенный ритуал. Нарушение установленного Пророком было расценено современниками как возвращение к джахилийе. Своими действиями Усман вносил раскол в единство уммы. Все это было расценено как вызов, побуждающий объявить джихад против внутреннего врага. Результатом стало гражданское неповиновение со стороны некоторых наместников. В 655 году волнения были подавлены.
Но недовольство Усманом возрастало. В апреле 656 года из Куфы, Басры и Египта прибыло вооруженное ополчение численностью в пятьсот человек и расположилось лагерем у ворот Медины. С египтянами прибыл Абдаллах ибн Саба, куфийцами руководил Малик ибн ал-Аштар. Усман, при посредничестве Али, вступил в переговоры с мятежниками и пообещал убрать своих ставленников. В то же самое время он в письме к правителю Египта Ибн Абу Сарху предписывал предать бунтовщиков казни, когда они вернутся из Медины. Это письмо было перехвачено, и мятежники потребовали от Усмана добровольного отречения от власти. После десяти недель осады халифского дворца распространился слух, что на помощь Усману идут его войска из Басры и Дамаска. Тогда восставшие ворвались во дворец, и 17 июня 656 года престарелый Усман, склонившийся над Кораном, был убит.
Так сбылось пророчество Мухаммеда об Усмане.
Рядом с халифом до самого конца оставался один Али. Абдаллах ибн Саба предложил избрать Али халифом, и с ним согласились все остальные. Но сподвижники Пророка Тальха и аз-Зубайр, пережидавшие события в Мекке, выступили против. На их стороне была «мать правоверных» Аиша, вдова Пророка и свояченица аз-Зубайра. Отказался признать Али халифом и полководец Саад ибн Абу Ваккас. Наместник Сирии Муавийя обвинил Али в убийстве Усмана.
Свое назначение на должность халифа Усман расценивал как волю Всевышнего, избравшего род Омейи управлять Халифатом. Поэтому Усман не видел ничего плохого в назначениях родственников на все ключевые посты в государстве, независимо от их деловых и нравственных качеств. Мусульмане, по его мысли, должны беспрекословно подчиняться, если они по-настоящему преданы воле Аллаха. Эту идею Усман сумел внушить своим родичам – отсюда и непоколебимая уверенность Муавийи в том, что именно он, старший в роду Омейядов, должен стать халифом после Усмана. Так проявлялось еще неизжитое языческое подсознание, которое «помнило», что сейиды должны происходить из одного рода. Сказав: «Да, буду исполнять волю Аллаха», – Усман исполнял ее так, как считал истинно верным. С этой точки зрения Али казался Омейядам самозванцем. А от такой убежденности недалеко было и до обвинения Али в убийстве Усмана, хотя никаких доказательств у Муавийи не было.
Этот трагический момент исламской истории свидетельствует, с одной стороны, о постепенном «выветривании» бедуинского представления о чести: требование кровной мести стало всего лишь политическим лозунгом; а с другой – о складывании прогрессивного, истинно исламского мировоззрения, провозвестником которого был Али, при всех обстоятельствах своей жизни хранивший верность заветам Пророка.
Завоевание Карфагена и Кипра
Для того чтобы закрепиться на Средиземноморье, арабам необходимо было лишить Византию ее крепостей в Северной Африке. Имея сильный флот, византийцы часто высаживали на берег десанты, которые выбивали арабов с завоеванных территорий. Так произошло и в конце лета 645 года, когда византийцы, прибывшие под командованием императора Мануила на трехстах судах, высадились в Александрии и перебили весь арабский гарнизон. В конце декабря 645 года Амр ибн ал-Ас штурмом взял город и в гневе приказал разрушить его укрепления. Александрия потеряла свое значение опорного пункта Византийской империи. Но через месяц халиф Усман сместил Амра, и бывший наместник затаил ненависть к Омейядам. Вместо него был назначен Абдаллах ибн Саад – молочный брат Усмана. Абдаллаху понравилась идея Амра завоевать византийскую провинцию Африка, которую арабы называли Ифрикийа (совр. Тунис и восточная часть Алжира). В Медине было собрано ополчение, во главе которого встали Абдаллах и Убайдаллах – сыновья халифа Умара, а также Абд ар-Рахман ибн Абу Бекр, Абдаллах ибн Амр ибн ал-Ас, Абдаллах ибн аз-Зубайр, Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн ал-Хаттаб, Мабад ибн Аббас и другие сыновья и внуки прославленных правителей и полководцев первых лет завоевательных походов. В Египте ополчение, состоявшее из разных племен, соединилось с войском наместника, который и возглавил эту армию. В пути к ней присоединялись берберы. После упорного сражения сдался Карфаген, жители которого выплатили контрибуцию в два миллиона пятьсот двадцать тысяч динаров.
Не столь впечатляющими были успехи арабов на море. Еще халиф Умар сравнивал выходящего в море человека с червем на деревяшке: если он не утонет, то сойдет с ума. Приморские города Средиземноморья были неприступны с суши, поскольку с моря они постоянно могли получать подкрепление живой силой, оружием, водой и продовольствием. В этом арабы убедились еще в 639 году, когда пытались захватить Кесарию. Сирийские наместники – Йазид, а затем его брат Муавийя безуспешно пытались закрепиться в Кесарии после того, как им удавалось захватить город. И тогда Муавийя начал строить в Акке собственный флот для нападения на Кипр. В случае успеха арабы получали господство над восточной частью Средиземного моря. В 648 году двести арабских судов подошли к Кипру и высадили десант. Остров был завоеван, с жителями подписан мирный договор. Арабские купцы получили наконец возможность безопасного плавания к европейскому континенту. Но эта победа была неполной. В 653 году киприоты переметнулись на сторону Византии и перебили арабский гарнизон. В ответ на это флотилия Абу Авара, которая насчитывала уже пятьсот судов, направилась к Кипру. Морское сражение произошло у Фойника, на ликейском побережье. В результате взятый на абордаж византийский флот был полностью уничтожен. Восточная часть Средиземного моря стала безопасной для арабских судов.
Поход Абдаллаха ибн Амира
В 650 году арабский отряд во главе с Абдаллахом ибн Амиром, тесня персов все далее и далее на восток, подошел к Истахару. В этом укрепленном городе нашли прибежище придворные Фарса. Их войско, неожиданно напав на авангард Абдаллаха ибн Амира и убив его командира Убайдаллаха ибн Мамара, вновь укрылось за крепостными стенами. Гнев Абдаллаха ибн Амира был так велик, что он поклялся убивать засевших в городе персов до тех пор, пока их кровь не покажется из-под городских ворот. И он сдержал свое слово: расправа была столь жестокой, что некоторые командиры арабских отрядов, желая остановить бойню, пошли на хитрость. Они полили улицы водой, и когда из-под городских ворот действительно показался мутный поток, Абдаллах вошел в город.
В том же году были завоеваны Джур и область Дерабджерда. Путь на Керман и далее на Сиджистан, где скрывался Йездигерд III, был свободен. Йездигерд III, опасаясь измены со стороны керманской знати, потребовал дать ему заложников. В ответ на это правитель Кермана выдворил шахиншаха за пределы своих владений. Йездигерд III с небольшой свитой и домочадцами через Сиджистан отправился в Хорасан искать союзников.
Абдаллах ибн Амир остановился в Ширеджане. Отсюда он послал отряд во главе с ар-Раби в Сиджистан. Ар-Раби захватил главный город Зерендж, прошел до Буста и затем вернулся обратно. В это время на севере Ирана Сайд ибн ал-Ас, наместник Куфы, захватил город Тамис на границе Джурджана и Табаристана. Главные силы Абдаллаха ибн Амира и ал-Ахнафа ибн Кайса с юга подошли к Нишапуру. Так арабские войска вслед за Йездигердом III стянулись на границе Хорасана. Халиф Усман пообещал назначить наместником Хорасана того, кто первым войдет в него.
Завоевание Хорасана. Гибель Йездигерда III
После битвы при Нехавенде у Йездигерда III, последнего Сасанида, не было ни армии, ни реальной власти. Он мог только отступать перед войсками халифа все дальше в глубь империи. В 643 году арабы заняли Зенджан, Казвин, Кумис и Рей. В 644 году к Халифату отошли Хамадан, Кум, Кашан и Исфахан, откуда шахиншах бежал в Истахар в Фарсе. В Фарс арабы вторглись в том же году: с моря из Бахрейна и по суше из Хузистана. Персы, возглавляемые марзпаном (букв. «сторож границы») Шахраком, были разбиты в сражении у Рейшехра близ Тавваджа.
Многие города и крупные землевладельцы Ирана заключали мир с арабами на условиях уплаты контрибуции. Так, марзпан Нишапура обязался уплатить семьсот тысяч дирхемов и четыреста вьюков шафрана, а владелец земель Абиверда – четыреста тысяч дирхемов. После выплаты контрибуции иноверцы облагались подушным налогом. Ислам потеснил в Иране государственную религию зороастризм. Язычник или иноверец – иудей, христианин, зороастриец – при переходе в ислам считался арабом, а так как у арабов была племенная организация, то будущий мусульманин должен был сначала найти себе племя, согласное его «усыновить». На первых порах, пока такой примкнувший к племени (мавали) еще не был связан с ним узами кровного родства, он не мог претендовать на равные со всеми права. В дальнейшем права мавали ничем не отличались от прав мусульман-арабов.