bannerbanner
История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты
История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты

Полная версия

История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Йездигерд III, отступая, как будто вел за собой армию халифа. Из Кермана он бежал в Систан, а когда и в эту область пришли арабы, шахиншах бежал в Хорасан. В 651 году арабы овладели Хорасаном. В те времена его территория была более обширной, чем сейчас. К ней относились области Нишапурская, Мервская, Балхская и Хератская, то есть северо-восток Ирана, юг нынешней Туркмении, северная и западная части Афганистана. Под Хорасаном также понимают культурные области восточной части Ирана и левобережье Амударьи. При Сасанидах слово «Хорасан» означало вообще восток. При них граница Хорасана тянулась от Каспийских ворот около Рея по горам Эльбурса вдоль юго-восточного побережья Каспийского моря, Атрекскому ущелью; затем по линии, соответствующей современной железной дороге за Каспийским морем, доходящей до Лутфабада; оттуда – через степи Теджена и Мерва до Амударьи под Керки; далее через вершины гор Гиссарского хребта граница доходила до Памира, поворачивала на юг вдоль Амударьи, пересекая область Бадахшан до вершин Гиндукуша, затем поворачивала на запад по горной цепи от Гиндукуша до юга Герата и пролегала по южной части Туршиза и Хавафа, через Кухистан – к Каспийским воротам. Но арабы включали в Хорасан и Мавераннахр – территорию между реками Амударья и Сырдарья.

Шахиншах отступил в Мервский оазис. Возглавив местный гарнизон, Йездигерд III в стычке с соседними тюркскими племенами потерял последних воинов и пешком вернулся к воротам Мерва. Правитель оазиса не открыл их. Обстоятельства гибели шахиншаха точно не известны. Так бесславно закончил свои дни последний Сасанид, бабкой которого была «блаженная Ширин» – сириянка-христианка, любимая жена Хосрова II Парвиза. Мерв подчинился арабам, обязавшись уплатить контрибуцию в один миллион дирхемов. С гибелью Йездигерда III Сасанидская империя перестала существовать. Иран практически весь был завоеван арабами, вплоть до Амударьи на северо-востоке. Последний Сасанид – шахиншах Йездигерд III был предан земле мервским митрополитом Ильей. Сын Йездигерда III пытался собрать войско против арабов с помощью союза с тюрками Центральной Азии и даже с китайцами, но его попытки были безрезультатными.

Территория Халифата расширялась в основном путем заключения мирных договоров. Сохранился такой договор между полководцем Абдаллахом ибн Амиром и жителями областей Герата: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Этим договором Абдаллах ибн Амир повелевает правителю Герата, Бушанджа и Бадгиса повиноваться Аллаху, наставлять мусульман, держать в исправном состоянии земли, находящиеся под его управлением, – в договор входят все равнины и горные места Герата. А также он должен платить джизью, сообразно условиям заключенного им мира. Сумму выплачиваемой джизьи следует разделить на все земли поровну и справедливо. И тот, кто отказался от того, что возложено на него, не будет ему ни гарантии безопасности, ни защиты. Написал: Раби ибн Нахшах и приложил печать Ибн Амир».

В Хорасане арабы столкнулись с племенами тюрок-эфталитов и хайталцев – завоевателей из Средней Азии, которые пришли на эти земли в середине V – начале VI веков. Фируз Сасанид (459—484) трижды предпринимал против них безуспешные походы. В третьем он погиб. В военном отношении эфталиты оказались достойными противниками. Впервые с ними сразился авангард Абдаллаха ибн Амира под командованием ал-Ахнафа ибн Кайса. Упорное сражение закончилось победой арабов. Тюрки подписали мирный договор. Так были завоеваны Кухистан, Себзевар, Нишапур, Нис, Абиверд, Серахс, Мерв, Мерверруд и Джузджан (Гузган). Когда ал-Ахнаф подошел к Балху, крупнейшему городу Тохаристана, жители открыли ему ворота. Так завершилось завоевание всех земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам.

Закончился первый период великих арабских завоеваний. Армия Абдаллаха ибн Амира ушла в Басру; Хорасан был поделен между четырьмя наместниками. Одним из них был прославленный полководец ал-Ахнаф ибн Кайс (619—691). Глава племени тамим, завоеватель Хорасана, он был человеком находчивым и остроумным. Все халифы прислушивались к его мнению и советам. Одна из крепостей, которую он завоевал, стала называться его именем: Каср ал-Ахнаф. Также его имя получила и прилегающая к ней местность: Рустак ал-Ахнаф. Ал-Ахнаф обращался к своим соплеменникам: «О люди тамим! Любите и поддерживайте друг друга, тогда ваши дела пойдут как должно. Первым делом боритесь против своих желудков и лени, тогда ваши сердца станут пригодны для вашей веры. Будьте умеренны во всем, чтобы благополучной была для вас ваша борьба». Столицей восточно-мусульманского мира стал крупный город в Хорасане – Нишапур.

Завоевание Армении и Закавказья

В 651 году арабский отряд вторгся на территорию Армении со стороны Азербайджана. Правитель Армении, ишхан Теодорос Рштуни, оценив преимущество мирных предложений арабов, заключил с наместником Сирии договор, в котором Муавийя подтверждал следующее: «Таков будет мирный договор между мной и вами, на сколько лет вам будет угодно. Три года не возьму с вас дани, а после этого срока платите сколько пожелаете. В этом даю вам клятву. Держите в вашей земле конницу в полторы тысячи человек, содержание ее – из вашей страны, и я зачту это в счет дани. Конницу вашу я не вызову в Сирию, но в другие места, когда бы я ни потребовал, она должна быть готова к выступлению. Я не пришлю в ваши крепости ни своих командиров, ни арабского войска, даже ни единого всадника. Никакой враг не вступит в Армению, если же рамеи нападут на вас, то я пришлю на помощь войско, какое вы пожелаете. Клянусь всемогущим Аллахом, что не обману вас».

Рштуни обговорил также условие не использовать армянский отряд в войнах с Византией, то есть против христиан. Но церковь Армении осудила ишхана за договор с «язычниками» и призвала императора Византии покарать изменника. Император выступил в поход. На пути в Армению он встретил посланника Муавийи с предупреждением, что византийская армия вступает в страну, находящуюся под покровительством Халифата. Император Констант возразил, что Армения принадлежит ему. Тогда Муавийя, отвлекая армию императора, напал на прибрежные города Византии, и Константу пришлось повернуть назад. В помощь Теодоросу, жизнь которого была в опасности из-за дворцовых интриг, халифом был послан семитысячный отряд, который весной 653 года соединился с армянским и разбил византийцев в области Тайк. Арабы дошли до Трапезунда. Власть Халифата таким образом утвердилась по всей Армении и в Закавказье.

Кодификация Корана

Пророк Мухаммед проповедовал устно в течение двадцати с лишним лет. Староарабская традиция не признавала записей, и все сведения о бедуинах, их верованиях, образе жизни и истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Арабский язык в самом его звучании, способах фразировки, интонациях содержал огромное количество информации. При записывании большая часть такой дополнительной смыслоразличительной информации пропадала. Именно поэтому некоторые сподвижники Мухаммеда, лично слышавшие Пророка, протестовали против записи его откровений и настаивали на их изустной передаче. В частности, к этому призывал Умар ибн ал-Хаттаб. Но развитие событий способствовало увеличению спроса на Книгу: число мусульман стремительно возрастало. Началась долгая и кропотливая работа по собиранию и записыванию откровений, переданных Пророком. Письменная фиксация Корана продолжалась примерно тридцать лет. В последние годы жизни Мухаммеда при нем состояли писцы-секретари. Одним из них был вольноотпущенник Зайд ибн Сабит. По поручению Абу Бекра он собрал все изречения Мухаммеда и таким образом в 632 году составил наиболее полную редакцию Корана. В 651 году, при халифе Усмане, четыре сподвижника Пророка во главе с Зайдом ибн Сабитом, ориентируясь на этот первый список Корана, который от Абу Бекра перешел к Умару, а затем к его дочери Хафсе, составили полный канонический свод. Все имеющиеся на руках сподвижников Мухаммеда записи откровений были собраны и после обсуждения и сличения с готовым текстом сожжены, чтобы не возникало оснований для разночтений и споров. Затем Коран был отправлен для копирования в крупные города – Мекку, Дамаск, Куфу и Басру. Оттуда он в списках стал распространяться по всем областям Халифата.

Порядок расположения сур Корана был принят следующий: от самой длинной – «Корова» (286 аятов) до самых коротких в 3—6 аятов. Открывает Коран сура «Фатиха»:


Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!

Прославление  Аллаху, Властелину миров милостивому, милосердному, Владыке в день Суда! Тебе мы поклоняемся, помощь нам от Тебя одного, веди нас по дороге прямой, по пути тех, кто Тобою водим, на ком нет гнева Твоего, и кто не знает горестей заблуждения (Коран, 1: 1—7).


Весь корпус вопросов, связанных с текстом Корана и его истолкованием, рассматривается в тафсирах, содержащих филологические, исторические и богословские комментарии. Первым авторитетным комментатором Корана считается Абдаллах ибн Аббас ибн Абд Мутталиб (ум. в 686 г.). До наших дней дошел труд Мухаммеда ибн ас-Саиба ал-Калби (ум. в 763 г.). Фундаментальный свод всего, что было сделано по комментированию Корана за два с лишним века, представляет собой тафсир Мухаммеда ибн Джарира ат-Табари. Несмотря на свой объем – тридцать томов, тафсир ат-Табари получил широкое распространение. Все последующие толкователи Корана опирались на этот труд.

Порой в процессе правового и государственного строительства нелегко было найти в Коране однозначные ответы на возникающие вопросы. Тогда обращались к тому, как поступал в подобных случаях Пророк Мухаммед. Так сложились сборники хадисов – сообщений, или рассказов, о решениях Мухаммеда, его действиях или высказываниях в той или иной ситуации. Хадисы подкреплялись иснадом – ссылками на непрерывную цепь людей, через которых они передавались, начиная от первоисточника и до последнего лица, записавшего тот или иной хадис. Первоисточниками выступали ближайшие сподвижники Пророка – Абу Бекр, Умар, Али, Аиша, Абу Хурайра, Абдаллах ибн Масуд и др. Одним из величайших передатчиков хадисов считается Абу Зарр ал-Гафари, сподвижник Мухаммеда, прославившийся своим благочестием. Он умер в Медине в 652 году.

Фиксация хадисов прошла несколько этапов: запись всех подряд известных хадисов, затем группирование их по именам тех лиц, к которым они возводились как первоисточнику. Таковы знаменитые «Ал-Муватта» Малика ибн Анаса – сборник, содержащий свыше тысячи семисот хадисов, и «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, содержащий свыше тридцати тысяч хадисов. Третий этап завершился во второй половине IX века, когда был составлен шеститомный сборник хадисов, который прочно и надолго завоевал авторитет. Это «Сахих» («Истинный», «Достоверный») ал-Бухари – второй по значению текст после Корана. Эти сборники также были дополнены комментариями. Чрезвычайную популярность приобрели сборники, включающие по сорок хадисов – минимум, который должен знать каждый мусульманин. Хадисоведение (усул) требовало тщательной проверки надежности иснада с точки зрения безупречности нравственного облика каждого рассказчика. В зависимости от этого установились истинные, хорошие и слабые хадисы. Подвергалась проверке и наука о передатчиках (табакат), которая занималась составлением биографических словарей. Знатоки хадисов именовались мухаддис, туллаб ал-хадис.

Коран с его толкованиями и предания об изречениях и поступках Пророка Мухаммеда легли в основание исламской Сунны – представления об образе жизни, согласно которому должна протекать индивидуальная и общественная жизнь мусульман. Коран и хадисы являются основой шариата – мусульманского права.

Шахрастани приводит определение слова дин («вера»), данное Мухаммедом, который раскрывал его как содержащее следующие понятия: ислам – пять столпов веры (аркан, рукн – мн. ч.), иман – вера в истинность ислама, включающая в себя внутреннюю веру (итикад), исповедание ее словом (икрар) и добрые дела (амаль), и исхан – нравственная добродетель. Пять столпов веры следующие: шахада – исповедание веры, салят (саляват – мн. ч., намаз – перс.) – молитва, саум – пост, закят – милостыня, хаджж – паломничество в Мекку. Шахада выражается в формуле: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Его». Эта формула, повторение которой обязательно для каждого мусульманина, содержит два основных догмата ислама: исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммеда. Иноверец или язычник, желающий принять ислам, должен явиться в махкаму кадия и там в присутствии свидетелей-мусульман произнести шахада в подтверждение веры. Догмат о Троице в христианстве, а также обожествление иудеями Эзры Мухаммед трактовал как многобожие (ширк).

У Аллаха нет подобных Ему в Его бытии, Он не рожден и не рождал, у Него нет сыновей и дочерей. Аллах – Единый (ал-Вахид), Живой (ал-Хайи), Вечный (ас-Самад), Первый и Последний, Внешний и Внутренний, Всезнающий, Властелин миров (Рабб ал-Аламин), Пресвятой Владыка (ал-Малик ал-Куддус), Владыка Судного дня (Малик Йамум ад-Дин), Лучший из судей (Хайр ал-Хакимин), Свет (ан-Нур), Абсолютная истина (ал-Хакк), Творец (ал-Халик), Дарующий жизнь (ал-Мухйи), Дарующий смерть (ал-Мумит), Могущественный (ал-Кадир), Сильный (ал-Кави), Знающий (ал-Алим), Видящий (ал-Басир), Слышащий (ас-Сами), Грозный, Могучий (ал-Джаббар). Непокорным Аллах угрожает пылающим огнем, неверующим – вечным огнем геенны, «сбивает с пути, кого хочет, и ведет прямо того, кто обратился». Аллах – Милостивый и Милосердный (ар-Рахман, ар-Рахим), Прощающий (ал-Гафир, ал-Гаффар), Дарящий (ал-Ваххаб), Питающий (ар-Раззак), Любящий (ал-Вадуд).

Концепция ислама строго и последовательно моно- и теоцентрическая. Аллах – абсолют, мир – его творение. Задаваться вопросом о том, какова природа отношений между Аллахом и миром, Аллахом и человеком – занятие праздного и ленивого ума. Отсюда – неприятие суфизма в исламе. У Аллаха есть архангелы. Это Джабраил, передающий Божественное откровение Пророкам, Микаил, заботящийся о пропитании всех созданий Аллаха, ангел смерти (его имени нет в Коране), принимающий души умерших, и Исрафил – ангел воскресения всех мертвых в День Страшного суда, наступление которого он возвестит звуками своей трубы. Ангелы не вечны, они – творения Аллаха, его преданные слуги, посредники между Ним и человеком.

Священное Писание передается Аллахом через Пророков-посланников. У разных народов могут быть свои посланники (расуль), проповедующие от имени Аллаха. Также существуют простые пророки (наби), продолжающие проповедь, начатую расуль. Пророки-посланники – Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса ал-Масих и Мухаммед. Всего в истории человечества было триста тринадцать Пророков-расуль и около ста двадцати четырех тысяч пророков-наби. Мухаммед – последний Пророк-расуль. Пророки совершают чудеса. Сам Мухаммед признавал за собой только одно чудо: откровения Корана. По преданию, пророческая миссия Мухаммеда была предсказана Иисусом: «Сыны Израиля! Я – посланник Божий к вам, подтверждающий Закон, который в руках у вас, и благовествующий о Посланнике, который придет после Меня, которому имя Ахмед». Имя «Ахмед» по значению то же, что и «Мухаммед». Они образованы от одного корня «хвалить», «славить»; отсюда Ахмед – «Хвалимый», «Славный» и Мухаммед – «Прославленный».

Божественное откровение передавалось разным народам через Пророков-посланников. Свитки (сукуф) Священного Писания (ал-Китаб) получили от Бога Моисей, Давид, Иисус и Мухаммед. Моисей получил Тору (Таурат), Давид – Псалмы (Забур), Иисус – Евангелие (Инджиль). Кроме того, десять свитков Писания было дано Адаму, пятьдесят – Сифу, тридцать – Идрису и десять – Аврааму, так что всех книг Писания сто четыре. От Корана эти Книги отличались только по форме изложения, структуре и языку, но их содержание идентично Корану.

Второй столп ислама – салят – строго регламентирован. Молитву следует совершать по установленной форме, на арабском языке, в определенные часы суток и по возможности в мечети. Лицо молящегося должно быть обращено в сторону Мекки, это направление называется кибла. Верующий расстилает молитвенный коврик (саджжада) и таким образом отделяет себя от остального мира. Про себя или вслух он заявляет о своем намерении (нийа) совершить молитву ради Аллаха. Время каждой молитвы возвещает муэдзин, призыв на молитву (азан) заключается в формуле «Аллах акбар».

С точки зрения ислама, весь мир разделяется на «область ислама» (дар ал-ислам), иначе «область веры» (дар ад-дин), и «область войны» (дар ал-харб). Дар ал-ислам – это всякая страна, находящаяся под властью мусульман и управляемая по законам шариата. Первоначально дар ал-ислам совпадал с границами Халифата, а позже так стали именовать все мусульманские государства. Дар ал-харб – это все страны, населенные немусульманами или хотя бы и мусульманами, но находящимися под властью немусульман. Некоторые школы законоведов признают еще третью категорию земель – «область мира» (дар ал-сульх) – немусульманские страны, управляемые немусульманскими правителями, данниками Халифата. Со странами, находящимися в «области войны», мусульмане могут заключать перемирие сроком на десять лет, которое разрешено продлевать путем возобновления договора.

«Неверными» признаются кафирун (отступники, букв. «неблагодарные») и язычники. По отношению к «людям Писания» (ахль ал-Китаб) – иудеям и христианам мусульманское право допускает веротерпимость, к управлению мусульманским государством и к военной службе они не допускаются. Такие подданные называются зиммиями – людьми, находящимися под защитой мусульманского государства. Иноверцы платят налог джизью. Если они отказываются платить налог или нападают на мусульман с оружием в руках, то с ними следует вести войну, как и с прочими «неверными» и язычниками.

Участие в джихаде – «войне на пути Аллаха» шариат считает обязательным для всех мусульман, кроме бедняков, немощных калек, стариков, женщин и рабов. Начиная войну с «неверными», халиф или наместник халифа должен сначала предложить им принять ислам; такое предложение делается лишь однажды и никогда больше не повторяется. После объявления войны «неверным» предоставляется три возможности: принять ислам; не принимать ислам, но перейти в подданство мусульманского государства, то есть принять статус зиммиев; воевать до победного конца. Во время джихада в «области войны» нельзя убивать стариков, женщин, детей и монахов-отшельников. Мужчин, захваченных с оружием в руках, нужно либо убивать, либо брать в плен. Женщин и детей можно брать в плен и требовать за них выкуп – они часть военной добычи. Военной добычей считается всякое захваченное во время джихада движимое имущество, но не земля, которая переходит в собственность уммы.

В исламе два главных праздника – 1-е шавваля и 10-е зу-л-хиджжа. Они являются днями отдыха. Мусульманин может иметь несколько жен одновременно (не более четырех), если он в состоянии обеспечить им достойное существование. Мусульманин не может быть рабом, и все его дети рождаются свободными и равноправными, независимо от статуса их матерей – законных жен мусульманина или его наложниц.

Погребение (дафн) умершего следует совершать по возможности в день смерти, в крайнем случае – на другой день. Покойника обмывают и заворачивают в саван (кафан). Над ним совершается особая молитва (салят ал-маут) и читается Коран. Затем его кладут на закрытые носилки и несут на кладбище, идя быстро и вполголоса повторяя молитвы. Покойника опускают в могилу, вырытую в рост человека, и поворачивают на правый бок так, чтобы его лицо было обращено в сторону Мекки. Это делается для того, чтобы ангелы Накир и Мункар, которые явятся допрашивать покойника еще в могиле, знали, что здесь погребен правоверный мусульманин. Иногда, в соответствии с последней волей усопшего, рядом с ним в могилу кладутся выписки из Корана. Отец эмира Усамы ибн Мункиза всю жизнь делал копии с Корана. Перед смертью он попросил положить все четырнадцать списков рядом с ним в могилу. Турецкий султан Баязид II Дервиш завещал положить с собой в могилу сундучок с прахом священных войн, то есть пылью, собранной им со своей одежды во время походов против «неверных», – в доказательство участия в джихаде. Ислам не одобряет оплакивания умерших. Мусульмане могут посещать могилы правоверных, гробницы святых.

Пятничная мечеть называется масджид джумаа, домашние молельни – мусалла. В каждой мечети у стены, ориентированной в сторону Мекки, находится михраб, в больших мечетях бывает несколько михрабов. Это ниша, украшенная текстами из Корана, перед которой ставят светильники (кандиль) и расстилают ковры. Правее михраба находится возвышение для имама и проповедника – минбар. Хутбу во время намаза читают с минбаров, которые бывают только в пятничных мечетях. Ежедневной и пятничной молитвами руководит имам («стоящий впереди»). Имамом может быть халиф, наместник халифа в провинциях и городах Халифата, главнокомандующий на войне и любой другой мусульманин, пользующийся авторитетом.

По рукописным копиям Корана можно изучать историю арабской книги. Чтение Корана и хадисов стало средством распознавания сущности происходящего в действительности, в которую послано знамение, и нужно только быть готовым воспринять его:


Ниспослал, его дух святой от твоего Аллаха во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь и радостную весть для мусульман (Коран, 16: 104).

Походы в Армению и Азербайджан

Воспользовавшись болезнью ишхана Армении Теодороса Рштуни, удельные армянские князья разорвали мирный договор с арабами и вернулись под власть Византии. В ответ на это наместник Сирии Муавийя послал в Армению из Дамаска семитысячный отряд Хабиба ибн Масламы, и такой же по численности отряд был послан из Куфы. Хабиб ибн Маслама осадил укрепленный город Каликалу, который сдался на условиях мирного договора. Затем Хабиб дал сражение византийскому ополчению, идущему на помощь армянским князьям, и разбил его. Таким образом путь на Двин (Дабил), столицу Армении, был открыт. Город, опасаясь разгрома, сдался. Хабиб ибн Маслама подписал с жителями столицы следующий мирный договор: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Это – грамота Хабиба ибн Масламы христианам из жителей Дабила и их магам и иудеям, тем, кто присутствует, и тем, кто отсутствует, в том, что даю вам гарантию неприкосновенности вас самих и вашего имущества, и ваших церквей, и ваших храмов, и стен вашего города. Вы в безопасности, а мы обязаны соблюдать в отношении вас верность этому договору, пока вы соблюдаете его и платите джизью и харадж. Свидетель – Аллах, и достаточно Его в свидетели. Поставил печать Хабиб ибн Маслама».

На этих условиях сдались Нахичевань и горные районы Сисаджана и Вайса. После этого, возвратившись в Двин, Хабиб дал своему отряду небольшой отдых, а затем пошел в Грузию – через Шираз и далее по одной из речных долин, открывающихся в сторону Куры. Царь Грузии и грузинские удельные князья вновь признали власть Халифата и подписали соответствующие мирные договоры. Вся территория Грузии от Черного моря до Дарьяльского ущелья была возвращена под власть халифа.

Другой военный поход арабов в Закавказье – в Азербайджан, предпринятый в это же время Салманом ибн Рабийа ал-Бахили, поначалу складывался столь же успешно. Жители городов встречали арабов миролюбиво. Так было и во время прохода Салмана по Албании. Выйдя к Дербенту, который арабы называли Баб ал-Абваб («Цитадель цитаделей»), Салман нашел в нем радушный прием. В этой последней крепости бывшей Сасанидской империи Салман остановился на трехдневный отдых, а затем пошел дальше на север, вторгшись во владения хазар. Переправившись через реку Сулак, малочисленный арабский отряд столкнулся с превосходящими его во много раз силами хазар. В этом сражении Салман и его брат Абд ар-Рахман погибли, а из четырехтысячного отряда спаслись единицы.

Отряд Хабиба ибн Масламы из Армении и Грузии вернулся в Сирию. После этого похода историческая судьба Закавказья оказалась неразрывно связанной с последствиями выполнения или нарушения заключенных с Халифатом мирных договоров. Нарушение договоренности означало возможность завоевания этих территорий силой, а соблюдение договора обеспечивало военную помощь арабов в случае внешней агрессии. Особенно частым вероломством отличались города и провинции Ирана и Византии.

На страницу:
5 из 6