bannerbanner
Айкидо. Работа с ощущениями
Айкидо. Работа с ощущениями

Полная версия

Айкидо. Работа с ощущениями

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

То же самое и в айкидо. В каждой схватке перед нами стоит ЦЕЛЬ – победить соперника. Для этого мы должны использовать ИНСТРУМЕНТЫ – техники айкидо, основанные на принципах. Но для достижения цели недостаточно бездумно применять эти инструменты, необходимо выстраивать их комбинации и сочетания, которые способны привести к победе, то есть нужен НАВЫК – кудзуси. При помощи верной связки технических приёмов, развития тайминга и чувства дистанции, подключения центра, сохранения собственного равновесия и т. д. мы обретаем НАВЫК эффективного ведения боя, в результате чего центр тяжести партнёра перемещается за пределы его ног, он теряет равновесие и достигается цель – убедительная победа.

Таким образом, развив в себе навык кудзуси, мы становимся способными достичь любой цели, т.е. одержать победу в любой драке. Да, это пока в теории, поэтому важно активно заниматься практикой и неустанно развивать свои навыки.


Как этому научиться?


Мне всегда было довольно чётко понятно, как сформировать в себе центральную линию, какие упражнения и действия выполнять, чтобы развить в себе чувство дистанции и тайминг. В какой-то момент даже стало ясно, каким образом в техниках задействовать работу центра, что раньше вообще казалось чем-то непостижимым. Я всегда знал, как контролировать своё равновесие, но навык кудзуси долго оставался для меня чем-то из другой категории постижения. Как наработать способность чувствовать нападающего, его намерения и энергию – загадка! Какое-то время я даже пытался понять, какие упражнения способны целенаправленно поспособствовать постижению кудзуси, так же как жим штанги помогает развить грудную мышцу.

Помочь найти ответ мне помог Подлесный Александр (г. Санкт-Петербург), на тот момент 3-й дан Айкидо Ёсинкан, который объяснил мне суть кудзуси, после чего я стал смотреть на это понятие с принципиально иной стороны. И это крайне важно: прежде чем узнать, КАК чего-то достичь, необходимо понять, ЧТО ЭТО вообще такое. И тогда множество вопросов тут же получат ответ и друг за другом схлопнутся, оставив после себя лишь ясную и полноценную картину. Именно Александр объяснил мне, что кудзуси – это тот самый навык «игры на фортепиано», который позволяет достигать любой «музыкальной» цели при помощи всех доступных инструментов. Этот навык нельзя наработать, практикуя на тренировках лишь определённые упражнения узкой направленности. Думаю, вообще не следует ставить перед собой цель овладеть кудзуси, по крайней мере, до момента достижения первого дана и не искать для его развития специальные упражнения. Достаточно лишь упрямо тренироваться, выполнять указания тренера и концентрироваться только на тех принципах айкидо, которые актуальны для своего текущего уровня развития. Навык разрушения равновесия нападающего – это очень сложная и многокомпонентная вещь, и развивается в ученике автоматически при условии, что он всесторонне изучает айкидо.

Вполне возможно, что навык кудзуси – это высшая цель занятий айкидо. Мне представляется, что обрести способность одинаково эффективно ломать устойчивость любого нападающего в независимости от веса и физической силы, причём делать это всё на автоматическом уровне, может только боец, развивший в себе все важные принципы айкидо.

ГЛАВА 3. Взаимодействие с партнёром

Согласие с атакой

Наиболее распространённое разъяснение сути айкидо озвучивается избитой фразой «использование энергии нападающего против него самого». Это, пожалуй, вполне справедливое, но, если можно так выразиться, «детсадовское» определение одного из основных принципов айкидо.

Что это за энергия? Откуда она берётся? Как её использовать?

Вопросов у новичка после такого объяснения меньше не станет, наверняка их только прибавится. Более понятной расшифровкой сущности этого принципа будет, как ни странно, ещё более лаконичная фраза «с нападающим необходимо соглашаться». И в этом согласии нет никакой слабости или утраты преимущества в бою. Знание элементарных законов физики, правильное использование силы, слияние с атакой – всё это часто оказывается гораздо более эффективным в плане позитивного завершения конфликта, чем бездумный ответ ударом на удар и ещё большее разжигание взаимной агрессии.

Я совершенно не хочу сказать, что ударные боевые искусства уступают айкидо. Это была бы мысль дилетанта, который только что попал в мир айкидо и оказался им бесконечно очарован. Говоря о неэффективности бездумного ответа удара на удар, я имею в виду исключительно сферу айкидо: если вы не хотите даже попытаться изучить его принципы и на собственном примере опробовать их работоспособность, то бокс, карате или кунг-фу подойдут вам больше. Но если вы всё-таки решили связать свою жизнь с путём Айки, то важно понимать, что удар в ответ не всегда будет уместен.

Если рассуждать грубо, то можно выделить всего два вида атаки: направленная от защищающегося (когда тянут) и в его сторону (элементарный удар любого характера). В первом случае инстинкт самосохранения подсказывает: нужно попытаться вырваться! Вас тащат в одну сторону, вы же пытаетесь преодолеть эту силу и оказать противодействие в обратном направлении. В результате своего добивается тот, кто сильнее физически. Более того, инициатор этого конфликта, тянущий вас за собой, подсознательно уже готов к сопротивлению и ждёт этого от жертвы. Согласие с тянущим движением, во-первых, станет для нападающего неожиданностью, и все его дальнейшие агрессивные планы, скорее всего, тут же разрушатся или как минимум сильно изменятся, благодаря чему у вас будет время предпринять защитные действия. Во-вторых, так мы получаем возможность усилить импульс противника, добавив к нему свой. С таким подходом соглашается элементарная векторная геометрия и физика сложения сил. Поясню на визуальном примере.



Науки говорят, что если две параллельные силы направлены в разные стороны, то их модули вычитаются. Результирующая сила в итоге будет направлена в сторону более мощного импульса, то есть происходит соревнование физических сил, в котором побеждает сильнейший. Айкидо учит другому: для победы нужно использовать энергию нападающего, прибавив к ней свою, при этом, чем больше сила атаки, тем мощнее будет результирующая. С этим соглашается и физика: если две силы параллельны и сонаправлены, то их модули складываются, т.е. развивается суммарная сила, которая будет существенно превосходить импульс нападения. Это и открывает возможности победы над более сильным физически противником.

Абсолютно то же самое можно сказать и о более традиционных методах нападения – ударе или толчке. Можно попытаться остановить атаку блоком или столкновением, но в этом случае всегда есть вероятность, что более массивный соперник вас просто сомнёт. Поэтому более эффективным будет согласиться с импульсом нападения, позволить ему набрать полную мощь и усилить собственной энергией, предварительно сместившись с линии атаки. Тогда векторы сил снова сложатся и создадутся предпосылки для потери партнёром равновесия.

Согласие с атакующим не только позволяет более эффективно взаимодействовать с партнёром, но и лишний раз подчёркивает стремления айкидо: научить людей избегать конфликтов и более рационально расходовать свои собственные силы.

Контроль дистанции

Если посмотреть на новичков, то, как правило, они будут стараться выполнить технику на максимально большом расстоянии от партнёра. Их логика, продиктованная инстинктом самосохранения, вполне понятна: держать атакующего на максимальном расстоянии, чтобы обезопасить себя от ударов и захватов. К тому же большая дистанция предоставляет защищающемуся хороший обзор, можно видеть, предугадывать и контролировать все действия агрессора. Однако такой подход к ведению боя всё же оказывается малоэффективным.

Опытный боец всегда контролирует дистанцию. При этом контроль заключается не только в том, чтобы не дать противнику приблизиться к себе, нанести удар или выполнить захват. В айкидо, как и во многих других боевых системах, существует понятие Ма-ай, которое представляет собой целую концепцию, включающую в себя контроль дистанции, мгновенную оценку времени, требуемого для её преодоления, необходимый угол и ритм атаки. Эта концепция довольно сложная и становится доступной для понимания только после многих лет упорных тренировок. Но познакомиться с ней нужно как можно раньше, чтобы уже с первых тренировок пробовать хотя бы её самые простые элементы.

Многие техники айкидо, особенно бросковые, такие как, например, ирими-нагэ или сокумэн-ирими-нагэ, как раз требуют плотного контакта с атакующим, и выполнить их на расстоянии вытянутой руки просто не получится. Со временем, когда хотя бы некоторые принципы айкидо перестанут осознанно прокручиваться голове и начнут работать более-менее автоматически, страх приблизиться к атакующему уменьшается, а техника становится более эффективной.

Принцип Ма-ай подразумевает кропотливую работу с ощущениями. Необходимо учиться понимать и чувствовать, когда безопаснее держать уке на расстоянии, дистанционно контролируя все его действия, а когда наступает время сближения и мгновенной контратаки с последующим броском или болевым удержанием.

Своевременность реакции

Тайминг – важная составляющая динамичного поединка, когда происходит не методичное и пошаговое повторение базовой техники, а слитное и быстрое исполнение в режиме оё-вадза или дзю-вадза. Знакомство с элементами этого принципа может происходить уже в первые месяцы тренировок, а вот его последующая серьёзная отработка в динамике – исключительно после достижения значительных успехов в освоении основных принципов айкидо. В противном случае совместная работа с нападающим превращается в суету, когда один старается честно атаковать, а второй – беспорядочно выполнить хоть какие-то эффективные движения. В итоге желание ситэ воспроизвести технику быстро и красиво, не имея при этом должных навыков, провоцирует чрезмерное напряжение, закрепощение и мгновенный уход от айкидо к одной из разновидностей борьбы – кто сильнее, тот и победит в этом локальном противостоянии. Однако выполнить технику айкидо возможно только без применения большой физической силы, и чем точнее выбран момент взаимодействия с нападающим, тем меньше шанс передать инициативу в бою в его руки и больше вероятность выполнить, например, бросок быстро и чётко, когда уке даже не успеет понять, что же произошло.

Простой пример. Если в момент нападения или удара замешкаться и опоздать с блоком или уходом с линии атаки, неприятные ощущения в виде падения, ушиба или травмы вам гарантированы. Так же неэффективной оказывается слишком ранняя реакция на действия нападающего – он легко может это заметить и быстро изменить угол удара или направление нападения. Хороший тайминг вкупе с приличной технической базой – вот что поможет ученику начать путь к чёрному поясу и званию мастера.

Освоение тайминга – это стопроцентная работа с собственными ощущениями, когда из каждой несвоевременной реакции на атаку и принятия мысли о том, что твоя техника пока не работает, делаются важные выводы, замечания и отработка производится снова и снова, пока не появится ощущение эффективности.

ГЛАВА 4. Работа центра

«Подключение центра при выполнении техники» – часто эту фразу можно услышать от тренера или другого мастера, но понять её значение особенно в самом начале своего пути очень непросто. Лично мне первое время казалось, что это что-то из разряда фантастики, нечто непостижимое для меня, и что если к освоению работы центра и можно прийти, то исключительно в результате полной и фанатичной самоотдаче айкидо на протяжении нескольких десятилетий. Я предполагал, что использование неких скрытых резервов человеческого тела вполне возможно, и что исполнение эффективного броска более массивного нападающего при помощи хорошо развитого центра – это не иллюзия и не игра в поддавки. Тем не менее, всерьёз задумываться об обнаружении в себе таких резервов и их развитии я начал только после примерно семи лет занятий айкидо.

Такой длительный период отсутствия работы над своим центром не стал следствием нежелания этого делать или отсутствия необходимой информации. На тренировках я довольно часто слышал о важности работы центра, ещё чаще – на семинарах, когда более маститые тренеры в подробностях описывали суть этого принципа. Кроме того, много теории о подключении центра при исполнении техник я находил в интернете в виде статей, книг и видеоматериалов. Вот только как применить теорию в реальности было совершенно непонятно. Все попытки работать центром сводились к хаотичному напряжению разных частей своего тела: поясницы, ног, пресса. Только в итоге моя техника превращалась в чистое использование физической силы, а удачный бросок абсолютно лояльного уке я ошибочно преподносил для себя как факт использования центра – у меня получилось!

Первое время всё объяснение использования центра сводилось к очень красивым, но довольно расплывчатым формулировкам. Центр или Хара – это некий воображаемый сгусток энергии, который сосредоточен внутри тела в точке немного ниже пупка. Это центр равновесия, силы, ума, концентрации – всего того, что помогает сделать наши движения более осознанными и эффективными. Центр должен быть чётким и тяжёлым, полезно будет его даже визуализировать: представить в виде точки, шара или любого другого энергетического объекта, который первым придёт в голову. Все движения должны выполняться центром. Вот нечто подобное на протяжении нескольких лет приходилось слышать из самых разных источников, но как это использовать в тренировочном процессе – никакой конкретики. Так что долгое время эта таинственная сфера айкидо оставалась для меня неосязаемой.

Самые первые серьёзные попытки почувствовать свой центр были предприняты мной на одном из семинаров, когда Сенсей Гатауллин Рашит привёл в качестве примера очень любопытную аналогию, после которой в моей голове что-то щёлкнуло: я, кажется, начал понимать, что такое работа центра! Именно после этого все предыдущие расплывчатые объяснения начали приобретать смысловую наполненность, они стали чем-то более-менее понятным.

Напряжение поясницы

Тот судьбоносный семинар по большей части был посвящён динамичным техникам, бросковым элементам, где реальная эффективность возможна только при подключении центра. Медитативную работу со своими ощущениями и визуализацию я проводил уже давно, возможно именно она стала тем фундаментом, который позволил в дальнейшем выйти на новый уровень, но надстройкой в виде осязания Хара стали как раз рекомендации Сенсея. Для того, чтобы начать работу с центром, необходимо выполнять две вещи: напрягать поясницу и держать спину прямо на протяжении всей техники. И если при выполнении начальных перемещений в технике следовать этим рекомендациям было довольно просто, то финальный бросок почти всегда сопровождался «нырянием» плеч вперёд и перегибом поясницы. Однако теперь я знал, что нужно делать и над чем работать, чтобы мой центр начал развиваться. Физически осязаемым следствием того, что на протяжении всего семинара ученик производил необходимые манипуляции с телом, Сенсей назвал приятную боль в пояснице в конце тренировки. И я её ощущал!

Все движения – от центра

Сенсей предложил сопоставить свой центр с двигателем автомобиля. Очевидно, что пока он не заведётся, машина не тронется с места. Колёса не начнут крутиться, пока водитель не повернёт ключ зажигания. То же самое следует представлять и айкидоке: любое движение обязано рождаться в «двигателе организма» – центре, и двигаться должен именно он. По сути, ноги служат нам лишь для перемещения центра в пространстве, а руки – для направления уке и воздействия на него. В завершающем броске нужно не бездумно шагать вперёд ногами, подтягивая потом всё остальное тело, а двигаться центром (бёдрами, если так будет понятнее), одновременно выполняя при этом необходимые шаги и манипуляции руками. При отработке тай-сабаки-ирими-тэнкан не следует начинать движение независимым шагом вперёд, и далее так же обособленно забрасывая другую ногу по кругу за спину. Вращаться должен центр, ноги при этом обязаны покорно следовать за ним. При выполнении упражнения ни-бан-рендзоку-доса задняя нога не должна самостоятельно улетать за спину, а остальное тело – через мгновение поворачиваться за ней. Вращается центр, а ноги лишь подтягиваются за своим «двигателем».

Эту бесценную информацию я впоследствии подкрепил просмотром семинаров Жака Пайе, где он довольно тщательно объяснял, что такое центр и какие существуют нюансы его использования. Я и раньше находил в интернете подобный материал, но понимания слов опытных Сенсеев не было никакого. Только по прошествии нескольких лет упорных тренировок, попыток визуализации центра и после того невероятно познавательного семинара я стал понимать, о чём говорит мастер Пайе. И тогда весь тренировочный процесс открылся для меня с принципиально новой стороны.

ЧАСТЬ 3. Тренировочный процесс

Скажите, зачем вы приходите на тренировки? Скорее всего, подавляющее большинство выпулит что-то вроде «чтобы научиться постоять за себя и своих близких». Кто-то может оказаться более одухотворённым и дать в качестве ответа «стремление расти над собой, самосовершенствоваться» и т. д. и т. п. Не думаю, что здесь может быть правильный или неправильный ответ, ведь, в конце концов, у каждого свои цели. Но как же их достичь? Как овладеть эффективными приёмами, научиться чувствовать собственную энергетику и предугадывать намерения нападающего, как постоянно расти и не разочаровываться в выбранном боевом пути? Это уже вопрос из другой весовой категории. Тем более, что по-настоящему развиться в айкидо можно только пройдя по очень длительному пути, и он не всегда будет предлагать динамичную работу, сногсшибательные приёмы и осознание своей крутости. Гораздо чаще спутниками на тренировке окажутся скучные упражнения, усталость, неспособность удержать всё показанное тренером в голове и прочие разочаровывающие элементы.

Бездумные походы в тренировочный зал, вялые попытки запомнить как можно больше приёмов и прочие элементы хаотичности ни к чему конкретному не приведут уже только потому, что они хаотичны. В начале пути вы будете в восторге от увиденного в исполнении опытных айкидок и возможности попробовать сделать то же самое. Потом вы столкнётесь с непредвиденными проблемами, когда несложное и понятное, на первый взгляд, движение никак вам не поддаётся, и вы даже не будете представлять почему. В конечном счёте, при отсутствии понимания тренировочного процесса эти сложности соберутся в довольно противный снежный ком и выбьют вас из колеи. Итог – разочарование в себе, айкидо, тренере и ещё Бог знает в чём. Это глупый путь, он нам не подойдёт. Так что же делать?

И снова на помощь приходит школьная программа. Есть предмет изучения, а есть инструмент для изучения. Чтобы познать суть предмета, вы должны использовать инструменты. Для многих именно неправильная расшифровка предмета познания становится причиной неудач на татами. Запомните: в додзё вы должны изучать не приёмы и техники в целом и даже не упражнения и перемещения в частности, а ПРИНЦИПЫ айкидо. Вы их уже прекрасно знаете: центральная линия, сохранение собственного равновесия и вывод из него уке, согласие с атакой, контроль дистанции, вход, вращение, использование центра и т. д. – этих принципов достаточно много, и все они дополняют и расширяют ваше айкидо. Но именно они должны являться предметом изучения, а вот озвученные перемещения, техники и приёмы – это ваш инструментарий для познания принципов, это новые условия, в которых необходимо их тестировать и совершенствовать. Иными словами, в тренировочном зале вы должны изучать принципы айкидо посредством выполнения всего, что говорит тренер. При этом, чем в большем количестве условий вы успешно отточите эти элементы, тем эффективнее окажется ваша техника даже в самом стремительно развивающимся поединке. И здесь крайне важна каждодневная кропотливая работа с собственными ощущениями.

Как я уже писал в предыдущей части книги, не нужно зацикливаться на судорожной зубрёжке приёмов, их слишком много и все не запомнишь. Но если вы переориентируете свой мозг на изучение принципов айкидо через выполнение техник и упражнений, то каждое последующее задание тренера со временем будет даваться вам всё легче и легче. Я не говорю, что не нужно запоминать последовательность шагов, перехватов и вращений, ведь без этого никуда. Но ни в коем случае нельзя ставить это запоминание «во главу угла», напрочь забывая о том, что, к примеру, твоё равновесие смехотворно, а работа центром и чувство дистанции в состоянии не лучшем, чем у случайного прохожего на улице, но при этом ты хорошо помнишь все шаги и перехваты. Именно изучение принципов айкидо поможет свести к минимуму количество и масштабы разочарований на татами.

ГЛАВА 1. Структура тренировочного процесса

Непонимание учеником того, что процесс роста эффективности в айкидо довольно длительный и многоэтапный превращает тренировки в некий клуб по интересам, где восторг от получившегося броска постоянно сменяется горьким осознанием, что ты ничего не умеешь. На каждом этапе своего развития важно понимать, на что ты в данный момент способен, какие элементы и уровень эффективности техники сейчас для тебя доступны, а что пока из-за недостаточной базы и отсутствия опыта остаётся непостижимым.

За годы активных занятий айкидо, на своём пути от первого знакомства с боевым искусством и до заслуженного получения чёрного пояса и даже после этого, ученик должен преодолеть несколько обязательных этапов. И начинается всё, как всегда, с самого простого: одиночная работа со своим телом и ощущениями.

На начальном этапе ученику следует уделять особое внимание выстраиванию своего тела через отработку стойки. Мы учимся правильно распределять вес между ногами в статичном положении, располагать руки, доворачивать бёдра, устремлять вперёд взгляд и энергию, расслаблять плечевой пояс, ощущать центр в камаэ. Здесь же должна осуществляться мысленная работа: анализ своих ощущений, коррекция положения тела в зависимости от них, настройка на предстоящие действия. Параллельно с отработкой стойки ученики начинают знакомиться с основами эффективного передвижения, сначала – через изучение базовых и дополнительных перемещений. Здесь необходимо в индивидуальном движении попытаться сохранить сформированные на определённом уровне принципы и ощущения в статичном положении плюс постигать новые. Это, очевидно, более сложная задача, но именно такая наработка закладывает основу будущей эффективности.



Второй этап роста предполагает работу в паре, где необходимо учиться основам взаимодействия с энергетикой партнёра, его физическим воздействием. Одиночные базовые упражнения трансформируются в парные, в процессе отработки которых ученик совершенствует индивидуальные наработки, пытается добиться той же эффективности в движениях при физическом контакте с напарником. Затем происходит отработка базовых техник, пошаговое оттачивание известных и постижение более комплексных принципов айкидо. Броски и техники удержания здесь выполняются чётко, с остановками и кропотливой корректировкой своего тела в каждой фазе, значительно расширяется диапазон условий, в которых можно протестировать своё равновесие, центральную линию, эффективность работы центра и т. д. Если на первом этапе происходит формирование статичной и динамичной базы, то на втором – закладываются технические основы.



Третий тренировочный этап – это основы динамичного и слитного исполнения техник, которые открывают дорогу к их практическому применению. Предполагается, что ученик уже овладел необходимой базой, изучил достаточное количество приёмов и готов ускорять их выполнение без потери эффективности. Сначала в изученных техниках «сглаживаются углы», сводятся к минимуму остановки, избыточные шаги и лишние перехваты, при этом скорость выполнения может оставаться небольшой – происходит наработка слитного исполнения, оё-вадза. Важно отметить, что из техник вполне могут исключаться некоторые элементы, характерные для кихон-вадза и не обязательные для динамичного варианта.

На страницу:
3 из 5