bannerbanner
Айкидо. Работа с ощущениями
Айкидо. Работа с ощущениями

Полная версия

Айкидо. Работа с ощущениями

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Кататэ-кохо-укеми


Контролируемое падение назад с заводом кисти за голову, амортизацией другой рукой и приведением тела в состояние готовности к мгновенному развороту. Выполняется в случае использования техники си-хо-нагэ. При выполнении страховки крайне важно отрывать таз от пола и вытягивать всё тело в струну с выпрямлением одной ноги. Такое положение «заряженности» позволяет в случае намеренной или случайной утраты нападающим контроля очень быстро отдалиться от него на достаточно комфортное расстояние, развернуться и выйти в стойку, а значит, подготовиться к новой атаке.

Для меня по ощущениям положение в кататэ-кохо-укеми, когда голова, позвоночник и нога вытянуты в одну струну, а вторая нога встаёт на носок и тем самым амортизирует тело, напоминает сжатую пружину, которая готова в любой момент с ускорением распрямиться, когда сжимающая сила перестанет действовать. Так и мы: должны выстрелить, как только нашу руку отпустили.


Ёко-укеми


Страховка с падением набок и амортизацией рукой. Нечасто такое можно представить, но боковая подножка всё же возможна, где ёко-укеми точно поможет. К тому же в динамичных техниках можно встретить и высокий вариант боковой страховки, который также позволяет не отбить себе все части тела при падении.


Хотелось бы добавить ещё один «пазл», которому я не так давно нашёл место в собственной картине айкидо. Он как раз касается укеми-вадза и необходимости применения принципов при отработке страховок. Моё открытие связано с работой центра, точнее, с первичностью его движения.

При отработке любых страховочных элементов необходимо делать акцент на своём центре. При выполнении кохо-кайтен-укеми именно центр должен вытягивать тело назад для более стремительного кувырка и стабилизации равновесия. В рётэ-кохо-укеми разворот происходит на плечах, но двигателем этого смещения должно быть выталкивание своего центра за спину. Земпо-кайтен-укеми завершается быстрым разворотом с выходом в стойку, так вот этот самый разворот также должен, по сути, быть вращением ваших бёдер, а не попыткой развернуть корпус за счёт рук, ног и чего-то ещё. Если практиковать отработку страховок с этим пониманием и акцентами, приходит явно ощутимое повышение устойчивости и готовности к действию.

Базовые перемещения

Усвоив хотя бы некоторые принципы в статической работе, когда центральная линия более-менее сформировалась, а ощущение устойчивости обрело различимые очертания, можно смело переходить к совершенствованию навыков в движении.

Конечно, свои первые перемещения вы попробуете выполнить уже на первой тренировке, но всё же это абсолютно точно можно считать следующим этапом. Такое разграничение стадий тренировочного процесса позволяет более предметно и осознанно заниматься, ведь беспорядочное повторение всего, что показывает тренер, без улавливания связи между упражнениями и техниками, если и приведёт к хорошему результату, то только через много-много лет. Напротив, системность тренировочного процесса, разбитие его на понятные этапы, движение от простого к сложному, помогут овладеть искусством айкидо быстрее и намного эффективнее.

Первое же движение из базовой стойки стопроцентно спровоцирует слом центральной линии, пусть даже визуально будет казаться, что ваши руки и тело продолжат находиться в сфокусированном состоянии. Наша локальная задача на этом этапе тренировок – научиться сохранять центральную линию при перемещении и повороте тела в любом направлении. И это не так просто, как кажется на первый взгляд. Как я уже сказал, первый шаг выводит нас из состояния сосредоточенности и отцентрованности, которое мы приобрели в статическом положении за счёт отработки стойки. Тело расслабляется или наоборот сильно напрягается (у всех происходит по-разному), что никак не может говорить о сохранении наработок. Только настойчивая работа с собственными ощущениями в движении позволит не только сохранить освоенные принципы, но и выйти на принципиально новый уровень – постижение более сложных вещей.

Особенности отработки одиночного кихон-доса

Когда в раннем детстве мы учились считать, то начинали с элементарного запоминания цифр от нуля до десяти, затем постигали премудрости составления многозначных цифр и лишь потом переходили к более сложным принципам сложения, вычитания, умножения и деления. В старших классах мы знакомились с аспектами математики более высокого уровня: дроби, возведение в степень, извлечение корня, приходя в итоге к ещё более изощрённым математическим понятиям, такими как интеграл, дифференциальное уравнение или предел. Такое движение от фундаментальных вещей к комплексным понятиям вполне логично и эффективно – не зная умножения трудно пытаться возвести число в степень.

Думаю, суть постижения айкидо мало чем отличается от изучения математики и связанных с ней дисциплин. В качестве цифр можно рассматривать базовую стойку и элементарные движения, математических операций – базовые перемещения или кихон-доса. И только освоив на достаточном уровне эти фундаментальные понятия, можно переходить к следующему этапу развития.

Шесть базовых движений в Айкидо Ёсинкан – это те кирпичики, на которых строится будущая техника. Наверняка многие слышали от старших учеников или тренера, что практически каждую технику можно разложить на базовые движения. Это действительно так, но с небольшой, но очень важной оговоркой: техники можно разобрать не на цельные движения кихон-доса, а на принципы, на которых эти базовые перемещения построены. Конечно, если рассматривать кататэ-мочи-си-хо-нагэ, то можно различить практически полное повторение сумацу-доса, однако с другими техниками не всё так однозначно.

Новичку сложно разглядеть в обычном шаге вперёд, повороте или смене стойки один из важных принципов айкидо. Каждое из этих движений воспринимается как что-то элементарное, стандартное, то, что каждый из нас выполняет в повседневной жизни, и углубляться при этом в айкидо совсем не обязательно. Однако если попытаться взглянуть на, казалось бы, обычные перемещения с точки зрения основных принципов Айки, переосмысление всего того, что происходит на тренировке, не заставит себя долго ждать. Наполнив смыслом каждое выполняемое движение, можно в максимально короткие сроки существенно повысить эффективность тренировок и выйти на новый уровень постижения Будо.

Самое сложное в айкидо

Когда я только начинал знакомиться с мудростью этого боевого искусства, меня неизменно пугало количество техник, с которыми я успел познакомиться за месяцы, а потом и годы тренировок. Я никак не мог поверить, что со временем станет возможным удержать в голове такое количество движений, перехватов, болевых контролей и бросков. Мне казалось, что тренер уже успел показать, наверное, 80% существующих в айкидо техник, если не больше, ведь их уже было продемонстрировано десятка три, не меньше! Конечно, далеко не все из них я был на тот момент в состоянии воспроизвести, но их примерное количество уже вселяло страх. Впоследствии, посетив несколько семинаров, изучив доступные в интернете видеоматериалы, я осознал, что существуют техники более высокого уровня, и выполнить их эффективно могут только настоящие мастера. В итоге я решил, что на самом деле я знаком лишь с небольшой частью айкидошных техник, всё самое интересное ещё впереди.

На тот момент сформировалось понимание: в айкидо есть действительно сложные техники, возможно даже некоторые из них, что называется, не для свободного доступа. Стала вполне понятна и тренировочная перспектива, а именно последовательное изучение техник всё более высокого уровня, а критерием мастерства окажется количество изученных приёмов. К счастью, уверенность в таком положении дел продержалась недолго. Моё сознание перевернул один единственный семинар под руководством Гатауллина Рашита.

Основной темой того семинара стала как раз отработка кихон-доса. Сказать, что мы сильно уставали каждый из четырёх тренировочных дней – не сказать ничего. Оттачиванию базовых движений уделялось часа полтора-два, нахождение в промежуточных стадиях кихон-доса занимало несколько минут – и всё это в низких стойках, с крайне неудобным положением рук! Колени быстро уставали, плечи закономерно приходили в напряжение и под каждым ответственным учеником, честно отрабатывающим предлагаемые перемещения, образовывалась различимая лужа пота. Я навсегда запомнил произнесённую Сенсеем фразу: «Я хочу, чтобы в конце тренировки вы меня ненавидели». Надо сказать, лично я уже после нескольких десятков секунд в положении хирики-но-ёсей, когда переднее колено сильно загружено, центр максимально опущен, а поднятые к голове руки тэ-гатана

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5