Полная версия
Айкидо. Работа с ощущениями
Довольно часто после демонстрации тренером одной из техник и её вдумчивой отработки, я отправлял партнёра к другому ученику, преследуя при этом две цели. Во-первых, я получал возможность ещё раз понаблюдать за техникой со стороны, уловить хоть какие-то дополнительные нюансы. Во-вторых, в такие моменты в голове включался интенсивный мыслительный процесс, в результате которого ко мне неизменно приходило понимание отдельных элементов техники или же наоборот, непонимание других, что, в свою очередь, запускало новый виток размышлений. В такие периоды со стороны я напоминал глубоко ушедшего в себя человека, который смотрит в пол, неспешно передвигается по залу и выполняет небольшие движения с невидимым партнёром, по крайней мере, меня именно так описывали те, кто за мной невольно наблюдал.
Неоднократно я слышал от других, что при выполнении техники нужно меньше думать, что это лишь мешает выполнить, например, бросок быстро и своевременно. Я согласен с таким утверждением: непосредственно во время того же броска особо думать не стоит, но провести подготовительную работу всё же придётся. Понять, за счёт чего происходит потеря равновесия, как устоять самому, как эффективнее двигаться и какими принципами руководствоваться. И только после того, как в кропотливой работе с собственными ощущениями, мыслями методично и пошагово улавливается суть техники, её механизм, можно пробовать динамику.
Но сначала – изучение принципов айкидо. Без них никуда.
ЧАСТЬ 2. Принципы айкидо
Вполне справедливо, чтобы изучение айкидо начиналось с фундаментальной теоретической основы, которая поможет сформировать понятие того, чем предстоит заниматься. История возникновения и развития айкидо как боевого искусства, конечно, по-настоящему интересна и полезна, и для знакомства с ней существует много хорошей литературы, которую стоит прочитать. Однако история – это лишь информация, которую можно знать или не знать. Принципы же айкидо – это необходимый для любого айкидоки фундамент как залог высокой эффективности будущей техники, а также действенный метод разрешения конфликтных ситуаций, который нужно активно и осознанно использовать на каждой тренировке.
Изучение принципов айкидо вместо слепого запоминания последовательности шагов и движений рук – это именно тот путь, который способен из неуверенного в себе ученика сформировать уравновешенную личность, реакция на опасность которой будет своевременна, естественна и эффективна. И в этом нет ничего сверхъестественного или надуманного: используемые в айкидо принципы в той или иной форме применяются, наверное, во всех существующих боевых искусствах. Однако именно в айкидо эти принципы чётко сформулированы и возведены в ранг обучения, так же, как, например, в боксе кропотливо отрабатывается ударная техника. Ни одно статическое или динамическое упражнение, базовое перемещение, техника, приём и даже стандартная самостраховка не должны воспроизводиться без использования принципов. И чем выше уровень исполняемой техники, тем больше принципов необходимо одновременно держать в голове, чтобы движения не только выглядели эффективно, но и являлись таковыми по сути.
К счастью, человеческий организм настолько удивителен, что систематическая отработка одного и того же движения вкупе с определёнными мысленными установками в итоге приводит к тому, что то же самое перемещение или, скажем, бросок со временем станут осуществляться айкидокой без серьёзного умственного напряжения. То есть автоматически, на уровне инстинктов. Но до этого окрыляющего момента, когда понимаешь, что твоя техника действительно начинает работать, необходимо пройти сложный и тернистый путь.
Чтобы осознать важность изучения принципов, достаточно одного простого примера. Скажем, из кулинарии. Существует множество рецептов приготовления, например, супов. Хорошая хозяйка наверняка может вам подробно описать процесс приготовления десятков первых блюд, и эти кулинарные навыки оттачивались годами методом проб и ошибок. Поначалу это было слепое пошаговое следование одному из рецептов, когда нужно точно знать, какое действие предшествует следующему, сколько необходимо положить ингредиентов, насыпать приправ и соли. Через некоторое время настойчивой практики невольно постигаются принципы приготовления супа, и для того, чтобы создать новое блюдо уже не обязательно чётко следовать всем прописанным шагам, ведь тебе уже известно, сколько времени необходимо для доведения до готовности каждого ингредиента, какая последовательность действий должна быть, какие использовать хитрости для достижения наилучших вкусовых характеристик, сколько соли и приправ потребуется и т. д. В большинстве случаев будет достаточно лишь списка ингредиентов – и новый суп готов!
То же самое и в айкидо. Закрепив в своём сознании хотя бы несколько наиболее важных принципов, вы сможете достаточно чётко воспроизвести совершенно новую для себя технику, лишь единожды увидев её в исполнении тренера или другого мастера. Потому что теперь вы способны видеть принципы, на которых она построена. Если же на протяжении нескольких лет тренировок каждая новая техника даётся с трудом, а её изучение сводится исключительно к запоминанию движений и перемещений, то на вопрос: «Чем ты занимаешься?» можно смело отвечать: «Танцами!». Движения без наполнения принципами айкидо никогда не возымеют той эффективности, к которой все стремятся.
Слепого запоминания последовательности движений рук, ног и тела, разумеется, в самом начале тренировочного пути не избежать. Это – ниточка, которую необходимо сформировать в себе за счёт возможностей своей памяти, но впоследствии на неё следует нанизывать принципы айкидо, как бусинки, чтобы в процессе работы с собственными ощущениями, понимания, что работает, а что – нет, получить не только визуальную красоту согласованных и отрепетированных движений, но и по-настоящему работающую технику.
Описывая знакомые мне принципы айкидо, я столкнулся с определённой сложностью, которая постоянно мешала мне чётко и в максимально законченной форме описать каждый из них. Дело в том, что раскрытие одного принципа неизбежно требовало приведения хотя бы нескольких слов о другом. Они как бы перетекали один в другой, неразрывно смешивались и в следующий момент разъединялись. И, несмотря на всю трудоёмкость формулировки для меня как автора, эта невозможность чётко разграничить суть используемых в айкидо принципов отлично подчеркивает всю полноту и системность этого удивительного боевого искусства. Мы можем пытаться изучать в додзё его элементы обособленно, разрозненно, но реальная эффективность придёт только в том случае, если размыть границы между ними и дать им свободно проникать друг в друга.
Именно с этой точки зрения и предлагаю читателю познакомиться с моим пониманием принципов айкидо.
ГЛАВА 1. Состояние и положение тела
Центральная линия
Пожалуй, принцип формирования и сохранения центральной линии – это первое, что необходимо усвоить в самом начале, поскольку он стопроцентно используется в каждой технике айкидо. Выверенный центр – это сильная позиция, эффективность, концентрация внимания и обязательное условие для поддержания равновесия. Впервые отрабатываясь в базовой стойке, центральная линия обязана впоследствии поддерживаться и не искажаться в движении и при воздействиях партнёра. Важно понимать, что утрата центральной фокусировки даже на мгновение делает технику малоэффективной и в реальном поединке может спровоцировать восстановление нападающим своего равновесия, после чего инициатива снова переходит к нему.
Я не случайно вместо понятия «центральная линия» употребил «центральная фокусировка». Лишённый центральной линии человек подобен не сфокусированной оптической системе: собираемый линзами свет выходит беспорядочно, а эффективность и польза такой системы оказывается нулевой. Только верная конфигурация оптической линии позволяет сфокусировать солнечный свет в узкий пучок. Контроль центральной линии работает примерно так же: правильное положение рук и ног, замкнутость бёдер, чёткая мысленная концентрация – всё это позволяет добиться необходимой фокусировки и высокой эффективности исполняемой техники.
Стоит отметить, что здесь я не пытаюсь лишь в принципе центральной линии (тюсин-рёку) уместить гораздо более сложное понятие сфокусированной силы сютю-рёку (о котором речь пойдёт позже). Описание центральной линии как фокусировки носит лишь геометрический характер. Иными словами, формируя свою центральную линию, ученик выстраивает систему линз в пространстве, создаёт условия для того, чтобы впоследствии пропустить через неё свет и добиться высокой эффективности своей оптики (читать – техники).
Если человек здоров, то в обычном фронтальном положении тела линии плеч и бёдер перпендикулярны плоскости, проходящей через ось тела в направлении взгляда. При ходьбе такая конфигурация частей тела в целом остаётся неизменной, однако при попытке выйти в камаэ все новички как один разворачивают бёдра и плечи, приводя себя в слабое положение. Выход в стойку – это, грубо говоря, выставление ноги вперёд и поднятие рук, плоскость тела при этом должна оставаться прежней, точно так же как и в начальном положении ки-о-тсуки.
Наверняка многим понятно, что фронтальное положение тела – не единственное условие формирования центральной линии. Работа с собственными ощущениями при развитии центральной линии должна осуществляться самым активным образом: она наполняет чистую геометрию тела энергией, позволяет приблизиться к пониманию сфокусированной силы и силы дыхания, которые прекрасно развиты у признанных мастеров айкидо. Выходя в базовую стойку, выполняя движения с партнёром или без, необходимо всегда помнить о центральной линии, отмечать для себя её искажение и затем снова выравнивать.
Расслабленность и тонус
Чрезмерное напряжение и первобытное желание выполнить движения наиболее эффективно с применением силы – неизменные спутники каждого новичка. Лишь единожды войдя в додзё и окинув взглядом айкидок за отработкой техник, хороший мастер быстро их определит: приподнятые и напряжённые плечи, искажённая плечевая ось, неуверенные шаги, рассеянный взгляд. Более того, далеко не все довольно опытные спортсмены, добившиеся высших ученических степеней, понимают, как эффективно выполнить технику, не напрягаясь и не подключая при этом свою физическую силу. Расслабленность наоборот считается атрибутом неэффективности и слабости. Понимание того, что спокойствие и отсутствие необходимости мобилизировать всю свою физическую силу в случае атаки оказывает на нападающего гораздо большее влияние, приходит только через несколько лет вдумчивых тренировок.
В первую очередь, необходимо следить за расслабленностью плеч, которые должны быть расправлены и опущены, и рук, которые не следует полностью выпрямлять или сильно сгибать в локте. Положение руки «те-гатана», когда она слегка согнута – наиболее сильное, кисти при этом должны быть раскрыты. В таком положении рук помимо всего прочего кроется секрет направления своей энергии. Для понимания этого необходимо представить руки в образе двух поливочных шлангов, по которым с определённым напором течёт вода. Если их сильно пережать, то напор заметно снизится. Только полностью расправленный шланг позволяет воде свободно течь в нужном направлении и достигать своей цели. В этом смысле чрезмерно согнутые локти и сжатые кулаки (когда не ставится цель нанести атэми) – это пережатие шланга, в котором мгновенно снижается напор воды или вовсе прекращается поток. В айкидо из нашего центра исходит энергия, которой нужно предоставить условия для свободного перемещения по телу и протеканию сквозь руки для достижения необходимых эффектов. В сущности, выполняя болевые контроли, мы перекрываем поток энергии соперника и не даём ему возможность в полной мере воспользоваться своей неисчерпаемой энергией для противодействия. Но у нас при этом все действия должны происходить путём расслабления, раскрытия и распрямления собственных частей тела, с тем, чтобы иметь возможность в любой момент в нужную точку направить энергию из центра, которая не встретит препятствия в виде зажатости или скованности.
Под расслабленностью не стоит понимать полное отсутствие энергии. Верх айкидоки должен находиться в тонусе, быть упругим и подвижным, но при этом исключать закрепощённость. Низ – сильным и стабильным. «Лёгкий верх и тяжёлый низ» – это наиболее лаконичное объяснение того, в каком состоянии следует пребывать, чтобы совершенствовать своё мастерство.
Отработка расслабленности и тонуса – именно отработка – также обязана происходить в полном соответствии с собственными ощущениями: необходимо избавляться от мешающего напряжения, когда таковое обнаруживается, и в то же время наполнять своё тело тонусом и энергией, когда движения становятся откровенно вялыми.
Чаще всего необходимость подключать силу при выполнении техники появляется, когда упущен наиболее благоприятный момент для выведения уке из равновесия, в результате чего он остаётся в отличном устойчивом положении и не спешит добровольно поддаваться действиям ситэ. Именно поэтому прийти к настоящей боевой расслабленности можно только при одновременном развитии тайминга.
Наберитесь терпения!
Цельность тела
В боксе удар не делается исключительно рукой, в нём участвует всё тело, пусть это не так очевидно при взгляде со стороны. В каратэ противника бьют не только ногами, такие сильные и эффектные удары невозможны без участия всего корпуса. Какое боевое искусство ни возьми, залог его эффективности – в цельности движений тела. В зависимости от боевой системы меняются только особенности этой цельности. Даже простой ритмичный танец в случае полной согласованности движения всех частей тела, когда одно из них плавно и уверенно перетекает в другое, смотрится профессионально и органично, а вот отрывистые и обособленные «дрыгания» характерны только для школьных дискотек, где неуверенная в себе молодёжь пытается выдавить из себя хоть что-то стоящее.
Что касается айкидо, возможно, именно здесь высокая степень согласованности всех частей тела при выполнении техники отлично различима визуально. Разумеется, если уровень подготовки исполняющего тот или иной приём достаточно высок. Понимание этого принципа крайне важно, на нём необходимо делать акцент постоянно, при любом шаге или вращении. Иначе вся выработанная за длительное время тренировок конструкция мгновенно рассыпается.
Цельность движения тела, судя по всему, можно считать совокупностью нескольких принципов, существующих в айкидоке. Это сохранение и поддержание сильной центральной линии, расслабленность и одновременно постоянный тонус в мышцах, хорошая реакция на атаку и отличное собственное равновесие. Однако способность выполнять движения всем телом – это всё же отдельная категория, своеобразная надстройка над перечисленными выше принципами. Ощущение тела как единого целого при исполнении даже самых технически простых приёмов появляется только после освоения более приземлённых концепций айкидо. В качестве примера техники, изучаемые в самые первые месяцы тренировок, можно с лёгкостью описать с позиции важности цельной работы тела.
Шомэн-учи-иккадзё-осаэ-ичи – одна из первых базовых техник, осваиваемых учениками. Казалось бы: удар с подшагом, глубокий шаг в сторону, и раскладка в два шага – ну что может быть проще! Вот только рассогласованность частей тела ситэ может превратить эту технику в нечто нелепое и крайне неэффективное. С первым шагом всё более-менее понятно – рубящий удар сверху вниз в голову. А дальше начинаются сложности: стремление быстрее шагнуть без подключения при этом рук мгновенно нарушает равновесие, ломает центральную линию, рождает в плечах напряжение и стремление воздействовать на руку уке силой. Или же наоборот, сначала включается работа рук, чтобы применить как можно больше физической силы, дарованной природой, и только потом усадить партнёра, топнув ногой в нужном направлении. В итоге если партнёр не слишком вредничал, неопытный ситэ оказывается в правильной позиции с одним лишь замечанием: к ней он пришёл путём силы и лояльности уке. Ничего общего с реальной эффективностью техники такой путь не имеет.
Концепция цельности тела позволяет развивать силу, на порядок большую, чем одна только мышечная. Сфокусированная сила или сютю-рёку – это важнейшая составляющая эффективной техники, развить которую становится возможным только при объединении всего тела в стремительном движении, когда импульс от большого пальца ноги усиливается пружинящим движением коленей, объединяется с энергией центра и передаётся в любую точку тела. И всё это при чёткой выдержке центральной линии, расслаблении верхней части туловища и воспроизведении необходимой последовательности движений! Что ж, тренировочная задача довольно обширная, но кто сказал, что будет легко…
Для совершенствования айкидо важно на каждой тренировке следить за цельностью своего тела и согласованностью всех его частей: руки при шаге вперёд или в сторону должны оставаться в сильной позиции тэ-гатана, а их движения – сопровождаться необходимыми шагами и поворотами всего корпуса.
ГЛАВА 2. Контроль равновесия
Равновесие – это один из фундаментальных принципов айкидо, которому в тренировочном процессе должно уделяться достаточное количество времени. При этом необходимо следить как за своей собственной устойчивостью в любой момент времени, так и учиться провоцировать и использовать потерю равновесия партнёром. Это, по большому счёту, полностью описывает суть айкидо как боевого искусства: не позволить кому бы то ни было причинить вам вред и свалить с ног, но на автоматическом уровне и в нужный момент сломать равновесие нападающего и не позволить восстановиться ему до конца приёма, будь то болевой контроль или бросок. И если собственное равновесие вы можете формировать каждую тренировку, что бы вы на ней ни делали, то работа с равновесием нападающего – это гораздо более сложная вещь, постичь которую невозможно без собственной устойчивости. Поэтому и начнём с более простого.
Собственное равновесие
В любом боевом искусстве в той или иной форме уделяется внимание сохранению равновесия, без которого достаточно сложно произвести эффективный удар или своевременно отреагировать на атаку. Но именно в айкидо работа над собственным равновесием возведена в ранг обучения, и учатся этому постоянно, от тренировки к тренировке. Через отработку стойки, базовых и дополнительных перемещений, а в будущем – в совместной работе с партнёром, необходимо постоянно совершенствовать свою устойчивость и ни в один момент времени не позволять кому-либо или чему-либо нарушить собственное равновесие. Замкнутость бёдер, соблюдение центральной линии, минимизация шагов, вращения и уходы с линии атаки, цельная работа тела – всё это нужно соблюдать постоянно, как только вы ступаете на татами. Даже если вы на мгновение расслабились и сломали своё равновесие, вы должны быть готовы моментально его восстановить. Поэтому даже в перерыве между отработкой заданий тренера важно быть в тонусе и помнить об изучаемых принципах.
Потеря равновесия, «ныряния» вслед за партнёром, лишние шаги – это постоянные спутники новичков, свести к минимуму которые способен лишь вдумчивый и ответственный тренировочный процесс, предполагающий отслеживание своих «косяков», а также кропотливое их сглаживание при каждом повторении. Надеюсь, в этом деле помогут некоторые довольно простые советы.
• Скользящие шаги. Чем выше при перемещениях вы поднимаете ноги, тем менее устойчивым становится ваше тело. Все шаги должны быть «стелящимися».
• Прямая спина. При выполнении техники спина обязана быть прямой. Для этого важно держать поясницу в постоянном напряжении, а плечевой пояс – раскрытым. К тому же, хорошая осанка – это невероятно красиво!
• Замыкание бёдер. Даже если в какой-то момент времени вы нарушили такое положение бёдер (что вполне допускается в некоторых техниках), впоследствии их нужно замкнуть. Что называется, «до характерного щелчка». И восстановить при этом центральную линию вслед за бёдрами.
• Большой палец ноги. Часто при перемещениях и бросках новичков шатает и опрокидывает вслед за партнёром или куда-то в сторону. В этом случае даже если вы научились держать спину прямо, используйте большие пальцы ног. Они помогут сохранить пошатнувшееся равновесие.
• Тяжёлый низ и лёгкий верх. Вы всегда должны ощущать тяжесть всего, что у вас ниже пупка. И хоть парням наверняка будет чуть легче сие представить, девушки так же должны работать над этими ощущениями. При каждой даже кратковременной остановке важно отмечать для себя абсолютную устойчивость как у памятника на многотонном пьедестале или же представлять себя деревом с мощной корневой системой. При этом верхняя часть тела должна быть в тонусе, но расслабленной. Никакого напряжения вверху!
• Дзансин. Каждое перемещение и технику обязательно нужно заканчивать в состоянии абсолютной сосредоточенности – Дзансин. Так вы научитесь чувствовать своё равновесие, а также всегда быть готовым к новой неожиданной атаке.
Работайте над собственным равновесием. Так вы не только научитесь более эффективно выполнять техники и приёмы айкидо, но и в целом будете чувствовать себя устойчивее за пределами тренировочного зала. Что очень важно, кстати, в зимнее время, когда вероятность упасть и получить травму резко возрастает.
Равновесие партнёра
Этот принцип заключает в себе всю суть победы над противником в айкидо, точнее навык, с помощью которого этого можно достичь. Для большинства призыв оценивать и в нужный момент разрушать равновесие нападающего станет своего рода лишь теорией, которая далеко не всегда имеет успешное практическое доказательство. Но я такой скепсис считаю предвзятостью в отношении айкидо, ведь в том же дзюдо принцип создания предпосылки для броска, т.е. выведения противника из равновесия, является важнейшим элементом, но к этому олимпийскому боевому искусству почему-то претензий нет.
Айкидо следует рассматривать как некий сложный боевой комплекс, который состоит из определённых элементов, взаимодействующих между собой для достижения конкретных целей. Основная цель любого противостояния – одолеть соперника, нейтрализовать его агрессию, в айкидо ещё добавляется – не причинив ему вреда. Не думаю, что вполне вероятное жёсткое падение на асфальт можно назвать отсутствием вреда, но разговор не об этом.
Кудзуси – это навык достижения своей победы. Скажем, в боксе верх одерживается за счёт, грубо говоря, избиения соперника до такой степени, когда он не в состоянии продолжать бой по моральным или физическим причинам. В айкидо суть примерно та же, только вместо избиения используются броски и болевые контроли, но прежде чем их выполнить, необходимо создать условия для этого – разрушить устойчивое состояние нападающего.
Я не случайно употребил слово «состояние», а не «положение». Кудзуси предполагает не только приведение уке в позицию, в которой ему неудобно стоять, защищаться и тем более нападать. Это понятие гораздо глубже и предполагает также выведение нападающего из психоэмоционального равновесия, его деморализацию и приведение в то состояние, в котором его уверенность в целесообразности своей атаки минимальна или отсутствует вовсе. Для достижения такого состояния сначала необходимо понять смысл кудзуси. Всё же понимание первично.
Суть кудзуси
Допустим, у человека есть конкретная цель – научиться играть на фортепиано одну из любимых композиций. Он может попробовать вслепую перебрать клавиши, уподобиться игре одного из признанных пианистов, которую он когда-то видел на экране или сцене. Но без минимального умения получится набор хаотичных звуков, который нельзя назвать музыкой, он будет неприятен уху. Человек начинает знакомиться с нотной грамотой, чувством ритма и темпа, гармонией и тональностью. Спустя некоторое время он уже сможет хорошо сыграть мелодию «с листа», потом научится воспроизводить музыку на слух, самостоятельно сочинять её, подбирать аранжировки и достигнет способности к музыкальной импровизации.
В этом контексте можно определить ЦЕЛЬ – сыграть одну из любимых мелодий на фортепиано. Для этого существуют ИНСТРУМЕНТЫ – клавиши, которые необходимо перебирать. Для достижения ЦЕЛИ с помощью определённых ИНСТРУМЕНТОВ необходимо использовать НАВЫК игры на фортепиано, когда в процессе перебора клавиш учитываются и грамотно сочетаются такие важные элементы красивой мелодии, как ритм, темп, тональность, интервалы, звукоряды и т. д. Овладев навыком игры, при помощи инструментов человек достигает своей музыкальной цели.