bannerbanner
В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая
В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая

Полная версия

В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Триединое тело, триединая душа, триединый дух – великие Созидательные иерархи, работая над девственным духом, пробудили в нем эго и помогли сформировать тело, которое осталось в скорбной позе у рояля. Адам, начавший эволюцию, прошёл девять ступеней, это история человечества. Спасутся 144000, т.е. «9». Девятая ступень – это человечество.

Путь земной окончен, впереди – новое рождение в Свет. Так выходит ребёнок из утробы матери после девяти месяцев беременности.

Когда продвигающийся человек прошёл через девять низших посвящений, получив доступ ко всем девяти слоям Земли, ему ещё предстоит завоевать право на доступ к ядру. Оно откроется перед ним при помощи первого из четырёх Великих посвящений (четыре свечи на картине), в котором человек узнает тайну разума, тайну нынешней части его существования на Земле. Он пришёл к девятой ступени, к пониманию, к познанию числа Агни, священного огня, высшей духовной силе, к девятому квадрату правителя Шанди.

Переход в десятую ступень, в тетраксис Пифагора, в тайну, в символ универсальной природы. Возвращение единицы к изначальной пустоте. Ступень, содержащая все числа, а, следо-вательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. Произошло осуществление. Ступень красоты, высшей гармонии, совершенное число Космоса.


Задутые свечи, души переход,

То выдох, не вздох,

То полет в бесконечность,

Последний аккорд не застанет врасплох,

Рождение в смерть – есть

Рождение в Вечность…6


У картины Терентия Травника «Реквием».


«Ваши картины завораживают, на них хочется смотреть и смотреть», – пишет в одном из писем Травнику культуролог Нина Пантюхина. – Бывает, что художник и не хотел вызвать своим произведением приятные чувства, а наоборот, хотел эпатировать или шокировать. Ваши картины не оставляют зрителей равнодушными. Хочется пожелать вам развивать своё мастерство, находить вдохновение в окружающих. Пусть люди, увидевшие созданные вами картины, открывают для себя новые горизонты, находят в них источник жизненных сил и чувства прекрасного. Пусть муза будет благосклонна к вам и покидает лишь для того, чтобы дать небольшой отдых твоему телу. Желаем, чтобы кисть оставалась вашим верным помощником и воплощала на холсте самые смелые и невероятные образы. Один взгляд на картину способен вызвать целую бурю эмоций, оживить воспоминания или положить начало новой мечте. Горжусь, что вы избрали делом своей жизни столь интересную профессию, и уверена, что талант, целеустремлённость и вера в собственные силы помогут вам достичь успеха. Дело вашей жизни – создавать прекрасное. Пусть на этом нелёгком поприще вас не оставляет вдохновение, а в палитре всегда находятся нужные краски. Развивайте свои умения, являйте миру шедевры, достойные того, чтобы украсить самые известные музеи мира. Я верю в вас – вы гений!»

Есть люди, особо чувствительные к творчеству Терентия. По их мнению, каждое его живописное полотно пронизано его же музыкой, при этом в каждой его картине присутствуют музыкальная композиция – та же картина, но только в нотах, в звуке, в аккордах. Более того, есть картины, которые можно увидеть, а, следовательно, и услышать по-разному, в зависимости от того, какое настроение, какой смысл им придаётся, поэтому существует несколько прочтений одной работы, что вполне очевидно. Терентий и раньше слышал подобные мнения, объединяющее грани его таланта в единое целое.

Стихи Травника – это ещё одно написание картины, но в поэтической форме: стихотворение, созданное на холсте. То же самое можно сказать и о его музыке, являющейся во многом поэтизированной реальностью мировосприятия художника. Получается пирамида, где все стороны являются частью её же вершины и если убрать любую из них, то рассыплется вся конструкция. Если же стороны этой пирамиды будут одинаковые, то получится законченность, но с возможностью развития только внутри этих составляющих. А если одну из сторон изменить, то конструкция хоть и пошатнётся, но не нарушится, при этом у самого художника появится шанс для дальнейшего развития и роста.

Интересно открытое мнение о творчестве Терентия Травника нашей современницы поэтессы Лейли Забавиной.

Гений среди гениев

С творчеством Терентия Травника я знакомилась постепенно. Произошло это всё совершенно случайно. Сперва стихи, публицистика, позже музыка и живопись. Чем больше я узнавала и узнаю до сих пор творчество и многогранность этого человека, тем больше понимаю, что соприкасаюсь с чудом. Господь даёт нам уникальную возможность прикоснуться к творениям души гения среди гениев. И я не считаю, что громко выразилась – так я вижу и чувствую этого человека. Иногда думаю: встречала ли я ещё человека настолько открытого, как он… Его поэзия проста и глубока, проникновенна и трогательна, тёплая даже в своей грусти и печали. Его публикации, его мысли, взгляды, близки, по духу настолько, что иной раз не верится, что так бывает. И он хороший, очень мудрый учитель, потому что он не учит, не поучает, но у него хочется учиться.

Музыка Терентия Травника особенная, как и всё его творчество, везде чувствуется свой уникальный почерк. Что-то из его музыки мне нравится слушать утром вместе с восходом солнца, что-то днём или вечером. А есть музыка, которую слушаю в особенной тишине и уединении. Здесь я могу себе позволить слёзы, слёзы очищения.

Как человек, не очень хорошо разбирающийся в живописи, так как больше чувственно всё воспринимаю, могу сказать только затронуло внутри меня что-то или нет, или не очень. И потрясающий момент был в моей жизни, когда я познакомилась с живописью Терентия Травника. Рассматривая его картины, я была потрясена светом, исходящим из всего, что было им написано. Откуда столько света в этом человеке? Но вдруг предо мной предстала картина «Реквием» Терентия Травника, и я заплакала. Нет, я не плакала, но слёзы сами текли по щекам. Спустя время, я снова посмотрела на эту картину, и снова потекли слёзы – росы души. И пусть простят меня многие, но ни одна картина, даже икона ещё не производила на меня такого впечатления. Я не знаю почему и не пытаюсь это узнать, потому как научилась доверять сердцу своему, а оно знает и чувствует…

Есть в этом человеке что-то большее, данное свыше, то, что умом не понять и он это пытается нам донести своим творчеством…».

В одном из писем Лейли Забавина отмечает, что Игорь Аркадьевич Алексеев (Терентий Травник) – неординарный человек, талантливый, гениальный… Его «всякое стихотворение есть подлинная исповедь», «есть мгновенный слепок с души поэта». А душа у него щедрая, открытая… Терентий Травник делится своими знаниями, опытом, информацией, даёт житейские советы, но ни в коем случае наставления. Будучи тонким психологом, он виртуозно передаёт внутренний мир детей, оставаясь сам большим ребёнком: любознательным, наблюдательным, неравнодушным к бедам, горестям окружающих… «Его стихотворения – это абсолютно достоверная объяснительная поэта перед друзьями, обществом и, в конце концов перед Богом. Терентий Травник пропагандирует благородство, рыцарство, романтику… Сегодня этого так не хватает! Встреча с новой очередной его работой – праздник для меня. Сердечно благодарю!

Лейли Забавина.


Музыка: инструментальная и авторская песня

В 1987 Игорем Алексеевым (Травником) и Оксаной Серебряковой была создана домашняя студия звукозаписи «AMQ records». С 1990 года AMQ сотрудничала с музыкальными студиями «Do-Do» и «Pavian records». В 2003 году студия была переименована в «Lemur records», директором которой стал Николай Ефремов, с 2007 – Сергей Долматов, а в 2012 году Травник передал все права на владение брэндом вместе со всеми наработками и оборудованием в дар Артёму Уварову, сохранив название студии, которое Артём официально зарегистрировал.

Какое-то время ряд дисков выходили под логотипом VDP Underground, позже Терентий передал все права на продолжение работы под этим брэндом Виталию Косову, который занимался съёмками и производством музыкальных клипов. Несколько видеороликов были сняты с участием и самого Травника.

Олег Додонов (Dodo) и Терентий Травник познакомились в 1990 году в Доме пионеров. С тех пор они верные друзья: вместе выступали, записывались на студии, а в конце девяностых организовали Всероссийское общественное объединение Modusart, одним из филиалов которого стала студия Олега Dodorecords, где Терентий записал несколько своих альбомов. Тогда и запустился новый музыкальный проект «ДОДО». В совместной работе приняла участие группа Luxe Melomania: Вадим Гурболиков, Андрей Капустин, Виктор Кипкаев и автор-исполнитель Олег Додонов.





Олег Додонов: музыкант, поэт, автор разнообразной по стилям и направлениям музыки. В его творчестве и баллады, и романсы, и рок. Связующей основой всего является поэзия: глубокая, проникнутая смыслом и философией. Работал в разных коллективах – от народного у Надежды Бабкиной и до самых современных, занимался продюсированием молодых исполнителей, участвовал в организации Московского фестиваля моды и дизайна – был звукорежиссёром в клубе «F1» у Сергея Гончара. Постоянно работает и над собственными проектами, приглашая сессионных музыкантов, выступает с авторской программой в московских клубах.



Интерес к поэзии и к непреходящим культурным ценностям знакомит Олега с актёром и режиссёром Михаилом Казаковым. На некоммерческой основе, на домашней студии Додонова, они записывают последнюю работу Михаила Михайловича «Пушкинские чтения». Созданное становится значимым как для Казакова, так и для Додонова. Долгие вечерние беседы и рассуждения с мэтром российского кинематографа большого ценителя и знатока поэзии, принесло Олегу удовлетворение от проделанной работы. Необходимое эмоциональное и душевное напряжение, глубокое чувствование, выплеск творческой энергии и стали тем объединяющим моментом для людей разных поколений, соединённых творчеством. К счастью, не за долго до смерти Казакову удалось увидеть выход в свет этого диска. Альбом разошёлся так быстро, что сейчас практически невозможно найти его на полках магазинов.


Михаил Михайлович Казаков.


Неспокойная творческая натура Олега сводила его с разными людьми и при разных обстоятельствах: сначала хипповая среда художников и музыкантов, позже служба в танковых войсках, где на концертах он исполнял песни The Beatles, нередко подшучивая над комсоставом, уверяя их, что это музыка советских композиторов. Демобилизовавшись, работал в разных музыкальных коллективах с поездками по стране и миру, где познакомился с Тилем Линдеманом, Миком Боксом, работал с Алексом Новиковым. Сегодня Олег выступает в Москве и Санкт-Петербурге, записывает на домашней студии как свою музыку, так и помогает в записи альбомов друзьям и коллегам по творчеству.

По материалам музыкальной прессы7


Олег Додонов работает с певицей.


Смысл и глубина, являясь мощной базой творчества Додонова создают почву для размышлений, окутывают слушателя образами, заставляя отвлечься от суеты, а его мелодизм и нестандартное мышление отмечены многими слушателями на его концертах.



Музыканту Олегу Додонову

Подари мне аккорды для этих стихов,Эту струнную гладь перебора,Эти тонкие пальцы с хватанием нотИ лады вдоль по грифу-забору.Спой мне песню, мой друг, про коня своего,Я озвучу молчанием снова,Мне не нужно теперь от тебя ничего,Но тоскую по верному слову.25 апреля 2008Терентiй Травнiкъ

По сути, идея названия музыкальной студии «Lemur records» принадлежит другу Терентия Травника, врачу Николаю Ефремову. «Закончил музыкальный альбом „Светлая грусть“, – пишет Терентий в письме к Башмаковой, – посвятил его семилетию нашей дружбы с Николаем Ефремовым».


Как-то раз, Николай, встретившись с Терентием на Мухиной горе, любимом месте прогулок Травника, завёл разговор о музыке. Тогда Николай переживал серьёзную утрату – смерть супруги, а потому обратился к Травнику с предложению найти возможность и как-то помянуть её в творчестве самого Терентия. Через паузу, Николай заговорил о некоей любимой им керамической фигурке лемура, сделанной Наташей. Почти одновременно оба поняли и решили, что именно она и станет памятью о ней. Было решено, что лемур будет и в названии, и в эмблеме. Ефремов активно финансировал музыкальные проекты Терентия, участвовал в записи других людей и был директором AMQ после смерти Оксаны. В какой-то из годов Ефремов стал продюсером диска «Ноева Ковчега», одного из лучших в творчестве группы, оплатив, как запись, сведение, так и сам тираж.

Отныне, для музыки Травника появилось новое название и с того времени студия «Lemur records» стала выпускать, как музыку самого Терентия Травника, так и песни и музыку всех кто обращался в неё за помощью. Сперва писали на бобинах, потом на кассетах и далее на дисках. Позже, Терентий передал в дар эту студию Артёму Уварову, который был членом его художественной галереи «Delon`ь», но к тому времени серьёзно занялся музыкальной деятельностью, основав свою студию музыки в Москве в Чертаново.



Всякое дело Травника заполнялось людьми. Даже уединившись, он все равно общался с ними: звонил, писал, делал предложения, выполнял просьбы, касательные того или иного своего замысла. Терентий притягивал людей своей жизненной силой или, как говорят сегодня, своей энергетикой, которая у него была да и остаётся наисильнейшей: «То, что раньше умел один, теперь делают десять, – пишет он Башмаковой, – отсюда резкое падение гениальности среди людей. Нынче гений рассосредоточен в нескольких людях, занимающихся одним делом. Эта тенденция хорошо выражена в любом творческом человеческом срезе, а именно – музыкальные коллективы, художественные союзы, союзы писателей – все это группы людей, входящие в одного гения. Гений всегда самобытен, всегда вне культуры, вне общества и, по сути, всегда одинок. Таким образом, каждый такой союз одинок, если замыкается на себе. А потому, он должен иметь связи с другими формами творчества и в этом его смысл и сила. Этого я и ищу. Моё место там, где манифестирует синтез и единение невозможного к этому».



Занимаясь музыкой, Терентий с юности аккумулировал вокруг себя много талантливых людей. В домашнем архиве сохранились фото многих его друзей, которые достигли хороших результатов в современном музыкальном бизнесе. А Травник пошёл своим путём, к своей высоте – поэзии.





Терентий Травник, если не весь соткан из музыки и мелодических нитей, то уж точно какая-то его более, чем значимая часть. Травник – это и инструментальная музыка, и этническая, и релаксационная; это и фолк, и джаз, и романс…



Тот, кто хоть немного знаком с Терентием, это подтвердит. Начиная со школы, Терентий, помимо музыки инструментальной, жил и с песней под гитару. Почти двадцать лет во времени и пространстве просуществовал его коллектив «Ноев Ковчег» или «Noe», как его называли за рубежом. «Из обширного музыкального делания, пишет он Башмаковой, – я недавно приступил к работе над двумя новыми альбомами: первый „Дяфмам и Иасон“ – буду писать с другими музыкантами, и „Детский альбом-2“, я хотел бы его сделать самостоятельно, только под одну гитару. Очень много музыкальных идей: музыка как бы звучит во мне, она не даёт мне покоя, часто не хватает мастерства, но я стараюсь, чтобы в любом сочинительстве была гармония между внутренним и внешним. Чем больше делаешь, тем больше хочется сделать. Никак не закончу альбом „Иван-да-Марья“, я пишу его уже третий год…».

Альбом все-таки был закончен и оказался весьма успешным. «Ноев ковчег», созданный в 1979 году одноклассниками Терентия Дмитрием Вороновым и Леонидом Чертовым, выпустил последний альбом в 1999 году. Пожалуй, это был один из лучших дисков группы. После чего коллектив безболезненно был распущен и Терентий решил приступить к тому, что называется сольной карьерой – к авторской песне, посчитав, что идеи «Ноева Ковчега» себя изжили.

Таким образом стали появляться альбомы с песнями под гитару, где Терентий исполнял их, как на свои стихи, так и стихи других поэтов. А хипповая группа Noe ушла в историю. В памяти многих людей остались такие известные её альбомы, как «Суховей», «Посох», «Иван-да-Марья», «Растворившийся в камне», «Выпь» и многие-многие другие.

Постепенно музыкально-поэтическое творчество Травника вывело его на другие пути-дорожки. Всё больше и больше стало появляться просто стихов и к 2005 году Терентий стал постепенно, с большой осторожностью, говорить о себе, как о поэте, подчёркивая в разговорах о музыке и песне уже своё и именно поэтическое творчество.



С 2000 по 2004 годы Терентий дал несколько концертов в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде. Концерты прошли скорее в камерной обстановке, в залах набиравших не более 200 человек. Видимо это был прощальный тур, потому как Травник не блистал, а скорее грустил…



Так оно и оказалось: с 2004 года Терентий создаёт новый коллектив Tetra, который исполняет чисто инструментальную музыку. Начинается наивысший рассвет Травника композитора. Выходят диски, а на продажу их берут наиболее продвинутые салоны, такие, как «Белые облака», Магазин в музее Рериха и т. п. Терентий пишет симфонии, пьесы для фортепиано, релаксационную музыку и уже к 2009 году им регистрируется собственный музыкальный стиль – сенсаунд мьюзик, подразумевающий интуитивное владение жанром и почти отсутствие каких-либо нот.



«Всю свою жизнь я занимаюсь искусством и творчеством. Областями моей деятельности стали живопись, музыка и литература, и мне более чем ясно, что нахождение в них было бы невозможным без мечты, без особого взгляда куда-то туда – за линию горизонта, за так называемый край вселенной, без выбранного пути, с упованием на нечто, что всегда будет непостижимым в своём величии и красоте. И вот однажды мною был выбран религиозный путь, при постижении которого душа становится духосозерцающей, духочувствующей, духоблагодарной тогда всё выстраивается по своим местам. И это естественно для творческой личности. За всё это время, находясь среди многочисленных собратьев по перу, смычку или кисти, я ни разу не встретил среди них человека, который был бы вне темы Богопознания.


Композитор Терентий Травник


Всякое подлинное искусство опирается только на это, а о творчестве и говорить не приходится, ибо прежде всего именно Господь и является самым первым Художником, Музыкантом и Поэтом, ибо Им создана не только живопись, но прежде всего сама идея живописи, не просто музыка, но прежде всего сама идея музыки и не поэзия, но слово, взошедшее в поэзию и сделавшее её той, которую все мы и имеем сегодня…»8.



Терентий боготворит женскую природу и именно женщины – основа его аудитории – его слушатели и зрители, почитатели его творчества, особенно музыкального. «Если женщина появилась не прежде ритма, – пишет Травник в одном из писем Оксане Серебряковой, – то Бог точно создавал её под музыку. Если тебе удаётся музыка, то никакая женщина не устоит перед ней. И я рад этому – на моём концерте пританцовывают и дети, и женщины, а это показатель удавшейся вещицы».

Писем приходит много, даже очень, и все они к Травнику композитору, Травнику барду. Посланий от слушательниц настолько много, что из них получился бы приличный сборник – и не только о музыке. Говорить, о чём они не буду, можно догадаться, но одно приведу здесь в качестве примера.

Из письма в редакцию: «Удивительная музыка! Я всем телом это чувствую. У меня немало подруг, которые мне примерно то же самое писали и пишут. Их также его творчество сводит с ума, точнее они воспаряют. Есть и мужчины такие, но самое главное, что это создаёт сверходарённый человек, создаёт, и именно в глобальном видении картины мира, а всё остальное это только грани, грани, грани… У Травника мощнейшая энергетика, она пробивает через его стихи. Мне кажется, что, когда находишься рядом с ним, все время хочется его обнимать и обнимать… Елена Коренкова г. Казань. 2019 г.»



Из письма Елены Башмаковой:


Лично для меня Терентий – это «человек» и его морально-этические качества, я ценю, неизмеримо выше, всех его талантов. Я думаю, что, как личность он сумел «…развить себя, благодаря массе вещей, в частности, умением «быть», а не «иметь»; образом жизни, умением отрешиться; с любовью к людям (во всяком случае, добрым отношением); честностью перед собой и другими – бескорыстием, незлобивостью.

Нравственно более честного человека, я не встречала. И в этом, я преклоняюсь перед ним. А его умение жить, таким образом, и порождает творчество (во всяком случае, я, так вижу)».



Атмосферу «Lemur records», царящую в то время в студии Терентия Травника, наиболее полно, выразил в своих дневниках руководитель группы «Далече» поэт и гитарист Андрей Буянов, записавший у Травника свой дебютный альбом «Зачин». Кстати, это не первое упоминание Буянова о работе с Травником9. В его дневниках встречается немало ярких фрагментов, касательно личности Терентия. Дневник был передан Терентию Травнику через Григория Образцова «ВКонтакте».

Андрей Буянов: запись первого альбома группы «Далече» на студии Терентия Травника «Lemur records»

– …В свое время я был на квартирниках, где выступал Майк Науменко. Мы с ним общались. Вы может и не знаете такого автора… У него произведение ещё такое есть: «Лето… Лето, я изжарен как котлета…», – рассказывал Терентий, готовя аппаратуру к записи.

– А с Цоем знаком?» – спросил я, улыбнувшись.

– Да, и неплохо, тогда все друг друга хоть немного, но знали, – ответил Терентий.

Между такими беседами на студии Травника «Lemur records», мы и записывали в ноябре 2008-го альбом ЗАЧИН:

«Возможность поработать в новых условиях возникла случайно. А точнее, благодаря жене Ильи – Ирине. Она познакомилась с Терентием в аптеке, где он дарил продавщице свои диски. Терентий – музыкант, художник и поэт, лидер группы «Ноев Ковчег», которая в начале 80-х вместе с «Аквариумом» и «Воскресением» стояла особняком на советской сцене. Помимо других дел, он любил на своей домашней студии «ТэТэ» помогать молодым музыкантам. Ирина давно мечтала, чтобы её подруга Ольга Лехтонен записала свои замечательные песни в нормальных условиях. Она взяла координаты Терентия, о чём сообщила нам. Надо признаться, состояние моё на тот момент было плачевным. В мае нас опять выгнали из «Даждя». И опять из-за ерунды – словопрений в интернете. Регулярные выступления среди единомышленников прекратились. Оля ушла заряжать своим солнечным зарядом яхт-клуб, увлёкшись плаванием.

На страницу:
3 из 5