bannerbanner
В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая
В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая

Полная версия

В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Будучи филологом, Михаил всегда ценил и понимал поэзию, хотя сам, с его же слов, отказался от поэтических потуг ещё в институте, поскольку понял, как надо, и понял, что так не сможет, а не так – уже не получится.


Призванием Будина стала музыка. «Наверное, хорошо, что я не закончил консерваторию, а то могли бы отбить и это», – нередко шутит он. Время разводит тела, но не души людей, тем более, если они – друзья. А мы с Мишей – друзья! Иногда мы созваниваемся, реже – видимся, но никогда не забываем друг о друге. Многое, что происходило в моей жизни в девяностые, было связано именно с Михаилом: у нас были совместные записи, репетиции, выступления…  Миша показывал высокий класс игры на гитаре и всегда талантливо вёл свои выступления, даже если в его зале был всего один зритель: что называется, владел ситуацией.



Когда мне исполнилось тридцать лет, я пригласил Мишу на дачу к нашим общим друзьям: Елене и Михаилу Ющенко, где и было задумано отпраздновать это событие. Дача находилась недалеко от станции «Заветы Ильича» по Ярославке. Михаил приехал с гитарой, и это сделало своё дело: подарок – его песни, был триумфальным!

В Доме пионеров Михаил вёл клуб самодеятельной, точнее, авторской песни. В здании был небольшой зальчик для детского театра со сценой, занавесом, кулисами и даже гримёрной, в котором, собственно, все и происходило. С этими, истинно будинскими занятиями, связаны мои самые тёплые воспоминания о работе в Доме пионеров.

Обычно всё случалось вечером, когда солнце шло на закат, и лиловые сумерки таинственно обволакивали небольшое зданьице на проезде Карамзина, проникая за его окна, что придавало урокам маэстро известную романтичность, а если была зима, то тут и говорить нечего: снег и звезды, гитара и стихи…

Миша всегда любил таинственность, любил задушевную камерность, приглушенный свет и свою, понятную немногим, линию режиссуры. Чудачества, рождённые им, многим были непонятны, а мне нравились. Собирались вокруг него преимущественно старшеклассники. Михаил Юрьевич приходил заранее, заваривал крепкий индийский чай и другой – исключительно из трав. Толк в подобных чаях, неплохо знаю и я, и потому могу уверенно сказать, что делал он это так же самозабвенно, как посвящённый в таинство флоры, друид, так что комару с его носом приходилось искать кого-то другого.

Ребята приходили с гитарами, приносили к чаю «аля Будин» всевозможные сладости и вкусности, иногда и домашнего производства, что Миша особенно ценил. Учитель зажигал свечи, члены ордена «Кленового грифа» рассаживались по местам вдоль длинного, но не круглого стола, и начиналось собрание «ясеневских соловьёв» – так называл подопечных Михаила Лёша Валеев. Студийцы чаёвничали, шутили, исполняли свои песни, а в промежутках Миша рассказывал им бесконечные истории из собственной походной жизни, великолепно читал, причём по памяти, стихи русских и зарубежных поэтов, не забывая предлагать ребятам спеть ещё что-то из написанного ими самими.

Дети любили своего учителя, а он – детей. Не любить Мишу, особенно, когда он в своей работе, а в работе он всегда, просто невозможно. Когда человек на своём месте, то табуретка становится стулом, стул креслом, кресло троном, ну, а дальше – сами понимаете… Расставались всегда долго – многие будинцы сидели до последнего, пока сторож не попросит на выход, а выйдя на улицу, ещё долго гуляли всей компанией, неохотно расходясь по домам.


На фото слева направо: врач Николай Ефремов, поэт Травник, кинорежиссёр Илья Сергеев и бард Михаил Будин на даче у декана философского факультета МГПИ Михаила Ющенко. 1994 г.


Интересно, но я всегда знал, когда именно начинались Мишины занятия. И дело не в расписании, а в одной весьма необычной примете: стоило Мише появиться в «домике», как он ласково называл Дом пионеров, то по всем этажам растекался запах русской парной бани. Нет, не подумайте ничего такого: просто Миша заваривал чай из трав в туристском ка́не, долго кипятил его, а то, что оставалось на дне, периодически сливал в унитаз. Бывало, это приводило к засорам, на что крайне недовольно реагировал Шпунтик, поскольку именно ему приходилось ликвидировать последствия, как говорила наша директриса, «будинской самодеятельности».

Вечер, тишина, свечи, аромат травяного чая и гитара – вообще-то идея очень неплохая. Правда все побаивались, что ещё немного – и на первом этаже, на занятиях будинского клуба, дело и до костерка дойдёт: возгорится он прямо на полу и запахнет свеженькой хвоей да печёной картошечкой – это ж Миша! Конечно же, ничего подобного не произошло, но аромат мяты, медуницы, таволги, пролезавший аж под лестницу и доходящий до подвала, лично меня очень радовал. Как только я это чувствовал, то шёл к Михаилу: спускался вниз, тихонько стучался и приоткрывал дверь. Миша едва заметным кивком головы приглашал меня на огонёк. Войдя, я усаживался где-нибудь в укромном местечке, дабы не смущать присутствующих, и с удовольствием слушал и песни ребят, и выступления своего друга, наблюдая за живой и непосредственной атмосферой всей компашки. Это было нечто! Тут вам и пламенные взгляды юных менестрелей и влюблённые, как бы с поволокой, поглядывания молодых барышень-бардесс. Замечу, что выступлениями своих исполнителей будинский Клуб авторской песни «Ясенево» в районе славился. Сюда записывались талантливые, под стать руководителю, ребята и потому мне всегда было интересно слушать их творения.

Каждый раз Миша приходил со своей гитарой, точнее, «подругой», как он её ласково называл. Подруга была достойная, вся, что называется, в хозяина: скромная и страстная, хорошо сложенная, потому как появилась на свет из рук мастера. Михал Юрьич любил свою шестиструночку и дорожил ею как подлинный рыцарь.

Бывало, проведёт рукой по обечайке, как по талии женской, задумается, а глаза так и светятся под толщей линз. Зрение его было очень плохим, и сильнющие очки окончательно завершали его образ, зависнувший между ботаником и наипрекраснейшим чудаком, в котором преспокойно уживались доброта и деликатность, смелость и высочайшая порядочность: в общем, весь его шарм с потрясающей лениво-романтической патиной туриста-палаточника и походника-байдарочника – вся его, чисто будинская суть.



Ко всему прочему, он – человек знаний, причём энциклопедических, до кучи обладающий зощенско-хармским чувством юмора с небольшой грустинкой: эдакий пьероподобный весельчак, позволявший себе изрядно побалагурить, если, конечно, этому благоволили те, с которыми он собирался этим заняться. Хорошо написала о нём однажды Ольга-Голда Ракитянская: «Миша всегда был тем, с кем хорошо странствовать. С кем хорошо быть в дороге и возвращаться, и отправляться в странствия снова. С кем дорога может быть трудна и даже опасна, но никогда – скучна и тосклива. Сейчас рядом со мной именно такой человек – и я, наконец, чувствую, что всё на месте. Всё так, как и должно быть».

В общем, человек, о котором всё моё повествование, с ног до головы походник, турист и бродяга, в том числе и по всем строго запрещённым и не очень подходящим для удовольствия местам. Тем не менее в горы лишний раз не лез, предпочитая прогуляться по земляничникам, ежевичникам, да чернично-брусничным перемётам. Миша не любитель собирать грибы, а вот ягоды – с удовольствием! При этом он мастерски делает наливочки, настоечки, вареньица, конфитюры и джемы, в общем, как он говорит, «повидлы» всех мастей для всех волостей. Худющий, он, бывало, легко съедал литровочку, например, абрикосового джема и не замечал этого. Впрочем, что говорить о человеке, который как-то раз, на спор, а случилось это, конечно же, в Доме пионеров, умял пару десятков эклеров, ничем их не запивая, да ещё и апосля приступил к дежурному перекусу принесёнными из дома бутербродами.

В 1999 году, где-то в начале января, мы с друзьями решили организовать Всероссийское общественное объединение талантливых людей, а проще – работников и романтиков с большой дороги искусства. Дали ему название «Modusart» – образ искусства. По общему замыслу в него должны были входить художники, музыканты, литераторы – в общем, люди увлечённые и неординарные. Музыкальным отделом руководил бард Юрий Жердев: он писал хорошие песни и занимался их распространением, изыскивая порой весьма экзотичные способы. Открытие «Modusart» было решено провести 13 февраля, а местом встречи был выбран посёлок Мещерский, где находилась дача нашего продюсера и гендиректора Сергея Бенцианова. Планируя программу, решили, что концерт должен состоять из двух частей. В первой предлагалось выступить по очереди с небольшим репертуаром ряду поэтов и авторов песен, а всю вторую часть Сергей предложил отдать Мише Будину, поскольку все мы знали, что он прекрасно владеет жанром и может показать действительно высокий уровень мастерства, что, собственно, и произошло. Как только в зале погас свет и началось второе отделение, Миша, выйдя на сцену необычайно легко, можно сказать, мастерски, начал выполнять свою миссию. Рассказав немного о себе, вспомнив кое-что из собственных приключений и даже злоключений, он перешёл к песне. Вскоре в ритмах праздника перемешалось всё: зал поддерживал его, отвечал на шутки, аплодировал и вызывал на бис: в общем, сольное выступление удалось, а запись «Концерта в Мещерском», смонтированная в Останкино, существует до сих пор и остаётся моей любимой из всего ряда подобных мероприятий «Modusart».

Потом были авторские вечера в клубах и большой концерт в Театре авторской песни Луферова вместе с группой «Редкая птица», Юрием Жердевым и многими другими.

Сергей Бенцианов и руководитель студии «Dodorecords» Олег Додонов, сделали Мише предложение записать несколько его песен на диске с названием «Перекрёсток времён», представляющем всех выступивших на открытии «Модуса». Примерно в это же время я пригласил Мишу поучаствовать в записях и моей группы «Ноев Ковчег», а чуть позже наконец-то записать первый полноценный его сольный альбом, который мы так и назвали «Михаил Будин: песни под гитару». Тогда в студии Олега записывалась Светлана Смирнова, а поскольку Миша всегда отличался умением мастерски аккомпанировать, Света попросила Мишу сопровождать записи её песен своей игрой, на что тот любезно согласился, а потому на диске «Перекрёсток времён», где звучат песни и Светланы Смирновой, партию гитары исполняет Михаил Будин. Нетрудно догадаться, что Миша всегда являлся украшением любой компании. Талант есть талант, и его присутствие всегда облагораживает любую встречу друзей и знакомых. Конечно же, Будин был и остаётся артистом, да и кто из работавших в то время в Доме пионеров №2 не был таковым. Воистину это было золотое время! В последствии Дом пионеров переименовали в Центр внешкольной работы «Ясенево». Не знаю, как сейчас, но когда я пришёл туда работать, там обитали на удивление интересные и инициативные люди, и каждый был корифеем в своём деле.

Сам я был несколько в стороне от кружководов. Моя задача была обслуживать все здание в качестве художника. Тем не менее, в мою небольшую мастерскую, или, как ещё её называли, коморку Тюбика, заглядывали, заходили, забегали многие: посидеть, поговорить, выпить чайку, а потому, как вы понимаете, я был в курсе всего, что происходило в нашем заведении, «в нашем домике», как все мы его называли с лёгкого словца Будина. Был в нашей коммуне и поэт Николай Борисович Фомин – Николка Бубенчик. Работал он методистом, то и дело методично сочиняя списки детских мероприятий аж на нескольких листах. Что ж, дело хорошее, если бы не одно «но». Написав такой, крайне подробный и обширный план, а писать Коля любил, он просил меня оформить «шедевр» на листе ватмана плакатным пером, дабы вывесить его на стенде при входе для всеобщего родительского ознакомления. Признаюсь, я этого не любил: писать от руки – это одно, а плакатным пером – другое: намного и дольше, и сложнее. А учитывая, что планы Борисыч писал чуть ли не ежедневно, положение моё совсем плохим становилось. Впрочем, Николка не всегда настаивал на том, чтобы в ход было пущено плакатное перо, и чаще, придя с папочкой, где лежал аккуратно написанный и уже использованный план, просил: «Игорь, а забубень его куда-нибудь подальше на свои стеллажи».

Как-то раз Миша это услышал и филологически акцентировал: таким образом в нашей жизни появился поэт Николка Бубенчик, имеющий отношение не только к забубениванию, но и к бубенчику-колокольчику, поскольку был человеком изящным, тонким и стройным. Как же любили мы с Николкой почаёвничать у Миши!

Будин, как я уже упоминал, еще тот сластёна: любил «монпасье с монплезиром» – пирожные там всякия, печеньки да вафельки, конфеты, в общем «кофу с мермаладом». А коль любишь, значит имей: так вот всё это удовольствие водилось у Миши постоянно, а человек он не жадный – вот мы и чаёвничали».


Миша Будин с годовалым сынишкой на открытии галереи Делонь. 2009 год


В 2009 году Терентий стал учредителем в Москве картинной галереи «Delon`ь» и, конечно же, пригласил выступить на её открытии Михаила Будина. Миша приехал со всей своей семьёй – с детьми, включая младшего, годовалого Семена Михайловича Бу… нет, не Будённого, а Будина. Но, если взять в расчёт поведение «малыша-кибальчиша», ему точно предстояло стать командиром. Что касается Мишиного выступления на открытии, то оно было таким же замечательным, таким же естественным и исполненным вдохновения, как и то, памятное, в Мещерском.


Жизнь не стоит на месте: с той поры прошло много-много лет, но и сегодня Михаил Юрьевич Будин пребывает в чудесной творческой форме, как и полагается подлинному походнику – мастеру своего дела. И даже сегодня, вопреки пандемии Covid 19, когда все массовые зрелища и концерты запрещены, а в стране введён карантин, Михаил не оставляет свою концертную деятельность и дарит своё творчество в других форматах. Первый онлайн-квартирник или «карантинник», как его метко назвал Михаил, с успехом прошёл 21 марта 2020 года. Ольга-Голда Ракитянская отважилась организовать прямой эфир в интернете. Трансляция была пробная ВКонтакте и Фейсбуке, своего рода генеральная репетиция будущих таких трансляций. Вдохновлённый первым экспериментальным онлайн-квартирником-«карантинником», Михаил Будин на следующий день провел Кимовский вечер онлайн, на котором самозабвенно пел и читал стихи Юлия Кима. А дальше – больше: уже в начале апреля Ракитянская напишет в сообществе «Михаил Будин: концерты и творчество»3: «Друзья! В эту субботу, 11 апреля, в 18:00, Миша будет выступать онлайн с очередным концертом-„карантинником“! В программе – актуальнейшее нынче произведение Юлия Кима – спектакль „Московские кухни“. Ведь именно на кухни загнал нас карантин, не так ли? В этом спектакле Мишин разносторонний талант раскрывается в полную силу: здесь будут и песни, и художественная декламация, и просто актёрская игра. Готова поспорить – вы забудете, что перед вами всего один человек, это будет настоящий театр, пусть и одного актёра!»

Дальше – больше: прошло ещё несколько подобных онлайн-концертов: музыкальный спектакль онлайн «Ах, война – что ж ты делаешь, подлая!» В программе, составленной Михаилом Будиным прозвучал – антивоенный музыкальный спектакль из песен, стихов и прозаических отрывков различных авторов: Булата Окуджавы, Юлия Кима, Ричарда Баха и других; виртуальные выступления в Дубне, в ДК «Мир» ОИЯИ (группа в ВК), на онлайн-фестивале «Открытие»…

Складывается впечатление, что с карантином творческая жизнь Михаила Будина стала ещё более интенсивной и насыщенной. И это не удивительно, «поскольку творческое кредо Михаила – ломать стереотипы – приготовьтесь не только радоваться или плакать, но и удивляться! Ведь непрестанное удивление жизнью, непрекращающийся интерес к ней, готовность открывать и исследовать новое – отличает юношу от старика без оглядки на арифметический возраст»4.

Михаил умеет заряжать всё и вся вокруг себя радостной энергией жизни, давая многочисленные живые концерты в арт-клубах и на фестивалях авторской песни и поэзии «Песня Булата», проводимого с 2011 года.

Изобразительное искусство


Галерея «Delon`ь» была создана Терентием Травником в апреле 1984 г. Сначала это были небольшие домашние выставки, на которых собирались творческие люди, преимущественно художники из близкого окружения самого Травника. C июня 1994 г., сразу после его тридцатилетия, показы стали проходить в мастерской Травника-художника в Ясенево, а немного позже в городах европейской части России и за рубежом.

К концу 90-х Терентий несколько отошёл от живописи, уделяя почти все свободное время изучению психологии и занятиям музыкой, но вскоре вернулся к декоративному искусству, а чуть позже вновь к изобразительному.

4 ноября 2009 г., галерея обрела своё второе рождение и возобновила активную деятельность. Под руководством её директора Марины Васильевой в Москве и области прошли пять первых тематических выставок, после чего команда приступила к организации персональных экспозиций и искусствоведческих консультаций под руководством знакомых Травника продюсера Сергея Долматова и искусствоведа Анны Гришиной.

«Участие в галерейных выставках, – вспоминает член галереи живописец Ирина Сурина, – предоставило мне замечательную возможность более близко познакомиться и с самим Травником, и с его творчеством. Как оказалось, многоплановость созданного им искусства, позволила мне увидеть Терентия, как глубоко и по-особому чувствующего человека, подчиняющего свои произведения особому философскому пониманию происходящего в окружающей его реальности.

Удивительно и то, что каждое из направлений его творчества, будь то живопись, музыка или литература, только на первый взгляд казавшиеся самостоятельными, на самом деле представляют единое и неделимое пространство, пронизанное общим замыслом этого мастера: любовью с её постоянным внутренним диалогом с божественным и стремлением к наивысшей гармонии. Все его творения обращены к тем, чьё сердце открыто для познания самих себя и окружающей действительности.



Безусловно, восприятие его живописи абсолютно неотделимо от всего иного, создаваемого им. В результате чего, полотна Травника-художника плавно переходят в звуковые картины Травника-композитора, затрагивая одни и те же струны души, а его камерные концерты релаксационной музыки стремятся и во многом позволяют освободить слушателя от тревоги и суеты, постепенно приводя его к достижению внутренней гармонии и той самой тишине, о которой Травник-поэт так много говорит в своих стихах».

Письмо: обращение Терентия Травника

Дорогие коллеги и единомышленники, дорогие друзья, за многие годы своего существования галерея «Delon`ь» прошла несколько этапов развития, освоила закономерные выставочные пространства, обретя достойный опыт. Сегодня она имеет свой журнал, выпускает монографии и антологии художников, причём не только членов нашего коллектива, но и известных отечественных мастеров.

Так сложилось, что галерея «Delon`ь» явилась идеологом многочисленных новаций, в том числе и наград, премий, дипломов и грамот, вручаемых тем деятелям отечественной культуры, которые имеют духовно-нравственное благо в своих трудах. Ко всему прочему нынешняя галерея имеет силы и возможности способствовать раскрытию таланта юных дарований не только Москвы, но и мастеров из других регионов страны. Ряд мероприятий коллектива «Delon`ь» отмечен наградами российских государственных структур, властями города Москвы и Русской православной церковью.

Нынешняя галерея «Delon`ь» – это прежде всего замечательный, слаженный и профессиональный творческий коллектив с высоким потенциалом и гражданской сознательностью. Удачи, мудрости и процветания всем нам.

С благодарением,учредитель галереи «Delon`ь»Терентiй Травнiкъ.4 июня 2011

«Если ты думаешь, что я художник, – пишет Терентий Елене Башмаковой, – то это не совсем так, я просто очень люблю рисовать. Но я не только рисую, но и пишу стихи, песни, музыку, занимаюсь всем, чем можно, кроме зарабатывания денег и политики. Но, кто я? Ко мне прислушиваются люди, мне доверяют, бывает, что от меня ждут ответов на вопросы, но, боже мой, кто бы знал, что я сам в сомнениях и что получение каждого ответа – для меня очень непростое дело. У меня есть силы, и все равно я нуждаюсь в поддержке. Пока же мои силы только в книгах, в мыслях, собранных в моей же голове и в желании идти дальше…».


Да, Терентий искал – искал тот единый ключ – синтез разного рода понятий и ощущений. Впрочем, он прекрасно понимал, что «невозможно стать поэтом, если помимо основного дела вы, в том числе, ещё и стихи пишете. Невозможно стать художником, если вы, помимо прочего, ещё и рисуете. Невозможно стать музыкантом, если вы, ко всему прочему и музицируете. Все, что попадает в список, как дополнение к чему-то, не наберёт той необходимой силы, чтобы вывести жаждующего на орбиту творчества. В жизни есть нечто иное, возводящее вас в тот ранг, о котором вы мечтаете и стремитесь: этот ранг – сокрыт в состоянии „прежде всего“, и если вы и поэт, и художник, и музыкант, то прежде всего вы кто-то один из них: либо поэт, либо художник, либо музыкант. Талант всегда очень многогранен, но что-то одно, что-то единственное способно и обязано вызреть в вашей душе. Оно и станет вашим призванием. Для того, чтобы убедиться, что вы на правильном пути, следует знать, что всякое призвание – это когда у вас хорошо получается, когда делается все легко, вы с радостью тратите на это увлечение всю свою жизнь и, самое главное, не продаёте свой труд и его результаты ни при каких обстоятельствах. Пусть его продают другие, вы же не касайтесь денег, но просто – дарите»5.

Именно эти знания, этот опыт и привели Терентия к мысли по созданию такой организации, которая бы собрала в единый организм весь его опыт и таким проектом стал Modusart.

Да, поистине, человеческие возможности безграничны! Терентий Травник во многом является тем человеком, который соединил в себе «знания великих, поэзию несравненных, музыку талантливейших и живопись восхитительных». Сам Травник определяет гениальность как совокупность качеств в человеке, вызывающих в других людях (без его воли на то) проявление высших эманаций в их духовной природе.



Живопись Терентия многопланова и непроста. Художник разностилен, хотя многие из критиков улавливают в его полотнах единую руку мастера. Но есть в его наследии одно произведение, заслуживающее особого внимания. Терентий всегда был мистичен и каждый его шаг был обдуман. В какой-то степени именно это полотно явилось переходом Травника-живописца к Травнику-композитору. Мне кажется, что и сюжет, и название были выбраны и даны не случайно. Речь идёт о полотне «Реквием», написанном на холсте масляными красками. Известно, что картина написана в 1991 году и примерно с этого времени находится в частной коллекции: подарена автором своему другу – поэту Николке Бубенчику.

Описывать полотно можно долго и сложно, а потому обращусь к первоисточнику, к тому, как пишет о картине сам художник: он воскрес, его душа, подобно задутым свечам, перешла в новую, непознанную тайну – скрипача, уходящего по лестнице в небо, в свет. Туда, где сливаются в едином ожидании нового мудрость и любовь.

Скрипач медленно поднимается по лестнице, состоящей из двадцати одной ступени, напоминающей нам о совершенстве, о законченности, слившейся в произведении тройки и семёрки. Так, подобно тайне, в двадцать один день в алхимии превращаются неблагородные металлы в серебро. Четверть пути жизни, четверть обращения планеты Уран вокруг Солнца. Двадцать одна клавиша переходят в двадцать одну ступень лестницы. Время открытия мудрости. Скрипач, душа пианиста, переходит с девятой на десятую ступень. Девятая ступень – полнота, исполнение и достижение, начало и завершение. Девятая ступень не подвержена порче, символ неуничтожаемой материи, ведь сумма цифр любого числа, кратного девяти, в результате даёт девятку. Скрипач входит в океан, уходя за горизонт, потому что ничего нет за девяткой, кроме числа десять, десятой ступени. Это и есть граница предыдущего существования. Посвящённому постепенно открываются слои мироздания, а их девять. Потом ему откроется «точка», десятое состояние – ядро мироздания. Нога скрипача стоит на десятой ступени. Низшие материи позади, они провели неофита на осознанном уровне через все, что касается его прошлой эволюции, через деятельность непроизвольного существования, и теперь он стал понимать смысл той работы, что когда-то он проделывал неосознанно.

На страницу:
2 из 5