Полная версия
Так поговорим же о любви
Николай Новоселов
Так поговорим же о любви
Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот , Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем более нечист и растлен человек, пьющий беззаконие как воду. Иов 15. 14-16.
Глава1.
Когда был в возрасте совсем небольшом приехали с родителями жить в предгорье, с. Талица. С предыдущего места работы, как и с других, выгнали родителей, несмотря на многочисленное семейство, за пьянки и прогулы. До нашего приезда, а мы приехали ранней весной, завезли к нашему дому дрова и уголь, выбелили хату. Ожидали.
Дороги раскисшие, днем оттаивало, ночью подмерзало. Примерно рассчитав, когда должна подойти колхозная машина с нами и нашим скарбом, председатель послал трактор в центральную усадьбу, с. Урожайное, но мы задержались и три дня трактор нас ждал, благо трактористу было где ночевать. Только когда отпускные и расчет были пропиты, подцепили машину к трактору, и потихоньку, в ночь, добрались.
Колхоз специализировался на откорме молодняка, на производстве молока и меда. Поля засевали в основном гречихой, горохом, кормовой свеклой, травами. Были и небольшие зерновые клинья. Заработки довольно высокие, работы невпроворот. Но это кто привык работать. На такое большое семейство председатель колхоза выделил корову, первотелку, двух свиней, зерна, сена для скотины, муки, меда, гречихи, гороха; сказал в колхозной столовой чтобы дали жира и масла. Все безвозмездно. И, верно ждал, наивный человек, что родители отплатят ударным трудом на благо колхоза и себя. Отцу дали новенький трактор, матери одну из лучших групп коров. Потянулись скучные дни для родителей, занятые работой в колхозе и дома. Корова столько давала молока, что выпить его столько невозможно: первое время мать перерабатывала его на масло, но скоро ей это надоело и все оставшееся молоко отдавали свиньям. Молоко, простокиша, запаренное зерно и комбикорм –скоро наши свиньи подползали к корыту, встать на ноги не могли. Что б от лени и жира не обезножили ограничили до нормы кормежку; и они забегали. Оставшееся молоко перед доением коровы мать теперь выливала в овраг, чтобы освободить посуду.
В колхозе помимо заработка, отдельно от него, начислялись трудодни, по вкладу колхозника на общественной работе, значимости этой работы, а главное, добросовестности и честности. За трудодни руководство колхоза рассчитывалось зерном, сеном. По деревне свиньи гуляли неисчислимыми стадами, на пруду, за околицей, –куда не глянь. Почему не держать, если есть чем кормить. По деревне было страшновато весной пройти, взмахнуть рукой, не то что пробежать, –чуть ли не в каждом полисаднике от пяти до десяти уликов с пчелами. Народ, от мала до велика, очень занятой. Работает клуб, не пустует библиотека. В определенные дни клуб открывается для танцев. Пьянство –непозволительная роскошь для сельчан. Как кого увидели навеселе – собирается собрание и так « пропесочат», так настыдят, что в следующий раз и подумаешь и поразмыслишь, следует ли попадать в это « чистилище». Если, конечно, есть чем размышлять, если есть в части тела, покрытой волосами какие-то извилины а не «прямая» линия; а то может и её нет. Если нет совести, то как на неё можно « надавить». Если не было понятия чувства собственного достоинства, что ты человек, а не « отрепье», откуда ему взяться? Если нет уважения к себе, как оно может появиться к другим?
Родители перебрались сюда из поселка, где пьянство – норма жизни, и связанное с пьянством дебошь, разборки, драки, воровство –обычное и привычное явление. Всему удивлялись, все было в диковинку в этом другом мире, без скобок. И не понимали, и не стремились понять. Пришла соседка, спросила, есть ли картошка. Узнав, что нет, предложила « на первое время» два мешка и подчеркнула, что денег не надо. Отец пошел взял, и спасибо не сказал, принес домой. « Чоканутая наверно» –подытожил он смеясь, затаскивая картошку. Через некоторое время заходит другая соседка с большой чашкой творога, ставит на стол, пять минут просидела, что-то спросила и ушла. « Да тут деревня дураков» –смеются оба. Но скоро поскучнели. Никто не идет с самогоночкой, не угостит « за приезд». Нафига нужно это сало, творог, мед и прочая « ерунда», она ведь нужна не более чем закуска. Отец хватает кусок сала, а так как не запомнил, кто что приносил, тащит на продажу соседу, который это сало дал; обменять на самогон. « Вот ведь попал –сокрушался. Стоит сосед и говорит: « Не тебе я дал, я ребятишкам дал это сало, их пожалел. Не для того я давал, чтобы ты его менял на самогон, а чтобы ребятишки твои были сыты». – И забрал сало. А ведь можно было другим предложить».
Весть, что мои родители пытаются продать что им дали как всепомощь, вмиг облетела деревню. Вызвали к председателю мать. « Сидит, балбес, и выговаривает, что так делать нехорошо. Спросила денег, не дал, заработать, говорит, сперва надо. И что дальше-то сказал, слушай. На собрании будем решать вопрос, давать ли вам деньги на руки. Сразу, говорит, после первой пьянки соберу собрание и денег вы получать не будете. Будем на ваши деньги сами покупать продукты и все необходимое, если вы такие беспомощные. Вот ведь паршивец, а?».
–– А, не имеет права –отмахнулся отец. Ты лучше подумай, как сплавить этот мед, кому? И разбежались по деревне. Но не нашлось в деревне гавнюка. Вернулись раздосадованные.
Аванса в колхозе не давали. Да и большая часть колхозников и получку переводили на сберкнижку, подкапливая для своих ребятишек. Скупщики мяса, меда, ягод, грибов разъезжали по поселку, в то время в основном цыгане, и не нужно было как тогда, так и сейчас ездить на рынок продавать излишки сельхозпродукции, и сельчане не очень-то нуждались, и не жили «от получки до получки».
Но если отец перемогал , так сказать, «похмельный синдром», что-то мог, пересиливая себя делать по дому, ходил на работу и работал, мать без « опохмелки» не могла прожить и дня, все у ней валилось из рук, весь день могла просидеть на стуле, тупо и тоскливо глядя в окно. Ничего не мило на белом свете без рюмочки водки. Отец ворчал на неё, «понукал», а так как понукать ему надоело, для себя и нас сам варил кушать. Мы и не спрашивали с матери кушать, а ждали отца с работы, ему надоедали. Не прошло и недели как председатель по жалобе бригадира снял мать с группы, чтобы не загубила коров и перевел в подсобные рабочие; где что поднести, унести, раздать коровам перед дойкой свеклу. И не нужна была она там, с этим справлялись скотники, но пока оставили, до тех пор, пока коров не перевели на летнюю дойку. Мать перевели работать уборщицей в контору. Земля просохла, трактора работали на вспашке зяби круглые сутки, трактористы по двенадцать часов. Отца от недоедания, так как и сварить и испечь лепешку было некому, пошатывало. И отцу и нам надоело молоко до ташнотиков, одно молоко, без чего бы то ни было. Праздником был тот день, когда мать испекет несколько лепешек к молоку, и блаженство, если к тому же картошку в «мундирах».
Но, наконец-то, настал долгожданный день. День получки. Кончились дни вынужденного «поста». А так как продукты питания колхоз дал, да и соседи—придурки натаскали, за год не съешь, на одну получку, довольно неплохую, купили в магазине водку, другую приберегли «на опохмелку». Эх, жаль, в этой дурацкой деревне и выпить-то не с кем, в Комарово-то бы нашлись, ну да давай Маша и вдвоем «врежем» по стаканчику. И раз, и два. Эх, хороша. И три. И носом в пол. У тракториста кончилась смена, сменщика нет. Ч.П.. Он к председателю. Председатель к нам. Работник его в бесчувственном состоянии на грязном половике. Махнув рукой, идет, снимает с дойки скотника и садит его на трактор.
Если в совхозах на время массовых полевых работ запрещали продажу спиртного, в колхозах, и не только в нашем, запрета не было, ибо не было в этом нужды. Запретили, на «опохмелку», когда пришла нужда, а она пришла очень скоро, нужно было ехать в город, но и там действовал «сухой закон» на время полевых работ. Но, побегав, купить можно было.
Пришла с лугов корова. Время дойки, а хозяйки нет. Потихоньку начала мычать. Хозяйки нет. Прибавила голос. На рев прибежали две соседки: –что случилось? Заходят в дом –все понятно. Которая помоложе идет доить корову; баба Настя, пенсионерка, зовет нас с собой, чтобы накормить.
Утром полстакана на опохмелку; мать шустрая и бодрая, подоила корову, отправила в луга; еще полстакана – и воопще весело дело пошло. Так, борщ сварить надо, –садимся картошки чистить, –а зачем её чистить, и так пойдет; да и мыть необязательно, сожрут, не подавятся. Так, водки полно, торопиться некуда, –маленько бы надо постираться. Замочили, намылили. Так, пусть полежит. Еще полстакашка. Совсем весело. А вон и мой возвращается, еще веселей будет:
–-Что, не пошел на работу?
–-Так ведь, пока я на работе, ты здесь все выжрешь.
–-Да ты чё, здесь на неделю а то и более хватит.
–-Варить-то что-нибудь варила?
–-Да наверно и сварилось. Сейчас сальчика поджарим, и воопще весело будет.
–-Ребятишек кормила?
–-Да вроде что-то таскали со стола,–не замрут.
Интересно, что мы могли таскать со стола, когда на нем нет ничего.
К обеду родители «готовы». И опять вечером мычит корова, опять приходит соседка чтобы её подоить; уводит нас, кормит. И на следующий вечер такая же история. Но, предупрежденный председатель к этому времени подослал скотника с наказом, что если опять доить корову будет некому, забрал и отвел на скотный двор, –не пропадать же скотине. Что скотник и сделал.
Я восстанавливаю жизнь в с. Талица не только по своей памяти. Много позже, из Горного Алтая приезжал за семенным зерном для посева от совхоза; хоть и мал я был –меня узнали; и расспрашивали, и рассказывали, и вспоминали за чашкой чая.
–– Никогда таких пьянчуг, как твои родители, здесь не было, и я уверена, не будет –говорила баба Настя, именно у неё я остановился –поблагодарить; –ведь и мы здесь иногда погуляем, песни попоем; но никто ум не пропил и совесть в грязь не втоптал. Везде должна быть мера, и всему свое время. А у твоих родителей была одна извилина, и та прямая, а о совести и понятия не знали.
–-Баба Настя, гулять к нам приходили то два, то три мужика, но что-то быстро ходить перестали?
–-Твои родители всегда ходили навеселе, выпьют по полстакана, и на работу. Не считая тех дней, когда « перебирали» и по своему состоянию выйти не могли.
И дней таких довольно много было. Я по соседству жила, придешь к вам, везде грязь, блевотина, вы что-то копаетесь, пытаетесь себе сварить. Заплачет сердце, уведу вас, накормлю. Отцу-то, Паше, после того, как он утолил «жажду», опять отдали его трактор; да, он ходил почти всегда навеселе, но и работал. Поддавал он иногда «жару» твоей матери. Придет с работы голодный, ребятишки голодные, жена же пьяная спит. Ну и «разукрасит» её. Ходит « синенькая», веселенькая, пьяненькая. Все нипочем. Урок пошел впрок. Раз в месяц , дня на три, гулевать совсем переставали, наводили дома порядок, чистоту. В эти три дня мы нарадоваться на них не могли. А потом опять все начиналось сначала. А этих трех председатель вызвал и разговаривал с ними на улице, чтобы больше народу слышало, на совесть «надавил». И когда собрал проходящих сельчан поболее, только и сказал: « Что у них ребятишки голодные и грязные, пусть будет на их совести. У них есть что сварить и из чего сварить. Так пусть же непотребство будет на их совести, не лезьте вы туда, не марайтесь в этом дерьме. Вы не останетесь без вины, что вы с ними пьянствуете, голодные глаза этих ребятишек и на вашей совести». Один из собутыльников пошел и настыдил твоего отца; вот тогда-то мы и увидели первый раз твою мать « синенькую». И никто уже больше к вам не заглядывал. А учить вашу мать –пускать слова на ветер. Да и отец не менее, как бы не поболее «поддавал». Работает, работает, помаленьку, да помаленьку «для веселья» выпьет, да в какой-нибудь день и « переберет». И день и два тогда гуляют. Но с работы не выгоняли из-за вас, ребятишек. Из-за жалости. Хороший щит они из вас сделали; безотказный. Жалость и сочувствие людское к маленьким гражданам называется. Но подумали бы люди, высоко поставленные мужи, там, наверху, что и маленькие граждане нашей великодержавной страны; –они граждане; не гнилая картошка в нашем погребе, никуда негодная, которую при переборке выбросим; не должны они служить щитом подонкам, которые называются родителями; что они граждане, а как граждане, пусть маленькие, они должны пользоваться всеми правами на защиту своих прав. Но увы, маленькие граждане полностью зависят от своих родителей, которые не родители. Так есть, сынок, и так долго еще будет. И потому-то, сынок, не выгоняли твоих родителей с работы, держали за ними рабочее место. Кто бы их держал на работе, « няньчился» с ними, уговаривали и увещевали, если бы не вы. Выгнали, да и весь разговор.
–-Баба Настя, но ведь отняли у нас корову, отобрали, оставили нас, малышей, без последнего источника пропитания?
–-Не председатель вас оставил без молока а ваша мать. Если бы скотник не увел корову на скотный двор, одну из лучших коров, –пришлось бы заколоть. Вот и женщина после родов выцеживает из грудей все до капли, что не съест ребенок, что не высосет, чтобы не образовался мастит, чтобы можно подолее кормить грудью ребенка, не переводить его раньше времени на искусственное вскармливание; чтобы ребенок рос крепким и здоровым. Если женщина будет смотреть за собой, придерживаться санитарных правил, что советуют врачи – и следующий ребенок у ней будет здоровый, и следующего она вскормит грудью. Также у всего живого, живущего. Да, председатель забрал корову, но когда твои родители «отгулялись» и пришли к нему, мать твоя упрекнула его, что мол он изверг, оставил её детей без молочка; на что он ответил, что забрал корову от жалости к корове, а мать твоя пусть берет молоко на ферме сколь ей заблагорассудится, распоряжение он отдал. И мать твоя раза три и правда брала на ферме молоко, пробежит по деревне с пятилитровым бидончиком, никто у ней не купит, несет домой и выливает свиньям. « А у ребятишек есть молоко?» –спрашиваю. « Свиней можно продать» –говорит, посмотрела отсутствующим взглядом на меня и зашла в дом. И перестала брать молоко.
На поселок опускался вечер. Под раскидистой плакучей березой было уютно; над нами висела электрическая лампочка, которую пока не зажигали, в недалеком болотце крякали утки. Баба Настя, её дочь и зять бабы Насти, сидя за столом в садике с интересом слушали и вновь переживали былое.
–-Это сейчас, сынок, закупки излишней сельхозпродукции производят всевозможные закупочные организации, тогда же этим занимались цыгане. Жили цыгане в соседнем селе, Сростках; жили общиной во главе со своим бароном, так они называли своего старшего. И никакого воровства или обмана не делали, без пакости. Семья, как говорится, не без урода, но пару раз пожаловались барону и пакости прекратились. И в один из дней, когда у твоих родителей кончилось « зелье», смотрю, отец твой тащит в телегу цыган мед во фляге. Я подошла к нему, говорю: «Паша, оставил бы ребятишкам». Поставил флягу на землю и отвечает: « Ты, тварь, еще слово скажешь, разукрашу, сам Бог не узнает». И разукрасил бы, сынок, не посмотрел на старость. И обменял полфляги меда вместе с флягой на три бутылки водки. Немного погодя и свиньи к цыганам ушли. И ты знаешь, не обиделась я на Пашу, ведь на него обижаться что на столб за то, что на нем провода гудят, или на дерево, что в нем ветер листьями играет.
–-Я помню, баба Настя, как вы нас, всю малышню много раз кормили, спасибо Вам, спасибо за Ваше доброе сердце.
–-Да я ли одна, Коля. Весь поселок. Когда все, что у вас было, вплоть до муки, « расфукали», вы , ребятишки ходили на склад взять гороха и гречки, чтобы что-то сварить. Я сама много раз видела как на обратной дороге вас зазывали, чаще председатель сельсовета, она рядом со складом жила. И что , сынок, их всегда поражало, так это ваша благодарность. Только и слышно «спасибо» и «спасибо». Только что ножкой не расшаркивались –смеялись в сельсовете. А ведь от Паши никогда никто не слышал и слова благодарности за все доброе что сделал вам колхоз и люди.
–-Баба Настя, расскажите как проходил сход колхозников, я помню, бурный он был?
–-Бурный, Коля, бурный. Надоело нам смотреть на ваши голодные глазенки и решили мы собрать сход села чтобы решить вопрос о лишении родительских прав твоих родителей. Собралось все село, от мала до велика, заранее пригласили районного прокурора. Твои родители пришли на сход с большим запозданием, очень сильно « навеселе» –все нипочем; вместе с вами. Председательствующей на сходке была председатель сельсовета. Как и на предыдущих собраниях колхозников все высказывались очень эмоционально, стыдили, грозились, что если твои мать и отец не будут смотреть за вами, будут пьянствовать их лишат родительских прав. И если Паша показывал вид, что ему стыдно, что-то «мямлил» в свое оправдание, мать же похикикивала пьяненько и не слова не сказала, до тех пор, пока не стали грозить, что её могут лишить родительских прав. « Да кто же это может меня лишить? Кто это сможет отобрать моих ребятишек у меня, мою защиту, мое оправдание? А ну, ребятишки скажите, с кем вы хотите жить, в детском доме или с мамой? Скажите этим дуракам : « с мамой». И вы все и сказали « с мамой», что вы еще могли сказать. –Вот так-то, –подытожила ваша мать, садясь на свое место. Собрание продолжалось. Вызвали и меня, как самую близкую соседку. Рассказала, какая у вас грязь, что вы всегда голодные, что все съестное пропито. Рассказала как есть, без всяких личных выводов и нравоучений. Проголосовали единодушно, все до единого за лишение твоих родителей родительских прав и оформление вас в детский дом. Дали слово прокурору. Прокурор встал с уже раскрытой книжечкой и зачитал, и объяснил что лишить ваших родителей прав на вас колхозное собрание не в праве, как никакое другое общество и государство, и что он в этом вопросе, при всем его желании решить положительно не может, нет у него таких прав.
Идя с собрания, посмеивались и злорадствовали над сельчанами « Что, ничего не вышло, и не могло выйти. Наши ребятишки, с нами и останутся, наша защита и опора. Ну а тебе, старая, чтобы меньше распускала язык, подопрем двери и пустим * петуха*». И ты знаешь, сынок, я испугалась. Свернула до дочери, рассказала зятю. Зять берет берданку, зовет соседа и идут к вам. Твой отец потянулся за топором, но заряд картечи у ног успокоил его. Разошлись мирно, придя к соглашению, что Паша оставит меня в покое.
Немного вы здесь пожили после собрания. В отчуждении от всех, без «своего» сообщества. Твой отец уехал искать более-менее сносных условий для себя, общества, где бы с ним разделяли застолье, где более разнузданные нравы. И вскоре приехал за вами. Нашел он, сынок, «свое» общество?
–-Нашел, баба Настя.
Нашел. Нашел. Себе могилу, супружнице –тюрьму, нам –детский дом. Сколь веревочке не виться…
Глава 2.
Нам всегда чего-нибудь не хватает. Одному не хватает на чай, другому на « опохмелку», третьему –«подковать» свой «мерседес». Что может быть важнее на белом свете, как не решение своих промблем? И вот уже брат проехал мимо брата, идущего по дороге, сестра поссорилась с братом из-за дележа квартиры, сын отправил мать в престарелый дом, что б не докучала своей мудростью, тетки бросили племянников на улице на само выживание. Погрешаем ради маловажных вещей и « богатство и благополучие» наше затмевают нам глаза.
Сколь веревочке не виться, конец будет. В глухой лесной деревушке мать с отцом допились в конце концов. Отца унесли сельчане на погост, мать в «места не столь отдаленные». Суд недолго заседал; зачитали приговор, в машину расселись, и укатил. И увез с собою мать. На суд приехали две сестры и брат матери. Через полчаса после суда автобус в город отправляется. Обняли нас тетки «вернемся за вами», быстренько утерли слезы по сестре, в автобус, и нет их. И стоим мы на дороге, четверо пацанов, старшему двенадцать, младшему пять лет. Февраль, холодно. Пошли домой. В доме не топлено, кушать нечего. Пошел с братом, разломали соседский забор, нарубили дров, затопили печку, поставили картошку в «мундирах». Стоим возле печки, отогреваемся. Пришел сосед с охапкой своих дров и с куском сала за пазухой. Положил дрова возле печки, вытащил и положил на грязный стол, очистив место, сало. Посидел молча полминуты, встал и молча ушел. А нам уж и все-равно, будет он нас ругать за забор, или нет; не замерзать же. Недолго он пробыл дома, вернулся с женой и дочкой. Принесли с собой остатки борща и полбуханки хлеба. Пока борщ разогревался на печке жена с дочкой , моей одноклассницей быстро помыли стол, посуду и рассадили нас за столом. И все молча. Пока мы кушали, подмели пол. Наевшись, в тепле, братишки « заклевали» носом –спать. Укрыв их потеплее, присел на лавку рядом с дядей Веной. Перемыв посуду присела и тетя Маша. Жду, начнут ругать. Помолчали.
–-Родственники-то уехали?
–-Уехали.
–-Вернутся?
–-Не знаю.
–– А если не вернутся, как жить будете?
–-Не знаю. Что я могу еще ответить?
–– Может и вернутся. Они суд заверили, что вас заберут и по вас суд решения никакого не принимал. Но как вам сейчас-то прожить?
–-Откуда я знаю, тетя Маша.
–-Ладно, иди спать, горемыка. А дрова бери из нашей поленницы, не ломай забора.
–-Прости, тетя Маша.
–-Ладно. Завтра навестим.
Ушли. Еще раз посмотрев как укрыты братишки, примостился и я рядом с ними на полу.
Пока родители гуляли мы, как правило, не ходили в школу. На следующий день, утром нас разбудила моя учительница. Зашла в дом, мы не запирались на крючок, и растолкала. Сидим, хлопаем глазенками.
–– Давайте-ка умываться, кушайте и в школу. И быстренько, засони.
–-Любовь Алексеевна, а Витю куда?
И тут заходит дядя Вена. Мой вопрос он услышал.
–-Пусть идет к нам. Люба, ты бы зашла к директору лесхоза; у них ни полена дров.
–-Хорошо. Через полчаса что б были в школе.
С дровами вопрос решили быстро. Пока мы были в школе, остановили первый лесовоз, объяснили ситуацию и сбросили два бревна. Когда пришли из школы, дядя Вена уже бензопилой их распилил и часть успел переколоть. Отпросился с работы. Положив сумки, начали стаскивать дрова в поленницу, я с сыном дяди Вены, Сашей, докалывать, дядя Вена с младшими укладывать. Тетя Маша тоже отпросилась с работы и хозяйничала с дочкой Надей в доме, перемывала посуду и полы, выхлоповала постель. И только когда управились, сели за стол всем « гамбузом», вдевятером. Пришла моя учительница и тетя Маша и её посадила с нами. Обед прошел весело. Саша сбегал за отцовским баяном и после обеда дядя Вена развлекал нас музыкой, а тетя Маша с Любовь Алексеевной спели несколько песен.
–– Хорошо с вами, но ведь и домой пора. Я вот что зашла. Коля, сразу после школы заходи в столовую лагеря, где твоя мать работала, там отдельный вход, знаешь. Директор школы договорился чтобы вам там давали уже готовую пищу. Договорились?
–-Хорошо, Любовь Алексеевна.
–-Вот и этот вопрос решен. Молодец, Люба.
–-Да я то ни при чем, директор договорился, я только пришла сказать.
–-А если не приедут родственники?
–– Там видно будет, Маша. Сейчас что б не застыли. И с голоду не дадим помереть. Что мы, нелюди. Бродячую собаку жалко, а это человеки, да еще и маленькие. А вам учиться, не пропускать уроков. Ясно?
–– Ясно, Любовь Алексеевна –хором.
–-Тогда всего хорошего. Вы бы, Маша, тут по мере возможности посматривали?
–– Постараемся, Люба.
–– Ну все, обо всем договорились, до свидания.
–– До свидания.
И побежали дни за днями. После уроков заходил в столовую, брал обед и домой. Надо затопить печку, разогреть обед, покушать и готовить с братьями уроки. Вместе с нами всегда готовили уроки и Саша с Надей. Прямо на полу, стола для приготовления уроков не было, а на обеденном делали уроки два моих брата. Иногда заходил дядя Вена, столярка была через дорогу; поиграет на баяне, он его у нас и оставлял, не унес домой, минут пятнадцать, потихоньку, не мешая нам, посмотрит как мы делаем уроки и уходит в мастерскую. Через неделю со столярки принесли большой стол и две скамейки, чтобы всем можно было уместиться. Пожалуй на столе удобнее, чем на полу. На всякий случай, про запас, натаскали обрезки от досок из столярки, изрубили и сложили в сарай. Вечером, после работы забегала тетя Маша, забирала своих, чтобы они помогли управиться, напоить и накормить немногочисленную скотину, а потом приходили к нам, чтобы помочь что сделать необходимое. Утром, в школу, нас подымал дядя Вена; перед подъемом растоплял печку и разогревал, что осталось от вчерашнего обеда и ужина.