
Полная версия
Сказка о сказке
И Соламис крикнул волку:
– Отец! Смотри! Нас зовут к себе дети Солнца! Бежим!
И бросился с разбега на желтую одуванчиковую поляну. Волк последовал примеру сына. Мать тоже присоединилась к ним. Они смеялись, крутились, катались и кувыркались по огромной поляне, улыбаясь и радуясь теплу, солнцу, цветам и друг другу. Никто не заметил, каким образом в очередном кувырке волк превратился в человека.
***
Запел могучий мужчина-отец удивительную песню, славящую радость Весны, Солнца и детей Солнца! Подхватили её матушка и Соламис.
Пели они так, что откликалось им в ответ всё живущее. Так сильно, притягательно было песнопение, что даже деревья и цветы наклонялись, чтобы лучше услышать эту песнь-балладу, чтобы увидеть этих славных певцов.
И даже солнышко, заслышав летящую ввысь мелодию, подвинув облако в сторону, любовалось на поющих. И, похоже, Солнцу очень нравился этот гимн любви!
Котёнок-совёнок
Как так получилось, что в одной совиной семье родились друг за другом три совёнка и один котёнок, никто не помнит.
Но очень хорошо помнят, что кот – самый младший совёнок, как его называли братья и мама с папой – умел летать.
Об этом-то я и расскажу эту историю.
История эта давняя. Мне её поведала моя няня. А теперь и я могу с вами ею поделиться.
Нянюшка у меня знатная рассказчица. Она знает так много сказок и разных историй, что мне кажется, что их не уместить и в огромной библиотеке. Если бы конечно кто-то смог записать все её истории.
Меня зовут Анели. Мне уже целых восемь лет. Я давно научилась читать и писать. Но только недавно додумалась записать хоть одну историю. Может чуть позже у меня получится и ещё много записать рассказов няниных. Поживём – увидим.
Так вот. Я остановилась на том, что в семье совиной самый младший совёнок-котёнок научился летать так же, как и его родители совы и братья его совята.
Продолжу. Семья та была не простая, а царская. В лесу волшебном жили-были разные звери и птицы. Совы были обычные. Серые. Это у них маскировка такая. Так лучше спрятаться можно. Но в этой семье, о которой я рассказываю, все совы были белые-белые. И котёнок-совёнок был точно таким же. Белейшим.
Котёнок понятия не имел о том, что он котёнок. Да это ведь и естественно.
Но пришёл черёд учиться совятам летать. Родители как могли подбадривали их перед первым полётом. Боязно было всем. Но всё же желание летать пересилило страх и совята подобрались к краю гнезда. И…
И вот тут-то, что удивительно для нас – людей, первым вылетел из гнезда самый младший совёнок-котёнок. И настолько ловко у него получилось вылететь, так мягко он приземлился, что совята, его братья, один за другим прыгнули вниз. Радости не было предела. Хоть в начале и было страшно, но лёгкость прыжка младшего братца показала им, что нет страха в полёте.
Но вниз-то, сами понимаете, легко лететь. А как обратно в гнездо взлететь?
И тут не растерялся самый младший братец-котёнок. Как уж ему удалось взлететь – непонятно, но он взлетел. Именно взлетел, а не взобрался по дереву. Он оттолкнулся от земли всеми лапами и подпрыгнул легко вверх. В одно мгновение он оказался в гнезде.
И снова подал пример старшим свои братцам. И вновь они вслед за ним взлетели так же легко.
Потом уже котёнок научился вылетать не только из гнезда, вместе с родителями он летал и на ближайшее поле, и в деревеньку, что была расположена недалеко от их волшебного леса.
Много ли времени прошло с начала полётов всех совят, неизвестно, но однажды эту необычную семейку заприметили жители деревеньки, над которой им случалось пролетать. И дети, и взрослые удивлённо кричали вслед совам: "Кот летит. Вы видели? Кот летит как птица! Наверное это волшебный кот!"
Как ни странно, в деревне отнеслись к полётам совсем нелетучих животных с улыбкой на устах только баба Ника и дед Корен. Они говорили, что летучие белые коты-совы – это знак. Добрый знак. Знак того, что мир не стоит на месте, что в скором времени и люди будут летать так же легко и свободно, как птицы.
Я вот думаю, будет ли так? Уж очень мне самой хочется взлететь в небо, посидеть на ветке, а потом снова лететь и лететь. И если это будет скоро, то возможно когда-то я встречу этого белого котёнка-совёнка. Хотя теперь уж он вырос наверное. А может и всю его волшебную семью встречу из удивительного леса. Леса, в котором и коты летают как птицы.
Праздник цветения вереска
Долли собиралась на праздник. Завтра ровно в полдень она должна прибыть к королевскому двору. Мышь полевая – королева местного луга – пригласила всех жителей Лугового Королевства к себе на приём в честь весеннего праздника – верескового цветения. В тот день обещали появиться и соловьи. Они крайне редко залетали на этот луг, уж очень далеко он располагался. Далеко от тридесятого царства, где была родина соловьев. Но всё же они решили заглянуть на дальний луг, потому что начинался праздник вереска. Он начался… задолго до его цветения…
Он начался в холодный промозглый день, в тот день был лютый мороз. Птицы замерзали на лету. Звери стучали зубами от холода. Мир, казалось, собрался заледенеть весь. Но мышь, тогда она ещё не была королевой, а была простой серенькой полёвкой, решила, что дело пускать на самотёк не стоит.
И, чтобы не погибли её соседи Мышины, она начала согревать их сказками, которые лились из неё рекой. Хоть мышка и сама периодически постукивала зубами от холода, всё же сказки согрели не только соседей Мышиных, соседей Лосевых, Хомяковых, Кротовых, Зайцевых, но и её саму. А потом она придумала танцевать под сказочную мелодию, которую тоже выдумала немедленно, как только поняла, что ноги перестали слушаться от холода. И так вот, именно в танцах и в сказочных песнопениях, прошла та зима. И ведь сказки, танцы, держание в объятиях своих близких (танцы были и парные, и хороводные) смогли помочь жителям луга и леса остаться в живых. И, стоило лишь морозам стихнуть, все зверюшки: малыши-мыши, зайцы, лоси и медведи решили, что им нужна мудрая королева, которая поможет не терять голову от страха погибнуть от холода или голода. А наоборот – сплотит зверей и поможет выжить, и не просто выжить, но и выйти с честью из любой ситуации. Так собственно и случилась та история о которой я хотел вам рассказать.
Так вот, Долли из славной династии хомяков собиралась на праздник. И напевала песню, которая уже стала гимном Лугового Королевства:
Да будет свет в любом окошке,
Да будет радость побеждать,
Пусть будут полными лукошки,
Мы будем помнить, будем знать,
Что дружбою своею мы крепки,
Пусть даже будут будни нелегки,
Мы победим морозы, победим,
Мы знаем – дружбой мир един.
Она щурилась от яркого солнышка, которое так и норовило пощекотать её своим лучом, она улыбалась воспоминаниям, которые предшествовали празднику цветения вереска.
Возможно, что вы недоумеваете – отчего же Долли улыбалась воспоминаниям? Ведь холода чуть не погубили луговое и лесное царство. Но она улыбалась тому, что именно морозы и тяжёлая жизнь помогли зверушкам сплотиться, и они своею дружбой спасли мир от неминуемой гибели. Радовалась Долли и умной мышке, ведь благодаря ей будет праздник, праздник расцветания дружбы, праздник цветения вереска.
Ямирана
Однажды Ямирана так сильно обиделась на маму, что решила уйти в лес.
– Пусть лучше волки меня съедят, пусть с медведем буду жить в берлоге, но домой не вернусь, – решила она, направляясь к лесу, слезы горечи текли ручьями.
И ноги сами понесли её к лесу.
Усевшись под первую же попавшуюся елку, положив рядом книгу, которую она захватила с собой, она от досады и обиды то хлопала ладошкой по земле, то топала ножкой от, как ей казалось, ужасной несправедливости.
Много ли времени она так просидела, неизвестно, но вдруг услышала, как кто-то аукает совсем недалеко от того места, где она нашла себе пристанище.
Притихла Ямирана, подумала, что будет лучше, если она не обнаружит себя ничем.
Слезы тут же высохли, обида притаилась. На поверхности осталось только любопытство и интерес.
– Кто же мог заблудиться в нашем лесу? – размышляла она. Лес-то не дремучий и темный, а наоборот, светлый и прозрачный.
И действительно, лес был светлый: березки белоствольные, сосны со стволами-мачтами цветамедовогоянтаря, отражая солнечные лучи, создавали ощущение уюта и света. Несколько елей, правда, росли в этом небольшом лесу.
На всякий случай Ямирана перебралась поближе к стволу старой ели, и потихоньку стала выглядывать из-за колючих лап дерева.
– Аауууууу, – снова раздалось рядом.
И из-за сосен появилась старушка. Маленькая, хорошенькая, в светлой шляпке, украшенной лентой с бантом, в василькового цвета платьице, и в белых атласных туфельках, в руках она держала маленькую сумочку серебристого цвета. Старушкой её назвать трудно было, так она была похожа на куклу, изящную, но давным-давно перешагнувшую вековой юбилей.
– Аауууууу, – негромко сказала старушка, – неужелия заблудилась?
– Аауууууу! – уже с нотой отчаяния произнесла старушка.
Ямирана не выдержала. Решив помочь бабушке, она подала голос.
– Бабушка, не кричите, пожалуйста, я помогу вам, – сказала она, и вылезла из-под елки.
– Ох, ты! – сказала старушка, щуря глаза, будто не могла разглядеть, кто же с ней разговаривает. – Кто здесь? – спросила она и достала из своей сумочки очки. Водрузив их на нас, она наконец «прозрела». И, увидев перед собой маленькую Ямирану, старушка галантно присела, красиво при этом держа себя за краешек платья.
– Доброго дня тебе, девочка! – ласково произнесла старушка.
Ямирана, подражая приветствию бабушки, тоже ухватила рукой край платьица и наклонив голову, сказала:
– Здравствуйте, бабушка!
– Подскажи мне пожалуйста, милая девочка, кто здесь плакал недавно? – обратилась к Ямиране старушка. – Мне обязательно надо поговорить с тем обиженным человеком. Я прихожу на зов тех, кто меня призывает. Но плач прекратился, и я не знаю теперь, кому же нужна была моя помощь, – продолжила старушка.
Ямирана вспомнила, что еще недавно она сидела под елкой и заливалась слезами. И, вздохнув от этих воспоминаний, ответила грустно:
– Я плакала недавно.
И воспоминаниянахлынули на девочку вновь. И она, сбиваясь и торопясь, рассказала, отчего она ушла в лес, и почему не хотела возвращаться домой.
– Понимаете, отец привез мне с ярмарки очень большую книгу, ой, как это я про неё забыла.
Ямирана быстро на четвереньках залезла под еловые ветви, и уже с улыбкой вынырнула оттуда с книгой. Отряхивая её от налипшей хвои, она протянула её старушке.
– Вот эту книгу!
На обложке толстой книги красовалась величественная ель, вся сверкающая яркими огнями, а ветви дерева были украшены разноцветными шарами.
– Из-за этой книги я обиделась на маму и ушла из дома. Мама говорит, что читать мне ещё рано. А сама начнет читать мне эту книгу под Новый Год. Потому что в книге новогодние истории, а сейчас еще только лето! Понимаете, милая бабушка, я не могу так долго ждать. Я хочу уметь читать, мне уже четыре года, я почти взрослая. Но маме некогда учить меня. Она почти всегда занята. То курочек надо кормить, то стирать, то коровок с пастбища встречать и доить. И отец занят с утра до ночи.
Мне говорят, что когда я подрасту, то меня отправят в школу, и там я смогу научиться читать и писать.
Но понимаете, я не могу ждать! Я хочу уметь читать. Вот я и решила, что буду жить в лесу, пусть с медведями, пусть с волками, но я обязательно научусь читать. И книгу с собой взяла, надеюсь, что мне может самой удастся научиться читать. Если бы вы знали, милая бабушка, как я хочу учиться всему.
– Знаю конечно, маленькая моя девочка, именно поэтому я и пришла на твой зов. Я обязательно помогу тебе научиться читать. Если есть желание и силы учиться, то ничего невозможного нет, а если и учитель попадется хороший, любящий учить, то тогда и горы можно свернуть.
Достав из своей серебряной сумочки невесомое и прозрачное покрывало, старушка постелила его возле елки.
– Это умное покрывало. – сказала она. – Сидя на таком, можно научиться читать уже к вечеру сегодняшнего дня.Ну что, начнем?
– Конечно, милая бабушка!
Ямирана, радостно улыбаясь, уселась рядом со старушкой на волшебном покрывале, и урок начался.
Бабушка, раскрыв книгу, показывая букву за буквой, говорила Ямиране о каждой так ласково, будто не буквы это, а её лучшие друзья. Ямирана впитывала всё так быстро, что, когда бабушка долистала книгу почти до конца, знакомя девочку с буквами, то последнее предложение Ямирана прочитала сама.
Прочла, и сама удивилась. Закрыв книгу, она вновь её открыла. И чтение настолько захватило её, что она начала читать сказку за сказкой. И каждая сказка увлекала её ещё больше. Бабушка, сидя рядом с ней, наслаждалась сказочными историями, прикрыв глаза, внутренне ликуя.
Она была рада, что смогла помочь в такой маленькой просьбе такому маленькому человечку. И что человечек этот оказался очень чувствительным и нежным существом. И радовалась она, что теперь, благодаря сказкам, Ямирана вырастет из маленького человечка в большого Человека. Потому что она знала наверняка, что люди, любящие читать, а тем более любящие сказки, вырастают настоящими людьми, которые смогут помочь каждому, кто нуждается в помощи.
Уж в этом она была уверена, потому что ей удалось увлечь чтением сказок не одно поколение людей.
Вот и вечер незаметно спустился. Опомнилась Ямирана. И засобиралась домой.
– Бабушка, как я вам благодарна, вы даже представить себе не можете! Вы – настоящая волшебница!
В восторге она бросилась обнимать и целовать старушку.
– И тебе спасибо, милая моя, я тоже тебе благодарна, за твою усидчивость и за твое неудержимое желание учиться. Это нам с тобой очень сегодня помогло.
Они крепко обняли друг друга ещё раз и расстались.
Ямирана вприпрыжку побежала домой, крича громко и задорно:
– Мама! Мамочка! Я умею читать! Читать! Я прочитаю тебе все сказки!
А старушка, подняв с земли невесомое покрывало, укуталась в него и исчезла.
Два царя
Жили-были два царя. По-соседски жили, рядышком. Только забор разделял царства-государства этих царей.
Один царь был весельчаком. Любил песни петь, стихи декламировать, да и сплясать, выйдя с крыльца королевского, для него было в порядке вещей.
Царство его было полно радости. Веселился не только царь. Глядя на него, на его веселый характер, все жители его царства-государства веселились от души, кто как мог.
Они, веселясь и смеясь, красили заборы разноцветными красками, сажали цветы таких сочетаний, что в глазах стояла цветная радуга. Девчонки и мальчишки были одеты в цветную одежду. Домики, построенные в этом городке, были чистенькие и такие веселые, что хотелось смотреть на них и улыбаться.
В царстве веселого царя всё подчинялось только радости. Коровы с радостью приносили молоко. Молоко было такое, что выпив кружечку такого молока от веселой коровы, все приезжие становились веселыми и смешливыми. Их было не унять от смеха и радости.
Шерсть от тамошних веселых овечек помогала весело согревать ноги в зимнюю пору. Из шерсти еще делали веселые и цветные валенки. В них было исключительно весело бегать и кататься следяных гороки лепить веселых и озорных снеговиков.
Бабушки и дедушки в этом веселом царстве обладали удивительно веселыми характерами. Они так заразительно смеялись, что их любимцы коты подхватывали их смех веселый и разносили по округе. Мыши, услышав радостный смех котов, смеялись в своих норках так сильно, что услышав их смех, им вторили в своих глубоких норах подземные жители-кроты!
Царство это было такое… Такое… Веселое и разноцветное!
Другой царь был очень серьезным. Любил с серьезным лицом ходить по двору царскому. Думал о серьезных делах очень серьезно. Все подданные его царства тоже следовали примеру царя. И все ходили очень серьезные. Ни одной улыбочки было не увидеть ни на одном лице. Коровы давали серьезное молоко. Если заезжие люди выпивали такое молоко, то сразу же становились задумчивыми и серьезными.
Дома в этом царстве были серьезными. С серыми и серьезными лицами. Заборы, под стать домам, были тоже серыми и серьезными.
Мальчишки и девчонки не торопясь ходили по улицам, с серьезными личиками. И играли только в серьезные игры.
Цветов в этом царстве не выращивали. Везде были только серьезные зеленые газоны. Одежда была серьезной. Валенки были только серого и черного цвета. Ведь эти цвета были серьезными.
И в один из летних дней налетел на эти царства-государства очень могучий и сильный ветер-буран.
Ветер пригибал деревья почти к самой земле. Срывал с людей шапки и шляпки. Потом над землей полетели заборы и люди. Вслед за ними полетели крыши домов. Все смешалось в небе. Все летело кувырком. Люди, крыши, коровы, цари, заборы, цветы, мыши, коты, шляпы и шапки, овечки, столы и стулья.
Долго баловался ветер. Долго кружил он в небе людей и животных.
Но вот он и устал. И успокоился.
Оказались люди на земле. Заборов не видно. Домиков нет. Как понять людям, где теперь их царство? Никак не могли они определиться.
Но делать нечего. Жить-то надо где-то. Пришлось все начинать строить заново.
Запели весельчаки песни веселые и радостные. Понравилось людям с серьезными лицами строить с такими песнями дома. И работа пошла быстрее и веселее. Подхватили эту песню и другие люди, и у них стала спориться работа. Потихоньку-помаленьку строились домики, разрослись между ними заборчики. Стали красить их серьезные люди, но с веселыми песнямидомики и заборы получились веселыми.
Одна дощечка серая, другая красная, одна серая, другая желтая, потом зеленая, розовая и голубая. И все заборы получились цветными. Радужными, разноцветными.
Ветром буйным разнесло семена цветов по всей земле. И выросли везде из семян и маки, и васильки, и колокольчики, и ромашки, и гвоздики, и лютики.
Коровы на лугу наелись травы с цветами полевыми, и стали давать веселое цветочное молоко.
Коровы веселые перемешались с серьезными коровами. А серьезные коровы, поев травы с цветочного луга, стали все веселые. Овечки были рядом с коровами, и с ними произошло то же самое.
Дети бегали по лугам, веселясь и радуясь.
А царей все не было видно. Наверное, ветер буйный унес их далеко.
А ветер и вправду унес их далеко-далеко. Когда поток ветра поднял их с земли буйным своим натиском, они успели схватить друг друга за руки, да так их ветер и носил по небу кругами да спиралями.
То к небу высоко-высоко забросит, то к земле низко-низко опустит. Летали долго, успели и напугаться, и нарадоваться. То корова рядом пролетит, то стул. От коровы успели увернуться, а то зашибла бы она их. То от дерева высокого боком удавалось уйти с потоком воздуха. А на стуле веселый царь в полете еще и посидеть успел. Да стул потом к земле прибило.
Долго они по небу летели. Но где бы они так на землю красивую посмотрели? Только с высоты всё и видно. Ну успели они, конечно, и наговориться в высоте небесной, и посмеяться, хоть пыль и летела в глаза, да скрипела на зубах. Там в полете и подружились цари крепко-накрепко.
И когда ветер стих и опустил их на землю в далеких краях, пришлось им долгой дорогой возвращаться на родину свою.
И вот наконец-то они и дошли в свои родные края.Стоят,смотрят, и понять не могут, где же чье царство. Все перемешалось. Все стало цветным. Все стало одним царством-государством.
Подумали цари, подумали. Запели вместе песню веселую. Потом сплясали. И решили, что будут править вдвоем одним государством.
Пожали друг другу руки. Обнялись по братски. И пошли строить дворец один на двоих!