bannerbanner
Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая
Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая

Полная версия

Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 11

В качестве примера автор привел факты разрушения другого исторического памятника – рынка Кинашиш, «чья архитектурная важность была очевидна», и строительство на его месте «иного политического приоритета», а также разрушение кинотеатров «Сан-Паулу», «Н, Гола» и «Мирамар».

Во времена португальской зависимости в Луанде было место, где городская элита наблюдала за боями быков. Посмотреть на корриду тысячи жителей столицы приходили семьями.

«Cine-Teatro Nacional», исторический символ гражданского выражения старой ангольской буржуазии, был преобразован в «Cha de Caxinde».

Какая судьба ждет бывший кинотеатр «Restauração», покажет время!


Cine «Atlantico» («Атлантико») (г. Луанда)

(бывший Cine «Imperio» («Империя»)



Спросите любого коренного жителя Луанды старшего возраста, чем знаменит кинотеатр «Атлантико» (бывший «Cine «Imperio»), и они обязательно вам ответят: «В день открытия в нем демонстрировался американский фильм-мюзикл «Моя прекрасная леди».

Этот факт вошел во все справочники, книги о кинематографе Анголы. Бытует мнение, что «Империо» официально был открыт в тот момент, когда во всей Португалии шла премьера этого фильма16, ставшего очень популярным во всем мире. Официальное открытие состоялось в 1966 году.

«Cine «Atlântico» находился в самом сердце Луанды. Он располагался в районе Vila Alice, между Rua Gregorio Jose Mendes – на севере и Rua Alda Lara – на юге, почти до угла с Rua de Baltazar de Aragão.

Это – огромный театр под открытым небом вместимостью 1500 мест. Конструктивно это – крытый амфитеатр, формально представляющий собой конструкцию-систему, состоящую из треугольных колонн, которые поднимаются над крышей мачтами, поддерживающими огромную крышу. Здание открыто с обеих сторон и закрыто сзади и спереди: на двух уровнях основного корпуса расположены соответственно вход и сцена с каркасами. Симметричная композиция фасада образует систему доступа к верхнему этажу амфитеатра через формально выразительную систему пандусов и лестниц. Бар, гардероб и другие опоры расположены на первом этаже. Его большие размеры и монументальный характер немедленно связывают это пространство, даже сегодня,

«Cine «Imperio» еще до своего рождения имел непростую судьбу.

Он был построен в 1963 году, т.е. за три года до его официального открытия (1966). Первым автором проекта был португальский архитектор Франсиско Кастро Родригеш (Francisco Castro Rodrigues), выпускник факультета изящных искусств Лиссабонского университета (Escola Superior de Belas-Artes de Lisboa), переехавший в Анголу, чтобы избежать преследования диктаторского режима Антонио де Оливейра Салазара в Португалии.

Здесь он стал архитектором Лобито, прибрежного города в центральной части Анголы, недалеко от Бенгелы. Результатом творений мастера стали ныне заброшенные «Cine «Flamingo» (1963) и «Cine «Baía».

Родригеш, принимая во внимание тропический климат, и, учитывая высокие вкусы и запросы богатой части населения Анголы, создал новый структурный тип кинозала, который был одновременно и изящен, и в то же время прост по функциональности.

В отличие от других кинотеатров-esplanada, уже существовавших в Анголе, в его проектах над головами зрителей появилась легкая крыша, не только создававшая иллюзию «замкнутого», полноценного объема кинозала, но и защищающая людей от дождя. Ряды удобных кресел с подлокотниками (а не лавочки или стулья) поднимали уровень комфортности до международного.

«Cine «Atlantico» был заказан кинокомпанией Angola Filmes, и к его проектированию, кроме Франсиско Кастро Родригеша, был привлечен другой архитектор – Антонио Рибейру душ Сантуш (António Ribeiro dos Santos), а позже в проект были внесены изменения инженером Эдуардо Паулино (Eduardo Paulino).

Кроме них в разработке проекта и строительстве участвовали также инженер Энрике Хорхе Педрейра да Силва, осуществлявший расчеты устойчивости, которые позже были пересмотрены другим инженером Эдгаром Кардосо из-за сложности конструкции, в частности ее кабельной оболочки. В состав команды вошли также скульпторы Антонио Видигаль, Миранда и Цинк. Вот сколько людей участвовало в создании этого шедевра.

Изначально заказчик хотел возвести «Cine «Atlântico» в Луандском заливе, так, чтобы одна его часть находилась на берегу, а другая уходила в воду, но строить второй «Сиднейский оперный театр» власти Луанды не разрешили, побоявшись, что в один прекрасный день «Атлантика» может превратиться в «Атлантиду», и вместе со зрителями уйдет под воду, поэтому кинотеатр расположился исключительно на суше и очень далеко от воды – в самом центре Луанды, в одном из богатых районов – Вилла Алиса. Этот кинотеатр под открытым небом вмещал около 1500 зрителей (1489 мест).

Кинотеатр строился под богатую публику. Его стиль сочетал в себе элементы архитектуры Бразилии, Португалии и Анголы, демонстрируя сильное влияние бразильской тропической архитектуры Оскара Неймейера17 с использованием железобетонных и криволинейных форм. Геометрические точки опор, круговой каменный мозаичный тротуар перед театром (особенность, замеченная как в Бразилии, так и в Португалии) и использование бетона обеспечивали ощущение принадлежности к столичному миру «лузофонов»18, а также к международной сцене, через иллюзию городского модернизма.

В идеале Амфитеатр – античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши, с ареной внизу, с залом со ступенеобразно возвышающимися рядами сидений.

«Cine «Atlântico» был накрыт сверху крышей, над которой поднимались стойки, выполняющие еще и роль опорных столбов. Именно на них и держалась при помощи системы металлических тросов крыша.

Здание одновременно являлось и театром, на сцене которого выступали артисты различных жанров, в том числе театральные труппы, и кинотеатром, с огромным экраном. Помещение очень хорошо вентилировалось, что было немаловажно в условиях тропического климата, а также защищало зрителей от дождя. Бетон помогал сохранять внутри комфортную температуру.

Зрительный зал был открыт с боков, что обеспечивало свободное циркулирование воздуха, а верхняя его часть заканчивалась главным корпусом двухэтажного здания, в котором размещались основные и дополнительные помещения кинотеатра. Там же располагался вход.

На нижнем этаже разместились бар, туалеты и другие вспомогательные помещения. Создатели кинотеатра при помощи больших размеров и его монументального характера воплотили идею космополитизма.

Универсальный характер помещения и сцены позволяли проводить не только киносеансы, концерты, но и такие массовые шоу, как рок-фестивали, на которые каждую субботу приходили тысячи молодых людей – гораздо больше, нежели было мест в зрительном зале.

С декабря 2003 по январь 2004 годы кинотеатр не функционировал – был закрыт на ремонт. Сегодня в нем вновь демонстрируются фильмы, проходят музыкальные шоу и церемонии награждения. Активно площадку «Cine «Atlântico» используют для своих мероприятий неправительственные организации, церкви.

«Cine «Atlântico» (бывший Cinema «Império») по-прежнему в работе, и здесь проходит ежегодный международный кинофестиваль в Луанде.

Словом, старый «Атлантик» продолжает приносить радость людям.


«Cine «Tropical» (г. Луанда)


Еще одна радостная новость, которую довелось прочитать: «Как сообщили газета «Jornal de Angola» и Независимая ангольская Сеть «Rede Angola.info», в сентябре 2016 года «Cine «Tropical» закрывается на реставрационные работы», закончить которые планируются до марта следующего года.

Об этом в СМИ объявило через пресс-релиз Министерство культуры Анголы».



«Тропический», как и многие «старожилы» Луанды, был открыт в 60-х годах XX в. Независимая Ангола унаследовала его от колониальных времен.

Главным его отличием от других кинотеатров страны было то, что, во-первых, он был крытым. Во-вторых, это был больше театр, чем кинотеатр, так как он имел раздвижную (демонтируемую) сцену и оркестровую яму, что позволяло принимать танцевальные коллективы и балетные группы, слушать «живую» музыку симфонических оркестров. В-третьих, кинотеатр имел нескольких зрительных залов для просмотра фильмов, в которых ряды стульев можно было убирать и превращать помещения в танцпол, за что получил название «Cine «Tropical» – Dancing Bar.

Дизайн помещений Cine Bar Dancing «Tropical» несколько отличался от других кинотеатров. В нем также два этажа: но на первом – пол был ровный, для того чтобы можно было расставлять столы и стулья, превращая его в подобие нашего «Голубого Огонька». Посетители, сидящие за столами, обслуживались официантами, одновременно смотрели фильм либо другую развлекательную программу или танцевали.

«Эспланада» на втором этаже был рассчитан на 688 мест, и места в зрительном зале располагались под наклоном. Во внутреннем дворике кинотеатра был разбит сад.

Крыльцо занимало весь главный фасад, а вход осуществлялся через металлические ворота под остроконечной крышей, как бы прислоненные к стене ограждения. Здание возвышалось над уровнем улицы, и чтобы в него попасть, надо было подняться по каменной лестнице.

Как уже говорилось, традиционно почти все кинотеатры Анголы выполняли несколько функций: кинотеатры, театры, бары и рестораны, дансинг-клубы или дансинг-бары, выставочные центры и подиумы для проведения различных конкурсов красоты и пр. Здесь еженедельно устраивались музыкальные шоу «Caixinha de Surpresas» («Коробка» или «шкатулка сюрпризов»).

Не был исключением, а скорее наоборот, наиболее полным выразителем этой концепции являлся «Тропический». Многофункциональный зал, в котором помимо кинопоказов проводились танцевальные вечера, выступления труппы театра варьете, в программу которого входили развлекательные номера театральных, музыкальных и цирковых жанров – одноактные комические пьески, пародийные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, фокусников и др. Конечно же, демонстрация фильмов была основным видом деятельности.

За более чем полувековой период «Cine «Tropical» несколько раз подвергался косметическому ремонту, но самый основательный проведен впервые за последние 10 лет. Дело в том, что этот объект культуры получил статус национального исторического наследия, и управление кинотеатром перешло к национальной дистрибьюторской и кинопрокатной компании «Edecine» (Empresa Distribuidora e Exibidora de Cinema).19

Предшественник этой компании была основана в Португалии еще в 1948 году. Современная «Edecine» ведет не только продюсерскую и кинопрокатную деятельность, но и является заметным игроком на мировом рынке киноиндустрии в области производства и поставок кинооборудования.

Сегодня она занимается поставкой и установкой оборудования для кинотеатров и зрительных залов (для звука и проекции, сценических систем, видео, конференц-звука, мебели и т.). В штате компании работают представители самых разных технических кинопрофессий: звукорежиссеры, видеоинженеры, электрики, токари, слесари-ремонтники, швеи, обивщики. За последние годы активнее стала использоваться цифровизация проекционных систем.

Ее директор Лоуренсо Фрейташ Роке заявил, что в ближайшие годы планируется восстановить все кинотеатры в стране, для чего он лично посетил каждый из них, чтобы убедиться в их состоянии и провести анализ проблем, которые надо решить для скорейшего их ввода в эксплуатацию. «Endecine» начала поэтапный процесс передачи отдельных кинотеатров национальным бизнесменам, у которых есть желание и средства для «реабилитации» кинотеатров.

После завершения реставрационных работ в «Cine«Tropical» обновлены все залы, появился новый зал для проведения различных экспозиций пластического искусства, смонтировано современное оборудование звука, света и видео. Сцена по-прежнему осталась съемной, что позволит быстро менять декорации в зависимости от происходящего на сцене действия.

Позаботились строители о размещении артистов. Появились дополнительные комнаты-гримерки, другие бытовые помещения. Отремонтированы подъезды, лестничные пролеты, гардеробная, канализация, системы подачи электроэнергии и водопровод, кондиционирования воздуха, потолки, освещение, полностью заменена мебель в залах.

В день открытия «Cine «Tropical» была вручена Национальная премия Министерства культуры как лучшему коллективу за 2016 год.

В дальнейшем планируется провести работы по улучшению прилегающей территории, строительству пандусов для доступа людей с ограниченными возможностями, создание аварийных служб и условий для предоставления общественного питания.

И последнее. Архитектурный стиль обновленного «Cine «Tropical» остался прежний – это ар-деко. Что это за стиль и чем он характерен?

Это направление в архитектуре называют золотой серединой между шиком и функциональностью. Проекты в стиле ар-деко воплощают лучшее из модерна, неоклассицизма и конструктивизма.

Французский термин «art deco»20 означает «декоративное искусство». Течение сформировалось в Европе 1920-х годов как ответ на бедствия Первой мировой войны и проявилось в архитектуре, скульптуре, дизайне интерьера, мебели, одежде, живописи.

Но заметнее всего стилистика ар-деко заявила о себе в общественном масштабе: лучшие рестораны, дорогие отели, многоэтажные круизные лайнеры поражали современников великолепным внешним обликом и богатым внутренним убранством.

Свою роль в продвижении сыграли археологические открытия древних памятников Египта и Америки (в Амарне, гробницы Тутанхамона, 1922) и памятников цивилизаций «доколумбовой» Америки), давшие множество новых орнаментов и предметов декора. Первые здания эпохи ар-деко сочетают обтекаемость, свойственную модерну, и симметрию неоклассики, утонченную красоту и буржуазный блеск.

Ар-деко – жизнеукрашающий стиль, призванный удовлетворить человеческое тщеславие эффектной демонстрацией вложенных средств.

Стиль объединил стремление дизайнеров, архитекторов, художников создать иллюзию «роскошной жизни» и благополучия во времена духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет.

В ход шли находки экспрессионистов, живописцев-постимпрессионистов, элементы Ампира, архаика египетского искусства, находки русских декораторов балетных сезонов в Париже, сюрреалистов с их идеями воплощения восточного и примитивного африканского искусства.

Соединив традиции прошлого и современные достижения науки, стиль ар-деко стал «последним из художественных стилей», который подобно эклектике и фьюжн связал между собой, порой, несоединимое.

В Советском Союзе архитектурные проекты ар-деко в чистом виде не получили особого распространения, ассоциируясь с капиталистическими излишествами. Но стиль сильно повлиял на сталинскую архитектуру. В этом ключе выполнены, к примеру, станции метрополитена в Москве: «Маяковская» (проект Алексея Душкина) и «Аэропорт» (работа Бориса Виленского и Всеволода Ершова).

В чем проявляется этот стиль в «Cine «Tropical»?

В основе конструкции – простые геометрические объемы с подчеркнутыми вертикалями и горизонталями. Огромные квадратные или округлые балясины, колонны квадратного, прямоугольного, двутаврового сечения. Формы ступенчатые.

Цветовая гамма. В противовес пастельной палитре модерна в стиле ар-деко использованы контрастные сочетания, которые подчеркивают геометричность пространственных решений. Фоновый цвет стен – нейтральный светлый.

Окна и двери. Характерны простые прямоугольные окна с большой площадью остекления. Двери в проектах жилых зданий ар-деко тоже простые по форме, металлические или деревянные, украшены геометрическими рисунками, хромированными вставками, дизайн дверных ручек поддерживает идею ломаных линий.

В качестве декора – решетки с флористическим или животным орнаментом.


Кинотеатр «Chá de Caxinde» (г. Луанда)

(бывший «Cine «Nacional»)


«Cine-Teatro „Nacional“ – самый старейший кинотеатр в Луанде. Он был первым театральным залом, построенным в Луанде и представлял собой элегантное архитектурное решение, подчеркивающее не простой выход в кино, а способствующий к размышлениям об этом социально-культурном и эмоциональном наследии». Он был построен по проекту архитектора Васко Виейра да Сильва (Vasco Vieira da Silva) 1 января 1932 года. Зал был рассчитан на 900 мест.



Сегодня кинотеатр расположен в самом сердце исторического центра города – в одном из шести городских округов — Ingombota, на ул. 1 съезда МПЛА, в 80 метрах от нынешней площади Largo do Lumeji.

На карте Луанды это место обозначено как «Chá de Caxinde» – по названию культурно-развлекательной Ассоциации (Associação Chá de Caxinde), под патронажем которой находится упомянутый кинотеатр.

Министерство культуры Анголы регулярно контролирует работу ассоциации, следит за тем, чтобы все договоренности в области культуры, достигнутые между правительственными структурами – с одной стороны, и общественными организациями, союзами деятелей искусств, бизнесом – с другой, соблюдались.

Демонстрация фильма в те годы проходила с двумя 10-миинутными перерывами. За это время киномеханик успевал перемотать и склеить пленку, а заодно дать время отдохнуть аппаратуре.

Это обстоятельство не смущало, а скорее радовало зрителей – они тоже с удовольствием разминали затекшие ноги в местном саду или баре, в котором подавали шампанское, мороженое, кофе, пиво, газировку и… сплетни.

Уютно расположившись на террасе, с видом на Largo de D. Afonso Henriques, они ждали, когда звонок возвестит об окончании антракта.

И если кто-то задерживался в буфете, а фильм уже начался, у входа в зал находился дежурный с фонариком, который за пару монет помогал опоздавшим зрителям найти нужные места.

Перед началом каждого фильма обязательно показывали киножурнал с выпуском новостей из Португалии, либо короткий документальный фильм (например, о прошедших парадах или пропагандистский спецвыпуск) или мультфильм. Многие, читающие эти строки, воскликнут: «У них там все как у нас!». Могу лишь добавить – во всем мире так!

В момент открытия здание одиноко, но гордо и величаво стояло на пустыре, показывая красоту архитектурного гения. Это место в Луанде носило название «Lusiada».21 Его окружали тихие и грязные улочки. Единственным украшением этих мест и стало большое здание «Cine-Teatro «Nacional».

Сегодня «Cine-Teatro «Nacional» окружают высотные здания торговых центров «Papelaria Fernandes», «Brindes e Pestisco», ресторанов, банка и других объектов, поэтому оно «затерялось», словно находится в лесном массиве с многовековыми секвойями.

Тем не менее, нынешнее здание и сегодня выглядит солидно. Оно состоит из двух частей: передняя часть – треугольный «ступенчатый» фасад, углом уходящий вверх, ниже, чем его задняя часть. В первом здании размещены основные помещения, залы, магазин, во втором, более заметном по высоте – сцена и кулисы.

С точки зрения его архитектуры, можно различить язык симметрии как в дизайне фасада, так и в его внутренней организации и деталях в стиле ар-деко.

Зрительный зал имеет классическое устройство: сцена, оркестровая яма, партер и амфитеатр, ложи бенуара, бельэтаж.

В 1956 году в Анголе было 19 кинотеатров общей вместимостью 15 636 мест. В некоторых из них были сады и бары, что привлекало жителей в эти места отдыха, потому что люди шли в кинотеатры не только для того, чтобы посмотреть фильм, но для того, чтобы приятно провести время: встретиться с друзьями, сходить на свидание, посидеть за чашечкой кофе, бокалом пива или вина. В том году было продано 1 695 000 билетов и показано 4 340 фильмов, что свидетельствовало о большом интересе жителей страны к кинематографу.



Но начавшаяся в Анголе в конце 1950-х – начале 1960-х годов война за независимость (война между Португалией и рядом военно-политических группировок португальской колонии, выступавших за независимость страны), привела к тому, что люди стали бояться ходить в кинотеатры из-за угрозы совершения террористических актов в местах массового нахождения португальцев.

Возможно, опасность терактов была бы не столь велика, если бы рядом с португальцами в одном зале сидели бы и коренные жители, но политика «Novo Estado» не позволяла подобного смешения, и повсеместно в кинотеатрах отдельно были залы для «цивилизованных» (белых, креолов и «новых ассимилятов») и отдельно – для «нецивилизованных» («коренных»).

В кинотеатрах «Colonial» и «N’Gola», расположенных в более периферийных районах, где в то время проживали в основном те самые «нецивилизованные» ангольцы, разделение происходило не только по цвету кожи, но и по тематике фильмов: пока в одном зале демонстрировались «цивилизованные» фильмы – лучшие европейские и американские мелодрамы, комедии и драмы, в соседних кинозалах крутили вестерны, боевики и фильмы про кунг-фу. Считалось, что коренной житель Анголы не в состоянии понять сюжет, глубину переживания и психологию игры актеров европейских фильмов.

Нарушение этих «правил» нередко приводило к конфликтным ситуациям. Так, во время выступления перед показом фильма в кинотеатре «Nacional», музыкальная группа «N, Gola Ritmos» (кстати, одна из известных и популярных среди ангольцев в то время, не раз исполнявшая свои песни в барах, ресторанах, как на португальском, так и на языке кимбунду), запела на родном языке.

И поскольку «Националь» считался кинотеатром исключительно для белых и «цивилизованных», подобное выступление они восприняли как оскорбление. Послышались громкие выкрики и свист. Группа подверглась расовой дискриминации и оскорблениям со стороны португальцев, гневно прокричавшим: «Уходите! Идите и пойте в туалете!». Музыканты прервали пение и ушли.

Лишь в начале 70-х годов, за 4—5 лет до обретения независимости, в разделении на белых и черных наступило некоторое послабление.

Однако полностью проблема не была решена. Когда в кинотеатрах разрешили совместный просмотр, во многих местах наблюдалась такая картина: купив билеты, так называемые «индейцы» (так португальцы брезгливо и оскорбительно называли местное «нецивилизованное» население) не решались садиться на свои места вследствие все той же расовой сегрегации. Они либо стояли вдоль стен ближе к экрану, либо сидели на скамьях или стульях отдельно от белых – они были так приучены столетиями.

В кассах продавались три вида билетов: улучшенные (для белых), для «ассимилированных» и общие – для «коренных».

Кинотеатр «Cine «Colonial» был одним из самых посещаемых беднейшими людьми кинотеатром. Он еще назывался «Clô Clô» и располагался в районе Сан-Паулу. Также он считался и самым демократичным, потому что, даже после того как были проданы все билеты, администрация разрешала людям приносить из дома стулья, табуретки или располагаться прямо на бетонном полу.

Как и все остальные кинотеатры, построенные в колониальный период, «Националь» переживал трудные времена, у него были периода взлета и падения. Неоднократно он закрывался и долгие годы бездействовал из-за отсутствия финансирования. Но власти Луанды предпринимали все попытки, чтобы сохранить и поддерживать его в первозданном виде для потомков.

С 27 сентября 1994 года «Cine-Teatro «Nacional» был признан объектом исторического и культурного наследия Анголы, представляющий собой ценность с точки зрения истории, архитектуры и искусства.

Когда-то в «Cine-Teatro «Nacional», теперь больше известном как «Chá de Caxinde», играли «репризы» и здесь был штаб-квартира детской театральной группы мадам Кремильды Торрес.

Несмотря на то, что «Cine-Teatro «Nacional» задумывался и был построен как кинотеатр и зрительный театральный зал, его спектр деятельности с годами значительно расширился.

Невзирая на столь преклонный возраст, «старичок», продолжает активно трудиться на ниве культуры. Его все чаще стали называть Домом искусств. Кроме основных функций он является местом проведения съездов и конференций, собраний общественных и религиозных организаций.

На страницу:
4 из 11