Полная версия
Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая
Несмотря на то, что при помощи китайцев в короткие сроки были построены новые города, такие как Киламба, Киакси, в них перемещать простых ангольцев не планировалось – там цены на квартиры колебались от нескольких десятков до нескольких сот тысяч долларов, и людям из «фанерных кварталов» такое жилье и не снилось! В результате они стали городами-призраками.
Если встать на одну из смотровых площадок форта Сан-Мигель лицом к заливу, то справа вы увидите современный, уходящий небоскребами вверх суперсовременный, красивый город, а рядом, между морским портом и холмом Мирамар – тот самый район Боавишта. По иронии судьбы он переводится как «хороший вид».
Соответственно, за вашей спиной будут районы Пренда, Самба, Корейя, Мабунда, Роша Пинту и др, состоящие исключительно из фанерных лачуг.
Кстати, в том же районе, неподалеку от мусекеш стоит величественное нижнее здание ангольского парламента – Национальная Ассамблея, занимающее территорию нескольких кварталов, очерченных улицами Avenida da Praia do Bispo, RuadoPalacio и Rua dos Herois.
Но вернемся к тому, с чего начали – истории строительства кинотеатров.
2. Кинотеатры Луанды
«Мирамар» (Cine «Miramar»)
«Miramar» БЫЛ одним из лучших из всех 17 кинотеатров Луанды, такими как «Avis» (нынешний «Карл Маркс»), «Empire» («Атлантика»), «Tropical» (или «Clô-Clo») и др.
Он открыл свои двери в начале 60-х годов, став частью новой модернистской волны кинотеатров тропического типа. Эксперты до сих пор называют его «космической жемчужиной» в архитектурной цепочке ожерелья, с использованием обычных материалов, но необычных форм и объемов и неожиданной игры воображения.
В середине 60-х годов этот район, очерченный улицами Rua de António Enes, Rua de Mouzinhode Albuquerque и Rua Brito Godins, начиная с площади Кинашиш, проходящей у Лицея Сальвадора Коррейя, и заканчивая площадью Майянгa, включал районы, в которых жили преимущественно белые. Но были здесь и мусекеши.
Позже на площадке, рядом с кинотеатром обосновался знаменитый Клуб охотников (Clube dos Caçadores).
«Cine Miramar» – это классический амфитеатр, который использует свое расположение на вершине горы Мирамар, превращаясь в террасу с потрясающим панорамным видом на залив Луанды. Понимание топографических и географических качеств этого места является решающим для поэтического решения работы, выполненной в 1964 году братьями Жоао и Луисом Гарсия де Кастильо.
Выразительность его дизайна основана на тонкой платформе покрытия, частично защищающей «тела» поддержки от входа, и контрасте между экраном, широкой бетонной плоскостью и панорамой. Затенение зала осуществляется легким деревянным навесом, держащимся на металлических тросах, закрепленных на колоннах. В здании располагались основные и вспомогательные (технические) помещения.
Внутри и снаружи кинотеатра было много зелени. В саду даже росла Вельвичия Мирабилис, привезенная сюда специально из пустыни Намиб.
Братья Жоа и Луис Гарсия де Кастильо постарались, чтобы у людей захватывал дух при виде этого шедевра. Он был построен командой, которая его и спроектировала – «Castilho, Engenheiros e Arquitectos Lda».
Проходившие на его сцене шоу «Cazumbi» Луиса Монтеса или «Jograis», сделали знаменитым этот Cine-esplanada11 (open-air cinemas).
«Братом-близнецом» «Мирамар» стал «Cinema Kalunga» в Бенгеле.
Жители Луанды так говорят о нынешнем состоянии «Мирамара»:
«Сегодняшний вид кинотеатра причиняет всем жуткую боль, но эта картина больше ни у кого не вызывает удивления – все свыклись с его угасанием. Это – последняя сцена фильма ужасов, которая идет на его экране.
«Похоронная молитва» уже написана, и надежда снова увидеть прежнюю его красоту, обрамленную в стиле барокко, навсегда исчезла.
«Мирамар» умирает…»
Кинотеатр-esplanada «Мирамар» находится (правильнее сказать, находился) в элитном одноименном районе по адресу: Rua Houari Boumediene, 132), к югу от порта Луанда, на холме Мирамар.
Некогда один из самых красивейших кинотеатров Анголы являлся частью комплекса, который включал в себя облагороженную зеленую парковую зону, игровые площадки для детей, небольшой сад, большую площадку для парковки, бары и ресторан.
Весь кинотеатр находился снаружи, под открытым небом, как бы «зависнув» над обрывом, поэтому по праву мог считаться амфитеатром. При строительстве сооружений в качестве основного строительного материала использовался железобетон, который облицовывался керамической плиткой.
Зрительный зал состоял из трех наклонных зон, каждая из которых вмещала около 540 мест. Огромный алюминиевый, изогнутый по форме проекционный экран, составлял в длину 23 метра и 9 – в высоту.
Как в случае с «Flamingo», так и при строительстве «Miramar», большое значение было придано размеру и пластичности (форме) экрана, которые в сочетании с текстурой и цветом, говорили о прямой ссылке на современную свободную форму, используемую бразильскими архитекторами, начиная с 1940-х годов. Изучение структурных и пластических возможностей железобетона способствовали этому удивительному конструктивному новшеству и формальной свободе, используя подборку форм, которые, как говорили критики «постепенно ведут нас к чистым телам и к „Угловой поэме“ ранних работ Ле Корбюзье».
Помните известную сцену, когда главный герой фильма «Синьор Робинзон» (режиссер Серджио Корбуччи, 1976, Италия) Роберто (Роби), которого играет великолепный Паоло Вилладжо, приходит в построенный им «кинотеатр»?
– О чем фильм? А! Опять про море!..
Как вы думаете, как бы назывался тот кинотеатр-esplanada на его острове? Я, думаю, «Мирамар»?
Почему «Мирамар»?
Мирамар (исп. Miramar) – многозначный термин испанского происхождения, означающий «с видом на море» или «вид на море» от mira – смотреть и mar – море.
Луандийский «Мирамар» тоже прекрасно смотрелся на фоне залива и голубого неба, сливающегося на горизонте с синим океаном. Это, пожалуй, было одной из самых привлекательных особенностей и необычным конструктивным решением при строительстве кинотеатра.
На сцене «Мирамар» выступал всемирно известный квартет чтецов стихов «Os Jograis de São Paulo» из Бразилии – Ruy Affonso, Carlos Vergueiro, Rubens de Falco и Armando Bogus, которые в 1961 году отправились на гастроли в Африку, дебютируя 9 марта в Луанде, затем объехали с выступлениями еще десять городов Анголы.
А еще здесь с успехом проходили концерты в рамках детской программы «Cazumbi», которую придумал ангольский музыкальный промоутер Луис Монтес. Именно на сцене «Мирамар» в 1962 году прошла презентация этого музыкального шоу.
Многие современные мэтры ангольской эстрады с благодарностью вспоминают своего наставника, который подарил им путевку во взрослую творческую жизнь.
«Cazumbi» – это конкурс, похожий на нашу «Утреннюю звезду», выходившую с 1991 по 2003 годы на Первом канале, которую вел Юрий Николаев. А может, наоборот, «Утренняя звезда» похожа на «Cazumbi»?
Сегодня зрительного зала практически не существует. Кресла демонтированы, а территория, огороженная забором из листов гофрированного железа, напоминает заброшенную строительную площадку.
Трудно назвать причину, по которой решили отказаться от эксплуатации кинотеатра «Мирамар», но если посмотреть вниз, то может показаться, что он рано или поздно упадет с обрыва и окончательно прекратит свое существование. Там, между железнодорожной станцией и нефтеперерабатывающим заводом постоянно идет строительство каких-то объектов. А наверху люди уже не смотрят кино, а отдыхают, слушая музыку и потягивая ледяное пиво в ресторан-баре бывшего эспланады. Как они мрачно шутят: «Веселье на костях…». Они имеют в виду «кости» или останки «Мирамара»…
И напоследок самое интересное…
Эту информацию я нашел в блоге «AngolaBela».
Автор публикации, со ссылкой на ангольскую газету «Novo Jornal», сообщил что «…в декабре 2013 году между Анголой и Китаем было подписано соглашение о том, что территория, на которой находится бывший кинотеатр «Cine Miramar», будет передана китайской стороне под строительство нового посольства Китая в Анголе, и она, якобы, теперь «помечена китайским флагом».
Хотя признаки строительства какого-либо здания еще не видны, пространство уже огорожено, опечатано и охраняется, и ходят слухи, что на его территории виден большой флаг этой страны.
Это соглашение, хотя и не определяло точное местоположения, но в документе упоминался земельный участок в BoaVista, округ Zambizango, где будет строиться новое здание посольства Китайской Народной Республики.
Документ был инициирован Генеральным секретарем Министерства иностранных дел (Mirex) Эдуардо де Хесусом Бени и бывшим послом Китая в Анголе Gao Kexiang, (убыл из Анголы в августе 2015 г.). Китайский дипломат обосновал необходимость перевода китайского посольства в новое здание, которое будет построено с нуля, тем, что существующие объекты больше не соответствуют потребностям дипломатического представительства Пекина в стране. Ангольский институт кинематографии подтвердил, что Cine «Miramar» больше не является государственной собственностью, а находится в частных руках».
Как говорил известный киногерой: «Хотите – верьте, хотите – нет…»
«Сан Пауло» («Cine São Paulo») (г. Луанда)
«В Луанде снесли самый популярный кинотеатр» – заметку с таким названием я прочитал в электронной версии газеты «Jornal de Angola».
«Cine São Paulo» – кинотеатр, который когда-то находился на Rua de Ambaca (напротив знаменитого рынка Сан-Пауло), был открыт в конце 60-х годов.
Он был одновременно и домом музыки, и кинотеатром, и местом для проведения вечеринок. Рядом, в самом сердце района Сан-Паулу, стоял другой, старый кинотеатр под названием «Cine Colonial» («Колониальный»), который после победы независимости вначале прекратил показ фильмов, а потом и вовсе был разобран, а на его месте построили автомастерскую.
«Cine Colonial» («Clô Clô») на бывшей улице Missão de S. Paulo в 1940 году был единственным кинотеатром для населения этого района, располагавшегося между районами Bairro Operário и Bairro S. Paulo, по соседству с районами Sambizanga, Mota, Lixeira, Rangel и Zangado. В «Рабочем квартале» (Bairro Operario) процент ассимилированных или некоренных жителей и мулатов был больше, чем белых.
Цены на билеты в «Колониальный» были по карману жителям бедного района, и они моментально раскупались завсегдатаями кинотеатра.
В основном здесь крутили европейские и американские фильмы. Особенно молодежи нравился «Тарзан», с его невероятными прыжками на лианах, неистовым и неподражаемым криком, который пытались потом воспроизвести на улице мальчишки Луанды.
Подобные боевики и вестерны были гарантией кассового успеха и прибыли. В этом кинотеатре с успехом шли фильмы Джона Уэйна, Гарри Купера, Гленна Форда и Джеймса Кэгни. «Cine Colonial» был «вторым домом» для сотен и тысяч жителей районов São Paulo, Bairro Operário, Rangel, Marçal и Sambizanga.
Условия были не ахти какие: посреди зала на цементном полу стояли деревянные скамейки без спинок, а за ними – ряды пронумерованных стульев. Билеты на эти места были подороже. Пол зрители между собой прозвали «холодным камнем». Часто на нем сидели те, кому не достались билеты, но их все равно пропускали в зал, и они сидели на этом «холодном камне».
На каждом сеансе дежурили полицейские в штатском и агенты PIDE.12
Сцены из фильмов будоражили мечту о борьбе с колониальным режимом, а почитатели таланта «Клокло» (Клод Франсуа (фр. Claude François), прозванный Клокло (Cloclo) – французский певец – автор и исполнитель, популярный в 1960-х и особенно в 1970-х годах) были одной семьей.
Чернокожие ангольцы были подавляющим большинством зрителей. С понедельника по пятницу фильмы показывали ночью, а в субботу и воскресенье устраивали два сеанса: один днем и один вечером. Стоимость билетов на деревянные скамьи была 10 эскудо, а персональные места в креслах со спинками – 2,5 доллара.
В среднем по стране в 1970-х годах билеты стоили примерно одинаково и варьировались от 10 до 25 эскудо, что для менее обеспеченных людей считались высокими.
В феврале 2019 года Директор ангольской кинокомпании «Edecine» (Empresa Distribuidora e Exibidora de Cinema (Edecine) Лоуренсо Роке (Lourenço Freitas Roque) сделал заявление в «Angop», что «Cine São Paulo» открыт после ремонта.
Как сказал в своей речи на торжественном мероприятии губернатор провинции Луанда г-н Bento Bento, кинотеатр Сан-Паулу вновь открылся в городском округе Самбизанга после 15-летнего «паралича».
Значительно обновился фасад, установили новые и удобные сидения, смонтирована новейшая система кондиционирования воздуха в кинозале вместимостью 850 зрителей и в бальном зале вместимостью 280 человек.
«Cine «São Paulo» стал многоцелевым объектом культуры, приспособленным для исполнения музыкальных шоу, театральных пьес, конференций, различных презентаций, свадеб и крещений. Представитель компании, ответственной за работу, Дилсон Фортунато, отметил, что открытие «Cine São Paulo» будет способствовать и продвижению ангольской народной и современной музыки, театра и танцев.
Cine «S.Jorge» (São Jorge) (г. Луанда)
Кинотеатр с таким названием есть в Португалии. Кстати, очень многие кинотеатры в Анголе имели «двойников» в метрополии. Нет, скорее, наоборот, в провинции появлялись кинозалы с именами своих «старших братьев».
Только сегодня в Португалии эти кинотеатры еще работают, а в Анголе – нет, хотя и построены гораздо позже.
Кинотеатр с таким же названием есть и в г. Бейра (Мозамбик).
К сожалению, информация о «Cine «São Jorge» отсутствует.
«Cinema Avis» (нынешний «Karl Marx») (г. Луанда)
В самом центре Луанды есть престижный район Альваладе (Bairro de Alvalade). Его окружают другие внутригородские районы столицы – Catambor, Maculusso, Martires. На территории Альвалады разбит парк им. Жозе Марти и находится спортивный комплекс – плавательный бассейн.
Именно здесь был построен «Cinema Avis» (нынешний «Karl Marx»).
Авторами проекта выступили Луиш Гарсия де Картильо (Luis Garcia de Cartilho) и его брат Жоа Гарсия де Кастильо (Joao Garcia de Castilho) (почему у них разные фамилии – не знаю, но именно так написано в книге Луиша Мартинша Соареша – прим. авт.)
Какие еще достопримечательности здесь есть? Посольства Египта, Сан-Томе и Принсипи, Румынии, Мозамбика, Сербии, Кабо-Верде, а также Центральный военный госпиталь и католическая церковь Святого Семейства (Igreja da Sagrada Familia).
Здание кинотеатра было построено и открыто еще в начале 60-х годов под названием «Avis Cine-esplanada», через дорогу (Rua Cmte. Stona) от плавательного бассейна (всего в 50 метров от него). На церемонии открытия присутствовал «звездный ребенок» 60-х годов, испанская певица и актриса Марисоль13.
Позже он был переименован в «Карл Маркс» и прославился тем, что в нем в течение нескольких десятилетий проводились ангольские конкурсы красоты. Одна из первых победительниц конкурса, знаменитая Рикита, уроженка Намибии, в 70-х годах удостоилась даже звания «Мисс Португалия». А еще в нем в 70-е годы проходило знаменитое музыкальное шоу «Hair» (не знаю, при чем тут волосы? – прим. авт).
В настоящее время кинотеатр закрыт, так как продан другому владельцу. Какова его будет дальнейшая судьба, пока неизвестно.
Cine-Teatro «Restauração» (г. Луанда)
У этого кинотеатра уникальная судьба – до недавнего прошлого в здании располагался Парламент Анголы – Национальная Ассамблея (Assembleia Nacional – Palácio dos Congressos).
Начиная с 1946 года, предприниматели стали больше денег вкладывать в объекты для отдыха и развлечения: клубы, казино, кинотеатры, танцевальные площадки и пр.
Один из первых кинотеатров, построенных в Луанде – Cine-Teatro «Restauração» (открыт в 1952 году), – сразу стал любимым местом отдыха городской знати колониальной Анголы. Располагался он на Avenida Alvaro Ferreira, более известном как Больничная улица (Avenida do Hospital).
Его проектирование и строительство велось 6 лет – с 1946 по 1952 г. (дата открытия). Авторами проекта явились все те же португальские архитекторы, братья Жоа (1915—2007) и Луис Гарсия де Кастильо (João Garcia de Castilho и Luís Garcia de Castilho), спроектировавшие и построившие такие прекрасные сооружения как кинотеатры «Мирамар» в Луанде и «Калунга» в Бенгеле. Помощником в строительстве Cine-Teatro «Restauração» выступил инженер Антонио Кастильо.
В архитектуре здания прослеживается стиль Фрэнка Ллойда Райта14 и Виллема Дудока15, а именно: открытый передний план, преобладающие в композиции горизонтали, последовательность продольных линий здания с доминирующими горизонтальными оконными блоками и наличие башен.
Поначалу здание кинотеатра многим жителям столицы показалось несколько «тяжеловатым» и «массивным», больше похожим на железнодорожный вокзал, но со временем они привыкли к современному дизайну и необычным для того времени архитектурным решениям. Идея с узкой и абстрактной башней, каскадами, накрывающими сверху длинный и плотный горизонтальный корпус основного здания, выглядели ново и необычно.
Не менее интересным было конструктивистское решение поместить концертный зал в перпендикулярно утопленном объеме. Основная идея заключалась в его многофункциональности. Изначально там были устроены в разных уровнях вместительный зрительный зал, ресторан-бар, танцпол, все вместе занимающие пространство на двух этажах. Активно использовалась и терраса на крыше.
Но главной «начинкой» этого храма культуры, конечно же, была неповторимая, по-домашнему теплая атмосфера и обстановка. Люди старших поколений до сих пор помнят «разогрев» зрителей перед киносеансом – знаменитые музыкальные арт-шоу «Чай шести», которые вели неподражаемые Алиса Крус и Артур Перес. В формате этого шоу выступали не только знаменитые профессиональные артисты, шансонье, мастера клоунады и реприз, иллюзионисты, но и рядовые горожане, наделенными способностями к музицированию и вокальному искусству, что делало шоу доступным, интересным и поистине всенародным. Ну, и конечно же, все премьерные показы фильмов проходили в уютном зрительном зале «Restauração».
Словно магнит, посетителей притягивал к себе бар, в котором можно было выпить настоящего португальского коньяка. И только звонок – сигнал к началу сеанса, представления напоминал, что пора следовать в зрительный зал.
Перед началом сеанса и в перерывах между ними выступали музыканты, иллюзионисты Max, Shegundo Galarza, дуэт «Ouro Negro» (Tony de Matos и Ondina Teixeira), бразильские музыканты Angela Maria и Nelson и др.
После обретения 11 ноября 1975 года Анголой независимости было принято решение о преобразовании бывшего кинотеатра «Restauração» в Magna Casa da Democracia (Великий Дом демократии) – в штаб-квартиру ангольского парламента.
Правительству был представлен и реализован проект, который до неузнаваемости изменил внешний облик творения братьев Кастильо. После переделки он претерпел такие изменения, что действительно стал похож на вокзал.
Так бывший кинотеатр превратился во Дворец Конгрессов.
С 1975 по 2015 годы парламент Анголы проводил здесь свои заседания. Поначалу, когда в стране действовала только одна партия – МПЛА-ПТ, он полностью удовлетворял интересам и требованиям парламентариев. Но с введением в сентябре 2008 году многопартийности и очередными (в августе 2012 года) парламентскими выборами (появлением новых партийных фракций – сегодня в парламенте 5 фракций) возникла необходимость в расширении пространства для работы различных парламентских групп.
В первое время парламентская администрация использовала для их размещения различные здания, комплексы, разбросанные по всему городу, но подобная «разобщенность» негативно сказывалось на оперативности в решении вопросов повестки дня. Разрыв физического пространства становился реальной проблемой.
Правительство страны приняло решение о создании единого, т.н. политического и административного центра Луанды, который начали строить в Нижнем городе, в т.н. «Голубом квартале», рядом с Мемориалом Агоштиньо Нето, в мае 2010 года и закончили спустя пять лет.
Капитолий он и в Африке Капитолий! Здание Национальной Ассамблеи Анголы очень похоже по внешнему виду на Нацбанк Анголы (даже раскраска здания такая же). А башня ангольского Капитолия идентична (очень похожа) на башню здания Конгресса США в Вашингтоне и Капитолий в Гаване (бывшее здание парламента Кубы, которое в настоящее время используется в качестве конгресс-центра). Общая площадь офисных помещений 35 867 квадратных метров офисов, 11 341 квадратный метр общей площади залов для пленарных заседаний и 3 191 квадратный метр для вспомогательных помещений.
В бывшем кинотеатре «Restauração» после постройки Капитолия еще оставалась часть депутатов, а также некоторые технические службы поддержки и обеспечения парламента Анголы, пока 11 ноября 2015 года Президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш торжественно не открыл новое здание парламента страны.
В ангольских газетах прошла информация, что к строительству комплекса имела отношение португальская компания «Teixeira Duarte, SA», а объем общих инвестиций составил 185 миллионов долларов (158 миллионов евро).
Спустя почти два года после того, как в ноябре-декабре 2015 г. состоялся переезд депутатов из старой Ассамблеи в новую, бывший Президент страны Ж.Э. душ Сантуш, выступая в последний раз после всеобщих выборов на заседании кабинета министров, предложил вернуть бывшему кинотеатру «Restauração» и бывшему объекту ангольского парламента его прежний статус – сделать его учреждением культуры.
Министерство культуры Анголы поддержало инициативу Президента и в свою очередь выступило с инициативой о функционировании здания в качестве культурного центра – места, которое необходимо превратить в пространство для театральных и музыкальных представлений, выступлений творческих коллективов, выставок, конференций и других культурных мероприятий.
Совет министров утвердил предложения. Была создана многосекторальная комиссия, координируемая министерством культуры, для завершения исследований и предложения нового обозначения здания.
Ангольский еженедельник «Novo Jornal» объявил на своем веб-сайте, что правительственная комиссия приняла решение объявить публичные тендеры на восстановление трех «символических зданий»: бывшего Palácio dos Congressos (бывший кинотеатр «Restauração») в Луанде (на Rua do 1º Congresso do MPLA); «Коррида» в районе Калембы и «Cine-Teatro Nacional» в Мутамбе, которые будут использоваться в культурных целях.
Итак, бывшее здание Национального собрания будет перепрофилировано во Дворец музыки и театра. Как говорится, историческая справедливость восторжествовала.
А еще еженедельник процитировал одного из высокопоставленных чиновников, который отметил, что «восстановление этих зданий может показать новый взгляд на важность сохранения истории страны, потому что в последние годы приоритетом в строительстве было разрушение исторических зданий города и наполнение его гигантскими „зеркалами“ (автор, видимо имел ввиду монстры-небоскребы – прим. авт.), что являлось проявлением дурного вкуса и ложным пониманием современности».