Полная версия
Союз культуры, науки, религии
В космосе происходят многообразные процессы, которые пока не могут быть воспроизведены в земных условиях или воспроизводятся в несравненно меньших масштабах. Так, термоядерные реакции были впервые открыты в звёздах и лишь затем воспроизведены на Земле; в космических лучах частицы имеют энергии, пока непостижимые даже для самых мощных ускорителей; в космосе наблюдается также вещество в сверхплотном и предельно разреженном состоянии, гравитационные и электромагнитные поля колоссальной протяжённости и силы, взрывы и ударные волны грандиозных масштабов и т.д. Начиная с 1957 г., когда в СССР был запущен 1-й искусственный спутник Земли, было положено начало космическим полётам и стали возможными наблюдения за пределами Земли.
Космогония (греч. – вселенная и рождение) – область науки, изучающей происхождение и развитие небесных тел и их систем. Космогония является ареной острой борьбы материализма и идеализма, науки и религии. Трудности космогонических проблем обусловлены тем, что процессы развития космических объектов длятся многие млн. и млрд. лет, а астрономические наблюдения охватывают ничтожно малые промежутки времени. Научная космогония зародилась в 18 в., когда Кант выдвинул гипотезу об образовании планет из пылевой туманности, окружавшей некогда Солнце. Накопление данных наблюдения и подсказанная античной философией уверенность в том, что за видимым запутанным движением планет должны скрываться закономерные движения, привели к созданию геоцентрической системы мира, которая в результате борьбы с церковью и схоластикой сменилась гелиоцентрической. Согласно геоцентрической (греч. – Земля) системе мира, Земля неподвижна и является центром мироздания; вокруг неё вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Эта система основанная на религиозных воззрениях, а также сочинениях Платона и Аристотеля, была завершена древнегреческим учёным Птолемеем (2 в.) и просуществовала более тысячи лет. Согласно гелиоцентрической (греч. – Солнце) системе мира, Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является 1 из планет, обращающихся вокруг Солнца. Отдельные высказывания в пользу этой системы имелись у Аристарха Самосского, Николая Кузанского и др. Бог у Кузанского (1401-1464 г.) именуется абсолютным максимумом или абсолютом, не являющимся чем-то вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка характеризует учение Кузанского как пантеизм (греч. – всё и бог), важнейший признак которого – безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Но подлинным творцом этой теории является польский астроном Н.Коперник (1473-1543 г.), который её всесторонне разработал и математически обосновал. В дальнейшем система Коперника была уточнена: Солнце находится в центре не всей Вселенной, а лишь солнечной системы. Огромную роль в обосновании этой системы сыграли Галилей, Кеплер, Ньютон. После открытия Ньютоном закона всемирного тяготения космологическую проблему ставят как физическую задачу – о поведении бесконечной системы тяготеющих масс. Вплоть до 18 в. объектом космологии была солнечная система (о природе звёзд и расстояниях до них фактически ничего не было известно). Всей совокупностью качественно различных форм материи является Вселенная, символ непрерывности и развития которой есть Змей, кусающий себя за хвост. Основным звуком, вибрацией, породившей материальный мир из не проявленной, невидимой материи, считается священный слог – аум, «аоум-ом».
Законы мироздания сложны, система человек-производство-природа является открытой для внешних воздействий, могущих быть для человека или благоприятными, или нет. Локализация воздействий определяется и неоднородностями строения Земли, являющейся энергонасыщенной и высокоорганизованной системой, сложной формы кристаллом. Пониманию этого способствовала и гелиеметрия. Так гелиеметрические исследования, выполненные ВИМСом (Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья РОСКОМНЕДРА) в 1955-1991 г. показали, что мы живём в другом, чем «плоская земная твердь», измерении. Было установлено, что понимание наблюдаемых на базе гелиеметрии процессов, в современной науке до 1991 г. отсутствовали. В 1911 г. В.И.Вернадский в докладе Российской Императорской Академии Наук призвал к всестороннему изучению «самого загадочного по происхождению и удивительного по свойствам инертного газа гелия». Но были большие трудности измерения содержаний инертного гелия, не поддававшиеся прямому химическому анализу. И только начиная с 1950-х гг., в ходе реализации спецпрограммы поисков месторождений урановых руд (для атомных проектов), гелиеметрия в СССР стала использоваться в достаточно крупных масштабах – развернулись секретные работы по поискам урановых руд с помощью гелия (И.Яницкий «Геливая съёмка», М., Недра, 1979 г). В 1977 г. И.Пригожину за аналитические исследования энергетики саморегулирующихся систем была присуждена Нобелевская премия. К саморегулирующимся системам относят: тело человека, Космос, окружающую среду (в т.ч. температура, ветер, вода, излучения и др.) и т.д.; и всё это влияет друг на друга. В свете гелиеметрии энергетика Земли, Солнца и других объектов Вселенной может рассматриваться только с позиций теории физического вакуума. Приходится возвращаться к концепции мирового эфира, обсуждавшейся мыслителями 2,5 тыс. лет назад (А.Еремеев, В.Башорин и др. «Метод. рекомендации по применению гелиеметрических исследований … для выбора промплощадок…».М., ВИМС, 1991 г. 82с.).
Крупномасштабные вселенские (геологические) циклы продолжительностью порядка 200 млн. лет (время оборота Солнечной системы вокруг центра масс Галактики) рассмотрены в сборнике под редакцией У.Берггрена и Дж.Кадверинга «Катастрофы в истории Земли. Новый униформизм.» (М., Мир, 1986 г, с.471).
Синергетическая сущность бытия, где обратная связь работает как абсолют, является базисом мироздания (в переводе синергетика означает самоэнергетика). Философское содержание синергетики определено астрономическим культом древних более 10 тыс. лет назад.
В соответствии с известной концепцией пульсирующей вселенной, за коллапсом – процессом схлопывания Вселенной в точку сверхплотной материальной субстанции, что соизмеримо с общей вселенской смертью, следует Большой взрыв, обоснованный российским метеорологом А.Фридманом и экспериментально подтверждённый в виде «красного смещения» астрофизиком Э.Хабблом. Математические разработки механизма Большого взрыва выполнил Я.Зельдович. Концепция Большого взрыва как акт Творца прослеживается в теологии, где аналогом начала сотворения Мира является эмбрион куриного яйца, начинающий новую фазу жизни. Концепцию Большого взрыва разгромил шведский астрофизик Ханнес Альвен («Происхождение Солнечной системы» в сб. Будущее Науки. М., Знание, 1979 г). Вместо этого он обосновал постоянно присущую Вселенной цикличность более мелкого порядка, где в одних областях происходит концентрация вещества (физика «чёрных дыр»), а в других – его истечение, рассеяние (пульсары, взрывы сверхновых, центры масс зрелых галактик).
На начало 21 в. была и другая гипотеза о возникновении видимого нами Мира из невидимого, непроявленного состояния покоя под воздействием Сил Природы, Космических сил (излучения, радиация, притяжения, тяготения, вихри, вибрации, энерго-информационные поля и пр.), когда начинается медленное движение, колебание мельчайших частичек, постепенно сталкивающихся-отталкивающихся друг от друга с созданием более крупных, усложняющихся образований, атомов, молекул, цепочек и т.п. Всё Это, проходя через газообразное, жидкое, твёрдое состояния, «в итоге» образуют звёзды, планеты, системы, галактики, в т.ч. и нашу галактику, солнечную систему, и нашу Землю. Некоторые Учения отмечают, что на настоящей ступени эволюции возможно только приблизительное указание на начертания космического плана, где наша планета играет свою маленькую роль. Под «космосом» здесь подразумевается система, которая, исходя от единого Логоса и поддерживаемая Его Жизнью, является (с их точки зрения) вполне законченной в себе самой.
Земля есть нечто большее, чем слипшиеся в ходе аккреции в шар химические соединения элементов таблицы Менделеева, что Природа, и Земля в том числе, развиваются, преобразуются. Но время преобразований может стать гибельным для человечества, если люди не подготовятся к нему духовно, не изменят себя нравственно, не изменят своего отношения к природе, к живому и «неживому», к самим себе, к тому, что и кто нас окружает. Аморально-безумное потребительство нынешнего человечества вызывает ответную, пока защитную, пока предупредительную реакцию: разрушается озоновый слой, меняется климат, учащаются землетрясения и катастрофы и др. Природа как бы заставляет людей одуматься, осмотреться, остановить свою разрушительную, паразитическую деятельность.
По разным источникам время сотворения мира представляется (до н.э.) в: 3761 г. у иудаистов; 5508 г. у православных; 3102 г. по Калиюге («железный век» индуистов); 4713 г. по введённой в 16 в. Григорианской эре. Счёт времени от Рождества Христова был предложен римским монахом Дионисием Малым 525 лет спустя после рождения Иисуса, когда христианство заняло уже прочные государственные позиции (Л.Хренов, И.Голуб «Время и календарь». М., Наука, 1989 г).
Дао-Дэ-Цзин (кит.) – буквально, Книга о Совершенстве Природы, написанная Лао-Цзы (мудрец, философ, основатель учения – даосизма в 6 в. до н.э.). Это своего рода космогония, включающая все основные доктрины Эзотерического Космогенезиса. В начале не было ничего, одно только беспредельное и бесконечное Пространство, говорит китайский мудрец. Всё, что живёт и существует, было рождено в нем от «Принципа, который существует Сам по Себе, развивая Себя из Себя», то есть от Свабхавата. Так как имя его неизвестно и сущность непостижима, философы назвали его Дао (Анима Мунди) – несотворённая, нерождённая и вечная энергия природы, проявляющаяся периодически. Дао – путь возникновения, развития и исчезновения вещей в мире, который дополняется концепциями «ДЭ» – этических норм и качеств, через которые обнаруживает себя незримое Дао (божественная творческая сила) и У-вэй – подчинение естественному процессу жизни, гармония с Дао, следование его законам. ДЭ – понятие в китайской космологии (о даосизме и конфуцианстве), второе по значению и вытекающее из Дао. ДЭ в конфуцианстве – сила, которой обладает Сын Неба, «благородный муж», «совершенномудрый» человек, идущий по стезе Дао. Эта сила способна преобразовать мир, направлять его к добру. Проявившийся Бог как единство, но вслед за тем возникает и двойственность: «Теперь Дао (появляется в двух формах) Чистой и Нечистой, и имеет (два условия) Движения и Покоя. Небо чистое, а земля нечистая; небо движется, а земля неподвижна …».
С 4 в. до н.э. в Китае философско-религиозное учение – даосизм. С 5 в. н.э. в даосизме оформился божественный пантион (троица Шан-ди, Лао-цзы, Пань-гу – творец мира), ритуалы, жрецы и монастыри. Возникло много сект и направлений даосизма, в которых сочетались философии дао, буддизма и конфуцианства.
Очертание Космоса «набросала» Е.П.Блаватская в Тайной Доктрине. Проявление Логоса есть провестник рождения нашего Космоса. «Когда он проявился, проявилось всё остальное: после Него, благодаря Его проявлению, становится проявленным всё» (Mundakopanishad, II, II, 10). Он приносит с Собой плоды прежнего Космоса, тех могучих разумных Духов, которые становятся его сотрудниками и действующими силами в создаваемой Им вселенной.
Существовавшие земные цивилизации (Коренные Человеческие Расы) Елена Блаватская классифицирует в книге «Тайная Доктрина» (т.2. Антропогенезис. Изд. Рига, 1937 г.): 1 раса – ангелоподобные люди; 2 раса – призракоподобные люди; 3 раса – лемурийцы: ранние (четверорукие) и поздние (двурукие); 4 раса – атланты; 5 раса – арийцы (т.е. мы). Ангелоподобные люди (1 раса) были созданы на Земле путём уплотнения Духа. Они были огромного размера и имели больше характеристик волновой формы жизни, чем физической земной. Призракоподобные люди (2 раса) были уже более плотными за счёт появившегося материального компонента. Они имели тоже огромные размеры, могли проходить через стены, были однополы и размножались почкованием. Лемурийцы (3 раса) считаются самой высокоразвитой расой людей на Земле, использовавшей в земных условиях технологии, основанные на волновых тонкоэнергетических принципах. Они имели уже плотное физическое тело. Ранние лемурийцы были 4-рукие, двулики, имели на затылке 3-й глаз, рост их составлял 40 – 60 м; они были однополы. Поздние лемурийцы уже имели рост 10 – 20 м, были однолики, двуруки и двуполы. Лемурийская цивилизация просуществовала много миллионов лет и исчезла 2 – 3 млн. лет тому назад. Атланты (4 раса) были также высокоразвитой расой, но в меньшей степени, чем лемурийцы. Атланты имели рост 5 – 6 м, внешне были схожи с современными людьми. Основная часть атлантов погибла во время Всемирного Потопа 850 тыс. лет тому назад, но некоторые группы атлантов дожили до периода в 12 тыс. лет тому назад. Арийцы (5 раса) появились в недрах атлантической цивилизации около 1 млн. лет тому назад. Арийцами называются все современные земляне, а не германцы. Ранние арийцы имели рост 3 – 4 м, далее рост уменьшался. На Земле есть артефакты (лат. – искусственно сделанный) др. цивилизаций: древняя нержавеющая железная колонна в Индии, а на нач.21 в. человек не получил такого нержавеющего чистого железа; в музеях есть продолговатые человеческие черепа, а у современных людей – круглые черепа; следы оплавленного грунта от высокой температуры ядерных взрывов и др.
В индийской традиции период Пралайи – Ночь Брамы, растворения Вселенной; противоположность Дню Брамы – периоду проявленного существования, который чередуется каждые 2,16 млрд.лет. Цикл проявленной Вселенной – Манвантара, в противоположность Пралайе, соответствующей растворению её в небытие (пульсирующая Вселенная – теория в современной астрономии). Согласно индийской философии, манвантара (или День Брамы) составляет более 4 млрд.лет, а время существования одного типа человеческих цивилизаций – около 300 млн.лет до перехода на иные ступени развития, в иных условиях и мирах. Последним в Манвантаре (космическом цикле) воплощением бога Вишну по индийским духовным учениям будет явлен на Землю Кальки-Аватар – «Аватар (воплощение Бога в человеческом облике) на белом коне». Он же и Майтрейа Будды буддистов – спасатель человечества в конце Кали Юги – тёмного века; он будет руководить формированием 6-й расы более совершенных людей. Майтрейя, Бодхисаттва – тот, кто отказался от блаженства нирваны, чтобы невидимо помогать человечеству.
По Д.Андрееву, наступление синей эпохи соответствует Сатья Юге, Золотому веку; в красных эпохах или периодах метаистории человечества преобладает низкая духовность, доминирует вещизм, низменные страсти, агрессивность и др. демонические начала. В эзотеризме восточного направления 3-е тысячелетие называют эпохой Майтрейи, грядущего Будды, спасителя человечества, который поразит зло и восстановит справедливость. В христианстве эти ожидания соответствуют 2-му пришествию Христа – Спасителю и Судьи. В Агни Йоге этот период, эпоха называется «эрой огня», имея в виду приближение к Земле «пространственного огня», очищающего планету от скверны и знаменующего начало более высокой ступени эволюции. Согласно теософии, признающей индуистские мифы, трактуемые по-своему, наступает эпоха Сатья Юги – Золотой век, и уходит Кали Юга – Железный век, эра власти Силы и слуг Князя Тьмы.
В Библии (быт. ст. 1–5, 27) сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их …».
Древнеиндийские мифы делят всю земную историю на юги; 1-й была Сатьюга или Критаюга – золотой век, длившийся 1728 тыс. земных лет; вслед за ним была Третаюга – серебряный век, длившийсяся 864 тыс. земных лет; затем Двапаюга – медный век; в 3102 г. до н.э. начался железный век – Калиюга, современный период истории, который будет длиться 432 тыс. лет. Вместе все 4 юги составляют 1 Махаюгу или Манвантару (период Ману), длительность которой 4320 тыс. земных лет. Кальпу или сутки Брахмы составляют 2000 таких махаюг (8640 млн. лет). Во время Критаюги все были праведны и справедливы. Божественная корова Закона – Дхармы твёрдо стояла на всех 4 ногах. В серебряный век, Третаюгу, люди начинают делиться на сословия и забывать о долге; корова Закона стоит уже на 3 ногах. Справедливость уменьшается на 1/3. Религия из духовной потребности превращается в средство для достижения целей. В Двапаюге корова Закона стоит уже на 2 ногах. Справедливость уменьшается вдвое. Люди отвращаются от долга. Благонравия меньше, а торжественных обрядов больше. Начинаются болезни и бедствия. В мрачную эпоху – Калиюгу все отвращаются от священного долга; корова Закона стоит на 1 ноге. В мире остаётся только ¼ справедливости и закона. Добродетель и благонравие исчезают полностью; в мире воцаряются злоба и печаль, голод и страх. Правители ведут себя как грабители с большой дороги, стараясь любым путём захватить власть и богатство. Калиюга погибнет от огня, который сожжёт всё. Наступит ночь Брахмы, который засыпает и вселенная погибает. Через 12 тыс. лет Брахма проснётся и начнётся новая Махаюга, новые сутки Брахмы.
Примерно то же говорят и древнешумерские мифы. Всюду сожаление о прошлом, золотом веке, веке всеобщей справедливости и добра. Большинство мифов и легенд утверждает, что боги хотели упредить наступление этого проклятого века «злобы, печали, голода и страха» и именно потому наслали всемирный потоп. Около 3100 г. до н.э. начинается потоп и в шумерском городе Уре. В кон.4 тыс.до н.э. начался последний крупный экологический кризис, длившийся до сер.2 тыс. до н.э.
Древнегреческие авторы так же пишут, например, древнегреческий поэт Гесиод, живший в 8-7 вв. до н.э.: «Создали прежде всего поколение людей золотое…Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная…». На смену «золотому поколению», пришли люди «серебряного», потом «медного», за ним было «поколенье полубогов», и вот:
«Землю теперь населяют железные люди …Старых родителей скоро совсем почитать перестанут,
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкой бранью, не зная возмездия богов,
Не захочет больше никто доставлять пропитания родителям старым.
Правду заменит кулак…наглецу и злодею станет почёт воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадёт. Человеку хорошему люди худые, лживые станут вредить показаньями
Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет».
Гесиод в поэме «Труды и дни» описал 5 эр человечества, сменявших друг друга: Золотая, Серебряная, Бронзовая (Медная), Героев, Железная (эра Кали-Юга по восточному). В Золотой эре люди жили беззаботно и счастливо. В Серебряном веке 2-й род людей не были уже так счастлив. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного века. И 4-й век Героев род людской погибал в злых войнах и кровопролитных битвах. Последний род людской в 5-й Железный век продолжается и теперь на земле; люди не ценят правды и добра, зла больше, чем добра.
Гесиод в другой поэме «Теогония» («Происхождение богов») изложил мифы о Богах и их борьбе с Гигантами и Титанами. В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, из которого возник весь Мир и бессмертные Боги. Могучая Богиня Земля (Гея), дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. От Ночи (Нюкта) и Мрака (Эреб) произошли вечный Свет (Эфир) и светлый День (Гемер). Свет разлился по миру и стали сменять друг друга день и ночь. Могучая Земля (Гея), оплодотворённая богом любви Эросом, породила голубое Небо (Урана). Уран воцарился в мире, взяв в жёны благодатную Землю. У них было 6 сыновей Титанов (2-е поколение богов в древнегреческой мифологии) и 6 дочерей. Титан Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце (Гелиос), Луну (Селена), румяную Зарю Эос (Аврора). Младший из Титанов, коварный Крон (Хронос – время; всепоглощающее время) хитростью низверг своего отца Урана и отнял у него власть. Богиня Ночь в наказание Крону родила сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Керр – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных, тяжёлых видений; не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления, и много др. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился Крон на троне своего отца Урана.
Битва гигантов и богов – гигантомахия, изображена на пергамском алтаре (считают, что с а т а н и н с к о м), который с пергамской библиотекой являются памятниками культуры Пергамского царства (3 – 2 вв. до н.э.); столицей которого был древний гор. Пергам в Малой Азии – один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров в период эллинизма. Пергамский алтарь побывал и в фашистской Германии, после поражения, которой был вывезен в Москву.
Победили боги-олимпийцы своих врагов, и Зевс правит людьми и богами, он ведает всем в мире. У врат дворца Зевса стоят 2 больших сосуда; Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Но судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – Мойры (у римлян – Парки). Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Мойра Лахесис вынимает жребий, который выпадает человеку в жизни. Мойра Атропос всё, что назначили в жизни человеку её сёстры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. На Олимпе есть и богиня судьбы Тюхэ (у римлян – Фортуна) – богиня счастья и благоденствия; несчастлив тот человек, от которого отвернётся богиня. Подавляющее большинство трагедий афинских драматургов 5 в. до н.э.: Эсхила, Софокла, Еврипида – представляют собой художественную обработку древних мифических сказаний о богах и героях.
Глава 130 в Удьйоганаре великой Махабхараты – древнеиндийской эпической поэме гласит: «… от пороков царя оскверняется весь мир, а от пороков мира оскверняется он сам…».
Древнеегипетский сборник текстов, относящихся к эпохе Нового царства (15 в. до н.э.), «Книга мёртвых», в которой запечатлено стремление смертного обрести бессмертие. Книга мёртвых насчитывает до 200 глав, содержащих магические формулы, молитвы, заклинания против препятствий, которые умерший может встретить, направляясь на суд Осириса и к полям вечного блаженства. Некоторые идеи Книги мёртвых, в частности, представления о «страшном аде», в трансформированном виде вошли в поздние религиозные культуры, в т.ч. и в христианство. Осирис (Озирис) – древнеегипетский бог, супруг Исиды, отец Гора. Первоначально Осирис – бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы. Согласно мифу, Осирис был убит злым богом Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший Осирис стал богом загробного мира и судил умерших. Культ Осириса оказал существенное влияние на формирование учения о Христе. Исида – в древнеегипетской религии богиня земного плодородия, воды и ветра, охранительница умерших, мать бога Гора – древнеегипетского бога света и Солнца, покровителя власти фараонов, которые считались его земным воплощением. Сет – бог в древнеегипетской религии, сын Геба и Нут, олицетворение пустыни, брат и убийца Осириса, главный враг душ умерших во время их загробных скитаний. Геб – в пантеоне Древнего Египта олицетворение Земли и растительности; его называли отцом богов, солнца и луны и изображали в виде гуся или бородатого человека с гусём на голове, или лежащего на спине человека, над которым склонилась его жена, богиня неба Нут.
В Библии (Новый Завет, от Матфея ст.24-10, 14, 27) Иисус говорит: «восстанет народ на народ и царство на царство, и будут голод и землетрясения … будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга… И будет проповедано это Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам и тогда придёт конец… как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
В нач.21 в. отмечали, что обнаружены гены альтруизма ( принцип бескорыстного служения другим людям), которые влияют на поведение человека в жизни. В случае всяких «катаклизмов»: войны, аварии, бедствия и т.п., – альтруисты в первых рядах идут на помощь другим людям, чаще жертвуют собой, чаще гибнут и их количество, удельный вес в обществе уменьшается – общество «звереет». Отмечено, что гены гениев природой закладываются и составляют у людей около 17%, но практически реализуются по разным причинам около 0,01%, т.е. не всё заложенное природой реализуется, влияет, в т.ч. и окружающая среда, изменяя которую можно влиять на результаты реализации итогов. Противоположностью альтруизма является эгоизм (лат. эго – я), когда человек руководствуется в своём поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма. Эгоизм наиболее характерен для частнособственнических отношений.