Полная версия
Первая книга продюсера
Главное, что надо понять – если не сделали что-то вовремя, как планировали и думаете, что сделаете завтра, послезавтра, то всё, время ушло. С ним уходит запал, драйв, мотивация и вообще желание что-то делать. Через какое-то время покажется, что и идея была не очень интересная, да никому это не надо, и вообще – «зачем мне напрягаться».
Так вот. Это о том, что время утекает быстро, забирая вашу энергию.
Ничто не губит хорошие идеи так, как ощущение «у меня ещё много времени». Надо просто брать и делать. Просто делать. И тогда время будет вам благодарно – вы не упустили момент, вы работаете, вы его цените. И время растягивается или сжимается и помогает вам.
Можно ли научиться быть хорошим продюсером и управлять временем? Да, – это дисциплина, чёткие планы. Не сделали один шаг вовремя – проект откладывается на неопределённый срок. Не успели подать документы в фонд – всё, ждите следующего срока. А он может быть и через полгода, и через год.
Лёгкость идеи
Какие-то проекты будут придумываться и рождаться легко. Какие-то потребуют бо́льшего к себе внимания, слова будут медленно складываться в предложения, смысл будет ускользать. С течением времени, с опытом, научитесь понимать на самом раннем этапе, какие проекты принесут радость, а какие из них не будут складываться, но их придётся делать.
Начинаете первый проект – учитесь обращать внимание на то, как он развивается. Легко ли придумывается, с каким настроением в него погружаетесь и горите ли желанием делать. Или он рождается вопреки обстоятельствам, люди в проект собираются сложно, всё против вас.
Научитесь быть внимательным, на первом этапе отказываться от некоторых проектов, чтобы не тратить время на преодоление всех так сложившихся обстоятельств, что становится понятно – хорошего проекта не получится. Так бывает.
И тут есть один важный момент – это не для того, чтобы при первой небольшой заминке отказаться от проекта. Ровных процессов не бывает. И если от всего отказываться, то вообще ничего не сделаете.
Речь идёт о тех проектах, которые не вписываются в концепцию вашей организации. Вы пойдёте на компромиссы с собой, проекты не будут отвечать большой цели, поэтому возникает сопротивление.
Мой опыт говорит о том, если проект легко придумывается, люди легко собираются в команду, возникает синергия – творческая энергия. Проект, независимо от темы, создаёт лёгкое ощущение эйфории – тогда всё получится, и билеты будут легко продаваться.
В противном случае, когда идёт постоянное преодоление обстоятельств, люди не горят идеей, зарабатывают деньги, вы делаете проект только потому, что надо, неважно по каким причинам. Такой проект будет сложно продать и собрать зрителя.
Не знаю, как это работает, но так и есть.
Создавая первый спектакль, учитесь отслеживать своё состояние. Как реагирует тело, как пишется презентация, как люди принимают идею и с какой энергией проходят первые читки.
Не все идеи, которые кажутся отличными на начальном этапе, будут воплощены. И одна из причин – не складывается. Вот не складывается, и всё. Что ни делай – не получается. То актёра нужного не найти, то художника, что-то не шьётся. В какой-то момент всё начинает рушиться, и силы уходят на спасение проекта. О творчестве забывается. Продюсер превращается в спасательную команду, которая латает дыры то в одном, то в другом месте. Такие спектакли долго не живут – они и после выпуска продолжают разваливаться. В какой-то момент сил заниматься проектом ни у продюсера, ни у участников не остаётся.
Если чувствуете, что проект «не идёт», отложите до лучших времён, возьмите другую идею. Главное, не превратиться в такого разработчика проектов, которых соберётся множество, но они так и останутся на бумаге и в презентациях.
Нужен баланс, внимание, терпение, лёгкость, хорошее настроение. И тогда всё получится!
Продюсер и дисциплина
Без чего не бывает хороших продюсеров?
Без дисциплины. Достаточно жёсткой. Чем больше проектов, чем они дороже, тем жёстче дисциплина. Потому, что надо много успевать, всё держать под контролем. Ответственность огромная.
Дисциплина – это не только ранний подъём и режим дня.
Это правила, по которым вы живёте, и от них не отступаете. Потому что знаете, что хаос ни к чему хорошему не приводит.
У каждого своя рутина. Новое модное слово, которое довольно точно отражает то, каким должен выглядеть ваш день. Кому-то может показаться, что в этом нет творчества или свободы. Но это не так. То, что вы делаете изо дня в день, не должно отнимать много энергии и размышлений «а что мне сейчас бы поделать?».
Вам надо работать с документами, отвечать на письма и писать их. Надо встречаться с творцами, актёрами, со спонсорами… Надо иметь время контролировать продажи, рекламу и пиар. Вам надо работать над новыми проектами. Если не будет плана на день или неделю – как будете всё успевать?
Дисциплина – это чёткие правила, по которым комфортно жить и работать. И это тоже важно! Правила, которые раздражают, не будут давать нужного результата. Только энергия будет утекать в никуда.
Если утро, например, для вас лучшее время, когда можете работать с документами, значит, посвятите его только этому делу. Если утром хорошо пишутся проекты – пишите проекты.
Обязательно определите – до которого часа вы отвечаете на телефонные звонки? До девяти вечера? До десяти? До двенадцати? Или до вас можно дозвониться в любое время по любому вопросу?
Огромное количество звонков, в любое время дня и ночи, будет вносить хаос в вашу жизнь и отвлекать от работы. Подумайте, может быть, будет лучше для звонков и почты выделить определённое время в течение дня?
Дисциплина – это смотреть необходимые фильмы в течение недели, например; или читать сто страниц текста; или изучать английский язык каждый день не менее одного часа; делать два проекта в год; вторник – день работы с бухгалтером; воскресенье – с семьёй ходим в зоопарк; до двенадцати часов работаю дома; встречи назначаю после пятнадцати часов и т. д. и т. п.
Вариантов миллион, как распределить свой день. Как включить в свой график спорт, просмотр фильмов и работ конкурентов и т. д. Правила у каждого свои.
Дисциплина – это делать документы вовремя. Если фонд принимает заявки 20 ноября, но начинать готовить документы 19 ноября это непрофессионально. Узнать о дате подачи, распределить работу по подготовке документов заранее и подать не в 23:59, а запланировать отправку документов накануне. Всегда надо оставлять время для форс-мажора.
И потом, готовить документы заранее всегда занимает меньше времени, чем потратить один день на документы, отложив все дела, нервничать, суетиться. Зачем?
Чем чётче план на день, тем больше будете успевать, тем больше сделаете проектов, спектаклей, фестивалей, проведёте гастролей. Тем лучше станет мир вокруг вас.
Большое или маленькое?
С какого проекта начать? Сразу замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» или «потренироваться на кошках»?
Если есть на выбор несколько пьес, например, и все они вам интересны для реализации, то выберите материал попроще.
Если только один вариант, с чего начать, – начинайте с него. Главное, чтобы материал нравился и вы горели бы идеей.
Если выбор есть – беритесь за проект поменьше. С большим, может быть, и справитесь, но чего это будет вам стоить? Нервы, бессонница, конфликты – сопровождают то, что нам не под силу в данный момент.
Если ваше эго такое большое, что говорит: «не разменивайся по мелочам», снимай самый большой зал в городе, бери самых известных и знаменитых. А ум говорит – у нас нет достаточного финансирования, мы можем не справиться. Слушайте ум. Действительно можете не справиться, хоть и хочется заявить о себе сразу на большую аудиторию и громко.
С другой стороны, если возьмёте маленький проект, и он будет слишком прост? Вызова нет, драйва нет. Скука – не лучший партнёр продюсера.
Вывод – ищите баланс, чувствуйте свои силы.
Репутация продюсера
Должна быть безупречной для того, чтобы двигаться вперёд. Она нарабатывается годами и может рухнуть в один день.
Репутация продюсера, который делает крутые проекты, умеет собирать зрителей, всегда корректен, честен и выполняет свои обязательства, принесёт бонусы в виде грантов и спонсорских денег. Помимо уважения, внимания к тому, что делаете, вас ждёт сотрудничество со звёздами, с серьёзными коллективами.
Думайте о своей репутации с самого начала – первое мнение о вас будет сложно изменить.
Передышки
Очень, очень важно отдыхать!
Если вы не на выпуске спектакля или нового проекта, то выделяйте себе дни для отдыха. Это могут быть выходные дни, или удобнее сделать выходной на рабочей неделе. Это должен быть день, когда не будете заниматься рабочими делами. Даже пять минут.
Если проект идёт сложно и уже месяц-два работаете без выходных, то обязательно запланируйте себе неделю для отдыха после завершения проекта. Посмотрите на график, выберите подходящее время.
Что точно нельзя делать – это из одного проекта сразу прыгать в другой. Хотя на волне успеха, энергетического подъёма будет казаться, что сейчас всё под силу и вы горы свернёте.
Остановитесь, передохните. Окунуться в следующую работу всегда успеете.
Новый проект требует новой энергии, не надо запускаться на энергии предыдущего проекта. Она очень быстро закончится, и новый проект начнёт буксовать.
Отдых ещё никому не мешал.
Но отпуск – это не валяться на пляже и ничего не делать. Это посвятить время тому, что не успеваете делать в период выпуска проекта. А значит, можно читать книги, статьи, профильную литературу, учиться. Можно ходить по театрам, в кино, на концерты. Можно сидеть дома и смотреть сериалы, передачи, навёрстывать упущенное.
Передышка – это время для новых идей. Они не приходят тогда, когда вы заняты по уши. Идеи приходят и развиваются тогда, когда в тишине можно подумать, поиграть с ними, представить – как их можно воплотить.
Это время накопления. Когда почувствуете, что готовы – отправляйтесь в новый путь!
Депрессия
«Зачем я это делаю? Работал бы себе по найму, и было бы мне хорошо… И ответственности было бы меньше…».
Будут, точно будут у вас такие мысли. Будет желание всё бросить.
Что делать?
Сделать паузу. Перезагрузиться. Найти новое вдохновение.
Депрессия может затянуться на несколько месяцев или лет. Выйти из неё, если не можете сами, помогут профессионалы. Нет ничего зазорного обратиться к ним за помощью. Психологи и психотерапевты для того и существуют, чтобы помогать в сложные моменты.
Перезагрузка дело хорошее. Всем нужно время на то, чтобы подумать, порефлексировать, побыть в тишине.
А потом вернуться. С новыми идеями, с новыми силами и на новый уровень!
Продюсирование
Просыпаясь с мыслью о проектах, проводя день в работе, вечер с друзьями, засыпая с мыслями о задачах, которые надо решить завтра, продюсер постоянно находится в процессе создания культурного продукта. От идеи до премьеры. Этот процесс и называется продюсированием.
Одно из ценных качеств продюсера – умение довести дело до конца, не бросить на полпути.
По сути, продюсирование – это непрекращающийся процесс решения тех или иных задач, которые возникают при создании культурных продуктов. И этот процесс начинается с момента, когда продюсеру необходимо выбрать пьесу, из которой родится спектакль.
Процесс продюсирования включает:
• принятие решения о выборе материала, на основе которого будет создан спектакль – пьеса или сценарий,
• выбор команды – режиссёры, художники, композиторы, актёры,
• составление лимита затрат (бюджета) и его контроль,
• выбор целевой аудитории, составление и контроль маркетингового плана,
• анализ и привлечение ресурсов,
• привлечение финансирования,
• выбор стратегии выхода на рынок,
• работа с поставщиками, спонсорами, фондами, министерствами,
• контроль над производством продукта на разных этапах – репетиции, создание костюмов, съёмочный процесс,
• выбор дистрибьюторов,
• и т. д.
На первом этапе, когда только вступаете в новую реку под названием продюсирование, надо понимать, что её течение вы создаёте сами – спокойное оно будет или бурное, с опасными ли порогами. Будут в ней препятствия, которые легко будете обходить, или придётся приложить усилия для преодоления. Сколько усилий потребуется для этого, с какой силой будете грести или доверитесь потоку.
В этой реке есть опасность неизвестного. В этом и прелесть – не можете знать то, что будет за поворотом.
Продюсирование – для тех людей, которые любят принимать решения, и получают удовольствие не от результата, а от процесса. А результат их наполняет гордостью и подталкивает идти дальше.
Главное – не останавливаться!
Организации культуры
Организации, которые выпускают сложные культурные продукты, имеют сложную структуру. Часть людей в таких организациях работает постоянно, а часть, чаще всего люди творческих профессий, приходит для работы над одним проектом. Организации культуры связаны с творческим продуктом, который надо создать и продать.
Понятие «организации культуры» более широкое, чем может представить себе обычный зритель. К ним относятся:
• театры, которые производят спектакли в разных жанрах,
• концертные и танцевальные залы,
• галереи, музеи, библиотеки,
• кинокомпании,
• фирмы звукозаписи,
• издательские дома, средства массовой информации (радио, телевидение, периодические издания), интернет-порталы,
• кружки рукоделия, школы по интересам,
• IT-компании по производству видеоигр и т. д.
В книге сосредоточимся на тех организациях, которые собирают творческие команды для создания сложных продуктов. В них участвует много творцов, технический персонал и актёры, которые исполняют задуманное режиссёром.
Ваш первый проект – это ещё не организация культуры, но процессы будут похожими.
Культурный продукт
В книге этот термин будет обобщать все продукты: спектакль, иммерсивный спектакль, квест, музыкальный спектакль, детский спектакль, балет, перформанс и т. д.
Это продукт, в котором задействовано много создателей-творцов: сценаристы, режиссёры, художники, ведущие, актёры, технический персонал (рабочие сцены, осветители, машинисты) и пр.
Продукт, который требует усилий многих людей и требует от продюсера особых навыков – знать основы всех профессий, уметь создавать команду и направить творцов в нужном направлении, прийти к нужному художественному результату, найти рынок для своего продукта и т. д.
Размер продукта не имеет значения – это может быть небольшой спектакль в зале на 50 мест, а может быть и на сцене главного зала города.
Любой продукт, с точки зрения маркетинга, состоит из трёх компонентов:
• основной продукт;
• сопутствующие услуги;
• уникальные достоинства товара, ценность, которую ваши зрители добавляют вашему продукту. Эмоции, например.
Когда зритель принимает решение посмотреть именно ваш продукт, то с билетом он покупает некие ожидания: увидеть любимых артистов, смотреть спектакль в любимом жанре. Зрителя может привлекать тема, режиссёр или актёры. Он купил билет потому, что прочитал отзывы других зрителей или увидел вашу рекламу.
Основной продукт – это собственно и есть сам спектакль в определённом жанре, некий объект, который зритель и критики могут оценивать.
Сопутствующие услуги – это дополнительные услуги, которые зритель получит, когда придёт смотреть спектакль. Кофе в буфете, программка, вежливые билетёры…
Важно понимать, что каждый человек, который будет смотреть спектакль, будет воспринимать его по-разному, т. к. это связано со многими составляющими восприятия. Если человек первый раз попал в театр во взрослом возрасте на сложный спектакль, то, скорее всего, он его не сможет понять и оценить, т. к. просто не знает, с чем сравнить, какой смысл, символы вложил режиссёр, раскрывая текст пьесы.
Точно так же, зритель, который ходит в театр на балет, не оценит спектакль, сделанный в жанре вербатим. И наоборот – ценители документального спектакля, в котором определённый способ существования актёров, не понимают оперу, например. И это не плохо. Это говорит о том, что не каждый зритель может полюбить любой культурный продукт – нужен контекст, некая подготовка и желание разобраться в новом жанре.
Понятие «культурный продукт» равно понятию «сложный продукт».
Чем больше смыслов творцы вкладывают в спектакль, тем большей подготовки требуется от зрителя для его восприятия.
Чем стереотипнее продукт, рассчитанный на массовую аудиторию, имеющий одну не очень сложную мысль, тем легче этот продукт найдёт своего зрителя. Такой спектакль называется «популярный» или «мейнстрим».
А мы всё равно такой продукт будем называть «сложный». Для создания самого простого спектакля продюсер должен привлечь много творцов, которым надо, даже не очень хитрую идею, воплотить в жизнь.
То есть понятие «сложный культурный продукт», с точки зрения продюсера, – продукт, требующий много усилий при создании. С точки зрения зрителя, «сложный продукт» – тот, что сложен для восприятия.
Вы, как продюсер, будете создавать разной сложности культурные продукты и выводить их на рынок. Каждый продукт потребует внимания, новых усилий, новых вызовов и знаний. С течением времени станете обладателем «продуктовой линейки» или «продуктового портфеля» – немного смешно звучит, правда?
Продукты могут отличаться друг от друга, быть созданы для разных целевых аудиторий. Какой-то спектакль в вашей творческой жизни будет главным культурным продуктом, тот, который станет вашей визитной карточкой. С вашим именем будут связывать именно этот спектакль. Пусть он будет настоящим, художественным, качественным, остающимся в сердцах зрителей.
Предназначение
То, ради чего творческие люди собираются вместе и репетируют, репетируют, репетируют. То, ради чего готовы забыть о своих домашних делах, отложить свои проблемы, выходить с температурой на сцену, искать «зерно» роли, шить костюмы по ночам, ругаться в процессе репетиций и мириться на премьере.
В условиях ограниченных ресурсов, минимальной оплаты, а то и без неё, за опыт и возможность реализовать свой талант, быть причастным к созданию «крутого» продукта. Ради желания донести важную мысль до зрителя.
Вы, как продюсер, тоже должны понимать своё предназначение. Для чего вы собираетесь делать свои проекты, ради какой большой идеи? Помогать больным детям и организовать движение «Больничные клоуны»? Научить детей видеть прекрасное? Помочь подросткам получать ответы на актуальные для них вопросы через спектакли, которые будете делать? Показать жителям вашего города, каким может быть современный театр? Что?
Предназначение – это польза миру и людям. Пусть она будет маленькая, пусть не изменит весь мир, но именно ваша деятельность может изменить жизнь одному человеку. Это уже и есть «большая польза миру».
Предназначение некоммерческих организаций – не извлечение прибыли, а другие, духовные и социальные составляющие. Если нашли для себя такое предназначение – используйте все возможные способы, чтобы донести идею до зрителя.
Деньги никто не отменял в некоммерческой организации. Они должны быть, без них ничего не сможете сделать. Если ваша главная цель получение прибыли, то в этом нет ничего плохого – делайте большие мероприятия, где «прибыль» будет стоять как главная цель. Не продавайте всё подряд, будьте ответственны перед зрителем за качество продукта.
Продюсер лучше других должен понимать предназначение своей деятельности. Это то, что будет поднимать его с постели каждое утро, помогать находить выход из сложных ситуаций и каждый день делать маленькие шаги к реализации задуманного.
Заинтересованные стороны
Кому нужно то, что вы задумали сделать? Кому нужны культурные продукты? Очень частый ответ на этот вопрос – «мне и зрителям». Но это не совсем так. Есть гораздо больше заинтересованных организаций и людей. Вам следует учитывать их противоречивые интересы.
Модель «Заинтересованные стороны»
Чего ждут от вас:
• Творческие люди – возможности реализации своих талантов. Им всегда нужен «паровоз», к которому они могут прицепиться.
• Зрители – новых впечатлений, эмоций.
• Государство, правительственные учреждения – рабочих мест, новых возможностей досуга населения.
• Спонсоры – возможности помочь хорошему делу, реализовать своё предназначение.
• СМИ – новых интересных материалов. О культуре надо тоже писать.
• Волонтёры – получения новых навыков, учёбы у лучших, причастности к уникальной организации.
• Конкуренты – тоже заинтересованы в вашей деятельности, как странно бы это ни звучало. Понимая, что они не одни на рынке, будут больше внимания уделять качеству продукта. В итоге выиграет зритель, который сможет выбрать то, что ему интересно.
Окружающий мир заинтересован в вашей деятельности, помните об этом, но и вам необходимо сотрудничество с внешними организациями.
Заинтересованность всегда обоюдная – вам нужны спонсоры и фонды, партнёры. Аренда помещения со скидкой, помощь в поиске партнёров и рынков сбыта, внесение спектакля, например, в программу Дней города. Вариантов помощи много, и это не только финансовая поддержка.
Необходимо сотрудничество со СМИ и новостными порталами – нужно использовать все возможности, чтобы рассказать зрителям о себе. И здесь интерес обоюдный – им надо писать не только о политике и преступлениях, но и о культуре тоже.
Составьте для себя список организаций, которым, как кажется, будет интересно видеть вас в партнёрах. Можно в этот список добавить конкретных людей.
Ответственность и этика
Сейчас, на уровне планирования вашей деятельности, и позже, когда будете работать, необходимо думать о социальной ответственности.
Ответьте на вопросы: какие моральные обязательства вы берёте на себя? Тот смысл, который будете вкладывать в культурные продукты, послание зрителю – какую точку зрения вы готовы представлять? Как будете её отстаивать? Готовы ли нести ответственность за те высказывания, которые прозвучат со сцены? Готовы ли ради выгоды менять смысл ваших произведений? Какое влияние могут оказывать спонсоры, правительство, зрители на вас?
Это очень важные вопросы, с которыми лучше разобраться в самом начале.
Художественные произведения, которые рассчитаны на развлечение зрителя, тоже требуют ответственного подхода – вы готовы нести ответственность за низкий уровень продукта? Готовы развращать зрителя плохим произведением? Точно уверены, что надо удовлетворять непритязательный вкус?
А если ваша деятельность направлена на политические высказывания, изменения общества, изменения системы, в которой живёте? До революции, думаю, дело не дойдёт, но изменение сознания, изменение отношения к власти, к мировым процессам, могут ваших зрителей подтолкнуть. К каким изменениям в мышлении готовы направить зрителя? Готовы и за это нести ответственность?
Впрочем, помните, одна из функций искусства – изменение отношения к происходящему в мире, а значит, надо действовать, делать продукты актуальные, современные и не бояться, что зритель вас не поймёт. Поймёт и будет благодарен за глубокий смысл, который будете вкладывать в произведения.
Впрочем, морально-этические нормы у каждого свои, и воспитывать я вас не имею права. Просто обратите внимание на этот вопрос до того, как начнёте делать своё первое самостоятельное произведение.
Может ли искусство спасти мир?
Не знаю. На этот вопрос, как мне кажется, каждый может ответить сам. Если будете считать, что может, значит, продукты будут помогать миру. Во что верите, то и получаете.
На эту тему есть много рассуждений философов и критиков. Читайте, размышляйте – это интересно и пользу принесёт.
Творцы и исполнители
Можно ли сделать спектакль без денег? Да, вполне. Совсем без денег тоже можно, хотя и сложно.
Можно ли спектакль сделать без актёров, художников, технического персонала – тоже можно. Соберёте друзей в выходной день и разыграете пьесу Шекспира, например. Называться это будет самодеятельностью или «проведи свой досуг активно». Правда, к искусству такое времяпрепровождение отношения иметь не будет.
Если вы планируете работать с профессионалами, то это даёт возможность сделать продукт высокого качества, но и накладывает больше ответственности.