Полная версия
Первая книга продюсера
• отказываясь от решения в пользу лучшего,
• не посвящая всех сотрудников в нюансы своих решений,
• находя способы донести решение до команды.
Хуже нет продюсера, за которого принимает решение кто-то другой. Продюсер в сомнениях и неделями принимающий простые решения в итоге сходит с дистанции. Хотите результат – учитесь принимать решения.
Всегда будут вопросы, на которые нельзя ответить моментально – нужно сопоставить разные факторы, поговорить с разными людьми, вовлечёнными в процесс, собрать данные для дополнительного анализа и тогда уже принять решение. Желательно быстро.
Не знаю, сколько решений каждый день принимает продюсер, но это явно не одно-два и не лёжа на пляже под пальмой в тёплой стране.
Каждый день, каждый час, продюсер вовлечён в создание своего продукта и принятие решений. Эти решения, как правило, нестандартные – нет правил в продюсировании, которые можно применять из раза в раз. Каждый творческий процесс индивидуален и, работая с творческими людьми, вы можете принимать разные решения в похожих ситуациях. Всё зависит от множества составляющих. А если одновременно в производстве несколько проектов? Значит, принятие решений увеличивается.
В разные периоды работы у вас будет разное количество решений. В период выпуска спектакля количество принимаемых решений увеличивается в разы.
Например, и такое тоже бывает, заменить режиссёра на запущенном проекте. Это может быть сопряжено с разными факторами и будет непростым решением для продюсера. Отложить работу, найти замену режиссёру, перенести дату премьеры, начать работу снова. Замена режиссёра может повлечь замену некоторых актёров. И обо всех решениях необходимо сообщать участникам проекта.
Видите, сложность продюсерских решений связана ещё и с тем, что многие вопросы касаются творческих людей и творческих задач. Это сложные вопросы, где нет критериев оценки, по которым вы определите лучшее решение.
Решать задачи с творческими составляющими вы научитесь. Это всего лишь дело практики.
А если вы не любите принимать решения, то всегда можете уйти в другую профессию.
Бонусы профессии
В любой профессии есть то, ради чего стоит ею заниматься. Каждого продюсера ждёт вознаграждение:
• возможность реализовать свою идею,
• самореализация,
• участие в творческом процессе с самого начала,
• контроль над всеми процессами и т. д.
Для людей, которые много знают и умеют, возможность участвовать в разных ипостасях в создании творческого продукта на каждом этапе производства и есть главный бонус.
Продюсер не выполняет одну работу из проекта в проект – не пишет только пьесы, не создаёт костюмы для разных спектаклей, не монтирует фонограмму. Продюсер – тот человек, который создаёт эти процессы и в состоянии их контролировать. Обладая необходимыми знаниями и компетенциями, он может, используя свою власть, работать в нужном направлении.
Управляя идеями творческих людей, используя их как инструмент для реализации задуманного, продюсер создаёт продукт, где основа – его видение конечного результата.
Да, продюсер не выходит на сцену на поклон на премьере. Слава за создание продуктов достаётся/приписывается режиссёру и актёрам. Ну что ж, пусть будет так. Вы же знаете, что все культурные продукты создаются под управлением продюсера. Сколько сил вложено, чтобы реализовать идею, дать зрителям возможность погрузиться в историю, переживания, эмоции. И этого достаточно.
И только вы будете переживать, что не смогли что-то сделать по каким-то причинам, где можно было подтянуть, приложить больше усилий, от чего-то отказаться.
Продюсеры – фанаты творческого процесса. Результат, конечно, тоже важен. Но сам процесс! Ради этого продюсер, только-только закончив один проект, уже с головой окунается в другой, который потребует от него новых навыков и знаний, новых нестандартных решений, творческого подхода к выбору материала, созданию команды, новой творческой энергии. В этом настоящая радость!
Ни одна профессия не даёт таких возможностей – управлять процессами и творчеством, держать всё под контролем. Применить свои знания в менеджменте, маркетинге, финансовом менеджменте. Управлять людьми, экспериментировать. И «ничего вам за это не будет», потому что вы главный!
Итак, главный бонус профессии – самореализация и власть. Согласны?
Продюсер – лидер
И это не оспаривается. Продюсер должен быть лидером и обладать теми качествами, которые помогут привести команду к результату.
Лидер – это тот человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес.
Антонио МенегеттиПродюсер-лидер, развивая свой собственный проект, даёт работу и возможность развиваться творческим людям, развивает искусство, создаёт коллектив, который в состоянии достичь поставленной цели.
Лидер воспитал в себе те качества, которые превосходят среднестатистического жителя планеты. Жизненный опыт, образование, умение учиться и получать знания из разных источников, умение анализировать – всё направлено на то, чтобы наилучшим образом реализовать задуманное.
Чтобы стать лидером, продюсеру недостаточно обладать знаниями общей культуры. Ему необходимо знать всё, о каждой профессии, об отрасли, в которой он работает. В случае необходимости он может помочь каждому человеку, на каждом этапе производства.
Он должен обладать бо́льшим видением, чем все члены его команды. Вдохновлять и помогать, открывать новые грани таланта творцов. Не просто выпускать продукт, в котором люди зарабатывают деньги и используют навыки профессии, а именно давать возможность максимально реализовать творческий потенциал. Такую возможность не всегда имеют творческие люди в других местах и готовы работать с продюсером-лидером на особых условиях.
Такой продюсер становится лидером не только для своей команды, но и для отрасли, в которой работает. Видит далеко вперёд. Использует новые методы работы. Переходит границы обычного и изобретает дороги для создания продуктов и продвижения на рынок. Его художественные произведения отзываются в сердцах зрителей и меняют мировоззрение.
Продукты, созданные настоящими продюсерами-лидерами, отличаются на рынке аналогичных. Они обладают той неповторимой творческой энергией, которая и привлекает зрителей.
В лидере сочетаются амбиции, любовь к своему делу, высочайший уровень профессионализма, оптимизм, что воодушевляет творческую команду и двигает вперёд.
Действия лидера будут оправданы способностью добиваться результата. Любыми ли средствами? У каждого свои этические нормы. Решайте сами.
Развивайте в себе лидерские качества. Это навык, а не врождённый талант.
Продюсер-лидер и этика
Этические нормы, которых придерживается продюсер, могут привлекать или, наоборот, отталкивать, как творческих людей, так и партнёров.
Вы не платите вовремя аренду? Вы считаете, что обещанного «три года ждут»? Или пообещали бонусы, а потом отменили их? Запустили проект, люди начинают работать, а вы передумали? Пообещали актёру N главную роль, а потом взяли актёра K, но «забыли» сообщить актёру N, что планы изменились? И вообще – у вас такой ужасный характер, что люди не хотят с вами работать больше одного раза? Вы любите кричать на подчинённых?
Вариантов может быть много, когда продюсер ведёт себя непорядочно. Мало того, что он некорректен с людьми, так и вредит себе, своей репутации и своим продуктам.
Какие качества необходимо в себе вырабатывать и всегда придерживаться:
• Ответственность. За команду, за выплаченные гонорары, за сторонние договорённости, за деньги фондов и спонсоров, за сохранность арендуемого имущества.
• Честность. Перед командой, партнёрами, перед самим собой.
• Терпение. В команде, в работе с партнёрами и фондами.
• Объективность. Рассматривать все стороны ситуации и принимать лучшее решение для дела на тот момент времени, в которое решение принимается.
• Рациональность. Умение совершать необходимые действия в нужное время.
Да, в жизни продюсера могут быть разные ситуации – может прогореть проект, вы можете не собрать зрителей и не расплатиться по всем обязательствам сразу. Всякое бывает. В таких ситуациях пригодятся выработанные этические нормы, которых вы будете придерживаться.
Если вы тот продюсер, который делает проект, собирает деньги и исчезает, «кидает» людей, то вы и не продюсер. Вы просто мошенник, с которым в итоге никто не будет работать – ваша репутация будет говорить о том, что с вами лучше не иметь дела.
Это работает и во внешней среде. Не отчитались вовремя за фондовые деньги? Не ждите, что в следующий раз их выделят. Потратили спонсорские деньги на личные нужды? Ну, вы поняли… Мир маленький, людей, готовых помогать вам – мало. Слухи распространяются быстро. Финал вашей деятельность может быть не очень радостным.
Но если в сложных ситуациях вы готовы сделать максимально возможное для нанятых в проект людей, а потом подумаете о себе, то вас поймут, с вами будут работать и дальше.
Вы должны быть готовы к тому, что в сфере культуры и искусства не бывает идеальных проектов и процессов. Всегда «можно было сделать лучше». У вас будут удачи и неудачи. И всё это ваш бесценный опыт.
Мышление продюсера
Первое, важное, главное – отказаться от стереотипов.
Если большая часть людей в проекте повязла в стереотипах, то продюсер не может себе этого позволить. Стереотипы тормозят развитие и не дадут сделать продукт, который будет интересен.
Я не знаю, как это работает, но по продукту всегда видно, кто его создатели и какие цели они ставили, когда реализовали замысел.
Стереотипное мышление, в котором может пребывать продюсер, будет сказываться на всём – от выбора режиссёра и команды, до упрощения смыслов продукта. Продюсер не сможет вырваться за рамки своих представлений, которые будут тормозить развитие всей деятельности.
Стереотип «мы не сможем это сделать, потому что в нашем городе это никому не удавалось» – может иметь печальные последствия. Вы так никогда и не сможете реализовать свою мечту. Ведь стереотип похоронит благие намерения.
Мышление продюсера должно быть гибкое, современное, актуальное, опережающее время. Вполне возможно такое мышление натренировать, хоть и задача не из простых.
Навыки продюсера
Человек, который так много должен (см. выше) в профессиональном плане, не может не обладать определёнными качествами характера. Конечно, ничего нет врождённого. Не слушайте мифы. Все качества, которыми должен обладать продюсер – это наработанные качества. И их может выработать любой человек. Только на это нужно время, понимание необходимости.
Навыки, которыми должен обладать продюсер могут быть развиты в большей или меньшей степени, но они – часть профессии.
Умения:
• общаться,
• решать конфликты,
• работать в команде,
• выслушать,
• анализировать,
• идти до конца,
• видеть целое,
• обладать системным мышлением.
Эти качества нужны как для работы внутри организации, так и во внешней среде.
Знания продюсера
Степень владения теми или иными знаниями может быть от «знаком», «изучал» до «имеет диплом». Идеальный вариант, когда все знания, которыми владеет продюсер, достаточно глубоки в этих областях:
• менеджмент,
• финансовый менеджмент,
• маркетинг,
• управление персоналом,
• управление организацией,
• развитие организации,
• управление ресурсами,
• основы психологии,
• развитие систем,
• основы макроэкономики (при желании работать на международных рынках),
• основы искусств (по своему направлению как минимум),
• история развития отрасли (в которой работаете) и т. д.
Ну, это минимум, как вы понимаете. Добавляйте в свой список те дисциплины, которые вам надо изучить.
Решили поставить мюзикл – изучите историю развития мюзикла, посмотрите лучшие примеры, узнайте, как пишется сценарий, музыка, какими навыками профессии должны обладать актёры этого жанра, кто в вашем ближайшем окружении может вам помочь с постановкой и т. д.
Может быть, не всё вам пригодится в одинаковой степени, но понимать основы разных дисциплин хорошо бы. Идеально – не просто знать, изучать, а применять знания в своей деятельности. И не от случая к случаю, а постоянно. Сделать это привычкой.
Например, вы сами не будете заниматься маркетингом, а возьмёте на работу маркетолога. Без знания основ, как вы сможете поставить задачичеловеку? А контролировать их выполнение? Вы же не хотите потратить много денег на ненужную рекламу в тех СМИ, которые не читает ваша целевая аудитория.
И сразу ответим на вопрос: «А надо ли учиться на продюсера?». Надо. «Зачем?». Ваших знаний никогда не будет достаточно. Читайте книги, интервью с продюсерами, смотрите мастер-классы и вебинары. Всегда можно найти что-то новое или ответы на те вопросы, которые вас волнуют.
Страх и неуверенность продюсера
Как бы вы ни были уверены в выбранной дороге, ни любили сам процесс продюсирования и результат, готовый продукт, в какой-то момент вы можете испытывать неуверенность в правильности выбранного пути. Можете испытывать страхи, которые сжимают горло или активизируются в солнечном сплетении так, что трудно дышать. Можете просыпаться в холодном поту, с негативными мыслями. И что делать? Закрыть проект, уйти из продюсирования?
Вы творческий человек, и страхи, если и не нормально, то, во всяком случае, объяснимо. Вы переживаете за свой проект, за результат. Не знаете всё и на каждом проекте учитесь. И естественно, что сомнения, неуверенность в собственных силах, в виде страхов могут всплывать в подсознании.
Вы же не самоуверенный чурбан, который идёт напролом, сметая всё на своём пути. Вы человек, который хочет реализовать свою мечту, создавая новое. И неизбежно столкнётесь с внутренними страхами.
И что делать в таком случае? Прежде всего, – не впадать в панику. Продолжать работать, может быть, в другом, менее напряжённом режиме, и уж точно не думать, что надо закрыть проект.
Внимательно отнестись к своим страхам – они о чём-то вам пытаются сказать, уберечь, поднять глубинные проблемы, о которых вы не думаете в суете дня. Постарайтесь спокойно проанализировать ситуацию и честно найти причину. Страхов бывает много и связаны они только с вашим личным опытом:
• Справлюсь ли я.
• Придёт ли зритель на представление.
• Понравится ли зрителю спектакль.
• Как оценят проект профессионалы и критики.
• Хватит ли денег.
• Смогу ли заработать.
• Смогу ли выполнить финансовые обязательства и т. д.
Если рассматривать внутренний страх, чувство тревоги, как сигнал, который указывает на то, что в вашей деятельности есть проблемы, на что надо обратить внимание, то необходимо найти причину страха и искать решение. Посчитайте это помощью, которую ваше тело и подсознание транслирует вам.
В такие периоды, если это возможно, сделайте перерыв в своей деятельности. Найдите больше времени для прогулок, размышлений, чтения или временно погрузитесь в другую деятельность. Идеально – в тот процесс, который не требует работы мозга: косите траву, сделайте генеральную уборку квартиры, сшейте себе платье, отремонтируйте забор на даче и т. д. Вы успокоитесь, страх уйдёт, в теле появится лёгкость, в голове – новые идеи.
И возвращайтесь в обычный режим работы с новыми решениями.
Откуда вы пришли в продюсирование
В продюсирование приходят разными путями. Самый распространённый – люди творческих профессий решают продюсировать свои идеи сами. Второй – люди из другой сферы решают прийти в продюсирование. Есть ещё молодые люди, которые заканчивают вузы или курсы, работают с юных лет сначала в чужих проектах, а потом и в своих.
Моя книга для тех, кто меняет свою профессию и осознанно приходит в продюсирование, уже будучи взрослым человеком.
Если вы пришли в продюсирование из театра, в котором вы проработали много лет, то это будет несомненным плюсом. Вы уже знаете основы профессий, процесс производства, людей, которых можно будет привлечь к проектам.
Вам необходимы дополнительные знания в области управления, маркетинга. Слабая сторона таких руководителей, чаще всего в том, что они считают, их предыдущего опыта достаточно для того, чтобы стать продюсером. А знания менеджмента и маркетинга – это не очень-то и важно. Как-нибудь зритель и сам придёт.
Быть наёмным работников – это один опыт. Руководить организацией с государственным финансированием и уйти в независимые продюсеры – это другой. Для воплощения своих личных проектов вам потребуются новые навыки и дополнительные знания.
Вторая категория продюсеров, пришедших из мира коммерции, знает, как управлять организацией, умеет хорошо продавать, имеет хорошие организаторские навыки, но совсем не понимает, как работает творческий коллектив. Все знания и умения, предыдущий опыт – всё пригодится обязательно.
Просто надо иметь в виду, что управлять творческим коллективом это будет новый опыт. Можно взять консультанта из сферы культуры, можно начать работать в паре с режиссёром, можно пройти практику в похожем проекте бесплатно.
Тут надо обратить внимание на то, что вы долго будете чужаком, если не погрузитесь в новую отрасль с головой. Нужно будет выучить новые слова и термины, понять как принято общаться, смотреть много, разбираться в нюансах управления творческим коллективом, понимать критерии оценки хороших произведений.
Вывод: любой прошлый опыт – это плюс для вашей новой профессии. Остальному научитесь.
Советы продюсеру
Не мои. Советы будут давать все вокруг, как только скажете, чем собираетесь заниматься. Каждый актёр будет знать, как лучше сделать спектакль и продавать билеты. Ваши родственники и друзья вдруг станут экспертами по качеству спектаклей и расскажут, с кем надо работать в следующий раз.
Ни у одного из них нет опыта продюсирования и продажи билетов, но есть желание высказаться. Не слушайте! Их опыт субъективен и ограничен той частью работы, которую они выполняют. Если у них нужного вам опыта нет, то почему вы должны их слушать?
Другое дело, что есть человек, который обладает опытом продюсирования, и вы к нему обратились за советом. Выслушайте рекомендации, его опыт может быть ценным для вас. Проанализируйте, поступите так, как посчитаете нужным. Не потому, что дали плохой совет. Потому, что это опыт другого человека, в другой ситуации, в другое время, с другими людьми.
Какой бы «крутой» продюсер ни давал совет, научитесь анализировать сказанное, переносить на свою ситуацию и только тогда принимайте решение. Потому что даже известный продюсер не знает, как лучше поступить в вашей ситуации.
Так же и с книгами. Изучайте доступную литературу по профессии, переносите на свою ситуацию. Думайте, как прочитанное можно применить к вашей деятельности. Кстати, и с этой книгой так же.
Гибкость продюсера
Будьте гибким, научитесь адаптироваться к изменениям внешней среды и обстоятельств, оставаясь неизменным внутри своей организации, следуя своему предназначению.
Будьте гибким внутри, принимая решения и работая с творцами, и оставайтесь стабильным для своих зрителей.
Нет, противоречия тут нет. Вы должны быть гибким, но стабильным.
Гибким, чтобы выжить в сложном мире острой конкуренции в быстроменяющемся современном мире. Гибким для работы с творцами, но надо иметь стержень в виде правил и принципов. Зрителям необходимо давать всегда стабильный художественный результат, который не будет обманывать их ожидания, но потребуется гибкость в подходах к управлению и принятию решений, чтобы к этому результату прийти.
Развиваясь внутри организации, создавая смыслы в культурных продуктах, вы должны быть актуальными, современными, чувствующими, как мир меняется, и транслировать изменения для зрителей. Изучая внешний мир, тенденции развития культуры и искусства, вы учитесь развиваться вместе с тем миром. Чтобы не стагнировать и не перестать быть интересным зрителю.
Гибкость в понимании изменения общества и потребностей зрителей, плюс гибкость в работе с творцами и смыслами. Имея стержень в виде знания своего предназначения.
Ещё раз – не прогибаться под изменяющиеся обстоятельства и не менять своё мнение под сиюминутные изменения, под капризные требования творцов! Учиться гибко вписывать свои высказывания в художественные произведения и находить лучшие решения, передавать их зрителю.
Кто эти люди?
В сфере культуры работают люди разные. Люди творческих профессий и те, кто помогает реализовать задуманное, и люди, которые про творчество ничего не знают:
• творческие профессии – режиссёры, художники, актёры, композиторы, драматурги и т. д;
• технический персонал – осветители, машинисты, реквизиторы, костюмеры и т. д;
• административный персонал – продюсеры, администраторы, бухгалтеры, уборщицы и т. д.
Это люди с разными навыками и способами мышления. С людьми, которых пригласите для сотрудничества, придётся научиться разговаривать, настраивать их на работу в команде, на общий результат.
С бухгалтером научитесь разговаривать на языке цифр, с режиссёром – образами, с актёром – разговаривать через режиссёра. Будете разговаривать и со звёздами, и с уборщицами. На всё потребуется время, но вы справитесь. Потому, что будете помнить о результате, к которому хотите прийти.
Работа по правилам и без
Сложный вопрос для начинающего продюсера – по каким правилам работать, какой стиль руководства выбрать.
Основа творческой организации – люди творческие, ими надо управлять. Идти за творческими людьми и дать им власть? Выполнять их капризы? Не уверена, что сможете долго и успешно работать.
Взять власть в свои руки, а творцов в ежовые рукавицы? Тоже может получиться плачевный результат – художники не могут работать в очень жёстких условиях. Дисциплина им нужна, но не тотальный контроль над каждым шагом.
Как научиться управлять творческой организацией так, чтобы творческий процесс был творческим, но дисциплина соблюдалась. Как давать свободу и быть требовательным в нужные моменты. Может быть сложно.
Творческие люди должны будут подстроиться под ваши конкретные решения и планы проекта. Продавать билеты, собирать зрителей, работать на разных рынках – тут не до творческих мучений… Это реальная, ежедневная, рутинная работа, под которую и должны подстраиваться, по большому счёту, творческие процессы.
Найдите свой стиль руководства, будьте требовательным, но гибким. Будьте жёстким, чтобы Творцы вам не сели на шею и будьте мягким, когда их надо воодушевить, поддержать. Будьте жёстким по срокам и процессам в организации, но гибким в решении текущих вопросов.
Выработайте свой стиль руководства, свои правила и следуйте им. Не идите на компромиссы с собой. Это обычно не очень хорошо заканчивается.
Глава о времени
Почему кто-то может стать продюсером, а кто-то только мечтает и рассказывает всем о своих планах? Причин много. Одна из них – умение распоряжаться временем, которое отведено на проект.
Время – сильный ресурс, которым надо научиться пользоваться, применять, ценить, уважать и даже договариваться.
Смотрите, вы решили, что сделаете какой-то проект. Допустим, организуете небольшой чтецкий концерт. Решение принято. Что делать дальше? Составить список действий – с кем поговорить, какую площадку взять в аренду, найти дизайнера и сделать афишу, поставить билеты на продажу, сделать мероприятие в соцсети и поставить его на продвижение – это только небольшая часть действий, которые необходимо сделать, чтобы собрать зрителей.
И вот вы медленно ищете помещение для спектакля. Раз в неделю вспоминаете о том, что надо найти помещение – и делаете пару звонков. Не дозвонились, не договорились и снова забываете. Потом вдруг вспоминаете, снова звоните, получаете новую информацию, но не можете принять решение… Так проходит месяц, два. А потом проходит ещё несколько месяцев и вы вообще забыли о том, что хотели сделать концерт. Придумываете оправдание, почему не получилось, рассказываете какие-то байки, чтобы выглядеть в чужих глазах приличным человеком.
А кто-то берёт и делает – просто и быстро находит площадку для концерта. Не идеальную, но вот дата концерта определена. Быстро печатается афиша и флаеры, быстро запускается реклама и билеты поступают в продажу.
Можете сказать, что это пример о том, что один человек может быстро работать, он собранный, он умеет строить планы и выполнять их. А я скажу о том, что человек умеет ценить время, умеет им управлять.