Полная версия
Нострадамус. Полное собрание пророчеств
Пр87
«Видимое суждение звезд» – так поэтично Нострадамус описывает все то, что ему говорили звезды. При помощи беспристрастной и рассудительной астрологии он многое узнал о событиях грядущего.
В Эпистоле (Эп42–50 и Эп141–159) Нострадамус дает две расходящиеся временные линии истории, согласно которым 7-е тысячелетие выпадает либо на 1242–2242 гг., либо на 1826–2826 гг., а не на общепринятый период 1000–2000 гг. Датированные пророчества в катренах подтверждают общепринятую временную линию.
Пр88
Восьмая сфера, или цикл времени, скорее всего, соответствует 3-му тысячелетию (2000–3000), которое, по всеобщему мнению, станет Золотым Веком в истории человечества. Между 1993 и 2012 гг. большинство временных циклов, согласно летосчислению древних цивилизаций и современных аборигенов, закончат вращение и снова возобновят свое движение. Подобное случается лишь раз приблизительно в 26 000 лет! В 3-м тысячелетии человечество будет восторженно приветствовать возвращение божественного закона Господня, устанавливающего порядок в космосе.
Пр89
Многие мистические школы мира определяют закон божественности в основном как состояние равновесия (устойчивости), единения и гармонии. Из этого состояния берут свое начало и любовь, и осознанные действия. Величайшей в мире революцией станет та, что установит гармонию между всеми мужчинами, женщинами и детьми независимо от расы, вероисповедания и личных предпочтений.
Пр90
В Пр90–98 Нострадамус в последний раз возвращается к теме магических ритуалов. Строго говоря, ничего нового он не сообщает, это такой же экскурс в магию, что и раньше, поэтому будет уместней не давать здесь расширенных комментариев, а просто перечислить те оккультные ритуалы и инструменты, которыми пользовался Нострадамус, вызывая в себе пророческий огонь.
Пророк составил свои собственные ритуалы, взяв многое из магических традиций герметиков, неоплатоников, халдеев, египтян, ассирийцев и иудеев. Он позаимствовал их в основном из работ Ямвлиха, Книги Премудрости Соломона и из малоизвестного трактата знаменитого византийского историка Михаила Пселла (1018–1078), озаглавленного «О демонах согласно догмату греков» и написанного по-гречески. В течение трех дней Нострадамус постился, дабы лишиться материальной энергии тела. Моменту пророчества предшествовал также период полового воздержания. Таким образом Нострадамус концентрировал свою психическую энергию и направлял ее во внеземную плоскость. Вызову духов способствовала ночь, безветренная и безоблачная. Многое зависело от астрологического выбора времени вызова духов. Важен был каждый час, от него зависело, кто именно из духов явится: архангел, ангел, герой или демон.
Пр91–93
Перед тем как войти в свой потайной кабинет, Нострадамус омывался святой водой, надевал простую накидку и брал в руку лавровую ветвь, служившую ему магическим жезлом. В комнате он входил в священный круг, нарисованный на деревянном полу и, возможно, освященный пламенем свечей. Этот круг защищал его от вызываемых божественных посланников. В отрывке Пр91–97 в основном описываются ангельские и демонические посланники огня и различные свойства их божественного внешнего (нефизического) света, хотя Ямвлих и царь Соломон описывали также процесс вызова духов воды, земли, воздуха и эфира. Известно, что Нострадамус любил сухой теплый климат своего родного Прованса, наверное поэтому ему лучше всего удавалось получать огненные послания духов-ангелов.
Пр94
Заклинания, при помощи которых Нострадамус вызывал духов и общался с ними, взяты в основном из книги Соломона. Возможно, что Нострадамус произносил их по-древнееврейски, а не по-латыни. Для того чтобы, находясь в магическом круге, ввести себя в состояние транса, Нострадамус пользовался различными инструментами и приемами. Многие из них в основном включают в себя технику концентрации немигающего взгляда на каком-либо объекте. Некоторые исследователи полагают, что пророк сидел, неподвижно глядя на отражение звезд в воде, налитой в чашу. Очевидно, что, находясь в магическом круге в своем кабинете, Нострадамус очень часто использовал гидромантию[2] (детали см. в 1 к1–2) и в меньшей степени смотрел на пламя свечи или вглядывался в отполированную поверхность свинцового зеркала.
Пр95
Наиболее знаменитая и противоречивая ассирийская методика описана в трактате Пселла: «Так, тот, кто желает пророчествовать, берет сосуд, доверху наполненный водой, который притягивает духов, тайно крадущихся [ползающих] в глубинах. Сосуд же, наполненный водой [до краев] словно… дышит как бы от звуков; мне кажется, что вода приводится в волнение круглыми пузырьками, словно от чьего-то голоса, исходящего снизу».
Пр96
Теперь же вода эта, разбрызганная из сосуда, мало отличается по свойствам от воды, не находящейся в сосуде, но намного превосходит ее по силе, приданной ей заклинаниями, которые прочитали над ней, что и сделало ее более подходящей для принятия духа пророчества. Ибо это описание духа отличается раздражительностью, и приземленно, и во многом находится под влиянием смешанных чар.
Пр97
Когда вода начинает колебаться как бы под действием звука, дух начинает также издавать тонкую пронзительную ноту, но лишенную значения; следом за этим, когда поверхность воды покрывается рябью, раздаются слабые и тонкие звуки, нашептывающие пророчества о будущем.
А на рассвете провидец, закончив магический сеанс общения с духами, с помощью беспристрастных и рассудительных астрологических расчетов начнет проверять и интерпретировать свои ночные видения.
Пр98
С первым лучом солнца пророк выйдет из магического круга, сядет за стол и примется за работу – начнет трансформировать свои видения в прозу. Бумага, на которой он пишет, также освящена, равно как и перо – это третье перо правого крыла белого гусенка, выдернутое с соблюдением определенного ритуала.
Только в первый раз переписывая пророчества, уже в виде катренов, Нострадамус облечет их в туманную форму, зашифрует их. Он позаботился о том, чтобы никто не разгадал последовательности, в которой будут сбываться пророчества. Согласно легенде, каждый катрен Нострадамус записывал на отдельном листе бумаги, после чего ученик пророка, Шавиньи, сначала подбрасывал все листки в воздух, а затем собирал. Многие исследователи работ Нострадамуса утверждали и утверждают, что существуют подлинники катренов, якобы спрятанные пророком для будущих поколений. Желание увидеть оригиналы, с которых были написаны катрены, вполне естественно, но, скорее всего, пророк сжег их в пламени своей алхимической печи.
Пр99
В Пр99–101 Нострадамус использует свою свободную или, точнее, высвобожденную смелость и снова, в последний уже раз, всматривается в будущее.
Продолжительность жизни одного поколения определяется 20–30 годами. Следовательно, три поколения – это от 60 до 90 лет. Видения ужасных битв и голода, скорее всего, относятся к 90 годам Религиозных войн, надвигающихся на Францию, Нидерланды и Центральную Европу и начавшихся меньше чем через 10 лет после написания пророчеств. Итак, Религиозные войны во Франции продолжались с 1562 по 1598 г., Восьмидесятилетняя война длилась с 1568 по 1648 г., и Тридцатилетняя война – с 1618 по 1648 г.
Пр100
Но можно взять и другие 90 лет войны и голода, они также вписываются в пророчество. Кстати, именно наше время больше соответствует мрачным предсказаниям Нострадамуса. 90 лет, начиная с 1914 г., печально знамениты двумя мировыми войнами. Время холодной войны также отмечается колоссальным числом погибших в региональных конфликтах (от 16 000 000 до 20 000 000 человек). Но с таким же успехом можно передвинуть девяностолетний срок вперед и начать отсчет его с 1939 г. Закончится он в 2020-х гг., времени, когда Нострадамус и многие другие пророки предрекают нам войны глобального масштаба в результате перенаселения и повсеместного голода. Как мы позднее увидим, Нострадамус неоднократно напоминает, что до 2020-х гг. нам, возможно, удастся избежать ударов железного жезла Третьей мировой войны.
Пр101
Здесь Нострадамус использует слово «решится», а не «выполнится». Полагаю, что здесь спрятан особый глубокий смысл. Мне кажется, что и само исполнение пророчеств, и туманность их изложения являются средствами, вопросительными знаками. Пророк как бы требует от нас вдумчивого ответа, а не реакции на предвиденные события.
Пр102
И эта загадка, как и тайна тысяч остальных событий, ждет от нас своих разрешений. Нам предстоит с вами исследовать 1109 катренов и второе пророческое письмо, Эпистолу к Генриху II.
Пр103
Нострадамус хитрит, по его грамматике неясно, что он имеет в виду, говоря о других пророчествах, выраженных в длинной прозе. Неясно, говорит ли он о своих ранних предсказаниях из альманахов за 1550–1555 гг. или же намекает на сделанные сразу после магических сеансов записи в прозе?
Пр104–105
Что касается слов «безошибочно случившиеся», то здесь пророк явно перестарался. Заявление это слишком похоже на «не-очень-тонкую» мазь из змеиного масла, рецепт приготовления которой содержится в одной из книг Нострадамуса. Если под пророчествами, написанными в прозе, он подразумевает предсказания из альманахов, то тогда его заявление опровергает поддерживаемую многими исследователями теорию о том, что содержащиеся в ранних альманахах прорицания в прозе и появившееся позднее 141 предсказание описывают события будущего, близкого к Нострадамусу.
Пр106
Нострадамус заканчивает письмо обещанием, что его туманные предсказания будут в свое время поняты и случится это, когда человечество объемлет новое духовное понимание. Возможно, произойдет это очень скоро, в Золотой Век Водолея. Именно тогда исчезнут мировые религии, основанные на догмах. Не исключено, что в Век Водолея люди не будут придерживаться какой-либо веры, а станут просто верующими.
Живущие в 3-м тысячелетии (2000–3000 гг.), поймут и средства, и метафоры, и содержащиеся в некоторых катренах пророческие и очень практические шутки Нострадамуса. К этому времени человечество по своей объективной и субъективной природе станет рассудительнее и уравновешеннее и сможет распутать паутину пророчеств, соединив в своих комментариях несовместимое: и магию, и науку – предметы, ныне разделяющие читателей и исследователей Нострадамуса на два противоборствующих лагеря.
Пр107–109
Прежде чем начертать свое отеческое благословение, Нострадамус выражает надежду на то, что сыну его, а возможно, и всем «сыновьям» и «дочерям» будущих поколений, которым доведется изучать его пророчества, дух его поможет постичь тайну истории будущего, изложенную в 36 000 слов.
Центурия 1
1 к1
Estant aʃsis de nuict ʃecret eʃtudeSeul reposé[3]ʃur la ʃelle d’ærain:Flambe exigue[4]ʃortant de ʃolitudeFait proʃperer qui n’eʃt à croire vain.Сижу ночью один в тайном кабинете,Размышляя на медном треножнике:Тонкое пламя вырывается из одиночества,Успешно свершилось то, чего не должно считать напрасным.Flambe exigue (общеприн.) – exigus (лат.) – очень маленький, недостаточный, крошечный, тонкий; тонкое пламя (оккультн.) – искра божественного сознания, свидетельствующая о бытии в центре циклона чьих-либо эмоций и мыслей.
Первые два катрена, с которых начинаются «Les Propheties», с обычной таинственностью и немногословием рассказывают о ночных занятиях Нострадамуса, о проводимых им оккультных ритуалах, когда он, выходя из обычных эмоциональных границ, пробуждает свой пророческий дар.
Описанный ритуал очень близок тому, что проводили древнегреческие сивиллы, пророчицы Бранха. Полночь. Нострадамус один в своем святилище, расположенном на верхнем этаже его дома в Салоне. В задумчивости он сидит, медитирует, глядя на медный треножник. И вдруг он ощущает прозрение. Оно словно вспышка. Из треножника вырывается тонкое пламя божественного озарения. Долгие дни поста, очищения и магических приготовлений не прошли напрасно.
1 к2
Laverge en main miʃe au milieu de BRANCHES[5]De l’onde il moulle & le limbe[6]& le pied:Un peur & voix fremiʃʃent par les manches:Splendeur diuine. Le diuin pres s’a ʃsied.Божественный жезл в руке помещен в центр Бранха;Водой он омывает края (его одежды) и ноги.Устрашитесь! От голоса его трепещут широкие рукава:Божественное великолепие, божественный сидит рядом.Описываемый ритуал лучше всего раскрывается словами из магической библии Нострадамуса «De mysteriis Aegyptiorum». Он входит в роль прорицательницы, принадлежащей богу, и включает в свои тексты некоторые из традиций оракулов как Дельфийских, так и Брахидов (обратите внимание на выделенные слова, полностью совпадающие с написанными в 1 к1 и 1 к2).
…Дельфийская пророчица, выкрикивает ли она свои прорицания истерическим срывающимся голосом, выскакивая [в серном дыму] из пещеры или сидя в святилище на медном треножнике…
становится священной перед богом… она всецело отдает себя божественному духу и озарена лучами божественного огня. И когда… огонь, вырывающийся из пещеры, окутывает ее, она наполняется божественного великолепия. Но когда она садится на место, уготованное богу, на нее нисходит пророческий дар. Считается, что после обоих этих приготовлений она всецело принадлежит богу. И тогда… он всегда присутствует с ней и освящает ее особым образом, и отличает от других огнем, духом, определенным местом, короче говоря, всеми видимыми предметами, простыми и священными.
Так же и пророчица из Бранхид, не важно, держит ли она в руке жезл, полученный ими от какого-то бога или нет, наполняется божественного великолепия, а также когда она сидит на оси, то начинает пророчествовать о будущем, либо же погружает ноги или края одежды в воду, или же впускает в себя бога, вдыхая пар; и все эти знаки говорят о том, что на нее снизошел метафизический свет бога.
Итак, наш пророк усаживается на треножник. Перед ним стоит медная чаша, до краев наполненная водой с благовониями и пахучими возбуждающими травами, некоторые из которых, возможно, обладают легким наркотическим воздействием. Он делает это с целью имитировать пары, выходящие из трещин основания вулкана, которыми дышала Дельфийская пророчица, готовясь отдать себя богу. Между глубокими вдохами паров Нострадамус, читая нараспев магические заклинания, чувствует, как в душу его проникает тонкое пламя божественного огня. Нострадамус погружает в воду свой жезл, ветку лавра, затем орошает водой ноги и края одежды. Внезапно он ощущает прилив паранормальной энергии. Вначале это пугает его, но он покоряется ей и постепенно входит в экстаз. В нем начинает звучать голос высшего существа. Говорит ли это его сознание, или в него вошел дух Бранха, кто знает? Пророк не оставляет нам ответа. Он касается пером бумаги и начинает писать историю грядущего, рассказанную ему приглушенным голосом божественного посланника.
1 к3
Quand la lictiere du tourbillon verʃee,Et ʃeront faces de leurs manteaux couuers:La republique par gens nouueaux vexée,Lors blancs & rouges iugeront à l’enuers.Когда носилки опрокидываются вихремИ лица покрыты одеждой,Республика будет поколеблена новыми людьми:Тогда и белые, и красные рассудят неправильно.Многие из прекрасных катренов Нострадамуса посвящены периоду Французской революции. Мы буквально физически ощущаем ужас оракула. Порой он и сам не верит, что настанет такой хаос и потекут реки крови, пытается понять свои видения. Он использует слово «вихрь», и это, возможно, совсем не метафора, а попытка указать на дату свершения революции. 13 июля 1788 г., за год до взятия Бастилии, на Францию обрушился ураган, сильнейший за всю историю страны. Великий торнадо 1788 г., как его называли тогда в прессе, сначала обрушил на страну сокрушительный ливень, затем разбившись на несколько циклонов, которые захлестнули Тур, Шартр и Париж и, пройдя через Лилль, достигли Бельгии.
Если Нострадамус намеревался сопоставить метеорологический вихрь с социальным, это смешение понятий вполне простительно. Спустя 235 лет его видение простолюдинов (Пр17), опрокидывающих носилки, нашло свое подтверждение.
Всесокрушающий ветер революции заставил аристократов бежать из Франции. Прикрывая лица шляпами и плащами, они пересекали Ла-Манш. Те же, кто оставались, ложились под нож гильотины, и их покрытые одеждой головы уносили в плетеных корзинах. Белыми – за цвет кокарды – пророк называет сторонников Бурбонов. Они не обращали внимания на свой народ, игнорировали его нужды и сами вызвали павшие на их головы несчастья. Красными Нострадамус называет революционеров, поскольку этот цвет и в его время служил символом восстания.
1 к4
Par l’vniuers[7] ʃera faict vn monarque,Qu’en paix & vie ne ʃera longuement,Lors ʃe perdra la piʃcature barque,[8]Sera regie en plus grand detriment.В целом мире будет лишь один монарх,Чья жизнь и покой не будут долгими,Затем будет потеряна рыбачья лодка [Петра],Правленье нанесет ей непоправимый вред.Под монархом подразумевается папа римский, поскольку в наше время только он может быть последним из монархов. Правление его коротко, время внутреннего спокойствия – еще короче. Рыбачья лодка символизирует папство. Это – лодка первого папы, святого Петра, рыбака из Галилеи. Если наша логика правильна, то в катрене говорится о Ватикане и дается намек на имя последнего папы, то есть оно будет точно таким же, как и у первого. Последнему папе предстоит направить корабль Святой Веры на скалы Апокалипсиса, ожидающего нас в не таком уж и далеком будущем. Данный катрен – первое из нескольких пророчеств, в которых Нострадамус почти слово в слово повторяет провидца святого Малахию Ирландского, человека, о котором он ничего не мог знать. Тональность этого катрена, написанного в 1554 г., совпадает с пророчеством, появившимся на свет на 415 лет раньше, в 1139 г., во время последнего паломничества святого Малахии в Рим. Когда святой Малахия впервые увидел раскинувшийся перед ним город, он пал на колени в экстатическом трансе. Он стоял так несколько часов кряду, бормоча странные, малопонятные фразы на латыни, записанные учеником, сопровождавшим святого. В каждой из фраз, сказанных Малахией, содержатся имена, геральдические гербы или намеки на происхождение 111 пап, начиная от современника Малахии Целестина II до последнего, которому предстоит встретить Судный день. Пророчество святого Малахии заканчивается строками о трагическом правлении последнего папы римского:
Во время последнего правления Святой Римской Церкви на престоле воссядет Petrus Romanus (Петр Римский), кто посреди великих бедствий накормит овец своих, и, когда они умрут, Город на Семи Холмах будет полностью разрушен и ужасный Судия станет судить народ.
Согласно пророчествам Малахии, после ухода папы Иоанна Павла II будут только два папы. Нострадамус, записывая свои пророчества во время более близкое к последним дням, раскрывает перед нами еще одну деталь: Петр Римский частично ответствен за то, что папство падет (правленье нанесет ей непоправимый вред).
1 к5
Chaʃʃés ʃeront pour faire long combat,Par le pays ʃeront plus fort greués:Bourg & cité auront plus grand debat,Carcaʃ.[9] Narbonne auront cœur eʃ prouuez.Они рассеются, не выдержав долгой битвы;Над ними возьмут верх в селеньях,Основная тяжесть сраженья падет на село и город,Сердца Нарбонна и Каркасона подвергнутся испытаниям.Хотя в «Les Propheties» Нострадамуса временная последовательность не соблюдается, пророк позаботился о том, чтобы его современники узнали события, о которых он рискнул повествовать. Они – это французы, которым всего через несколько лет предстояло стать свидетелями или участниками первой из девяти гражданских войн, известных под названием «Религиозных». Первый конфликт между гугенотами (французскими протестантами) и католиками перешел в долгую, с 1562 по 1568 г., и кровавую битву за Священный трон Господень и за французский трон. Под словом «ними» во второй строке катрена Нострадамус имеет в виду своих современных читателей, образованную, богатую знать. Пройдет совсем немного времени, и они не смогут проехать по стране, не рискуя потерять имущество, а то и жизнь. По всем дорогам будут свирепствовать разбойничьи шайки, состоящие из католиков или протестантов. Но за словом «ними» кроются не только непосредственные читатели пророчеств, но и их дети. В течение нескольких лет на города Франции падет основная тяжесть сражения. По всей стране начнется повальная резня, от массовых убийств погибнет громадная часть населения.
В последней строке Нострадамус называет два города: Нарбонн и Каркасон, которые станут основными центрами гражданских войн, захлестнувших всю Францию. Как явствует из истории, когда католическое большинство Каркасона провозгласило Католическую лигу, гугеноты захватили часть города. Нарбонн стал вторым городом, где межрелигиозный конфликт закончился страшной резней.
1 к6
L’œil de Rauenne ʃera deʃtitué,Quand à ʃes pieds les ælles failliront:Les deux de Breʃʃe auront conʃtitué,Turin, Derʃeil que Gaulois fouleront.Глаз Равенны обнищает,Когда крылья сложатся у ног его:Двое из Брессе составят конституцию,Для Турина, Верчелли, коих Франция растопчет.Здесь Нострадамус дает нам урок географии, называя королевства Италии, оккупированные французскими войсками. С 1509 г. Равенна принадлежала к Папской области, остальные города, хотя и принадлежали герцогу Савойскому, в 1555 г. подверглись оккупации. Брессе был занят французской армией в 1535 г., потерян в 1559-м, вновь захвачен в 1595-м, а в 1601 г. окончательно отошел к Франции. Турин подвергся французской оккупации с 1506 по 1562 г., в 1640 г., а затем с 1798 по 1814 г. Верчелли был оккупирован французами в период с 1553 по 1556 г., в 1704 г., а также с 1798 по 1814 г. Все эти известные даты неоднократно повторяли и повторяют исследователи пророчеств Нострадамуса. Добавить к катрену вроде бы больше и нечего, разве только замечание Эдгара Леони, полагавшего, что под фразой «глаз Равенны» Нострадамус имел в виду папу римского. Однако это замечание только вносит путаницу, поскольку в течение 1555 г. правило три папы – Юлий III, умерший в марте, Марцеллус II, правивший всего 26 дней, с 9 апреля по 1 мая, после которого 23 мая на папский престол взошел Павел IV.
1 к7
Tard arriué l’execution faicte,Le vent contraire lettres au chemin prinʃes:Les coniurez xiiij. d’vne ʃecte:Par le Rouʃʃeau ʃenez les entrepriʃes.[10]Получено слишком поздно. Деяние уже свершилось.Встречный ветер. Письма перехвачены по дороге:14 участников заговора,Предприятие будет затеяно Руссо [рыжеволосым].До того как в Америке случился Уотергейт, во Франции имел место «Дрейфусгейт». В 1894 г. благородная маска, прикрывающая французский шовинизм, слетела, обнажив под собой физиономию антисемита. Выразилось это в деле Альфреда Дрейфуса, еврея, офицера французской армии, обвиненного в предательстве и заговоре против государства. Обвинение было очевидно надуманным и беспочвенным. Судя по строкам катрена, Нострадамус предвидел этот псевдозаговор, последствия которого до сих пор лихорадят законодательную систему Франции. Пророк приводит детальный отчет о суде и может считаться более объективным судьей хотя бы потому, что отделен от процесса 340 годами. Нострадамус признает Дрейфуса невиновным, на процессе же, где судьей был известный антисемит Вальдек Руссо (пророк называет его), подсудимый был приговорен к тюремному заключению.
Можно только гадать, что сказал бы блистательный защитник Дрейфуса, выдающийся писатель Эмиль Золя, прочитав этот катрен. Однако он не читал его, поскольку, в отличие от своего не менее известного современника Виктора Гюго, он не был поклонником Нострадамуса.
После первого же заседания суда Дрейфус был обвинен в шпионаже и предательстве и заключен в печально известную тюрьму на острове Дьявола. Вскоре было получено новое свидетельство, из которого следовало, что Дрейфус не отсылал секретных документов в Германию. После многочисленных и настойчивых требований Золя и его сторонников провести повторное заседание суда оно наконец состоялось. Произошло это в 1899 г. Судьей выступал все тот же антисемит Руссо.
Детали очередного заговора, или «Вальдекгейта», со всей ясностью раскрываются в первой же строке катрена: Получено слишком поздно. Деяние уже свершилось. Свидетельство запоздало и уже не могло спасти Дрейфуса из лап острова Дьявола. Оба процесса поразили современников своей антисемитской направленностью. Кстати, возможно, в первой же строке катрена кроется и насмешка. Фраза «получено слишком поздно» может относиться и к пропавшей «описи», а именно bordereau – так называлось то письмо с секретными сведениями, которое Дрейфус якобы отправил германскому атташе в Париже.