
Полная версия
Вверх дном
Глава XX
в которой эта любопытная история – столь же правдивая, сколь и невероятная – заканчивается
– Барбикен?.. Николь?..
– Мастон!
– Вы?
– Мы!
В тоне этого слова, произнесенного обоими товарищами одновременно довольно странным голосом, чувствовалась ирония и упрек.
– Ваша галерея в Килиманджаро имела точно шестьсот метров длины при двадцати семи ширины?
– Да!
– А весил ли ваш снаряд именно сто восемьдесят миллионов килограммов?
– Да!
– Было ли употреблено на выстрел две тысячи тонн мели-мелонита?
– Да!
Эти три положительные ответа как дубиной ударили Мастона по голове.
– В таком случае, я полагаю… – начал было Мастон, но не окончил фразы.
– Ну-с, что именно? – спросил Барбикен.
– А вот что, – ответил Мастон. – Ясно, что операция не удалась только потому, что порох не сообщил ядру начальной скорости в две тысячи восемьсот километров!
– Вот как!.. – воскликнул капитан Николь.
– Да-с! И ваш мели-мелонит годится лишь на то, чтобы заряжать им детские пугачи.
Эти слова нанесли капитану Николю кровное оскорбление и заставили его привскочить, как ужаленного.
– Мастон! – вскричал он.
– Николь!
– Если вы хотите стреляться мели-мелонитом…
– О нет, пироксилином!..Это вернее!
Чтобы успокоить расходившихся артиллеристов, потребовалось вмешательство миссис Скорбит.
– Подумайте только, ведь вы – друзья! – вскричала она.
Тогда вмешался и сам Барбикен.
– Какая польза и какой толк в этих взаимных упреках и обвинениях? – сказал он более спокойным тоном. – Несомненно, все вычисления нашего почтенного друга Мастона вполне верны, как несомненно и качество употребленного мели-мелонита, изобретенного нашим почтенным другом! Мы в точности применили на практике все новейшие данные современной науки, и… вместе с тем наш опыт всё-таки не удался! Отчего? Возможно, что мы никогда этого и не узнаем!..
– Ну, что ж! – воскликнул секретарь Пушечного клуба. – Повторим попытку!..
– А деньги, которые потрачены без пользы? – заметил капитан Николь.
– А общественное мнение? – воскликнула Еванжелина Скорбит. – Разве вы полагаете, что оно допустит вас еще раз поставить на карту судьбу всей планеты?
– Но что же станется теперь с приобретенной нами северной областью? – спросил капитан Николь.
– Воображаю, как упадут акции Северной компании! – прибавил Барбикен.
Полный крах!.. Падение акций уже началось: их продавали связками по цене негодной бумаги.
Таков был исход этого поистине гигантского предприятия. Таким грандиозным крахом, который останется навсегда у всех в памяти, закончились грандиозные проекты Барбикена и К°.
Никогда еще насмешка не обрушивалась ни на кого так беспощадно, как на незадачливых инженеров; никогда еще фельетоны газет, юмористические песенки, карикатуры и всякого рода пародии не находили себе такого обильного материала, как в данном случае.
Барбикен, всё правление компании, их приятели из Пушечного клуба были буквально оплеваны. В особенности изощрялась в насмешках Европа, так что янки в конце концов обиделись. И, вспомнив, что Барбикен, Николь и Мастон – тоже янки и являются именитыми гражданами славного города Балтиморы, американцы чуть не заставили правительство Соединенных Штатов объявить войну Старому свету.
Станет ли когда-нибудь известно, что было причиной неудачи? Мог ли неуспех служить доказательством того, что подобного рода предприятия вообще невыполнимы, что человеческих сил никогда не хватит на то, чтобы изменить суточное движение Земли, что никогда Полярная область не будет перемещена на такую широту, где вечные снега и льды растают от лучей Солнца? Ответ на эти вопросы был дан через несколько дней по возвращении Барбикена и его сотрудника в Америку.
В номере французской газеты «Время» от 17 октября появилась небольшая заметка, оказавшая услугу всему свету. В ней говорилось:
«Конечно, всем теперь известно, как печально окончилась попытка создать новую ось Земли. Нельзя, однако, не признать, что вычисления Мастона, основанные на совершенно точных данных, привели бы к желаемому результату, если бы по необъяснимой рассеянности в них с самого начала не вкралась ошибка.
Ошибка состоит в том, что знаменитый секретарь Пушечного клуба, взявши основанием вычислений окружность земного шара, написал цифру в сорок тысяч метров вместо сорока тысяч километров, что именно и повело к неправильному решению.
Чем объяснить подобную ошибку?.. Что могло быть ее причиной?.. Как мог сделать ее такой замечательный математик?.. Теряешься в догадках! Несомненно только, что будь задача о перемещении оси составлена правильно, она была бы и решена верно. Но раз были забыты три нуля, в конечном итоге получилась ошибка в двенадцать нулей.
Для того чтобы переместить земную ось на 23° 28, при той силе мели-мелонита, какую ему приписывает капитан Николь, потребовалась бы пушка не в миллион, но в целый триллион раз больше двадцатисемисантиметровой пушки, причем из нее нужно было бы выпустить не один снаряд, а целый миллион снарядов.
В данном же случае единственный выстрел, произведенный в Килиманджаро, передвинул полюс всего на три микрона (три тысячных миллиметра), а уровень воды в океане изменился не более чем на девять тысячных микрона. Что же касается снаряда, то он в виде маленькой планеты вошел в состав солнечной системы.
Алкид Пьердё».
Итак, теперь вполне выяснилось, что причиной унизительной неудачи компании была рассеянность Мастона, забывшего по какой-то случайности приписать, где надо, три нуля.
Негодованию его товарищей не было пределов. Но в то время как его коллеги осыпали его упреками и проклятиями, общественное мнение, видимо, изменилось в пользу бедного математика. В конце концов ведь только благодаря его ошибке обитатели земного шара избегли ожидавшей их страшной катастрофы.
Следствием было то, что со всех сторон посыпались к Мастону поздравления по случаю сделанной им ошибки. Но эти приветствия, понятно, страшно раздражали почтенного секретаря Пушечного клуба. Он чувствовал себя в высшей степени пристыженным. Барбикен, капитан Николь, Том Гентер, полковник Билсби и их друзья никогда, никогда не простят ему его ошибки!
Единственным человеком, не сделавшим ему ни одного упрека, была всё та же миссис Скорбит. Благородная женщина осталась ему верна и в эту трудную для него минуту.
Первым делом Мастон принялся за проверку своих вычислений, положительно не допуская мысли, чтобы он мог совершить подобную ошибку.
А между тем это было так! Алкид Пьердё оказался прав. Вот почему в последнюю минуту перед ожидаемой катастрофой этот оригинал, нимало не волнуясь, по обыкновению веселый, жизнерадостный, спокойно сидел в ресторане и пил за здоровье Старого света.
Да! Ни более, ни менее, как только три нуля были забыты в выражении длины земного экватора! Внезапное воспоминание осенило Мастона. Он вспомнил, что это случилось как раз в начале его работы, когда он заперся в своем кабинете в Баллистик-коттедже. Он ясно помнил, что, взяв мел, четко вывел на черной доске число 40 000 000. В эту минуту раздался нетерпеливый звонок телефона… Мастон оставил работу и подошел к телефонному аппарату… Обменявшись несколькими словами с миссис Скорбит, он хотел уже вернуться к доске. Раздался сильный удар грома, молния сшибла его с ног и откинула доску к печке… Поднявшись с пола, он принялся за работу и прежде всего хотел восстановить число, которое оказалось наполовину стертым… Едва он успел написать 40000… как раздался опять телефонный звонок… Очень возможно, что когда он второй раз вернулся к доске, то тут-то именно и забыл приписать три нуля к числу, выражающему окружность Земли.
Да, иначе и быть не могло. Единственная виновница ошибки – миссис Скорбит! Не помешай она ему в ту минуту, он, весьма возможно, не получил бы удара от электрического разряда! И молния не сыграла бы с ним такой подлой шутки!
Можно себе представить, какой это был удар для Еванжелины Скорбит, когда Мастон сообщил ей обстоятельства, при которых совершена была ошибка. Да, несомненно, она одна была виновата во всем!.. Из-за нее Мастон считал себя опозоренным до конца дней своих, которых осталось ему, вероятно, прожить немало, так как члены Пушечного клуба умирали не иначе, как столетними стариками.
После этого разговора Мастон убежал из гостеприимного особняка. Он вернулся в свой Баллистик-коттедж и здесь, шагая из одного угла кабинета в другой, повторял:
– Теперь я уж более ни на что не годен на свете!..
– Даже и на то, чтобы жениться? – спросил робкий взволнованный голос, в котором слышались слезы.
Это была Еванжелина Скорбит; в отчаянии она последовала за Мастоном в его коттедж.
– Дорогой Мастон…
– Ну, хорошо! Согласен!.. Но только с одним условием: я больше никогда не буду заниматься математикой.
– Мой друг, я и сама всей душой ненавижу ее! – поспешила успокоить его вдова.
И миссис Еванжелина Скорбит стала миссис Мастон.
Маленькая же заметка Алкида Пьердё принесла славу не только самому инженеру, но и всей Политехнической школе, из которой он вышел. Заметка была переведена на все языки, перепечатана всеми местными и иностранными журналами и сделала его имя известным всему миру. Следствием этого было то, что отец хорошенькой обитательницы Прованса, отказавший Алкиду в руке своей дочери по той причине, что он слишком умен, тоже прочел заметку Пьердё, почувствовал угрызения совести и для первого шага к примирению послал автору статьи приглашение отобедать вместе.
Глава XXI
очень короткая, но весьма успокоительная для будущего всего мира
Пусть обитатели Земли не тревожатся! Барбикен и капитан Николь не возьмутся больше за свое, так плачевно окончившееся, предприятие. Мастон не будет больше делать никаких – хоть бы и вполне правильных – вычислений. Это было бы напрасным трудом. В своей статье Алкид Пьердё был совершенно прав. По законам механики, для того, чтобы произвести смещение земной оси на 23° 28, хотя бы с помощью мели-мелонита, и то надо построить триллион пушек, подобных той, какая была выдолблена в толще Килиманджаро. Для этого наша планета слишком мала, даже если бы ее поверхность вся состояла из суши.
Поэтому обитатели земного шара могут спать спокойно. Изменить условия, в которых совершается движение Земли, не по силам человеку.
Сноски
1
Среди русских женщин-математиков более всего прославилась своими выдающимися трудами Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891). (Здесь и далее – примечания Е. Брандиса; в редакции 1952 г.)
2
Архимед – древнегреческий математик и механик.
3
Ньютон Исаак (1643–1727) – английский математик, астроном и физик.
4
Евклид или Эвклид – один из величайших математиков древней Греции.
5
Лаплас Пьер Симон (1749–1827) – французский математик, физик и астроном.
6
Жюль Верн имеет в виду Берлинскую конференцию 1884 года, на которой великие державы договорились о разделе еще не захваченных районов Африки.
7
Лессепс – французский инженер, строитель Суэцкого канала.
8
Адемар (1797–1862) – французский математик, автор теории периодичности ледниковых эпох и последовательного их перемещения с одного полушария Земли на другое.
9
Предварение равноденствий – название одного из движений Земли, состоящего в том, что земная ось медленно в течение 26000 лет описывает конус, вследствие чего «полярными звездами» последовательно являются различные звезды северного неба.
10
Они тогда составляли одно государство.
11
В 1867 году правительство царской России, не считаясь с интересами государства, продало Соединенным Штатам русскую землю – полуостров Аляску за ничтожную сумму в 7 миллионов долларов.
12
Перечень русских исследователей Северо-Западной Америки должен быть открыт именем замечательного русского землепроходца середины XVII века Семена Дежнева, впервые доказавшего, что Америка составляет отдельный материк. Тогда же было основано первое русское поселение на Аляске. (Об открытии русскими путешественниками Северо-Западной Америки см. в книге академика Л. С. Берга «Великие русские путешественники», М – Л.:Детгиз, 1950.)
13
По-английски to drink – значит: пить, напиваться.
14
Синдикат – объединение капиталистических предприятий для получения сверхприбылей. Синдикат устанавливает низкие цены на сырье и высокие цены на готовую продукцию.
15
Пятая авеню – улица, где живут самые известные богачи Нью-Йорка.
16
Написано до того, как начали широко пользоваться для промышленных целей энергией падающей воды.
17
Это было верно для 1889 года, когда появился роман.
18
Жюль Верн придает здесь математическим знакам сатирический смысл. // Знак «=» в математике, обозначающий равенство, применен к равенству граждан в Америке, существующему лишь формально: на словах, на бумаге, а не на деле. // Знак радикала «√» делается изображением американского империализма. Под горизонтальную черту радикала в математике подводятся величины, из которых извлекается корень. Эта черта сравнивается с длинной рукой, жадной до захватов. // Буква «∫» – интеграл, знак, употребляемый только в высшей математике. Жюль Верн называет ее «знаменитой», намекая на ту же букву, которая служит обозначением доллара. Знак «$» действительно стал общеизвестным символом сделок, спекуляций и торгашества. // Жюль Верн сближает здесь математические знаки, то есть нечто очень отвлеченное, теоретическое, с теми вполне реальными сторонами американской действительности, для обличения которых и написан этот роман.
19
Микрон – тысячная доля миллиметра.
20
Коши Огюстин Луи (1789–1857) – французский математик XIX века.
21
Числа исправлены.
22
Если бы ось вращения нашей планеты была перпендикулярна к плоскости ее обращения вокруг Солнца (то есть плоскости эклиптики), то неизбежно должно было бы измениться на Земле нынешнее распределение климатических поясов. В настоящее время мы различаем на земном шаре следующие климатические пояса: // 1) тропический – в точках которого солнце на небе может достигать зенита; // 2) два полярных пояса, охватывающие пункты, где солнце хотя бы раз в год вовсе не поднимается над горизонтом; // 3) два умеренных пояса, расположенные между границами тропических и полярных поясов. // При перпендикулярном к эклиптике положении земной оси умеренный пояс будет простираться на всю поверхность земного шара, тогда как тропический сузится по линии экватора, а каждый полярный – до точки соответствующего полюса. На новых полюсах солнце, вследствие «атмосферной рефракции» (преломления лучей воздушной оболочкой), никогда не будет заходить, а будет непрерывно кружиться весьма низко над линией горизонта (на высоте четверти градуса). Непрерывный день на полюсах должен создать гораздо менее суровые условия температуры, чем нынешние, и будет препятствовать образованию значительных скоплений льда и снега, подобных существующим теперь; количество влаги в атмосфере вследствие этого увеличивается, облачность возрастает, и соответственно этому уменьшится потеря тепла через излучение. Всё это будет способствовать значительному повышению температуры близ полюсов. // В нынешнем умеренном поясе при указанном положении оси установится непрерывная весна, также весьма влажная, довольно прохладная: ее температура отвечала бы температуре дня весеннего равноденствия (21 марта) в умеренном поясе. // Меньше всего изменился бы климат нынешнего тропического пояса: здесь непрерывно, круглый год, будут господствовать в среднем современные климатические условия.
23
Леверрье (1811–1877) – французский астроном, открывший математическим способом планету Нептун.
24
Констебль – старший полицейский.
25
Баллистика – наука, изучающая законы движения снаряда огнестрельного оружия.
26
Доктрина Монро – лозунгом «Америка – для американцев!», выдвинутым в начале XIX века президентом Монро, империалисты США прикрывали в XIX и XX веках свою агрессивную политику в Центральной и Южной Америке.
27
Траектория – линия полета пули или снаряда.
28
Суд Линча – зверская расправа, самосуд – учинялся и учиняется до сих пор в Америке главным образом над неграми по самым ничтожным, чаще всего выдуманным поводам. Суд Линча является наиболее жестоким выражением расовой ненависти, которая искусственно разжигается в США богатыми плантаторами и капиталистами, заинтересованными в том, чтобы держать массы населения в состоянии невежества и покорности к существующим порядкам.
29
Джон Мильн – английский исследователь землетрясений, живший в Японии.