Полная версия
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Представители титульных наций народов России и СССР и одновременно грамотные, интеллигентные, стойкие в духовно-нравственном плане люди далеко не всегда занимали ведущие места в партийных и хозяйственно-административных структурах, в том числе общегосударственного уровня. В СССР семейственность, родственные, клановые отношения год от года все больше определяли образовательные, карьерные, иные возможности человека, также определяли его место и социальный статус в обществе. Начало всем этим нежелательным процессам, сознательно или несознательно насаженным в отечественной жизни, было положено при жизни Ленина.
Но какую бы оценку В.И. Ленину и его деяниям ни давать, никуда не денешься от того, что он – всемирно известная личность, неотъемлемая часть нашей российской истории. По статистике ООН о мировых гениях В.И. Ульянов-Ленин признан гением на 37-м месте (а И.В. Сталин – на 98-м месте, – по Е.Т. Енко, 2000).
Религиозные центры
Москва всегда была и остается открытой для расселения людей разной национальности и вероисповеданий. В княжеской и царской Москве карьера человека не зависела от его национальности, главное, что от него требовалось, – принятие Православия, официальной религии России. Наряду с православными издавна в Москве расселялись и живут приверженцы мусульманства, иудаизма, католицизма, протестантизма, старообрядцы. Конечно, в Москве всегда преобладали православные организации и центры, но в то же время в ней были и есть центры других религиозных конфессий. Основная часть религиозных центров Москвы в наши дни находится в ЦАО, в том числе большая часть православных храмов, 2 (из 5) синагоги, 2 (из 5) мечети, 2 костела, центры протестантов и других конфессий.
Сеть религиозных центров в Москве, и прежде всего в ее центре, в царский период стабильно росла. Строительство православных храмов повсеместно приветствовалось, создание центров других конфессий запрещалось или в лучшем случае не приветствовалось, тормозилось. Но при деньгах и связях инославных верующих неправославные храмы создавались, и постепенно в Москве росло их число. Количество религиозных центров резко сократилось в советский период. Разрушение и закрытие религиозных центров означало проводимую на государственном уровне кампанию по расшатыванию нравственно-духовных основ российского общества, т. е. именно того стержня, который спасал народ страны от физического и духовного порабощения со стороны внутренних и внешних врагов, способствовал сохранению независимости государства и благополучию большинства его жителей.
В 1918 г. был издан декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». У религиозных организаций и центров были отняты все юридические права, их лишили прав юридического лица и имущества. В таких условиях рушить религиозные центры и обворовывать их было очень просто. В 1919 г. вышло постановление Народного комиссариата юстиции «Об организованном вскрытии мощей российских чудотворцев» и началась его реализация в жизнь, от которой в первую очередь пострадали храмы в центральной части Москвы. По народному поверью, вскрытие гробниц, тем более – святых, без крайней на то надобности влечет смерть и кару инициаторов этого безнравственного дела. В мае 1919 г. за подписями Председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова-Ленина (1870–1924) и Председателя Центрального исполнительного комитета М.И. Калинина (1875–1946) вышло Указание № 13666 72 о том, что «необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать… расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше … Помещение храмов опечатывать и превращать в склады» (Калинина обязали подписать этот документ). По предложению Л.Д. Троцкого (Лейба Бронштейн, 1879–1940 гг.; 1917–1918 гг. – нарком иностранных дел, 1918–1925 – наркомвоенмор и председатель РВСР, с 1923 г. – Реввоенсовет СССР) были созданы газета «Безбожник» и журнал «Воинствующий безбожник», а также Центральный совет Союза воинствующих безбожников. Троцкий стал главным идеологом политики по отношению к Русской православной церкви в России.
Троцкий в 1922 г. подготовил секретную записку «О политике по отношению к церкви», где обосновал целесообразность конфискации церковных ценностей под прикрытием лозунга борьбы с голодом, а также как меру умаления влияния церкви на людей. В 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) утвердило «Практические предложения по изъятию церковных ценностей», что было сделано якобы для помощи голодающим. Троцкий ловко сумел использовать эти меры прежде всего для борьбы с Русской православной церковью и для личного обогащения. Полученные от продажи конфискованных церковных ценностей средства лишь частично пошли на помощь голодающим, огромные суммы получил Реввоенсовет, возглавляемый Троцким, якобы на государственные цели, а на деле – на возглавляемую Троцким агитационно-пропагандистскую работу, иные «стратегические цели», известные только Троцкому. В 1922 г. началось массовое ограбление православных храмов и центров других религиозных организаций под видом выполнения декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих». Но еще в 1921 г. был открыт Комитет помощи голодающим, вместе с которым Русская православная церковь вела активную и результативную работу. Этот Комитет обратился за помощью к патриарху Тихону, он призвал верующих в России и в других странах помочь голодающим в СССР, и сразу после этого в страну пошел поток продовольствия. В 1932 г. декретом советского правительства была объявлена «Безбожная пятилетка», провозглашалось, что к 1 мая 1937 г. имя Бога должно было быть забыто на территории страны. «Безбожная пятилетка» так и не была реализована, но яд атеизма всосался во многие души, отравил их цинизмом. В 1932 г. вышло решение ВЦИК о высылке из Москвы всех монашествующих, – т. е. именно тех, кто являлся главным духовным стержнем Русской православной церкви.
Но уже в 1930-е гг. некоторые партийные и советские функционеры начали переосмысливать свое отношение к религии и религиозным центрам. Так, Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин осуждал в 1923, 1933, 1939 гг. снос храмов, их недостойное использование, аресты священнослужителей, проектирование застройки на месте намечаемых к разрушению храмов.
В годы Великой Отечественной войны Сталин сполна осознал позитивную значимость Церкви для страны. В воспоминаниях его дочери Светланы Аллилуевой написано, что в начале Московской битвы зимой 1941 г. Сталин призвал в Кремль духовенство для совершения молебна о даровании победы, просил тайно отслужить в Успенском соборе Кремля молебен о спасении страны от нашествия врагов. Тогда якобы по совету митрополита Сергия И.В. Сталин распорядился, чтобы чудотворную икону Тихвинской Богоматери – защитницу России от внешних врагов – на автомобиле или самолете обвезли вокруг Москвы, чтобы битва с немцами была выиграна. В 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием (И.Н. Страгородским), Алексием (С.В. Симанским), Николаем (Б.Д. Ярушевичем), в результате которой в нашей стране возродилось Патриаршество. Русской православной церкви разрешили открывать храмы и духовные учебные заведения, издавать журнал, для резиденции Патриарха Московского и всея Руси был выделен особняк в Чистом переулке на Арбате. И.В. Сталин осознавал особую роль Русской православной церкви в жизни большинства его соотечественников, но другие религиозные конфессии он не жаловал своим вниманием.
В 1930 – 1960-х гг. ухудшилось отношение к неправославным конфессиям, их центры закрывались. Это объясняли предположением о возможных связях членов неправославных религиозных общин с гитлеровской Германией и странами гитлеровской коалиции, а затем – подозрением об их возможном причастии к деятельности враждебных государств и их служб в России.
В 1970 – 1980-е гг. отношения Советского государства и религиозных организаций стали более лояльными, а с конца 1980-х гг. взаимоотношения государства и религиозных конфессий существенно улучшились. В 1988 г. в церковном и государственном масштабах праздновали 1000-летие Крещения Руси, в 1989 г. отмечали 400-летие учреждения Патриаршества на Руси, а также 1100-летие официального принятия ислама и 200-летие образования Духовного управления мусульман России. Особенно активно процесс нормализации отношений государства и конфессий начался с 1990-х гг. Пришло запоздалое осознание того, что поддержка государства со стороны религиозных структур является своего рода гарантом и предпосылкой для стабильности в стране. Религиозным организациям и их центрам начали постепенно возвращать их исторические владения, недвижимость. Стали возрождаться и расширяться старые и строиться новые религиозные центры. Религиозным организациям разрешили заниматься делами благотворительности и милосердия. Религиозные организации, общины, центры получили статус и права юридических лиц. В 1990 г. был принят новый, но несовершенный закон – «О свободе совести и религиозных объединениях». В 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал распоряжение о передаче религиозным организациям культовых зданий и иного ранее принадлежащего им имущества. Патриарший Успенский собор и другие 6 соборов и храмов Кремля были переданы в постоянное и безвозмездное пользование Русской православной церкви со всеми их движимыми памятниками и утварью, в них эпизодически по особому графику совершаются богослужения. На территории Москвы в ее современных границах в 1917 г. было более 850 действующих храмов и 80 часовен всех вероисповеданий, из них 90 % всех храмов (свыше 765) и 95 % часовен составляли православные. Значительная часть храмов и часовен в советский период была разрушена и закрыта. По сравнению с 1917 г. к 1990 г. было разрушено более половины всех храмов, свыше 30 % религиозных центров было закрыто (в их исторических зданиях разместились светские организации или в них были созданы жилые помещения), только 20 % храмов остались действующими полностью или частично (20 % православных храмов и 19 % инославных и иноверческих).
Успенский собор
В начале 1990-х гг. в Москве стабильно действовали – т. е. регулярно проводились общедоступные богослужения немногим более в 46 православных храмах (действующих часовен не было), 7 центрах старообрядцев, 2 основных центрах протестантов, 1 костеле, 1 армянской церкви, 2 синагогах, 1 мечети, ряде других религиозных центров разных конфессий. Теперь Московская патриархия имеет в Москве более 724 храмов и часовен, из них в 585 регулярно проводились богослужения (2006), действовали 10 старообрядческих храмов, 2 храма Армянской апостольской церкви, 5 мечетей, 5 синагог, 2 костела, несколько центров протестантов разных направлений, 11 проповеднических центров кришнаитов, буддийские и другие религиозные центры. В Москве были возрождены или находятся в стадии возрождения 4 мужских и 5 женских православных монастырей.
В первой половине 1990-х гг. в Москве появились абсолютно новые религиозные организации. Сторонники этих нетрадиционных для нашей столицы и всей России религий стараются создавать свои центры во всех частях города, но особенно активно они действовали в центральной части столицы. Благодаря новому закону (1997) «О свободе совести и религиозных объединениях» возможности для деятельности подобных религиозных организаций резко сузились.
В Центральном округе находятся главные структурные подразделения, а также большинство наиболее крупных и известных храмов Русской православной церкви. В Центральной части Москвы находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (А.М. Ридигер, род. в 1929 г., по происхождению из потомственного дворянского рода Санкт-Петербургской губернии).
В Центральном округе – в Кремле, как уже говорилось, находится Успенский Патриарший собор. В 1325 г. митрополит Владимирский и всея Руси Петр, украинец по национальности (с 1308 г. Киевский митрополит, канонизирован), переселился в Москву, в Кремле он заложил (1326) кафедральный Успенский собор, с тех пор Москва стала фактически церковной столицей Руси. Его преемник (с 1326) митрополит Феогност стал именовать себя митрополитом Московским и всея Руси; Москва стала (XIV в.) официальной церковной столицей Руси прежде всего благодаря митрополиту Петру, указавшему ее особое место среди всех русских городов. Значимость церковной столицы Руси упрочила нравственно-духовную силу Москвы, стала чрезвычайно важной предпосылкой стабильного духовного преимущества Москвы над другими городами Руси, России.
Богоявленский собор в Елохове
Именно из центра Москвы 22 июня 1941 г., т. е. в первый же день войны, сразу после сообщения советского правительства о начале войны митрополит Сергий (И.Н. Страгородский, 1867–1944) обратился ко всему народу страны, ко всем верующим, с патриотическим воззванием. Гораздо позже, только 3 июля, состоялось первое выступление И.В. Сталина по радио после его длившегося с 22 июня молчания. Он явно учел слова обращения к верующим митрополита Сергия. Партийный лидер тех лет впервые говорил с советским народом из Кремля в совершенно необычном для него тоне, взывал к патриотическим чувствам людей. Он обратился к соотечественникам в абсолютно не свойственной ему манере: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!..» – т. е. констатировал, что именно нравственно-духовные силы должны объединить народ и привести его к победе над врагом. В стране в 1943 г. возродилось патриаршество. (На Руси патриаршество было введено в 1589 г., в 1700 г. царь Петр I отменил его; патриаршество было возрождено в 1917 г., когда был выбран патриарх Тихон, но со смертью патриарха Тихона оно было фактически отменено, так как в 1925–1943 гг. был только Местоблюститель Патриаршего престола.)
С начала 1990-х гг. начались принципиальные позитивные и стабильные улучшения в отношениях управленческих светских и религиозных организаций. Как показывают результаты социологических исследований, Русская православная церковь была и остается самой авторитетной организацией в России.
В ЦАО из общего числа религиозных центров резко преобладают православные храмы. Рассказ о каждом из них – исключительно увлекательное занятие (см. «Православная Москва». Справочник действующих монастырей и храмов», книгу П.И. Поламарчука «Сорок сороков» (4 тома), энциклопедию «Москва», мои книги «Духовные светочи Москвы» и «Православные святыни Москвы» и др.). Расскажем здесь только о двух уникальных соборах, расположенных в ЦАО вне Кремля.
Церковь Богоявления, или кафедральный собор Богоявления в Елохове с крестильным храмом Василия Блаженного (более известный нам как Елоховский собор, ул. Елоховская, 15). Село Елох известно с XIV–XV вв., в нем была церковь, в приходе которой родился юродивый Василий, будущий святой Василий Блаженный (1469–1557). Здесь в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Ивановны и при личном содействии ее дяди – царя Петра I была построена каменная церковь. Позже храм и колокольня были перестроены по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. В 1812 г. село Елохово и его храм были разграблены. Очень красива его возведенная в XVII–XIX вв. четырехъярусная колокольня. Именно в этом храме крестили в 1799 г. великого русского поэта А.С. Пушкина. В 1935 г. власти намеревались закрыть собор и оборудовать в нем кинотеатр или создать в нем Музей редких книг (инициатива директора Государственной библиотеки им. В.И. Ленина Е. Розмирович), во 2-й половине 30-х гг. собирались собор снести. После того как снесли Богоявленский храм в Дорогомилове, в храм в Елохове в 1945 г. была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, с 1943 г. Патриарха Московского и всея Руси; в 1944 г. его погребли в Никольском приделе Богоявленского собора. С 1947 г. в Богоявленском соборе находятся святые мощи митрополита Московского Алексия (1298–1379), которые первоначально покоились в Кремле в Чудовом монастыре. В 1928 г. Чудов монастырь разрушили, мощи были перенесены в Архангельский собор Кремля, но Кремль с весны 1918 г. был закрыт для простых людей. По просьбе патриарха Алексия I мощи святого митрополита Алексия вернули Русской православной церкви, в 1947 г. их по разрешению лично И.В. Сталина перенесли в Богоявленский собор. В соборе происходили важнейшие церковные события. С середины 1930-х гг. до ХХI в. собор был Патриаршим.
Величайшей святыней, пребывающей в этом соборе, является чудотворная икона Казанской Божией Матери. В 1579 г. в Казани была обретена (найдена) икона Матери Божией, ее поместили в Казанский Богородичный монастырь, с нее сделали несколько копий-списков, оригинал иконы был в царский период утрачен. (Человек, который украл, разрубил, сжег оригинал иконы был наказан Богом, судьбой – он попал за противоправные действия в тюрьму, оказался в ссылке, сошел с ума.) Первый список был отправлен в Москву к царю Ивану Васильевичу Грозному, позже этот чтимый образ император Петр I перенес в Санкт-Петербург. Другую копию этой чудотворной иконы по совету патриарха Гермогена (1530–1612, патриарх с 1606) передали в русское ополчение во главе с Д.М. Пожарским и К.М. Мининым; после трехдневного поста и молитвы перед этой иконой русские войска штурмом в 1612 г. взяли Кремль. В 1812 г. в период борьбы с французскими захватчиками этот образ был в стане русского войска, перед ним молились М.И. Кутузов, другие русские полководцы, солдаты. В 1941–1945 гг. в Елоховском соборе совершали молебны, творили молитвы перед этим образом, прося у иконы помощи в войне с фашистами. Икона Казанской Богоматери с 1636 г. находилась в Казанском соборе на Красной площади. После разрушения Казанского собора в 1936 г. икону Казанской Божией Матери перенесли в Богоявленский собор в Елохово. Издавна икона Казанской Божией Матери является одной из самых почитаемых в России. Она, как и святой митрополит Московский Алексий, почитается как покровительница нашей столицы, как защитница Москвы и всей России от врагов.
Митрополит Московский Алексий (Симеон-Элевферий Бяконт, имел часть украинских корней в происхождении, 1293–1378, митрополичье служение с 1354) – уникальная личность в мировой и русской истории. Он был выдающимся церковным деятелем, главой Русской православной церкви, искусным дипломатом, высокого класса лингвистом, прекрасным переводчиком и литератором, грамотным и разносторонним лекарем, имел удивительные экстрасенсорные способности, был, по сути, регентом-правителем при малолетнем великом князе Дмитрии Ивановиче (будущий Донской) и тогда мудро возглавлял Боярскую Думу, психологически подготовил русичей, в первую очередь, великого князя к мысли о реальности победы над ордынцами и свержении ордынского ига, создал много храмов и монастырей, в том числе Чудов и Андроников монастыри, стал духовным родителем нескольких русских святых.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, или Рождества Христова (Пречистенская набережная, 37), является символом непобеждаемой, всегда возрождающейся, несмотря ни на какие беды, России. Храм на этом месте был построен в 1839–1882 гг., в честь победы России в войне с Наполеоном в 1812 г., был освящен в 1883 г. Храм создавался по проекту (1832) архитектора К.А. Тона.
В храме был установлен необычный иконостас, не имевший аналогов и предшественников – он был храмоподобным. Вместо многоярусного высокого иконостаса в храме Христа Спасителя иконостасу был придан вид шатрового храма, тип которого получил распространение на Руси в XVI в. – первой половине XVII в. В результате получился храм-часовня в храме. Четыре яруса этой часовни одновременно являлись четырьмя ярусами иконостаса. Внутри часовни находился престол. Храм был исключительно богато украшен внутри: изумительной красоты росписи, прекрасные иконы с уникальными окладами, мозаика пола затмевали внешнюю привлекательность храма. Горельефы на внешних сторонах храма были исключительно красивы и исторически точны. В храме были установлены плиты с именами убитых и раненых офицеров, описанием сражений и их героев. Расписывали храм В.В. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков, И.Н. Крамской и другие известные русские художники. В скульптурном оформлении здания храма участвовали П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой и др. В создании храма и его украшении участвовали люди, думавшие в первую очередь о счастье и славе России, а не о своей собственной выгоде и высоких гонорарах за труд.
В храме Христа Спасителя в октябре 1917 г. происходили выборы нового Патриарха Московского и всея Руси. С большим трудом удалось соблюсти протокол выбора Патриарха. С огромными сложностями добились разрешения только на один день принести в храм икону Владимирской Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля (где власти не разрешили определить патриарха, как требовала традиция). Патриархом Московским и всея Руси стал святитель Тихон (В.И. Беллавин, 1865–1925, см. с. 288), позже причисленный Русской православной церковью к лику святых. В 1919 г. на патриарха Тихона было совершено первое покушение, и произошло оно в храме Христа Спасителя. Женщина ударила его ножом в бок, тогда патриарха спас кожаный пояс на подряснике, смягчивший удар ножа. Женщину задержали, но потом власти освободили ее от наказания якобы из-за ее психического состояния. (А некоторые утверждали, что это был переодетый мужчина.)
В 1931 г. храм Христа Спасителя взорвали, чтобы на его месте потом построить Дворец Советов, высота которого должна была составлять 415 м вместе со 100-метровой статуей В.И. Ульянова-Ленина. Дворец Советов не построили, но в 1958–1960 гг. здесь возвели открытый плавательный бассейн, который работал до 1992 г. В 1989 г. состоялась учредительная конференция Фонда восстановления храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя стали возрождать на народные деньги, точно так было и в период его первоначального строительства. Восстановление храма Христа Спасителя масштабно началось в 1996 г. Собор освятили в 2000 г. В нем пребывают многие чтимые иконы, частицы мощей апостола Андрея Первозванного и апостола Иакова, мощи митрополита Московского Филарета (Дроздов В.М., 1783–1867, см. с. 254).
Храм Христа Спасителя
В ЦАО находится подавляющая часть бывших и действующих в наши дни православных монастырей, в том числе действующие монастыри: Новоспасский, Новодевичий, Иоанно-Предтеченский, Зачатьевский, Сретенский, Богородице-Рождественский, Покровский и не возрожденные монастыри – Андроников, Высоко-Петровский и др.
В ЦАО находится один из самых больших и красивых действующих монастырей Москвы – Новоспасский мужской монастырь (Крестьянская пл., 10). В 1490 г. по указанию великого князя Московского Ивана III Спасский монастырь из Кремля перенесли на Крутицкий холм, в связи с этим изменили и его название – он стал Новоспасским. На месте древнего деревянного храма XV в. в XVII в. построили Покровский собор, монастырские стены с 5 башнями. Под сводами Покровского собора покоятся предки царствовавшего рода Романовых. Около колокольни у стены монастыря находится усыпальница инокини Досифеи (так называемой Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны Романовой и ее морганистического супруга А.Г. Разумовского). В 1995 г. в часовню монастыря рядом с его главным храмом перенесли из Кремля останки великого князя Сергея Александровича Романова (1857–1905), генерал-губернатора Москвы. Перед входом в Покровский собор находится могила крупного церковного ученого, архимандрита Иннокентия (А.И. Просвирнина, 1940–1994).
Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 г., в нем размещалась женская тюрьма, а затем (с 1926) детская колония, исправительно-трудовой лагерь, в 1940 – 1950-х гг. находился архив НКВД, потом – мебельная фабрика, вытрезвитель (до 1968), объединение «Союзреставрация». Есть мнение, что у стен монастыря в безвестных могилах захоронены тысячи иностранцев-коммунистов, расстрелянных в сталинский период. В монастыре были захоронены многие неординарные россияне, предки царствовавшего дома Романовых, князья Гагарины, Нарышкины, графы Шереметевы и др.; монастырское кладбище в советский период было ликвидировано. Богослужения в монастыре были возобновлены с 1991 г. В наши дни можно увидеть и посетить: собор Спаса Преображения (1645–1649), храм Покрова Богородицы (1673–1675), храм иконы Божией Матери «Знамение» (1791–1795), храм преподобного Сергия Радонежского (1787) в колокольне (1759–1785), часовню на могиле инокини Досифеи (XIX в.), часовню с перенесенным в нее в 1995 г. с захоронением великого князя Сергея Александровича Романова, копию креста-памятника с места его убийства в Кремле (был уничтожен в 1918 г.) и др. Главной святыней монастыря является чтимая Смоленская икона Божией Матери (вклад матери царя Михаила Федоровича, XVI в.). При монастыре работают одна из крупнейших в Москве воскресных школ и иконописная мастерская.