bannerbanner
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8

В ЦАО находятся все действующие католические костелы. В 1917 г. в Москве было 3 действующих католических костела, 5 часовен, 27 католических учебных заведений. В советский период католикам привесили ярлык «щупальца Ватикана», 2 костела закрыли, действующим остался только костел Св. Людовика. Большую часть членов католических общин постепенно отправили в лагеря. Сейчас в Москве действуют 2 костела: Св. Людовика на ул. М. Лубянка и Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на М. Грузинской улице. Начата работа по возвращению общине верующих костела Св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. Для дипломатов и иностранцев в жилом доме на Кутузовском проспекте создана и действует часовня Богоматери Надежды (Нотр-Дам де л’ Эсперанс).

Кафедральным католическим собором в Москве является костел (католический храм) Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Этот костел имеет недолгую, но трудную историю. Разрешение на покупку участка земли на Малой Грузинской улице в Москве для строительства костела дал император Николай II (1868–1918, правил в 1894–1917). Костел построили в 1901–1911 гг. по проекту академика архитектуры поляка по происхождению Ф.И. Богдановича-Дворжецкого. Деньги на строительство этого костела пожертвовали поляки, проживавшие в разных частях России, и прежде всего – члены московской польской общины.


Московская хоральная синагога


Община храма ощущала сильные неудобства с начала 1920-х гг., процесс закрытия костела тянулся с 1931 до 1936 г., когда он полностью перестал действовать. В советский период разоренный храм внутри перестроили, изменили его планировку, возвели этажные перекрытия, создали помещения на сооруженных трех этажах. В перестроенном храме размещались различные склады. В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. во время бомбардировки были разрушены башня и детали декоративного оформления собора. После войны был разобран шпиль и отторгнут еще один участок от территории храма. В послевоенный период здание использовалось в качестве общежития, позже в нем разместилось производственно-техническое объединение.

Костел вернули верующим в 1997 г., тогда начались в нем масштабные восстановительные работы. К концу 1999 г. он был воссоздан.

Внешний облик, главный (восточный) фасад, устройство костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии одним напоминает фасад собора в Вестминстере, а необычный многогранный купол, увенчанный высоким шпилем, чем-то похож на купол знаменитого кафедрального собора в Милане (костел в Грузинах создавался вскоре после проведения конкурса на проект реконструкции Миланского собора).

В костеле особое внимание обращает на себя алтарный престол, облицованный темно-зеленым мрамором, и огромное распятие. Крест с отходящими от него ветвями, символизирующими «древо жизни», имеет высоту 9 м, а фигура распятого Христа – 3 м. Кроме того, установлены скульптуры Пресвятой Девы Марии и святого Иоанна Евангелиста. Автором этого монументального произведения является скульптор из Подмосковья С.Ф. Захлебин. В костеле можно проводить не только богослужения, но и концерты органной музыки.


Костел Святого Людовика


Долгое время самым известным католическим центром Москвы остается костел Святого Людовика, принадлежащий французской общине и находящийся на улице Малая Лубянка. История общины, приход костела Святого Людовика имеет солидный возраст – более 2-х веков. В конце ХVII и в ХVIII в. именно здесь предпочитали жить французы в Москве. Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны (большой любительницы французских моды и роскоши) в Москве расселилось большое число французов и других католиков. В районе Кузнецкого моста находились принадлежащие французам многочисленные «модные» магазины, где продавали предметы роскоши, модные одежду, обувь, шляпы, парфюмерию, украшения, прочие престижные атрибуты.

В течение длительного времени французы просили разрешить им построить костел, но ни здесь, ни в другом месте строительство костела власти не разрешали. Царь Иван Грозный (1533–1584, правил с 1533, царь с 1547) говорил и писал на этот счет следующее: «В Московском государстве много разных вер, и мы ни у кого воли не отнимаем, живут, кто как хочет, но церкви по сие время не ставили». Позже, когда Сигизмунд III прислал к царю Борису Годунову (1552–1605, царь с 1598) своего посла Льва Сапегу с предложением вечного мира между Россией и Польшей при выпонении ряда важных условий, в том числе и при условии постройки костелов в Москве для поляков, которые будут состоять на царской службе, и торговцев – католиков разных национальностей, царь ответил отказом. Все русские цари до конца ХVIII в. по отношению к католикам в принципе сохраняли одну и ту же позицию: нельзя в Москве разрешить католикам строить храмы, но не запрещается им приезжать и жить по их вере. Даже сближение с Западной Европой, начатое царем Петром I, не принесло строительство представительного костела в Москве. Только в 1789 г. в Москве на основании указа императрицы Екатрины II был основан французский приход Св. Людовика. Построенный в 1791 г. деревянный костел со временем обветшал. Новый костел возвели в 1827–1830 гг. по проекту Д.И. и А.О. Жилярди. Одновременно построили здания школы, дома престарелых, другие сооружения. В высоком кирпичном здании работали 2 школы: для 250 юношей и более 300 девушек. В них ученики получали духовное и среднее образование. В доме престарелых нуждающиеся старики колонии доживали свой век, если некому было о них заботиться. Имел приход и 2 больших доходных дома. Кроме этого в ансамбль костела входили ясли и детский сад для детей членов французской колонии. Но центром этого ансамбля был и остается костел. Во внутреннем убранстве костела выделяется беломраморный алтарь, работы известного скульптора С. Кампиони, который плодотворно участвовал в отделке костела и жил неподалеку от него.

В советский период костел до 1947 г. функционировал преимущественно как храм французского посольства, позже он стал общедоступным католическим храмом города.

С начала 1990-х гг. община храма Св. Людовика резко расширила свою благотворительную деятельность. Состоятельные прихожане и зарубежные спонсоры выделяли средства, вещи, продукты, присылали посылки. Священники и их помощники распределяли гуманитарную помощь, в первую очередь их отправляли нуждающимся католикам и в детские дома, больницы, дома инвалидов, пенсионерам, многодетным, причем далеко не только католикам, а людям разных религиозных убеждений и атеистам. В 1992 г. приходу Св. Людовика возвратили весь комплекс ранее принадлежавших ему зданий, что позволило приходу еще более активизировать духовную и благотворительную деятельность.

Раньше в Москве действовал еще один католический польский костел – Святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке (д. 18). Первоначально этот костел был основан в 1705 г. в Немецкой слободе, затем в 1838 г. его упразднили, в 1870 г. – разобрали. Но в 1845 г. вместо него построили новый, но уже на новом месте – в Милютинском переулке, принадлежал он польской общине. В создании, возведении этого костела принимал участие известный российский архитектор М.Д. Быковский.

В советский период костел Святых апостолов Петра и Павла закрыли. С 1960-х годов в нем разместился институт. Купол костела срубили, внутри сделали межэтажные перекрытия, храм надстроили, превратили в 3-этажное здание, пробили окна.

В ЦАО находится пока единственный в Москве храм Армянской апостольской церкви. В Москве действуют 2 общедоступных религиозных центра Армянской апостольской церкви: церковь-часовня Воскресения Христова на территории Армянского кладбища в Ваганькове (ул. Сергея Макеева, 10) и возведенная в 1990-е гг. небольшая часовня на юге Москвы. До 1917 г. у армян в Москве кроме церкви-часовни Вознесения Христова на Армянском кладбище были еще 2 храма. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы на Б. Грузинской улице, ее построили в 1830 г. на месте старой армянской церкви, возведенной в 1716–1719 гг., и разрушили в 1939 г., и церковь Воздвижения честного и животворящего Креста Господня в Армянском (Столпов) переулке (д. 5, построена в 1779, разрушена в 1939).

Хотя армяне появились в Москве в раннем Средневековье, армянская колония здесь сложилась только в ХVII в. С начала ХVIII в. ее численность стала постепенно увеличиваться, особенно в связи с тем, что царь Петр I призвал армян в Россию для развития в ней торговли и промышленности. Царь обещал разрешать армянам строить их церкви и молитвенные дома, иметь свое духовенство. В Москве армянам разрешили отправлять богослужения, для этого им предоставили на время церковь на посольском дворе. Армяне хотели построить свою новую каменную церковь и для этого купили еще в 1716 г. у Ильинских ворот Китай-города участок земли. Они просили царя разрешить построить на нем их церковь, но разрешение получено не было.

Только при императрице Анне Иоановне (1693–1740, правила с 1730) в середине ХVIII в. Богдано Христофору разрешили построить армянский храм в Китай-городе между Ильинской и Никольской улицами. Широкую богослужебную свободу армяне получили только во второй половине ХVIII в. при императрице Екатерине II (для других иноверцев, кроме иудеев, богослужебная свобода стала нормой еще при царе Петре I). Были у Екатерины II и личные мотивы для благоволения к армянам: она позитивно оценивала работу придворного ювелира Ивана Лазарева (Лазаряна). Екатерина II разрешила в 1770 г. армянам строить церкви в Москве. В 1779 г. в Столпов (позже Армянском) переулке построили Крестовоздвиженскую церковь. В 1731 г. на Пресне был выделен еще один земельный участок для строительства армянской церкви и кладбища, на нем построили церковь Успения Богородицы. Кроме того, на Б. Грузинской улице возвели дома армянской церкви. В конце ХVIII в. по ходатайству армянской общины было основано Армянское кладбище, расположившееся напротив Ваганьковского кладбища. В 1815 г. на средства Ивана и Мины Лазаревых на Армянском кладбище богатая семья армян Лазаревых (Лазарян) возвела церковь – часовню Воскресения Христова (арх. А.Г. Григорьев); для них это был семейный склеп. Сюда дети Л.Н. Лазарева – Мина и Иван Лазаревы – перезахоронили прах их отца, первоначально погребенного в церкви Успения Богородицы в Грузинах. Со временем на Армянском кладбище в склепе семьи Лазаревых похоронили братьев Ивана и Иоакима Лазаревых. Позже на Армянском кладбище продолжили захоронения многих других известных армян. Армянское кладбище постепенно превратилось в пантеон выдающихся армян – деятелей науки и культуры; здесь похоронены Лазаревы, С.С. Шах-Азиз, Мариетта Шагинян, Тигран Петросян и др.

В 1930-е годы все армянские церкви в Москве, за исключением церкви Воскресения Христова на Армянском кладбище, разрушили. Спасло эту церковь именно ее местоположение на кладбище. В 1954 г. храм Воскресения Христова возвратили общине верующих. В 1990-е гг. были выделены 2 участка для создания религиозных центров армян. В южной части Москвы соорудили армянскую часовню. Начаты работы в Северо-Восточном округе по созданию нового культурно-религиозного центра армян.

В ЦАО имеются центры протестантов. Лютеране появились в Москве при великом московском князе Василии III (1479–1533, великое княжение с 1505); между 1560–1566 гг. они основали здесь первую лютеранскую общину. Иностранцы-лютеране старались в меру возможностей поддерживать друг друга, расселяться компактными территориальными группами для облегчения делового и дружеского общения. Немецкая слобода в Москве образовалась при царе Иване Грозном, в ХVI в. на правом берегу р. Яузы, близ ручья Кукуй. Жившие там выходцы из стран Западной Европы русский язык не знали или знали плохо, т. е. «немовали», при этом среди них было действительно немало немцев. Жители Немецкой слободы занимались в основном ремеслами и мукомольным промыслом (на р. Яузе были их мельницы). Активное проникновение в Москву иностранцев – главным образом западноевропейских лютеран – началось в период царствования Алексея Михайловича Романова в ХVII в. Отношение к ним было настороженное или даже враждебное; иноземные купцы были конкуренты русским, иностранным солдатам и офицерам платили большее жалованье, чем отечественным стрельцам. Под влиянием православного духовенства и русских купцов в 1643 г. вышло постановление о переносе всех неправославных церквей за черту города, о запрете продажи московских дворов иностранцам. В 1653 г. вышло постановление о выселении иностранцев за черту города. Немецкая слобода в ХVII в. выродилась в Новоиноземскую (Новонемецкую) слободу, которую по-старому называли Немецкой. По названию этой слободы получила имя Немецкая улица (с 1918 г. – Бауманская). В ХIХ в. топоним Немецкая слобода практически исчез, на ее территории частично распространилось название Лефортово.

Особенно способствовал расселению в Немецкой слободе немцев, датчан, голландцев, швейцарцев и других иностранцев молодой царь Петр I Алексеевич (1672–1725, царь с 1682, правил с 1689); при этом среди приехавших было немало ловких авантюристов.

Царь Петр I второй раз выбрал себе в жены немку, ставшую императрицей Екатериной I. Впоследствии императоры из династии Романовых охотно и уже традиционно женились на немецких или в крайнем случае датских принцессах, выбирая их в многочисленных герцогствах невоссоединенной тогда Германии. В результате последний русский император Николай II (1868–1918, царствовал в 1894–1917) имел только 1/128 часть русской крови, а его сын – царевич Алексей (1904–1918) – 1/256 (его мать была наполовину немка, наполовину – англичанка). Приехав в Россию, немцы внесли свой вклад в развитие российской промышленности, торговли, военного дела, науки, культуры и искусства. Самое неприязненное отношение к иностранцам, прежде всего немцам-лютеранам, сложилось в Москве в период царствования племянницы Петра I Анны Иоанновны (1693–1740, царствовала с 1730), когда ее фаворит немецкий герцог Э.И. Бирон (1690–1772, сын польского офицера, но его семья вышла из Вестфалии, в Курляндии у них было имение) в своих руках сосредоточил фактически управление Россией и немцы заняли все наиболее доходные места в государстве. Неудивительно, что когда период «биронщины» кончился, неизбежно сократилось и число протестантских центров. После событий I и II Мировых войн отношение к протестантам, и в первую очередь к немцам, было настороженным или открыто отрицательным. Число их религиозных центров в Москве было сведено до минимума.

В Москве живут приверженцы Церкви евангельских христиан-баптистов. В 1930 – 1960-х гг. эта Церковь в СССР подвергалась преследованиям, были изъяты книги, священники подверглись репрессиям. В лучшее для баптистов время в Москве у них было 6 церквей. Сейчас у баптистов в Москве одна главная церковь, расположенная в М. Трехсвятительском переулке (1865 г., арх. Г. фон Ниссен). До 1917 г. этот дом принадлежал евангелическо-реформаторской церкви, в апреле 1917 г. здание заняли баптисты. На условиях аренды у баптистов зал для богослужений арендует Церковь адвентистов Седьмого дня. Баптисты также для проведения богослужений арендуют несколько помещений в разных частях Москвы. При центрах баптистов ведется благотворительная деятельность, развертывается работа по расширению образовательного и культурного уровня людей. Работают воскресные школы, где изучают иностранные языки, постигают культуру музыки и хорового пения. Имеется Московская богословская семинария, Московский заочный библейский институт.

Есть в Москве приверженцы Церкви адвентистов Седьмого дня и их центры. В России церкви адвентистов Седьмого дня появились в немецких колониях. С 1917 г. до периода сталинских репрессий в Москве у адвентистов было 5 церквей, но позже их снесли. Было и высшее очное учебное заведение адвентистов с тремя факультетами. В 1914 г. и после 1917 г. на Церковь адвентистов началось гонение, ее обвинили в шпионаже в пользу Германии. Все центры адвентистов в Москве были закрыты или уничтожены. В наши дни представители Церкви адвентистов Седьмого дня ведут благотворительную работу в Москве, мечтают о создании новых храмов, содержат за свой счет столовую, в которой кормят бесплатно нуждающихся.

На территории ЦАО сохранились здания лютеранской церкви Петра и Павла (Старосадский пер., 7; арх. В.А. Коссов, А.Е. Вебер, В.В. Валькот; была построена в 1903–1913 гг. на месте старой лютеранской церкви, возведенной в 1818–1819 гг.: вновь открыта в 1990-е гг.) и часовня при церкви Петра и Павла (начало XX в., арх. Ф.О. Шехтель). Церковь Петра и Павла была открыта в Москве после приема императором Александром I в 1818 г. прусского короля Фридриха-Вильгельма, дочь которого была замужем за братом императора – Николаем Павловичем. В 1823 г. для лютеранской церкви (кирхи) был перестроен жилой дом. Эту кирху неоднократно перестраивали после 1835 г., в 1903–1905 гг., но всегда она воссоздавалась в готическом стиле. В этой кирхе в 1843 г. выступал Ф. Лист, играя на органе. Из-за хорошей акустики зал кирхи и позже использовался для исполнения музыкальных произведений. В нем впервые были исполнены «Колокола» С.В. Рахманинова, в 1918 г. неоднократно и с участием А.В. Неждановой исполняли «Реквием» В.А. Моцарта, в 1930-е гг. в зале бывшей церкви устраивали органные концерты. Потом в этой кирхе открыли кинотеатр «Арктика», затем – студии «Союзмультфильм» и «Диафильм». В 1991 г. внутри еще не возвращенной верующим кирхи состоялось первое богослужение, а затем ее вернули верующим. Община воссоздала здесь полноценный лютеранский комплекс, как было раньше, с гимназией и небольшой обителью; она издает газету «Старосадский вестник» (Старосадский пер., 7/10, строение 3).

Действует храм Англиканской епископальной церквицерковь Святого апостола Андрея (Вознесенский пер., 9). Этот храм был построен в конце ХIХ в., относительно поздно, если вспомнить о давних доверительных отношениях правителей России и Англии, о взаимовыгодной торговле обеих стран. Так, когда в 1571 г. татары-крымцы подошли к Москве, и еще раньше, в 1568–1569 гг., царь Иван Грозный был близок к тому, чтобы попросить убежища в Англии. Еще раньше, в 1567 г., по дипломатическим каналам – английским и русским, т. е. через послов, он стал усиленно добиваться не только союза с Англией, но и возможности породниться с ее королевским домом, ведь королева Елизавета была не замужем, были у нее и незамужние родственницы (хотя сам Иван Грозный был женат, но он имел богатый опыт отделываться от жены, когда находил ей лучшую замену). А в 1580–1582 гг. он вел через послов переговоры о своей женитьбе на племяннице королевы Елизаветы, Марии Гастингс, дочери лорда Гонтингдона. В это время и еще раньше именно английские купцы в Москве имели ряд важных льгот и привилегий. Царь Иван Грозный, особо хорошо относившийся к англичанам, восхищавшийся величием и гением английской нации, представил серьезные торговые привилегии им, пожаловал двор с палатами английским купцам (их можно увидеть и теперь – это палаты Старого Английского двора ХVI – ХVII вв. на ул. Варварка). Позже, вначале царский шурин, а затем – царь Борис Федорович Годунов также видели в Англии надежного союзника и защитника своих интересов. В 1585 г. Борис Годунов через своего агента Джерома Горсея изложил в Англии королевскому совету просьбу в случае необходимости предоставить ему и его семье убежище в их стране. Тогда через того же агента английскую королеву просили прислать в Москву опытную повивальную бабку и доктора (царица Ирина, сестра Бориса Годунова и жена царя Федора Ивановича часто, но неудачно бывала беременной). Став царем, Борис Годунов всячески способствовал укреплению надежных отношений с Англией. Покровительствовала англичанам и императрица Екатерина II. Один из ее самых доверенных людей и один из самых влиятельных людей в России, к тому же ее близкий друг, граф Никита Иванович Панин (1718–1783) был дипломатом и англофилом до мозга костей, как и сама великая княгиня, а потом императрица Екатерина II. Именно Н.И. Панин был наставником сына Екатерины и Петра, т. е. будущего российского императора Павла. И это не говоря об особо доверительных отношениях вел. кн. Екатерины в 1756–1759 гг. с английским послом Уильямсом, который от имени английского правительства помогал ей денежными средствами, будучи уверенным, что рано или поздно, но именно она будет царствовать в России, тогда удастся противодействовать сближению России и Франции, что было выгодно Англии. Нуждавшаяся в деньгах великая княгиня Екатерина с благодарностью брала деньги и обещала со временем их вернуть. И действительно, когда она стала единоличной русской императрицей (1762), в 1764 г. между графом Паниным и английским послом Букингемом зашла речь о возвращении принятых Екатериной денег, но английское правительство затруднилось принять их.

Россия хотела стабильно быть в доверительных отношениях с сильной Англией, к этому стремились любыми путями. В 1884 г. внучка английской королевы Виктории, редкостная красавица принцесса Гессенская Елизавета (отказавшая большому числу претендентов на ее руку) вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова (5-го сына императора Александра III). Именно на их свадьбе наследник русского престола царевич Николай (будущий царь Николай II) познакомился с другой внучкой королевы Виктории Алисой, ставшей в 1894 г. его женой, императрицей Александрой Федоровной. В таких условиях удивительно, что так поздно – только в ХIХ в. – в Москве построили англиканскую церковь. Участок, на котором стоит англиканский храм, принадлежал семье Колычевых; в 1840-х годах в глубине участка стоял дом, принадлежавший советнику Н.В. Колычеву. В 1814 г. этот дом наняли для англиканской церкви, ведь тогда в Москве было много англичан: купцов, ремесленников, гувернанток и гувернеров, других специалистов. В 1882 г. старая английская церковь была заменена новым зданием с башней (арх. Р.К. Фримен). Архитектура ее напоминает известный Кентерберийский собор в Лондоне, это типичное несколько стандартизированное воспроизведение английской готики. В 1920 г. англиканскую церковь закрыли. Вначале ее здание занимала финансовая миссия, потом в нем было общежитие, а в 1932–1995 гг. в нем находилась Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия». С начала 90-х годов в храме-студии стал совершать богослужения по канонам англиканской церкви приезжавший из Финляндии в среднем раз в месяц священник. Община англиканской церкви в Москве была зарегистрирована в 1993 г., в 1995 г. ей возвратили историческое здание в Вознесенском переулке.

Северный административный округ

Площадь Северного административного округа (САО) 87,3 кв. км. Он включает 17 районов: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский, Бусиново, Войковский, Восточное Дегунино, Головинский, Дмитровский, Западное Дегунино, Коптево, Левобережный, Молжаниновский (за МКАД), Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино, Хорошевский. В округ входят исторические местности Михалково, Петровско-Разумовское, Всехсвятское, Коровино, Дегунино, Хорошево, Бусиново и др., некоторые из них дали название районам этой части Москвы. Название одного района «Войковский», как и название станции метро «Войковская», нужно срочно менять. Названы они в честь Петра Лазаревича Войкова (Тинкус Лазаревич Вайнер, 1888–1927) – члена президиума исполкома Уральского совета, комиссара продовольствия Уральской области, одного из инициаторов и исполнителей убийства в 1918 г. императора Николая II и его семьи – т. е. семерых русских святых (!), – затем советского чиновника и дипломата, полпреда СССР в Варшаве (с 1924; не стеснялся носить перстень с большим рубином, снятый с пальца убитого Николая II, в статусе посла СССР в Польше), где был убит белогвардейцем за участие в убийстве царской семьи. В Москве с 1990-х гг. поменяли названия большого числа улиц и станций метро, а эти неуместные названия до сих пор сохраняются. Можно назвать район и станцию метро в честь летчика-космонавта В.В. Волкова (1935–1971, Героя СССР, участника полета на космических короблях «Союз-7», «Союз-11» и первой в мире орбитальной научной станции «Салют»; после завершения программы полета при возвращении на Землю все члены космического экипажа корабля «Союз-11» погибли), рядом уже есть улица Космонавта Волкова.

САО является частью Москвы, приятной для жизни и отдыха, дающей широкий и разнообразный выбор мест приложения труда, имеющей много исторических и культурных достопримечательностей. Водная гладь Химкинского водохранилища и канала им. Москвы, несколько больших прудов (в том числе Головинские пруды), значительные зеленые пространства (лесопарки Хлебниковский и Химкинский, парки «Дружбы», «Дубки», «Березовая роща», Чапаевский, Сельскохозяйственной академии и др.), крупные спортивно-физкультурные объекты (водный стадион «Динамо», спортивные комплексы «Динамо», ЦСКА, «Юность», Центральный спортивный клуб ВМФ, спортивный комплекс «Крылья Советов», учебно-спортивный центр «Юные пионеры», ипподром и др.), более 7 музеев (коневодства, авиации и космонавтики, почвенно-агрономический и др.), выставочные залы, свыше 7 театров (в том числе единственный в мире цыганский театр «Ромэн», Театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и Ю.В. Васильева), разнообразные досугово-рекреационные учреждения, более 13 действующих православных храмов и многое другое делают этот округ престижным местом для жилья, несмотря на его развитую промышленность (но и высокий научный и вузовский потенциал). Среди многочисленных промышленных объектов преобладают машиностроительные предприятия; имеются порядка 170 научно-исследовательских и научных центров (в том числе уникальные учреждения авиационного профиля – ОКБ им. П.О. Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева, авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, НИИ «Аэропроект», а также Институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука, ВНИИ научной и технической информации, Центральный автомобильный и автомоторный институт и др.), более 13 вузов и высших учебно-научных центров; Авиационный университет, Технический университет гражданской авиации, Академия печати, Коммерческая академия, Художественно-промышленный институт им С.Г. Строганова, Академия МВД РФ, Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского, Академия ВМФ РФ и др. Главными транспортными магистралями являются шоссе – Хорошовское, Волоколамское, Ленинградское, Дмитровское, Ленинградский проспект и др. Насыщенность хозяйственными объектами, расположенный в нем Белорусский вокзал (открыт в 1870 г., реконструирован), плотная улично-дорожная сеть с интенсивным движением транспорта определяют ряд тревожных черт в экологической ситуации районов округа. Тем не менее САО остается привлекательным местом для жилья. Этому способствуют красота природных данностей, определенная завершенность архитектурно-планировочного облика, высокий уровень благоустройства.

На страницу:
7 из 8

Другие книги автора