bannerbanner
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

Среди лучших примеров застройки Москвы советского периода нужно назвать: высотные здания на Садовом кольце, бывшее здание Госплана СССР (Моховая ул., 12, арх. А.Я. Лангман), Центральный телеграф (Тверская, 7, арх. И. Рерберг), здание редакции газеты «Известия» (Пушкинская пл., арх. Г. Бархин), комбинат газеты «Правда» (ул. Правды, 24, арх. П.А. Голосов), Планетария (Садово-Кудринская ул., арх. М. Барщ и М. Синявский), жилой дом на Новинском бульваре, или «Дом Наркомфина» (арх. М. Гинзбург и И. Милинис), здание Наркомзема (позже Министерство сельского хозяйства СССР, арх. А. Щусев), Дом Центросоюза (арх. Ле Корбюзье, при участии арх. Н. Колли), Дом на Моховой (бывшее здание «Интуриста», арх. И. Жолтовский), здание Военной академии им. М.В. Фрунзе на Девичьем поле (арх. Л. Руднев и В. Мунц), киноконцертный зал «Пушкинский» (Пушкинская пл., ранее кинотеатр «Россия», арх. Ю. Шевердяев), Центральный стадион в Лужниках, включающий Большую и Малую спортивные арены, бассейн, Дворец спорта и др.

С позиций строительных новаций 1990-х гг. представляет определенный интерес опыт реконструкции Манежной площади. Комплекс Манежной площади включает в себя крупнейший в Европе торгово-рекреационный центр с подземным археологическим музеем, исторический Александровский сад с воссозданным (1996) стилизованным отрезком (скульптурное оформление создано З.К. Церетели) р. Неглинки, площадь около Исторического музея с памятником (1995, скульптор В.В. Клыков) маршалу Г.К. Жукову (1896–1974), Центральную площадь-сквер и площадь Искусств напротив Манежа. Вне сомнений, комплекс на Манежной площади представляет интерес. Только настораживает его соседство с могилой Неизвестного солдата. Как-то неуместно выглядят персонажи сказок и другие увеселения рядом с почитаемым мемориальным захоронением. Обсуждают возможность восстановления около гостиницы и ресторана «Националь» часовни Александра Невского, построенной в 1883 г. в память русских солдат, павших в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. (арх. Д.В. Чичагов). Эта часовня оказалась первой жертвой воинствующих атеистов, она стала первым религиозным объектом, разрушенным в 1922 г. В 1990-е гг. построили между Театральной площадью и Большой Дмитровкой новое здание Большого театра, в котором размещаются зрительный зал на тысячу мест, репетиционные помещения, склад костюмов, инженерные службы. Еще одна интересная новостройка – находится на стрелке Водоотводного канала возле Краснохолмского моста – это – комплекс Российского культурного центра.

Идет реализация еще одного грандиозного проекта на Краснопресненской набережной. Здесь сооружают комплекс Московского международного делового центра «Москва-Сити». На площади в 100 га построят многочисленные офисы российских и иностранных фирм. Многое из намеченного уже сделано. Намечают создать линию скоростного транспорта на магнитной подвеске, которая свяжет этот центр с аэропортами «Шереметьево» и «Домодедово». Первые новостройки этого комплекса – пешеходный мост через Москву-реку и офисный квартал на набережной Москвы-реки.


Памятник гренадерам – героям Плевны


Из более чем трехсот памятников (монументов), имеющихся в Москве, большая часть находится в Центральном округе. Среди них памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому (1818, скульптор И.П. Мартос) на Красной площади – это самый первый памятник, появившийся в Москве. В досоветской Москве большинство памятников создавалось на средства населения. Так были воздвигнуты памятник гренадерам – героям Плевны (1887, первый памятник неизвестному солдату в Европе), Н.И. Пирогову (1897), первопечатнику И.Ф. Федорову, АС. Пушкину (1880) и др. В советский период в Москве поставили около 260 памятников, но, как показала жизнь, многие не следовало спешить ставить. В 1991 г. немало памятников, особенно в центральной части, было снято (Ф.Э. Дзержинскому, Я.М. Свердлову, М.И. Калинину и некоторым другим деятелям советского периода). С начала 1990-х гг. в Москве ставят памятники только действительно достойным людям, и в большой мере в центральной части города. Среди них памятники святым просветителям словенским Мефодию и Кириллу, российской святой великой княгине Елизавете Федоровне, А.А. Блоку, маршалу Г.К. Жукову, святому великому князю Московскому Даниилу Александовичу, С.А. Есенину, В.С. Высоцкому и Ф.М. Достоевскому и др. Однако мало ставить новые памятники, нужно придать точную авторскую редакцию памятникам, украшающим Москву многие годы, но из-за идеологических соображений не всегда в советский период точно воплощенным в жизнь, как мечтали их авторы. Например, памятник П.И. Чайковскому у консерватории (1954), памятник А.М. Горькому (1951) на площади Тверской заставы (их создавала великая В.И. Мухина) и некоторые другие. Хорошо бы вернуть и памятник А.С. Пушкину (1880, скульптор А.М. Опекушин) на его первоначальное место в конце Тверского бульвара, у его выхода на Тверскую улицу. (Плащ поэта как бы продолжался в зеленой ленте деревьев бульвара. Зримо подчеркивалось единство природы России, ее народа и поэта), в 1950 г. памятник А.С. Пушкину перенесли на противоположную сторону улицы, на Пушкинскую площадь (название дано в связи со 100-летием со дня гибели поэта). Со временем за спиной поэта оказался кинотеатр. Полезно поразмыслить и о расположении рядом двух памятников Н.В. Гоголю. В 1909 г. к 100-летнему юбилею Н.В. Гоголя на Арбатской площади установили памятник писателю (и он стоял там до 1952 г., скульптор Н.А. Андреева). В этом месте памятник был установлен символично – рядом, в доме А.П. Толстого на Никитском бульваре, Н.В. Гоголь провел последние месяцы жизни; этот глубоко психологический памятник перенесли во дворик этого дома. В 1952 г. на Арбатской площади установили парадный (красивый, но бесчувственный) памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.В. Томского. Почти на одной площади два Гоголя смотрят друг на друга, это, кажется, единственный подобный парадоксальный случай в мировой градостроительной практике.

В июле 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». В соответствии с советским Планом монументальной пропаганды в 1918 г. был провозглашен декрет Совнаркома «О памятниках Республики». Совет народных комиссаров выявил 69 наиболее ярких революционеров и прогрессивных деятелей, которым надлежало поставить памятники в Москве. Это все происходило в период безудержного романтизма и утопичной веры большинства людей в скорое торжество коммунизма в России, а затем и во всем мире. Памятники решили создать из недорогих, поэтому и недолговечных материалов. До нас большинство этих памятников из-за недолговечности их материала не дошло. О кампании 1918 г., когда разрушали одни памятники и строили другие, лучше всего напоминают два памятных места в Центральном округе. Это памятник-обелиск мыслителям и революционерам всех времен в Александровском саду и памятник Ф.М. Достоевскому. В саду бывшей Мариинской больницы (ул. Достоевского, 2) можно увидеть памятник Ф.М. Достоевскому (скульптор С.Д. Меркуров), перенесенный сюда в 1936 г., а первоначально установленный в 1918 г. на Цветном бульваре (для него позировал скульптору известный певец А. Вертинский в 1913 г.) но в условиях царской Москвы памятник установить не удалось.

Памятники придется и восстанавливать. Например, до установки на Тверской площади (в 1912 г. – Скобелевской) памятника Юрию Долгорукому (1957), сменившему установленный здесь в 1918 г. обелиск Свободы (скульптор Н.А. Андреев, арх. Д. Осипов), был поставлен в 1912 г. памятник М.Д. Скобелеву (скульптор А.П. Самсонов) – легендарному русскому полководцу, герою Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., продолжателю суворовских традиций доброго, отеческого отношения к солдатам. М.Д. Скобелев (1843–1882) всегда носил белую папаху и бурку, у него был белый конь, его называли «Белым генералом». Это, а также его сабля, устремленная на центр московской администрации советской власти, ускорили ликвидацию в советский период этого ценного памятника.

В конце 90-х гг. был разработан и реализуется новый план создания и порядок установки памятников в Москве. Остается надеяться, что будет возможность широко обсуждать проекты памятников, чтобы в городе больше не возводили памятные знаки или памятники-пугала, чтобы мудро подходили к выбору мест для их установки.

Среди важнейших градостроительных проблем ЦАО – его социально-экономическое развитие и архитектурно-художественное совершенствование как базиса древнего русского города и важнейшей части Москвы, как столицы великой державы – России и одновременно глобального города, оптимизация соотношений площадей жилой и нежилой застройки, решение дорожно-транспортных проблем, развитие монументального исскуства, определение разумных масштабов, форм и содержания рекламы, посильное озеленение, дальнейшее развитие, реконструкции, определения разумного режима использования исторических мест, в первую очередь, Кремля, Красной площади и прилегающих к ним территорий, неспешное решение сложного вопроса о сохранении или несохрании Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади и ряд других.


С 1990-х гг. в отечественном обществе оживились разговоры о возможности и целесообразности захоронения тела (мумии) В.И. Ульянова-Ленина. Решить этот вопрос не просто, учитывая разные его аспекты. Во-первых, сам Ленин не высказывал никаких пожеланий о своем захоронении; будучи убежденным атеистом, он не думал о соблюдении христианского или какого другого религиозного похоронного ритуала. Тещу Ленина кремировали, всех его родных захоронили в землю. При жизни Ленина начали хоронить особо заслуженных революционеров у Кремлевской стены, он против этого не возражал (например, в 1919 г. здесь появилась могила Я.М. Свердлова). Передаваемые из уст в уста слухи о том, что Ленин хотел быть похороненным в Петербурге, рядом с могилой его матери, документально не подтверждены. Вдова Ленина, Н.К. Крупская, убежденная атеистка, не особо приветствовала, но и не запретила бальзамирование тела Ленина и хранение мумии в Мавзолее. Скорее всего, Ленин думал, что его могила будет у Кремлевской стены, рядом с захоронением Я.М. Свердлова (их статус был сравнимым). Во-вторых, на Красной площади у Кремлевской стены постепенно был создан коммунистический Пантеон с захоронениями в могилах и в стене останков кремированных значительных отечественных, а иногда и иностранных коммунистов. С 1990-х гг. стало ясно, что коммунистическая идеология чуть ли не исчерпала себя, уже не является основной для подавляющего числа россиян, быть коммунистом стало не выгодно, не перспективно.


Воскресенские ворота с часовней Иверской иконы Божией Матери


Вот почему Пантеон коммунистов и Мавзолей у Кремлевской стены уже не являются национальной святыней, а остаются только мемориальным местом, в первую очередь, для коммунистов. В-третьих, на Красной площади стали проводить парады, демонстрации, увеселительные (а в последние годы и коммерческие, прибыльные с позиции получения денег) мероприятия с музыкой, песнями, танцами, прочей веселой атрибутикой; рядом с могилами и захоронениями подобные акции недопустимы. Еще в 1953 г., сразу после смерти И.В. Сталина, было принято и опубликовано совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целесообразности со временем переноса захоронений коммунистов и Мавзолея с Красной площади и сооружения в другом месте монументального здания – Пантеона, куда предполагалось перенести саркофаг с телом Ленина и саркофаг с телом Сталина, останки и могилы других коммунистов, продолжить в нем захоронение особо отличившихся коммунистов. У лидеров социалистической страны хватило ума принять такое постановление и не отменять его, хотя его реализация затянулась. В-четвертых, сохранение мумии Ленина имеет научно-практическую ценность. Целый институт – Лаборатория биологических структур – обеспечивает сохранение тела Ленина в надлежащем состоянии, этой работой делает себе рекламу, с успехом продолжая много лет столь деликатное дело. Эта лаборатория получает из-за рубежа заказы на бальзамирование тел усопших и получает за выполнение каждого заказа миллионы долларов. Лаборатория, например, бальзамировала тело вьетнамского вождя Хо Ши Мина, некоторых других важных персон. При этом нужно учитывать не только коммерческую, но и научную значимость сохранения мумии Ленина. В отечественной практике есть разные примеры сохранения мумий, этот опыт имеет долгую историю, причем не только на территории собственно России. Так, в Виннице находится усыпальница с набальзамированным телом выдающегося русского хирурга и общественного деятеля Н.И. Пирогова (1810–1881). В районе озера Иссык-Куль захоронено в саркофаге тело выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского (1839–1888). В Прибалтике захоронен герой Отечественной войны 1812 г. князь, русский генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли (1761–1818). Говорить о том, что во благо России нужно непременно срочно спешить захоронить в землю тело атеиста Ленина по христианским правилам вряд ли верно. Нужно помнить и то, что пока есть люди, для которых Ленин очень дорог; но скоро таких людей почти уже не будет. В-пятых, Мавзолей Ленина – по форме зиккурат – никак не вписывается в русские архитектурно-художественнные формы Красной площади, хотя сам по себе как архитектурный памятник он представляет архитектурную ценность. Если уже взяли курс на восстановление исторического облика Красной площади (восстановили Казанский собор, Воскресенские ворота с часовней Иверской иконы Божией Матери), нужно продолжить это дело, в том числе перенести отсюда Мавзолей и захоронения коммунистов в другое более подходящее место – например, в Подмосковье, в Горки – в советский период Горки Ленинские – в Ленинском районе Московской области, где был создан в советский период комплекс филиала бывшего Центрального музея В.И. Ленина, было возведено помпезное здание (по А.Г. Латышеву, 1996). Учитывая все это, до сих пор совсем не так просто решить вопрос, что делать с Мавзолеем на Красной площади и мумией Ленина, о котором мы еще всю правду не знаем.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов, 1870–1924) родился в Симбирске, ныне – Ульяновск в обеспеченной семье инспектора (с 1874 г. – директор) народных училищ. Отец его был русским православным человеком, мать – безразличная к религии полуеврейка – полунемка (ее отец Абрам Бланк – крещеный еврей Александр, мать – немка-протестантка). В Симбирской гимназии Владимир выделялся способностями к учебе, был отличником («хорошо» имел только по «закону Божьему»), держался самоуверенно. В 1886 г. умер его отец, мать осталась с 6 детьми. В 1887 г. его старшего брата – студента-отличника Петербургского университета, биолога – Александра повесили за участие в подготовке покушения на императора Александра III (царь разрешил матери встретиться с арестованным Александром, дал возможность ему остаться в живых при условии покаяния, но Александр отказался покаяться, выбрал смерть). В 17 лет Володя поступил на юридический факультет Казанского университета, вскоре за участие в революционном движении студентов был арестован и исключен из университета, выслан в деревню Кокушкино (где было имение его матери, унаследованное от ее отца), где он занимался самообразованием. В 18 лет в Казани Владимир вступил в марксистский кружок, в 19 лет переехал в Самару. В 21 год сдал экстерном экзамен на юридическом факультете Петербургского университета; затем начал работать помощником присяжного поверенного в окружном суде, но кропотливый труд адвоката ему не понравился. Тогда он бросил честную и неплохо оплачиваемую работу, переехал в 23 года в Петербург, где занялся революционной деятельностью. В финансовом плане ему помогала мать, ведь она была совладелицей имения Кокушкино. Так продолжалось многие годы, мать-вдова помогала взрослому сыну, а не он ей.

В ненависти к царям и царизму Владимир не знал границ. Говорили и говорят, что для этого у него были и весомые личные причины. Якобы одно время его мать была при царском дворе, приглянулась одному из великих князей, стала его жертвой. Беременную срочно отправили в провинцию к отцу в Кокушкино, выдали замуж за скромного учителя, которому взамен женитьбы и молчания обещали регулярное продвижение по службе. После смерти отца, Александр Ульянов, разбирая архив умершего, нашел бумаги, раскрывшие тайну рождения его сестры Анны, что еще более усилило его решимость отомстить царям, бороться с царем и царизмом; за подготовку покушения на царя Александра III через год его повесили. Владимир мстил за мать и за брата царской династии Романовых. Якобы брак М.А. Бланк и И.Н. Ульянова, основанный на компромиссе, был непростым; якобы у Анны, Александра, Владимира и Ольги, Дмитрия и Марии были разные отцы, – что определяло особый характер социально-психологической обстановки в семье Ульяновых.

В 25 лет В.И. Ульянова арестовали и сослали на 3 года в село Шушенское (Восточная Сибирь), где он в 28 лет оформил свой брак с 29-летней Н.К. Крупской (1869–1939); они обвенчались. Их жизнь в Шушенском была наиболее счастливым, спокойным, здоровым периодом их жизни. Приехала и жила с ними мать Крупской – Елизавета Васильевна, которая руководила созданием комфорта их быта. Две взрослые женщины – мать и дочь Крупские – не могли сами вести несложное домашнее хозяйство, наняли для этого 13-летнюю девочку, которая успешно вела их хозяйство. Получалось, что в семье В.И. Ленина использовали наемный детский труд, с которым большевики боролись. Е.В. Крупская здесь и позже, в эмиграции, жила с ними, нередко была при них удорщицей и кухаркой (Н.К. Крупская не умела и не хотела вести хозяйство). Позже за границей, когда они были в эмиграции в Берне в 1914 г., Е.В. Крупская в возрасте 70 лет умерла, ее смерть они встретили без слез и поминок, кремировали, а прах ни тогда, ни позже не востребовали. Она им больше помочь не могла, поэтому и прах ее им был не нужен. В ссылке В.И. Ульянов не пытался найти работу, получить хоть какой-то заработок, жил на установленное законом пособие на содержание заключенных (многие из ссыльных работали за плату), кроме того, его материально поддерживала его мать. Жена, также ссыльная после тюрьмы, тоже получала пособие. В.И. Ульянов и его семья жили в 3-х комнатах: столовая-приемная, кабинет, спальня – у супругов никогда не было общей кровати, всегда и везде были 2 простые кровати (традиционно у дворян-супругов было принято иметь разные постели, и даже спальни). В.И. Ульянов много работал над своими трудами, но много и отдыхал – с удовольствием охотился, пытался ловить рыбу, ходил за грибами, катался на коньках, играл в шахматы, совершал длительные прогулки и т. п., – поэтому тогда хорошо себя чувствовал, как и Н.К. Крупская. Их, в первую очередь, объединяли общее революционное дело, работа, чувственные мотивы были для них далеко не главными.

В 25 лет В.И. Ульянов создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», в 33 года под его руководством была создана партия большевиков. В 35 лет, приехав в Петербург, он пытался на практике возглавить революционную борьбу, но политическое лидерство удержал Петербургский совет во главе с Л.Д. Троцким (Бронштейн, 1879–1940). 37-летний Владимир уехал в эмиграцию, где продолжал революционную работу – наставлял своих сторонников, писал теоретические труды. Постоянного заработка не имел, жил за счет эпизодически поступавщих гонораров и разных источников «спонсорской помощи» с родственными и революционными корнями. 10 лет он был оторван от России, не знал реалии жизни, но действовал ради разрушения стабильности и порядка в ней.


В.И. Ленин. Фото начала 1920-х гг.


В 1907–1917 (начало) гг. В.И. Ульянов жил за границей и действовал во имя грядущих революционных изменений в России. После Февральской буржуазной революции 1917 г. В.И. Ульянов, взявший еще раньше псевдоним Ленин, вернулся в Россию в окружении его соратников. На ведении революционной работы в России он получил ощутимые деньги у немецкого правительства (шла I Мировая война), заинтересованного в ослаблении экономического и политического значения России, падении ее обороноспособности, военной силы и ускорении вывода ее из войны. Летом 1917 г. 47-летний Ленин скрывался от преследований Временного правительства. В октябре 1917 г. он приехал в Петербург и возглавил руководство Октябрьским переворотом, названным Социалистической революцией. Большевики во главе с Лениным смогли захватить власть. На II Всероссийском съезде Советов Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров (возглавил советское правительство). По настоянию Ленина весной 1918 г. IV Чрезвычайный съезд Советов ратифицировал позорный для России Брестский мир. По Брестскому мирному договору Россия потеряла, а Германия приобрела почти 1 млн кв. км (т. е. больше германских европейских территориальных владений).

В 48 лет Ленин был тяжело ранен, официально было объявлено, что в него стреляла эсэрка-террористка Фанни Каплан, но она была почти слепой и стрелять, по сути, не умела вообще. Скорее всего, его хотели убить иные его враги, возможно, даже и сторонники социалистических преобразований в России, но проводимых иными методами, средствами, темпами, без моря крови жертв и чрезмерных насилий. Борьба шла смертельная, зверски вели себя и «белые», и «красные». Ленин был инициатором создания Коммунистического интернационала (1919). Он одобрил создание Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ЧК, ВЧК), которая стала широко практиковать повсеместное насилие и репрессии. Ленин считал установление и сохранение любой ценой диктатуры пролетариата важнейшим условием построения социализма в России. Будучи по своей натуре властным и непоколебимо уверенным в своей правоте человеком, Ленин не вполне оценивал тяжесть человеческих и территориальных утрат России. При этом он искренне мечтал об улучшении жизни простых людей, их образовании, культурном развитии, особую заботу проявлял о детях и женщинах-работницах. В решении административных, образовательных, социальных дел усиленно помогала ему его жена Н.К. Крупская, в решении вопросов социального толка, а также вопросов работы, учебы, быта женщин ему также плодотворно помогали И.Ф. Арманд (которую он очень любил, но так и не решился связать с ней свою жизнь, сделать женой, у них была дочь, воспитывавшаяся и жившая за границей, которую он ни разу не видел) и А.М. Колонтай. У Ленина было много соратников, в первую очередь мужчин, именно их усилиями в стране постепенно навели относительный порядок, но методами и по рецепту большевиков.

У Ленина резко обострились болезни с 52 лет. В 1922, 1923, 1924 гг. у него были 3 инсульта. В эти годы он страдал от утраты памяти (временами полной или частичной), параличей, потери речи (что было жутко при сохранении интеллекта), понимал, что от него ушли политическое и экономическое лидерство в стране, которая все больше развивалась не так, как он мечтал. Ленин мучился и от тяжелейших душевных и физических мук, но изменить ничего не мог, просил дать ему яд (по словам И.В. Сталина), умер в возрасте 54 лет в подмосковном имении Горки.

Ленин был счастливым и одновременно несчастливым человеком. Он одержимо, любой ценой стремился к свержению царизма, допускал любые людские жертвы ради этого и последующего удержания власти Советами. Ленин получил удовлетворение от творчества (разработка исторических, политических, экономических, военных и др. сюжетов), от широкого внедрения на практике многих его предложений, почувствовал всенародную любовь к нему (хотя были и враги), ощутил полезность его мыслей и дел для большого числа простых людей, увидел рост авторитета и признание созданного им на месте Российской империи нового государства – СССР. Но похоже, что он был обделен многими простыми человеческими радостями: не имел внимательной к семейной делам, любвеобильной, домовитой жены – матери его детей, не имел законных детей и внуков, замечал красивых женщин, но не имел времени и сил для получения радостей и развлечений с ними, только частично интересовался искусством, чувственные эмоции не были его стихией, ради дела и своей исторической репутации он смог подавить в себе сильную любовь (как минимум, к И.Ф. Арманд). Ленина поразила длительная тяжелая неизлечимая болезнь, из-за этого произошли утрата им первостепенной роли в стране и его мучительная смерть, а тело его не было предано земле (что по христианским канонам оценивается как жуткое наказание человеку). Ленин был главным создателем (1922) нового мощного государства – СССР, в котором начали успешно решать многие социальные проблемы, создали лучшую в мире систему бесплатного образования (которую теперь разрушают, делают в основном платной и не вполне подходящей для реалий России), огромное внимание уделяли воспитанию патриотизма в людях, пресекали пьянство, разврат, распущенность, казнокрадство, взяточничество, поборы, большое внимание уделяли Вооруженным силам и повышению обороноспособности страны, пытались найти свой, особый путь развития национальной экономики, не делали ее нелепым слепком-копией с иностранных моделей. Но с подачи Ленина или, как минимум, при его позволении была создана система лагерей, куда отправляли неугодных советскому режиму людей, разработали льготы и привилегии для узкого круга нужных лиц и контингентов жителей, постепенно происходило нравственное разложение партийно-административной элиты и членов их семей, были допущены мерзкие действия по отношению к верующим людям, монашеству, разрушены очень многие храмы, осквернены многие святыни и поругано имя Бога.

На страницу:
4 из 8

Другие книги автора