Полная версия
Путешествие из Москвы в Ярославль. Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль
Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский, 1800–1844) – один из лучших русских поэтов первой половины ХIХ в. Его лирическая поэзия по своему художественному качеству стоит рядом с лирикой А.С. Пушкина, В.И. Жуковского, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова. К концу своей жизни он пришел к осознанию противоречия между историческим, научно-техническим прогрессом и духовно-эстетической природой человека.
Мураново. Н.В. Путята. Владелец усадьбы, знакомый А.С. Пушкина
Баратынский жил в эпоху, когда в России все отчетливее проступали черты буржуазного уклада, всюду проникал и упрочивался торгашеский дух, мысли о получении доходов любой ценой теснили стремления и помыслы людей к нравственно-духовному совершенствованию. Баратынский осознавал, что растущее стремление к обогащению, деньгам лишает слишком часто людей главного – человечности, доброты, духовности. Он не мог переломить эту тенденцию, старался найти успокоение души в религии, видел утешение в домашнем уюте, в семейной жизни, в бытовых делах своего дома. Баратынский уже тогда разгадал неизбежную разрушающую духовность сущность нарождающихся буржуазно-экономических отношений, выразил в своих стихах неверие в возможность счастья человека, когда практицизм и доходная суета сменяют истинно ценные помыслы и дела во имя добра, чести и всеобщего счастья. По сути, он постиг реальность создания и сохранения жизненного комфорта только в лоне семьи, вооруженной защитой православия. На опыте своей собственной жизни он многократно убедился, что только теплые родственные, семейные отношения и творчество являются надежными гаванями, где можно укрыться и спастись от разных жизненных невзгод, бед, тревог.
Баратынский известен как великолепный поэт и как яркий патриот Москвы, России. Он был потомком древнего знатного, известного воинской славой, дворянского польского рода. Родился в отцовском имении Мара Тамбовской губернии, затем в 1808 г. вместе с родителями переехал в Москву, в 1812–1815 гг. учился в Петербургском Пажеском корпусе, в 1816 г. был исключен оттуда за серьезный проступок (в компании соучеников принял участие в краже денег из кабинета отца одного из них), по высочайшему повелению лишен гражданских прав, подвергнут моральному наказанию (запрет на службу во всех казенных учреждениях и учебу в различных пансионах). Вероятно, именно тогда он перенес сильное нервное потрясение, ставшее началом болезни, мучившей его всю жизнь.
Мураново. Е.А. Баратынский
Мураново. В главном доме усадьбы
Но, несмотря на позорное положение в обществе, в семье Баратынского окружили лаской. Родные дали ему понять, что хотя они осуждают его поступок, но видят его раскаяние и любят его по-прежнему. Чтобы поправить свое положение, Баратынский поступил рядовым на военную службу. Его влиятельные родственники содействовали тому, что военная служба была для него в большой мере ширмой. Он только числился на службе, в полк появлялся изредка и по вызову, жил на частной квартире, ходил во фраке (а не в солдатской форме) и т. п. С периода учебы в Пажеском корпусе он увлекся сочинением небольших пьес и стихотворений; на «военном» этапе его жизни он продолжил общение с поэтами А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером и др. Одним словом, он снова занимался литературными делами. Через 6 лет, в 25-летнем возрасте, он получил долгожданный первый офицерский чин (стал прапорщиком), что означало восстановление его достойного статуса в обществе. Он в 1826 г. вышел в отставку и поселился в Москве, где с увлечением занялся поэзией. В том же году он женился на А.Л. Энгельгардт, доброй, любезной, умной, но некрасивой девушке; он искренне любил ее и не раскаялся в своем выборе до смерти. Его жена обладала тонким литературным вкусом, поэтическим чувством, поддерживала его всегда в его литературной работе. Но отношения его самых любимых женщин: жены и матери (говорили, что она психически не вполне здоровая) не сложились. Вот почему после смерти Л.Н. Энгельгардта (1826 г.) он с удовольствием стал управлять семейными имениями Эндельгардтов, хотя был вынужден взять на себя эту роль. Тогда он вступил и во владение подмосковной усадьбой Энгельгардтов – Мураново.
Баратынский особое внимание уделял именно усадьбе Мураново. У Баратынских к началу 1840-х гг. уже было 7 детей. Для удобства жизни их большой семьи Баратынский начал в 1841 г. строительство в Мураново нового усадебного дома; в 1843 г. зиму они провели уже в их новом уютном и очень теплом доме. Успешное мурановское домостроительство, уют и тепло домашнего очага, большая дружная семья формировали новый прилив творческой энергии поэта.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) был и остается одним из лучших русских поэтов-лириков, он оставил яркий след в отечественной и мировой поэзии. Ф.И. Тютчев родился в дворянской семье в селе Овстуг Брянского уезда, его детские годы прошли в Москве. Он с детства и юности ощущал интерес к поэзии. В 1819–1821 гг. учился в Московском университете на словесном отделении, с 1822 г. начал служить по министерству иностранных дел. Родственники помогли ему получить скромное рабочее место при русской дипломатической миссии в Мюнхене. Тютчев не был богат, тем не менее он никогда не стремился к служебной карьере. Он провел за рубежом на дипломатической службе 22 года. Был дважды женат на иностранках, женщинах из родовитых семейств. Языком его повседневной жизни был французский; русская речь и язык были для него заветными, и только самые сокровенные свои чувства, мысли он излагал на этом самом дорогом для него языке.
Мураново. Ф.И. Тютчев
В 1844 г. в 41 г. Тютчев переселился в Россию, в Петербург, стал служить в министерстве иностранных дел, с 1858 г. стал председателем Комитета иностранной цензуры. Он оставался прежде всего светским человеком, завсегдатаем аристократических салонов Петербурга и Москвы, был великим мастером салонной беседы, эстетом, любимцем молодежи и стариков, баловнем женщин. Излюбленной темой его разговоров была внешняя политика.
С позиций отлично образованного, патриотично настроенного человека он пытался своими знаниями, опытом, порядочностью воздействовать на принятие правильных решений царем и правительством. Но власть не любила, чтобы ее учили и ее интересы защищали оружием, которым она сполна не владела. Тютчев был очень образованным, что еще более подчеркивало отдельные стороны интеллектуальной ограниченности царя и его правительства. Правящие силы страны тех лет не востребовали сполна обширные знания и редчайший талант этого человека. В этом одна из весомых причин того, что лучшие силы Тютчева ушли на лирическую поэзию.
В прямую оппозицию светскому обществу его привели и отношения с Еленой Александровной Денисьевой (1826–1864), племянницей инспектрисы Смольного института благородных девиц, где учились две его дочери. Они познакомились в 1850 г., тогда ему было 47 лет, ей – 24 (возрастная разница – 23 года). Их связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Е.А. Денисьевой. У них родилась дочь и двое сыновей. Свою страсть к Денисьевой Тютчев не скрывал, но и с официальной своей семьей не порывал. Положение Денисьевой было исключительно трудным, почти невыносимым, от нее отвернулось общество. Она была душевно растерзана, замучена безысходностью ее судьбы и физическими страданиями от чахотки (туберкулеза).
Тютчев находил самовыражение в своей поэзии, для него писать стихотворения было необходимостью, при этом на судьбу своих стихов он взирал с равнодушием. Хотя его стихи печатали с 15 лет, только в 1850 г. (ему 47 лет) в авторитетном журнале «Современник» устами Н.А. Некрасова он был назван одним из первых поэтов страны, только в 51 год появился сборник его стихов. В 54 года он стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук. С начала 1873 г. (ему 70 лет) он был тяжело болен и в том же году умер.
В условиях своей семейной неустроенности, неспокойствия в двух его семьях и последующими угрызениями совести от своих поступков Тютчев находил райский уголок временного спокойствия для себя, когда гостил в семье своего сына Ивана в Муранове.
Усадьба Мураново привлекает внимание в первую очередь, как историко-литературный памятник, однако она имеет и определенную архитектурно-художественную ценность. В этом плане интерес представляют усадебный дом (1841 г.), флигель, церковь, службы (1870-е гг.), небольшой пейзажный парк. Наибольшую архитектурную ценность имеет главный усадебный дом, построенный по проекту и под наблюдением Е.А. Баратынского. Этот дом состоит из главного 2-этажного корпуса, 2-этажной башни и соединяющей их низкой приставки. Здание имеет смешанную конструкцию. Главный корпус сооружен из бревен, снаружи он облицован кирпичом и оштукатурен. В усадебном доме хорошо сохранилась обстановка ХIХ в., комнаты изысканно убраны мебелью красного дерева, семейными портретами, фарфором, бронзой. Этот усадебный дом, являющийся интереснейшим художественным памятником ХIХ в., после пожара 2006 г. нуждается в грамотном и исторически точном восстановлении.
Мураново. Интерьер одной из комнат главного усадебного дома
В 52 км от Москвы, около железнодорожной станции «Калистово», можно увидеть плантации хмеля, на которых эти вьющиеся растения вытянулись на высоту до 6–8 м. Это – опытные поля Научно-исследовательской хмелеводческой станции. Главная ценность хмеля – в его шишках (соплодиях), которые содержат смолистое пахучее вещество – липулин, применяющееся как антисептическое средство в пивоварении и медицине. Раньше хмель культивировали только на юге страны, теперь его сажают и в Подмосковье. Недалеко от станции «Калистово» находится населенный пункт Росхмель.
В 20 км от города Пушкино и в 18 км от станции «Софрино» расположен город Красноармейск. Территория, которую он занимает, была заселена уже в начале I тысячелетия до н. э. На окраине Красноармейска, на левом берегу реки Вори, находится городище Пирожная гора; поблизости находятся также Царевское городище, Царевские курганы XII–XIII вв. и славянские курганы у села Муромцева. Красноармейск прежде всего известен как старинный крупный центр текстильной промышленности, сложившийся вокруг бумагопрядильной фабрики. В XVI в. на территории будущего города стояло село Муромцево, где в начале 30-х гг. XIX в. было основано хлопчатобумажное заведение. С 1834 г. оно стало известно как Вознесенская бумагопрядильная мануфактура. В 1839 г. на промышленной выставке Вознесенская мануфактура получила медаль за отличное качество выпускаемых тканей. Ее ткани пользовались большим спросом в Москве, на Нижегородской, Макарьевской, Владимирской ярмарках, а также за границей, например в Китае. В 1844 г. на этой мануфактуре произошло одно из первых в России выступлений рабочих – крепостных крестьян-ткачей. В советское время поселение при фабрике в 1928 г. получило статус рабочего поселка, а в 1946 г. – города. Известен также Красноармейск как центр ВПК (производство боеприпасов и пиротехнических средств, разработка и производство стрелкового и артиллерийского оружия). В Красноармейске, на полигоне НИИ «Геодезия», были отработаны почти все виды снарядов и ракет, применявшихся нашей армией в боевых действиях. Легендарная катюша еще до начала Великой Отечественной войны была опробована именно здесь.
На подъезде к Красноармейску находится село Царево (Никольское). В селе Царево сохранилась уникальная по архитектурно-художественному решению Никольская церковь, построенная на средства владельцев села Дурасовых в 1812–1815 гг. Этот кирпичный храм навсегда остается в памяти благодаря богатому белокаменному и лепному декору, который выигрышно выделяется на фоне неоштукатуренных стен. Этот богато украшенный храм, возведенный по проекту И.В. Еготова, является одним из лучших памятников псевдоготической архитектуры в Подмосковье.
Мураново. Часы. Париж. Конец XVIII в.
Красноармейск
В 64 км от Москвы и в 12 км от станции «Калистово» лежит село Спас-Торбеево. В это село в 1889 г. приезжал и гостил в усадьбе С.С. Урусова Л.Н. Толстой. Они оба участвовали в обороне Севастополя, что еще более сцементировало их дружбу. Толстой жил здесь почти месяц, работая над произведениями «Плоды просвещения», «Крейцерова соната». Он совершал длительные прогулки по окрестным селениям, знакомился с жизнью местных жителей. Свои впечатления он заносил в дневник и излагал в письмах. Особенно ему запомнились соседние деревни Лычево и Зубцово. В Спас-Торбееве, в усадебном доме (XIX в.), где останавливался Л.Н. Толстой, в советский период открыли школу.
В 7 км от станции «Калистово» расположено село Воздвиженское. В ХVII в. здесь была дворцовая усадьба, развертывались разные, в том числе драматические, события русской истории.
Царево. Церковь Николая Чудотворца
Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня
Через это место проезжали все русские князья, цари, императоры и их семьи, проходили тысячи простых богомольцев, совершавших паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. В 1623 г. в Воздвиженском был построен один из путевых дворцов, дворцовая усадьба. Во дворце Воздвиженского во время стрелецких мятежей и борьбы царевны Софьи с Петром I произошел ряд трагических событий. Хотя с 1682 г. в России одновременно были два малолетних царя – Иван (1666–1696) и Петр I (1672–1725), период 1682–1689 гг. был временем реального правления царевны Софьи (1657–1704), регентши при юных братьях-царях. С 1682 г. глава Стрелецкого приказа князь И.А. Хованский стал подымать стрельцов (тогда главную военную силу Москвы) против правительства царевны Софьи. И.А. Хованский – человек честолюбивый, склонный к интригам, решил использовать недовольство части стрельцов действиями правительства, свергнуть правительницу Софью, женить своего сына Андрея на одной из других царевен и сделаться самому фактическим правителем страны. Софья с Иваном и Петром уехала в Коломенское, а затем – в Воздвиженское, чтобы быть подальше от недругов и собраться с силами для борьбы с ними. В сентябре, в день именин царевны Софьи, в Воздвиженском было назначено торжественное «столование», на которое по обычаю поехал Хованский с сыном (они не знали, что царевне известны их помыслы на захват власти). По приказу Софьи отряд вооруженных людей захватил крамольных князей Хованских. Их в самый день именин царевны привезли в Воздвиженское и по ее приказу казнили. Властная, решительная, грешная царевна Софья не побоялась пролить чужую кровь в день ее именин, т. е. в День ее Ангела-Хранителя. Тела казненных Хованских бросили в болото близ села. Но вскоре именно здесь она осознала горечь своего поражения в борьбе за власть. В 1689 г. неудачной оказалась попытка 32-летней Софьи поднять восстание против Петра, нашедшего защиту в Троице-Сергиевом монастыре и вызвавшего к себе верные войска. К нему туда пришли верные полки и бояре, тогда царевна приехала в Воздвиженское, чтобы оправдаться перед братом и просить его – молодого царя – вернуться в Москву. Петр даже не принял ее, а, вернувшись в Москву, заточил в Новодевичий монастырь (где она жила 15 лет до конца своей жизни).
До наших дней царский путевой дворец не сохранился. Но сохранилась каменная Воздвиженская церковь, построенная по заказу владельца села того времени А.И. Муханова в 1838–1847 гг. Церковь эта является выдающимся произведением московского ампира. Это кирпичное с белокаменными деталями центрическое здание, в плане близкое к квадрату, оно представляет редкую для своего времени композицию храма «под звоном». Массивный куб церкви с 4 портиками греко-дорического ордера увенчан барабаном-звонницей. От внутреннего убранства храма остались главный резной иконостас конца ХIХ в. и пол из каменных плит.
Бывшее царское владение Воздвиженское и события в нем лишний раз заставляют вспомнить, что борьба за власть – дело хлопотное, кровопролитное, с непредсказуемыми последствиями, что опережать свое время для человека далеко не всегда благодатно. Судьба царевны Софьи все это хорошо доказывает.
Жизнь и судьба царевны Софьи Алексеевны Романовой (1657–1704 гг., регентша-правительница в 1682–1689 гг.) убедительно показывает, что часто небезопасно опережать свое время, что способности, знания, смелость не всегда обеспечивают победу и реализацию планов. Царевна Софья была одной из самых образованных личностей своего века. Она знала польский, латинский, французский языки, мировую и российскую историю, много читала, переводила иностранных авторов. Сама писала прозу и стихи (вероятно, первая переводчица, писательница, поэтесса в России), интересовалась политикой, строительством, архитектурой, была деятельной и страстной натурой в борьбе за власть и личное счастье женщины. Она пренебрегла правилами русской царской семьи, первой из русских царевен сама стала решать свою личную жизнь, ее фаворитом стал женатый князь, боярин Василий Васильевич Голицын (1643–1714) – удивительный человек, в своих воззрениях также опередивший свое время, к тому же и внешне очень красивый, с обширными знаниями и изысканными манерами.
После смерти царя Федора Алексеевича Романова государями объявили двух братьев – слабого и больного 16-летнего Ивана (от царицы М.И. Милославской) и бойкого и здорового 10-летнего Петра (от царицы Н.К. Нарышкиной). Честолюбивая 25-летняя царевна Софья стала регентшей – правительницей при несовершеннолетних царях – и была ею 7 лет. В 1696 г. Иван Алексеевич умер. Петр после подавления волнений стрельцов в 1689 г. приказал Софье жить в Новодевичьем монастыре, где она содержалась под присмотром стражи, но жила довольно свободно, имела большой штат. Но она мечтала занять престол сама, для нее это означало не только получение статуса первого лица в государстве, но и возвращение ее личного счастья в неформальном брачном союзе. Участие царевны в очередном мятеже стрельцов в 1698 г. заставило царя Петра I насильно постричь ее в монахини в Новодевичьем монастыре, где для нее установили строгий режим. Лишившись даже надежды завладеть престолом, потеряв своих возлюбленных (князь В.В. Голицын и начальник стрельцов боярин Ф.Л. Шакловитый), она все-таки самообладание и энергию, несмотря на все потрясения, не потеряла. Она молилась, читала, рукодельничала, переписывала рукописи, думала о князе В.В. Голицыне, решительно и талантливо реализовывала свои планы строительного совершенствования Новодевичьего монастыря. На известном полотне художника И.Е. Репина (1844–1930) – «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.», написанном в 1879 г., изображенная женщина не имеет ничего общего с внешним обликом царевны Софьи (позировала для этой картины мать художника В.А. Серова). Царевна Софья, хотя и не была красавицей, имела высокий рост, обладала определенной привлекательностью и производила приятное впечатление на людей, особенно если она этого хотела. При всех природных и приобретенных достоинствах царевна Софья не смогла реализовать свои главные желания – стать во главе государства и быть рядом с любимым человеком.
В 59 км от Москвы (в 4 км от платформы 55-й км) находится село Городок. Место это расположено на высоком мысу, который с трех сторон омывает река Пажа. В начале н. э. здесь существовало городище, укрепленное земляным валом, а в XIII в. находился небольшой городок Радонеж – центр удельного княжества до XV в. В XIV в. на месте древнего городища построили крепость Радонеж – форпост Москвы на древней дороге к Ростову и Угличу. В 1491 г. Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая находилась в Троицком монастыре. В 1610 г. Радонеж разорили польские интервенты, и городок прекратил свое существование. В 1988 г. на территории древнего Радонежа поставили памятник Сергию Радонежскому (скульптор В.Н. Клыков), который в отрочестве жил здесь 7 лет. Это стало возрождением традиции ставить памятники истинным народным героям, русским святым. Около 1328–1330 гг. родители Сергия Радонежского, а тогда отрока Варфоломея, ростовские бояре Кирилл и Мария с сыновьями переселились в Радонеж на постоянное жительство. В Радонеже в 90-е годы стали ежегодно проводить конкурс авторских духовных песен и стихов у памятника Сергию Радонежскому. Есть предположение, что великий иконописец и русский святой монах Андрей Рублев тоже родился в Радонеже. До наших дней сохранились остатки насыпного вала высотой 3 м. При раскопках была обнаружена керамика, относящаяся к дьяковскому и славянскому времени, остатки керамических мастерских и кузниц. Сохранилась «на Городке» каменная Преображенская церковь с резным пятиярусным иконостасом (1834–1840 гг., арх., А.Г. Григорьев) в стиле ампир, с трапезной и трехярусной со шпилем колокольней. У Преображенской церкви бьет святой источник преподобного Сергия Радонежского.
Воздвиженское. Царевна Софья Алексеевна
В 2-х км от железнодорожной платформы «Абрамцево» находится бывшая усадьба, а теперь музей-усадьба Абрамцево. Впервые это место упоминается в писцовых книгах в XVII в. (1755 г.) как хутор Абрамцево. В 1843 г. усадьбу купил известный писатель С.Т. Аксаков. К нему приезжали в гости и подолгу гостили его друзья, писатели и поэты – Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев и др., а также артист М.С. Щепкин, историк Т.Н. Грановский и др. В этой усадьбе С.Т. Аксаков написал свои лучшие произведения. В 1870 г. усадьбу купил на имя его жены (Елизаветы Григорьевны Мамонтовой) крупный промышленник и меценат С.И. Мамонтов, большой любитель и знаток искусств. При С.И. Мамонтове начался новый виток культурной истории усадьбы, пышный расцвет ее художественной жизни. В 1860-х – 1870-х гг. в московском особняке Морозова и в Абрамцеве сформировался «мамонтовский кружок», в который входили художники, архитекторы, скульпторы, искусствоведы; все они мечтали о расцвете русской национальной культуры. Абрамцево в 1870–1890 гг. стало центром художественной жизни и творчества.
Городок. Церковь Преображения Господня
Абрамцево. Второй усадебный дом
Сюда приезжали в гости, жили и работали многие известные художники и артисты, среди них В.Д. Поленов, В.М. и А.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.А. Врубель, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, М.М. Антокольский, Ф.И. Шаляпин, М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский и др. Здесь образовался кружок представителей передовой художественной интеллигенции, участники которого обсуждали широкий круг проблем и участвовали в строительстве и украшении усадьбы. Е.Г. Мамонтова и Е.Д. Поленова были инициаторами создания в Абрамцеве (1882 г.) столярно-художественной (резьба по дереву) мастерской, в сборе коллекции кустарных изделий, предметов народного быта (старые прялки, валки, расписные дуги, бытовая утварь и т. п.). При содействии С.И. Мамонтова здесь были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. Е.Д. Поленова с 1882 г. возглавила с художественных позиций столярную мастерскую, что стало началом возрождения народного художественного промысла резьбы по дереву. В 1889 г. в усадьбе организовали керамическую мастерскую, которой особенно были увлечены М.А. Врубель и С.И. Мамонтов. В 1881–1882 гг. по проекту В.Д. Поленова и В.М. Васнецова в Абрамцеве построили по инициативе Е.Г. Мамонтовой церковь, над украшением которой работали художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.Д. Поленов. В парке создали беседку – «Избушку на курьих ножках», построенную по рисунку В.М. Васнецова. Е.Г. Мамонтова открыла (1873 г.) лечебницу и школу грамотности для крестьян, а в соседней слободе Хотькова монастыря – бесплатную народную читальню. Сам С.И. Мамонтов был особенно увлечен делами в керамической мастерской, скульптурным творчеством, литературными трудами, домашними летними театральными постановками в их усадьбе.