Полная версия
Суть человека и его полное описание (без эзотерики)
В третьем случае, при физической травме (например, субъект не заметил приближающегося автомобиля и в результате наезда ему сломали ногу – момент времени Т1), О воздействуют на К и С субъекта непосредственно, изменяя их на К1 и С1. Ж1 (выбор Ж и соответственно выбор Д) определяется теми О, К, С которые не учитывают наезжающего автомобиля и последствий наезда, мгновение травмы при уже изменённых К1 и С1 воспринимается сознанием на мгновение позже (Т2). Субъект не замечает (Д) приближающегося автомобиля и у него отсутствует предшествующее этому восприятию Ж, а К и С уже изменяются на К1 и С1. Здесь зафиксирован момент когда не произошло восприятие и осознание случившегося, а травма уже изменила К и С субъекта. В соответствии с Ж1 субъект должен был бы сделать шаг, но он не может его сделать поскольку у него сломана нога, что отмечено скобками (Д1). (Команда на то чтобы сделать шаг, как Действие сознания, здесь не рассматривается). И только в следующее мгновение изменяются 01, К1, С1, Ж1, (Д1) на 02, К2, С2, Ж2, Д2. Эти изменения происходят только под воздействием 01, без участия (Д1). Одновременно с Ж2 совершаются Д2 изменяющие все характеристики 02, К2, С2, Ж2 на 03, КЗ, СЗ, ЖЗ (03 изменяется не только от Д2, но главным образом от 02, это момент времени ТЗ).
В четвёртом случае О не воспринимаются субъектом (он сосредоточен на своём внутреннем мире); при этом субъект изменяет О автоматическими движениями тела и изменяет К, С, Ж, Д теми же автоматическими движениями тела и процессами происходящими в сознании. (02) изменяются главным образом под воздействием (01); (03) изменяются соответственно под воздействием (02).
В пятом случае О воздействуют только на сознание субъекта (субъект только воспринимает, например, музыку), тело субъекта остаётся практически неподвижным и Д не изменяет О. Д1 изменяет К1, С1, Ж1 на К2, С2, Ж2. Д2 изменяет К2, С2, Ж2 на КЗ, СЗ, ЖЗ. И т. д.
Важно отметить что мы не можем воздействовать на Обстоятельства, в том числе на материальные объекты и сознания других людей, только сознанием, без участия тела.
Мы рассмотрели все возможные варианты изменений О, К, Ж, Д, С субъекта во времени, где единицей времени был момент, мгновение. Долговременные изменения происходят по этим же схемам.
Глава 9. Внешний и внутренний мир субъекта
Мы уже знаем что каждый субъект всегда находится в Обстоятельствах (см. часть 3 «Обстоятельства по отношению к субъекту»), то есть во внешнем, по отношению к телу, мире. Субъект – не только тело, ограниченное оболочкой (кожей), но и психика (ежемгновенно изменяющийся внутренний мир с элементами и связями между элементами сосредоточенными в сознании и бессознательном). Элемент – это любая элементарная информация полученная от органов восприятия, органов действия, от сознания как способности воспринимать ментальную информацию через слух, зрение, от органов тела, а также элементарная информация полученная в результате процессов происходящих внутри сознания.
Внутренний мир формируется субъектом при взаимодействии с внешним, с Обстоятельствами. Желания, ощущения, восприятия, представления, мысли, эмоции, чувства, речь, впечатления, переживания формируют элементы и связи в сознании и бессознательном. Одновременно с наполнением сознания в результате взаимодействия с внешним миром производится огромная внутренняя работа, когда субъект внутри своего сознания отвлекаясь от внешнего мира (не воспринимая его) может вспоминать прошедшее (в образах, звуках, цветах, касаниях, запахах, вкусах, движениях – так как оно было воспринято), прогнозировать, моделировать будущее, решать ментальные задачи и, наконец, творить. То есть субъект может в своем сознании без восприятия внешнего мира прокладывать новые элементы и новые связи между существующими и новыми элементами, создавая всё более наполненную, более разветвлённую, более сложную структуру. Необходимо отметить, что всё что происходит внутри отдельного субъекта и внутри его мозга (все элементы и все связи) изучить невозможно.
Каждый субъект может жить во внешней среде (внешнем мире, когда внимание, органы восприятия, сознание направлены наружу тела) и внутренней среде (внутреннем мире, когда внимание, органы восприятия, сознание направлены внутрь тела). При взаимодействии с внутренней средой у каждого субъекта также присутствуют все 5 составляющих: Обстоятельства, Качества, Состояния, Желания, Действия. В этом случае под Обстоятельствами понимаются условия, среда внутри тела в которых происходят процессы в конкретный момент. Под Качествами понимаются характеристики органов тела, систем органов тела и главное, характеристики головного мозга. Под Состояниями понимаются прежде всего Состояния сознания со всеми элементами и связями между ними. Под Желаниями понимаются Желания направленные внутрь тела: выбор внутреннего Качества; выбор внутреннего Действия; выбор внутреннего Состояния. Удовлетворение Желания происходит в этом случае без взаимодействия с внешними по отношению к телу Обстоятельствами. Под Действиями понимаются Действия происходящие внутри тела: физиологические и психические внутренние процессы, восприятия, мысли, внутренняя речь. Например, субъект хочет (и делает выбор) вспомнить события вчерашнего дня (это Ж). Вспоминает (совершает Д). Качество воспоминания будет зависеть от точности запоминания этих событий, от способности точного их воспроизведения (К), собственно от воспроизведения (Д), а также от внутренних условий органов тела, систем органов тела влияющих на воспроизведение (О). Обстоятельствами в данном примере могут быть, например, сигналы поступающие в мозг о боли в каких-либо органах. Результатом такого Действия (воспроизведения) будет прежде всего Состояние сознания (то что субъект испытывает в каждый момент) и Состояние тела в целом. Или, например, если субъект напевает внутри себя (про себя) какую-либо мелодию, то Обстоятельствами внутренними могут быть для него в том числе события вчерашнего дня оставшиеся в памяти.
Для получения информации из подсознания субъект должен отсоединиться от внешнего мира, перестать его воспринимать, тогда начинает работать внутренний мир.
В этой главе хотелось бы обсудить не просто влияние внешнего мира, а влияние привычного внешнего мира субъекта (семьи, близких, друзей, коллег по работе, работы, привычных занятий) с точки зрения психологии. При взаимодействии с привычным миром субъект находится в своеобразном психическом гомеостазе. Выполняя привычные Действия в привычной обстановке (имеется ввиду большая часть стандартных ситуаций) субъект испытывает естественное удовлетворение, умеренное возбуждение. Естественное небольшое разнообразие в каждодневной работе способно благоприятно повлиять на физическое и психическое Состояние. Например, перед работой произошли ссоры в семье. Придя на работу, отвлекаясь, выполняя необходимые поручения, субъект как правило приходит в нормальное Состояние. Разумеется, имеет значение не только отвлечение, но и Действия, движение. Бывает и наоборот. На работе неприятности, субъект испытывает стресс, перевозбуждается, а придя домой, в привычной семейной обстановке успокаивается и приходит в норму. Бывают, конечно, и тяжёлые дни когда плохо везде: дома, на работе, со здоровьем, самочувствием и погода отвратительная. Ну что ж, и это надо пережить, мы же знаем что всё проходит.
Можно утверждать что привычная благоприятная обстановка и расположенные к субъекту люди приводят его в комфортное Состояние и даже оказывают на него (когда ему плохо) лечебное воздействие. Какое значение имеет привычная обстановка для субъекта говорит хотя бы то с какой неохотой, опаской он меняет место работы, особенно если обстановка на прежней работе была благоприятной пусть даже при меньшей зарплате. Известны также случаи когда рецидивисты отсидев большой срок в тюрьме не хотят выходить на свободу в непривычную для себя среду, особенно если связи с родственниками, близкими разорваны. Какой же вывод? Наше самочувствие во многом зависит от окружающих нас людей, особенно от близких, поэтому мы сами должны быть расположены к ним. Есть, конечно, психические нездоровые люди которым хорошо тогда когда другим плохо, но мы их поведение обсуждать не будем.
Глава 10. Характеристика субъекта
Любая характеристика любого человека не может быть полной, потому что охватить все его составляющие (образно говоря, всё дерево с его корнями, стволом, ветвями, ветками, веточками и листочками) даже теоретически невозможно. Более того, в следующее мгновение все составляющие субъекта, пусть незначительно, но изменятся. Поэтому любая характеристика является неполной, относительной, приблизительной, расплывчатой как смысл слов которыми она передаётся.
Чем более общими характеристиками мы описываем субъекта тем они точнее, но менее конкретны и менее содержательны.
Характеризовать любого субъекта можно со стороны каждой или нескольких из его составляющих (О, К, С, Ж, Д). Например: присутствующий на работе, находящийся в больнице (О); молодой, женатый, образованный, инженер, чуткий, рассудительный (К); здоровый, спокойный (С); испытывающий жажду, любопытство (Ж); активный, пользователь, зритель (Д); целеустремлённый (К, Ж, Д). Подробней о характеристиках составляющих О, К, С, Ж, Д субъекта см. соответствующие части.
Глава 11. Цели в жизни субъекта
Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достичь; заранее намеченный план. Желание, чувство долга, выполнение обязанностей могут помочь в достижении цели, но ни Желания, ни долг, ни обязанности не являются целями.
Вначале цели детям определяют родители: «Ты должен закончить школу с хорошими отметками», «Постарайся поступить в институт» и т. д. Затем молодым людям ставят цели преподаватели, затем – руководители их трудовой деятельности. Как правило учёба, работа воспринимается молодыми людьми как обязанность, как что-то нужное не им, а родителям, преподавателям, руководителям на работе. Не то что цели, даже интересы молодых людей очень часто не совпадают с их учёбой и работой. Трудно представить чтобы молодой человек начал трудовую деятельность со следующими чувствами: «Это моя работа, мне нужно досконально разобраться в ней, я должен как можно лучше её выполнять, её добросовестное выполнение должно стать моей целью, я готов преодолевать трудности, даже идти навстречу им, мне нужно приобрести как можно больше знаний по моей работе, если я не смогу найти эти знания в книгах, мне необходимо получить консультации у специалистов». Удивительно, но многие в дальнейшем даже отказываются от повышения своей квалификации, несмотря на то что их направляют на курсы от работы. Они не хотят напрягаться, им легче выполнять ежедневную рутинную работу. А те кого заставляют, много ли они получат знаний от таких курсов? Если они даже от руководства новшества в работе стараются бойкотировать. Конечно, у некоторых есть цели не связанные ни с учёбой, ни с работой, но чаще всего очень многие живут бесцельно. Да, они работают, «крутятся как белки в колесе», их одолевают семейные, бытовые заботы, каждый из них наслаждается и счастлив по-своему. Но оказывается можно жить без целей (но не без забот).
Почему же цели так важны в жизни субъекта? Ведь не у всех есть талант творить. (Многие думают что цели могут быть только творческие). Да, цели могут быть и общественно значимые. Но главное, что они нужны прежде всего субъекту в течение всей жизни, даже пожилому, старому, больному. Само существование осмысленной цели, стремление к ней продлевает жизнь, делает её интересней, развивает субъекта. А достижение целей даёт ни с чем не сравнимое огромное длительное удовлетворение.
С возрастом целеустремлённость, как и Желания, по объективным причинам уменьшается: хуже здоровье, обучаемость новому, довлеет прежний опыт, мешают наработанные штампы в мыслях, словах, способах, которые всё труднее преодолевать. А преодолевать необходимо.
Целеустремлённые люди стоят выше не целеустремлённых. Потому что даже если первые будут уступать вторым в некоторых Качествах (нет таких данных, меньше первоначальных знаний, опыта, хуже жизненные условия, Обстоятельства и другое), в силу своей целеустремлённости они добьются большего чем вторые, стоящие на месте.
Как и Желания, цели могут быть направлены на Обстоятельства, Качества, Состояния и Действия. Взрослый человек должен ставить себе цели сам с учётом своего уровня, своих Качеств, своих возможностей. Постановка цели предполагает её осмысление и формулирование. Ставить цели нужно только выполнимые (и, разумеется, не противозаконные). После постановки цели обдумывается план мероприятий. И осознание цели, и план мероприятий внутренне подготавливают субъекта к реализации, укрепляют его веру, решимость, психологически настраивают. Затем наступает этап реализации плана, достижения намеченного. Субъект добившийся своего приобретает чрезвычайно важное Качество: целеустремлённость. Если это молодой человек, то он не поддастся влиянию дурной компании, или отдельного человека, он приобретает внутреннюю силу. Можно утверждать, что только целеустремлённый человек может быть лучшим организатором, управленцем, специалистом, тем более исполнителем. Целеустремлённость даже выше самостоятельности: недостаточно быть самостоятельным, нужно ещё стать целеустремлённым. Целеустремлённые – самый ценный человеческий материал во всех областях жизни.
Глава 12. Жизнь субъекта
Наберёмся смелости и предположим что жизнь каждого в этом качестве одна. Действительно, если жизнь каждого есть ежемгновенное изменение его взаимосвязанных Обстоятельств, Качеств, Состояний, Желаний, Действий, то при гибели сознания разрушаются и погибают все О, К, С, Ж, Д с их связями, в том числе тело. Конечно, для своего спокойствия можно верить что существует потусторонний мир в котором обретаются души, но верить не значит знать. Жизнь субъекта – это жизнь (то есть изменения) его сознания. Рождение, развитие, формирование, изменение, сокращение, угасание, смерть. Те кто не согласен обычно приводят следующие аргументы: если жизнь одна, значит всё бессмысленно, какая разница умру я сейчас или через 10 лет; зачем мне стараться, зачем преодолевать трудности, зачем что-либо делать, создавать, бороться, ведь после моей смерти меня не будет и никакого значения не имеет хороший или плохой я был в жизни; раз у всех одна участь (смерть), то воздаяния, расплаты, наказания после смерти нет; неужели нет справедливости, неужели всё позволено и делай что хочешь?
Автору кажется что если субъект будет думать что его жизнь единственная, то он будет думать не о том что она бессмысленна, а о том как ней лучше распорядиться, как её продлить, а не сокращать, он будет её ценить. Он захочет понять себя, свои способности, наклонности, захочет жить в соответствии со своей природой и предназначением. Важные решения в своей жизни будет принимать обдуманно. Он не будет поддаваться вредной, агрессивной рекламе, не будет экспериментировать со своим телом (оно ведь единственное), не будет засорять своё сознание мусором. Он будет беречь то здоровье, то тело которое есть. (Тем больным, инвалидам у которых трудная жизнь и которые не видят в ней смысла, нетрудно представить что миллионам людей хуже чем им). Он будет помнить, что жизнь в любой момент может оборваться или потерять своё качество из-за болезней. MEMENTO MORI. Понимая что жизнь одна, что любой человек имеет близких, окружение, субъект будет осторожнее относиться к другим, щадить их, помогать им по возможности, по собственному разумению. Мы начинаем больше ценить жизнь когда болеем, когда «жареный петух клюнул». Это естественная реакция. А когда подойдёт смерть, субъект без всяких усилий подведёт итоги своей жизни (как оно и происходит со всеми умирающими).
Глава 13. Смысл жизни субъекта
Жизнь каждого имеет значение прежде всего для него самого. Сам субъект, его жизнь – главная ценность для него кем бы он ни был. Каждый хочет наслаждаться и быть счастливым.
Смысл жизни не есть цель жизни. Цель – более узкое понятие чем смысл, смысл жизни включает в себя цели. Не каждый человек имеет цель в жизни. А жизнь каждого имеет смысл. И человек не может сделать жизнь бессмысленной. (Невозможно одновременное существование смысла и бессмыслицы. Или всё имеет смысл, или всё бессмысленно. Но отсутствию смысла противоречит всё окружающее и наше сознание, обладающее способностью мыслить логически). Хоть каждый может считать свою жизнь или жизнь другого бессмысленной, это всего лишь субъективное мнение. Оно может возникнуть когда, например, поставленные в жизни цели не достигнуты. Субъект может мечтать о лучшей участи, завидовать, сравнивать себя с другими, но он не может выйти из себя, следовательно всегда должен примириться сам с собой (через веру в бога, через отдаление от тех кому сделал что-либо неприятное, через оправдание себя вопреки фактам и логике – сознание само найдёт лазейку для оправдания себя). А если вдруг кто-либо делает попытку покончить собой, то это клинический случай. По словам директора НИИ общей реаниматологии В. В. Мороза, ни один из умирающих пациентов (а настоящий умирающий всегда знает, что ему осталось недолго) не хочет умирать, все просят продлить жизнь хотя бы на чуть-чуть. Страх смерти – самый сильный страх. Но вернёмся к жизни.
Бессмысленных жизней не бывает. Жизнь каждого можно рассматривать как причинно-следственную последовательность. И поскольку мы живём не изолированно, а среди других людей, то наши Действия в том числе являются причиной последующих событий. Любой факт имеет смысл. Смысл – это содержание. Если рассматривать более узко, то под смыслом жизни понимается не всё что происходит с субъектом (например, какое количество еды он съел и сколько часов проспал), но нечто значимое для него и для других. И это не обязательно открытия или гениальные творения. Разве бессмысленна жизнь миллионов которые ежедневно выполняют свои обязанности и повседневные дела?
Смысл жизни заключается в варианте приспособления каждой жизни в тех условиях в которых она протекает. Смысл жизни – это совокупность Качеств, Состояний, Желаний, Действий каждого в окружающих его условиях, Обстоятельствах с момента рождения до момента определения этого смысла. То есть смысл жизни – в самой жизни, это весь жизненный опыт, вся жизнь со всеми Желаниями, размышлениями, воспоминаниями, со всем внутренним миром. Поэтому жизнь каждого имеет смысл как его собственный индивидуальный опыт, как вариант приспособления, выживания, достижения Желаний, стремлений, целей, как индивидуальный вариант выбора в каждый момент времени в определённых условиях с присущими каждому соответствующими данными. «Сколько есть разных людей, столько же способов выживания в соответствующих условиях».
Оценка смысла жизни с точки зрения общественной пользы или нравственности, морали (ведь мы социальные существа), будучи во многом справедливой, является неполной. Да, жизнь какого-нибудь мерзавца может не иметь никакого смысла, или иметь даже отрицательный смысл, то есть лучше чтобы он не жил совсем. Но в самом широком значении жизнь каждого (или её часть) имеет смысл как факт, как цепочка совершившихся фактов, Действий даже отрицательных.
Получается во-первых, что смысл своей жизни мы создаём сами. Во-вторых рассматривать смысл нужно только прожитой жизни (или прожитого периода жизни) не только с точки зрения «полезности» или нравственности, морали, но с разных сторон: относительно субъекта, относительно близких (семья, родственники, друзья), относительно других (знакомые, коллеги, соседи, незнакомые) и с точки зрения сделанного.
Относительно себя – смысл жизни в совершенствовании себя, своих Качеств. – Зачем нужно совершенствовать свои Качества? – Чтобы жить более полной и более счастливой жизнью. – А какая разница? Каждый счастлив по-своему. Что значит более полной и более счастливой? – Но ведь вы же не хотите прожить жизнь полузверем, как Маугли. Или прожить жизнь безграмотным. Вы можете наслаждаться шедеврами, а не рэпом в музыке, не носками непарными развешанными на верёвке в современном искусстве, не телесериалами в киноискусстве. Вы можете развить свои чувства до восприятия сложного, прекрасного в природе, в людях, в искусстве и литературе. Вы можете научиться глубже понимать себя, близких, окружающее. Вы можете жить более осмысленной жизнью. Вы, наконец, можете овладеть своим сознанием, что откроет колоссальные перспективы. Вы можете развить присущие вам Качества в максимальной степени и жить в гармонии с собой. Разумеется, вы можете не достигнуть вершин которых достигли другие, но ведь у вас и способности и возможности были другие. Рассматривая достижения кого-либо нельзя не учитывать исходный уровень (Качества и Обстоятельства) с которого начался прогресс. В индийской философии говорится о том что важен не факт, но акт: не фактический уровень достигнутого, но движение, направленность движения.
Смысл жизни субъекта для близких и для других оценивается тем что он для них делает и что он для них значит. Жизнь ребёнка который ещё ничего не успел сделать в своей жизни может не иметь практически никакого значения для других, но для родителей ранняя смерть ребёнка может изменить всю их последующую жизнь. Даже короткая жизнь ребёнка может иметь для близких огромный смысл.
– А в чём же тогда смысл жизни какого-нибудь пьяницы который не создал ничего ценного, принёс вреда больше чем пользы, и для родных и окружающих создаёт одни проблемы? – Смысл жизни такого субъекта в том что при своих Качествах, Состояниях, Желаниях, Действиях он умудряется выжить в соответствующих Обстоятельствах. Да, он деградирует, но приобретает опыт выживания. Смысл жизни для него в том что он делает, как он наслаждается, даже в том как он деградирует. Испытывает ли он позывы стать лучше? Это не имеет значения (получается что любой опыт имеет смысл). Если испытывает, но следует своим вредным привычкам и не хочет (а иногда и не может) их изменить, то это опять же его опыт. Впрочем, довольно часто бывают случаи что такие субъекты бросают пить. Но не руководствоваться же «революционной целесообразностью» и уничтожать их или загонять в резервации. Помните, в рассказе И. Э. Бабеля один красноармеец спрашивает другого: «Ответь мне как чекист, как революционер – зачем нужен этот старик в будущем обществе?». Второй отвечает: «Не знаю, наверное, не нужен». Идеальных людей нет. Даже Сталин не был идеальным. Когда сын Василий как-то сказал ему «ты же Сталин», Сталин возразил показывая на свой портрет: «Я не Сталин, вот Сталин».
Позывы стать лучше есть у всех людей. И если мы преодолеваем трудности, если нам удаётся что-либо, если мы становимся лучше, мы получаем особое удовлетворение при возрастающей самооценке.
Впрочем, может очень пользительно (и полезно, и приятно) для субъекта прожить жизнь в своё удовольствие, – законопослушно, не ставя перед собой глобальных целей, не насилуя, не слишком напрягая себя, стремясь по возможности делать то что хочется, соблюдая во всём здравомыслие и меру, – как многие дворяне, а?
Глава 14. Умирание, смерть субъекта
Практически каждый пожилой человек, задумываясь о смерти, хотел бы умереть от старости, с неповреждённым сознанием, непреждевременной, быстрой, естественной, безболезненной, «лёгкой» смертью, не мучаясь, у себя в постели, не будучи никому в тягость, справляясь с гигиеническими и другими процедурами самостоятельно, «обслуживая себя до конца жизни» – то есть угаснуть, исчерпав все жизненные соки, ресурсы. Помимо понятной безболезненной составляющей такого Желания, каждый интуитивно хочет прожить всю свою жизнь до естественного конца, ощутив, осознав все её периоды, всю возможную для него, для его судьбы, её полноту. Тогда, как ему кажется, она будет завершённой.
Зная что жизнь одна у каждого, можно утверждать, что человек смертен и душа его (сознание, весь внутренний мир) смертна. Смертно всё что есть в человеке материального.
Нет ни ада, ни рая, а все Состояния которые переживает человек в процессе умирания – это только Состояния его сознания. Сознание умирает последовательно, когда один участок отмирает активность переходит к следующему участку: вначале отмирают участки сознания отвечающие за управление органами Действия, потом – отвечающие за восприятие органами чувств окружающего, внешних объектов, явлений (последовательно: вкус, обоняние, осязание, зрение, слух), затем речь (внешняя и внутренняя), затем участки отвечающие за восприятие внутренних процессов, затем отмирает способность мыслить, память, затем отмирает участок восприятия себя в пространстве (видимо в этот момент человек ощущает себя выходящим из тела, ощущает что его сущность не ограничивается телом, исчезают формы своего относительного Я), во времени (переживается неограниченное в бесконечном пространстве и времени Я), наконец отмирает переживание своего Я как эго, как конкретного субъекта, исчезает разделение на субъект и объект и активность переходит к участку (точке) сознания который при жизни никогда активным не был, в этот момент переживается слияние своей полностью освобождённой индивидуальной сущности с абсолютом (богом), с сущностью не имеющей качеств, неизменной, бесконечной, вечной, единой, не материальной, не ограниченной. Разумеется, вместе с участками сознания отмирают и их функции.