bannerbanner
Церемониальная магия в 21 веке
Церемониальная магия в 21 веке

Полная версия

Церемониальная магия в 21 веке

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Принцип подобия

Это еще один важный универсальный принцип. Подобное вызывается подобным – это основа симпатической магии. Символическое действие, которое совершает маг, должно вызвать реальное появление схожего с ним явления.

Первое, что вспоминается – это прославленные кинематографом куклы, которые так любят показывать в кино авторы фильмов ужасов. В кино это любят называть «куклой вуду», и колдун втыкает в нее иглы, что бы причинить страдания жертве. Не смотря на всю киношность, такого рода подобия всегда использовались для воздействия на того, кого это подобие изображает.

И сам принцип подобия бесконечен в вариантах использования. Что б вызвать некие изменения в реальном мире, нужно изобразить их символически, сделать то, что будет подобно цели. В своем прославленном труде «Золотая Ветвь» Джеймс Фрэзер описал массу вариантов применения этого принципа у разных народов. Шаман племени, желая вызвать дождь, разбрызгивает воду, что бы и с небес брызнула вода, и пошел дождь. Желая прекратить наводнение, он льет воду на горячие камни, и как высыхает вода на камне, так высыхает и вода в небе. Женщины, пока их мужья на войне, машут веерами. И как они отгоняют от себя воздух, так и от мужей они отгонят стрелы врагов. И все это может показаться чем-то очень архаичным, древним и чисто интуитивным, не связанным с логически выверенными системами, но это используется и в церемониальной магии, глубинные принципы будут всегда одни и те же.

Маг точно так же вызывает подобное подобным, но действует более замысловатым путем. Он выбирает силу, подобную его цели, затем символы, подобные это силе. Он приходит в состояние духа, подобное этой силе. И подобное вызывается подобным.

Планета Марс символически выражает агрессию, силу, страсть, выживание, воинственность. Венера связана с любовью, красотой. Меркурий – с умом, хитростью, общением. И если требуется совершить некий любовный ритуал, то этой цели подобна Венера, получившая свои свойства и даже само название от Венеры – Афродиты, богини любви и красоты.

Сила Венеры подобна цели мага. А что бы призвать эту силу, маг использует символы, которые подобны Венере и вызывают нужные ассоциации. Он использует розовое масло, лепестки роз, зеленые свечи, гравирует талисман на медной пластине и проводит ритуал в пятницу. Понять связь Венеры, любви, пятницы и меди может быть сложнее, чем в более простых формах магии подобия, но эти вещи бессознательно ассоциируются, перекликаются друг с другом. Окружив себя тем, что подобно Венере, маг сам станет подобен ей, и привлечет силу Венеры, силу, способную произвести нужные изменения в мире.

Это и есть та символическая логика ритуала, о которой шла уже речь – именно розы станут атрибутом для ритуала Венеры, а не колючие кактусы или ветки кладбищенского кипариса, поскольку первые подобны Марсу, а вторые – Сатурну, и в ритуале Венеры им просто не место. А вот в ритуале Марса кактус, колючий, способный ранить врагов и умеющий выживающий в самых суровых условиях, будет вполне уместен.

Совершая ритуал Марса, ради страсти, убийства, или победы в соревнованиях, маг использует то, что подобно Марсу. Он обратится к самому Марсу-Аресу, богу войны. Он призовет духа Марса по имени Барцабель. Проведет ритуал во вторник (день, с древнейших времен посвященный Марсу-Аресу, и, во многих языках, названный в его честь), в особое время, посвященное Марсу. Он использует красный цвет (цвет крови, приятный богу войны), сталь (из которой делается оружие и доспехи для войны), использует благовония из едких, колючих, обжигающих растений, таких как крапива (способная обжигать, причинять боль, как воинственный Марс), и прочее.

И кактус, стоящий на алтаре, пойдет на пользу ритуалу, поскольку сам кактус ассоциируется с агрессивным Марсом, а подобное вызывается подобным.

Принцип сродства

Принцип сродства продолжает и развивает принцип подобия. То, что соприкасалось однажды, останется в контакте навсегда. Малая часть подобна большому целому. Ногти или волосы человека всегда будут подобны этому человеку, а горсть земли останется связанной с тем местом, откуда ее взяли.

Это было крайне популярно в средние века, во всех областях жизни, не только в магии. Например, при решении государственных вопросов в отсутствие короля, его присутствие обозначали королевской печатью, считалось, что король незримо присутствует. Тому, кого награждали наделом земли, вручали символическую горсть этой земли, а щит того, кого изгоняли из рыцарей, вывешивали на стене вверх ногами, а потом сбрасывали на землю – вешали щит бывшего рыцаря, а не его самого.

И в колдовских практиках широко применяется использование частей тела человека, его волос, ногтей, слюны, крови, используемых для того, что бы точно направить воздействие именно на него. Его ноготь – это почти то же самое, что сам человек. Человек и ноготь были один целым – и связь между ними сохраниться навсегда. Волос или капля крови подобны самому человеку.

Принцип ассоциаций

Внимательно изучив принцип подобия, вы получите еще одно важное правило – принцип ассоциаций. Не везде и не всегда он имеет большое значение, но для церемониальной магии Запада этот закон крайне важен. Маг, вырезающий руны 1500 лет назад, мог не обращать внимания, на каком камне или дереве он их вырезает, современные идеи о соответствии каждой руны определенному дереву, стороне света, порой даже знаку Зодиака – именно современные.

А вот западные маги всегда уделяли и уделяют огромное внимание именно таким вещам. Важно не просто нанести знаки на талисман, и даже не просто этот талисман освятить. Важно еще и сделать это в нужный день, нанеси символы нужным цветом, на нужный материал, пока горят нужные благовония и так далее. Причина уже названа – подобное вызывается подобным. Красный цвет подобен Марсу – и для ритуала Марса нужен красный цвет. Жгучая крапива подобна Марсу – и она может стать компонентом благовония Марса.

Но почему Марсу подобен именно красный? Марс – это агрессия, война, насилие, а красный цвет, среди прочего – это цвет крови. И цвет сильных страстей, не зря считается, что красное платье или ярко-красный автомобиль привлекут внимание, и именно красный сигнал светофора скажет вам, что впереди опасность.

На средневековых изображениях красный цвет часто сопровождает Иуду,  как его красные одежды или рыжие волосы, поскольку именно он поддался страстям и предстал Иисуса, отправив того на смерть. Красного рыцаря пришлось победить юноше Парсифалю, наивному рыцарю из легенд о рыцарях круглого стола. Именно красного, как наиболее опасного и неукротимого, истинного дьявола во плоти, поэтому он был именно красный, это намек, вполне понятный средневековому читателю. В Ветхом Завете близнецы Исав и Иаков, враждующие братья, дрались между собой еще до рождения, в утробе матери – и тот, кто родился раньше, был косматым и с красными волосами.

Железо – это то, из чего делают стальное оружие, мечи и топоры, щиты и доспехи. Железо – не золото, нужное для покупок, не медленно отравляющий мягкий свинец, это металл для войны и насилия. Да и сам Марс, не символический, а реальный Марс в небе – планета красная на вид. Причем красная эта планета за счет большого содержания в почве оксидов железа!

И с воинственностью Марса, на бессознательном уровне, будут ассоциироваться железо и красный цвет. Именно эти ассоциации и позволяют работать ритуалам, когда сталь, красный цвет, Марс и война оказываются связанными неразрывно, на самом глубоком и бессознательном, ассоциативном уровне. Используя эти ассоциации, вы настраиваете себя на нужную волну, на Марс, на его силу, становитесь внутренне подобны ему. А когда вы подобны Марсу, то вы способны призвать и направить силу Марса. Силу агрессии, войны, сокрушения врагов, которую вы можете превратить в победу на предстоящих спортивных соревнованиях или использовать для очищения, что бы уничтожить все, что причиняет вам вред.

Точно так же Сатурн, далекая, огромная и очень медлительная планета, ассоциируется со всем медленным, тяжелым, основательным. Металл Сатурна – тяжелый, мягкий и ядовитый свинец. Мы говорим «свинцовая тоска» – свинец и тоска находятся под управлением Сатурна и связаны между собой его влиянием, и даже такой обиходной фразой мы связываем в одну цепочку ассоциаций тоску, свинец и Сатурн. И если нужно вызвать у кого-то эту тоску, то на помощь придет ритуал Сатурна, а среди того, что вам пригодится в ритуале, будет свинец.

Хотите создать денежный талисман – вам нужен талисман Юпитера (хотя порой Меркурий более полезен в таких вопросах), и вам нужно все то, что с ним ассоциируется. И вы используете синий цвет в одежде и оформлении храма – это цвет Юпитера. Вы можете выгравировать талисман на олове – металле Юпитера. Вы зажигаете четыре синие свечи – это число Юпитера. Вы используете в рисунке талисмана символику Юпитера, его фигуры, числа, связанные с ним имена. Все это – атрибуты, которые ассоциируются с Юпитером. Вы подберете масла и благовония из растений, которые связаны с Юпитером. И каждая мелочь в подготовке к ритуалу и его проведении будет кричать вам: «Юпитер! Юпитер!», пока силы Юпитера не наполнят ваш разум, словно навязчивая идея. И вот тогда вы будете готовы вступить с ним в контакт и сотворить свою магию.

Не все ассоциации понятны интуитивно, как связь Марс и стали или красного цвета. Некоторые из них сложились веками и стали традиционными, как ассоциация воробья и голубя с Венерой (их еще в античных гимнах посвящали Афродите-Венере). Какие-то ассоциации могут быть очень личными, и вам придется найти собственное понимание символики. Другие строго рациональны и выверены чисто логически и математически. И из этой паутины символов вам предстоит составить полотно, словно вы – художник, пишущий символами свой шедевр.

За века истории эти ассоциации не раз менялись, но постепенно пришли в более-менее единую систему, были систематизированы и упорядочены, и сведены в справочники, что изрядно облегчает жизнь современного церемониального мага, которому, впрочем, ни в коем случае нельзя унижаться до простого механического, бездумного копирования справочников. Эти ассоциации – основа логики ритуала, ключи к его силе, тот символический язык, на котором ритуал проводится. Ассоциации обширны и многочисленны, но самые основные из них будут рассмотрены по мере описания символических систем.

Символы

Ассоциации ведут нас к самому главному. К символам. Не зависимо от того, о какой стране эпохе или традиции мы говорим, в ход всегда идут символы. Ничто оккультное не делается буквально – всегда и везде мы имеет дело с символической системой описания мира. Символы – это способ выражения идей, не доступных для рационального разума, выходящих за пределы слов.

И не только в оккультизме! По сути, математические формулы, уравнения, расчеты – ничто иное, как способ условно описать происходящие процессы. В мире не существует никакой реальной буквы «G» в том смысле, в каком существует дерево, скала или ваш сосед, который опять слушает громкую музыку ночью. Но она существует как условный знак, который используется при письме, что бы передать некую мысль. И мы просто знаем, какой звук этот знак обозначает.

А еще это знак, обозначающий ускорение свободного падения, которой, в подобающей формуле, выражает скорость, которую развивает предмет при падании через заданное время. И мы свободно может использовать набор условных обозначений для познания стоящих за ними природных сил. Буква – не вполне символ, но суть примерно та же.

А если зайдем чуть дальше, то окажется, что та же буква «G» становится частью оккультной символики и используется масонами! И уходит в область обозначения понятий уже полностью оторванных от рационального постижения физического мира, в область философии и мистицизма. И чем сложнее концепция, чем дальше она от простого бытового опыта – тем выше роль символов.

Оккультные символы служат языком, способным выразить все, что угодно, они описывают самые широкие категории бытия, вмещающие неограниченное число явлений и предметов, подобно тому, как слово «горячее» не указывает на конкретный предмет и его температуру, но может быть применено ко всему горячему – и к звезде, и к утюгу, и ко лбу человека, у которого поднялась температура. Мало того, от вашего восприятия зависят тонкости – что уже считать горячим, а что еще только теплое. Используя категории «горячее – нейтральное – холодно» вы сможете примерно поделить весь мир на части, и описать любое явление в рамках этой классификации.

Набор из универсальных символических категорий, широких по своему смыслу, позволит описать все, что угодно. Мир предстает в виде набора философских концепций, классифицированных в виде простой и удобной в использовании символической схемы, не связанной с физическим и объективным строением мира, но связанной с нашим восприятием этого мира. Символы – ключи к личному взаимодействию с Вселенной, причем более глубокому, чем позволяет логика рационального разума. Вы не сможете на словах дать определение любви или голода так, что бы тот, кто их не пережил, сразу понял, что это такое. Но для того, кто их пережил, слова не нужны – символы, атрибуты, которые ассоциируются с чувством, сразу разбудят нужные воспоминания и все станет понятно, без всяких слов.

И раз это ключ к личному пониманию мира, то идеальная символическая система – ваша личная. Теоретически. На деле мы не такие уж и разные, так что большая часть символов будет универсальной, общей для всех людей. Но и в этом случае, понимание абсолютного любого символа всегда будет пропущено через внутренний мир конкретного человека, и нет двух людей с полностью одинаковым видением и восприятием этих символических систем. Однако, прежде чем вы устремитесь к личному понимаю символов, придется тщательно изучить их общепринятую суть.

Нужны ли символы только лишь ради того, что бы классифицировать мир, разложить Вселенную по полкам и ящикам своего восприятия? Нет, это лишь начало. Представьте, что вам дарят открытку, а на ней – надписи с пожеланиями. Разве это производит какой-то эффект? Разве от открытки с пометкой «Желаем счастья!» счастья станет больше, разве надпись на стене становится магическим объектом? Нет. Это лишь слова – то, что адресовано разуму.

Тот, кто знаком с Древом Жизни может задуматься над тем, что по пути вверх, от Малкут, материального мира, к духовной вершине Кетер, вам сначала  встречается Ход – область, связанная с Меркурием, рациональным познанием, логикой, планами, а затем – Нетцах, область Венеры, чувств, эмоций. Почему они стоят выше, чем разум? Потому, что это не просто эмоции – это некое экстатическое переживание, выходящее за рамки и границы разума. Рациональный разум – ваш верный и незаменимый помощник, в том числе, и в оккультных практиках. Но вещи тонкие не выразить словом, как не выразить им суть любви или голода – их нужно пережить. Их нужно познать лично, соприкоснуться с ними, почувствовать – вне разума. Такое же прямое понимание нужно тому, кто стремится познать вещи еще более тонкие, выходящие за пределы разумного, приходящие как мистическое откровение, экстаз, когда ответ просто есть – сразу, весь, и его не передать словами.

Но разум его не примет. Разум оценивает, ставит границы, сопоставляет с более ранним опытом и говорит: «Нет, это не возможно, это иррационально! Это не подтверждено фактами и не доказано лабораторными опытами!». Это его бесценное качество, он придет вам на помощь в те моменты, когда нужно суметь не погрузиться в туман иллюзий и самообманов, что легко может произойти с недостаточно скептически настроенным энтузиастом оккультного знания.

Но это же качество разума не дает вам сделать то, чему он противиться, не дает выйти за рамки его понимания. «Не понятно, как может ритуал повлиять на мир вокруг, значит – не может!», – это голос разума. И пока вы работаете на его территории, ритуал действительно не сможет ничего изменить. И любые слова останутся просто словами, вибрацией воздуха. Но вырази цель символически – вот тогда дело пойдет. Символы – не то, что понятно разуму, символы легко обходят его барьеры. Это иной способ описания мира, более тонкий и более древний, чем логика, не связанный ее границами.

Магия не творится на уровне сознания. Магия затрагивает куда более глубокие области бессознательного разума. Именно тут сокрыт ключ к пониманию всей сути магических явлений. Речь, логика, силлогизмы, доказательства, анализ и синтез – все это области, в которых командует разум. А вот бессознательное, более древнее, примитивное, в чем-то даже животное, не знает языка и логики. Оно мыслит символами. Именно здесь и рождаются ассоциации, связь Меркурия, ртути и среды; связь железа, красного цвета и Марса; связь Луны и серебра – все это не придумано разумом, это именно символы бессознательные и более глубокие, чем логика.

Все магические системы, так или иначе, стремятся превратить цель ритуала в символ, зашифровать ее, сделать не доступной для критического разума. Магические символы – это шифры, которые проскакивают мимо сознательного разума, полного сомнений, и уходят в бессознательное. Подписи, печати духов, планетарные квадраты, сигилы, равно как земные ветви и небесные стволы китайской оккультной системы, и все прочее по всему миру – все это информация, зашифрованная в символическую форму, которою бессознательное принимает, а разумная сторона личности не успевает заблокировать своим скептицизмом.

Именно поэтому на светофоре загораются красный и зеленый сигналы, а не надписи: «Сейчас тебе уже пора остановиться! А теперь можно ехать дальше!». На цвета вы реагируете рефлекторно, а надписи еще прочитать нужно. Именно поэтому у военных на погонах знаки различия, лычки и звездочки, а не бейджики с подписанными знаниями. Поэтому когда вы видите золотое кольцо на безымянном пальце, вы понимаете, что этот человек состоит в браке, и на кольце не нужно делать гравировку с надписью: «Место занято, брак уже заключен!».

На самом деле в приведенных только что примерах участвуют знаки, а не символы, если честно. И между знаком и символом есть разница, но, в данном случае, это не так важно. Важно, что и магические символы вот так же проникают в ваш разум, минуя стадию расшифровки и логического толкования.

И сам магический ритуал – это набор символов. Набор символических действий, предметов, образов, которые выражают цель ритуала, определяют те силы, с которыми устанавливается контакт, и диктуют суть производимых в мире изменений. Вот почему все в нем важно, все имеет смысл – лишние символы, слова и действия, не соответствующие общему символическому пространству, просто все разрушат, как сапог, кинутый вам в тарелку с изысканным обедом. Вот почему кактусу (символу, который ассоциируется с Марсом), или серпу (символу, связанному с Сатурном), совершенно не место в ритуале Вернеры, в отличие от розы, которая символизирует Венеру и ассоциируется с ней. Не зря именно розы обычно и служат для создания букетов, выражающих любовные чувства. И где-то глубоко, глубже, чем может заглянуть рациональный разум, именно такие символы и ассоциации и служат языком бессознательного мышления. И ритуал, написанный символами на этом языке, легко проникает в те области, в которые нет дороги логике.

Разумеется, это не значит, что словам и прочим разумные вещам в ритуале не будет места. Слово, а порой и надпись – это еще одна важная часть ритуальной магии. Применение слов многообразно и они будут крайне важны, в том числе, в тот момент, когда дело дойдет до инвокации. А пока с ними связан еще один оккультный принцип – сила слова.

Сила слова

Еще одно важно правило, которое характерно и для магии, и для религии – это сила имени. Это продолжение закона подобия, его более узкий частный случай. Имя – это словесно выраженное подобие предмета, оно несет суть предмета в себе. То, кто управляет именем, тот управляет и предметом.

Имя демона дает власть над демоном, создание искусственного духа начинается с открытия его имени, даже сказочный Румпельштильсхен требует угадать его имя, а Енохианская магия построена на поиске бесчисленных ангельских имен в таблицах с буквами. Это вообще один из классических сказочных и мифологических сюжетов – поиск имени. Имя выражает суть предмета. Имя – часть его персонификации, мы не можем вступить в целенаправленный контакт с тем, что не можем как-то назвать. Не зная имени, вы не имеете власти над тем, кто его носит.

Поэтому так важно собственное имя человека – маг выбирает себе магическое имя при посвящении, христианин получает церковное имя при крещении, а во многих культурах ребенок носит дополнительное, тайное имя, которого никто не знает. Смена имени даже считалась методом для защиты от темных сил, способом обмануть демонов и злых духов, которые не смогут найти человека, не зная его имя. Имя – подобие того, кто его носит и ключ к установлению связи с ним.

К именам примыкают слова силы. Это не имена как таковые, но это слова, которые наделены некой аурой сакральности, и это при том, что логического смысла они часто не несут. Это могут быть просто наборы звуков, мантры или так называемые «варварские» слова – то есть сильно искаженные слова из чужих языков. «АУМ», «Ахрэ», «Аллилуйя», «Лаштал», «ИАО», «Аминь» – им нет числа. Такие слова наделяются сакральным смыслом, повторяются как мантры или произносятся в особые моменты ритуала, а порой (хотя и не часто) весь ритуал может состоять только из них.

Имя или слово силы – это воплощение сути той силы, с которой работает маг. Произнося их, маг пробуждает эту силу в себе, становится подобен этой силе – а подобное вызывает подобное, и эту силу маг, сам подобный ей, активирует и во внешнем мире. Что бы вступить в контакт с некой силой, вы должны знать ее имя и использовать ее символы.

И это все. Более ничто вас заботить не должно – иначе в хаосе мыслей, поступков и слов, суть этой силы просто потеряется, вы не можете произносить сакральное слово на пике ритуала, визуализировать образ божества и, одновременно, думать о том, что завтра нужно забрать сапоги из ремонта и заплатить взнос по ипотеке. Или одно – или другое, или внешний профанический мир – или сакральное пространство ритуала, но не все сразу. А потому еще один, критически важный и универсальный принцип, говорит то, что сказал как Бог Моисею: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5). То есть – соблюдай чистоту в священном месте.

Чистота

Этим словом можно повести итог многим действиям, совершаемым в ходе ритуала, а так же до и после него. Чистота. Абсолютный и всеобщий принцип, потеря которого гарантирует, что успеха вам не видать. Принцип глобальный и проникающий всюду – и чем глубже вы поймете его, тем более преуспеете в оккультной практике.

Для начала, магическому ритуалу почти всегда предшествует очищение самого мага и ритуального пространства. Прежде чем наполнить его некими силами, вы должны очистить его, изгнать из него все прочие силы – нельзя наполнить то, что и так полное.

Для работы создается круг, магический храм – священное пространство, предназначенное только для магического ритуала. Туда не должно проникать ничего постороннего, лишнего, не имеющего отношения к ритуалу. В том числе – никаких посторонних символов, что  уже было оговорено. Вы создаете очищенное от всех сил ритуальное место, а потом наполняете его одной, нужно вами силой.

Предметы, используемые в магии, должны быть чистыми (в магическом смысле), предназначенными только для ритуала, а в идеально случае – сделанными самим магом. Ни что из магических инструментов не может использоваться в обыденной деятельности, нельзя чистить картошку ритуальным ножом и подпирать двери кадилом. Нельзя жечь ритуальные свечи для освящения, когда у вас отключили свет.

Но чистота предметов, при всей ее важности, второстепенна. На самом деле, все чисто для того, кто сам чист! Но что толку от чистоты вокруг тому, кто сам грязен? Чистота – это ваша личная чистота, и дело не только в том, что вы приняли очистительную ванну перед ритуалом и переоделись. Ваши мысли должны быть чистыми, исключающими все, что с ритуалом не связано. Вся ваша воля, все мысли, все чувства, все, что есть в вас, должно быть сфокусировано на одной идее, одной цели. Посторонняя мысль, отвлечение от ритуала, станут тем самым сапогом, брошенным в тарелку, который все испортит. Что бы разум был чист, свободен от посторонних мыслей, он должен быть сосредоточен на одной идее, на том, с чем вы работаете, сосредоточен полностью и без остатка. Поэтому концентрация, умение поддерживать длительное сосредоточение, исключительно важны. Именно это делает чистым ваш разум.

Нельзя просто сказать себе: «Не буду думать ни о чем, кроме вот этого!». Нет, вам придется сосредоточиться на «вот этом» настолько сильно, что ни для чего другого просто не останется места. И ритуал станет вашей медитаций, пусть вы не сидите на коврике, а ходите кругами, делаете странные жесты, поджигаете свечи и произносите гимны, сути это никак не меняет. Ритуал – процесс, требующий чистоты, достигаемой через полное сосредоточение, которое не уступит тому, что есть у медитирующего йога.

На страницу:
2 из 6