Полная версия
Церемониальная магия в 21 веке
Церемониальная магия в 21 веке
Алексей Игнатов
Дизайнер обложки Алексей Игнатов
© Алексей Игнатов, 2020
© Алексей Игнатов, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-0051-0638-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Оккультизм сегодня и вчера
Слово «оккультный», по своей сути, должно бы означать что-то вроде «скрытый». Должно означать, и означало довольно долго, буквально следуя значению слова. Оккультные знания сохранялись в секрете, маскировались, а то, что было доступно широкой публике, часто состояло из суеверий, ловушек и намеренно искаженной информации. Так было веками – до недавнего времени, когда западный мир шагнул в новую эпоху. Среди прочих перемен, которые несла миру эта новая эпоха, изменилось и отношение к оккультным знаниям. То, что считалось некой сокровенной тайной, охранялось, оберегалось, внезапно стало чем-то открытым и доступным широкому кругу любопытных. Начало 20 века стало стартовой точкой, за которой скрытые знания вдруг обрели широкую известность.
И в мир хлынул поток откровений от высших сил, описаний ритуалов, учебников по магии, прорицаниям, астральным путешествиям, медитациям, обретению просветления, могущества, нирваны, высшей мудрости без усилий и вложений. Самые экзотические традиции и системы магии оказались описаны на страницах книг и сайтов. На тысячах страниц сотен книг и сайтов!
Конец девятнадцатого века, начало двадцатого, стали эпохой глобальных изменений в мире, когда за очень короткий (с исторической точки зрения) период времени произошли перемены, затмевающие все то, как менялся мира за прошлые века. Эти перемены кто-то назовет научно-технической революцией, кто-то – эпохой Водолея, а кто-то – эоном Гора. Но никто не сможет отрицать то, как сильно и быстро начал тогда меняться мир, и продолжает меняться до сих пор.
Перемены затрагивают все стороны жизни, и для одних они выглядят как разрушение традиций, потеря корней и упадок, а для других – как прогресс, скачек вперед и выход на принципиально иной уровень цивилизации. Третьим просто все равно.
Перемены эти затронули и оккультную сторону жизни. Затронули очень сильно и изменили само отношение к оккультному. Знания, которые бы тайнами, хранимыми в обрывках старых книг неизвестных авторов, передавались из уст в уста, преследовались, стали вдруг новой областью познания. Их извлекли из старых книг на полках забытых библиотек, вытащили из легенд и учений тайных обществ, привели в систему, упорядочили и сложили в одном месте.
Чем занимался и возникший в конце 19 века Орден Золотой Зари, одна из самых прославленных оккультных организаций современности. Орден, прежде всего, работал именно над систематизацией западного оккультизма, до этого включавшего в себя порой совершенно изолированные, а местами и почти забытые, системы, идеи и ритуалы. Адепты переводили книги, изучали самые различные учения и приложили массу усилий, что бы сделать из них цельную и гармоничную систему магической практики.
Однако, Золотая Заря вовсе не спешила делиться своими знаниями с миром, и тщательно охраняла свои тайны, как в старые времена, раскрывая свою систему только своим посвященным. Своим посвященным, разумеется, и лишь в том объеме, который предусмотрен текущим уровнем посвящения, положением в иерархии Ордена. Каждый адепт клялся хранить в тайне все, что узнал в Заре – то, что происходит в тайном обществе, остается в тайном обществе!
Но время шло, и появлялись те, кто не одобрял секретов. Такие люди как Алистер Кроули, Израэль Регарди, Дион Фортун начали совершенно открыто говорить о том, что поколениями хранилось в тайне. Причинило ли это вред мир? Нет, судя по тому, что мир так и не погрузился в пучину всеобщей магической войны, и не был сожжен демонами, выпущенными из глубин ада. Похоже, нарушение тайн никому не повредило, разве что лишило кого-то власти и положения в иерархии тайного общества.
Нет смысла скрывать что-то от того, кто не в силах это понять. Если ребенок увидел чертежи атомной бомбы, то, что он с ними сделает, что поймет в них? Очевидно – ничего. Так и большая часть оккультных знаний – они бесполезны для человека, не обладающего подготовкой. Тот, кто не готов их воспринять, просто не сможет понять их или использовать. А то, кто готов – тот уже их достоин. Тайна оккультных знаний состоит не в том, что про них нельзя рассказывать, тайна состоит в том, что их не понять тому, кто к ним не готов.
Так началось новое оккультное возрождение Запада. Новая эра, в которой почти (именно «почти») не осталось секретов, а древние тайны стали доступны миру. Значит ли это, что теперь вокруг нас действительно толпы мудрецов, искушенных в ранее недоступных тайных науках? Очевидно, нет. И это не говоря о риске похоронить знания под сплошным потоком минутных сенсаций, профанаций и свеженьких, только что придуманных, традиций и ритуалов, создаваемых в наши дни в огромном количестве под видом Древней и Несомненной Традиции.
И на место одного древнего трактата неизвестного автора, хранимого в секретном месте, пришли буквально тысячи книг – почти столь же неизвестных авторов. Кто они? Что знают, чему могут научить, знают ли вообще – или просто выдумывают, выдавая свои фантазии за высшие тайны? Как понять, что стоит, а что не стоит читать? Прочесть все – не хватит жизни! А нужно еще и набираться опыта на практике.
Мало того, в изменившемся мире и сама оккультная система изрядно изменилась, а написанное в древней книге, в расчете на людей прошлых веков, их мышление и образ жизни, может просто не подойти для современного человека. Но и написанное в новой книге может оказаться пустой выдумкой, нужной с одной целью – позволить ее автору немного подзаработать.
И это значит, что главная проблема теперь состоит не в том, что бы что-то узнать, а в том, что бы узнать именно нужное, достоверное, найти это под грудами информационного мусора, изучить и понять. Что, в свою очередь, означает, что нужно еще и четко понимать, что именно нужно найти. Что бы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос, а он потребует какого-то начального уровня понимания, что бы вы могли понять, о чем вообще стоит спрашивать и зачем.
А потому предлагаю начать путь с более-менее систематизированного источника, дающего общий обзор всего, что предстоит изучить. На роль такого источника и претендует эта книга – общее изложение элементарных основ современно церемониальной магии, с упором на самую традиционную практику такого рода – создание талисманов. Никаких откровений, никакого «впервые будет раскрыта страшная тайна!». Только наиболее важные основы современной магической системы Запада.
Нужно пояснить слова «церемониальной магии». Это не значит, как часто понимают (из-за не слишком удачного термина), что в нее включены любые «церемонии», то есть ритуалы и все, где есть ритуал – церемониальная магия. Самым простым способом объяснить, что такое церемониальная магия, было бы сказать: «Это то, что будет описано ниже, в этой книге!». Но не всегда простой путь – лучший, так что придется внести некоторую ясность заранее.
У каждого народа свои традиции, свои ритуалы и своя магия. У всех систем, при их внешнем разнообразии, есть вполне четкие общие моменты, общие принципы, которые будут рассмотрены, но конкретная форма, в которую облачены эти принципы, будет очень разной. Западная магия построена на ритуалах и использовании набора символических систем, которые будут описаны.
Но и в этих ритуалах есть свои течения и особенности. Работа ведьмы в русской деревне 17 века, современной викканки в США, и священника – экзорциста, изгоняющего демона, будет вестись через ритуалы – но совершенно разные, не только по форме, но и по лежащей в их основе теоретической базе. Конкретно то, что мы отнесем к европейской церемониальной магии (включающей в себя такие прославленные системы, как Гоэтия, Енохианская магия, а так же систему Золотой Зари, телему, и прочее) восходит своими корнями к двум источникам.
Первый – это античная (а так же местами египетская и вообще – языческая) цивилизация, давшая нам исключительно важных божеств греко-римского пантеона, астрологию, Стихии и многое другое. Второй – каббала, изначально, разумеется, иудейская и чисто религиозная, но в западном оккультизме быстро утратившая всякую связь с иудаизмом, а потом и с традиционными религиями вообще. От нее идет Древо Жизни, божественные имена, разнообразные манипуляции с буквами иврита и многое другое. И все это изрядно смешано с влиянием христианства, и, с недавних пор, с восточными учениями, прежде всего – йогой.
На этой основе строится сама система западного оккультизма, основанная на представлении о существовании нематериальных духовных разумов, духов. Все в мире может быть представлено как некий дух, ангел, демон, как существо, с которым можно вступить в контакт, не смотря на то, что оно не имеет буквального, физического существования. Эти духовные разумы тщательно систематизируются, выстраиваются в иерархии, где они подчинены один другому. Они могут быть призваны и изгнаны, использованы для достижения неких целей мага, их именами совершаются ритуалы, освящаются предметы и творится магия. Они связаны с какими природными силами, которые воплощают. По сути, они и есть эти силы природы, классифицированные в виде символических категорий – Стихий, Планет, Знаков Зодиака, Сефирот и так далее.
Управляя нужными символами, используя строго подобранные (по вполне четким, хотя и символическим, законам) слова, жесты, запахи, числа, геометрические фигуры, цвета, мы обращаемся к этим силам и производим изменения в себе и в окружающем мире, чаще всего – освящая талисман, который сохраняет часть призванной вами в ритуале силы. Поэтому важными до крайности становятся сами символы, их системы, равно как умение создавать свои собственные знаки и символы, и умение обращаться с их помощью к духовным разумам. Добавьте к этому набор традиционных прорицаний, астрологию, геомантию, карты Таро, и вы получите вполне завершенную картину.
Обычно в оккультных вопросах приятно напирать на древность, слово «древнее» равнозначно «привальному». Это далеко не всегда оправдывается, и старое вовсе не обязательно окажется лучше нового, но, с учетом самых отдаленных предков, западный оккультизм окажется и правда очень древним.
Стихии обсуждали еще античные философы, решая, какая была первой и как одна возникла из другой. Система Планет и Знаков Зодиака возникли еще раньше, до античной цивилизации. Сами Планеты названы в честь римских богов и наделены их качествами, например, Марс – это, в магии и астрологии, «малое несчастье», предвестник конфликтов, бед, несчастных случаев, но так же это и римский бог Марс, бог войны и насилия. Именно его качествами и наделена планета Марс. Римские боги, в свою очередь, во многом скопированы с греческих, но и они не первые в этой цепочке.
Магия выжила в эпоху гонений на ереси и колдовство, и уже в 18 веке пережила очередной бум интереса ко всему тайному. В Европе впервые столкнулись с китайскими системами, увидели И Цзин, потом в моду вошел Древний Египет, и началась волна египтомании, когда все непонятное стали считать египетским.
Египетскими объявили карты Таро (хотя самая старая колода, какая только существует, издана в Европе, в 15 веке, и карты Таро долгое время использовались для игр). Масонство, как раз возникшее и стремительно набиравшее силу, тоже обзавелось своей египетской ветвью. 18 век – это время грандиозных теорий, новых учений, время появления открытых школ, в которых обучают магии, первых оккультных журналов, первых широко известных гадательных салонов, а так же превращения магии в бизнес, с рекламой, привлечением клиентов и борьбой за захват рынка. Торговец талисманами порой мог распространить рекламу, согласно которой только его талисманы имеют силу, поскольку он, своими ритуалами, лишим силы всех других магов и их талисманы ни на что больше не годны!
Чуть меньше внимания досталось тем, кто действительно хранил знания. Прежде всего – это общества масонов и розенкрейцеров. Розенкрейцеры – члены оккультного братства Розы и Креста. Сами Роза и Крест, соединенные вместе, образуют важный оккультный символ, но его описание тут будет не уместным. Легенда приписывает создание братства великому посвященному мудрецу Христиану Розенкрейцу, который родился в 14 веке, прожил 106 лет и был похоронен в гробнице вместе с книгами и магическими предметами. Эти сокровища были найдены при вскрытии его гробницы и, собственно, дали начало Братству Розенкрейцеров, его духовных последователей.
В более достоверной версии этой истории, первые документ розенкрейцеров появились в поле зрения широкий общественности в 17 веке. Розенкрейцеры заложили основу для будущей системы иерархических обществ, где посвященному открываются оккультные тайны, по мере того, как он поучает все новые степени посвящения.
К концу 19 века в Великобритании начинает действовать Орден Золотой Зари, основанный тремя розенкрейцерами и, одновременно, масонами. Его создали Уильям Роберт Вудман, Уильям Уэсткотт и Сэмуэль Лиддел Макгрегор Мазерс. Именно Мазер и стал основным персонажем дальнейшей истории и ключевой фигурой еще одного оккультного возрождения Запада. История Ордена оказалась яркая, но короткая, с двусмысленным началом и не самым лучшим концом.
Начало – это некие документы, зашифрованные, и (теоретически) содержание тайны магии, полученные от Анны Шпренгель, еще одного розенкрейцера, имеющей высокое посвящение, давшей основателям Золотой Зари посвящение в нужные степени и право на создание своего течения розенкрейцерства. Двусмысленность же этой истории состоит в том, что, возможно, никакой Анны Шпренгель никогда не существовало, а ее шифрованные документы были написаны основателями Золотой Зари, что бы придать значимость и ореол древних загадок их работе. Что, кстати, часто делалось по всему миру, автор нового учения, системы, делает вид, что она не новая, да и он вовсе не автор, а лишь тот, кто записал ее со слов великих древних мудрецов, и его система – это ничто иное, как овеянная веками тайная традиция. Люди любят тайны, особенно если они древние!
Концом Ордена стала серия конфликтов, которая привела к его распаду на несколько самостоятельных организаций, существующих до сих пор, и продолжающих работу в традиции Золотой Зари. И под словом «конфликты» тут понимается не бурное обсуждение вопросов строения астрального плана или тонкостей чтения на енохианском языке, а захват собственности, драки, судебные иски и полномасштабные магические войны, ставящие целью полное уничтожение недругов.
И не смотря на это все, за десятилетия своей истории Орден сделал очень важную работу – систематизировал знания. В нем изучались многие системы, разрозненные, порой забытые, ставшие частью лишь гримуаров на редких языках, переводились книги, разрабатывались ритуалы – до тех пор, пока оккультная система не стала единым монолитом, где согласовано все и со всем, насколько это вообще возможно.
В Ордене прошли свою подготовку Артур Уайт, Дион Фортун, Алистер Кроули и многие другие значимые фигуры современной оккультной истории, еще до того, как внутренние конфликты сгубили сам Орден. В том числе, конфликты, спровоцированные Кроули, который начал открыто публиковать материалы и документы, которые хранились в секрете.
Кроули покинул Золотую Зарю и, после многих событий жизни, основал собственное магическое учение – телему, ставшую еще одним важным элементом современной магии. Кроули возглавил Орден Восточных Тамплиеров, изначально создававшийся как масонская организация, и основал Орден Argentum Astrum, в котором отказался от любых явных иерархий и коллективной работы, что бы не повторить судьбу Золотой Зари, разорванной на куски конфликтами и борьбой за власть, которую провоцирует традиционная иерархическая система. Оба Ордена существуют до сих пор и практикуют магию телемы.
В это время, в начале 20 века, мир увлекся магией ничуть не меньше, чем в 18 веке. Теософия, антропософия, телема, волна увлечения йогой, открытие восточных религий, возрождение интереса к язычеству, викканское колдовство, парапсихология – все это множится и приумножается, смешиваться и дробится на более мелкие течения. Наступает эпоха Нью Эйдж, когда полная открытость и доступность знаний повернулась своей обратной стороной – в избытке знаний оказалось сложно сориентироваться. И теперь приходится тратить силы не только не то, что бы изучить что-то, но и на то, что бы просто понять, что именно стоит изучить и в каком порядке.
Поэтому начнем с начала. С общих принципов ритуала, которые почти не зависят от того, о каком именно ритуале и какой традиции идет речь.
Теория
Общие принципы ритуала
Вне зависимости от того, о какой разновидности западной магии мы говорим, общие принципы, на которых основывается работа, всегда останутся неизменными. Более того – они далеко не ограничиваются только западной магией, и часто универсальны для всего мира, всех традиций. Приведенные ниже базовые законы не претендуют на исчерпывающую полноту, однако они служат той основой, которая позволит объяснить логику ритуала.
И это я хочу подчернить особо – именно логику ритуала. Ритуальные действия могут выглядеть как некий несвязный набор жестов и непонятных слов, или казаться чем-то не постижимым разуму, что нужно просто принять на веру и слепо скопировать, но за всей церемониальной магией всегда стоит четкая и вполне разумная логическая система. Не нужно копировать нечто странно из древних книг. Не нужно искать уникальный «истинный» ритуал, хранимый в веках. Нужно понимать, что вы делаете, как, почему делает именно так и можно ли сделать как-то иначе.
Абсолютно все в ритуале логично, разумно и имеет свой смысл, важно лишь понимать его – и тогда вы легко сможете не только изменить чужие ритуалы под себя (что часто совершенно необходимо), но и разработать свои. В ритуале нет ничего случайного, каждое действие, слово, жест, символ несет (или, как минимум, должен нести) свое значение.
Принцип персонификации
Первое, что всегда использует и магия, и религия, и даже детские сказки – это персонификация. Никто и никогда не работает с некими абстрактными силами природы как таковыми. Вы не сможете просто позвать грозу или здоровье, бесполезно кричать: «Эй, деньги – денежки, идите ко мне!». Вы не можете обратиться прямо к лесу или прямо к абстрактному финансовому благополучию.
Уже было оговорено, что для всех таких сил и явлений природы в церемониальной магии найдется свой духовный разум, дух, то есть персонификация этого явления, силы, ее представление в некой зримой, понимаемой, форме. Зевс (очень грубо и упрощенно) – персонификация грозы. Вы не может говорить с грозой. Вы не можете звать молнию, серьезно рассчитывая, что вас услышит электрическая искра в атмосфере. Но можете обратиться к Зевсу. Придайте чему-то внешность, дайте имя – и вы сможете вступить с этим в контакт.
Маг не зовет напрямую здоровье или богатство. Он обращается к ним в символической форме, в каком-то образе. Здоровье может призываться в виде силы Солнца, например. Не реального Солнца в небе, звезды, а Солнца символического, конечно. Но и его не позвать прямо – как говорить с философским принципом, абстрактной идеей? Поэтому маг призывает духовные разумы, солнечное божество или иерархию духов, которая воплощает философскую идею символического Солнца. И вот к божеству по имени Аполлон или солнечному духу по имени Сорат уже вполне можно обращаться прямо, как к личности.
Именно так и работает церемониальная магия, в которой все представлено в виде духов, но то же самое работает и в религии, и в мифологии, и в сказках – везде и всюду. Домовой – это персонификация дома. И крестьянин в средние века, совершая обряд для задабривания домового, вступал в контакт с тонкой духовной идеей дома, слишком абстрактной, что бы взаимодействовать с ней напрямую. Домовой в этом случае – символическое, персонифицированное, воплощение самого дома, позволяющее установить контакт с нужными силами в доме. Глупо было бы задабривать сам дом как просто сложенные вместе бревна или камни. А вот домового, духовный разум этого дома, его суть, выраженную на тонком уровне в виде личностной фигуры – другое дело.
И не так уж важно, насколько реальными и независимыми от человека мы считает такие духовные разумы, видим ли в них реально самостоятельное, хотя и не физическое, существо, или порождение сознания самого человека. Важно, что персонификация позволяет установить контакт с силой, которую она воплощает, использовать ее.
Амперы и вольты тоже не живут как веселые зверьки в волшебном мире электричества. Буквы, из которых состоят физические формулы – условность, они не существуют вне нашего восприятия. Но за ними стоят реальные силы природы, которые эти буквы обозначают, которые мы можем использовать, и используем каждый день, щелкнув очередным выключателем. Так что реальность образа не важна – важна реальность силы, стоящей за этим образом.
Эти абстракции нужны не миру, а разуму, что бы осознать нечто непостижимое и научиться им пользоваться. Персонификации нельзя воспринимать буквально, считать их совершенно достоверными разумными существами, с именем и внешностью, нельзя видеть в Зевсе физически реального бородатого мужика с молниями в руке, которого могут встретить путешественники на вершине горы Олимп. Нельзя буквально воспринимать библейское описание ангела как существа с лицами человека, льва, орла и быка или вычислять, сколько весит молот Тора. Это – метафоры, образы, порожденные нашим разумом, и нужные, что бы мы могли установить контакт с теми силами, которые без таких метафор и представить себе не сможем. Именно это дает возможность, кстати, создавать собственных духов, открывая внешность и имя духовного разума интересующего нас явления.
Это будет исключительно важно в ходе ритуала, одна из важнейших частей которого – обращение к таким духовным разумам, о чем еще поговорим. А пока стоит прояснить два термина, две стратегии обращения к ним – это инвокация и эвокация.
И то, и другое – ритуальные методы, которые позволяют вступить в контакт с духовными разумами, с силами, которые вы сможете использовать по своему усмотрению после того, как будет установлена нужная связь. Инвокация (которая будет разбираться подробно) предполагает, что вы обходитесь без зримого появления духа и разговора с ним, как с отдельным существом. Вы искреннее призываете нужную силу в личностной форме, соблюдая ряд важных правил, и становитесь ее вместилищем, соединяетесь с ней, наполняетесь этой силой и направляете ее. Призывая божество, вы обретаете на мгновение его силу, вы становитесь воплощением Гермеса или Афродиты и действуете, пропуская эту силу через себя. Вы словно подключаетесь к мощному источнику энергии, которую можете использовать. Но не все энергии одинаково полезны, поэтому иной способ работы – отделить от себя призываемую силу. И это – эвокация.
При эвокации вы призываете эту силу наружу, воспринимаете ее как отдельное существо, с которым можно так или иначе установить контакт, провести некое общение. Не всегда, но чаще всего, это способ обращения к демонам, применяемый, например, в ритуалах Гоэтии – когда маг отделает себя от силы, с которой работает, персонифицированной в виде демона и способной быть опасной и разрушительной, не впускает ее в свой внутренний мир. Маг надежно укрыт в круге, дух призван в треугольник и заключен в нем. Дух выступает в роли отдельного существа, которое может общаться с магом, может противиться его воле, но так же может быть подчинен и поставлен на службу.
И это не исключает инвокацию. Наоборот, такая работа всегда должна начинаться с инвокации, с первоначального обращения в силе более высокого уровня. Задача мага вовсе не в том, что бы спуститься вниз, на уровень демона! Задача мага в том, что бы поднять демона до своего уровня и стать для него некой высшей силой, существом более высокого порядка, имеющим право повелевать им. Так что магу, для начала, придется провести инвокацию божественной силы, наполниться ею, поднявшись к ней (совсем немного, и на короткий срок, но поднявшись), стать ее воплощение. И уже затем проводить эвокацию, призывая демона в треугольник, действуя от имени это божественной силы.
И эвокация будет бессмысленной без возможности установить контакт, так что вы должны видеть и слышать духа. Не факт, что именно зримо и явно (хотя и это не исключено), но совершено обязательно хотя бы астрально, как образ, как нечто в вашей голове, вы должны ощущать его присутствие, что бы иметь возможность провести «переговоры» и настоять на своем. Эвокация – более совершенная, но значительно более сложная, форма ритуальной работы, требующая опыта и мастерства и не всегда безопасная, в то время как инвокации будет достаточно для большинства ситуаций, она относительно проста, подходит и начинающим и опытным практикам. Так что в дальнейшем сосредоточимся именно на ней.