bannerbanner
Антихрист и его храм
Антихрист и его храм

Полная версия

Антихрист и его храм

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Тем, кто обратил большее внимание, оказался трехлетний ребенок, который остановился, чтобы послушать музыканта. Наверное, он простоял бы там, пока тот играл, но его мама, не раз пытавшаяся отвлечь дитя, на этот раз решила не тратить времени и, взяв ребенка за руку, поволокла его к эскалатору. Ребенок же не мог отвести глаз от музыканта и, оглядываясь назад, шел за матерью, пока стены не скрыли скрипача из виду. Что-то похожее на этой станции метро происходило в тот день и с другими детьми.

За сорок пять минут только шесть человек остановились на несколько мгновений. Около двадцати бросили музыканту деньги и продолжили дальше путь. Когда скрипач закончил, никто не обратил на это внимания, не было ни аплодисментов, ни благодарных слушателей. Более того, были те, кто радовался, что он уходит. Недалеко от того места, где стоял скрипач, была женщина, которая зарабатывала, начищая прохожим обувь. Когда приходят уличные музыканты, они мешают ей слышать клиентов, и поэтому они долго там не задерживаются, так как она звонит в полицию. Когда скрипач ушел, она с облегчением вздохнула11.

В то холодное пятничное утро 12 января 2007 года газета Washington Post проводила социальный эксперимент. Скрипачом, игравшим для прохожих на станции метро в Вашингтоне, был Джошуа Белл, один из величайших музыкантов мира. Он играл на скрипке стоимостью в три с половиной миллиона долларов. Шесть сыгранных им произведений принадлежали Баху и были не только глубокими и трогательными, но и сложнейшими для исполнения. В то утро Джошуа Белл заработал 32 доллара, в то время как всего двумя днями ранее он собрал аншлаг в Бостоне, где средняя цена одного места составляла сто долларов.

Вопросы, которые интересовали социологов, созвучны нашему: легко ли заметить неординарное? Можем ли мы увидеть важное, если оно происходит в неподходящее для нас время? Можем ли мы распознать талант в нетипичной ситуации? Согласно результатам этого эксперимента, можно с уверенностью сказать, что для большинства людей время и обстоятельства явления в мир будут играть ключевую роль в определении личности антихриста.


Джошуа Белл играет для прохожих в метро

Источник: https://www.washingtonpost.com


Антихрист во многом копирует истинного Христа. Но позвольте задать вопрос: разве мир узнал пришествие Иисуса? Разве появление Иисуса не как царя, а как скромного бедняка не ввело в смущение многих? Разве кто-то ожидал, что величайший музыкант захочет выступать не в палатах царя Ирода, а в метро, где чистят обувь бедняки, да еще в то время, когда никому нет до этого дела? Разве Иисус, закончив свое «выступление», получил в награду аплодисменты от благодарных слушателей? Или, может быть, в отличие от Иисуса, антихрист громогласно объявит о своем пришествии – так, чтобы его наверняка встретили и не обознались? Конечно же, нет, антихрист хочет остаться неузнанным, он хочет сделать все возможное, чтобы люди заблуждались относительно времени его прихода, и поэтому его пришествие должно было состояться в таком месте и в такое время, чтобы он не был узнан. Если бы мир понял, что пришел антихрист, как бы он мог столь многих ввести в заблуждение и, как говорит Библия, заставить поклоняться ему? Люди поклонятся ему не потому, что увидят в нем антихриста, наоборот – они увидят в нем человека, достойного поклонения, будут уверены, что поклоняются не антихристу, но Богу. На самом деле нет ничего удивительного в том, что он не был узнан: как еще антихрист мог бы обмануть почти весь мир?

Но вопрос, почему мир не узнал антихриста, если тот уже явился, – не единственный вопрос, который мог у нас возникнуть. Кто-то другой может спросить: что же, антихрист пришел, царствовал три с половиной года, а потом исчез, и мы до сих пор не знаем, кто это? Или, например, вы скажете: «Я слышал, что когда придет антихрист, он отстроит храм в Иерусалиме. Нам известно, что храм остается в развалинах со времени его разрушения в 70 году по Р. Х. Почему он так и не был отстроен?» Или: «Разве антихрист когда-либо сел в храме или установил мерзость запустения, как о том было предсказано?»

На каждый из этих вопросов мы предложим нашему читателю достойный ответ, но все по порядку, а для этого приглашаем открыть следующую главу.

Глава II.

В поисках антихриста

1. Кого люди считали антихристом?

Кто-то из иудеев

Как мы уже отметили, попытки разобраться, кто же будет антихристом и как его узнать, уходят корнями в ранние дни христианской Церкви. С тех пор как Иоанн в посланиях предупредил о пришествии антихриста, ни одно поколение не отказывалось от желания разгадать эту тайну.

Вот, например, как решил эту проблему Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 236 по Р.Х): «Итак, когда Христа провозгласило Писание львом и скимном Львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: „Дан, скимен львов, и изскочит от Васана“ [Втор. 33: 22]. Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. „Дан“, говорит, „скимен львов“; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так – Иаков говорит: „да будет Дан змий“, на земли „седяй, угрызая пяту конску“ [Быт. 49: 17]. Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3: 1), обольстивший Еву и запнувший Адама? Но как это надобно доказать еще многими свидетельствами, то мы от сего и не отказываемся»12.


Ипполит Римский (170—236)

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Hippolytus_of_Rome


Очевидно, что хотя Ипполит и не может назвать имя антихриста, он точно предлагает сузить наши поиски до иудеев. В подтверждение он приводит тексты Писания, которые, по его мнению, недвусмысленно указывают не просто на иудеев, но, еще больше упрощая нашу задачу, говорят о колене Дана.

Мнение Ипполита было почти обречено на успех и поддержку со стороны хотя бы части Церкви, но не потому что оно обладало непогрешимой библейской доказательной базой, а по той простой причине, что с самого начала Церкви существовал конфликт между христианами из иудеев и христианами из язычников. К сожалению, в этом Ипполит оказался заложником настроений своей эпохи. Вместо беспристрастного исследования Писания мы видим, как он шагает в ногу со временем и вычитывает из текстов Священного Писания идеи, чуждые последнему. Однако они становились популярными, поскольку были понятны и взывали более не к благородным мотивам (где брат готов положить душу за брата, не важно, какой тот национальности), а к низменной природе человека, особенно если последний находился в личном конфликте с кем-либо из иудеев. Сильно (а зачастую и вовсе) не утруждая себя изучением Писаний, в таком толковании легко мог найти оправдание своей неприязни к иудеям всякий, кто ее испытывал, но при этом выглядеть теперь не антисемитом, а набожным и умудренным Писанием последователем Христа. Но если современники Ипполита могли себе позволить не обращать внимания на его вольное толкование Библии, то в наши дни противоречия стали не просто кричащими, они стали неразрешимыми. Что, например, нам делать с коленом Дана? Где, по-вашему, его можно найти? Уже начиная с эпохи второго храма большинство еврейских семей не могли доказать своей принадлежности к тому или другому колену, а сегодня тем более. Зачем тогда Богу указывать на колено Дана, если его все равно невозможно найти? Тем не менее идея искать антихриста среди иудеев не была забыта вовсе. Некоторые считают, что именно иудеи первыми поклонятся антихристу. Что это? Новые открытия в области древних библейских пророчеств или древняя неприязнь к нации в новом обличии?


Кто-то из мусульман

Некоторые из христиан сегодня готовы утверждать, что своим происхождением антихрист будет обязан мусульманскому миру. Приводятся даже некоторые подробности внешнего вида, чтобы его было легче узнать. «Махди – из моих потомков. У него выступающий лоб и орлиный нос. Он наполнит мир беспристрастностью и справедливостью так же, как он был наполнен (до этого) несправедливостью и притеснением. Он будет править в течение семи лет»13. Сравнивая пророчества о Махди, последнего пророка Мухаммеда, который должен прийти перед концом света, и библейские пророчества об антихристе, некоторые приходят к следующему выводу: «Мы можем наблюдать, что наиболее характерные отличительные черты антихриста из Библии, его миссия и действия удивительным образом совпадают с описанием Махди в исламской традиции»14.


Книга Д. Ричардсона об антихристе из ислама

Скриншот, источник: https://www.amazon.com


Хотя было бы полезно иметь описание внешнего вида антихриста, нам трудно согласиться с этой точкой зрения по следующим причинам.

Во-первых, за основу взято описание Махди в исламской традиции. По сути, это означает признание, что пророки ислама говорили правду и им можно доверять так же, как Библии. В данном случае заключение делается на основании священных книг как христиан, так и мусульман, и таким образом уравнивается их авторитет. Но если это так, то христианам стоит добавить книги исламской традиции к своему канону. Однако христиане занимают, может быть незаметно для себя, интересную позицию: тому, что говорят пророки ислама о Махди, можно верить, а остальному – не обязательно. Это не что иное, как избирательное богословие и двойные стандарты на практике.

Во-вторых, антиисламские настроения стали новой нормой в современном западном мире после 11 сентября 2001 года. События в Сирии, война с ИГИЛ15, иммиграция, террористические акты в Европе только усиливают неприязнь между христианами и мусульманами. На этом фоне идея исламского антихриста легко может найти немало сторонников, однако, как уже было не раз в истории, ее убедительность основана на заголовках газет, а не на Библии. На самом деле вряд ли кто-то обратил бы внимание на то, что написано в священных книгах мусульман, если бы не так называемый исламский терроризм и миграция.

В-третьих, если признать в Махди антихриста, то что делать с тем фактом, что он должен прийти перед концом света, а не в конце V – начале VI века, как утверждает пророчество? Фактор времени остается беспощадным и неумолимым ко всем околобиблейским учениям.


Некоторые известные политики

Некоторые не ограничиваются общими фразами, но идут дальше и желают назвать имя антихриста, не оставляя места двусмысленности. Так, например, звание антихриста было присуждено:

Петру I

Фридриху II

Наполеону Бонапарту

Вильгельму II

Адольфу Гитлеру

Иосифу Сталину

Бенито Муссолини

Никите Хрущеву

Джону Ф. Кеннеди

Маргарет Тэтчер

Михаилу Горбачеву

Рональду Рейгану

Борису Ельцину

Биллу Клинтону

принцу Уильяму

Бараку Обаме


Список далеко не полный, но достаточный, чтобы увидеть принцип, по которому кандидаты были отобраны и заняли в нем свои «почетные» места. Главное – быть выдающимся политическим деятелем своего времени и желательно со знаком минус. Чем больше злодеяний ты совершаешь, тем больше шансов быть причисленным к лику «святых» и тем убедительнее выглядят аргументы для широкой публики.

Давайте взглянем на некоторых персон в этом списке. Почему, например, был выбран Рональд Рейган? Кто-то, чьим хобби было считать количество букв в именах, решил сделать это в очередной раз. Оказалось, в каждом из трех имен Рейгана шесть букв16. Поскольку Библия что-то говорит о зловещем числе 666, этого было достаточно, чтобы Рональд Рейган оказался в этом списке. А вот Биллу Клинтону повезло меньше. Никаких совпадений с деталями пророчеств у него не обнаружилось, поэтому здесь все выглядит гораздо прозаичнее. Для поместивших его в этот список было достаточно сказать: он способен представить истину так, что она будет казаться нам ложью, а ложь – истиной. Однако для убедительности все-таки библейские параллели были необходимы, и они вскоре были найдены. Как известно, антихрист должен будет совершать свои злодеяния в паре с лжепророком, и его было необходимо срочно «назначить». Кто бы, вы думали, им оказался? Догадались? Конечно же, его супруга – Хиллари Клинтон (благо она тоже не обременена репутацией честного политика). Кроме того, в архивах были найдены фотографии, где один из американских индейцев, по всей видимости шаман, произносит молитву над Хиллари. Можно ли желать лучших доказательств? Дело в шляпе, а Билл Клинтон – в списке.


Американский индеец благословляет Хилари Клинтон

Источник: https://www.care2.com


Но самым железобетонным кандидатом является Барак Обама. В поддержку этой позиции цитируют Лк. 10: 18: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Далее нам напоминают, что хотя текст был написан на греческом, Иисус сказал эти слова на арамейском. А на арамейском, по их мнению, фраза «молния с неба» звучит как «барак о бама». Таким образом, текст надо читать следующим образом: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как Барак Обама». Если вас это не убеждает, то зря. По данным опроса агентства «Харрис», 24% республиканцев и 14% всех американцев считают Барака Обаму антихристом17.


Многие склонны считать антихристом Барака Обаму

Источник: https://www.wnycstudios.org


Ну а если говорить серьезно, то из многих аргументов против достаточно будет сказать, что слово «небо» («шамаим») сознательно заменили на слово «возвышенность» («бама»), потому что только таким образом может получиться что-то похожее (подчеркиваем, только похожее) на «барак о бама». Это уже не только вычитывание из текста того, чего там нет, но и вписывание в Библию желаемого с последующей выдачей его за действительное.

Печально, но подводя некий итог подобным попыткам назвать имя антихриста, нельзя не согласиться с неизвестным автором следующих строк: «К сожалению, газетная экзегеза – один из самых распространенных видов толкования Библии сегодня. Люди прибегают к ней всякий раз, когда ошибочно полагают, что все, что они слышат в выпусках новостей, можно и нужно связать с пророчествами. Они читают Писания через призму новостных программ, и вдруг президент становиться антихристом, компьютерные чипы – начертанием зверя, а вертолеты – саранчой. На самом деле винить во всем нужно собственную близорукость18, эгоцентризм, этноцентризм, социоцентризм и многие другие „центризмы“. Мы склонны видеть себя и тех, кто вокруг нас, как центр вселенной и мировой истории. Таким образом, если наша жизнь, наша культура, наша страна приходят к концу, мы ошибочно полагаем, что весь мир приходит к своему концу. Именно это делает газетную экзегезу такой популярной и убедительной, по крайней мере в наших собственных глазах»19.

Поэтому, для того чтобы у нас не возникало искушения вычитать из текста Библии или, тем более, вписать в него наши собственные идеи, Бог указал на фактор времени. Напомним, что согласно пророчеству, время пришествия антихриста совпадает со временем появления десяти царей, сменивших Римскую империю, три из которых вскоре должны быть повержены. Кроме событий, произошедших в Европе в  VI столетии, ничего подобного в истории найти не удастся. Пытаться применить пророчество к XXI веку – значит, игнорировать как Писание, так и историю. Если мы примем во внимание фактор времени, мы легко сможем обнаружить наличие махинаций в толковании библейских пророчеств. Это фундамент, на котором и нужно строить это здание. Все спекуляции об антихристе как о каком-то политике современности или будущего в свете фактора времени не имеют ни единого шанса ввести нас в заблуждение. Если наш уважаемый читатель все еще сомневается, предлагаю ему перечитать первую главу.

2. Подходит ли папство на роль антихриста?

Отдельно стоит сказать о еще одном мнении, согласно которому антихристом является глава Католической церкви – Папа Римский. Хотя первые высказывания на эту тему появились намного раньше, окончательно эти взгляды оформились и получили широкое признание в эпоху реформационного движения. Именно в это время возникает сдвиг богословской мысли с представлений об антихристе как об отдельно взятой личности к пониманию антихриста как некоей системы, управляемой антихристом. Как пишет Рон Роудс, преподаватель богословия в семинарии Далласа, «на самом деле реформаторы склонялись к тому, чтобы видеть римских пап, сменяющих один другого, и римскую церковь как антихриста»20. Что касается папства, с этим можно согласиться, но римская церковь – это не только папство, но и миллионы простых католиков, которые, по мнению реформаторов, были обмануты антихристом. Именно поэтому свою миссию они видели в просвещении масс (католических), а не борьбу с ними, как это было в случае с папством. Поэтому мы считаем принципиально важным видеть эту разницу: «В католической церкви есть много добросовестных христиан, чья жизнь проходит в согласии с тем светом, который сияет над ними. Бог будет совершать Свое дело в отношении этих людей»21. Поэтому, как и первые реформаторы, мы видим залог успеха не в противостоянии, а в просвещении и свободе выбора. Наша задача – сделать так, чтобы свет сиял ярче в жизни тех христиан, кто хочет следовать свету Библии больше, чем свету традиции, кто не хочет прожить всю жизнь в лунном свете, но хочет увидеть зарю.

Среди наиболее известных реформаторов, поддержавших идею о папстве как антихристе, были Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Николас Ридли, Хью Латимер, Уильям Тиндейл, Томас Кранмер, Джон Фокс, Джон Нокс и др. Все они верили, что папство и папы, сменяющие друг друга (не путать с рядовыми католиками), – это система антихриста. Никогда раньше в истории церкви не было так много ответственных ученых, проповедников, лингвистов, богословов и простых исследователей Библии, которые были бы единодушны в своих взглядах на антихриста! Эти взгляды достойны того, чтобы мы обратили на них серьезное внимание и проанализировали более подробно.

Мы много слышали о пришествии антихриста. Мы слышали, что он должен сделать и когда придет. Почему же тогда мы не можем назвать его имя? Причина в том, что ответ на этот вопрос похож на попытку найти в толпе человека, о котором мы много слышали, но ни разу его не видели. Нам рассказали, как он выглядит, но не показали фотографию. Это напоминает мне историю, как однажды меня встретили в аэропорту.


Источник: https://www.vectorportal.com


Я летел в город Гонолулу. Мой самолет должен был приземлиться в самом большом международном аэропорту этого города. Предварительно я договорился, чтобы меня встретил мой знакомый. Города я не знал, и поэтому его помощь была весьма кстати. Однако я не догадывался, что незадолго до прибытия самолета в пункт назначения мой знакомый, из-за непредвиденных обстоятельств, должен был попросить другого человека встретить меня. С этим человеком мы ни разу не виделись. Моей фотографии у него не было. Писать табличку с моим именем было бесполезно, поскольку я не собирался обращать на них внимание и прошел бы мимо. Телефона у меня не было, и ответить я не мог. Все, на что я надеялся, – это предварительные договоренности. Почти как в фильме «Место встречи изменить нельзя». Все это понимал и встречающий меня человек. Перед ним стояла очень непростая задача. Если бы кто-то однажды попросил вас оказать такую услугу, что бы вы сказали? Правильно. Как в толпе в международном аэропорту я смогу узнать того, кого никогда не видел? Как он будет выглядеть? Мой приятель понятия не имел, какая одежда будет на мне, и не знал, как описать меня, чтобы меня можно было узнать и чтобы я не затерялся среди сотен и сотен людей. Однако он не растерялся и описал меня примерно так: «На самом деле это просто: он не гаваец, не филиппинец, не испанец, не японец или кореец, не мексиканец, не китаец или вьетнамец, не афроамериканец, он, как и я, – русский». На что тот незамедлительно ответил: «Хорошо, этого мне достаточно, я его узнаю». Когда мой самолет приземлился, я получил свой багаж, вышел в зону свободного доступа для встречающих и почему-то обратил внимание на человека, который, казалось, сканировал лица всех людей. Как только наши глаза встретились, его лицо засияло, и он направился в мою сторону. Я не знал, чего ожидать. Подойдя ко мне, он назвал меня по имени и потом объяснил, что произошло и почему он сегодня стал моим встречающим. Удивительно, но такого странного описания моей внешности было достаточно, чтобы встречающий мог узнать меня.

В Библии мы тоже находим описание антихриста, которого нам нужно узнать или «встретить». Его описание как ужасного зверя тоже весьма странно, тем не менее его достаточно, чтобы мы могли это сделать, ведь дано оно самим Богом. В этом описании не одна, а несколько отличительных особенностей, характеристик, которые вместе должны исключить вероятность ошибки. Но основной (с которой необходимо начать) мы продолжаем считать время. Подумайте только, что было бы, если бы меня встречали на час или два позже? Скорее всего, к тому времени я бы покинул аэропорт. Но ведь именно это происходит сегодня, когда некоторые ожидают пришествия антихриста в будущем, в то время как самолет уже приземлился и пассажиры разъехались.

Но кроме времени, Бог предоставил нам и другие характерные особенности «внешности» антихриста. И здесь еще одна ошибка, которую часто допускают многие. Из всего описания они находят сходство лишь по одной характеристике и с радостью спешат сообщить миру, что антихрист обнаружен. Правильно ли это? Представьте, что я прошу вас встретить меня в аэропорту и даю краткое описание своего внешнего вида: белая рубашка, синий галстук, без усов или бороды, глаза зеленые, волосы русые. Тогда и только тогда, когда все детали описания будут вами найдены в одном человеке, вы сможете объявить, что нашли того, кого искали. Что же получается на самом деле? Многие, как только видят белую рубашку и синий галстук, заканчивают поиски. А ведь в случае с антихристом дела обстоят еще хуже – сегодня часто достаточно одной «белой рубашки»! Вы можете иметь бороду до пояса, быть лысым и носить черную повязку на оба глаза, но вы все равно будете названы антихристом, так как в противном случае слишком многим придется назвать свои книги кучей мусора, а свое богословие – лженаукой. Реальность такова, что скоро так называемые исследователи Библии не будут нуждаться в Библии вовсе – будет достаточно личной неприязни, чтобы объявить кого-то антихристом. Неудобные места Писания не цитируются, как если бы их не было. Выбирается только какой-нибудь один критерий («белая рубашка»), остальное не в счет.

Какое же описание антихриста находим мы в Библии? И может ли оно быть применено к папству, как об этом говорили реформаторы? Вот то, что мы с вами уже могли узнать. Суммируем все в один список.

1. Антихрист должен прийти после распада Римской империи (Дан. 7: 23—24).

2. Это должен быть человек и/или царство (Дан. 7: 17, 23).

3. Три царя должны быть «исторгнуты пред ним» (Дан. 7: 8, 24).

4. Он осуществит гонения на святых (Дан. 7: 21, 25; Откр. 13: 7).

5. Он должен пытаться изменить Божий закон (Дан. 7: 25).

6. Его господство будет продолжаться три с половиной года (Дан. 7: 25; Откр. 13: 5).

7. Он получит смертельную рану (Дан. 7: 11; Откр. 13: 3).

8. Рана будет исцелена (Откр. 13: 3).

9. Он будет богохульствовать (Дан. 7: 8, 11, 25; Откр. 13: 5—6).

10. Он будет сидеть в храме Божьем (2 Фес. 2: 4).

Как видите, Бог позаботился, чтобы мы имели весьма обширное описание антихриста. Возможно, в нем использованы необычные символы и образы22, но его достаточно, чтобы мы могли не ошибиться. Теперь давайте посмотрим, может ли папство быть исполнением пророчества. Для этого заглянем в его историю и кратко сравним с каждой из характеристик антихриста23.


1. Антихрист должен прийти после распада Римской империи.

Хотя христианство стало официальной и признанной религией еще во времена Константина, власть епископа Рима существовала лишь параллельно власти императора и была весьма ограничена. Однако именно в этот период было заложено мощное основание папской власти в Европе. До Константина на место одного кесаря приходил другой. С переездом же Царьграда на восток на смену преемственности кесарей пришла преемственность римских понтификов. Папы заняли вакантное место императора Рима, что, безусловно, возвысило статус Церкви, однако не дало полной свободы действий. Ситуация кардинально изменилась после падения империи. Папа Римский стал новой политической силой, природа которой была отлична от власти государства24. В 476 году, когда Ромул Август был вынужден отречься от престола, папство стало существенно влиять на историю, быстро и уверенно становясь новой политической силой, обязанной своим происхождением языческой Римской империи.

На страницу:
3 из 5