Полная версия
Тайны кормящей Макоши. Русская здрава младенцу в период вскармливания
Тайны кормящей Макоши
Русская здрава младенцу в период вскармливания
Лада Виольева
Иллюстрация для обложки Наталия Бебихова
© Лада Виольева, 2020
ISBN 978-5-4498-9906-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Кому эта книга полезна?
Друзья, вот моя новая книга «Тайны кормящей Макоши».
Она полезна будет молодой маме. Ей именно в первую очередь.
Хотя и не только ей. Во вторую очередь и отцу, молодому же, эта моя книга тоже будет полезна.
И в третью – ближайшим родственникам родителей новорожденного младенца. То есть бабушкам и дедушкам этого сверхвеличества. Именую грудничка так, ибо рождение новой жизни есть Opus Magnum1, как это бы сказали алхимики.
Почему я смею надеяться, что матери, отцу, родичам – будет польза? Потому что позволит им лучше понимать, что именно происходит в год первый. В первые двенадцать месяцев по рождении продолжателя рода. Или продолжательницы.
Именно начальный год очень важен. С какой ноги встанешь… Кто не знает этой пословицы?
Первый год – это первый шаг в жизнь из точки ноль, от начала координат.
Не просто как шаг в пространстве, конечно же. Жизнь очень многомерная штука. Дай Бог, чтобы по большинству измерений сразу же получилось задать направление в плюс, а не в минус. Любые отрицательности легче предотвратить, нежели устранять.
А чем ясней понимание, тем и предотвратить будет, если вдруг что, гораздо легче.
Что именно происходит меж твоим крошкой сыном/дочерью и тобой? Что делается вот сейчас между твоею дочерью/сыном и внучкой/внуком, если ты бабушка?
Дай Бог нам всем наилучшего понимания и в особенности – в год первый! Об этом есть смысл молиться этими естественными словами: ДАЙ БОГ!
Потому что не так все просто, как представляется, может быть, в суете текущей. Точнее – в страде великой. Три четверти которой ложится – само собою – на маму, даже когда вполне добросовестно помогают папа и родственники.
Однако – милостив Бог! – за рутинными хлопотами, недосыпанием и прочим подобным просвечивает Великий Узор. Тайные знаки Свыше… Любая, кто хоть раз родила и выкормила, поймет, о чем говорю… если вспомнит. А не имевшие опыта или потерявшие со временем память о нем станут прикалываться на тему сентиментальных фантазий.
Ряд знаков первого года мистичны, но существуют вполне реально. Есть, разумеется, и не мистичные совсем знаки, которые читаются умом, а не сердцем.
Кто замечает и понимает, как первые, так и вторые, – тот разумеет. Под разумеющим понимаю такого, кто не рискует по недоразумению сделать что-то не так. (Понимаю разум, как единство ума и сердца: умное сердце или сердечный ум. Православные старцы всегда учили: держи ум в сердце и не ошибешься.)
Разумеющие мать и отец не забудут ни о чем важном, нужном в год первый. О таком, что необходимо сделать сейчас, в сей год, потому что потом уже не будет столь благоприятного времени. А также – что не менее важно – мать и отец не сотворят в этот очень чувствительный год ненужного.
Так точно и бабушка с дедушкой, дядя и тетя смогут не помешать в это ключевое для младенца время по недоразумению своему. Напротив – смогут оказывать реально полезную помощь, а не «медвежьи услуги»
Почему такое название у книги?
Оно немного заковыристое получилось, так ведь? «Тайны кормящей Макоши». Не всякий в наше время поймет и не сразу, что имеется в виду и о чем пойдет речь.
Постараюсь пояснить о каждом из этих трех слов, какой в него в данном случае вкладывается смысл, в каком надо его понимать контексте.
Сердцевинное слово: КОРМЯЩЕЙ. Это проще всего. Ясное дело, в подобной книге речь обязательно должна идти о кормлении младенца. О том она и пойдет. Уточнение лишь такое: поведем разговор не об одном только вскармливании грудью. Ибо человечек ведь живет – с первых же своих дней! – не млеком единым.
Да, это перефразированное чуть изречение Христа. То самое, которое батюшки нам нередко приводят во время проповеди. Только Христос говорил о хлебе, поелику тогда была речь о взрослых.
Почему Христос так сказал: «Не хлебом единым жив человек»? Потому, что у человека есть и душа, а не только бренное тело. А душа есть такая штука, которой не меньше, чем телу, нужно ПИТАНИЕ.
фото автора (здесь и далее – кроме средневековых изображений): первенец моей подруги
Младенческому телу для питания ничего не нужно, кроме молока матери. По крайней мере – первые три сезона (я это поясняю ниже подробно). И все же далеко не млеком единым живет младенец. Ибо ведь уже во младенческом теле она во всей полноте наличествует – человеческая душа.
Причем она никоим образом не меньше и не хуже, чем душа взрослого. Напротив, она нередко бывает много и много лучше. То есть младенческая душа способна утратить свой изначальный свет по мере взросления, коли такую душу… недокормить.
Встречала, между прочим, юных отцов, что были уверены: младенец – он вот просто как бы этакий милый природный зверек, пока не заговорит. Причем далеко не все из этих юных отцов, считающих так, были черствы или глупы. Просто они наивны. Пока. Опыт же отцовства учит, и на следующее свое чадо – если наградит Бог таким – отцы теперь уж не юные будут сразу же смотреть несколько иными глазами.
Следующее слово названия (точнее – первое): ТАЙНЫ. Подразумеваю под ним обычные «секреты» материнского «ремесла».
Обычные в таком смысле, что обычаем освященные. Никто их в тайне не держит. Однако почему-то вот нынче для большинства людей – они «тайна велика есть» и как будто бы за семью печатями. А ведь если таковые ведать и применять – сколько можно решить проблем, скольких избежать, сколько предотвратить…
Имеются в виду не только заморочки младенческого периода, создающие матерям и отцам «головную боль». Уже на первом году жизни человека (а в этой книге, как было сказано, речь именно про него, в основном – про год первый) закладывается масса успехов или, наоборот, неудач дальнейших лет жизни человеческой, а то так и дальнейших десятилетий.
Поэтому молодой матери лучше ведать, что конкретно она творит (или же не творит), чем не ведать. Мать – главная фигура первого года. Будет или не будет благим год первый – на три четверти зависит от нее. Но многое зависит и от отца, кое-что зависит и от ближайших родственников.
Последнее из трех слов названия. Оно-то и подчеркивает главенство фигуры первого года. МАКОШИ.
Макошь – русское (и наиболее древнее) имя Великой Богини Матери, то есть богини материнства. Это, можно сказать, архетип матери (говоря языком Карла Густова Юнга).
Вы спросите: если это имеется в виду, то почему тогда так просто и не назвать: «Тайны кормящей матери»? И пояснять ничего бы не нужно было.
Ответ: я как раз и желаю пояснить этим один ключевой момент, важный для понимания книги в целом. А именно: которой Школе, какой Традиции принадлежит автор.
Богиня Макошь есть одно из ключевых священных понятий Русской Северной Традиции. О том, что представляет собой Русская Северная Традиция, достаточно сказано в моих предыдущих книгах: «Купальский сказ», «Чтобы дом был родным», «Гиперборейская вера руссов. Планетарный миф».
Последняя из этих трех, переизданная недавно в шестой раз, написана мной в соавторстве с Дмитрием Логиновым. Рекомендую, кстати, недавно изданную новую книгу Дмитрия, знакомящую с тем, кто его посвятил в Русскую Северную Традицию: «Речи Арконова: Тихон о защите от бесов». Возможно, это теперь наиболее мистичная книга Логинова. И вместе с тем – обращена прямо к жизни, отвечает реальному течению современных жестких, весьма непростых коллизий…
Итак, Макошь это вселенское материнское начало. Прошу не путать учение о нем с чем-либо языческим. Уж если подбирать аналогии, Макошь это приблизительно то, что индуистский ведизм именует словом Шакти.
Но именно, что лишь приблизительно. Восточный ведизм учился у северного ведизма еще тысячелетия назад, что можно видеть из книги Логинова же «Единство Троицы», написанной им в соавторстве с Премавати, специалистом по индуизму.
Название, акцентирующее внимание на Троице, выбрали авторы не случайно. Оно подчеркивает: учение ведическое и учение христианское – едины в их представлении о Верховном Божестве. Троица Пресвятая есть то, что именовалось нашими предками Великий Триглав. И, соответственно, Богородица до своего воплощения на земле и до Рождества Христова почиталась ими как Макошь.
Вот почему в названии стоит Макошь. Современному православному читателю я должна была это пояснить. Пусть даже кому покажется – забираюсь в богословские дебри, имеющие далековатое отношение к теме книги. Последователи Русской Северной Традиции знают: реформа горе-патриарха Никона привела к расколу, который православие искалечил.
Неправославным же христианским конфессиям досталось и раньше, и – много хуже! Там действовали куда более злые ересиархи, нежели Никон. Католическая схизма Гумберта. Реформация Лютера. Кальвин, который даже и Лютера извратил так, что радикальный протестантизм вовсе потерял сходство с учением Христа! О плачевном состоянии западного христианства есть в песнях иеромонаха Романа:
В том «христианстве» и Христа —не распознать!..Однако и у нас после веков раскола и затем семи десятилетий безбожия прошлого века возродили… не совсем то, что было изначально. Много ли православных может сейчас почувствовать: Макошь древних руссов – Мать Сыра Земля северного ведизма – это есть та же Сущность, что и христианская Богородица?
По пальцам нынче сосчитать таких можно, кто способен это понять или ощутить интуитивно. А ведь еще в начале прошлого века это разумел твердо такой выдающийся богослов и христианский философ, как протоиерей Сергей Булгаков. Цитирую из его самой известной книги: «Земля насыщена безграничными возможностями; она есть всематерия, ибо в ней потенциально заключено все. Земля-мать не просто рождает, изводит из своих недр все сущее. На вершине своего рождающего и творческого усилия, в его предельном напряжении и предельной чистоте, она потенциально является Богоземлей, Мать Земля потенциально является Богоматерью. Из недр её происходит Мария и земля становится готовою приять Логоса и родить Богочеловека. Мать Земля становится Богородицей и только в этом истинный апофеоз материи, взлёт и увенчание ее творческого усилия».2
Протоиерей Сергей Булгаков
Подобное можно встретить и в трактатах св. Григория Нисского (годы жизни: 335—394), одного из трех Великих Каппадокийцев, учителей христианской церкви.
Григорий Нисский. Мозаика 11 века в киевском Софийском соборе
Последователи Русской Северной Традиции всегда утверждали, что Дева Мария, Богородица христианства, есть воплощение на Земле Макоши, Богородицы северного ведизма, вселенской Сущности.
Официальная христианская церковь утратила это ведение. Даже и у нас на Руси – после никонианской реформы-ереси 1666 года. Теперь такие прозрения, как у протоиерея Сергея Булгакова, выглядят исключением.
На западе еще и на века раньше, чем на Руси, начали приписывать христианству корни, которых у него сроду не было. Как будто бы христианство пришло в Европу из Иудеи еврейской, а не из Галилеи скифской!
И будто бы пришло оно не вместе с нашими предками славяно-скифами, которые расселились из Палестины и Малой Азии сначала в Причерноморье, а потом на просторы Русской Равнины. Не ведающие о том да прочтут хотя бы книгу другого протоиерея – Стефана Ляшевского, название которой говорит само за себя: «Христианство на земле русской в первые века по Р.Х.»! Владимирово крещение лишь придало статус государственной религии тому, что было на Руси от начала – от благовествования св. апостола Андрея Первозванного.
Впрочем, дальнейшие подробности о том и впрямь увели бы нас далеко за рамки книги. Поэтому отсылаю пытливого читателя к материалам сайта ПРАВОСЛАВИЕ НЕРАЗДЕЛЬНО. А здесь давайте приступим – после вступления о Традиции вообще – непосредственно к ТАЙНАМ КОРМЯЩЕЙ МАКОШИ, которые Русская Северная Традиция сохранила.
Из чего составлена книга?
Дам только самое последнее пояснение. Как родилась эта книга, при каких обстоятельствах.
У меня есть подруга Маша. Как это говорят о друзьях – старая и добрая. Старая – это по стажу дружбы со мной. А по возрасту Маша молодая. Недавно о ней стало можно сказать не только МОЛОДАЯ, но и: молодая ЖЕНА. А совсем уже недавно – и слова еще даже более прекрасные: МОЛОДАЯ МАМА.
Машина свадьба в Коломенском
Маша давно и всерьез интересуется Русской Северной Традицией. И стоило ей родить, как она – молодец! – забросала меня массой конкретных вопросов на тему своего первенца.
Молодец потому, что хорошо понимает: Русская Северная Традиция – кладезь многотысячелетнего опыта. Практического, прежде всего. То есть по любым конкретным текущим насущным вопросам жизненным из РСТ можно и нужно черпать.
Особенно ценен опыт предков как проверенное веками подспорье для воспитания потомков. Задействовать рекомендации Русской Северной Традиции куда практичнее и гуманней, чем экспериментировать над собственными детьми. Понятно, что ни один родитель осознанно не рассматривает свое дитя как подопытного кролика, но ведь метод проб и ошибок – это как раз экспериментальный подход и есть…
Кролик, между прочим, у Маши есть еще со времен досвадебных. Только не подопытный, разумеется, а просто домашний. Ниже мы коснемся на этих страницах и темы, как наличие домашних животных помогает развитию ребенка (или – в редких случаях – может помешать).
Маша и кролик Зая
Итак, основа глав этой книги – письма мои, отвечающие на вопросы Маши. Конечно, как обыкновенно сие обозначают в издательствах – переработанные и дополненные.
Однако переработка была лишь в смысле: выброшено все слишком личное – никому, кроме самой Маши, не интересное. А вот развернуто и дополнено иногда существенно. Ведь эта тема во мне мгновенно рождает энтузиазм. Как говорит муж Маши, «курс молодого бойца» для мамы и семьи, позволяющий победить в год первый – это краеугольный камень семейного счастья всех лет последующих.
Но стиля изменения не коснулись. Ибо для подобной книги как раз и есть оптимален, пожалуй, стиль переписки. Он конкретен и прост (удобочитаем) и непосредственен.
И, главное, эпистолярный стиль доверителен. Письмо естественным образом нацелено лишь на то, чтобы человеку, кому ты пишешь, было легко и просто воспринимать, о чем речь.
Книги такого рода есть что-то вроде большого-большого письма читателю. Они не призваны доказать. Они основываются на принципе: коли доверяешь – используй, а если нет – это дело твое. Поэтому едва ли к лицу таким книгам изображать «серьезный» (педантично-громоздкий) научный трактат. Или, наоборот, представлять упражнение изящного стиля типа поэмы в прозе.
Для книги насчет младенцев оптимален просто язык беседы матери с матерью, согласитесь.
Впрочем, кое-где цитирую и стихи – когда они сами уж очень просятся.
Нередко привожу и научные подтверждения – современные – древним откровениям Русской Северной Традиции. Хотя считаю, что проверенное тысячелетиями верификаций не требует. Но коль скоро уж наука сподобилась, наконец, подтвердить…
Некоторые современные исследования насчет младенцев и матерей, а также на темы смежные, – интересны даже и сами по себе. То есть они не только лишь подтверждают, но в чем-то, может быть, развивают и дополняют наследие наших предков.
Да, надо сделать комплемент современной науке. Она, как спящая красавица, только-только начинает приоткрывать глазки, просыпаясь от мертвого сна материализма, позитивизма и прочих «измов».
Пробуждающий поцелуй прекрасного принца сводится пока, в основном, лишь к появлению много более точных и тонких приборов, чем было полвека назад. А также и к задействованию широчайшей статистики (благо, современные информационные технологии позволяют).
И вот уже лишь это одно разрешило современной науке перестать, наконец, отрицать существование Бога, души… Наука последних десятилетий уже не напоминает бульдозер, сметающий краеугольные камни, на коих строится всякая уважающая себя Традиция.
Современная наука близка к признанию существования Бога и рискует заикаться о том, что возможны предопределения судьбы и загробная жизнь.
Удивили!))
Блажен посему младенец, рождающийся сегодня. Ведь просветление духовной атмосферы позволяет надеяться: сегодняшнему младенцу суждено будет жить в мире более гармоничном.
Так сделаем же зависящее от нас, чтобы гармония жизни наших детей и наших семей была как можно более совершенной!
С Богом!
Млекопитание
Почему только материнское молоко?
Так создан человек Богом, чтобы его первой пищей было молоко матери.
Блаженны, у кого так именно и случилось. И слава Богу, что вскормленных молоком родной матери большинство.
Меньше воспитанных молоком иной женщины, чем та самая, которая и родила. Да, бывают обстоятельства, когда приходится матери кормить свое дитя молоком не своим. Так следует поступать лишь в тех случаях, когда другого выхода нет. И в обстоятельствах таких пусть уж это будет, и вправду, молоко другой женщины, а не суррогат, не химически (биохимически) сотворенный какой-либо эрзац.
Ты можешь напороться в наше время на красочную весьма рекламу эрзацев. Не следует верить ей. Почему? – ответ процитирую из «Уловки в индустрии детского питания» (Найоми Баумслек):
«Нет никаких сомнений в том, что корпорации манипулируют средствами массовой информации и используют их в своих интересах. Nestle выкупила время для телевизионной передачи, показывающей ребенка, который умер будто бы от того, что получал грудное молоко и не получал смеси. Abbott сделала тоже самое с сообщением о детской смерти, вызванной, будто бы, грудным вскармливанием. Компании, производящие смеси, эффективно используют публикации Wall Street Journal, Time и New York Times, а реальная медицинская статистика о негативном влиянии смесей практически нигде не публикуются.
Интернет стал мощным средством для продвижения, и компании очень ловко им пользуются. Иногда даже трудно понять, что идет реклама смесей. Например, статьи «Кормление из бутылочки без чувства вины», «Выбор родителей», «Бутылочный малыш», «Розовощекий крепыш». Компании организуют курсы обучения для родителей по вопросам питания и делают упор на «современное правильное» питание взамен «устаревшему природному».
Прав был доктор Сисели Вильямс: «Видя изо дня в день, как издеваются над невинными детьми, кормя их искусственным питанием вместо материнского молока, я думаю, что пропаганда такого питания, вводящая в заблуждение, должна расцениваться как преступление. Любой человек, который по невежеству либо легкомыслию способствовал тому, чтобы ребенка кормили неподобающим молоком, может быть виновен в детской смерти» (Вильямс С., «Молоко и преступление»).
Добавлю. Сейчас нередко фармкомпании занимаются и производством смесей. Зачем? А это потому, что ими разработана такая преступная схема обогащения:
А. На презентации консультант от фармацевтики (авторитетный вид, белый халат) внушает матери (а то и будущей матери), что кормить грудью негигиенично, хлопотно и т.д., а смесь хороша еще и тем, что в ней, будто бы, противобактериальные вещества, специально добавленные, чтобы оградить ребенка от всех возможных инфекций. Предлагается попробовать бесплатно.
Б. Мать соглашается и прекращает (или не начинает) кормить грудью и молоко у нее пропадает. Она теперь уже волей-неволей вынуждена будет покупать смесь. Независимо, понравилась или не понравилась бесплатная проба. (Трудно придумать лучшую иллюстрацию поговорки насчет бесплатного сыра!)
В. А на самом деле никакой панацеи против инфекций в искусственных смесях нет. И не может быть. Иммуноглобулины вырабатываются только в живом организме. Антибактериально как раз только молоко матери. Лишившись его младенец начинает болеть.
Г. Фармкомпания прочно подсаживает младенца на антибиотики своего производства. Потому что теперь без них искусственно вскормленный младенец просто умирает от одной из инфекций следующих: желудочно-кишечного тракта (будет нескончаемый понос), бронхов и легких, менингит, инфекции уха… Семья становится вечным клиентом фармкомпании, т.к. иммунная система младенца не развилась: не переняла опыт материнской иммунной системы вместе с молоком матери.
Такая вот преступная схема подсаживания на продукцию своей фирмы. От А и до… Г.
Даже существует специальная международная организация под названием «Бойкот Nestle!», состоящая из родителей детей, на собственном горьком опыте понявших, что искусственное детское питание резко повышает вероятность СВДС. (Этот медицинский термин-сокращение означает: Синдром Внезапной Детской Смерти. То есть младенец или ребенок в возрасте до одного года может умереть вдруг от остановки дыхания. Причем вскрытие не позволяет установить причину этой остановки).
Мораль. Материнское молоко священно. Кормящая (а не делающая вид, что…) – только Макошь! От эрзаца материнского молока в плане физическом толку столько же, как от эрзаца чего-либо божественного в плане духовном (эрзац божественного = ересь).
На Руси это понимали прекрасно, по крайней мере, в царские времена. Царица была вынуждена кормить грудью меньше, чем надлежит это делать матери: торжественные приемы, официоз, церемонии… Но русские царицы-матери никогда не самоустранялись от кормления полностью.
В отличие от западных королев. На западе нанимали кормилиц, да еще скопом и первых попавшихся, и отношение к ним было как к мелкой прислуге.
А вот кормилица царская на Руси – это песня отдельная. Ведь многие русские цари были посвящены в Русскую Северную Традицию. Рюриковичи – все. Да и некоторые Романовы.
Рюриковичи вообще кормилиц не признавали. Если кормление мешает придворным церемониям – то тем хуже для церемоний. Будущий здоровый наследник престола важней, чем текущая показуха.
Тем более, что у многих Рюриковичей было по нескольку жен. Матери охотно взаимозаменяли друг друга в этом священном деле. Было кому и наследников престола вскармливать и с послами церемониться одновременно. И волки сыты, и овцы целы.
То-то Святослав Хоробрый завоевал поболе земель, чем даже Александр Македонский!
А вот с Романовых начались кормилицы. Уже со второго Романова. Легковерный царь Алексей Михайлович очень уж увлекся византийщиной. Византия поддакивала католикам в смысле, будто бы многоженство и христианство есть вещи несовместные. Да, многоженство типа гарема – конечно же, несовместно. Умеренное же и не по прихоти совершающееся… о том почитали бы хоть Апостольские Правила! Но византийцы времен Тишайшего были сплошь фарисеи. Чем обернулось византийское фарисейство горе-патриарха Никона всем хорошо известно.
Итак, ежели царица строго одна – необходима кормилица, чтобы подменяла ее грудь своей, когда происходит какая-либо придворная церемония официальная, а таковым при царском дворе числа несть. В 1637 году царь Алексей Михайлович впервые решился призвать кормилицу.
Однако сакральность вскармливания и он, и последующие цари в династии – понимали. Поэтому избирали «жен во всех качествах добрых, имена которых и записывались в особую Роспись. По особой Крестоприводной Записи кормилицы ЦЕЛОВАЛИ КРЕСТ служити и прямити Царю, Царице и Ребёнку, на воскормление коего поступаю» (И. Е. Забелин).
Царских кормилиц из крестьянок в основном избирали, т.к. жизнь этого сословия наиболее здоровая. По окончании вскармливания царь строил на родине кормилицы ей в подарок новую избу и назначал пожизненное (!) жалование. И предоставлял пожизненное же право гостить во дворце по великим праздникам. А такового и у бояр почти ни у каких не было.
крестьянка Мария Смолина – кормилица Императора Николая Второго
Святость кормления грудью прекрасно понимали не только русские цари, но и борцы против царей и всего святого и русского. Кормилица св. императора Николая II крестьянка Мария Смолина вместе с мужем и дочерью была замучена большевиками 10 октября 1918 года. Почти дословно, как в песне «Реки в никуда» Ильи Кормильцева: