bannerbanner
Очерки истории и культуры Обдорского Севера Березовского края XVIII – начало XX вв. II том
Очерки истории и культуры Обдорского Севера Березовского края XVIII – начало XX вв. II том

Полная версия

Очерки истории и культуры Обдорского Севера Березовского края XVIII – начало XX вв. II том

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день – «прощеное» воскресенье. Люди просили друг у друга прощения за все обиды и горести, дети у родителей, а новобрачные ходили к тестю и теще. Похороны масленицы происходили в поле. В костер бросали не только чучело масленицы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, и вместе с тем – обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия. В «прощеное» воскресенье вечером все жители села, стар и млад, собирались возле «катушек» и катались с особенным оживлением до самой ночи. Прощаются с ледяной горкой до следующей масленицы. Затем наступает время Великого Поста, который население Обдорского Севера соблюдает строго. Все эти праздничные развлечения содействовали формированию эмоционального подъема, праздничного настроения, отвлекали от повседневных забот.

Праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к глубокой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Практически все виды праздников у русских отмечались совместно с другими народами. Большое значение у русскоязычного населения придавалось «съезжим» или «храмовым» праздникам. Разработанность всех составных компонентов этих праздников оставалась достаточно глубокой. В дни их проведения вели торжественные службы, в домах принимали съехавшихся гостей, в центрах приходов проводили ярмарки, на встречах обсуждали насущные дела, происходили новые знакомства людей: «В престольные праздники всегда ожидают священников „со святиною“ и бывают приготовлены к их встрече».111

В это время много народа из различных сел, волости съезжалось в одно место для совместных гуляний и развлечений. Одновременно, пользуясь случаем, решался и целый ряд насущных проблем, тем более, что в праздничную пору у северян нет различия между бедными и богатыми ни в одежде, ни в поведении, ни в приеме гостей. Народные и церковные праздники у русских и коми-зырян выполняли функцию указателя рубежей, связанных с хозяйственной деятельностью людей, а также регламентировали время отдыха и развлечений. Наиболее почитаемыми христианскими праздниками у коми-зырян и русских были Крещение, Благовещение, дни Егория, Ильи, Пантелеймона, Святого Николая, Михаила Архангела. Русские девушки в праздники водили хороводы. В Мужи у коми-зырян с Пасхи до Пятидесятницы крестьянская молодежь играла хороводами на полянах.112

Кроме того, некоторые праздники были тесно связаны с событиями из реальной или мифологической истории той или иной этнической группы, воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. «Пасха» происходит от греческого «пасхейн» – «страдать» или еврейского – освобождение и воспроизводит страдания, смерть и воскресение Христа. Когда Христос пришел в этот мир, он принес с собою дыхание иного мира. В эти моменты уже нельзя было различить, в каком мире живет человек – в здешнем или ином. Пасха являет собой праздник победы Иисуса Христа над смертью, символ смерти и воскресения Христа. Посредством участия в праздничном действе люди погружались в священную историю, в так называемое время мифа, противостоящего обыденной реальности, в которой люди существуют в повседневной жизни. Исследование стереотипов поведения русских, проживающих на севере, позволяет сделать вывод о новой ценностной иерархии праздников. Если в Европейской России православное население чтило «пасху», то в Сибири «пасху» отмечали скромно.

Праздники – неизменные спутники жизни человека, семьи. Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае – свои традиции, нормы, способы их воплощения, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Приемы званных гостей у обдорских северян устраивались по семейным праздникам: «Многие из казаков и богатых мещан в свои именины или другие дорогие для них случаи делают обеды и приглашают своих близких знакомых, родственников и многих из чиновников, с которыми очень почтительны и обращают на них свое внимание, в котором у них впрочем, выражается больше уважения к личности, нежели чиновности».113В богатых купеческих, мещанских и чиновных домах проводили званые обеды по случаю приезда важных должностных лиц, известных путешественников, ученых: «На вечере у городского старосты г-н Гетте, по просьбе гостей, экспромтом прочитал лекцию о значении Обь-Белковского пути и отличие его от всех других традиционных путей. На этом вечере было положено начало фонду для устройства при Березовском уездном училище местного музея, назначение которого будет собирание всего наиболее интересного, имеющего отношения к Березовскому уезду. Собрано 50 руб., Гетте на будущий музей пожертвовал 25 руб.».114

Более богатые купцы устраивали танцевальные вечера у себя дома, «на которых часто бывает очень весело: танцуют польку, вальс, кадриль, казачка, поют разного рода песни: местные обдорские и другие, даже малороссийские, занесенные сюда студентами-хохлами, иногда попадавшими в Обдорск».115 Увеселительные вечера организовывались с целью приобретения определенного имиджа в обществе для благотворительности, а не с целью заработка денег— наоборот, большинство мещан и купцов могли разориться, проводя подобные увеселения. Собранные деньги шли в пользу училищ, школ Тобольской Мариинской женской школы и т. д. За вход на бал-базар платили с одного 25 коп., с семейством – 50 коп. Вещей было распродано на сумму 47 руб. 50 коп. Всего выручено было в 1863 г. – 90 руб.116 На литературно-музыкальный вечер билеты стоили: «первые места (стулья) стоили 50 коп., вторые (скамьи) – 25 коп., места за стульями – 15 коп. Собрано было всего 25 руб.».117 В 1865 г. это удовольствие обошлось обществу 39 руб.118 В октябре 1865 г. на розыгрыше лотереи было выручено до 30 рублей серебром.119 Так что, судя по приведенным материалам и цифрам, можно сказать, что проведения культурных мероприятий, были не только местом увеселений мещан, чиновников, купцов, но и бедных, а также коренного населения.

С конца XVIII – начала XX века в культурной жизни русско-зырянского населения Обдорского севера, наряду с православными праздниками, развивается новый тип увеселительных мероприятий – «Праздничные вечера». Они разделяются на литературно-музыкальные, литературные, танцевальные вечера, благотворительные спектакли, бал-базар, гостеванье. Вечеринки, спектакли, литературно-музыкальные вечера проходили в домах купцов, мещан, библиотеках. Устроителями этих мероприятий были как домохозяева, где они проходили, так и «местные учителя, учительницы и политссыльные и несколько личностей из зырян и обдорян».120 На этих вечеринках собирались вместе представители разных слоев сельского (городского) общества: «тут можно было встретить лиц из всех сословий. Здесь были и чиновники (большинство), купцы (этих что-то уж больно мало), и приказчики, Писцы из канцелярий, и казаки и мещане».121

Литературно-музыкальный вечер был одним из видов театрализованного представления, целью которого было воздействие на ум и чувства местного зрителя с помощью литературно-художественных и музыкальных средств. Литературная часть вечера включала художественную, публицистическую и научную литературу. Использовался документальный материал, но при этом непременно доминировал материал литературный и музыкальный. Музыка наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего. Часто в вечерах принимали участие ученики и ученицы приходских, женских училищ и т. д. В литературно-музыкальной композиции широко использовались все средства выразительности театрального искусства.

Первый литературно-музыкальный вечер состоялся в 1863 г. в Березове. Его устроили в «пользу воспитанников Тобольской семинарии и гимназии». На литературно-музыкальные вечера дом наполнялся посетителями до такой степени, что все скамейки были заняты сидящим, ходящим и гуляющим народом, производящим пыль, духоту и тот особый гул, который всегда сопровождает толпу собравшегося народа. На вечере были прочитаны В. А. Поповым «Обоз» Успенского, П. В. Шалашниковым отрывок «Рассказ петербургского дядюшки» из романа Потанина «Старое старится, молодое растет», Н. А. Кожевниковым «Повесть о капитане Копейкине» Гоголя, и в заключение «рассказ мужичка, бывшего в московском театре «удачно переданный В. А. Поповым, которого каждое слово, каждый жест вызывали гомерический смех в публике».122Были прочитаны стихи «Косарь» Кольцова, «Песня Еремушке», «Страда», «Что думает старуха, когда ей не спится?» Некрасова. А. И. Тверетиным был исполнен на скрипке концерт Берио. В антрактах играл небольшой, «но составленный из хорошеньких инструментов оркестр музыки и хором певчих спето кое-что из русских народных песен, аранжированных Рупини».123

Литературный вечер проводился не регулярно, и «стал походить скорее на клуб и то полный азартной игры и шуму».124 Проведение литературных вечеров «состоит в том, что посредством их скорее можно знакомить публику со всем, что выходит лучшего и наиболее интересного в печати. Литературные вечера, если бы они составлялись почаще, могли бы некоторым образом, заменить чтение книг».125На литературных вечерах читались статьи из журналов «Русское слово», «Сын Отечества», «Семейные вечера», «Воскресный досуг», из газет «Голос», «Северная почта», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости» и т.д.126Эти вечера превратились в «самый маленький кружок любителей чтения. Тут преимущественно участвовали учителя березовского уездного училища».127Этим вечерам была свойственна спокойная повествовательная форма. Последовательно освещались важные события, исторические факты и новые явления политической и культурной жизни.

Говоря о театральной жизни северян, можно к ней отнести любительские спектакли, которые приурочивались к праздникам: «спектакль, конечно, больше может нравиться публике, чем литературный вечер. Но, во 1-х, со спектаклем больше хлопот, и постановка театральная требует порядочных расходов».128 Учредителем спектакля в 1858 г. был военно-окружной начальник Колпаковский, который вложил некоторые свои средства. В 1864 г. распорядителем стал г-н П. В. Шалашников, который поставил около 5 спектаклей, сбор «поступил в пользу женской школы».129 В 1900 г. Енбаев «вложил много энергии и любви во взятое им на себя трудное дело».130Спектакли проводились на Рождество Христово, во время Святок, на Пасху, а также в дни других церковных празднеств. В основном, ихпроводили с благотворительной целью, деньги от нихпоступали в фонд учащимся. В этих спектаклях принимала участие «большая часть здешних молодых людей. Они, несмотря на свои маленькие средства, устраивали свое дело, как истые соревнователи просвещения».131

В Обдорске за зимний период было поставлено 8 спектаклей и несколько танцевальных вечеров.132 Спектакли ставились по пьесам А. Н. Островского «Не в свои сани не садись», «Поздняя любовь», Н.В Гоголя «Женитьба», водевили в роде «Булочная», «Моти», «Жилец с тромбоном», Манефельда «И он во всем виноват»,133 Андреева «Дни нашей жизни».134Посмотрев спектакли, местные журналисты делились своими впечатлениями: «Поставили „Женитьбу“ Гоголя – ничего, сошла чрезвычайно недурно. Главные роли „Подколесина“, „Кожарева“, „Яичницы“ и „Жевакина“ очень удачно были выполнены гг. Иконниковым, Поповым, Афанасьевым, Кожевниковым. Женские роли свахи, невесты и ее тетушки весьма удовлетворительно исполнили госпожа Ламони, Попова и Новконская».135

В газете «Сибирский листок» появилась статья, где восторженно описывается постановка спектакля, которая собрала большую публику: «играют пьесу Островского „Поздняя любовь“, серьезную и требующую обдуманной игры и любовного отношения к делу, и играют ее так, что собравшаяся на спектакль многочисленная публика, шумно и восторженно выражает свое удовольствие, свою благодарность артистам».136 Зрителям такие увеселения нравились, еще и потому что они проходили редко: «Публика осталась довольна исполнением и спектаклем вообще, тем более что такое разумное развлечение так редко бывает».137Зрителями спектаклей были представители и коренной национальности. На вечеринках устраивались танцы «по подписке были устроены в общественном доме запросто два танцевальных вечера; на каждом из них собиралось с детьми более 40 человек. Подавались чай, десерт, сухая закуска и ужин, состоявший из двух блюд». Танцевальные вечера на севере было также сложно организовать, как и другие увеселения, в связи с низкими доходами, которые не оправдывали высоких расходов: «содержатель буфета жаловался на недостаток выручки, для карт поставлены были только три стола».138 На танцевальных вечерах пользовались популярностью полька, кадриль: «Кадриль едва составилась в 15 пар, легкие танцы шли не так шумно и оживленно».139

Новыми видами развлечения русско-зырянского населения стали розыгрыши лотерей, которые проводились в школах, училищах. Устроителем этих мероприятий были учителя, смотрители школ: «Справедливость требует еще добавить, что как на бале-базаре, так и на лотереи весьма рельефно выдавалась личность учителя приготовительного класса г. А., который, как холостой человек, довольствуясь средствами, не скажу с большим избытком, по крайней мере, с маленьким остатком, употребил заметную часть его пожертвования на школу. Да и вообще, надобно сказать, что г. А., никогда не отказывается от пожертвований на благое дело».140 На вечере розыгрыша лотереи принимали участие «как из чиновного класса почти все, так и из купечества, и некоторые из других сословий».141 В лотереи разыгрывались «вещи, приготовленные ученицами в продолжение академического года».142

В культурную нишу Обдорского Севера вошли карточные игры, в которых играли не ради денег, а ради забавы: «Большинство нашего общества играет в карты, в чем можете не сомневаться, видя в этой же статье, на сколько рублей у нас разбирается карт. Конечно количество разобранных карт, еще не доказывает качество игроков, потому что наши игроки, за неимением больших средств, и, надеясь на добросовестность воителей настольного зеленого поля, очень часто играют на старые карты».143 Не требуя умственного напряжения, они служили семейным развлечением и средством дружеского общения. Карточная игра символизировала мирную, уютную атмосферу. За ней, отдыхая, коротали время жители Обдорского Севера. Популярными играми в картах были «винт» и «преферанс», которые «не только успели проникнуть в Обдорск, но и весьма прочно укорениться в нем. Теперь только остяки и самоеды не играют в винт, хотя с картами и они знакомы, но дуются больше в «дураки».144

Обязательным элементом праздничных увеселений было катанье на лошадях. Семейные крестьяне и молодежь катались на украшенных лошадях, с гор на санках и ледянках. Любимейшим удовольствием купечества было катание на санях в праздничные дни от «Рождества» до последнего дня «Масленицы». Катались в Обдорске обычно от Петропавловской церкви и по селу. Купцы не только выезжали на празднества в экипажах всем семейством, но и устраивали у себя в усадьбах нескончаемые увеселения, балы, кутежи. На катаньях можно было видеть купеческих дочерей в пышных нарядах, жемчужных снизках, собольих шубах и сапогах, в хороших экипажах, запряженных лучшими лошадьми с богатою упряжью.

Забавой для жителей русских сел Обдорского края было катание с ледяных горок: «Еще за неделю начинают устраивать катушки (ледяные горы), чтобы кататься с них на „кованках“, „санках“, а то так просто на железных листах или на коже».145 Ледяные горки украшали фонарями: «синие, красные и зеленые фонари тускло мерцали сквозь облако пара и ночную мглу». На них сходились не только горожане, но и жители окрестных сел, подивиться на забавы, «фигуры обдорян, то бегущих с санками на гору, то стрелой, с шумом и грохотом летевших вниз по бегу, имели какой-то фантастический вид: точно ад с чертями». Особенно веселились дети и молодежь: «катаются и по одному, и по двое: кавалер с дамой».146 Простому люду в «жажде наслаждений» не уступали чиновники, купцы и мещане.

К новым видам развлечения не только русско-зырянского населения, но и оседлых хантов и ненцев можно отнести «прибытие первого парохода составляет целое событие, которое долго будет кружить в домах Обдорска в темные, зимние ночи. Особенно эффект выходит, когда пароход подходит в темную осеннюю ночь. Издали видны снопы искр, вылетающих из трубы, гулко раздается по воде шум колес. Весь яр покрыт народом».147 Обдорск оживлялся, и пристань наполнялась гулом народа: «Тут инородцы в малицах, в этих северных одеждах шерстью вверх, закрывающих вместе голову; они же – одетые в гуся, женщины в ягушку, рабочие в зипуны, в старые солдатские сюртуки, которые когда-то были сделаны из толстого грубого сукна, но от которых теперь остались лохмотья».148

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Кон И. С. Введение в сексологию, М. 1988, с. 141

2

Попов Т. Указ. Соч. С. 3

3

Кушелевский Ю. Указ. Соч. С. 102

4

Воронов А. Г. Указ. Соч. С. 9

5

ТГВ, 1861, С. 125

6

Миненко Н. А. Указ. Соч. С. 191

7

Миненко Н. А. Указ. Соч. С. 190

8

ГУТО ГА г. Тобольск ф. 156 оп. 21 д. 34 л. 85

9

Исследователь…. С. 66

10

Воронов А. Г. Указ. Соч. С. 9

11

ТГВ, 1861, С. 125

12

Белявский Ф. Указ. Соч. С. 118

13

Зуев В. Ф. Указ. Соч. С. 61

14

В. И. О самоедах… с. 216

15

В. И. О самоедах ….. с. 217

16

Избранд И. Бранд А. Указ. Соч. С. 199

17

Миненко Н. А. Указ. Соч. С. 117

18

Козлов З. Указ. Соч. С. 400

19

Воронов А. Г. Указ. Соч. С. 25

20

ГУТО ГА г. Тобольск ф. 156 оп. 5 д. 1360 л. 7

21

Исследователь…. С. 68

22

Козлов З. Указ. Соч. С. 396

23

Суханов И. Указ. Соч. С. 52

24

Попов П. Указ. Соч. С. 3

25

Дунин-Горкавич А. Указ. Соч. С. 345

26

Алберт. Указ. Соч. С. 1

27

ГУТО ГА ф. 154 оп. 8 д. 992

28

Бартенев В. Указ. Соч. С. 12

29

Рандымова З. И. Указ. Соч. С. 40

30

Карьялайнен К. Ф. Указ. Соч. С. 168

31

Миддендорф А. Ф. Указ. Соч. С. 300

32

В. И. Указ. Соч. С. 217

33

Русско-ненецкий словарь

34

В. И. Указ. Соч. С. 105

35

Мифология… Указ. Соч. С. 6

36

Северные родники… Указ. Соч. С. 22

37

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 120

38

Кастрен М. А. Указ. Соч. С. 176

39

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 230

40

Кастрен М. А. Указ. Соч. С. 125

41

Самоеды… Указ. Соч. С. 15

42

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 123

43

Карьялайнен К. Ф. Указ. Соч. С. 131

44

ГУТО ГА г. Тобольск ф. 58 оп. 1 д. 6 лл. 3—4

45

Лар Л. А. Указ. Соч. С. 15

46

Шавров В. Н. Указ. Соч. С. 283

47

Гейденрейх Л. Указ. Соч. С. 24

48

Суханов В. Н. Указ. Соч. С. 525

49

Лапина Л. Указ. Соч. С. 40; Обатина Г. Указ. Соч. С. 28

50

Финш О., Брэм А. Указ. Соч. С. 300

51

Северные родники… С. 7

52

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 290

53

Симченко Ю. Б. Указ. Соч. С. 89

54

Зуев В. Ф. Указ. Соч. С. 123

55

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 120

56

Обатина Г. А. Принципы традиционного воспитания в хантыйской семье. //В сб. Народы Северо-Западной Сибири. Томск. 1994, С. 28

57

Лар Л. А. Традиционное, духовно-нравственное и эстетическое воспитание ненецких детей. //В сб. Педагогика и школа. Тобольск. 1994, С. 87; Обатина Г. А. Принципы традиционного воспитания в хантыйской семье. //В сб. Народы Северо-Западной Сибири. Томск. 1994, С. 28

58

В. И. Некоторые сведения…, С. 125

59

В. И. Некоторые сведения…, С. 125

60

Лар Л. А. Традиционное…, С. 89

61

Хомич Л. В. Указ. Соч. С. 120; Лукина Н. А. Указ. Соч. С. 230; Обатина Г.А Принципы…, С. 28;Лар Л. А. Традиционное…, С. 89

62

ТГВ. 1866, №35, С. 249

63

Базанов А. Г., Певгова Л. В. Указ. Соч. С. 254.

64

Хомич Л. В. Ненцы…, С. 202

65

Базанов А. Г., Казанский Н. Указ. Соч. С. 120

66

Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера//Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. – М.Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. II, С. 237 – 254.

67

Зуев В. Ф. Указ. Соч. С. 123

68

Евладов В. П. По тундрам…, С. 157

69

Базанов А. Г., Певгова Л. В. Указ. Соч. С. 254.

70

Старцев Г. Указа. Соч. С. 34

71

В. И. Некоторые сведения…, С. 125

72

В. И. Некоторые сведения…, С. 125

73

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 300

74

Красильников В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург. 2002. С. 120

75

Красильников В. П. Указ. Соч. С. 120

76

Мартынова Е. П. Указ. Соч. С. 127

77

Токарев А. Указ. Соч. С. 151; Кулемзин В. П. Указ. Соч. С. 84

78

Карьялайнен К. Ф. Указ. Соч. С. 174

79

Гондатти Н. Л. Указ. Соч. С. 64

80

Шавров В. Н. Указ. Соч. С. 283

81

ПМА

82

Зуев В. Ф. Указ. Соч. С. 123

83

Полевые материалы Леонида Лара

84

Костиков Л. Указ. Соч. С. 118

85

Евладов В. П. Указ. Соч. С. 158

86

Кастрен М. А. Указ. Соч. С. 230

87

Бартенев В. Указ. Соч. С. 138

88

Тобольский Север… С. 137

89

Евладов В. П. Указ. Соч. С. 282

90

ТГВ, 1861, С. 198

91

Зуев В. Ф. Указ. Соч. С. 123

92

Зуев В. Ф. Указ. Соч. С. 345

93

ТГВ, №43, с. 4

94

Шавров В. Н. Записки…. С. 282

95

Шренк А. Указ. Соч. С. 332

96

Финш О. Брэм А. Указ. Соч. С. 230

97

ТГВ, 1888, С. 199

98

П-ровский А. Указ. Соч. С. 293

99

П-ровский А. Указ. Соч. С. 349

100

П-ровский А. Указ. Соч. С. 342

101

Бартенев В. Указ. Соч. С. 199

102

ТГВ, 1864, С. 62

103

Бартенев В. Указ. Соч. С.199

104

Бартенев В. Указ. Соч. С. 199

105

Поляков И. Указ. Соч. С. 168

106

Финш О., Брэм А. Указ. Соч. С. 502

На страницу:
5 из 6