Полная версия
Креакратия, или Нейрохакинг 2.0. Ключи креативного мышления для развития себя, своего дела и отношений
Креакратия, или Нейрохакинг 2.0
Ключи креативного мышления для развития себя, своего дела и отношений
Андрей Двоскин
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© Андрей Двоскин, 2020
ISBN 978-5-0050-8952-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Креакратия – это авторская образовательная методика, направленная на обучение креативному (творческому) мышлению. Термин «креакратия» несет в себе представление о доминирующем значении творческой мотивации человека и появлении мышления нового типа, характеризующего переход на следующую (креативную) фазу развития сознания личности.
Базовой идеологемой методики является представление о четырехфазовом цикле развития сознания личности. Основания этой модели можно проследить во многих религиозных, философских и академических традициях и школах, от «сансарического колеса» в буддизме, «типологии человеческого поведения» у Гурджиева, «цикла алхимического изменения» у тамплиеров и розенкрейцеров, «циклической динамики» йога-сутр Патанджали и других йогических текстов, до «архетипических циклов» Юнга и «пирамиды Маслоу».
Методика также базируется на постулате о том, что мышление первично по отношению к человеческой деятельности и поведению (Выготский, Ильенков, Узнадзе)1, и является тем элементом, на котором, по большей части, строятся поведение и деятельность.
Следовательно, базой каждой из четырех фаз развития является специфический тип мышления, который основывается на специфическом типе задач и мотиваций, характерных для каждой фазы.
Исходя из этого предполагается, что мировоззренческие основания различного рода традиций, школ, идеологий, методик и техник строятся на наборе (пакете) мыслительных моделей (ключей). Все последующие смыслы, интерпретации, мифологии и т. п. являются лишь надстройками над этим фундаментом. Наборы корневых мыслительных моделей характеризуют традиции, школы, идеологии как принадлежащие той или иной фазе развития.
Креакратия как методика радикально отличается от психологических техник, терапевтических методик, тренинговых модулей, эзотерических штудий именно апелляцией к базовым мыслительным моделям, несущим корневую смысловую нагрузку. Эти модели являются «смысловыми квантами» многих направлений и школ. То есть метод работает непосредственно с мыслительным содержанием и с инструментами мышления, а не с последующими выводами или сопутствующими им психоэмоциональными состояниями.
В арсенале Креакратии на сегодняшний день – 24 базовые мыслительные модели (мыслительные ключи), разделенные на два смысловых блока. Также присутствуют специальные техники введения и использования этих ключей. Их список продолжает пополняться.
Метафорически эта методика получила второе название «ментальная йога», по аналогии с йогой для физического тела, поскольку метафора асан физического тела является прекрасным аналогом для базовых «конфигураций смыслов», характерных для гуманитарного мышления – как положений или фигур в мыслительном пространстве, которые впоследствии задают весь спектр гибкости и стратегичности поведению и деятельности личности.
По типу практик Креакратия – коучинг, то есть метод, направленный на решение личностных задач развития.
По уникальности – креативный коучинг, позволяющий перейти на следующую стадию личностной эволюции, на которой множество проблем решается за дни и часы, даже если для их решения на предыдущей стадии развития требовались годы работы.
По фундаментальности – это «альфа-метод», позволяющий работать с первичными, базовыми, фундаментальными смысловыми и эмоциональными глубинными слоями сознания и бессознательного, что порождает стойкий, долгосрочный трансформационный эффект и быстрый устойчивый результат.
Исходя из этого можно сказать, что Креакратия – один из самых мощных инструментов личностного роста и раскрытия креативного потенциала на русскоязычной территории.
Креакратия руководствуется следующими мировоззренческими принципами:
Эволюционный подход
В качестве базовой предпосылки принимается ценность эволюционного развития личности. Модель «цикла развития сознания» включает четыре фазы личностной эволюции человека:
• Адаптивный (детский) этап
• Конкурентный (подростковый) этап
• Креативный (взрослый) этап
• Мистический этап, или фаза ухода
Креакратия работает с инициацией и коррекцией перехода от конкурентной фазы к креативной.
Метод позволяет идентифицировать, формировать и развивать креативную доминанту и креативную мотивацию вдохновения и интереса, наличие которой в динамической структуре личности позволяет мыслить, чувствовать и действовать совершенно в иной парадигме, нежели на предыдущих стадиях развития, где главенствующим фактором являлась мотивация безопасности или выгоды.
В формировании динамического эволюционного баланса в пользу креативной мотивации и кроется секрет перехода в следующую стадию развития. Это отражено в названии описанного в данной книге метода креативного альфа-коучинга – Креакратия, то есть власть креативной доминанты в мышлении, переживаниях и действиях.
Не-иерархический подход. Партнерство и паритет
В отличие от многих профессиональных поддерживающих и помогающих практик, постулирующих вертикальную иерархическую систему взаимодействия «эксперт – клиент» (где в роли эксперта обычно выступают консалтинговые, терапевтические, процессорские и прочие позиции), Креакратия постулирует паритетный подход, при котором эксперт не занимает родительскую позицию по отношению к клиенту. В современной культуре такой подход продвигали два автора: Карлос Кастанеда с его описанием бенефактора (благоприятного фактора, противопоставленного позиции авторитарного патриархального гуру) и Чогьям Трунгпа с его позицией «друга на пути» (в отличие от традиционной позиции авторитарного ламы, принятого в феодальном консервативном тибетском обществе).
Креакратия не поддерживает ситуацию иерархического шовинизма – профессионального, религиозного, политического, эзотерического, национального, полоролевого, сексуального или возрастного. В силу понимания того факта, что в сегодняшнем динамичном мире все очень быстро меняется, и любые шовинистические авторитарные позиции, даже если они апеллируют к общему благу, приносят больше вреда, чем пользы, задерживая развитие. Кроме того, часто консультанты с такой позицией неосознанно эксплуатируют ситуации наличия проблем у клиента из мотива скрытой выгоды. Потому что уменьшение количества проблемных клиентов им невыгодно. Это приводит к стагнации проблем, а не к их решению.
Антропоцентризм
В Креакратии поддерживается идея о том, что все блага и потенциалы находятся внутри человека, поэтому не нужно приносить нечто извне, чтобы помочь решить его проблемы. Нужно только убрать препятствующие факторы и блоки, чтобы он обнаружил свой заблокированный ресурс и полностью раскрыл свой потенциал.
Эта позиция совпадает с буддийской концепцией препятствий на пути. Поскольку первым препятствием является неведение (человек страдает прежде всего потому, что не знает методов, «как не страдать»), первичными инструментами для Креакратии являются мыслительные модели, или ключи, позволяющие человеку получить личное аутентичное знание, как разрешить его собственные проблемы. Оно по определению может быть произведено только самим человеком и не может быть взято извне. А вот помочь ему произвести это личное знание можно и нужно.
Креакратия помогает человеку создать такую ситуацию, в которой он с помощью смысловых и мыслительных инструментов получает собственные заблокированные ресурсы и формирует личные стратегии проживания своих сюжетов, находит личные смыслы к совершению освобождающих, решающих и трансформирующих действий.
Максимальная ответственность за свою жизнь
Взрослыми людьми не получится управлять без их согласия. Они сами выбирают влияния и управляющие факторы, которые им нужны в данной ситуации для решения той или иной задачи. Они раз и навсегда распрощались с позицией жертвы, простили всех виноватых и познали счастье тотальной ответственности за свою жизнь.
Методы и техники Креакратии – это инструменты для приведения людей в состояние и позицию ответственного творца-новатора в своей жизни и аттрактора креативных изменений в жизни своего окружения.
Креативная дипломатия. Представление о срединности и гармонии
Креакратия разделяет ценность интеграции и баланса между:
• Рациональной и чувственно-эмоциональной сферами жизни;
• Медитативным (пребывание в настоящем, «здесь и сейчас») – и проективным (менеджерским, связанным с проектированием и планированием) подходами;
• Жесткостью планового стиля управления – и мягкостью податливого «движения с потоком»;
• Безапелляционной защитой личных границ (с невозможностью принятия нового) – и их инфантильной проницаемостью или отсутствием (когда невозможно различить – где моя территория, где чужая).
Открытость информации
Этот принцип становится базовым для всех технологий информационного общества. Любой клиент вправе знать, кому он доверяет свою зону развития, то есть иметь информацию об эксперте по следующим вопросам:
• Этические профессиональные принципы эксперта (что он считает приемлемым, а что нет);
• Его культурная и религиозная идентичность, приверженность тем или иным школам или подходам.
Также Креакратия поддерживает и продвигает следующий корпус идей и действий:
Четкие смыслы. Креакратия включает набор внятных мировоззренческих моделей, позволяющих четко организовать любую деятельность и быстро принять любое ответственное решение.
Прямые указания. Корпус методов, входящих в арсенал Креакратии, тщательно отбирался в течение последних двадцати лет и сотни раз был проверен на эффективность и результативность.
Отсутствие «воды». Никакой непроверенной, лишней, общей информации – только прикладной контент.
Внятная мотивация. Исходя из базового представления о цикле развития, любые мотивации можно разделить на четыре типа. С тремя из них Креакратия умеет работать – различать, организовывать, взаимодействовать. А мотивация – это главное топливо сегодняшней активной жизни.
Быстрый устойчивый результат. Минимальный временной формат, за который можно освоить базовую программу метода Креакратии, происходит в течение нескольких сессий, а конструктивных результатов и позитивных изменений личности клиенту хватает на много лет.
Отсутствие «патриархальной гуру-позиции» и мгновенная обратная связь. Технология позволяет решать массу задач развития «пакетно», просто осознавая собственную фазу развития, и проектировать личный алгоритм движения в соответствии с усиленным потенциалом мотивации. Клиент не получает советов, а сам отвечает на свои вопросы и принимает глубинные решения, пользуясь технологией сначала с помощью ведущего, а потом самостоятельно.
Авторская позиция. Эпоха безличных техник, школ и практик закончилась, только ответственная позиция автора позволяет решить сегодняшние задачи. В информационном обществе читают Стругацких, а не фантастику или литературу вообще. Смотрят режиссера, а не фильм. Занимаются у конкретного инструктора, а не просто йогой. И такая важная сфера жизни, как работа с внутренними смыслами и представлениями (а от них зависит все остальное), должна быть не просто авторской, а сверх-авторской. Поэтому клиенты знают поименно инструкторов и профи из команды Креакратии – тех людей, которые используют метод для разработки и ведения своих авторских программ, применяемых в разных сферах деятельности, от управления, банкинга и финансов до психологии, консалтинга, психотерапии и коучинга.
В этой книге будет представлена выверенная методология индивидуальной эволюции личности, модели, пути и алгоритмы для того, чтобы эта эволюция имела шанс состояться. Инструменты, дающие возможность различать контексты и определять препятствия этого пути, строить для него «опоры» и «рычаги». Будут рассмотрены основные ключи метода «Креакратия» и предложены практические задания, дающие возможность шире взглянуть на сферы глобального развития и партнерских отношений.
Отсылки и благодарности
Креакратия, как она представлена сегодня – в виде метода, направленного на работу с задачами личностного и корпоративного развития и эволюции – сформировалась под влиянием многих мастеров и контекстов, которые они несли. Обозначая авторский подход к формированию этого метода, я хочу с благодарностью упомянуть основных носителей практик, энергий и смыслов, которые повлияли на формирование Креакратии (из которых, по сути, этот метод и состоит). Я лишь составил некоторую сборку, которую авторски обработал и структурировал до целостной, технологичной формы, удобной в использовании для решения ряда задач.
1. Я благодарен моей семье за то, что она всегда позволяла мне заниматься именно тем, что было интересно мне, а не тем, что мои папа и мама, бабушка и дедушка считали нужным и актуальным. Они никогда мне не препятствовали в моих занятиях, хотя и не всегда были ими довольны. В понимании того, что заниматься нужно только тем, что тебе интересно, они были (и остаются сейчас) абсолютно единодушны.
2. Я благодарен всем женщинам, которые вдохновляли меня на этом пути. Я не знаю большего и лучшего мотиватора и инициатора творческого процесса, чем влюбленность.
3. Я благодарен Александре Николаевне Стрельниковой, у которой учился в течение двух лет (1984—1986) дыхательной гимнастике и работе с группами. Понимание мною групповой динамики и возможности «раппорта» с клиентами – это целиком заслуга Александры Николаевны.
4. Я благодарен Александру Яковлевичу Святскому, у которого учился рисунку и живописи с 1983 по 1984 год. Именно он донес до меня принцип «человек определяется действием», которым я руководствуюсь до сих пор.
5. Я благодарен Кызыл-Оолу Монгушу, который в 1985 году был шаманом Тувы, при этом официально являлся министром культуры Тувы. За три дня совместной охоты в тайге под Кызылом (я попал туда с бригадой реставраторов под руководством моего отца) он позволил мне прочувствовать основной шаманский принцип: «Мир един – нижний, средний и верхний миры есть лишь части единого целого, где все связано со всем невидимыми нитями, надо только знать, за какую нить дернуть».
6. Я благодарен Олегу Беспалько, моему шефу – начмеду, который во время моей службы в армии с 1986 по 1988 г. впервые донес до меня принцип разделения пространств: показал значимость и эффективность различения личных и рабочих отношений, разделения пространств бытия и деятельности – и то, что их можно связывать, только разделив вначале. Этим принципом я пользуюсь в работе по сей день.
7. Я благодарен священнику Александру Меню, который на одной из своих лекций показал мне лично, что такое цикл развития сознания (души).
8. Огромная благодарность Николаю Алексеевичу Цветкову, на антропотехнический семинар которого (антропотехническая школа С. В. Наумова) я попал в 1989 году. Под его руководством я заканчивал и свое формальное образование. Он впервые научил меня мыслить, передал несколько первых мыслительных ключей и метод работы с ними. На основании этих навыков я начал собственную работу в семинаре «Креативное мышление и поведение». До сих пор считаю себя представителем антропотехнической школы.
9. Я благодарю мастеру Сатья Саи Бабе, в ашраме которого я провел много сезонов с 1999 по 2006 год. Будучи участником двух личных интервью с ним, я принял очень глубокое переживание того, что божественное внутри, а не снаружи. «Все боги – внутри. Мир также населен разными существами, в том числе и божественного качества. Но главный бог – всегда внутри, вне зависимости от религиозной традиции, которую ты исповедуешь». После того, как он убрал руку с моего лба, яркий свет, даже при закрытых глазах, сопровождал мое восприятие еще целые сутки.
10. Я благодарен буддийскому мастеру Чокьи Ниме Ринпоче, который передал мне понимание и переживание, что большая часть наших страданий – это всего лишь интерпретации и стадии развития ума.
11. Я благодарен мастеру дзогчен Намкаю Норбу Ринпоче, учеником которого я себя считаю и по сей день. Он донес до меня принцип природы ума и его творческого использования в повседневной жизни. Он также передал мне понимание и основы навыка, как любое творческое действие можно превратить в деятельность, несущую огромную пользу окружающим людям. Это один из самых важных навыков для развития.
12. Я благодарен Далай-ламе XIV, который на личной аудиенции показал мне, что я не так хорош, как о себе думаю, и указав на мою гордыню, дал мне колоссальный толчок и направление для будущего роста. «Ты таков, какой твой ум», – сказал он и указал на мою голову. В сложных ситуациях я до сих пор вспоминаю это указание.
13. Я благодарен Гантенгу Тулку Ринпоче – бутанскому ламе, настоятелю Гантенг Гомпа. Он показал мне, какие темные силы, которые мешают нам развиваться и тянут назад, могут скрываться в нашем бессознательном, и дал практики работы с ними. Благодаря ему я узнал, что какие бы «чудеса» ни происходили, какие бы «великие» мастера ни благословляли, какие бы «фантастические» целители ни исцеляли – это только начало и «кредит» для развития. Радикально изменить причину проблемы человека может только регулярная личная практика. И главное, что нужно делать – находить, получать и конструировать инструменты для этой практики.
14. Я благодарен Александру Моисеевичу Пятигорскому – русскому философу и востоковеду, в личных беседах с которым я получил суть представления об авторском подходе и новаторском методе. Что по-настоящему мыслить можно только о том, чего еще нет, и о том, что рождается как новое в самом акте мышления. А мышление есть суть всего остального – переживаний, мировоззрения и действий.
15. Я благодарен Берту Хеллингеру, на семинаре которого я впервые увидел и понял постулат о том, что работает система – и главное занимать свое место в ней.
16. Я благодарен Михаилу Бурняшеву, чей курс «Организационные расстановки» я прослушал в ИКСР и освободился от многих мифов относительно групповой динамики и динамики поля.
17. Я благодарен моим друзьям и первым заказчикам сессии «Креакратия» Владимиру Шабасону, Якову Теплицкому, Юрию Милютину, Евгению Маршинскому. Во многом благодаря их запросам, их результатам и совместной работе с ними в 2007 году эта технология стала выглядеть именно таким образом.
18. Я благодарен фонду наследия Юрия Орлова, методики и разработки которого оказали влияние на принцип работы технологии в последние годы.
19. Я благодарен Саймону и Иветте Роуз, которые показали мне, как важен маркетинг в продвижении подобных программ. До встречи с ними я всерьез считал, что это элитарная, аристократическая и «сложная» технология – только для «умных» и «успешных». Но мое мнение изменилось после того, как я увидел возможности широкого информирования и массового использования смысловых практик на их семинаре. Великолепные техники «Притворство» и «Согласованность», с их разрешения, я теперь часто использую в своей работе.
20. Я благодарен мастеру Даосского Ней Дань – Су Хуаженю, который показал мне расслабленную плавность движений в ритме вращения земли, и теперь я дерзаю жить и работать плавно.
21. Я благодарен мастеру Кук Сан До – Ким Ки Йонгу, который донёс до меня состояние благодарности и отдачи.
22. Я благодарен Бонскому ламе Дзог Чен Па, Кюнзану Тензину Ринпоче, который показал мне текучесть и изменчивость бытия и взгляд внутрь, позволяющий увидеть относительность «всего».
23. Я благодарен коллективу редакторов, которые в разное время работали над разными частями этого текста, Ирине Гончаренко, Богдану Частилину, Алине Кулясовой, Артему Малышеву, Александру Мартынову и Анне Клименко. Отдельная благодарность Юлии Федотовой за помощь в организации работы над текстом.
24. Я благодарен Алексею Ковалеву, издателю этой первой версии книги, без многолетних полемик с которым не родились бы многие темы и главы. Который совершенно в ином ракурсе владеет и работает с «ключами» нежели я, авторски развивая метод и внося в него много нового.
25. Я благодарен участникам группы «Креакратия кооперация», которые несколько лет плотно участвовали в содержательной и организационной работе.
26. Я благодарен Высшим силам, Богу, Судьбе, Карме, Вселенскому Разуму, Сократовскому Даймону, Великому Дао, Единому Духу, Будде Шакьямуни… и ещё многим формам того Единого Нечто, что ведет нас всех по этой жизни. Возможно, все предыдущие персонажи – всего лишь фигуры этой бесконечной шахматной доски.
Часть 1. Обзор переднего фронта эволюционной динамики
1. Константы пути
Каждый человек – космос в миниатюре, маленькая вселенная, и у этой вселенной свой путь. Двух одинаковых путей не бывает, как не бывает одинаковых лиц, отпечатков пальцев, ДНК и ещё много чего.
Но есть константы, с которыми люди приходят в этот мир. Именно набор этих констант и динамические факторы среды определяют оптимальный, то есть частично предзаданный жизненный путь каждого.
Счастье можно найти даже в движении против констант, и это тоже будет путь и эволюция.
Пересадивший себе белую кожу Майкл Джексон, ставший общественным деятелем Ник Вуйчич, сконцентрировавшийся на науке Стивен Хокинг… Все они, превратившие свой личный ад в благословение и пользу окружающим – примеры преодоления констант, данностей судьбы, значение которых им удалось поменять. А другие константы (сила воли, настойчивость, вера в себя, удачливость) либо укрепить, либо взрастить почти с нуля, как герань на гидропонике.
Именно такие константы обнаружить или породить сложнее, чем те, которые приходится преодолевать. Осознанная, управляемая динамика и расстановка этих многоаспектных факторов, приведение их к балансу в рамках поставленных личностью задач и приоритетов и есть развитие, эволюция и рост.
А вот какими инструментами для этого пользоваться, какие системы и универсумы эти инструменты обслуживают, по какой модели это развитие будет идти, не нарушит ли оно личное предназначение или, напротив, скорректирует отклонения от него и судьбы – на эти вопросы и должны отвечать эволюционные и развивающие практики и технологии. И ещё на многие другие, но на эти – в первую очередь.
Это очень похоже на метафору срединного пути, в форме которой Будда Шакьямуни проповедовал монахам свое учение о четырех благородных истинах.
Подлинный путь, открывающий истину в глубине собственного сознания, исключающий всех внешних посредников, требует неспешности, индивидуального аутентичного ритма и равновесия. И если мишень и лук со стрелой мы можем выбрать сами, то время и историческую эпоху пребывания, в которой нам нужно эволюционировать и решать задачи роста («стрелять по своим мишеням») – вряд ли. Мы вольны в выборе способа интерпретации, который можем сделать элементом лука, стрелы или мишени, взяв на себя максимально возможную ответственность за ситуацию целиком.
2. Три возможных сценария дальнейшей видовой эволюции
В конце двадцатого века произошло значимое событие – идея сингулярности приобрела эволюционное значение. На это указывают публикации целого ряда исследователей, результаты расчетов которых обозначили резкое изменение эволюционного и исторического вектора человеческой истории к середине ХХI века.
Эти расчёты показали сокращение периодов между фазовыми переходами в истории биосферы и антропосферы, которые в этом веке тяготеют к вертикальному скачку из состояния гиперболической кривой всего предыдущего периода.
Теория получила название «Инвариантность распределения биосферных и антропосферных фазовых переходов во времени», или «Сингулярная точка истории – вертикаль Снукса-Панова».