bannerbanner
Культура древних цивилизаций
Культура древних цивилизаций

Полная версия

Культура древних цивилизаций

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

При кажущейся простоте формы, как известно, пирамиды бывают очень разные, в частности в основании пирамид могут лежать различные геометрические фигуры. Как вы думаете, какая из них будет обеспечивать надежность и прочность конструкции?

После долгих конструктивных поисков Имхотеп пришел к прямоугольной форме основания, выложенной из каменных блоков. Ступенчатая форма определяется техническим возможностями, которые на первых порах возведения пирамид позволяли строить ступени одну за другой. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что и увеличивало прочность сооружения. В пирамидах не использовался связующий раствор, и они сохраняли свою форму благодаря действию силы тяжести.


Ступенчатая пирамида фараона Джосера. Источник – Википедия.


Три великие пирамиды Гизы фараонов Хуфу (Хеопса)Хафра (Хефрена) Менкаура (Микерина), составляющие единый ансамбль, имеют правильную геометрическую форму. В отличие от ступенчатой пирамиды Джосера в основании их лежит квадрат. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении» (система пропорций). Порассуждаем об этом понятии подробнее. Уже со времен древних цивилизаций люди были заинтересованы найти идеальные пропорции произведений искусства. Скорее всего, первоначально неосознанно творцы почувствовали необычайную гармоничность определенного соотношения размеров. На осмысленном уровне это соотношение было проанализировано школой Пифагора, а Леонардо да Винчи назвал это соотношение «золотым сечением».

Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (около 147 м), определившая пропорциональную соразмерность всего ансамбля. Строительство этой пирамиды связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. При выборе места строительства учитывался целый комплекс географических, астрономических и культовых требований. Пройдя по сложной, напоминающей лабиринт, системе помещений пирамиды, можно оказаться в погребальной камере, облицованной гранитом. В ней находился саркофаг умершего (саркофаг – гроб, небольшая гробница из дерева, камня и т.д.). Время изменило внешний облик пирамид. Не сохранилась наружная облицовка граней, делавшая гладкой поверхность, сверкающей в лучах южного солнца. В композицию ансамбля Гизы гармонично вписывается огромный Сфинкс фараона Хефреналежащий у его верхнего храма. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы высотой в шестиэтажный дом. Он является таинственным «стражем домов Вечности».


Великие пирамиды. Источник – Википедия.


Сфинкс. Источник – Википедия.


Древнее царство оставило нам другие прекрасные образцы скульптуры. В рамках установленного канона мастерам не приходилось заниматься длительными поисками композиции. Художники находили оригинальные решения и при повторяющихся позах, раскрывая в образах индивидуальные выразительные черты. Рассмотрим парный скульптурный портрет зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет, выполненный из известняка. В соответствии с принятой условной окраской женские фигуры тонировались розово-желтым цветом, мужские – темно-коричневым. Цветовая гамма Нофрет более сдержанна по сравнению с яркими, густыми охристыми красками статуи Рахотепа. Обе статуи портретны (вспомним роль портретов в погребальном культе), индивидуальность лиц ярко выражена. Особое значение в скульптурах Древнего Египта придавалось человеческому взгляду. Известно, что древние египтяне активно использовали косметику для прорисовки черт лица. Однако во взглядах скульптурных портретов подчеркивалось не временное, мимолетное душевное состояние, а устойчивое, «устремленное в Вечность». (Особенности изображения человека в эпоху Эхнатона будут рассмотрены ниже, а сейчас вернемся к канону.) Серо-голубые глаза Рахотепа выполнены из кварца. Складки над переносицей передают сосредоточенно-напряженное внимание. Миндалевидный разрез глаз Нофрет подчеркивается контурной обводкой век и изгибом рельефно выступающих бровей. Особое значение имеют застывшие, как загипнотизированные, позы супружеской четы: перед глазами Вечности каждый должен сохранять спокойное величие. Скульптурные изображения Древнего Египта носят замкнутый в себе, закрытый характер, их взгляд не встречается со зрителем. [8]


Парный скульптурный портрет скульптора Рахотепа и его жены Нофрет. Источник – Википедия.


Парный скульптурный портрет скульптора Рахотепа и его жены Нофрет. Источник – Википедия.


Кроме изображений правителей остались многочисленные скульптурные портреты писцов, и неудивительно: свободное владение древнеегипетским иероглифическим письмом требовало многолетнего упорного труда и ритуальной посвященности. Этот труд высоко ценился современниками.

.

Мудрые писцы

Времен преемников самих богов,

Предрекавшие будущее,

Их имена сохранятся навеки.

Они ушли, завершив свое время.

Позабыты все их близкие.

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставили после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими.

…………………………………………………..

Стань писцом, заключи это в своем сердце,

Чтобы имя твое стало таким же.

Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Написанное в книге возводит дома и пирамиды

в сердцах тех,

Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина.

……………………………………………………

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

[Цитируется по Поэзия Древнего Египта / Электронный ресурс: Поэзия Древнего Египта. Режим доступа: http://wikilivres.ru/Поэзия_Древнего_Египта / Дата доступа: 1.06.2018]

Статуя Каи, известная под названием «Луврского писца», имеет строгую каноническую позу: человек сидит на земле с поджатыми под себя ногами и развернутым на коленям свитком папируса. Это поза человека, погруженного в свой внутренний мир. В пределах одного и того же композиционного типа изображения писцов, где фигура вписана в треугольник, художники наделяли скульптурные портреты индивидуальными свойствами. [8]


Писец Каи. Источник – Википедия.


Статуя писца Каи. Источник – Википедия.


Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Лучшим образцом эпохи Древнего царства может служить статуя сановника Капера из его гробницы, известная под названием «Сельский староста». Эта скульптура передает нам непосредственное движение из мира живых в Вечность. Вся его фигура вмещает в себя достоинство и ответственность важной государственной должности. [8]


Статуя сановника Капера. Источник – Википедия.


Мастерство художников Древнего царства проявилось в небольших фигурках, изображающих людей за работой. Живые позы мужчин и женщин, естественная пластика, сочетание обнаженного человеческого тела и ярких деталей украшений и предметов быта превращают статуэтку женщины, изготавливающей пиво, в подлинный шедевр мелкой пластики. Главная функция этих статуэток – обеспечить всем необходимым владельца роскошной гробницы. Ведь его душе необходимы еда и питье в загробном мире!


Статуэтка женщины, изготавливающей пиво. Источник – Википедия.


В одном из храмов был обнаружен еще один шедевр мелкой пластики – золотая голова сокола Гора с черными, инкрустированными обсидианом глазами. Голову птицы венчает сквозная золотая корона. Декоративный эффект достигается гармонией цвета и формы, металла и камня. В этой небольшой по размеру работе как в капле воды сконцентрирован невероятный уровень возможностей мастеров Древнего царства.


Золотая голова Гора. Источник – Википедия.


И. наконец, роспись из гробницы зодчего Нефермаат. Изображение обычных гусей исполнено на таком высоком уровне, что время от времени в научном сообществе возникают споры о времени создания этого шедевра.


Гуси. Фрагмент росписи гробницы зодчего Нефермаат. Источник – Википедия.


Переходим к анализу культуры Среднего царства. Ему предшествовал период первого распада, когда по образному свидетельству Манефона, 70 царей правили 70 дней. От этого периода дошло крайне мало памятников. С началом правления IX династии начинается эпоха Среднего царства. Фараоны, происходившие из Фив, делают свой родной город столицей вновь объединенной страны. К этому моменту изменяется роль заупокойных храмов и зодчие Среднего царства находят новое решение ансамбля, сочетая в одном сооружении тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды и нескольких храмов. Все сооружения ансамбля непосредственно примыкали одно к другому, определяя общее направление к святилищу, вырубленному в скале. Появляется более динамичный композиционный ритм, который достигается не только за счет новых архитектурных решений, но и путем вписывания архитектурных форм в созданный природой скальный ландшафт.

Скульптура во времена Среднего царства претерпевает значительные стилистические изменения. Ритуальные статуи не только размещались в гробницах, но и устанавливались в храмах наряду с изображениями богов. В скульптурном портрете Сенусерта III, выполненном из обсидиана, проявляется новая трактовка официальной скульптуры. [8] Идея прославления могущества конкретного фараона ведет к усилению человеческого начала в скульптурном изображении. Усиливается внимание к деталям изображения, используется пластическая лепка лица, важную роль играет контраст света и тени и мастерски используются возможности природного материала. В скульптурном портрете Аменемхета III, сына и преемника Сенурсета, мы видим воплощение образа сурового и мужественного властителя. Складки, идущие вдоль щек, обводка глаз – все эти детали изображения превращают условный портрет в более индивидуализированный. Эта тенденция к созданию индивидуального человеческого образа в скульптурном портрете реализуется с величайшей глубиной и силой в короткий период Нового царства, получившего название эпохи Эхнатона.


Статуя Аменемхета III. Источник – Википедия.


В областях (номах) Среднего Египта, расположенных к северу от Фив, сохранились великолепные памятники стенописи скальных гробниц. Многоярусные композиции строились по регистрам, внутри которых художник пластично размещал фигуры людей, животных и птиц. Мастера делали эскизы и при помощи сетки квадратов переносили на стенку в соответствии с заданным масштабом. Если в Древнем царстве росписи играли подчиненную по отношению к рельефу роль, то в Среднем царстве они приобретают самостоятельное значение. Расширяется красочная палитра художника, появляется мягкая и тонкая прорисовка, что ведет к развитию живописных приемов. Посмотрите на все разнообразие животного и растительного мира Древнего Египта, навсегда запечатленного в своей цветовой и пластической красоте на стенах скальных гробниц. [8], [35]


Дерево с певчими птицами. Фрагмент росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Источник – Википедия.


Второй период распада Египта связан с нашествием воинственных гиксосов. На какое-то время они захватили власть над страной и даже основали свою династию. Именно с этим периодом связано, по мнению ученых—библеистов (изучающих Библию), появление в Египте сынов Израиля. Один из библейских героев – мудрый и прекрасный Иосиф стал важным сановником при дворе фараона-гиксоса. [9]

Затем наступил один из наиболее известных периодов в культуре Древнего Египта – Новое царство. В этот относительно небольшой по длительности исторический период произошло несколько ярких событий: во-первых, существенные изменения в каноне; во-вторых, успешное правление единственной женщины-фараона; в-третьих, попытка фараона Эхнатона провести серьезную религиозную реформу. И наконец, самое знаменитое и неразграбленное захоронение фараона Тутанхамона дошло до нас из этой эпохи. [41]

Период правления гиксосов не прошел для египтян бесследно. Прежде незнакомые с управлением лошадьми, египтяне научились успешно сражаться на боевых колесницах, появилась хорошо обученная армия, благодоря которой фараоны подчинили множество сопредельных стран. Увеличившиеся богатства страны позволили построить величественные храмовые комплексы, в частности в Карнаке и Луксоре, посвященные Амону, богу Солнца.

Общее впечатление от этих храмов связано с конкретным осмыслением пространства. Колонные залы напоминали заросли папируса или пальмовые рощи, росписи перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Тексты гимнов, высеченные на стенах, с ритмическим повтором строф были созвучны повторяющимся рельефам композиции. Входящего в храм встречали величественные пилоны (с греч. pylon – ворота, массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход), увенчанные мачтами с флагами. У стен стояли статуи фараонов и обелиски (с греч. obeliskos – буквально небольшой вертел), культовые мемориальные сооружения в архитектуре Древнего Египта, символ Солнца, в форме четырехгранного сужающегося кверху столба с заостренным пирамидальным завершением).

Оказывается, вот какую древнюю историю имеют памятники Великой Отечественной войны.

Дальше через узкий проход можно было попасть в открытый двор, обнесенный колоннадой, за ней следовали колонные залы. Затем путь ритуальных процессий завершался в святилище. Кроме главного храма в ансамбли входили другие храмовые сооружения, а также аллеи сфинксов, соединяющие, в частности, храмовые комплексы с Нилом. [8], [35]


Комплекс Карнака. Источник – Википедия.


Комплекс Луксора. Источник – Википедия.


В период Нового царства произошло отделение гробницы (скальные гробницы в Долине царей) от заупокойного храма.

Примером может служить заупокойный храм фараона Аменхотепа III, от которого до нашего времени дошли «Колоссы Мемнона» – величественные статуи с лицом фараона. Глаза колоссов располагаются на высоте пятиэтажного дома, а по кисти рук может свободно гулять взрослый человек. Оттуда же родом два сфинкса, гордо лежащих на берегу Невы в Санкт-Петербурге, привезенных в 1832 году для украшения северной столицы. «Моду» на культуру Древнего Египта завел в Европе Наполеон. Именно его войска в Египетском походе в очередной раз «откопали» сфинкса Хефрена, почти полностью к тому времени занесенного песком. [14]


«Колоссы Мемнона». Источник – Википедия.


Вернемся, однако, к династической истории Нового царства. Царица Хатшепсут, дочь Тутмоса I, жена Тутмоса II, узурпировала трон при малолетнем сыне Тутмосе III (скорее всего, рожденном женщиной нецарского происхождения и приходившемся ей пасынком). Понятно, что такое необычное для Египта эпохи фараонов событие связано с незаурядной личностью Хатшепсут. Памятники ее продолжительного царствования связаны с именем фаворита – придворного зодчего Сенмута. В частности, были сооружены тридцатиметровые обелиски царицы, а также знаменитый храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, имеющий форму террас и включающий многочисленные колоннады. [35]


Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Источник – Википедия.


Хатшепсут. Скульптурный портрет. Источник – Википедия.


Рельеф с изображением Эхнатона с женой и дочерьми. Источник – Википедия.


Скульптурные портреты Нефертити. Источник – Википедия.


Особый период развития искусства связан с фараоном-реформатором Эхнатоном. Его правление настолько выбивается из тысячелетней культурной традиции, что следующие правители Древнего Египта постарались забыть культурные достижения этой эпохи и похоронить ее артефакты в гробнице Тутанхамона. Человечеству чрезвычайно повезло, что именно это захоронение оказалось неразграбленным и дошло в целости и сохранности до современных исследователей. Анализ нововведений начнем с религиозной реформы Аменхотепа IV (Эхнатона). Реформа была обусловлена рядом причин: с одной стороны, развитие культуры требовало заменить существующую много веков, но уж слишком каноническую и мифологическую традицию на что-то более соответствующее «духу времени»; с другой стороны, укрепление власти фараонов в борьбе со жрецами приводило к идее культа одного бога. И, наконец, большую роль сыграла личность фараона-реформатора, который не побоялся вступить в конфликт с могущественными жрецами Фив.

Чтобы разом покончить с устаревшей традицией Аменхотеп IV установил для всеобщего поклонения культ божества солнечного диска – Атона. Новый бог не имел привычного зооморфного (похожего на животных) или антропоморфного (похожего на человека) изображения. Его символом служил диск с исходящими от него лучами, заканчивающимися кистями рук, несущими божественное озарение. Круг уподоблялся зримому солнцу, поскольку само живое солнце становилось объектом поклонения. Поклонение солнцу сочеталось с культом самого фараона, считавшего себя сыном Атона и сменившего свое имя на Эхнатон («угодный Атону»). На двенадцатом году царствования Эхнатона происходит, окончательный разрыв с традиционным египетским многобожием: в надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие «бог». Отныне слово это пытаются заменить словом «властитель», а знак бога – знаком, обозначающим фараона. Таким образом, Эхнатон, с одной стороны, как бы возвращается к древней идее солнечного монотеизма, а с другой – освобождает религиозную систему от мифологического балласта, в частности от загробных преданий об Осирисе. Для подрыва многовековой власти жрецов Эхнатон основал новую столицу (как спустя много веков Петр I) – город Ахетатон («горизонт Атона»). [41]

Так же смело Эхнатон разрушает канон древнеегипетского искусства. Композиционным новшеством в рельефных изображениях становится показ всех фигур в строгом профиле (сравните с требованиями канона), изменяются требования к симметричности изображения, которые становятся не такими жесткими, а главное – появляется требование передачи индивидуального облика модели.

Проанализируем в связи с этим великое произведение древнеегипетского искусства – скульптурное изображение головы царицы Нефертити, жены Эхнатона. Найденное при раскопках мастерской в Ахетатоне творение скульптора Тутмоса поражает необыкновенно живой передачей уникального человеческого облика. Нежно прорисованные глаза и брови на мягко терракотовом лице, слегка приоткрытые, как бы говорящие губы, изящная ушная раковина и утонченный профиль – все свидетельствует о красоте Нефертити. Привлекает внимание подчеркнуто удлиненная стройная шея, контрастирующая с тяжелой и мощной царской тиарой. Облик завершают традиционное женское украшение и слегка намеченная одежда. Сохранилось еще несколько скульптурных и других изображений Нефертити и ее дочерей, а также уникальный рельеф, где фараон Эхнатон изображен с женой и детьми, осеняемый лучами Атона. [8]


Богиня Селкит, охраняющая ковчег с канопами Тутанхамона. Источник – Википедия.


Трон Тутанхамона. Источник – Википедия.


Фараон Тутанхамон в священной ладье. Статуэтка из гробницы Тутанхамона. Источник – Википедия.


Золотая маска фараона Тутанхамона. Источник – Википедия.


Скальный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле. Источник – Википедия.


Плакальщицы. Фрагмент росписи гробницы Рамоса. Источник – Википедия.


Роспись гробницы Нефертари. Источник – Википедия.


Ложечка для притираний. Источник – Википедия.


Следует заметить, что изящество фигур, утонченность линий и подчеркнутая нереалистическая стройность форм, а также появление светского портрета, изображающего фараона и его семью в бытовой обстановке, – это основополагающие особенности искусства эпохи Эхнатона (Амарнский период в истории древнеегипетского искусства). Этот период, длившийся всего 17 лет и закончившийся возвращением к старой религиозной системе, стал во многом переломным. Старый канон впервые претерпел такие серьезные изменения.


После смерти фараона-реформатора престол переходит к Тутанхамону – мужу его третьей дочери. О его кратковременном царствовании известно мало, но именно в это правлении восстанавливается культ Амона. Правление не отмечено никакими крупными событиями, однако обнаруженная в 1922 году археологом Картером гробница обессмертила имя фараона. В сокровищнице рядом с погребальной камерой археологи обнаружили изваяния, сопровождающие погребальный обряд. Необыкновенным изяществом, свойственным эпохе Амарнского искусства, отличаются изображения четырех богинь. [35]

В погребальной камере находился саркофаг, по углам которого располагались выполненные в технике рельефа четыре фигуры богинь, обращенные лицом к внешнему миру, с руками, простертыми в стороны, несущими на себе крылья, символизирующие защиту. Гробница Тутанхамона впервые дала ученым возможность представить богатство и разнообразие предметов декоративно-прикладного искусства. В гробнице были обнаружены многочисленные предметы дворцового обихода: среди них парадный трон Тутанхамона, являющий собой одно из совершеннейших произведений художественного ремесла.

На страницу:
4 из 7