Полная версия
Культура древних цивилизаций
Ученые нашли географические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Однако о строении Земли у вавилонян и ассирийцев были самые фантастические представления.
Медицина в то время была тесно связана с магией. Вавилоняне и ассирийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий организм. Для лечения использовались молитвы и заклинания. Иногда врачи лепили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может выздороветь. Однако больших успехов достигла хирургия, основанная на изучении анатомии человеческого организма. Любопытно, что в то время сердце считали органом разума, а о роли мозга ничего не знали.
Вавилонские и ассирийские жрецы хорошо знали математику. Уже в начале II тысячелетия до н. э. вавилоняне решали довольно сложные геометрические задачи по измерению площадей, умели составлять планы городов, дворцов и храмов.
Интересно отметить, что именно из Двуречья родом некоторые основные, кажущиеся единственно возможными математические и астрономические знания: позиционная система цифр, шестидесятеричный счет шумеров, делящий круг на 360 градусов, час – на 60 минут, а каждую из них – на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии, самый творческий период которой приходится на V в. до н. э. В это время существовали знаменитые школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе, из которых вышли два великих астронома: Киден, установивший продолжительность солнечного года, и Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз.
С культурой Двуречья связано формирование системы школьного обучения, возникшей примерно в 3000 г. до н.э.. В XXII – XVIII вв. до н.э происходит становление важнейших образовательных и культурных традиций: шумероязычной школы «Эд-дубы» («дом табличек»); двуязычных филологических пособий; техники вычислений; упрощенной десятеричной – шестнадцатеричной позиционной системы счисления; литературных каталогов и агротехнических пособий.
3.3.3. Музыкальная традиция
Особое значение в религиозной и светской жизни жителей Двуречья играла многовековая музыкальная традиция. Как и в Древнем Египте, в Двуречье произошло разделение искусства на народное и профессиональное. В связи с общим более светским характером культуры в Двуречье наблюдалось развитие светского музыкального искусства, чему способствовали многочисленные дворцовые праздники, военные шествия и т. п. Авторами похвальных од богам являлись астрологи и музыканты, математики и верховные жрецы. Молитвы жрецов отдаленно напоминали будущую литургию (богослужение в иудейско-христианской традиции).
Интересное предание о целительной роли музыки связано с именем дочери Саргона Древнего Энкидуанны, которая в состоянии божественного вдохновения, услышанными в ночи звуками гимнов, пыталась успокоить боль. С ее именем связано 42 гимна, использовавшихся для исцеления больных.
Сохранившиеся исторические источники свидетельствуют, что музыка Месопотамии на ранней стадии развития основывалась на пентатонике (гамме из пяти звуков), а затем преобразовалась в диатонику (гамму из семи звуков). Среди музыкальных инструментов, используемых в Двуречье, можно выделить духовые: флейты (tigtigi) и гобой (abub). Население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжении своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пищик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не возникал от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходило во флейтах. Из струнных инструментов широко использовались лиры (algar) и арфы (zagsal), которые имели очень небольшие размеры. Во времена Хаммурапи был изобретен плектр (специальная пластинка для игры на струнных музыкальных инструментах, напоминающая медиатор), придающий музыке «небесное звучание».
Жители Вавилона усовершенствовали инструменты, изобретенные прежде, и создали новые. На это указывают многочисленные археологические находки.
Голова быка. Навершие резонатора арфы. Из царской гробницы в Уре. Ок. 2600 до н. э. Источник – Википедия.
Прочитав предыдущие рассуждения, вы, наверное, узнали много нового, в первую очередь о мифологии как основе мировоззрения жителей Двуречья. Одно из ярких описаний Вавилона изложено в Библии. Когда плененные иудеи оказались на улицах этого города, их поразили многоязычная толпа и огромные ступенчатые храмы – зиккураты. Эти эмоции нашли отражение в библейской истории о Вавилонской башне, которую самонадеянные люди строили в надежде достичь неба и сравниться с Богом. [9], [75]
3.3.4. Пластические искусства
Обратимся к анализу развития пластических искусств Древнего Двуречья.
Ранние памятники изобразительного искусства Шумера говорят о поисках формы, композиции и стиля. Изображения на плоскости располагались как свободно, так и по регистрам (подобно древнеегипетскому канону). Прекрасный образец раннешумерского искусства – культовый сосуд из храма богини Инанны в Уруке (начало III тыс. до н.э.) разделен поперечными полосами на четыре регистра, и действие – рассказ – надо читать снизу вверх. В нижнем регистре обозначено место действия, «фон»: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующиеся колосья листьев и пальм. Следующий ряд – шествие домашних животных, затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, наполненными фруктами, т.е. со всякого рода ритуальными приношениями. Верхний, и последний, регистр изображает заключительную фазу шествия: дары сложены перед алтарем, рядом с ним символы богини, сама Инанна, т.е. жрица, исполняющая роль богини в культовых церемониях. Длинное одеяние жрицы, встречающей процессию, прекрасно сочетается с фигурой жреца в одежде с длинным шлейфом. [8]
Не правда ли, композиционное решение очень напоминает кадры из фильма или рисунки к мультипликации?
На данном примере мы хорошо видим одну из особенностей пластического искусства Двуречья – повествовательность. Рассказ-повествование мы встречаем и в сценах, изображенных на больших цилиндрических каменных печатях. Одним из способов создания человеческого образа в искусстве был подробный рассказ о его действиях, другим – символическое изображение человека. В изображении не могло быть ничего случайного: ни позы, ни поворота, ни жеста. Так рождалась общая характеристика образа. Этому служили трехчетвертной или полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, а глаз – в фас, птицу – в профиль, но с двумя крыльями; животных в основном в профиль, но с какими-то деталями (глаза, рога). Одна из любимых тем искусства – охота на хищника.
Памятниками храмовой скульптуры являются небольшие, размером до 35—40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня. Изображения отличаются отказом от правильной передачи пропорций человеческого тела, искажением и гипертрофией (преувеличением) отдельных черт человеческого или божественного облика. Большинство статуэток ставилось в храме для того, чтобы молить богов за поставившего их человека. Поэтому они являют собой позу, жест – «молю тебя, не откажи!»; нет индивидуального лица – есть выражение, всевидящее и всеслышащее существо с огромными глазами – символом проницательности; огромными ушами у многих фигурок – символом всеобъемлющей мудрости (по-шумерски понятия «мудрость» и «ухо» обозначаются одним и тем же словом, бог Мардук имеет четыре уха, четыре глаза и как минимум пятьдесят четыре имени). [8], [35]
Статуэтки богов и адорантов. Источник – Википедия.
Статуэтки бога и адоранта. Фрагмент. Источник – Википедия.
Каждому богу-покровителю в Шумере посвящался центральный храм города. Храм становился центром города-государства. Основные черты храмовой архитектуры, которые сохранялись, несколько модифицируясь в течение тысячелетий, следующие:
– храм строился на возвышенном месте и стоял на высокой платформе, к которой вели лестницы или пандусы;
– в глубине святилища находилась статуя божества;
– возможно, храмы имели внутренние росписи, которые не сохранились во влажном климате Двуречья, да и сами храмы, сделанные из кирпича-сырца, часто с примесью рубленой соломы или тростника, быстро ветшали.
К концу III тыс. до н.э. в Двуречье появляется еще один тип храма, который, вероятнее всего, был результатом развития храма первого типа – так называемый зиккурат (храм на нескольких платформах). Постепенно зиккурат становится главным типом храма.
Лучше всего сохранился зиккурат в Уре – знаменитый зиккурат царя Ур-Намму (конец III тыс. до н.э.). Огромный холм осыпавшегося трехступенчатого зиккурата до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы опирались на громадную усеченную прямоугольную пирамиду (43х65 м) высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Нарядный вход оформляли деревянные колонны с чешуйчатым узором, выложенным из разноцветных камней, поддерживающие небольшой навес над дверью. На нем красовался медный рельеф с изображением львиноголового орла, который впивался когтями в двух оленей. Внизу у двери находились две статуи львов из меди. Внутри храма обнаружены фризы из шифера, на них белыми раковинами выложены сцены повседневной жизни: приготовление сыра и процеживание молока, стада коров и телят. Процессии, двигавшиеся по широким и длинным сходящимся лестницам, казалось, исчезали в месте их соединения. Сплошные террасы имели разные цвета: низ – черный (обмазка битумом), следующий ярус – красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний (выбеленный). Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время, когда появились семиэтажные зиккураты, добавились желтые и голубые ступени. Таким образом, элементы раннего шумерского храма: лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храме и членение наружных объемов чередующимися нишами. Зиккурат символизировал «лестницу в небо». [8]
Зиккурат в Уре. Археологические раскопки и современная реконструкция. Источник – Википедия.
С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья стали строить себе дворцы со многочисленными внутренними двориками. От богатого жилого дома дворец отличался размерами, количеством жилых комнат, а также прямой парадной лестницей. В архитектуре дворца присутствовали залы с колоннами. Дома были без окон, освещались через дверные проемы, с обязательным внутренним двориком, снаружи дом окружался глинобитной стеной (элементы такого архитектурного решения до сих пор присутствуют в архитектуре древних городов Ближнего Востока). Удивительно, что во многих зданиях была канализация.
Как нам уже известно из краткой хронологии истории Месопотамии, в результате политических изменений к власти в Двуречье приходят аккадские (семитские) племена, ярким представителем которых стал Саргон Древний (XXIV век). Еще при жизни личность этого правителя была окутана множеством легенд. По преданию, он говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал… Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке» (знакомый по Библии сюжет, описывающий детство Моисея). Он основал город Аккад, который стал столицей объединенной страны. Правление Шаррукена (Саргона), что значит «истинен царь», открыло неизмеримо большие возможности для личности, что демонстрирует судьба как самого Саргона, так и его ближайших преемников. Политические и идеологические изменения нашли свое яркое отражение в искусстве: свободная композиция стелы Шаррукена с ее почти античным ощущением обнаженного тела и особенно отдельные дошедшие до нас портретные скульптурные головы. В медном скульптурном портрете царя Саргона Древнего мы видим точно переданный определенный этнический тип (семитский), а также идеализированный облик мужественного героя-победителя. Спокойное, сосредоточенное достоинство читается в слегка прикрытых глазах, аккуратно уложенной бороде, красиво очерченных губах и носе. Ничего наспех, все значительно, сосредоточенно и серьезно. [35]
Медная скульптурная голова, обычно называемая головой царя Саргона Древнего. Источник – Википедия.
К XX—XIX вв. до н.э. ослабевшее Шумеро-Аккадское царство распалось. На территории Двуречья возникло много новых государств. Постепенно в ходе междоусобных войн возвышается город Вавилон (Баб-или – Ворота бога), где воцарилась Первая Вавилонская или Аморитская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894—1595 гг. до н.э.) Ее основателем был Сумуабум.
Вавилон был готов и к нападению и к обороне. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь брала начало ирригационная система – основа жизни всей Южной Месопотамии, сюда сходились важнейшие сухопутные и речные пути. Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя Первой Вавилонской династии – Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, хорошим стратегом и организатором. Заключая выгодные для себя политические и военные союзы, он умело разгромил врагов, и на некоторое время даже Ассирия признала власть Вавилона. Важно отметить, что Хаммурапи был умным и дальновидным законодателем. Его сборник законов контролировал почти все сферы жизни общества. Эти законы были высечены на больших базальтовых столбах, и столбы стояли в разных концах страны. Законов было 282, и вместе они составили свод. Во вступлении Хаммурапи заявлял, что законами он защищает слабого от сильного. Законы были направлены на сохранение порядка в государстве, где начал действовать настоящий суд, который выносил решения не по воле правителя или толпы, а по законам.
В 1901 – 1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении ряда веков был столицей могущественного государства Элам, восточного соседа Древней Вавилонии. Неожиданно лопата одного из рабочих ударилась о какой-то камень. С большими предосторожностями удалили слой земли и извлекли сначала один, а затем два других куска каменного столба. Внимание ученых привлекли надписи и изображения, вырезанные искусным резчиком на гладко отшлифованной поверхности черного камня. С трудом удалось составить и тщательно склеить драгоценные обломки и почти полностью восстановить, если не считать нескольких трещин и выбоин, закругленный базальтовый столб 2 м высотой.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Лувра. В Московском государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский. [41]
На лицевой стороне в верхней части столба вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами, в длинных, ниспадающих до пят одеждах. Один из этих старцев восседает на троне. Его голова увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперед, руке он держит коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоит перед троном в почтительной позе. Под изображением размещена длинная надпись причудливыми клинообразными знаками.
Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 гг. до н. э. А фигуры изображают царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждает законы, изданные царем, придавая им статус божественной воли. [8]
Стела царя Хаммурапи. Сузы. Источник – Википедия.
Прочитайте внимательно некоторые законы и подумайте, насколько справедливыми они были.
«Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен. Если врач сделает свободному человеку операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки. Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить». [Краткая история Вавилонии / Электронный ресурс: Древний мир. Режим доступа: http://ancient.gerodot.ru/topics/data/babylon/articles/babylon_article_01.htm / Дата доступа: 1.06.2018]
Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей, роются новые каналы. Особенно прославился грандиозный канал, названный Рекой Хаммурапи. В государстве развивается в крупных масштабах скотоводство, появляется множество ремесленников. Вавилон занимается активной внешней и внутренней торговлей. Из Вавилона вывозят зерно, финики, масло, ремесленные изделия. Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум – «человек», или мар авелим – «сын человека», это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Зависимый человек назывался мушкенум – «склоняющийся ниц», это были люди, работающие на царской земле и обладавшие ограниченными гражданскими правами, хотя они могли иметь рабов, личное имущество и их права защищаются в суде. Низший слой вавилонского общества составляли рабы – вардум. Это военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако и рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.
Во главе государства стоял царь, который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около 30—50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и исполнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом, за это воин должен был исправно нести службу. Царь контролировал огромный бюрократический аппарат. Основной задачей этой армии бюрократов являлось исполнение воли правителя на местах. При этом царские чиновники вступали в тесный контакт с представителями местной администрации: общинными советами и старостами общин.
Уже во время правления сына Хаммурапи стали возникать внешнеполитические трудности. На территорию Вавилона начинают проникать воинственные племена. И наконец, в 1595 г. до н.э. поход хеттов завершается захватом и разорением Вавилона. Таким образом завершается Старовавилонский период.
После нашествия хеттов в Вавилоне воцарилась касситская династия (касситы – группа горных племен). Касситы восприняли богатую вавилонскую культуру. При касситской династии наблюдался политический упадок Вавилонии, которая попадает в зависимость от Египта, Хеттского царства и др. Севернее Вавилона выросло и укрепилось государство Ассирия, которое в XIII в. до н.э. нанесло ряд поражений касситскому Вавилону. Около 1155 г. до н.э. касситская династия закончила свое существование. Через Ассирию проходили многие торговые пути, что способствовало усилению экономического и политического влияния ассирийских купцов. Началась настоящая гражданская война. Победил в ней царь Тиглатпаласар. Он создал постоянную армию, которая называлась «царский узел». Война стала основным ремеслом ассирийцев. Они первыми научились использовать при осаде городов тараны. Реки они переплывали на надутых мешках из овечьих шкур. Войска проходили обучение, были дисциплинированны и хорошо вооружены. Они покорили множество соседних стран, в частности разрушили каналы и плотины города Вавилона, а сокровища увезли в новую ассирийскую столицу на берегу Тигра – Ниневию.
Как же выглядели дворцы ассирийских владык?
Ассирийский город был хорошо укрепленным местом, а дворец можно было бы назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э.) так и называлась – Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец царя стоял на высоком искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них совершенно одинаковы – это могучие великаны, держащие одной рукой льва, как котенка. По-видимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва (Лувр, Париж). Вход во дворец охраняли огромные крылатые быки с человеческими головами. Это шеду – стражи, охраняющие дворцовые врата. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел стражей спереди – голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на них сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку… пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку – четыре. Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, цветы, деревья, животные. Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Не было конца походам и завоеваниям Ассирии, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни излишне подчеркнутая мускулатура рук и ног. Все эти изобразительные средства служили демонстрацией мощи ассирийских воинов. На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. [8], [14] Животные показаны удивительно точно и правдиво. С таким же мастерством выполнены анималистические росписи на стенах дворцов. Современному человеку трудно согласиться с таким неэкологическим мышлением. Но в те времена охота со стрелами и копьями была опасным противоборством человека и зверя, проходящая на равных. Это не современные горе-охотники, расстреливающие стада антилоп с самолета или спиливающие бивни у слонов в заповедниках.
Дур-Шаррукин. Современная реконструкция. Источник – Википедия.
Шеду. Источник – Википедия.
Охота на льва. Фрагмент росписи во дворце наместника Шамшиилу в Телль-Борсиппе. VIII в. до н. э. Источник – Википедия.
Раненая львица. Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Источник – Википедия.
Штурм городской стены. Рельеф из дворца царя Синаххериба в Ниневии. Источник – Википедия.
Таким образом, мы можем определить основную черту ассирийской культуры — объектом искусства становится земная жизнь во многих ее проявлениях: особо высокого уровня достигают изображения диких животных, сцены охоты представляют равный поединок между человеком и зверем; а уж по батальным рельефам можно изучить всю осадную технику.